Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития интонационной стороны речи у дошкольников с нарушением слуха 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика речи дошкольников с
нарушением слуха 7
1.2 Психофизиологические механизмы интонационной стороны речи при
нарушении слуха в дошкольном возрасте 12
1.3 Особенности развития и формирования интонационной стороны речи в дошкольном возрасте при нормотипическом и дефицитарном развитии
(нарушение слуха) 16
Выводы по I главе 21
Глава II. Экспериментальное исследование интонационной стороны речи у дошкольников с нарушением слуха 22
2.1 Организация исследования интонационной стороны речи у дошкольников
с нарушением слуха 22
2.2 Анализ результатов исследования интонационной стороны речи у
дошкольников с нарушением слуха 24
Выводы по II главе 36
Глава III. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с нарушением слуха 37
3.1 Описание технологии формирования интонационной стороны речи у
дошкольников с нарушением слуха 37
3.2 Оценка эффективности коррекционной работы по развитию и формированию интонационной стороны речи у дошкольников с нарушением
слуха 43
Выводы по III главе 56
Заключение
Список использованной литературы 59
Приложение
В настоящее время воспитание обучение детей с нарушениями слуха входит в основную коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения наблюдается рост числа детей с нарушениями слуха. В России таких детей составляет более 1 миллиона человек [статья].
Недостаток слуховой функции отражается на развитии личности детей с нарушениями слуха, ограничивает социальные связи, сужает круг общения, отражается на взаимоотношениях с окружающими людьми. Гармоничное и целостное развитие детей с нарушениями слуха возможно лишь при овладении ими речью. Правильная словесная речь способствует полноценному развитию общения, с помощью средств которых происходит обмен результатами деятельности, расширяется объем знаний, умений и навыков. Развитие правильной речи является главной задачей коррекционно - педагогической работы с детьми с нарушениями слуха, в частности, развитие интонационной стороны их речи.
Интонационная сторона речи окрашивает произносительную сторону речи, развивая не только эмоциональную, смысловую и коммуникативную функцию, но и компенсаторную функцию высказывания, которая необходима для полной интеграции в общество таких детей, для их социальной адаптации. Интонационная сторона речи включает развитие высоты, тембра и силы голоса, темпо-ритмическую организацию высказывания, формирование слитности, плавности, интонационной выразительности речи, соблюдение динамического и тембрального диапазона голоса, орфоэпических правил, координированность физиологического и фонационного дыхания. Компоненты интонационной стороны речи помогают детям с нарушениями слуха разговаривать
выразительно и внятно, в заданном ритме и темпе, естественным голосом,
соблюдая логическое и словесное ударение, используя нужную интонацию, и, при необходимости, жесты.
Многие исследователи работали над проблемой формирования интонационной стороны речи детей с нарушениями слуха. Это Л.М. Шипицына[], А.Г. Московина [], И.М. Дудкова [], А.В. Вавилова [] и другие, они рассматривали интонационную сторону с двух позиций: вербальной (компоненты интонационной стороны речи) и невербальной (мимика, жесты, пантомимика). Другие исследователи (И.А. Поварова[], Е.Н. Винарская [], Е.Ф. Архипова []) раскрыли особенности онтогенеза интонационной стороны речи. Однако проблема развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха остаётся актуальной, так как диагностика и коррекционная работа в специальной литературе представлена недостаточно. А основной задачей по Федеральному государственному образовательному стандарту с детьми с нарушениями слуха является развитие полноценного речевого общения, социальная адаптация таких детей в обществе, поэтому необходимо найти, разработать вариативные подходы к формированию интонационной стороны речи, творчески подойти к коррекционно-педагогической работе.
Цель исследования: исследовать особенности технологии
формирования интонационной стороной речи детей с нарушениями слуха.
Объект исследования: нарушение слуха(легкая степени тугоухости) в дошкольном возрасте.
Предмет исследования принципы технологии формирования интонационной стороны речи у детей с легкой степенью тугоухости.
