Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика и коррекция нарушений голоса у лиц педагогических профессий (Марийский Государственный Университет)

Работа №42802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
534
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка: в исследовании приняли участие 30 педагогов дошкольной образовательной организации в возрасте от 32 до 45 лет (женщины).
В приложениях результаты исследования.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Глоссарий 3
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений голоса у лиц педагогических профессий 7
1.1 Сущность понятия «нарушение голоса». Виды нарушений 7
1.2 Особенности нарушений голоса у лиц педагогических профессий 16
1.3 Проблема профилактики коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий 22
2 Экспериментальное исследование особенностей нарушений голоса у лиц педагогических профессий 31
2.1 Анализ нарушений голоса у лиц педагогических профессий 31
2.2 Содержание программы профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий 43
2.3 Анализ эффективности программы профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий 53
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 74

Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от качества голоса и работоспособности их голосового аппарата, от умения эффективно и правильно владеть им в профессиональных целях. Повышенные требования предъявляются к деятельности голосового аппарата лиц педагогических профессий. Во-первых, он должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами – гибкостью, мелодичностью, приятным тембром, силой, интонационной выразительностью.
Актуальность исследования продиктована тем, что в последнее время наблюдается увеличение количества лиц педагогических профессий, имеющих нарушение голоса. Это обусловлено тем, что в организациях образования не уделяется должного внимания профилактике нарушений голоса у педагогов, в системе охраны труда педагогов не предусмотрены мероприятия по гигиене голоса.
Проблема нарушений голоса раскрыта в научных трудах В.В. Косарева, А.Н. Леонтьева, В.П. Николаевской, Х.Д. Шадыева, В.Ю. Хлыстова, Ю.А. Хлыстова и др. Виды нарушений голоса определены в работах Н.Ф. Измеровой, Е.В. Орловой, В.Т. Пальчун, И.Г. Погореловой и др. Меры профилактики и коррекции нарушений голоса в различных профессиональных сферах проанализированы в научных исследованиях Л.Н. Колесниковой, Е.Ю. Рыловой, Д.В. Усенко и др.
Цель исследования – изучить условия профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
Объект исследования – нарушения голоса у лиц педагогических профессий.
Предмет исследования – особенности профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
Гипотеза исследования: у педагогов дошкольных учреждений нарушения голоса проявляются в осиплости и понижении тональности, что возможно избежать, если в профилактической работе применять специальные логопедические упражнения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
2. Подобрать и применить диагностические методики по определению нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
3. Проанализировать выявленные нарушения голоса у лиц педагогических профессий.
4. Разработать и апробировать в экспериментальном исследовании программу профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
5. Выявить в экспериментальном исследовании эффективность программы профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ научной и специальной литературы и передового опыта по проблеме профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий, обобщение, индукция, дедукция; эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование; методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «нарушения голоса» А.А. Твардовской, М.В. Фоминой, Л.Д. Чайка и др.;
- подходы к классификации причин нарушений голоса у лиц педагогических профессий Ю.М. Овчиниковой, О.С. Орловой, В.Т. Пальчун и др.;
- подходы к профилактике и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий В.А. Калягина, Т.В. Иванчиковой, В.В. Косарева и др.
Этапы исследования:
I. Аналитический (сентябрь 2018 г.). На данном этапе проводилось теоретическое осмысление темы, формировались элементы научного аппарата, разрабатывалась стратегия исследования и его программы, осуществлялся подбор методов и поиск базы исследования.
II. Эмпирический (октябрь 2018 г. – ноябрь 2018 г.). На втором этапе проводилось изучение особенностей профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий, а также последующая обработка и анализ результатов.
