Введение 3
1. Теоретические аспекты путей повышения прибыли предприятия 8
1.1. Понятие, виды, роль и значение прибыли на предприятии 8
1.2. Методика анализа прибыли предприятия 16
1.3. Оценка направлений использования прибыли предприятия 23
2. Анализ путей повышения прибыли предприятия на ОАО «Булгарпиво» 34
2.1. Характеристика деятельности предприятия 34
2.2. Анализ повышения показателей прибыли предприятия 44
2.3. Факторный анализ прибыли предприятия и направлений ее
использования 54
3. Разработка мероприятий повышения прибыли предприятия
ОАО «Булгарпиво» 58
3.1. Разработка акций по стимулированию сбыта продукции 58
3.1 Организация проведения акций в торговых точках 63
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения
В условиях рыночной экономики прибыль выступает как цель деятельности всех коммерческих организаций, положительный конечный финансовый результат. Финансовый результат может быть и отрицательным, т.е. предприятие может нести убытки. Получение прибыли жизненно необходимо предприятиям, так как прибыль служит источником финансовых ресурсов для их развития.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.
Основная задача торгового предприятия - закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Прибыль - это конечный финансовый результат деятельности предприятия любой отрасли народного хозяйства.
Финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший по причине высоких затрат (издержек обращения) предприятия.
Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли, которая выступает не только в качестве главного финансового показателя деятельности предприятия или организации, но и является источником удовлетворения разнообразных потребностей в целом.
Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.
Как экономическая категория, прибыль отражает совокупность отношений хозяйственных субъектов, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли имеет немаловажное значение, так как своевременно выявленные резервы и нахождение «тонких» мест в деятельности организации помогут более эффективно использовать ресурсы предприятия (материальные, денежные, трудовые).
На основании анализа формирования прибыли торгового предприятия, факторов, обусловивших изменение показателей, можно разработать пути развития предприятия, которые позволят не только оставить прежний уровень прибыльности, но и значительно повысить его. Правильный выбор на правления анализа прибыли, четкое представление сильных и слабых сторон торгового предприятия, позволяют руководству принимать адекватные решения, снижать риск неудач, выявить неиспользованные мощности.
Проблемы повышения прибыли и рентабельности предприятия рассматриваются в учебных пособиях и монографиях таких авторов как Альбеков Ю.А., Согомонян С.А., Бакаев В.В., Ковалев В.В., Савицкая Г.В. и других.
Так как проблема повышения прибыли и рентабельности всегда актуальна для любого предприятия, то выбранная тема также является актуальной.
Прибыль, является важнейшим экономическим понятием в деятельности предприятия. От ее величины зависит успешность и эффективность работы организации, уровень выплат премий и бонусов рабочим и служащим. Конечный финансовый результат является одним из основных источников по замене, ремонту и модернизации основных фондов, так как зачастую амортизация не способна в полной мере покрыть потребности предприятия во введении нового оборудования.
Прибыль представляет собой форму дохода от предпринимательской деятельности, в результате вложения капитала с целью достижения определенного коммерческого успеха. Получение прибыли и ее наращивания является необходимым условием функционирования любой коммерческой структуры. Категория прибыли неразрывно связана с понятием капитала и представляет собой в усредненном виде цену функционирующего капитала.
Прибылью признается: для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Понятие прибыли связано с понятием финансового результата играющего следующие роли в осуществлении предпринимательской деятельности: прибыль это главная цель деятельности предприятия, является базой экономического развития; критерий эффективности конкретного мероприятия; основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия; прибыль это главный источник прироста рыночной стоимости предприятия; важный источник удовлетворения социальных потребностей общества; получение прибыли, является основным защитным механизмом от угрозы банкротства предприятия.
Задача по обеспечению благосостояния собственников получает конкретное выражение: максимизация рыночной стоимости предприятия и является гарантом роста ресурсного потенциала предприятия и гармонизации рыночной конъюнктуры.
В условиях функционирования организации перед ее руководством стоят задачи, направленные на эффективность реализации указанных стратегических целей:
1) обеспечение оптимального размера формируемой прибыли и ее рациональное сопряжение с ресурсным потенциалом и рыночной конъюнктурой;
2) обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
3) обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли должны быть в первую очередь резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования;
4) обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестируемый капитал. Этот уровень не должен быть ниже нормы доходности на рынке.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня
действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень, заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. На величину прибыли предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями той отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо- или трудоемкой отрасли, зависит уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли. Все факторы роста прибыли можно свести к следующим основным группам:
1) увеличение объемов производства продукции, работ, услуг. Помимо явного эффекта от увеличения объемов продаж предприятие получает и дополнительный экономический эффект, за счет снижения доли условно - постоянных затрат в каждой произведенной единице продукции;
2) снижение себестоимости продукции. При снижении затрат на производство, которое не повлияет на качество продукции и изменение цены у предприятия увеличивается маржа с каждой проданной продукции, либо предприятие может снизить цену на товар с целью привлечения новых потребителей;
3) повышение качества выпускаемой продукции и как следствие увеличение цены;
4) совершенствование ассортимента и номенклатуры выпускаемого товара. Суть заключается в изменении структуры производства продукции, метод направлен на увеличение той категории продукции, которая приносит больше прибыли.
