Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АСТРОНОМИИ»

Работа №42730

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков проектной деятельности у старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии» 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «проектная деятельность», «проектные умения» 9
1.2 Особенности формирования навыков проектной деятельности у
старшеклассников при изучении учебного предмета «Астрономия» 13
1.3 Использование компьютерной среды GeоGebra в формировании навыков проектной деятельности у старшеклассников 22
Глава 2. Педагогическое обеспечение развития навыков проектной деятельности у старшеклассников с использованием компьютерной среды GeоGebra 31
2.1 Исследование уровня развития навыков проектной деятельности у старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 31
2.2 Реализация программы развития навыков проектной деятельности у старшеклассников (формирующий этап эксперимента) 34
2.3 Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента 66
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение 81

Актуальность исследования. В соответствии с разработанным и вводимым федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, приоритетной задачей является развитие старшеклассника через овладение реальными видами деятельности, овладение технологией разработки проекта, пониманием его структуры и содержания. Анализ знаний, востребованных современным обществом, подводит к пониманию необходимости проектного подхода в образовании.
Наряду с проектным обучением перед образованием стоит задача - подготовить компетентного выпускника, способного к саморазвитию, самовоспитанию и инновационной деятельности. Под учебно-проектной деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
В данной ситуации встает вопрос подготовки учащихся к проектной деятельности, под которой мы понимаем наличие у обучающихся системы знаний, умений, являющихся достаточными для ее реализации в образовательном процессе. Проектной работе отводится важное место в системе самостоятельной работы учащихся, которая обеспечивает развитие у них проектных компетенций, готовности осуществлять проектную деятельность, ориентированную на достижение качества образования.
Проблема формирование навыков проектной деятельности у старшеклассников является предметом многочисленных исследований. Вопросами формирования навыков проектной деятельности у старшеклассников занимались такие известные педагоги, как Джон Дьюи [18], А.С. Макаренко [28], С.Т. Шацкий [49] и др. В настоящее время данной проблемой занимаются педагоги: В.С. Безрукова [5], Н.М. Конышева [23], Ю.К. Нимировская [31], И.С. Сергеев [41], И.Д. Чечель [48]. Некоторые аспекты данной проблемы нашли отражение в диссертационных
Проектная деятельность зародилась во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США. Её основоположником был американский философ Джон Дьюи. Он ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [18].
В России эти идеи первыми попытались реализовать на практике С. Т. Шацкий и А.С. Макаренко. С. Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности [49].
Следуя идеям А.С. Макаренко, видим, что они позволяют с помощью коллективной деятельности воспитать у каждого его члена «перспективные пути», дают возможность ощутить ему личную ответственность за все, что важно в жизни. Проектная деятельность школьников может стать основой становления классного коллектива [28].
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена также изменениями в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта в части изучения учебного предмета «Астрономия». Поэтому, в связи с активным его введением в качестве обязательного на уровне среднего общего образования, нами была рассмотрена проектная деятельность при изучении учебного предмета «Астрономия». В ходе нашего исследования мы не нашли достаточно научных работ по формированию навыков проектной деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии». Данный факт еще раз подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования.
Психолого-педагогическая ситуация в обществе высвечивает противоречие между объективной потребностью общества в развитии и формировании навыков проектной деятельности у старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии», с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания, форм и методов развития навыков проектной деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии», с другой стороны.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования навыков проектной деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии»?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование навыков проектной деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии»».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование навыков проектной
деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии».
Объект исследования: процесс формирование навыков проектной деятельности старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирование навыков проектной деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии».
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность формирования навыков проектной деятельности
старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии» может повыситься, если:
• опираться на сущностные характеристики формирования навыков проектной деятельности;
• учитывать возрастные особенности формирования навыков проектной деятельности в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии»;
• разработать и опытно-экспериментальным путем проверить
эффективность авторской программы «Астрономия и ОеоОеЬга» в рамках изучения учебного предмета «Астрономия».
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «проектная
деятельность», «проектные умения».
2. Определить особенности формирования навыков проектной
деятельности у старшеклассников при изучении учебного предмета «Астрономия».
