Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Работа №42689

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста в трудах отечественных учёных 8
1.2. Особенности усвоения сенсорных эталонов старшими дошкольниками 13
1.3. Методика формирования сенсорных эталонов у дошкольников 20
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ХОДЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление исходного уровня эффективности усвоения
сенсорных эталонов у дошкольников 28
2.2. Разработка и апробация программа кружковой работы по формированию сенсорных эталонов старших дошкольников.. 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования на контрольном этапе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75



Задачей сенсорного воспитания и развития дошкольников является обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирования восприятия предметов, чувственного познания отдельных свойств (цвета, формы, величины) как признаков предметов. Как отмечает Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, одно из условий сенсорного воспитания ребенка - дошкольника - это обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира ребенка.
Проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста интересовала ученых на протяжении многих веков. В первой главе раскрывается история развития сенсорного воспитания и образования в России и за рубежом. В VTTT-XTX веках Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и Ф. Фребель пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки (включая сенсорное воспитание) детей дошкольного возраста. Формирование представлений о форме, величине, измерении предметов окружающей действительности рассматривалось ими с точки зрения целесообразности.
В рассмотрении проблемы развития сенсорного воспитания детей большой интерес представляет метод М. Монтессори. Этот метод связывает формирование математических представлений и сенсорное развитие детей. Разработанный М. Монтессори дидактический материал позволяет активизировать работу всех сенсорных анализаторов детей и усвоить им представления о форме, цвете и величине предметов.
Ее последователями в русской педагогике стали Ю.И. Фаусек и Е.И. Тихеева. Они воплотили идеи Монтессори - педагогики в практику и адаптировали к отечественным условиям.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б. Хачапуридзе были разработаны некоторые новые методы сенсорного воспитания, они подготовили почву для новых педагогических разработок.
В советской дошкольной педагогике работу над развитием системы дошкольного сенсорного воспитания продолжили отечественные педагоги А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер. Особое внимание в своих работах уделяли формированию сенсорных способностей ребенка.
В XX веке на становление теории и методики развития элементарных математических представлений, включая сенсорное развитие, оказали влияние научные работы известных отечественных ученых, как Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, П.Я. Гальперина, З.А. Михайловой и других. Их исследования направлены на выявления целесообразности использования различных игр в сенсорном развитии, развитии интереса к обучению у детей дошкольного возраста. Они включают в задачи математической подготовки дошкольников развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления.
Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая, Т.И.Ерофеева отмечают трудности в формировании сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с различными нарушениями (речевыми нарушениями).
Исследования Р.Л. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой показывают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в речевом развитии, в восприятии предметов окружающей действительности, нарушения познавательной деятельности в целом. Ряд исследователей (Н.С. Жукова, Н.Ю. Борякова, Л.Б. Боряева), отмечают у таких детей трудности в овладении сенсорными знаниями, усвоении ими системы сенсорных эталонов.
Они предлагают вводить в занятия элементы дидактических игр, позволяющие включать детей в беседу, учить межличностному взаимодействию.
Цель выпускной квалификационной работы - провести теоретический анализ и экспериментальное исследование эффективности формирования сенсорных эталонов детей дошкольного возраста в кружковой работе.
Объект исследования - процесс формирования представлений о сенсорных эталонах детей дошкольного возраста в ходе кружковой работы
Предмет исследования - сенсорные эталоны детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - усвоение сенсорных эталонов в кружковой работе старших дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- системности и создания интереса у старших дошкольников к сенсорным эталонам;
-создание предметно-развивающей среды для эффективного использования кружковой работы направленной на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы исследования определены задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. Выявить уровень исходного представления сенсорных эталонов у старших дошкольников;
3. Разработать и реализовать проект кружковой работы , способствующей эффективности усвоения сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста;
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность усвоения сенсорных эталонов в кружковой работе детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
Методологическую основу исследования составили идеи педагогов - новаторов, ученых, а также подходы к формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста (Л.И.Божович, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин,
Н.Н. Поддьяков); особенности формирования сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений (З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.И.Ерофеева и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого -педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические : эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа;
3. Математическая обработка данных
Этапы исследования:
I этап (октябрь-ноябрь, 2017 год) - изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формирования сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста в ходе кружковой работы, осмысление проблемы, знакомство с эффективным педагогическим опытом. Проведен констатирующий этап опытно-практической работы по определению состояния проблемы и выявлению перспектив её решения в условиях педагогического процесса ДОУ.
II этап (ноябрь-январь, 2017-2018 год) - создание теоретического обеспечения исследования проблемы. Опытно - практическая часть данного этапа включала в себя разработку программы кружковой работы; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента.
