ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. ОНТОЛОГИЯ 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ 6
1.3. ФРЕЙМВОРКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ОНТОЛОГИЯМИ 7
1.4. ХРАНИЛИЩЕ ДАННЫХ 8
1.5. ТОЧКА ДОСТУПА SPARQL 10
1.6. ЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД 10
2. ПОИСКОВЫЙ СЕРВИС 12
2.1. АЛГОРИТМ OKAPI BM25 12
2.2. УСТРОЙСТВО ПОИСКОВОГО СЕРВИСА 13
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТА 16
3.1. СРАВНЕНИЕ ПОРЯДКА И СОСТАВА ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В
РАЗНЫХ РПД 16
3.2. СРАВНЕНИЕ ПОРЯДКА И СОСТАВА ТЕМ
СХОЖИХ ДИСЦИПЛИН 19
3.3. ПОИСК СОВПАДЕНИЙ ТЕМ СРЕДИ ДИСЦИПЛИН, УЖЕ
ПРОЙДЕННЫХ СТУДЕНТАМИ 21
3.4. ДОБАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ДИСЦИПЛИН 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ИСХОДНЫЙ КОД РАЗРАБОТАННОГО СЕРВИСА 29
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основным описывающим дисциплину документом является рабочая программа дисциплины (далее - РПД). В ней обычно приводятся списки тем, ресурсов, формируемых компетенций, заданий, вопросов к экзаменам, регламентируются часы для той или иной темы, формы контроля, образовательные технологии и другие важные аспекты дисциплины [1, 2]. Эти документы составляются ежегодно для каждого предмета в каждом учебном плане каждого направления обучения [2]. Все они хранятся в базе данных университета. К примеру, на данный момент на официальном сайте КФУ находится свыше 192 790 экземпляров рабочих программ (рис. 1).
Ч- 8. CASE технологии
Учебный год: 2016/2017 Статус: Факультатив Уровень: бакалавр
Направление: 09.03.02 Информационные системы и технологии Профиль: Информационные системы в образовании Когда читается: 5, 6 семестры
9. CASE технологии
Учебный год: 2013/2014 Статус: Курс обязательный Уровень: бакалавр
Направление: 230400.62 Информационные системы и технологии Профиль: Информационные системы в образовании Когда читается: 5, 6 семестры
10. CASE технологии
Учебный год: 2011/2012 Статус: Курс обязательный Уровень: бакалавр
Направление: 230400.62 Информационные системы и технологии Профиль: Информационные системы в образовании Когда читается: 5, 6 семестры
Рисунок 1. Результаты поиска общеобразовательных программ на сайте КФУ.
При разработке учебного плана может возникнуть потребность в анализе РПД. Например, нужно отслеживать изменения программы для дисциплины в течение нескольких лет: что преподавалось раньше и что преподается сейчас. Для этого требуется сравнить порядок и состав тем РПД, а также их описаний. Еще для человека, занимающегося управлением учебным планом, может быть полезна возможность поиска тем, следующих после определенной, ведь тогда он сможет увидеть отличия в дисциплинах, описывающихся разными программами, но имеющих в своем составе схожие темы. Кроме того, проектировщику учебного плана может понадобиться найти дисциплины, в которых преподаются схожие дисциплины для одних и тех же студентов. Например, могут быть совпадения по темам в курсах (например, «Программная инженерия» и «Управление проектами» — в обоих дисциплинах есть темы, связанные с созданием UML-диаграмм), которые преподаются в разных семестрах. При прохождении курса «Основы информационного поиска» студент уже может знать, что такое TF-IDF, IDF, биграммы и т. п., поскольку проходил эти темы в курсе «Обработка естественного языка».
Объектом исследования работы является содержимое рабочих программ дисциплин, предметом — разработка инструмента для задач РПД.
Цель работы заключается в реализации программного инструмента, который позволит анализировать изменения РПД для одной дисциплины в течение нескольких лет, сравнивать порядки совпадающих в двух дисциплинах тем, а также находить дисциплины, которые преподаются в одном учебном плане в разных семестрах, но повторяют материал.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• спроектировать систему: выделить возможные варианты
использования, функциональные требования, разделить на модули;
выбрать технологии, которые будут использоваться для
реализации;
• написать код программного инструмента: разработать логику приложения и программного интерфейса;
• протестировать работу созданного сервиса.
В рамках данной работы был спроектирован и разработан инструмент для анализа рабочих программ дисциплин, который позволяет пользователю сравнивать темы из РПД для одной выбранной дисциплины, разные дисциплины, имеющие схожие темы, и находить повторяющиеся темы в рамках одного учебного плана.
Был сконфигурирован сервер для его работы вместе со всеми необходимыми средствами: решателем и хранилищем RDF.
Работа доступна в открытом доступе по ссылке: http: //gititis. kpfu.ru/bepopov/rpd-analyzer.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.
2. Положение о рабочей программе дисциплины федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования “Казанский (Приволжский) федеральный университет” [Электронный ресурс] / Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета. Режим доступа:
https://kpfu.rU/portal/docs/F2014673574/Polozhenie.o.RPD.28.02.2017.pdf, свободный.
3. Robinson, I., J. Webber and E. Eifrem, 2013. Graph Databases. O'Reilly Media, Inc., pp: 8-10.
4. RDF Stores — DB-engines [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://db-engines.com/en/article/RDF+Stores, свободный.
5. OWL, язык веб-онтологий / Официальный сайт Дмитрия Щербина
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://sherdim.ru/pts/semantic_web/REC-owl-guide-20040210_ru.html, свободный.
6. SWRL rules — OWL 2 and SWRL Tutorial [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dior.ics.muni.cz/~makub/owl/#swrl, свободный.
7. What is SPARQL? — Ontotext [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ontotext.com/knowledgehub/fundamentals/what-is-sparql/, свободный.
8. OWL API, Jena API, Protege API, which one to use [closed] —
Stackoverflow [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://stackoverflow.com/questions/17567771/owl-api-iena-api-protege-api-which- one-to-use, свободный.