Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста (Методическое развитие речи дошкольника, Межрегиональный открытый социальный институт)
Базой исследования послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Светлячок» г. Йошкар-Ола.
Введение 4
1 Теоретические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Особенности речевого развития и этикетного речевого поведения у детей дошкольного возраста 7
1.2 Содержание работы по воспитанию речевого этикета у детей 13
старшего дошкольного возраста 13
2 Экспериментальная проверка эффективности методики формирования речевого этикета в дошкольном возрасте 19
2.1 Выявление уровня развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 19
2.2 Мероприятия по формированию речевого этикета и анализ полученных результатов 24
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение А 38
Язык и речь рассматриваются в психологии и педагогике как главный фактор психологического развития. Это важнейшие средства общения людей, познания действительности, условие воспитания и обучения.
Современный человек должен обладать такими качествами, как: мобильность, коммуникабельность, умение следовать правилам и нормам этикета. Без образования указанные качества не могут быть сформированы на высоком уровне.
Проблема формирования речевого этикета рассматривалась такими авторами как Божович Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. и др. По мнению этих исследователей, уже с дошкольного возраста необходимо воспитывать поколение, которое будет толерантным, воспитанным и внимательным к людям. Дошкольник должен научиться анализировать свое поведение, оценивать и исправлять ошибки. Поэтому, необходимо сформировать у каждого ребенка потребность вести себя в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Важной составляющей общей культуры поведения является речевая культура общения .
Актуальность и значимость работы по воспитанию культуры речевого общения дошкольников в этикетных ситуациях определяется ФГОС дошкольного образования, в котором специально выделяется образовательная область социально-коммуникативного развития детей. Одной из задач, связанных с повышением уровня культуры речевого общения, является формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Литературы по вопросу воспитания речевого этикета у дошкольников недостаточно, что еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение процесса воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Цель конкретизируется в задачах:
1. Дать характеристику особенностям речевого развития и речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить требования к содержанию работы по формированию речевого
этикета детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести исследование по выявлению уровня развития речевого
этикета у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать систему мероприятий по формированию речевого этикета
и проверить их эффективность.
Объектом исследования является речевой этикет у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27 «Светлячок» г. Йошкар-Ола.
В соответствии с целями и задачами исследования, на разных его этапах использовались теоретические методы (анализ проблемы, моделирование воспитательного процесса, обобщение результатов исследования); эмпирические методы (изучение литературы и источников сети Интернет, изучение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов).
Теоретической основой исследования послужили достижения советской, российской и зарубежной педагогики и психологии, а так же дидактические основы организации процесса обучения в дошкольном учреждении. Научные основы исследуемой проблемы были изучены по работам Венгера Л.А., Безгиной О.Ю., Львова М.Р., Савченко А., Соколова О.А. Основополагающих трудов не так много, поэтому основными источниками для исследования послужили публикации в периодической печати. В этой связи следует отметить таких авторов как Ельцова О.М., Зимукова Т.И., Ильяшенко М.В., Курочкина И.Н.Левшина Н.И. и др. Отдельные аспекты темы исследования представлены публикациями в сети Интернет, где можно отметить работы следующих авторов: Великанова И.Н., Братухина Ю.А., Лашкова Л.Л., Пичугина Т.В.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснован методологический аппарат исследования: актуальность проблемы, цель, задачи, объект, предмет.
Основная часть представлена двумя главами, каждая из которых состоит из двух разделов. Первая глава посвящается теоретическим основам темы исследования. Во второй главе описывается проведенный педагогический эксперимент, и анализируются его результаты.
В заключении сделаны соответствующие выводы.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
Необходимость обучения основным нормам и правилам речевого этикета определяется ФГОС дошкольного образования, в котором специально выделяется образовательная область социально-коммуникативного развития детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей сформирован достаточно высокий уровень речевого развития, что позволяет проводить работу по воспитанию речевого этикета.
Проведенный теоретический анализ позволил определить, что «речевой этикет» - это комплекс правил, а «формирование детского речевого этикета» - это процесс овладения ребенком этическими нормами речевого общения. В данном процессе важно привить и развить у ребенка хорошие привычки и культуру речевого общения. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста усваивает этические нормы речевого общения за счет формул речевого этикета, которые он слышит от взрослых. Среди существующих речевых формул были выделены формулы: для начала беседы, применяемые в процессе общения, для завершения беседы. Правила, которые должны усвоить дошкольники старшего возраста, составлены в соответствии с выделенными формулами. В процессе исследования были определены 11 основных правил, необходимых для овладения детьми.
Изучение существующих методик по формированию речевого этикета, позволило выделить наиболее распространенные методы и приемы: беседы, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, дидактические игры, упражнения, наглядные методы, игровые обучающие ситуации, моделирование жизненных ситуаций. Перечисленные методы и приемы применяются либо в совместной деятельности педагога и воспитанников, либо в самостоятельной деятельности ребенка, либо в регламентированной деятельности.
Эффективность современных педагогических средств формирования и воспитания речевого этикета, было исследовано на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27 «Светлячок» г. Йошкар-Ола.
Ознакомление с данным дошкольным учреждением позволило сделать вывод о том, что деятельность осуществляется в соответствии с указанной миссией и определенными задачами. Одной из задач является обеспечение социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей. Речевое развитие является также и одним из основных направлений образовательной деятельности, которая проводится в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Таким образом, можно заключить что решение проблемы речевого развития детей, в данном учреждении, является одной из приоритетных.