Гипотеза исследования: существуют принципы эффективной
технологии формирования интонационной стороны речи у дошкольников с нарушением слуха, такие как коррекционная работа темпо-ритмической организации речи, высоты, силы и тембра голоса, над развитием умения воспринимать и воспроизводить словесное и логическое ударение, различные виды интонационной мелодики, иметь достаточное речевое дыхание.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы развития интонационной стороны речи у дошкольников с легкой степенью тугоухости;
2) Выявить особенности интонационной стороны речи у дошкольников с легкой степенью тугоухости;
3) Разработать принципы технологии (комплекс занятий) формирования интонационной стороны речи у дошкольников слегкой степенью тугоухости и проверить их эффективность.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория Е.И.Андреевой [] о
психологических основах обучения детей с нарушениями слуха, положение Р.М. Боскис [] о развитии детей с нарушениями слуха, концепции Л.П. Носковой [] о развитии речи слабослышащих детей, положения Е.Ф. Архиповой [], Е.Н. Винарской [] по особенностям формирования интонационной стороны речи в онтогенезе, взгляды Л.А. Горбушиной [] о коррекции интонационной стороны речи, взгляды И.А. Поваровой [] на методику развития интонационных компонентов, положения Г.Г. Голубевой [], Е.Е.Шевцовой [] по развитию интонационной стороны речи дошкольников,положение В.И. Рождественской о формировании
интонационной выразительности речи.
Практическая значимость: расширение методов коррекционной работы по развитию интонационной стороны речи дошкольников с легкой степенью тугоухости, которые могут быть использованы учителями- логопедами, дефектологами и сурдологами в практической работе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из отечественных источников и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками.
У детей с нарушениями слуха оказывается несовершенным всѐ
психическое развитие. Им характерны трудности восприятия и понимания
наглядно изображѐнных предметов (зашумленных, контурных, в движении),
нарушение слухового восприятия, приводящее к недоразвитию речи,
растянутое во времени формирование различных видов мышления,
трудности запоминания, привлечения внимания, отставание в развитии
движений и мелкой моторики, специфические речевые трудности, в том
числе и интонационные, нарушение коммуникации. Однако, у таких детей
наблюдаются компенсаторные возможности в виде сохранности кожной
чувствительности, кинестетических ощущений, зрительного восприятия.
Интонационная сторона речи – основное фонетическое средство
оформления речи. В ее структуру входят: сила, высота, тембр голоса, темпоритмическая организация высказывания, мелодика, ударение, паузы.
Благодаря интонации говорящий и слушающий понимают друг друга, могут
донести необходимую информацию.
Данные онтогенеза интонационной стороны речи детей позволили
сделать вывод о том, что начальная стадия ее формирования – это
рефлекторный крик ребѐнка и на протяжении семи лет интонационная
сторона речи формируется, развивается и совершенствуется. У детей с
нарушением слуха начальный этап онтогенеза интонационной стороны речи
соответствует возрастной норме, однако в период активного формирования
речи у детей без патологии слуха интонационная сторона речи также
интенсивно развивается, в отличие от детей с той или иной степенью
тугоухости.
Диагностика интонационной стороны речи дошкольников с легкой
степенью тугоухости показала, что 60% детей обладают недостаточным
уровнем развития, у них интонационная сторона речи дошкольников грубо
нарушена: дети не владеют компонентами интонации, не умеют правильно.
Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипова
и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.
2. Алаева, В.С. Формирование интонационной стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедического
тренажера / В.С. Алаева // Материалы Международной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы специального и инклюзивного
образования» (28-29 марта 2018г.). – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева,
2018. – С.115-121
3. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у
детей / Е.С. Алмазова.- М.: ВЛАДОС, 2013.-150 с.
4. Андреева, Е. И. Психологические основы обучения глухих детей
произношению / Е.И. Андреева. – СПб.: Сфера. – 2016. – 345с.
5. Артемов, В.А. Психология речевой интонации. Интонация и просодия /
В.А. Артемов.- М.: Владос. – 2015. - 75 с.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. —— М.: АСТ: Астрель, 2008. —
254с.
7. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогичекая
академия, 1994. – 216 с.
8. Белисова, А.А. Особенности произносительной стороны речи у детей с
нарушениями слуха дошкольного возраста / А.А. Белисова, Е.А.
Кронштатова //Материалы Международной научно-практической
конференции «Научно-методические и социальные аспекты психологии и
педагогики» (11 января 2018г.). – Уфа: ООО «Омега Сайнс». – 2018. – С. 32-3
9. Блохина, Л.П. Просодические характеристики речи. Лаборатория
экспериментальной фонетики и психологии речи / Л.П. Блохина,
Р.К. Потапова.-М.: Академия, 2015.-72 с.62
10. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. – 203 с.
11. Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики / Л.В. Бондарко, Л.А.
Вербицкая, М.В. Гордина. – СПБ.: Сфера. - 2011.-119 с.
