Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СШОР ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ ИМ. М.Р. БОРОВА»

Работа №42647

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы инновационных технологий в управлении
образовательным учреждением 8
1.1. Сущность понятия «инновационные технологии» в управлении 8
1.2. Особенности применения инновационных технологий в управлении
образовательным учреждением 15
1.3. Методический подход к инновационным технологиям в управлении
образовательным учреждением 19
Выводы по 1 главе 26
2. Анализ системы управления образовательным учреждением МБОУ «СШОР
по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» 28
2.1. Краткая характеристика деятельности образовательного учреждения .. 28
2.2. Анализ системы управления образовательным учреждением 37
2.3. Инновационный потенциал образовательного учреждения 50
Выводы по 2 главе 55
3. Практические аспекты внедрения инновационных технологий в управлении
образовательным учреждением МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» 58
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно -
экономического механизма внедрения инновационных технологий в системе управления образовательным учреждением 58
3.2. Оценка эффективности реализации инновационных технологий в
системе управления образовательным учреждением 71
Выводы по 3 главе 79
Заключение 82
Список использованных источников 88
Приложения


Наступивший XXI век будет, прежде всего, веком инновационных стратегий, конкурентной борьбы, когда выживание предприятий и организаций, их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы будут динамичны, экономичны, результативны. Осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей. От замысла до его осуществления сложный путь, и на этом пути множество препятствий. Поэтому не случайно вопрос эффективности управления - одна из наиболее актуальных тем в теории и практике управления.
Практика позволяет сделать следующее заключение: образовательные учреждения находятся на разных этапах нововведений. Существуют различия по интенсивности перехода от «старого» состояния к обновленному, отмечается неравномерность распределения инноваций по различным направлениям (около 60% всех инноваций осуществляются в содержании образования, в формах и методах обучения и воспитания). Все эти процессы тесно взаимосвязаны с обновлением управленческой структуры образовательного учреждения, т.к. если не реформируется система управления, то, соответственно, возникает ряд достаточно серьезных препятствий на пути реализации новшеств. Необходимо признать, что этот аспект управленческой деятельности исследован наименее всего.
Таким образом, организация управления инновационным процессом на современном этапе в образовательной системе на основе глубокого комплексного критического анализа всех сторон и аспектов ее деятельности, с учетом прогноза возможных последствий нововведений, предстает как проблема, требующая скорейшего осмысления со стороны ученых, педагогов и практиков. Это во многом определило актуальность предложенной нами темы исследования.
Цель исследования: совершенствование управления образовательным учреждением МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» путём внедрения инновационных технологий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основы инновационных технологий в управлении образовательным учреждением;
2) проанализировать систему и инновационный потенциал управления образовательного учреждения МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова»;
3) дать рекомендации по практическому внедрению инновационных технологий в управлении образовательным учреждением МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» и оценить их экономический и социальный эффект.
Объект исследования: МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова».
Предмет исследования: инновационные технологии в управлении образовательным учреждением.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в областях управления инновациями и инновационных технологий. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования, системный подход, анализ, синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и т.д.
Информационную базу исследования составили аналитические и статистические данные МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова», ресурсы Интернет и фактические данные образовательной организации.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели сетевого взаимодействия МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» с общеобразовательными организациями города Бугуруслан, которая, в отличие от существующих, действует в системе подготовки олимпийцев по направлению вольная борьба и на основе программы «БЭСТ-Маркетинг», что позволяет создавать инфраструктуру, в рамках которой возможно информационно-ресурсное взаимодействие образовательных организаций разного уровня и достижение нового качества образовательных результатов на уровне каждого из участников.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы.
Разработан ряд рекомендаций по совершенствованию организационно - экономического механизма внедрения инновационных технологий в системе управления образовательным учреждением внедряется в работу в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова». Рекомендации, разработанные в ходе исследования также могут быть реализованы в других образовательных учреждениях.
Научные результаты теоретического и экспериментального исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
- Закиров С.Ф. Инновации в управлении образовательным учреждением. VI Международная студенческая научно-практической конференции «Научные исследования и разработки студентов» № 5 (21), май 2018. [Электронный ресурс] https://www.forum-nauka.ru/_5_21 may_2018/
- Закиров С.Ф. Инновационные технологии в управлении на примере
МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» // Международный научно-практический журнал, №12 (28), декабрь 2018 г. [Электронный ресурс] https://www.forum-nauka.ru/_12_28 dekabr_2018/
Апробация.
Предлагаемая модель сетевого взаимодействия между МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» и общеобразовательными учреждениями была апробирована в 2018 году в городе Бугуруслан.
