Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения

Работа №42799

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением зрения 7
1.2. Понятие адаптивного поведения, его компоненты 12
1.3. Предикторы адаптивного поведения при нарушении зрения 19
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Экспериментальное исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения 28
2.1. Организация, этапы и методы исследования 28
2.2. Исследование личностных особенностей дошкольников с нарушением
зрения как предикторов адаптивного поведения 30
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 39
Выводы по Главе II 47
Заключение 49
Список литературы 51


В настоящее время в России насчитывается более пятнадцати миллионов людей с отклонениями в развитии. Это в свою очередь составляет около одиннадцати процентов населения страны. Более двух миллионов детей с ограниченными возможностями, из них около семьсот тысяч являются дети-инвалиды. Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение.
В современном обществе интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество глобальный процесс. Основа - готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни [6].
Актуальность темы исследования. В настоящее время российское образование направлено на реализацию инклюзивного обучения, что в свою очередь предъявляет особые условия для успешной адаптации дошкольников с ограниченными возможностями к образовательной среде. Адаптационные возможности детей, имеющих тот или иной дефект, имеет ограничения, вследствие наличия хронической ситуации болезни, что в свою очередь ведет к перемене условий его жизнедеятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья все это может повлечь к изменению социальной компетентности, психофизиологических возможностей личности, а также сужению круга социальных контактов. Наличие различных ограничений предъявляет условия к адаптивности человека и стрессоустойчивости [20].
Проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде остается весьма актуальной и значимой. Процесс адаптации таких детей к условиям окружающей действительности зависит от того, как у них формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.
Из-за недостатка навыка ориентировки в пространстве, у детей с нарушениями зрения нарушается полноценная связь средой. Это может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, отношений, познавательной и двигательной деятельности.
С позиций обоснования актуальности темы исследования становятся очевидными противоречия между:
- потенциальными возможностями детей с нарушением зрения и нехваткой адаптивности поведения дошкольников с данной категорией;
- представлением о системности дошкольной образовательной деятельности как факторе разностороннего развития воспитанника и неполной реализацией данной системы в реальной практике ДОУ:
- объективным требованием формировать адаптивность поведения на ранних этапах онтогенеза и недостаточной разработанностью педагогических технологий, необходимых для адекватного их развития;
- профессиональной обязанностью педагога развивать социально необходимые качества дошкольника и недостаточной подготовкой педагогов к управлению этим процессом.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы современные подходы к формированию адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения?
Цель исследования: Выявить предикторы адаптивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования - адаптивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: успешность формирования адаптивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением зрения определяется такими предикторами, как личностными особенностями детей и особенностями их детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выделить на основе анализа научных источников проблемы адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования;
2. Определить особенности адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. Рассмотреть критерии и показатели адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. В процессе опытно - экспериментальной работы проверить эффективность процесса организации формирования адаптивного поведения.
Теоретическая основа исследования. Современная педагогическая наука рассматривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности. Сущность адаптации детей с нарушением зрения рассмотрены в работах Выготского Л.С., Лурии А.Р., Леонтьева А.Н., Лазарус Р., Фолкмана С., Плаксиной Л.И., Солнцевой Л.И., Реуновой А.А., Крюковой Т.Л., Куфтяк Е.В., Лебедева А.П.
Методы исследования:
Изучение, анализ научной и педагогической литературы, опрос, наблюдение, беседа, тестирование с помощью методик: Кактус, методики «кинетический рисунок семьи» Р.Бэнса, С. Кауфмана, исследования типа семейного воспитания (Эйдемиллер), шкалы адаптивного поведения Вайнленд, анализ проведенной работы и результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться педагогами, методистами и воспитателями ДОО. Также расширены теоретические и практические представления об особенностях адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1 "Ручеек" города Вятские Поляны Кировской области (МКДОУ детский сад № 1 "Ручеёк") - 2 группы в возрасте 5-6 лет старшей группы. 10 детей с нарушением зрения и их родители составили экспериментальную группу и 10 детей и их родители в нормогенезе - контрольная группа.
Структура выпускной квалифицированной работы содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Из-за недостатка информации об окружающем и ограниченности сенсорной системы ребенок со зрительным дефектом имеет ряд особенностей, которые обусловлены ходом психического развития, а также адаптацией к условиям жизнедеятельности. Преодоление трудностей и стрессов переживаются ими как опасные, связаны с социальными и психическими возможностями детей. Адаптивное поведение выступает защитным механизмов, обеспечивающее сохранность внутреннего «Я» от стресса, конфликтов.
