ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие Интернет-зависимого поведения 7
1.2. Проблема Интернет-зависимости в психолого-педагогической
литературе 12
1.3. Психологические особенности детей подросткового возраста 16
1.4. Современное состояние проблемы индивидуально-психологических особенностей личности подросткового возраста с Интернет - зависимостью 22
II .ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Программа исследования 29
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 34
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие Интернет-зависимого поведения 7
1.2. Проблема Интернет-зависимости в психолого-педагогической
литературе 12
1.3. Психологические особенности детей подросткового возраста 16
1.4. Современное состояние проблемы индивидуально-психологических особенностей личности подросткового возраста с Интернет - зависимостью 22
II .ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Программа исследования 29
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 34
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время стремительно возрастает востребованность и популярность сети Интернет в качестве информационного, коммуникативного, экзистенциального, игрового пространства, и он становится неотъемлемой составляющей частью фактически в любой отрасли человеческой жизнедеятельности. Это очень значимый и мощный по степени воздействия фактор, обусловливающий развитие и формирование личностных черт подрастающего поколения. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные фондом общественного мнения, интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий.
Параллельно с этим, вместе с очевидными преимуществами Интернетсреды (прежде всего, ее удобством, доступностью, широкомасштабностью), налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний (Ковалев В.В.). Следствия сильной вовлеченности подростков в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах деятельности подростков. Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс (Войскунский
А.Е.).
В психологической литературе всесторонне проработан аспект индивидуально-психологических особенностей личности, зависимой от психоактивных веществ, однако непосредственно исследования, нацеленные конкретно на изучение личностного профиля человека с Интернет-зависимостью, начали появляться не столь давно.
В 1998 году K.Young и R.C.Rodgers предприняли первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с Интернет зависимым поведением.Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с Интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. etal., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. etal., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от других (Caplan S.E. etal., 2009; Chiu S. etal. 2004; Kim E.J. etal., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. etal., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. etal., 2008), низкий порог оценки своего "я" (Ко С. etal., 2005), невротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. etal., 2000), малая степень развития эмоционального интеллекта (Parker J. etal., 2008), малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной - в интернет-среде (Jeongand К., 2010). Российские ученые выявили корреляцию интернет-аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Теперик Р.Ф., Жукова М.А., 2009). Выявлено также наличие связи интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (Егоров А.Ю. и др., 2005). Некоторые психологи видят связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью и агрессией, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (Литвиненко О.В., 2008).
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных с Интернетзависимостью, данное явление на сегодняшний день остается еще не до конца изученным.
Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди подростков, так как подавляющее большинство школьников - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей людей с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.
Цель исследования -определить личностные детерминанты интернет зависимых.
Объект-Интернет зависимые.
Предмет - Личностные детерминанты интернет зависимых.
Гипотеза исследования: Интернет-зависимые люди отличаются от ,людей не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые люди характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых людей.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
• дать психологическую характеристику людям подросткового возраста;
• изучить индивидуально-психологические особенности подростков с Интернет-зависимым поведением;
• подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
• организовать и провести исследование;
• провести обработку результатов эмпирического исследования;
• сформулировать выводы по результатам проведенного исследования. Методология исследования:
- базовые положения психологической теории личности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.);
- исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Личко A. Е., Толстых Н.Н.,Фельдштейн Д.И., Эриксон Э., Эльконин Д.Б. и др.);
- исследование психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Егоров А.Ю., Короленко Ц.П. );
- исследование психологических факторов риска Интернет-зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Янг К.).
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической литературы;
• тестирование;
• статистический анализ эмпирических данных.
Параллельно с этим, вместе с очевидными преимуществами Интернетсреды (прежде всего, ее удобством, доступностью, широкомасштабностью), налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний (Ковалев В.В.). Следствия сильной вовлеченности подростков в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах деятельности подростков. Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс (Войскунский
А.Е.).
В психологической литературе всесторонне проработан аспект индивидуально-психологических особенностей личности, зависимой от психоактивных веществ, однако непосредственно исследования, нацеленные конкретно на изучение личностного профиля человека с Интернет-зависимостью, начали появляться не столь давно.
В 1998 году K.Young и R.C.Rodgers предприняли первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с Интернет зависимым поведением.Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с Интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. etal., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. etal., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от других (Caplan S.E. etal., 2009; Chiu S. etal. 2004; Kim E.J. etal., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. etal., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. etal., 2008), низкий порог оценки своего "я" (Ко С. etal., 2005), невротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. etal., 2000), малая степень развития эмоционального интеллекта (Parker J. etal., 2008), малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной - в интернет-среде (Jeongand К., 2010). Российские ученые выявили корреляцию интернет-аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Теперик Р.Ф., Жукова М.А., 2009). Выявлено также наличие связи интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (Егоров А.Ю. и др., 2005). Некоторые психологи видят связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью и агрессией, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (Литвиненко О.В., 2008).
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных с Интернетзависимостью, данное явление на сегодняшний день остается еще не до конца изученным.
Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди подростков, так как подавляющее большинство школьников - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей людей с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.
Цель исследования -определить личностные детерминанты интернет зависимых.
Объект-Интернет зависимые.
Предмет - Личностные детерминанты интернет зависимых.
Гипотеза исследования: Интернет-зависимые люди отличаются от ,людей не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые люди характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых людей.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
• дать психологическую характеристику людям подросткового возраста;
• изучить индивидуально-психологические особенности подростков с Интернет-зависимым поведением;
• подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
• организовать и провести исследование;
• провести обработку результатов эмпирического исследования;
• сформулировать выводы по результатам проведенного исследования. Методология исследования:
- базовые положения психологической теории личности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.);
- исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Личко A. Е., Толстых Н.Н.,Фельдштейн Д.И., Эриксон Э., Эльконин Д.Б. и др.);
- исследование психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Егоров А.Ю., Короленко Ц.П. );
- исследование психологических факторов риска Интернет-зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Янг К.).
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической литературы;
• тестирование;
• статистический анализ эмпирических данных.
Данная работа посвящена изучению психологических особенностей Интернет-зависимых подростков.
В последние годы стремительно возрастает популярность сети Интернет. Интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий. Вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды, налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний.
Проведенное теоретическое исследования проблемы Интернет - зависимого поведения среди детей среднего подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:
Интернет-зависимость представляет собой наличие навязчивого желания подключиться к Интернету и болезненной неспособности отказаться от него. Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.
Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.
Для подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.
Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.
Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.
На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.
Группы достоверно различаются по факторам D (флегматичность- возбудимость) и О (самоуверенность - склонность к чувству вины) Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.
Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о существовании различий между психологических особенностями подростков с различным статусом Интернет-зависимости подтвердилась.
В последние годы стремительно возрастает популярность сети Интернет. Интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий. Вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды, налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний.
Проведенное теоретическое исследования проблемы Интернет - зависимого поведения среди детей среднего подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:
Интернет-зависимость представляет собой наличие навязчивого желания подключиться к Интернету и болезненной неспособности отказаться от него. Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.
Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.
Для подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.
Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.
Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.
На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.
Группы достоверно различаются по факторам D (флегматичность- возбудимость) и О (самоуверенность - склонность к чувству вины) Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.
Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о существовании различий между психологических особенностями подростков с различным статусом Интернет-зависимости подтвердилась.
Подобные работы
- Различия в личностных характеристиках интернет-зависимых юношей и девушек
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика интернет-зависимости у студентов вуза с разными
типами акцентуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СО
СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



