ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты системы управления социально-экономическим
развитием муниципального образования 10
1.1 Сущность системы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования 10
1.2 Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием муниципального образования 18
1.3 Нормативно-правовые аспекты системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования 25
2 Исследование системы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования город Набережные Челны 35
2.1 Показатели развития муниципального образования город
Набережные Челны 35
2.2 Анализ и оценка системы управления социально-экономическим
развитием муниципального образования город Набережные Челны 41
2.3 Преимущества и недостатки функционирования системы управления
социально-экономическим развитием муниципального образования 50
3 Совершенствование системы управления социально-экономическим
развитием муниципального образования город Набережные Челны 59
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием муниципального
образования город Набережные Челны 59
3.2 Оценка социально-экономической эффективности разработанных рекомендаций 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные проблемы социально-экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований во многом связаны с последствиями радикального перехода к рыночной экономике и общеэкономического спада 1990-х годов, c усилением централизации бюджетных ресурсов и ограничением вследствие этого возможностей самостоятельного решения органами власти субфедерального уровня проблем социально-экономического развития территорий.
Основные проблемы состоят в том, что управление развитием территорий в России в настоящее время носит в основном недостаточно комплексный характер, часто не учитывает специфику конкретных территорий и в результате этого не является эффективным. Последнее порождается усилением бюрократизации во взаимодействии между уровнями власти, чрезмерным контролем над муниципальными образованиями.
Подобная ситуация представляет собой следствие восприятия муниципального звена преимущественно как самого нижнего уровня власти и управления, а не как самостоятельного и равноправного партнера в решении проблем социально-экономического развития территорий. Не получает достаточного практического воплощения и особая природа местного самоуправления, сочетающего начала публичной власти и гражданского общества. Кроме того, проводимая в последние годы непродуманная политика «оптимизации» учреждений социальной сферы (а в большинстве случаев - их фактическая ликвидация, особенно в сельской местности) приводит к негативным последствиям, то есть к дальнейшему ограничению перспектив развития муниципальных образований, миграционному оттоку населения в города, вымиранию целых населенных пунктов. Нельзя не упомянуть о сложившейся в России модели экономических отношений, когда в большинстве случаев интересы собственников крупных корпораций преобладают над интересами развития страны и ее территорий. В этой связи актуализируются
вопросы оценки тенденций и выявления ключевых проблем социально-экономического развития муниципальных образований, а также поиска путей решения наиболее острых из них.
Актуальность настоящего исследования объясняется сложностью и многокомпонентностью каждой из региональных социально-экономических систем на пространстве России, а также необходимостью объяснения потенциала использования их ресурсов для соблюдения сбалансированных изменений, устраняющих факторы влияния, направленные на усиление внутрисистемных диспропорций. Как следствие, стоит задача формирования новых трендов управления развития системами подобного типа, не позволяющими одним территориальным подсистемам превосходить другие по качеству жизни и качеству социально-экономической среды.
Установлено, что основными проблемами, сдерживающими эффективное управление развитием муниципалитетов, являются: несовершенство законодательства, регламентирующего развитие местного самоуправления; дефицит собственных доходных источников и недостаточность финансовой поддержки со стороны государства; низкая эффективность взаимодействия с органами государственной власти; отсутствие полной и достоверной информации о социально-экономическом развитии муниципалитета;
пассивность местного населения; ограниченность полномочий органов местного самоуправления в сфере экономического развития территории.
Показано, что институт местного самоуправления в России находится в постоянном процессе реформирования, которое пока никак не направлено на решение ключевой проблемы муниципалитетов - низкой финансово-экономической самостоятельности. Так, в 2014-2017 гг. на федеральном уровне были приняты решения, в соответствии с которыми значительно сокращено количество вопросов местного значения сельских поселений; вопросы выбора порядка формирования органов местного самоуправления решаются теперь на региональном уровне; установлена возможность фактического преобразования муниципальных районов в городские округа.
Обосновано, что всё это приводит лишь к ослаблению роли института местного самоуправления. Предложены рекомендации по устранению вероятных негативных последствий подобного реформирования. Результаты проведённого нами исследования могут быть использованы в деятельности федеральных и региональных органов власти, а также служить базой для дальнейших исследований по данной тематике, касающихся развития организационных и финансово-экономических основ функционирования института местного самоуправления.