Адаптивное поведение является результатом взаимодействия копинг - стратегий и копинг-ресурсов. Данное поведение влияет на социальную адаптацию и эмоциональное благополучие человека. Адаптивное поведение является регулятором психологического здоровья.
Успешность адаптации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих нарушения зрения к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.
Благодаря качеству привязанности, семье, детско-родительским отношениям, системе личностных отношений ребенка идет становление адаптивного поведения у ребенка с нарушением зрения. От их качества зависит эффективность копинг-поведения.
Оценивая в целом эмоциональное состояние детей по методике «Кактус», можно сформулировать следующие выводы. Для детей контрольной группы в целом характерно эмоционально-уравновешенное состояние, проявления большинства параметров находятся у них в зоне возрастной нормы. Несколько завышены неуверенность в себе, скрытность.
Эмоциональное состояние детей экспериментальной группы окрашивается агрессивностью, импульсивностью, скрытностью. В целом, это демонстрирует снижение адаптационного потенциала и эмоционального неблагополучия детей с нарушением зрения.
Анализируя рисунки детей по методике «Кинетический рисунок семьи», мы отметили, что тревожность, враждебность, конфликтность,у большинства испытуемых экспериментальной группы находятся в зоне средних значений. Однако, у детей контрольной группы усиливаются проявления тревожности, интенсифицируются проявления агрессивности и повышаются риски отклонений в адаптации.
Методика адаптивного поведения Вайнленда выявил следующую картину. Так у детей контрольной группы определен оптимальный уровень личных и общественных навыков, игровых навыков, экспрессивных навыков и развита мелкая и грубая моторика. Дети экспериментальной группы отличаются эмоциональной неразвитием данных качеств или низким уровнем данных показателей.
Корреляционный анализ результатов исследования показал, у детей экспериментальной группы в структуре адаптивного поведения выявлен дисгармоничный блок, системообразующим фактором которого выступает личностные особенности данных детей.
Все это отразилось на уровне их адаптации - у детей с нарушением зрения выявлена значимая взаимосвязь характеристик адаптивного поведения с типами родительского отношения.
По результатам проведенного исследования становится очевидным факт реальной взаимосвязи между типом родительского воспитания и шкалами адаптивного поведения детей с нарушением зрения.



1. Акимова, Е.В. Проблема изучения копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Е.В. Акимова, А.В Суворова // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции.-М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. -С.6-10.
2. Бережкова, Е.И. Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.И. Бережкова // Вестник Ленинградского Государственного Университета Им. А.С. Пушкина. - 2016.
- C. 113-122.
3. Богомягкова, О.Н. Влияние толерантной / интолерантной позиции матерей на коммуникативную и личностную сферу дошкольников [Текст] / О.Н. Богомягкова, Е.В. Тукачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета/ ред. кол.: Е.А. Силина, А.А. Волочков, Д.С. Корниенко, Т.В. Евтух. - Пермь. - 2014. С.151-162.
4. Богомягкова, О.Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка [Текст] / О.Н. Богомягкова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета / ред. кол.: Е.А. Силина, А.А. Волочков, Д.С. Корниенко, Т.В. Евтух. - Пермь.
- 2014. - С. 137-151.
5. Божевольнов, Г.Ю. Адаптивное и дезадаптивное поведение как феномены психологической науки [Текст] / Г.Ю. Божевольнов // Вестник МГОУ.-
2013. - №1. - С. 81-88.
6. Боровик, С.С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях [Текст] / С.С. Боровик // Молодой ученый. -
2015. -№11. - С. 1283-1285.
7. Денискина, В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Школьный вестник. - 2017. - № 8. - С. 1-13.
8. Дровосекова, Е.А. Особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Е.А. Дровосекова, С.Э Дровосеков // Научно-методический журнал «Концепт». - 2017. - Т. 44. - С. 174-178.
9. Елина, Д.Д. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями зрения [Текст] / Елина Д.Д., Задумкина Е.А., Пахолкина Т.М // Вестник современных исследований .- 2017. - .№6. - С. 83-84.
10. Козлова, В.В. Социальная психология XXI столетия [Текст] / В.В. Козлова. - Ярославль, 2005. - 336с.