12. Боскис, P.M. К проблеме овладения фонетической стороной речи в
детском возрасте / P.M. Боскис, Р.Е. Левина // Советская педагогика. – 1938-
№6.— С. 144-153.
13. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - М.:
Просвещение. - 1963. – 254с.
14. Вавилова, А. В. Развитие общей моторики как средство улучшения
речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 495-497.
15. Винарская, Е.Н. Выразительные средства текста / Е.Н. Винарская. – М.:
Высшая школа, 2016. – 136с.
16. Волкова, Л.С. Логопедия / Волкова Л.С., Шаховская С.Н..- М.:
Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.- 680 с.
17. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение
дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц— М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2011. — 304 с.
18. Головчиц, Л.А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с
недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии / Л.А.
Головчиц //Дефектология. - 2016. - № 6. -С.42-48
19. Госткина, Л. М. Воспитание интонационной выразительности речи
детей 5– 6 лет / / Л. М. Госткина // Современный учитель начальных классов :
материалы I Внутрифак. студ. науч. конф., 30 нояб. 2010 г. под ред. Л. А.
Янкиной [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 131–133.
20. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха/ Под ред.
Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2013. — 160с.
21. Дудкова, И.М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И.М.
Дудкова // Наука и образование: новое время. - 2015. - №5 (10). - С.152-155.63
22. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития:
Диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.:
Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
23. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Аксенов. – М.: Издательство
Академии педагогических наук, 1958. – 379с.
24. Зайцева, Н.П. Формирование интонационной структуры устной речи у
учащихся с нарушением слуха / Н.П. Зайцева // Наука и образование: новое
время. – 2018. – № 3(26). – С.903-906
25. Иванова, С.В. Речевой слух и культура речи / С.В. Иванова.-М.:
ВЛАДОС. – 2017. - 96 с.
26. Карелина, И.Б. Коррекция голосовых расстройств у дошкольников /
И.Б. Карелина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 215с.
27. Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В.
Кузнецова, И. А. Тихонова. – М.: «ТЦ Сфера», 2004. – 188с.
28. Лагутина, С. Р. Информационные технологии в логопедической работе
/ С. Р. Лагутина // Логопед. – 2017. – № 6. – С. 15–19. 3.
29. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие
речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной
недостаточностью. – 480с.
30. Московкина, А.Г. Ребѐнок с ограниченными возможностями здоровья в
семье: учебное пособие / А.Г. Московина - М.: Прометей, 2015. - 252 с.
31. Нейман, Л. В.. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи/
Л.В. Нейман, О.В. Правдина //Расстройства речи у детей и подростков /под
ред. Ляпидевского С. С. - М.: Просвещение, 1969.
32. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями
слуха /Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,
2004. — 344 с.
33. Поварова, И.А. Практикум для заикающихся / И.А. Поварова. – СПб.:
«Издательство СОЮЗ», 2000. – 128с.64
34. Правдина, О. В. Логопедия / О.В. Правдина. - М.: ВЛАДОС. – 2016. –
389с.
35. Родионова, Ю.Н. Игры на развитие просодической стороны речи / Ю.Н.
Родионова // «Ребѐнок в детском саду», 2006. - №4-6, С.14-18
36. Рождественская, В.И. Игры и упражнения для темпо-ритмической
организации речи / В.И. Рождественская. – М.: ВЛАДОС. - 2017 – 64с.
37. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика / Н.А. Рычкова. – М.: «ГНОМ и
Д», 2000. – 112с.
38. Сумеркина, М.С. Формирование ритмико-интонационной стороны
устной речи у глухих и слабослышащих детей / М.С. Сумеркина //
Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции
«Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт,
проблемы, перспективы» (24-25 февраля 2017). – Барнаул: АГПУ. – 2017. –
С.228-230
39. Учускина, Н.А. Работа педагога-дефектолога по коррекции и развитию
просодической стороны речи у детей с нарушениями слуха / Н.А. Учускина //
Постулат. – 2017. - №10-2 (24). – С.29
40. Учускина, Н.А. Система коррекционной работы по развитию
просодической стороны речи у детей с нарушениями слуха / Н.А. Учускина //
Постулат. – 2017. - № 4(18). – С.48
41. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста:
учебное пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2013. – С.
81–88.
42. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи
/ Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222с.
43. Шипицына, Л.М. Ребѐнок с нарушенным слухом в семье и обществе /
Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2014. 203 с.