Степень разработанности проблемы. Современный территориальный менеджмент, как и менеджмент производственных систем, ставит своей целью сохранение целостности и соблюдение гармонии в развитии каждого отдельного компонента региональных систем. Задача создания комплексных программ и проектов развития регионов с учетом их структурной разности позволяет создавать множество различных вариантов решения данной научно-практической задачи. Теоретическую основу составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики, государственного и муниципального управления. Следует отметить, что вопросы исследования проблем местного самоуправления в России и оценки его реформирования представлены в трудах Иноземцевой Т.В., Комаревцевой О.О., Левановой Т.А., Литвинова А.О., Мамедова Р.Н. и других.
Актуальность исследования определила цель и задачи исследования выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования город Набережные Челны.
Задачи работы:
1. Выявить теоретические аспекты системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
2. Исследовать систему управления социально-экономическим развитием муниципального образования город Набережные Челны;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования город Набережные Челны.
Объектом исследования является муниципальное образование город Набережные Челны.
Предметом исследования является система управления социально-экономическим развитием муниципального образования город Набережные Челны.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области регионалистики, инновационных технологий, менеджмента инноваций.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - Госкомстата, Татарстанстата, международных экономических и финансовых организаций, а также статистические базы сети Интернет.
Методическая основа исследования. В рамках поставленной цели использованы такие научные методы, как дедукция, синтез, классификация, наблюдение, изучение документации, опросы, системные, обобщенные методы, экономический, статистический анализ, методы обобщения и экспертного опроса, монографический метод.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования, определена сущность системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования, описаны формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием муниципального образования, рассмотрены нормативно-правовые аспекты системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
Во второй главе работы проведено исследование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования город Набережные Челны, описаны основные показатели развития муниципального образования город Набережные Челны, рассмотрены преимущества и недостатки функционирования системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
Во третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования город Набережные Челны, а также проведена оценка социально-экономической эффективности разработанных рекомендаций
Важным фактором устойчивого социально-экономического развития территории является уровень цивилизационного развития конкретной единицы муниципального управления. При этом важным становится тот факт, что два соседних муниципальных образования могут находиться на совершенно разных уровнях развития. Это в большей степени объясняется тем, что, конкурируя за ресурсы, субъекты хозяйственной деятельности задают темпы экономических и социальных изменений на территории, значит, циклы экономического развития на таких территориях могут не совпадать. Из сложившегося опыта управления муниципальными образованиями в России стало понятно, что система не всегда может справиться с вызовами рыночного пространства. А зачастую, справившись с ними, становится оторванной от остальных систем региона, подавляя их развитие тем, что качественные ресурсы (это прежде всего люди и инвестиции) уходят к более успешным соседям.
Муниципальное управление социально-экономическим развитием должно осуществляться если не в соответствии с единым планом, то хотя бы при наличии единой стратегии, с обязательным использованием конкретных механизмов. Цель этих механизмов - сглаживание разрывов в темпах развития территориальных систем за счет централизованного вмешательства власти. Задача - помощь муниципальным органам власти в реализации конкретных проектов развития, направленных на оживление социальной и экономической жизни территории, придание им направленного вектора роста и развития.
Набережные Челны - второй по величине город Республики Татарстан. В муниципальном образовании проживает свыше 526 тысяч человек. За последние пять лет в Набережных Челнах сохраняется положительная демографическая ситуация, отмечается высокий показатель естественного прироста населения и низкий показатель смертности.
Согласно результатам по социально-экономическому развитию г. Набережные Челны за 2016-2017 гг., основным итогом совместной работы выделяют рост валового территориального продукта ввиду динамичности развития градообразующего предприятия ПАО «КАМАЗ» с долей 47% в общей структуре промышленности, наблюдается рост индекса промышленного производства, а также рост отгрузки продукции и товаров собственного производства. Показатели, влияющие на состояние социально-трудовой сферы по итогам 2016-2017 гг. также имеют положительную динамику.
Наряду с благоприятными условиями для инвесторов и предпринимателей города существует ряд проблем, оказывающих негативное влияние на инвестиционную привлекательность муниципального образования г. Набережные Челны:
- низкий уровень диверсификации экономики муниципального образования;
- отсутствие единого плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры для инвесторов;
- спад объемов производства на КАМАЗе, приводящий к усилению социальной напряженности, а также сокращению рабочих мест в смежных отраслях;
- дефицит квалифицированных и высокопрофессиональных технических специалистов, имеющих опыт работы, вызванный существенным оттоком кадров;
- административные барьеры по процедурам, связанным с организацией бизнеса (получение земельного участка для строительства, проведение государственной экспертизы, выдача разрешительных документов, технических условий и др.);
- отсутствие специализированного органа при Исполкоме города, отвечающего за рассмотрение и анализ инвестиционных проектов на предмет целесообразности их реализации и необходимости (возможности) их поддержки органами местного самоуправления, а также возможности их представления в Инвестиционный совет РТ.