11. Королева, А.В. Организация и содержание психолого-педагогической
работы детьми с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации с использованием опыта работы МБДОУ «Детский сад № 60
компенсирующего вида» г. Сыктывкара Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования / А.В. Королева. - Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 46 с.
12. Костюк, А.В. Психолого-педагогические технологии формирования навыков социального поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [Текст]: методические рекомендации / А.В. Костюк, С.В. Соловьева. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013.- 62с.
13. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними [Текст] / Т.Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е.В Куфтяк. - СПб., 2015. - 240 с.
14. Кузьмина, В.П. Особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Кузьмина, С.А. Городилова // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т.17. - С. 893-897.
15. Куфтяк, Е.В. Адаптивные механизмы личности: современный взгляд на проблему [Текст] / Е.В. Куфтяк // Монография. - М.: Мир науки, 2017.-С.6- 18.
16. Куфтяк, Е.В. Влияние адаптивных механизмов на психологическое здоровье детей [Текст] / Е.В. Куфтяк, А.Е. Черноградский // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Междунар. науч. конф. - Кострома, 2016. - Т.1. - С.123-126.
17. Куфтяк, Е.В. Механизмы защиты и копинг-стратегии как факторы адаптации детей [Текст] / Е.В. Куфтяк, А.А Реунова // Культурноисторическая психология Л.С. Выготского и проблемы личности в современном мире: к 120-летию со дня рождения: сборник научных статей / редкол.: И.В.Сильченко. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2016. -С. 262-266.
18. Куфтяк, Е.В. Стратегии защитно-совладающего поведения детей в контексте психологического здоровья [Текст] / Е.В. Куфтяк, А.П Лебедев, А.А. Реунова // Медицинская психология в России. - 2017. - № 1. -С .1-12.
19. Куфтяк, Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте [Текст] / Е.В. Куфтяк // Научный журнал Психологические исследования. - 2012. - № 2. - С. 3.
20. Лебедев, А.П. Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.П Лебедев, А.А. Реунова, У.Ю. Севастьянова, Е.В Куфтяк // Педагогика. Психология. Социокинетика № 2. -
2017. - С. 169-174.
21. Лебедев, А.П. Исследование защитно-совладающего поведения личности на разных этапах возрастного развития [Текст] / А.П Лебедев, А.А. Реунова,
К.А. Пономарева, У.Ю. Севастьянова, Е.В. Куфтяк, //Защитная система личности и стресс. Монография. -М.:Мир науки,2017. -С.18-49.
22. Левина, А.А Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / А.А. Левина, М.В. Бут-Гусаим // Международный Научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №3. -
С.216-219.
23. Левкова, Т.В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг- стратегий у студентов / Т.В. Левкова // Современные научные исследования и инновации .-2015.- ( http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45521)
24. Магомедова, Е.Э Педагогические регуляторы адаптивного поведения личности [Текст] / Е.Э Магомедова // Известия ДГПУ. - 2014. - №2. - С.49- 54.
25. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999.- 270 с.
26. Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. - М.: Обруч, 2014. - 72 с.
27. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и
саморегуляции: психометрические характеристики и возможности
применения методики COPE [Текст] / Е.И Рассказова // Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - № 1. - С. 82-118.
28. Реунова, А.А. Механизмы адаптационной системы детей с нарушением
зрения, источник: психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие [Текст] / А.А Реунова // Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах. / под ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова.-Кострома. Издательство: Костромской
государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2016. - С. 156-159.
29. р°гов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М., 2016. - 528 с.
30. Солманидина, М.Б. Оптимизация детских-родительских отношений в семьях воспитанникови [Текст] / М.Б. Солманидина //Приволжский научный вестник. - 2015. - № 3. -С.70-72.
31. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева.- М.: Полиграф - Сервис, 2016. - 250с.
32. Станибула, С.А. Характеристика ресурсов совладающего поведения [Текст] / С.А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. -№ 5. - С.35-38.
33. Степанова, Н.В. Особенности адаптивного поведения в межличностных конфликтах / Н.В. Степанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.- ( http://e-koncept.ru/2016/16194.htm).
34. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод, пособие: с прил.альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Е.А Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова . -М. : Просвещение, 2015. - 164 с.
35. Шафранова, А.В. Проблема стресса в современном мире [Текст] / А.В. Шафранова // NovaInfo.Ru. - 2016. - №46. - С.340-345.
Зб.Чеботарева, Е.Н. Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения[Текст] / Е.Н. Чеботарева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф.-СПб.:Свое издательство.-2015.-С.134-137.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