III. Обобщающий (декабрь 2018 г.). На завершающем этапе подводились итоги эмпирического исследования, формулировались выводы и заключения, разрабатывались рекомендации, завершалось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных методов и приемов профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий. Полученные в исследовании данные могут быть использованы логопедами в работе с педагогами общеобразовательных организаций.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте от 32 до 45 лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной причиной развития профессионального заболевания голосового аппарата является его систематическое перенапряжение при выполнении профессиональных функций или при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в неправильной артикуляции и др. Особое значение это имеет у лиц педагогических профессий, когда ошибки в технике речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулатуры, недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к значительному смещению гортани вперед, что снижает тонус голосовых складок.
Помимо основного этиологического момента – перенапряжения голосового аппарата в любой форме, в развитии профессиональных заболеваний голосового аппарата имеет значение и специфика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная интенсивность окружающего фонового шума, плохая акустика помещений, перепады температуры окружающей среды повышенная сухость и запыленность воздуха и т.п.). Способствуют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюдение гигиены голоса (курение, алкоголь) и воспалительные заболевания полости носа и глотки.
Необходимо отметить, что до настоящего времени отсутствуют специфические объективные критерии профессиональной принадлежности заболеваний голосового аппарата, что иногда ведет к ошибкам диагностики и неправильному решению экспертных вопросов. В связи с этим для определения профессионального характера заболевания гортани необходимо тщательное изучение анамнеза (исключение воздействия других этиологических факторов, в первую очередь курения, приема алкоголя, травм и др.).
Большое и решающее значение отдается изучению санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно принята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосоречевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учитывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутствующих факторов окружающей производственной среды и трудового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних дыхательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.
После анализа специальной литературы по проблеме исследования и на основе полученных данных на констатирующем этапе, была разработан и апробирован программа профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий, которая структурно представлена в виде курса просветительских лекций по охране голоса для педагогов дошкольной образовательной организации. В процессе проведения лекций происходило знакомство педагогов с с особенностями основных профессиональных поражений голосовой функции и овладением основ гигиенических правил предупреждающие нарушения голоса. В программе курс лекций сочетается практической формой работы.
Проанализировав состояние голоса у педагогов после коррекционно-профилактических мероприятий, мы определили: среди педагогов, у которых были выявлены нарушения голоса в рамках констатирующего этапа экспериментального исследования, сократилось количество лиц, чей голос отличался сиплостью и глухостью; у педагогом выявлена положительная динамика в таких характеристиках голоса, как темп, выносливость, громкость, подвижность и благозвучие. Также наблюдается динамика в изменении типа фонационного дыхания педагогов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абдуллина, О. Л. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического коллектива / О. Л. Абдуллина. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 412 с.
2. Алмазова, А. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А. А. Алмазова. – Москва : Юрайт, 2012. – 456 с.
3. Артамонова, B. Г. Профессиональные болезни / B. Г. Артамонова, H. A. Мухин – Mосква : Медицина, 2007. – 480 c.
4. Булл, Т. Р. Атлас ЛОР-заболеваний / Т. Р. Булл ; пер. с англ. В. Ю. Халатова ; под ред. М. Р. Богомильского. – 4-е изд., испр. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 272 с.
5. Василенко, Ю. С. Заболевания голосового аппарата у педагогов / Ю. С. Василенко // Вестник оториноларингологии. – 1995. – № 6. – С. 5–9.
6. Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства (теоретические аспекты : учеб. пособие / Е. Г. Вотинова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 91 с
7. Галиуллина ,Л. К. Психические расстройства при нарушениях голоса / Л. К. Галиуллина, Д. М. Менделевич // Неврол. вестн. (журн. им. В. М. Бехтерева). – 2002. – Т. XXXIV. – Вып. 1–2. – С. 58– 59.
8. Гигиена труда / Под ред. H. Ф. Измeрoвa, B. Ф. Кириллова. – Mосква : Гэoтар-Медиа, 2008. – 595 c.
9. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – Москва : Логос, 2012. – 432 с.