Основные положения работы, выносимые автором на защиту:
- Инновационная технология представляет собой набор методов, средств и мероприятий, направленных на развитие уже существующих или создание принципиально новых видов производственной деятельности.
- Повышение эффективности системы управления образовательной организацией возможно осуществить с помощью создания модели сетевого взаимодействия между базовой школой и её партнёрами. При этом сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться.
- Единство ресурсного пространства способствует их оптимальному использованию на основе взаимовыгодного сотрудничества в процессе сетевого взаимодействия, все субъекты сетевого взаимодействия имеют доступ к информационным ресурсам.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объём работы составляет 99 страниц. В первой главе рассматривается сущность понятие «инновационные технологии» в управлении, особенности их применения в управлении образовательным упреждением. Разбираются методические подходы к инновационным технологиям в управлении образовательным упреждением. Во второй главе проводится анализ системы управления образовательным учреждением в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова». Изучается инновационный потенциал образовательного учреждения. В третье главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма внедрения инновационных технологий в системе управления образовательным учреждением. Производится оценка эффективности их реализации

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведённого теоретического анализа выявлено, что инновационная технология должна быть направлена на удовлетворение человеческих и общественных потребностей в условиях неопределенности. Она представляет собой набор методов, средств и мероприятий, направленных на развитие уже существующих или создание принципиально новых видов производственной деятельности.
Инновационные технологии в управлении представляют собой любое целенаправленное изменение технологии управления, ориентированное на замену существующего механизма управления или его элементов с целью ускорения, облегчения или улучшения выполнения поставленных задач.
Отличительные особенности управления образовательным учреждением заключаются в том, что образовательная организация представляет собой социально-ориентированную организацию. Следовательно, любые результаты изменения, происходящие в такой организации, проявляются не сразу, эффект от изменений будет получен только через какое-то время.
Выделяют несколько методов оценки эффективности инновационных проектов. Статистические методы оценки эффективности инновационных проектов применяются в случае краткосрочных вложений, а также когда не имеется аналогов новой технологии и нет возможности дисконтировать денежные потоки. Динамические же полно отражают те факторы, которые необходимо учесть для анализа, однако имеют недостатки. Данные методы не учитывают гибкость в управлении проекта, а также наличие альтернативного варианта исхода реализации проекта. Экспертные методы применяются для оценки потенциала, который сложно оценить стандартными математическими методами.
Анализ системы управления МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» позволил определить:
1. Школа олимпийского резерва имеет богатую историю, высокие спортивные достижения и высококвалифицированный персонал. Основной костяк педагогов спортшколы - воспитанники этого центра. При этом в организации отмечается высокая текучесть кадров, что связано с проблемами в оплате труда персонала.
2. В школе действует линейно-функциональная структура управления. В основу управления школой положена трёхуровневая система, однако очень сильно пересекаются функции директора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, происходит дублирование функций.
3. В организации не сформулированы миссия учреждения, не корректно сформулированы цели организации.
4. В г. Бугуруслан можно отметить высокий уровень конкуренции, доля рынка МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» за исследуемый период осталась неизменной, однако возросла доля рынка одного из конкурентов.
5. Рациональная организация документооборота нарушена, т.к. отсутствует Положение по документообороту.
6. Бизнес-процессы соответствуют базовым требованиям процессного подхода, однако их необходимо дополнить блоком управления маркетингом.
7. В настоящее время в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» осуществляется планирование на трёхлетний период в соответствии с муниципальным заданием. Но разработанный документ не затрагивает аспектов перспективного развития школы и не представляет собой механизма для стратегического планирования. Не сформулированы миссия учреждения, не корректно сформулированы цели организации. Это, на наш взгляд, снижает эффективность управления школой олимпийского резерва, в условиях возрастающей конкуренции.
8. В г. Бугуруслан с численностью населения около 49 845 чел., имеется ещё два спортивных объекта, предоставляющих услуги по дополнительному образованию детей. При этом следует учитывать, что спортивные кружки располагаются и на базе общеобразовательных школ города. Это указывает на высокий уровень конкуренции и на необходимость разработки технологии планирования в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова».
9. Отсутствие маркетинговой информации в работе. Одним из основных назначений маркетинговой информации является помощь в организации бизнеса. У каждой организации должны быть цели создания и определенные преимущества на рынке. На основе этих признаков сформировывается стратегия развития организации, которая в свою очередь, ставит перед собой краткосрочные и долгосрочные цели на рынке для достижения конечной цели. Именно стратегия развития предприятия является отправной точкой для стратегии развития маркетинга, которая определит, что именно будет производиться, кому и каким образом продавать и какой будет стоимость продукта.