Несмотря на перечисленные проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования, следует отметить большую работу в данном направлении с применением действенного инструмента государственной поддержки моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением с созданием территорий опережающего развития.
Несмотря на выявленное критичное социально-экономическое состояние г. Набережные Челны, следует отметить большое количества перспектив развития и направлений совершенствования управления социально-экономическим развитием г. Набережные Челны. Ввиду того, что в муниципальном образовании имеется достаточное количество ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность города, следует определить четкое и этапное управление диверсификацией экономики с ориентацией на развитие высокотехнологичных и сервисных отраслей, а также сферу услуг и средний бизнес. Предложенные мероприятия по совершенствованию социально-экономического развития г. Набережные Челны представляют собой, во- первых, ориентацию на развитие производственной, жилищной и социально-культурной инфраструктуры города, инвестирование в социальные технологии, стимулирование сферы услуг, эффект от чего ожидается в рамках рационального использования природных ресурсов и сохранения экологического равновесия в городе. Также предлагается для получения оптимальных демографических показателей, в частности показателей естественного и миграционного приростов, стабильного повышения качества жизни всех жителей города разработку рекомендаций по улучшению показателей безопасности жизнедеятельности, направленных на совершенствование конкретных сфер экономики города, мероприятия по развитию основ культуры и ценностей человека в качестве системы методов объединения его жизненных процессов. Для поддержки предпринимательского потенциала населения города, определения положительных показателей экономического развития города следует рассматривать приоритетом инвестирование в человеческий капитал, формирование оптимальных условий по применению профессиональных и личностных качеств жителей, что позволит получить социальный эффект в рамках создания благоприятного климата для инвестиций и инноваций.
Направления стратегического развития позволят на территории г. Набережные Челны: диверсифицировать экономику города, снизить долю ПАО «КАМАЗ» в общегородском объеме отгруженной продукции; создать новые рабочие места и снизить долю занятых на градообразующем предприятии и в технологической цепочке; повысить инвестиционную привлекательность города; увеличить дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования. Главным направлением региональной политики должно стать стимулирование потенциала саморазвития регионов и муниципальных образований, снятие инфраструктурных ограничений регионального развития, а также создание ТОСЭР во всех моногородах и укрепление межрегиональной и межмуниципальной кооперации.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014
№ 11-ФКЗ). - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:
11.04.2018) .
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 05.02.2018). - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения:
15.04.2018) .
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 29.03.2018).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от
29.07.2017) - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения:
23.03.2018) .
5. О приватизации государственного и муниципального имущества:
федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в ред. от 01.07.2017). - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/ (дата обращения:
08.03.2018) .
6. О местном самоуправлении в Республике Татарстан: Закон РТ от
28.07.2004 N 45-ЗРТ [Электронный ресурс]. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/newz/local.htm (дата обращения:
24.03.2018) .
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-
ФЗ (в ред. от 29.07.2017). - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения:
27.03.2018) .
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 29.12.2017). - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения:
12.03.2018) .
9. Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан: Закон РТ от 07.12.2005 г. N 116-ЗРТ. - [Электронный ресурс]. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/newz/territory.htm. (дата обращения:
18.03.2018) .
10. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/193208/ (дата обращения: 18.03.2018).
11. Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти». - [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/201404181 (дата обращения: 26.03.2018).
II Специальная литература
12. Бабкина А.Г. Реформа местного самоуправления как регулятор финансового состояния муниципальных образований / А.Г. Бабкина // Региональная экономика и управление. 2017. № 1 -2 (49). С. 201-210.
13. Баранова И.А. Экономическая основа местного самоуправления / И.А. Баранова // Интеграция наук. 2017. Т. 2. № 2 (6). С. 18-20.
14. Бардовский В.П. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования / В.П. Бардовский // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 5. С. 109-114.