10. Гревцева, Г. Я. Голосвые расстройства у учителей начальных классов / Г. Я. Гревцев // Вестник ЧГПУ. Сер. 2 Педагогика. Методика преподавания. – Челябинск : ЧГПУ, 2012. – № 6 – С. 20-24.
11. Данилова, И. С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально–педагогической подготовки будущего учителя : монография / И. С. Данилова. – Тула : Тул. Полиграфист, 2014. – 171 с.
12. Зарубин, М. М. Лечение болезней ЛОР-органов. Новейший справочник / М. М. Зарубин. – Москва : Феникс, 2007. – 240 c.
13. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Москва : Логос, 2011. – 274 с.
14. Жиляева, О. А. Содержание профессиональной культуры личности / О. А. Жиляева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2016. – № 63. – С. 105-109.
15. Жинкин, Н. И. Психолингвистика / Н. И. Жинкин. – Москва : Лабиринт, 2014. – 288 с.
16. Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т. В. Иванчикова // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 83-89.
17. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А.Калягин, Т. С. Овчинникова. – Москва : Академия, 2006. – 320 с.
18. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 247 с.
19. Козырева, О. А. Причины нарушений голоса у педагогов / О. А. Козырева // Дополнит. проф. образование. – 2014. – № 4. – С. 24–25.
20. Колесникова, Л. Н. Профессиональные заболевания у педагогов / Л. Н. Колесникова // Мир русского слова. – 2014. – № 3. – С. 79–83.
21. Косарев, В. В. Профессиональные болезни / В. В. Косарев, В. С. Лотков, С. А. Бабанов. – Москва : Гэотар-Медиа, 2008. – 160 с.
22. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. – Москва : Академия, 2006. – 128 с.
23. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия. 2015. – 658 с.
24. Лихачев, А. Г. Справочник по оториноларингологии: моногр. / А.Г. Лихачев. – Москва : Медицина, 1984. – 368 c.
25. Лопатин, А. С. Ринит : руководство / А. С. Лопатин. – Москва : Литтерра, 2010. – 424 с.
26. Микозы уха и верхних дыхательных путей : учеб. пособие / Н. С. Храппо [и др.] ; ГБОУ ВПО СамГМУ МЗ РФ. – 2-е изд. доп. и перераб. – Самара : ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России, 2015. – 32 с.
27. Лучихин, Л. А. Болезни уха, горла и носа / Л. А. Лучихин. – Москва : Эксмо, 2010. – 450 c.
28. Николаевская, В. П. Физические методы лечения в оториноларингологии / В. П. Николаевская. – Москва : Медицина, 1989. – 256 c.
29. Обследование оториноларингологического больного : examination of ENT patient / В. Т. Пальчун [и др.]. – Москва : Литтерра, 2014. – 336 с.
30. Овчиниикова, Ю. М. Оториноларингология : Учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Ю. М. Овчинникова, С. В. Морозова. – Москва : Мастерство, 2002. – 208 с.
31. Овчинников, Ю. М. Справочник по оториноларингологии / Ю. М. Овчинников. – 2-е изд. – Москва : МИА, 2007. – 224 с
32. Ocтaпкoвич, B. E. Профессиональные заболевания лор-органов./ В. E. Ocтaпкoвич, A. B. Брoфмaн – Mосква : Медицина, 2002. – 463 с.
33. Оториноларингология : нац. рук. / гл. ред. В. Т. Пальчун ; Рос. о-во оториноларингологов, АСМОК. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 958 с. :
34. Оториноларингология : нац. рук. / гл. ред. В. Т. Пальчун ; АСМОК. – крат. изд. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 656 с.
35. Орлова, Е. В. Основы педагогической деятельности : уч. пос / Е. В. Орлова. – Ростов на Дону : Феникс, 2017. – 462 с.
36. Орлова, О. С. Нарушение голоса : учеб. пособие для студентов / О. С. Орлова. – Москва : Астрель, 2008 – 220 с
37. Пальчун, В. Т. Болезни уха, горла, носа : учебник / В. Т. Пальчун. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 320 с.