Для проведения исследовательской работы была выбрана группа детей в возрасте 5-6 лет. На констатирующем исследовательском этапе был определен уровень сформированности речевого этикета. Для его определения использовалась методика, разработанная коллективом авторов под руководством Т.И. Бабаевой. В результате было определено, что уровень у детей исследуемой группы находится на низком уровне. Данный факт послужил причиной проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение развитости речевого этикета.
В качестве методов и приемов были предложены различные игры, упражнения, чтение художественной литературы, моделирование жизненных ситуаций. Была дана подробная характеристика проводимых игр: указаны цели, ход игры и предполагаемые результаты.
Вся работа по формированию у детей навыков речевого этикета была разделена на четыре этапа. Первый этап предполагает использование различных игр и приема автоматизации речевых штампов. На втором этапе предполагалось использование детьми уже знакомых речевых формул в аналогичных ситуациях. Третий этап был нацелен на обучение развернутым формулам речевого этикета. На последнем, четвертом этапе, происходило обучение выражению доброжелательности с помощью интонации и мимики.
Проведенная работа показала эффективность разработанных мероприятий. Доказательством послужили результаты повторной диагностики.
Высокий уровень владения речевым этикетом составил у 40 % дошкольников, а средний – у 60 %. Самым главным результатом можно считать отсутствие низких показателей. Таким образом, проведенные мероприятия показали эффективность проведения систематической работы по воспитанию речевого этикета.
На основании изложенного, можно заключить, что все поставленные задачи исследования были решены, а значит, цель работы достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)/ режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678, свободный.- (дата обращения 08.02.2018)
2. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников: Методическое
пособие/ О.Ю. Безгина. – М., 2011.- 98 с.
3. Братухина Ю.А., Обобщение опыта работы педагогов дошкольного
образования по повышению уровня культуры речевого общения старших дошкольников/ Ю.А. Братухина [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1905/Ст%2015.pdf, свободный.- (дата обращения 08.03.2018)
4. Великанова, И. Н. ЕМетодика формирования речевого этикета у детей
старшего дошкольного возраста[Электронный ресурс]/ И.Н. Великанова, Т.А. Евграфова.- Режим доступа: http://festival.1september.ru//articles/602525/, свободный.- (дата обращения 09.03.2018)
5. Венгер, Л.А. Воспитание общей речевойкультуры ребенка / Л.А.
Венгер.- М.: Просвещение, 2015.- 220 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– М.:
Академия, 2016.- 420 с.
7. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата/ Н.
В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ ред. Н. В. Микляевой .- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016 .- 411 с.
8. Ельцова О.М. Нетрадиционные формы речевой работы с дошкольниками / О.М. Ельцова// Начальная школа До и После. – 2014.- №5.- С. 56
9. Зимукова Т. И.,, Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета/ Т.И. Зимукова, А.Ю. Буянова, З.Н. Пименова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 24
10. Ильяшенко М. В. Педагогическое обеспечение процесса развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье/ М.В. Ильяшенко// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2016, Том 22.- С. 67
11. Коваленко, В.Г. Дидактические игры с дошкольниками / В.Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 14-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
13. Курочкина И.Н. Этикет в формировании личностной успешности ребенка/ И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание – 2014.- №6.- С. 27
14. Лашкова Л.Л. Воспитание речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности/ Л.Л. Лашкова. А.Л. Фаззалова [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1448/18724, свободный.- (дата обращения 08.03.2018)
15. Левшина Н.И. Развитие языковой способности дошкольников/ Н.И. Левшина// Дошкольная педагогика.- 2015.- №4.- С.34.
16. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для высш. учеб. заведений.- 2-е изд., испр.- М.: Академия, 2004.- 272 с.
17. Никифорова О., Путешествие в Страну маленьких слов. Для детей 6-8 лет/ О. Никифорова, З. Алтынбаева // Дошкольное воспитание.- 2015.- №5.- С. 17
18. Пичугина Т.В., Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этикетными нормами поведения [Электронный ресурс]/ Т.В. Пичугина, С.А. Жданова// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(35).- [Электронный ресурс].- Режимдоступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(35).pdf, свободный.- (дата обращения: 08.03.2018)
19. Рыбников, О.Н. Психофизиология старших дошкольников / О.Н. Рыбников. – М.: Академия, 2016. – 318 с.
20. Савченко А. Культура общения: учебник / А. Савченко. – М.: Абрис, 2014. - 416 с.
21. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ О.А. Соколова. - СПб., 2013.- 176 с.
22. Сохин Ф. О задачах развития речи / Ф.Сохин// Дошкольное воспитание.-2013.- № 4 – С. 13.
23. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. - М.: ИНФА, 2016. - 146 с.
24. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова[Электронный ресурс]/Электрон. дан.- Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm. свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения 10.02.2018)
25. Ушакова О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема/ О.С. Ушакова// Педагогическое образование и наука.- 2011.- № 12.- С. 65
26. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения/ Т.А. Шорыгина.- М.: Сфера, 2014. – 198 с.
27. Чиндилова О.В. Развитие речи старших дошкольников с позиции теории речевой деятельности / О.В. Чиндилова// Начальная школа: до и после.- 2010.- №4.- 56