Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ

Работа №42632

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
462
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие Интернет-зависимого поведения 7
1.2. Проблема Интернет-зависимости в психолого-педагогической
литературе 12
1.3. Психологические особенности детей подросткового возраста 16
1.4. Современное состояние проблемы индивидуально-психологических особенностей личности подросткового возраста с Интернет - зависимостью 22
II .ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Программа исследования 29
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 34
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время стремительно возрастает востребованность и популярность сети Интернет в качестве информационного, коммуникативного, экзистенциального, игрового пространства, и он становится неотъемлемой составляющей частью фактически в любой отрасли человеческой жизнедеятельности. Это очень значимый и мощный по степени воздействия фактор, обусловливающий развитие и формирование личностных черт подрастающего поколения. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные фондом общественного мнения, интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий.
Параллельно с этим, вместе с очевидными преимуществами Интернетсреды (прежде всего, ее удобством, доступностью, широкомасштабностью), налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний (Ковалев В.В.). Следствия сильной вовлеченности подростков в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах деятельности подростков. Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс (Войскунский
А.Е.).
В психологической литературе всесторонне проработан аспект индивидуально-психологических особенностей личности, зависимой от психоактивных веществ, однако непосредственно исследования, нацеленные конкретно на изучение личностного профиля человека с Интернет-зависимостью, начали появляться не столь давно.
В 1998 году K.Young и R.C.Rodgers предприняли первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с Интернет зависимым поведением.Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с Интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. etal., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. etal., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от других (Caplan S.E. etal., 2009; Chiu S. etal. 2004; Kim E.J. etal., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. etal., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. etal., 2008), низкий порог оценки своего "я" (Ко С. etal., 2005), невротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. etal., 2000), малая степень развития эмоционального интеллекта (Parker J. etal., 2008), малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной - в интернет-среде (Jeongand К., 2010). Российские ученые выявили корреляцию интернет-аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Теперик Р.Ф., Жукова М.А., 2009). Выявлено также наличие связи интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (Егоров А.Ю. и др., 2005). Некоторые психологи видят связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью и агрессией, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (Литвиненко О.В., 2008).
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных с Интернетзависимостью, данное явление на сегодняшний день остается еще не до конца изученным.
Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди подростков, так как подавляющее большинство школьников - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей людей с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.
Цель исследования -определить личностные детерминанты интернет зависимых.
Объект-Интернет зависимые.
Предмет - Личностные детерминанты интернет зависимых.
Гипотеза исследования: Интернет-зависимые люди отличаются от ,людей не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые люди характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых людей.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
• дать психологическую характеристику людям подросткового возраста;
• изучить индивидуально-психологические особенности подростков с Интернет-зависимым поведением;
• подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
• организовать и провести исследование;
• провести обработку результатов эмпирического исследования;
• сформулировать выводы по результатам проведенного исследования. Методология исследования:
- базовые положения психологической теории личности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.);
- исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Личко A. Е., Толстых Н.Н.,Фельдштейн Д.И., Эриксон Э., Эльконин Д.Б. и др.);
- исследование психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Егоров А.Ю., Короленко Ц.П. );
- исследование психологических факторов риска Интернет-зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Янг К.).
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической литературы;
• тестирование;
• статистический анализ эмпирических данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению психологических особенностей Интернет-зависимых подростков.
В последние годы стремительно возрастает популярность сети Интернет. Интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий. Вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды, налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний.
Проведенное теоретическое исследования проблемы Интернет - зависимого поведения среди детей среднего подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:
Интернет-зависимость представляет собой наличие навязчивого желания подключиться к Интернету и болезненной неспособности отказаться от него. Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.
Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.
Для подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.
Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.
Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.
На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.
Группы достоверно различаются по факторам D (флегматичность- возбудимость) и О (самоуверенность - склонность к чувству вины) Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.
Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о существовании различий между психологических особенностями подростков с различным статусом Интернет-зависимости подтвердилась.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980. - 338 с.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете: Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.
3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. Под редА.Е.Войскунского - М.: Можайск-Терра, 2000. - с. 11-39.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Директ-Медиа,
2008. - 612 с.
6. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге XXI века". Психологическая газета. - 1996. - №12. - с. 4-6.
7. Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития. Ред.- сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - 279с.
8. Войскунский А. Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2009. - № 4. - с. 165-167.
9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал. - М.: Наука, 2004 - т.25. № 1. - с. 90-100.
10. Войскунский А. Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности. Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. - №1. Серия 14: Психология - с. 51-66.
11. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии. Интернет и российское общество: Под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002- с. 235250.
12. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М.: Смысл, 2002. - Выпуск 1. - с. 82-101.
13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет- аддикции. Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - с. 251-253.
14. Войскунский А. Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии. Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Аспринт Иркутск, 2016. - с. 17-26.
15. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск- Терра, 2000. - с.100-131.
16. Выготский Л.С. Педология подростка Т.4. Собр. соч.: В 6 Т. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
17. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
18. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков. - т.5. № 2 - 2005 - с. 20-27
19. Егоров А.Ю. Психология девиантного поведения. - СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. - 282 с.
20. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета. Труды по социологии образования. - М.: ЦСО РАО, 2000. - Т.5. Вып.7. - с.431-460.
22. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. - №1. - с. 8-15.
23. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., Академический проект, 2000. - 460 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
25. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1998. - № 3. - с. 70-78.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
27. Личко А.Е. Подростковая наркология: руководство для врачей/ А.Е. Личко, B.C. Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 301 с.
28. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. - 407 с.
29. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология
виртуальности. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.- М.: Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта, 1998 - с. 211225.
30. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
31. A.A. Рукавишников, М.В. Соколова; под науч. ред. В.И. Чиркова. Методическое руководство по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. - СПб.: ИМАТОН, 2002. - 95 с.
32. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? Вестник психотерапии. - СПб.: МИРВЧ, 2011. - №40 (45). - с. 23-34.
33. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
34. Толстых H.H. Изучение мотивации подростков имеющих пагубные привычки. Вопросы психологии. - М.: Педагогика,1989. - №2. - С. 35- 38.
35. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психологосоциального института, 2002. - 432 с.
36. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" Психологический журнал, 2002. -т. 22. № 1. - с.113-117.
37. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
38. Эриксон Э. Детство и общество. - М.: Летний сад, 2000. - 416 с.
39. Юсупов P.M., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. - СПб.: Наука, 2000. - 455 с.
40. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость. Мир Интернет. 2000. - №2. - с.24-29.
41. [Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250.].
42. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения. В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, A.A. Антоненко [Электронный ресурс] Мед. психология в России : электрон. науч. журн. - 2011. - № 6. - Режим доступа: http/medpsy.rn. - Загл. с экрана - Яз. рус.
43. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 4(33). - с. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mprj.ru- Загл. с экрана - Яз. рус.
44. Интернет в России: динамика проникновения. Интернет газета Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru - Загл. с экрана - Яз. рус.
45. Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика. [Электронный ресурс] - https://constructorus.ru
46. Всемирная паутина. [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org
47. Социальные сети в жизни человека. [Электронный ресурс]- http://web- creator.org
48. Как интернет влияет на психику и здоровье подростка. [Электронный ресурс]- https://daily.afisha.ru
49. Зависимости человека: виды и причины. [Электронный ресурс]- https://www.wday.ru
50. История интернета. [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