В завершение можно сказать, что важным условием получения прибыли является наличие ответов на следующие вопросы: что производить, как производить, для кого производить. Неправильное определение целей либо неверная стратегия могут привести к получению убытков вместо заветной прибыли, что, несомненно, приведет к финансовому кризису на предприятии.
Целью работы является разработка путей повышения прибыли предприятия ОАО «Булгарпиво».
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
-изучить теоретические аспекты путей повышения прибыли предприятия; -провести анализ путей повышения прибыли предприятия на АО «Булгарпиво»
-разработать мероприятия повышения прибыли предприятия АО «Булгарпиво».
Стремление получить прибыль мотивирует товаропроизводителей на изменение и усовершенствование производственного процесса. Однако, в условиях монополии и нестабильности экономики производители направлены на увеличение прибыли путём повышения цен на производимые товары и услуги. Поэтому одним из наиболее важных аспектов деятельности коммерческих организаций является наличие конкурентов. Для того, чтобы это условие соблюдалось, на территории России создаются и функционируют антимонопольные комитеты и организации.
Итак, существует два основных пути увеличение прибыли предприятий:
1) Снижение себестоимости продукции посредством уменьшения издержек
2) Увеличение объема продаж.
Прибыль является основным показателем оценки финансовохозяйственной деятельности предприятия.
Цель работы состояла в том, что бы сделать анализ получения прибыли и выявить пути ее увеличения в ОАО «Булгарпиво».
Для этого в научно-исследовательском разделе были рассмотрены основные понятия прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ее увеличения.
Известно, что сумма прибыли от реализации в целом по предприятию или от реализации конкретного набора видов продукции зависит от четырех факторов первого порядка соподчиненности: объема реализации, себестоимости единицы продукции, уровня среднесложившихся цен реализации и структуры реализованных видов продукции.
Объем реализации конкретных видов продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение реализации рентабельной продукции обуславливает рост суммы прибыли. Если же увеличивается количество реализуемой убыточной продукции, то сумма прибыли в совокупности снижается.
Уровень себестоимости единицы реализуемой продукции и сумма прибыли от ее продажи находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости при неизменности цены приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величины прибыли находится в прямо пропорциональной зависимости единицы продукции, сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельного вида продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса менее рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли снижается.
В аналитическом разделе произведен анализ технико-экономических показателей показателей. В ходе анализа выявлено, что:
В отчетном году у предприятия имеется прибыль от продаж в размере 164860 тыс.руб. Выручка предприятия за анализируемый период упала на 1.9%.
Прибыль от основной деятельности предприятия повысилась на 76.59%, что является позитивным фактором. При этом прибыль до уплаты налогов увеличилась на 8.76%.
Нераспределенная прибыль за отчетный период выросла на 245.85%. Наличие у предприятия нераспределенной прибыли свидетельствует о возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Сравнив темп роста выручки и себестоимости можно судить об эффективной или неэффективной деятельности предприятия за период.
Значение рентабельности активов по чистой прибыли ROA на конец анализируемого периода свидетельствует о весьма низкой эффективности использования имущества.
Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств организации. Фондоотдача уменьшилась на 0.01 и составила 0.77 руб., т.е. возросла сумма амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль объема продаж, и, следовательно, упала доля прибыли в цене товара.
Рентабельность активов повысилась на 0.4%.
Рентабельность чистого капитала предприятия снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в предприятие. Таким образом, можно сделать вывод, что основной доход предприятие получает за счет выручки от продаж. В отчетном году она составила 1405663 тыс.руб. Валовая прибыль от реализации продукции (услуг) составила 514841 тыс.руб. Нераспределенная прибыль за отчетный период выросла на 245.85%. Наличие у предприятия нераспределенной прибыли свидетельствует о возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Проведенный анализ показал, что выпускаемое АО «Булгарпиво» пиво «Пятницкое Булгарпиво» имеет невысокий уровень продаж, в связи с этим необходимо проведение акции по стимулирования сбыта данной продукции в павильонах города.
Цель данной акции :
- выполнение торговыми представителями плана по объему продаж пива «Три медведя» и количеству подключенных к акции торговых точек, ;
- улучшение представленности данной марки в павильонах города;
- выкладка пива «Пятницкое Булгарпиво» в холодильном оборудовании.
Достижение целей данной акции для торговых представителей предоставляет возможность получения бонуса по показателям объема продаж и показателям библии продаж.
