Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением зрения 7
1.2. Понятие адаптивного поведения, его компоненты 12
1.3. Предикторы адаптивного поведения при нарушении зрения 19
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Экспериментальное исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения 28
2.1. Организация, этапы и методы исследования 28
2.2. Исследование личностных особенностей дошкольников с нарушением
зрения как предикторов адаптивного поведения 30
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 39
Выводы по Главе II 47
Заключение 49
Список литературы 51
Глава I. Теоретическое обоснование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением зрения 7
1.2. Понятие адаптивного поведения, его компоненты 12
1.3. Предикторы адаптивного поведения при нарушении зрения 19
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Экспериментальное исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения 28
2.1. Организация, этапы и методы исследования 28
2.2. Исследование личностных особенностей дошкольников с нарушением
зрения как предикторов адаптивного поведения 30
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 39
Выводы по Главе II 47
Заключение 49
Список литературы 51
В настоящее время в России насчитывается более пятнадцати миллионов людей с отклонениями в развитии. Это в свою очередь составляет около одиннадцати процентов населения страны. Более двух миллионов детей с ограниченными возможностями, из них около семьсот тысяч являются дети-инвалиды. Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение.
В современном обществе интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество глобальный процесс. Основа - готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни [6].
Актуальность темы исследования. В настоящее время российское образование направлено на реализацию инклюзивного обучения, что в свою очередь предъявляет особые условия для успешной адаптации дошкольников с ограниченными возможностями к образовательной среде. Адаптационные возможности детей, имеющих тот или иной дефект, имеет ограничения, вследствие наличия хронической ситуации болезни, что в свою очередь ведет к перемене условий его жизнедеятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья все это может повлечь к изменению социальной компетентности, психофизиологических возможностей личности, а также сужению круга социальных контактов. Наличие различных ограничений предъявляет условия к адаптивности человека и стрессоустойчивости [20].
Проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде остается весьма актуальной и значимой. Процесс адаптации таких детей к условиям окружающей действительности зависит от того, как у них формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.
Из-за недостатка навыка ориентировки в пространстве, у детей с нарушениями зрения нарушается полноценная связь средой. Это может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, отношений, познавательной и двигательной деятельности.
С позиций обоснования актуальности темы исследования становятся очевидными противоречия между:
- потенциальными возможностями детей с нарушением зрения и нехваткой адаптивности поведения дошкольников с данной категорией;
- представлением о системности дошкольной образовательной деятельности как факторе разностороннего развития воспитанника и неполной реализацией данной системы в реальной практике ДОУ:
- объективным требованием формировать адаптивность поведения на ранних этапах онтогенеза и недостаточной разработанностью педагогических технологий, необходимых для адекватного их развития;
- профессиональной обязанностью педагога развивать социально необходимые качества дошкольника и недостаточной подготовкой педагогов к управлению этим процессом.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы современные подходы к формированию адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения?
Цель исследования: Выявить предикторы адаптивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования - адаптивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: успешность формирования адаптивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением зрения определяется такими предикторами, как личностными особенностями детей и особенностями их детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выделить на основе анализа научных источников проблемы адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования;
2. Определить особенности адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. Рассмотреть критерии и показатели адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. В процессе опытно - экспериментальной работы проверить эффективность процесса организации формирования адаптивного поведения.
Теоретическая основа исследования. Современная педагогическая наука рассматривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности. Сущность адаптации детей с нарушением зрения рассмотрены в работах Выготского Л.С., Лурии А.Р., Леонтьева А.Н., Лазарус Р., Фолкмана С., Плаксиной Л.И., Солнцевой Л.И., Реуновой А.А., Крюковой Т.Л., Куфтяк Е.В., Лебедева А.П.
Методы исследования:
Изучение, анализ научной и педагогической литературы, опрос, наблюдение, беседа, тестирование с помощью методик: Кактус, методики «кинетический рисунок семьи» Р.Бэнса, С. Кауфмана, исследования типа семейного воспитания (Эйдемиллер), шкалы адаптивного поведения Вайнленд, анализ проведенной работы и результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться педагогами, методистами и воспитателями ДОО. Также расширены теоретические и практические представления об особенностях адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1 "Ручеек" города Вятские Поляны Кировской области (МКДОУ детский сад № 1 "Ручеёк") - 2 группы в возрасте 5-6 лет старшей группы. 10 детей с нарушением зрения и их родители составили экспериментальную группу и 10 детей и их родители в нормогенезе - контрольная группа.