3. Разработать программу формирования навыков проектной
деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии».
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы «Астрономия и ОеоОеЬга», направленной на формирование навыков проектной деятельности у старшеклассников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были
использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ педагогической и
психологической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
• эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
• методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу исследования составили психологические и педагогические исследования в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «деятельность» (Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.М. Иванова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин), «проектная деятельность» (В.В. Гузеева, И.А. Зимняя, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, Е.В. Рогалевой, В.В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко, Т.С. Цыбиковой) и «проектная деятельность старшеклассников» (О.М. Белозерова, Е.Ф. Бехтенова, Ю.К. Нимировская, Е.С. Полат, М.И. Семина и др.).
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ «Айбашская основная общеобразовательная школа» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 16 учеников 11 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбиралась методика опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия со старшеклассниками с целью формирования у них навыков проектной деятельности.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана программа «Астрономия и ОеоОеЬга», которая направлена на формирование навыков проектной деятельности у старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы педагогические возможности программы «Астрономия и ОеоОеЬга» при формировании навыков проектной деятельности у старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Астрономия и ОеоОеЬга» может использоваться учителями в образовательных учреждениях в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии».
Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования были апробированы на Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке» ИТОН- 2018 (31 октября 2018 года, г. Казань, тема доклада: Создание проекта для старшеклассников на тему: «Солнечная система»)
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы выпускной квалификационной работы была обусловлена изменениями в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта в части изучения учебного предмета «Астрономия». Поэтому, в связи с активным его введением в качестве обязательного на уровне среднего общего образования, нами была рассмотрена проектная деятельность при изучении учебного предмета «Астрономия». На протяжении нашего исследования мы не нашли достаточно научных работ по формированию навыков проектной деятельности старшеклассников в процессе изучения раздела «Математические модели в астрономии». Поэтому мы поставили перед собой задачи, которые решали в ходе нашего исследования.
Первой нашей задачей стало дать сущностно-содержательную характеристику понятий «проектная деятельность», «проектные умения». Мы выяснили, что под проектной деятельностью понимается современная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Под проектными умениями понимается группа умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач.
В своем исследовании мы выделяем следующие проектные умения:
1. Формулировать проблему.
2. Ставить цель.
3. Ставить задачи.
4. Выбирать методы и способы решения задач.
5. Планировать работу.
6. Организовать работу группы.
7. Участвовать в совместной деятельности.
8. Выбирать вид конечного продукта проекта.
9. Выбирать форму презентации конечного продукта.
10. Выделить моменты в проделанной работе, которые помогли успешно выполнить проект.
11. Находить в выполненной по проекту работе «слабые» стороны.
12. Провести анализ того, что мне лично дало выполнение проекта.
Второй задачей было определить особенности формирования навыков
проектной деятельности у старшеклассников при изучении учебного предмета «Астрономия». Мы выяснили что, в старшей школе продолжается формирование когнитивных процессов. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в проектную деятельность, в частности на уроках по астрономии. Проекты по астрономии предполагают использование самых разнообразных методов и средств обучения.
Третей и четвертой задачей исследования было разработать и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность программы «Астрономия и GeоGebra», направленной на формирование навыков проектной деятельности у старшеклассников с использованием компьютерной среды GeоGebra на уроках астрономии.
Для выявления проектных умений, в своем исследовании мы использовали опросник. Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента показал, что в основном, у старшеклассников доминирует средний и низкий уровни выраженности проектных умений. Поэтому нами была предпринята попытка внедрить авторскую программу «Астрономия и GeоGebra».
После внедрения авторской программы «Астрономия и GeоGebra», мы провели повторную диагностику старшеклассников. Основываясь на полученных результатах, можно сделать выводы о положительной динамике развития проектных умений.


1. Алябушева Г.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2010. - № 3. - С.116-119.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, - 2008. - 363 с.
3. Атанасян JI. С. Геометрия. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни. - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.
4. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - С.94-117.
5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
6. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Народное образование. Педагогика. - 2008. - С.30-34.
7. Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Новосибирск, 2006. - 276 с.