III этап (февраль-апрель, 2018 год) - обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по проблеме формирования сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста в ходе кружковой работы, оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты позволили разработать программу кружковой работы по формированию сенсорных эталонов детей старшего дошкольного
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект по формированию представлений о сенсорных эталонах детей дошкольного возраста в ходе кружковой работы может использоваться педагогами ДОУ в практической работе.
Апробация. Основные положения выпускного квалификационного исследования были апробированы в ходе публикации статьи во Всероссийском журнале «Воспитатель детского сада» (См. Приложение 1) .
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 68, г. Нижнекамска. В исследовании принимали участие дети старших групп в количестве 40человек, воспитатели.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста интересовала ученых на протяжении многих веков.
В советской дошкольной педагогике работу над развитием системы дошкольного сенсорного воспитания продолжили отечественные педагоги А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер. Особое внимание в своих работах уделяли формированию сенсорных способностей ребенка.
Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно - исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.
Представления о разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Методика формирования системы сенсорных эталонов у детей 7 года жизни строится на комплексном подходе к обучению .
Формирование системы сенсорных эталонов у детей по мнению Л.А. Венгера осуществляется:
1. В повседневной жизни, когда взрослый вовлекает детей в коллективную деятельность, в общение друг с другом.
2. В специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе и предметах окружающего мира, их сенсорных признаках. Эти игры могут проводиться как на занятиях по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.
3. В рисовании, лепке, конструировании, трудовой деятельности, при наполнении их математическим содержанием.
4. В работе по развитию речи - обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта, рассказыванию текста арифметических задач, сочинению текста с элементарным математическим содержанием в сюжетно-дидактических играх.
Сенсорные эталоны сопровождают человека на протяжении всей его жизни, закладываться они начинают с раннего возраста.
В экспериментальном исследовании, эффективности усвоения сенсорных эталонов в ходе кружковой работы старших дошкольников, изначально была проведена диагностика уровня сформированности сенсорных эталонов у детей экспериментальной и контрольной групп. Результаты в обеих группах исследования были примерно на одинаковом уровне, доминирующий уровень развития сенсорных эталонов был средним.
В ходе проведения первичной диагностики по девяти параметрам изучения сенсорных эталонов старших дошкольников мы определили что по первому заданию у детей вызвало затруднение название оттенки основных цветов, такие цвета как фиолетовый, розовый. В обеих группах имеются по одному ребенку, которые путают или неправильно называют оттеночные цвета , таких детей в обеих группах по 5%.
Анализ результатов восприятия сенсорных эталонов предметов (форма) показал, что в экспериментальной и контрольной группах справились с заданием 19 детей (95%). Они быстро подобрали к каждой рамке свой вкладыш. В каждой группе по одному ребенку (5%) обеих не определили овал и прямоугольник, хотя они их называют.
На констатирующем этапе 11 детей (55%) экспериментальной группы и 10 детей (50%) контрольной группы, верно провели измерение длины, ширины и высоты предложенных взрослым предметов. Они словесно обозначили все параметры величины измеряемого предмета. Анализ результатов обследования показал, что 7 детей (35%) экспериментальной группы и контрольной группы также справились с измерением предметов при помощи условной мерки, но испытывали затруднения в словесном обозначении величины предмета. Они неправильно подобрали окончания у существительных и числительных (длина стола равна пять мерок; стол высокий, чем стул).
У 2 детей (10%) экспериментальной группы у 3 детей (15%) контрольной группы во время выполнения задания было 4-5 ошибок в правилах выполнения самого измерения, также были ошибки в правильности словесного обозначения величины предметов (ширина стола равна десяти условных мерок; желтый стол длиннее, чем белый).
Далее для детей экспериментальной группы была разработана программа кружковой работы по формированию знаний сенсорных эталонов, у старших дошкольников.
В ходе формирующего этапа экспериментального исследования с экспериментальной группой проводилась кружковая работа с использованием лего. Был разработан перспективный план, конспекты занятий. Кружковая работа проводилась один раз в неделю.
Так же по формированию у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в были подготовлены различные дидактические игры направленные на закрепление цвета, формы, величины предметов.
Проводилась работа с родителями в форме консультаций, бесед,
Повторная диагностика уровня формирования представлений о сенсорных эталонах детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования, показала значительную разницу между экспериментальной и контрольной группой исследования. У детей экспериментальной группы, в которой была апробирована программа кружковой работы направленной на формирование представлений о сенсорных эталонах , все показатели возросли.
У детей контрольной группы, которые занимались по программе воспитания и обучения МБДОУ № 68 уровень формирования представлений о сенсорных эталонах изменился не существенно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная программа по легоконструированию действительно эффективна и способствует успешному формированию сенсорных эталонов старших дошкольников.