Структура выпускной квалифицированной работы содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
В современном обществе интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество глобальный процесс. Основа - готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни [6].
Актуальность темы исследования. В настоящее время российское образование направлено на реализацию инклюзивного обучения, что в свою очередь предъявляет особые условия для успешной адаптации дошкольников с ограниченными возможностями к образовательной среде. Адаптационные возможности детей, имеющих тот или иной дефект, имеет ограничения, вследствие наличия хронической ситуации болезни, что в свою очередь ведет к перемене условий его жизнедеятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья все это может повлечь к изменению социальной компетентности, психофизиологических возможностей личности, а также сужению круга социальных контактов. Наличие различных ограничений предъявляет условия к адаптивности человека и стрессоустойчивости [20].
Проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде остается весьма актуальной и значимой. Процесс адаптации таких детей к условиям окружающей действительности зависит от того, как у них формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.
Из-за недостатка навыка ориентировки в пространстве, у детей с нарушениями зрения нарушается полноценная связь средой. Это может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, отношений, познавательной и двигательной деятельности.
С позиций обоснования актуальности темы исследования становятся очевидными противоречия между:
- потенциальными возможностями детей с нарушением зрения и нехваткой адаптивности поведения дошкольников с данной категорией;
- представлением о системности дошкольной образовательной деятельности как факторе разностороннего развития воспитанника и неполной реализацией данной системы в реальной практике ДОУ:
- объективным требованием формировать адаптивность поведения на ранних этапах онтогенеза и недостаточной разработанностью педагогических технологий, необходимых для адекватного их развития;
- профессиональной обязанностью педагога развивать социально необходимые качества дошкольника и недостаточной подготовкой педагогов к управлению этим процессом.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы современные подходы к формированию адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения?
Цель исследования: Выявить предикторы адаптивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования - адаптивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: успешность формирования адаптивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением зрения определяется такими предикторами, как личностными особенностями детей и особенностями их детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выделить на основе анализа научных источников проблемы адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования;
2. Определить особенности адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. Рассмотреть критерии и показатели адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. В процессе опытно - экспериментальной работы проверить эффективность процесса организации формирования адаптивного поведения.
Теоретическая основа исследования. Современная педагогическая наука рассматривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности. Сущность адаптации детей с нарушением зрения рассмотрены в работах Выготского Л.С., Лурии А.Р., Леонтьева А.Н., Лазарус Р., Фолкмана С., Плаксиной Л.И., Солнцевой Л.И., Реуновой А.А., Крюковой Т.Л., Куфтяк Е.В., Лебедева А.П.
Методы исследования:
Изучение, анализ научной и педагогической литературы, опрос, наблюдение, беседа, тестирование с помощью методик: Кактус, методики «кинетический рисунок семьи» Р.Бэнса, С. Кауфмана, исследования типа семейного воспитания (Эйдемиллер), шкалы адаптивного поведения Вайнленд, анализ проведенной работы и результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться педагогами, методистами и воспитателями ДОО. Также расширены теоретические и практические представления об особенностях адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1 "Ручеек" города Вятские Поляны Кировской области (МКДОУ детский сад № 1 "Ручеёк") - 2 группы в возрасте 5-6 лет старшей группы. 10 детей с нарушением зрения и их родители составили экспериментальную группу и 10 детей и их родители в нормогенезе - контрольная группа.
Структура выпускной квалифицированной работы содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Из-за недостатка информации об окружающем и ограниченности сенсорной системы ребенок со зрительным дефектом имеет ряд особенностей, которые обусловлены ходом психического развития, а также адаптацией к условиям жизнедеятельности. Преодоление трудностей и стрессов переживаются ими как опасные, связаны с социальными и психическими возможностями детей. Адаптивное поведение выступает защитным механизмов, обеспечивающее сохранность внутреннего «Я» от стресса, конфликтов.
Адаптивное поведение является результатом взаимодействия копинг - стратегий и копинг-ресурсов. Данное поведение влияет на социальную адаптацию и эмоциональное благополучие человека. Адаптивное поведение является регулятором психологического здоровья.