38. Пальчун, В. Т. Воспалительные заболевания глотки : руководство / В. Т. Пальчун, Л. А. Лучихин, А. И. Крюков. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 288 с.
39. Пальчун, В. Т. Оториноларингология : учебник / В. Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А. Лучихин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 656 с.
40. Пальчун, В. Т. Воспалительные заболевания гортани и их осложнения / В. Т. Пальчун, А. С. Лапченко, Д. Л. Муратов. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 176 с.
41. Погорелова, И. Г. Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя / И. Г. Погорелова // Сибирский мед. журн. – Иркутск, 2009. – Т. 86, № 3. – С. 172–174.
42. Правдина, О. В. Голос и его нарушения / О. В. Правдина. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 254 с.
43. Пробст, Р. Оториноларингология в клинической практике = Fasic Otorhinolaryngology / Р. Пробст, Г. Греверс, Г. Иро ; пер. с англ. ; под ред. А. С. Лопатина. – Москва : Практическая медицина, 2012. – 382 с.
44. Профессиональная патология. Национальное руководство / Под ред. H. Ф. Измeрoвa. – Mосква : Гэoтар-Медиа, 2011. – C. 12-15.
45. Рылова, Е. Ю. Подходы к понятию «нарушения голоса» / Е. Ю. Рылова // Вестн. Поморского ун–та. Сер. : Физиолог. и психолого–пед. науки. – 2013. – № 3. – С. 54–57.
46. Рудин, Л. Б. Профессиональные виды трудовой деятельности вокалистов и их значение для возникновения и профилактики дисфоний / Л. Б. Рудин // Голос и речь. – 2015. – №13. – С. 45-49.
47. Тагирова, В. Г. Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и педагогов высшей школы / В. Г. Тагирова. – Казань, 2001. – 31 с.
48. Твардовская, А. А. Логопсихология. Конспект лекций / А. А.Твардовская. – Казань : Каз.федер.ун-т, 2014. – 45 с.
49. Трошин, О. В. Логопсихология : Учебное пособие / О. В. Трошин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 256 с.
50. Усенко, Д. В. Комбинированная терапия воспалительных заболеваний ротоглотки у детей [Текст] / Д. В. Усенко, А. В. Горелов // Медицинский совет. – 2016. – № 1. – С. 54- 57.
51. Ухова, Л. В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект / Л. В. Ухова. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 387 с.
52. Федорова, С. Н. Нарушения голоса, обусловленные профессией / С. Н. Федорова // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 65–70.
53. Фомина, М. В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий : методические указания / М. В. Фомина. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2004. – 19 с.
54. Шадыев, Х. Д. Практическая оториноларингология : руководство / Х. Д. Шадыев, В. Ю. Хлыстов, Ю. А. Хлыстов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : МИА, 2013. – 496 с.
55. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика : учебное пособие / А. М. Шахнарович.‐ Москва : Инфра-М, 2015. – 123 с.
56. Шипилова, Е. В. Основы логопсихологии : учеб.пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Шипилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 224 с.
57. Хомутова, А. А. Коммуникативно-комплексный подход к формированию фонологической компетенции / А.А. Хомутова // Вестн. Южно–Уральского гос. ун–та. Сер. : Лингвистика. – 2007. – Т. 87, № 15. – С. 92–96.
58. Чайка, Л. Д. Хирургическая анатомия гортанных нервов / Л. Д. Чайка, С. В. Якубовский // Медицинский журнал. – 2016. – № 3. – С. 42-48.
59. Яковлева, Н. Г. Введение в профессию / Н. Г. Яковлева. – Томск: ТГУ, 2015. – 142 с.
60. Pediatric ENT [Текст] = Детская отоларингология / ed. by J. M. Graham, G. K. Scadding, P. D. Bull. – Berlin [etc.] : Springer, 2007. – 508 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