Поставленные задачи были достигнуты, а выдвинутая нами гипотеза исследования-подтверждена.



1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксаркина - М.: Медицина 2013.-256 с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. http: / /klasnaocinka. com. Ua / ru / article /af-anufriev -sn- kostromina--kak- preodolet -trudnosti.html
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. -312 с.
4. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогик. - М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 2015. -224 с.
5. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014.-124 с.
6. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В.- Электрон. текстовые данные.-Саратов: Научная книга$.- Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru
7. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан - Мн.: БрГУ, 2013.- 122 с.
8. Веракса Н.Е., От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Вераксы - М.: Мозаика-Синтез,
2017. -458с.
9. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А.Венгер - М.: Просвещение, 2014. 136 с.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: / Венгер, Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. - М.: Просвещение, 2013.-112 с.
11 . Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / Венгер А.А., Выгодская Г.Л. - М.: Просвещение, 2017.-118 с.
12. Гербова В.В.,Воспитание детей во второй младшей группе детского сада / В.В. Гербова - М.: Просвещение, 2014.-356 с.
13. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности . - М.: Просвещение, 2014.-189 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе . - М.: ИНФРА - М, 2015.-212 с.
15. Давыдова О. И Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ / О.И.Давыдова, Майер А.А., Богославец Л.Г. - «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. - 170 с.
16. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников / Т.И. Ерофеева - М.: Издательский центр Академия , 2013.- 116 с.
17. Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: [Электронный ресурс] А.В.Запорожец М.: «Просвещение.-Режим доступа : http://www.persev.ru/
18.Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя [Электронный ресурс] - М.,Логос 2002.-284 с. Ресурс доступаб http://psychlib.ru/
19. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика. / С.А.Козлова - М.,
Издательский центр Академия, 2014.-222 с.
20. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: / Л.В.Кузнецова М.: Издательский центр Академия, 2013. - 224 с.
21. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю. Кулагина - М.: ТЦ «СФЕРА», 2013.-186 с.
22. Лурия А.Р. Развитие познавательных способностей детей / А.Р. Лурия - М.: Просвещение, 2014.-216 с.
23. Лаврентьева О.В. Занимательные игры и упражнения для дошкольников. - М.Сфера . 2014.- 224 с.
23. Локтионова З.А. Поисково - познавательная работа в детском саду/ З.А. Локтионова // Старший воспитатель 2016.- №8. С.60.
24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / [Электронный ресурс] М.И.Лисина - М., 2014. Ресурс доступа http://www.klex.ru/fv6
25. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т.Мусеймбова // Дошкольное воспитание. -2013. - №3.- С.32.
26. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / Мусейибова Е// Дошкольное воспитание. - 2013. -№2.- С.13.
27. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология. / В.С.Мухина - М.: Просвещение, 2013.- 346 с.
28. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом / Т.Н.Николаева - М.: Экзамен, 2014. -254 с.
29. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом./ Т.В.Николаева- М: Издательский центр Академия, 2013.- 312 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 430 с.
31. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Бахрах, 2013. - 396 с.
32. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л.Печора -М.: СФЕРА, 2014.-328 с.
33. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Учитель. 2013. - 177 с.
34. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http:// base.garant.ru / 70512244/
35. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги / Т.А.Репина // Вопросы психологии. - 2014. - № 5.- 17 С.
36. Сакулина Н.П., Сенсорное воспитание в детском саду. / Н.П.Сакулина - М.: Прогресс, 2013.-312 с.
37. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) http://baby72.ru/%
38. Сельчихина Е.Б. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сельчихина Е.Б.- Электрон. текстовые данные.- Калининград: Калининградский государственный университет, 2014.- 115 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
39. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Е.И.Тихеева // Дошкольное воспитание. -2012.- №10.-18 С.
40. Федеральный закон от 29.12.2013 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» http://base.garant.ru/70291362/
41. Усова А.П.,. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду/ А.П.Усова - Волгоград «Учитель». 2014- 312 с.
42. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. - М.: Владос, 2014. - 291 с.
43. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н.М. Щелованов - М.:СФЕРА, 2014 -222 с.
44. Эрнст Й. Кипхард Как развивается ваш ребенок? [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Эрнст Й. Кипхард- Электрон. текстовые данные.- М.: Теревинф, 2013.- 112 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
45.Эльконин Д.Б.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин. - М.: Изд-во СФЕРА, 2014, Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm
46. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования [Электронный ресурс] / Якиманская И.С.- Электрон. текстовые данные.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-221 c.- Режим доступа: http: // www .iprbookshop .ru/.
47. Яремчук С.В. Методы активного социально-психологического
обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Яремчук С.В.- Электрон. текстовые данные.- Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2013. - 121 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22288. - ЭБС «IPRbooks», по паролю.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