Успешность адаптации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих нарушения зрения к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.
Благодаря качеству привязанности, семье, детско-родительским отношениям, системе личностных отношений ребенка идет становление адаптивного поведения у ребенка с нарушением зрения. От их качества зависит эффективность копинг-поведения.
Оценивая в целом эмоциональное состояние детей по методике «Кактус», можно сформулировать следующие выводы. Для детей контрольной группы в целом характерно эмоционально-уравновешенное состояние, проявления большинства параметров находятся у них в зоне возрастной нормы. Несколько завышены неуверенность в себе, скрытность.
Эмоциональное состояние детей экспериментальной группы окрашивается агрессивностью, импульсивностью, скрытностью. В целом, это демонстрирует снижение адаптационного потенциала и эмоционального неблагополучия детей с нарушением зрения.
Анализируя рисунки детей по методике «Кинетический рисунок семьи», мы отметили, что тревожность, враждебность, конфликтность,у большинства испытуемых экспериментальной группы находятся в зоне средних значений. Однако, у детей контрольной группы усиливаются проявления тревожности, интенсифицируются проявления агрессивности и повышаются риски отклонений в адаптации.
Методика адаптивного поведения Вайнленда выявил следующую картину. Так у детей контрольной группы определен оптимальный уровень личных и общественных навыков, игровых навыков, экспрессивных навыков и развита мелкая и грубая моторика. Дети экспериментальной группы отличаются эмоциональной неразвитием данных качеств или низким уровнем данных показателей.
Корреляционный анализ результатов исследования показал, у детей экспериментальной группы в структуре адаптивного поведения выявлен дисгармоничный блок, системообразующим фактором которого выступает личностные особенности данных детей.
Все это отразилось на уровне их адаптации - у детей с нарушением зрения выявлена значимая взаимосвязь характеристик адаптивного поведения с типами родительского отношения.
По результатам проведенного исследования становится очевидным факт реальной взаимосвязи между типом родительского воспитания и шкалами адаптивного поведения детей с нарушением зрения.
Адаптивное поведение является результатом взаимодействия копинг - стратегий и копинг-ресурсов. Данное поведение влияет на социальную адаптацию и эмоциональное благополучие человека. Адаптивное поведение является регулятором психологического здоровья.
Успешность адаптации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих нарушения зрения к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.
Благодаря качеству привязанности, семье, детско-родительским отношениям, системе личностных отношений ребенка идет становление адаптивного поведения у ребенка с нарушением зрения. От их качества зависит эффективность копинг-поведения.
Оценивая в целом эмоциональное состояние детей по методике «Кактус», можно сформулировать следующие выводы. Для детей контрольной группы в целом характерно эмоционально-уравновешенное состояние, проявления большинства параметров находятся у них в зоне возрастной нормы. Несколько завышены неуверенность в себе, скрытность.
Эмоциональное состояние детей экспериментальной группы окрашивается агрессивностью, импульсивностью, скрытностью. В целом, это демонстрирует снижение адаптационного потенциала и эмоционального неблагополучия детей с нарушением зрения.
Анализируя рисунки детей по методике «Кинетический рисунок семьи», мы отметили, что тревожность, враждебность, конфликтность,у большинства испытуемых экспериментальной группы находятся в зоне средних значений. Однако, у детей контрольной группы усиливаются проявления тревожности, интенсифицируются проявления агрессивности и повышаются риски отклонений в адаптации.
Методика адаптивного поведения Вайнленда выявил следующую картину. Так у детей контрольной группы определен оптимальный уровень личных и общественных навыков, игровых навыков, экспрессивных навыков и развита мелкая и грубая моторика. Дети экспериментальной группы отличаются эмоциональной неразвитием данных качеств или низким уровнем данных показателей.
Корреляционный анализ результатов исследования показал, у детей экспериментальной группы в структуре адаптивного поведения выявлен дисгармоничный блок, системообразующим фактором которого выступает личностные особенности данных детей.
Все это отразилось на уровне их адаптации - у детей с нарушением зрения выявлена значимая взаимосвязь характеристик адаптивного поведения с типами родительского отношения.
По результатам проведенного исследования становится очевидным факт реальной взаимосвязи между типом родительского воспитания и шкалами адаптивного поведения детей с нарушением зрения.
Подобные работы
- ПРЕДИКТОРЫ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с комплексными нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018