10. Выявлено, что инновационный потенциал образовательного учреждения заключается в его высококвалифицированном персонале.
11. Выявленные проблемы указывают на неэффективную систему управления образовательным учреждением.
Установлено, что для совершенствования управления в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» необходимо реализовать следующие мероприятия:
- сформировать модель сетевого взаимодействия школы олимпийского резерва с общеобразовательными учреждениями города Бугуруслан.
- внести изменения в организационную структуру путём внедрения должности маркетолога;
- оптимизировать аналитический инструментарий стратегического планирования путём внедрения компьютерной информационной программы «БЭСТ-Маркетинг», которая представляет собой специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки маркетинговой информации.
Для совершенствования управления в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» разработаны следующие рекомендации:
1. Повышение эффективности системы управления МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» с помощью создания модели сетевого взаимодействия между школой олимпийского резерва и общеобразовательными учреждениями города Бугуруслан. Сетевое взаимодействие является современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться.
2. Также в процессе апробации была разработана структура сетевого взаимодействия, которая предполагает наличие трёх уровней: координационный уровень, уровень участников сети, уровень стратегического планирования. Данная структура позволила определить участников сетевого взаимодействия, разработать нормативные документы и объединить ресурсы.
3. Для внедрения модели сетевого взаимодействия предлагается ввести должность маркетолога на базе МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова». Это связано с тем, что организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных учреждений. Следовательно, необходим единый центр, через который велась бы работа по созданию и координации информационной работы в интернете.
Единство информационного пространства способствует оптимальному использованию ресурсов учреждения на основе взаимовыгодного сотрудничества. Информационно-коммуникационные ресурсы дают
возможность всем субъектам сетевого взаимодействия экономично использовать Интернет технологии и формировать единое информационное поле для тех, кто стремиться к получению качественного профильного и профессионального образования. Все субъекты сетевого взаимодействия могут иметь доступ к информации об образовательных услугах, спросе и предложении рынка труда, возможностях карьерного роста, дистанционному обучению под руководством высококвалифицированных специалистов, самообразованию.
4. Предлагаемая модель сетевого взаимодействия между школой олимпийского резерва и общеобразовательными учреждениями была апробирована в 2018 году в городе Бугуруслан и дала положительный экономический эффект.
5. Для совершенствования механизма стратегического планирования и внедрения методов стратегического анализа и планирования предлагается в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» внедрить компьютерную информационную систему «БЭСТ-Маркетинг», которая представляет собой специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки маркетинговой информации.
6. Заработная плата тренеров-преподавателей при реализации сетевого взаимодействия увеличилась на 163 020,00 руб. в месяц, т.е. в среднем зарплата одного тренера-преподавателя увеличилась на 16 302,00 руб. в месяц.
7. Экономический эффект от внедрения проектных мероприятий составил: 173 800 руб. / год: 2018 г. - 120 800 руб., 2019 г. - 366 600 руб., 2020 г. - 612 400 руб., 2021 г. - 858 199 руб., 2022 г. - 1 103 999 руб.
8. Количество воспитанников увеличилось с 266 до 552 человек.
9. Социальный эффект от внедрения проектных мероприятий заключается в улучшении здоровья школьников, в подготовке чемпионов по вольной борьбе.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) рассмотрены основы инновационных технологий в управлении образовательным учреждением;
2) проанализирована система и инновационный потенциал управления образовательного учреждения МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова»;
3) даны рекомендации по практическому внедрению инновационных технологий в управлении образовательным учреждением МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» и проведена оценка их экономического и социального эффекта.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели сетевого взаимодействия МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова» с общеобразовательными организациями города Бугуруслан, которая, в отличие от существующих, действует в системе подготовки олимпийцев по направлению вольная борьба и на основе программы «БЭСТ-Маркетинг», что позволяет создавать инфраструктуру, в рамках которой возможно информационно-ресурсное взаимодействие образовательных организаций разного уровня и достижение нового качества образовательных результатов на уровне каждого из участников.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Национальный стандарт РФ Системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января
2015 г. № 30 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] https://www.mmsport.gov.ru/actmties/federal-programs/2/26361/ (дата
обращения: 23.05.2018).
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ « Развитие физической культуры и спорта» от 15 апреля 2014 г. № 302 [Электронный ресурс] https://www.minsport.gov.ru/documents/orders/3528/ (дата обращения: 25.05.2018).
II. Специальная литература:
5. Бешелев С.Д., Болотов В., Спиро Дж. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 2015. №1. С. 67-73.
6. Волков А.А. Инновационные технологии повышения эффективности управления образовательными организациями. В сборнике: Современные тенденции в образовании: новые педагогические технологии и электронные средства обучения Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 71-77.