1. Акатова А.С., Козлова Ю.А. Увеличение прибыли как важный фактор развития предприятий // Молодой ученый. 2016. №4. С. 453-456.
2. Афанасьева К.Е. Управление прибылью предприятия и пути его совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2018. №11. С. 154-159.
3. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2017. 536 с.
4. Баширова П.И., Чеховская И.А. Методы управления прибылью предприятия // Управление. Бизнес и Власть. - 2017. - № 1. - С.33-38.
5. Бланк И.А. Управление прибылью. - ев: Ника-Центр, Эльга, 2016. 457 с.
6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. М.: Инфра-М, 2018. - 528 с.
7. Бородин А.И. Использование методики финансового анализа на этапах жизненного цикла предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №8. С. 12-16.
8. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №2. С. 23-26.
9. Бровкина Н.Д. Анализ отчета о финансовых результатах // Экономический анализ: теория и практика. 2018. №6. С. 11-16.
10. Бурим Е.О., Гелета И.В. Проблемы управления прибылью на предприятии // Современные научные исследования и инновации. 2017. №6. С. 17-22.
11. Васильева, Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. М.: КНОРУС, 2017. 544 с.
12. Васина А. Принципиальный подход к определению причин ухудшения финансового состояния предприятий // Финансовая газета. 2016. №48. С. 14-16.
13. Гелета И.В., Арутюнова В.В. Пути максимизации прибыли предприятий в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. №6. С. 27-34.
14. Гелета И.В., Щербак А.В. Пути повышения рентабельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. №4. С. 21-28.
15. Гиляровская А. Экономический анализ в оценке конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности // Аудитор. 2016. №3. С. 53-59.
16. Демчук О.В., Арефьева С.Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. 2017. №8(48). С. 6-9.
17. Дубоносова А.Н. Снижение себестоимости продукции как фактор улучшения финансового состояния предприятия // Справочник экономиста.
2016. №7. С. 43-49.
18. Ендовицкий Д.А. Формирование и анализ прибыли организации // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №11. С. 36-39.
19. Илышева Н.Н., Крыло. С.И. Анализ финансовых потоков организации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №1. С. 13-15.
20. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. М.: Проспект, 2018.
624 с.
21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2017. 512 с.
22. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. 2016. №38. С. 36-44.
23. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 448 с.
24. Любушин Н.П. Система показателей анализа финансового состояния организации и методы их определения // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №2. С. 15-18.
25. Лютова М.Н., Коновалова Н.О. Анализ прибыли и рентабельности предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. 2018. №50-2. С. ЮЗ- 107.
26. Майданчик Б.И., Карпунин М.Б., Любенецкий Л.Г. и др. Анализ и обоснование управленческих решений - М.:Финансы и статистика, 2016. - 236с.
27. Максютов А.А. Экономический анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
543 с.
28. Мантуленко В.В., КерженцеваА.А. Управление прибылью предприятия // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 48-64.
29. Нечитайло А.И. Учет финансовых результатов и распределения прибыли. М.: Питер, 2017. 336 с.
30. Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №1. С. 3
6.
31. Патров В.В. Расходы есть, выручки нет: что делать бухгалтеру? // Бухучет и налоги. 2017. №7. С. 15-19.
32. Пятов М.Л. Анализ рентабельности деятельности организации // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2017 №4. С. 17-19.
33. Савицкая Г.В. Развитие анализа хозяйственной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №9. С. 22-28.
34. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: Новое знание, 2018. 640 с.
35. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. 479 с.
36. Самохвалова Ю.Н. Финансовые результаты // Консультант бухгалтера. 2016. №2. С. 16.
37. Самойлов А.А. Система показателей оценки экономической эффективности деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №6. С. 25-28.
38. Сергеева С.С. Факторы роста прибыли предприятия в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2017. №8. С. 280-281.
39. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 2017. 543 с.
40. Тихонов О. Все предприятия производят... деньги // Рынок ценных бумаг. 2017. №3. С. 29-32.
41. Тропаревская Л.Е. Как добиться финансовой стабилизации // Финансы. 2016. №10. С. 24-26.
42. Уткин Э.А. Роль управления активами предприятия для максимизации прибыли // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. №9. С. 28-32.
43. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2017. - 532 с.
44. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2017. - 408 с.
45. Чернов В.А. Экономический анализ / Под ред. проф. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 686 с.
46. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 384 с.
47. Шадрина Г.В., Богомолец С.Р., Косорукова И.В. Комплексный экономический анализ организации. М.: Академический проспект, Фонд «Мир», 2016. - 288 с.
48. Шеремет, А.Д., Нигашев, Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2017. - 432 с.
49. Экономическая теория [Текст] / под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С. - СНб. : СПбГУЭФ, Питер, 2016. - 378 с.
Электронные ресурсы
50. Сайт АО «Булгарпиво» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //bulgarpivo .ru/