Психолого - педагогические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой (Уральский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МАДОУ – Детский сад «Радуга» п. Арти (Свердловская область). В проектировочной работе приняли участие 20 детей 5-6 лет
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 5
1.1. Методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении 5
1.2. Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи и ознакомлению старших дошкольников с детской книгой 12
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 19
2. 1. Диагностика сформированности выразительности речи старших дошкольников 19
Интерпретация результатов проведения констатирующего этапа. 26
2. 2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность исследования. Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций личности. В ФГОС ДО большое внимание уделено многоаспектному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и выразительной ее стороны.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной.
Выразительное (художественное) чтение – это вид художественной деятельности. Как у любой деятельности, у выразительного чтения есть свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой результат. Результат деятельности – восприятие произведения слушателями и их эстетические реакции на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей. Умение использовать основные средства выразительности, которые отражают в чтении свое понимание, оценку содержания, смысла текста, отношение к нему является высшим типом выразительного чтения.
Объект исследования – процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования – комплекс мероприятий, способствующий развитию выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования – разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи старших дошкольников …..
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1) ознакомление с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ;
2) осуществление практического анализа предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи;
3) подбор диагностики по развитию выразительности речи;
4) составление перспективного плана по развитию выразительности речи в старшей группе на месяц и год;
5) составление методических рекомендаций для родителей.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых тестирование, экспертная оценка, анализ результатов. Также выбраны методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных.
Практическая значимость проектировочной работы состоит в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы проектировочной работы: психолого- педагогические концепции развития речи детей (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Л. А. Введенская, Д. Э. Розенталь, Л. И. Скворцов и т. д.).
База исследования: МАДОУ – Детский сад «Радуга» п. Арти. В проектировочной работе приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура исследования работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, приложений.
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальное исследование по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности, сделаны соответствующие выводы
Чтение является приобретенным навыком и содержит в себе несколько компонентов, а именно: правильность, осознанность, выразительность, беглость. Выразительное чтение формирует правильное понимание предмета чтения, дает осмысленные образы и возможность уловить эмоциональный сюжет произведения.
Существует много методов и приемов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
В практической части проектировочной деятельности было проведено изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников. Так, на констатирующем этапе был выявлен относительно невысокий уровень сформированности выразительности речи у старших дошкольников. Это отражено в проведение комплексной работы по формированию выразительности речи среди детей старшей группы. Также был разработан перспективный план по развитию речевой выразительности на год для детей старшего дошкольного возраста.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.