7. Гуревич И. Действия, принимаемые всеми. Моделирование системы внутришкольного контроля //Директор школы. 2015. № 1. С. 13-23.
8. Деникина Л.М. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением. /Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. - М.: Институт общего образования РАО. 2014. 163 с.
9. Ермошина Е.Е. Управление инновационными технологиями в образовательных организациях высшего профессионального образования. В сборнике: актуальные проблемы развития инноваций и менеджмента в образовании. Сборник тезисов докладов межвузовской научно-практической конференции. 2014. С. 118-122.
10. Котткамп Б. Материалы семинара «Лидер XXI века», авг. 1993 г. // Директор школы. 2014. № 5. С. 8-11.
11. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 2014. 156с.
12. Майоров А.А. Инновационное управление образовательным учреждением // Государственный советник. 2015. № 1 (9). С. 61-68.
13. Никитина Э.К. Креативные технологии в управлении современной школой. В сборнике: Подготовка менеджеров для системы столичного образования: опыт и перспективы, сборник материалов серии круглых столов. Московский государственный педагогический университет. 2016. С. 151-160.
14. Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании. // Педагогика. 2016. № 3. С. 9-14.
15. Тубельский А. Школа самоопределения. М.: Народное образование, 2016. № 7. С. 130-135.
16. Уилмс Д. Системы мониторинга и модель «вход - выход» // Директор школы. 2015. № 1. С. 36-41.
17. Фриш Г.Л. Правовой справочник педработника общеобразовательной школы. М.: Новая школа, 2014, 234 с.
18. Хафизова Л.М. Инновационные технологии в управлении
образовательной организацией. В сборнике: Advancesin Scienceand Technology сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 220-223.
19. Хомерики О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. Под ред. М.М. Поташника. М.: Новая школа, 2015. 64 с.
20. Хувейк Р. Ключевые идеи - сопричастность и самостоятельность //
Директор школы. 2015. № 3. С.21-31.
21. Чеботарь A.B. Демократизация внутри школьного контроля. М.: Новая школа, 2015. 98 с.
22. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: 2014, 110 с.
23. Шадриков В.Д. Проблемы система-генеза профессиональной деятельности. М.: 2014, 117 с.
24. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М.: 2013. С. 7-17.
25. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Шарай H.A. Подготовка, принятие и исполнение комплексно-целевой программы работы школы на год. М.: Новая школа, 2013. С. 11-12.
26. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 2016. 191 с.
27. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: Новая школа, 2014.
243 с.
35. Штатное расписание МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова».
36. Приказ «Об организации сетевого взаимодействия».
37. Договор простого товарищества о совместной деятельности (сотрудничестве) между образовательными учреждениями.
38. План работы межшкольного методического совета сетевого взаимодействия МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова».
39. Расписание занятий по вольной борьбе в МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова», МАОУ Гимназия №1, МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ №3, МБОУ ООШ №5, МБОУ СОШ №7, МБОУ СОШ им. М.И. Калинина.
40. Положение о сетевой форме взаимодействия образовательных организаций МБОУ «СШОР по спортивной борьбе им. М.Р. Борова», МАОУ Гимназия №1, МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ №3, МБОУ ООШ №5, МБОУ СОШ №7, МБОУ СОШ им. М.И. Калинина.
IV. Интернет-источники
41. История Бугурусланской СДЮСШОР по вольной борьбе
им.М.Р.Борова. [Электронный ресурс]
https://www.youtube.com/watch?v=zIOHPR4INvQ. (дата обращения: 12.05.2018).
42. МБОУ ДОД СДЮСШОР по вольной борьбе им. М.Р. Борова [Электронный ресурс] http://mo-buguruslan.orb.ru/structure/sport/page/586/. (дата обращения: 12.04.2018).
43. Официальный сайт Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей «Детско-Юношеская спортивная школа «Олимп» [Электронный ресурс] http://olimp-
bug.3dn.ru/index/trenerskij_sostav/0-119 (дата обращения: 20.03.2018).
44. Официальная группа в ВК Муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования детей «ДетскоЮношеская спортивная школа «Олимп» [Электронный ресурс]
https://vk.com/olimp_bug (дата обращения: 15.05.2018).
45. Официальный сайт Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-Юношеская спортивная школа «Ледовый Дворец Бугуруслан» [Электронный ресурс] http://ice56.ucoz.ru/index/0-14 (дата обращения: 24.05.2018).
46. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ orenstat.pdf (дата обращения: 29.04.2018).
47. Сайты школ г. Бугуруслан [Электронный ресурс] http://russiaschools.ru/orenburgskaja_oblast/buguruslan/index.php (дата обращения: 23.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