15. Васильев А.А. Система муниципального управления: учебник /
A. А. Васильев. 2-е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 734 с.
16. Волчкова И.В. Стратегическое управление инновационным развитием муниципальных образований: теоретический аспект / Волчкова И.В., Вотякова И.В., Воробьева Е.С., Недоспасов А.А., Недоспасова О.П. // Экономика строительства. 2017. № 4 (46). С. 30-44.
17. Галикеев Р.Н. Применение проектного управления для реализации программы развития муниципальных образований региона / Галикеев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Мурзагалина Г.М. // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2017. № 4 (37). С. 61-69.
18. Десять лет муниципальной реформы в России: итоги и перспективы / И.
B. Караваева, Е. М. Бухвальд, С. Д. Валентей и др. ; отв. ред. Е. М. Бухвальд, И.
В. Караваева. М. : ИЭ РАН, 2014. 300 с.
19. Иноземцева Т.В. Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования / Иноземцева Т.В., Шалаев И.А. // Вектор экономики. 2017. № 11 (17). С. 68.
20. Комаревцева О.О. Модель экономического развития города: эффективный механизм или однотипная программа по управлению муниципальным образованием /Комаревцева О.О.//81:иёшт. 2017. № 4 (45).С. 7.
21. Леванова Т.А. Основные подходы к формированию эффективной системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований / Леванова Т.А., Леванова Е.Ю. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 63-69.
22. Литвинов А.О. Правовые основания использования программноцелевого подхода в управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований / Литвинов А.О. // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 2. С. 36-40.
23. Мамедов Р.Н. Задачи совершенствования системы управления процессами реализации программ и проектов в администрациях муниципальных образований / Мамедов Р.Н. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 7-8. С. 11-16.
24. Масликов В.А. Текущие задачи и факторы эффективности муниципального управления / В.А. Масликов, О.В. Рудзе // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1-2 (11). С. 246-252.
25. Милёнышева А.И. Эффективное управление муниципальным образованием / А.И. Милёнышева // Управление в социальных и экономических системах. 2017. № 26. С. 130-132.
26. Орлова Е.В. Исследование зарубежного опыта управления финансово- бюджетной несостоятельностью муниципальных образований / Е.В. Орлова // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 7
8. С. 160-166.
27. Плахова Л.В. Стандарт муниципального стратегического управления как инструмент обеспечения роста социально-экономической эффективности развития муниципальных образований / Л.В. Плахова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 6. С. 56-60.
28. Рой О.М. Роль стратегического планирования в развитии муниципальных образований / О.М. Рой // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 71-79.
29. Романишина Т.С. Опыт развития социально-экономических систем муниципальных образований Московской области / Т.С. Романишина // Бизнес. Образование. Право // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 2 (39). С. 81-85.
30. Романишина Т.С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований на основе социокультурных проектов / Т.С. Романишина. Серпухов, 2014. 221 с.
31. Селютина Е.Н. Проектное управление в муниципальных образованиях: проблемы нормативно-правовой регламентации / Е.Н. Селютина, В.А. Холодов // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 3. С. 13-18.
32. Сизоненко З.Л. Стратегическое планирование в управлении муниципальным образованием: сущность понятия / Сизоненко З.Л., Семенова К.А. // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 304-305.
33. Тебекин А. Стратегический менеджмент. Учебник / А. Тебекин. М.: Юрайт, 2015. 320 с.
34. Текеева Л.Д. Стратегическое планирование социально-экономического
развития территории как механизм управления конкурентоспособностью муниципальных образований / Текеева Л.Д., Узденов Т.А. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и
управление. 2017. № 9 (88). С. 130-132.
35. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В. Региональная политика территориального развития : монография. Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. 156 c.
36. Хардаев К.П. Формирование экономической политики региона как интеграционной основы проектного управления социо-эколого-экономическим развитием // Бизнес. Образование. Право // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 2 (39). С. 111-116.
III Электронные ресурсы
37. Управление экономического развития и поддержки предпринимательства г. Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/42/566 (дата обращения: 14.03.2018).
38. Итоги социально-экономического развития города Набережные Челны за 2017 год и задачи на 2018 год [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/114/2410 (дата обращения: 18.03.2018).
39. Стратегия социально-экономического развития муниципального
образования город Набережные Челны до 2030 года - [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F_1500185514/chelny.no.pdf (дата обращения: 17.03.2018) .
40. Плотность населения России по регионам 2017. Карта. Самые густонаселенные и малонаселенные регионы России [Электронный ресурс].
URL: http://www.statdata.ru/nasel_regions (дата обращения: 16.03.2018).