8. Боровкова Т.И. Педагогическая инноватика как источник продуктивной творческой деятельности педагога. - М.: Инфра-М; 2015. - 12 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=504843.
9. Борунова Е. Б. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. - 2013. - № 1. - С. 72-77.
10. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: Издательство Московского университета, 2000. - 47 с.
11. Вебер С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. - 2013. - № 1. - С. 16-23.
12. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org.
13. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник - М.: Дрофа, 2013. - 238 с.
14. Ганичкина К.А., Долгополова А.В. К вопросу о формировании научного мировоззрения старшеклассников в процессе изучения астрономии // Народное образование. Педагогика. - 2017. - № 3 - С.46-49.
15. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 1. - С. 17-24.
16. Галкина М. В. Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера» // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 136-139.
17. Городилина Т. В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе ФГОС // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 6. - С. 37-41.
18. Джон Дьюи [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/publ/16- 1-0-288.
19. Елизарова Е.А. Формирование проектных умений старшеклассников в корпоративном образовательном взаимодействии: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Оренбург, 2009. - 205 с.
20. Зуев А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 1. - С. 36-41.
21. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие // под ред.: Ю.П. Дубенского. - Омск: Издательство ОмГУ, - 2005. - 59 с.
22. Колдаев В.Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: учеб. пособие. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=542667
23. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. - 2008. - № 1.
24. Кострикина И. С. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. - 2013. - № 5. - С. 130-140.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней юности. - М.: Сфера, 2006. - 464 c.
26. Левитес Д.Г. Педагогические технологии: учебник. - М.:НИЦ
ИНФРА-М, 2016. - 403 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=546172 8.3
27. Ляпина О.В. Проектная деятельность как средство
самоактуализации старших подростков: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Рязань, 2009. - 234 с.
28. Макотрова Г.В. Реализация идей А.С. Макаренко в проектной деятельности старшеклассников // Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современность : материалы Всерос. ист.-пед. чтений, посвящ. 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко. / под ред.: И.Ф. Исаев, Н.Л. Шеховская. - Белгород: БелГУ, - 2008. - С. 147-149.
29. Наумов А.Л. Исследование влияния характера проектной деятельности по физике на формирование ключевых компетенций учащихся: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2010. - 240 с.
30. Нетесова Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С.587-590.
31. Нимировская Ю.К. Формирование навыков проектной деятельности старшеклассников в образовательном процессе // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2006. - № 5. - С.41-45.
32. О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. № 506. - 2017. - 7 с.
33. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413. - 2017. - 41 с.
34. Об организации изучения учебного предмета "Астрономия": Методические рекомендации по введению учебного предмета "Астрономия" как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования от 20 июня 2017 № ТС-194/08. - Минобрнауки России, 2017. - 5 с.
35. Овчаров А.О. Методология научного исследования: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=427047.
36. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2005. - 112 с.
37. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований // Технология. Всё для учителя!. - 2013. - № 4. - С.1-6.
38. Пелепейченко Е.С. Проектная деятельность в современной педагогике // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2009. - С.268-270.
39. Плащевая Е. В. Методика формирования исследовательских умений в проектной деятельности у учащихся основной школы при изучении физики: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2009. - 187 с.
40. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «Проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6.
41. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.
42. Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Проектирование диссертации магистра образования.- СПб: Издательство «Лань», 2016.-208 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/72588/#4.
43. Сурдин В.Г. Солнечная система. - М.: Физматлит, 2017. - 397 с.
44. Сурдин В.Г. Астрономия. Популярные лекции. - М.: Литэо, 2017. - 288 с.
45. Тигров С.В. Личностно ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов // Народное образование. Педагогика. - 2004. - С. 168-177.
46. Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. - 2013. - № 3. - С. 95-100.
47. Чеботарева Э.В. Компьютерный эксперимент с GeoGebra. - Казань: Казанский университет, 2015. - 61 с.
48. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. - С.83-128.
49. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1965. - 328 с.
50. Шипилина Л.А. Методология и методы психологопедагогических исследований: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: ФЛИНТА, 2011. - 204 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=409593.
51. GeoGebra [Электронный ресурс]. URL: https://www.geogebra.org/.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