Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творчество Р.Бротигана в контексте контркультуры

Работа №42602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1: Контркультура США шестидесятых годов ХХ века 6
1.1. История развития контркультуры битников и хиппи 6
1.2. Литература «разбитого поколения» 12
Глава 2: Воплощение контркультуры в творчестве Р. Бротигана 20
2.1. Идейно-философские представления писателя в шестидесятых годах ХХ века 20
2.2. Раскрытие основных черт контркультуры в ранней поэзии писателя.. .23
2.3. Роман Р. Бротигана «В арбузном сахаре» как пример литературы «разбитого поколения» 33
Заключение 43
Список использованной литературы 46


Данная работа рассматривает специфику американской контркультуры в шестидесятых годах двадцатого века, с точки зрения ее раскрытия на примере произведений Ричарда Бротигана (англ. Richard Brautigan, 30 января 1935 — 14 сентября 1984). Будучи довольно типичным представителем битников (сразу после школы писатель покинул семью, занялся творчеством, много путешествовал по миру, переняв философию Востока), Р. Бротиган не причислял себя к битпоколению, однако, несомненно гордится званием гуру, которым его нарекли представители битничества.
Международную славу писателю приносит автобиографичная книга под названием «Ловля форели в Америки» (Trout Fishing in America, 1967), а перенятая из Японии философия дзен-буддизма отражается в романах «Следствие сомбреро. Японский роман» (Sombrero Fallout: A Japanese Novel, 1976) и «Экспресс Токио-Монтана» (The Tokyo-Montana Express, 1980). Также Р. Бротиган пробует себя в написании различных жанров, среди которых детективный и исторический романы, готический вестерн, средневековая драма на библейскую тему.
Одно из важнейших произведений писателя, в котором ярко проявились черты контркультуры, носит название «В арбузном сахаре» (англ. In Watermelon Sugar, 1968). Писатель соединяет иррациональный и сюрреалистичный мир постапокалипсиса с атмосферой хиппи коммуны, в которой мир фактически разделен на рай и ад (Смертидея и Забытые Дела). Произведение проникнуто лиричностью и лаконичностью повествования, а также тонкой иронией.
Кроме того, мы решили рассмотреть не менее важный сборник стихотворений начинающего на тот момент писателя Р. Бродигана «Собрание Эдны Уэбстер», в котором уже виднеются основные черты только зарождающейся в стране контркультуры. Основными идеями сборника являются темы внутренних переживаний героя, сопоставление таких понятий, как любовь и смерть, определение жизни и ее значения для человека.
Стиль Р. Бротигана яркий, цепляющий, его стихи легко узнаваемы по одному ему принадлежащей манере и лаконичности. Критики отмечают, что неизменный юмор писателя, его искаженная логика и своеобразный взгляд на мир могут способствовать развитию целого направления в литературе и что когда-нибудь писатели будут создавать свои собственные «бротиганы», а не привычные современной литературе романы.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня усиливается интерес к творчеству Р. Бротигана, как представителя контркультуры 60-х годов, и особенно к повествовательной структуре его романов.
Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на существующие труды, посвященные творчеству Р. Бротигана, где рассматриваются особенности поэтики его романов, впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка целостного анализа творчества писателя (поэзии и прозы) в рамках контркультурных тенденций.
Предметом исследования стал сборник стихотворений Р. Бродигана «Собрание Эдны Уэбстер» и роман «В арбузном сахаре».
Объектом исследования является черты контркультуры в творчестве Р. Бротигана.
Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение произведений писателя Р.Бротигана в рамках контркультуры США 60-х годов.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить историю появления и распространения контркультуры в США 60-х годов;
• выявить основные черты контркультуры;
• опередить основные черты контркультуры, проявляющиеся в произведениях Р. Бротигана.
Методологическую и теоретическую основу составили работы отдельных ученых и исследователей, таких, как Г. Андреева [8], М. Бахтин [10], Д. Бойер [17], Д. Гарнер [45], Е. Дьяконова [38], Д. Кон [20], Ю. Лотман [12], О. Сакс [33],
М. Стефон [49], Э. Уильсон [50], З. Фрейд [13], Т. Хант и А. Чартер [27], И. Хи- джия-Киршнерейт [25] и другие.
Основные методы изучаемой проблемы: сравнительно-сопоставительный анализ для выявления специфики повествования в поэзии и прозе писателя. Кроме того, был использован структурно-семантический анализ, позволяющий детально исследовать компоненты текста и выявить его семантическое своеобразие.
Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и аналитической), заключения, списка источников и используемой литературы. Введение раскрывает актуальность и научную новизну работы, содержит объект, цель и задачи научного исследования. Первый параграф первой главы содержит информацию о развитии общественного сознания в США шестидесятых годов двадцатого века, второй параграф рассматривает влияние контркультуры, царящей в эту эпоху на литературу и писателей того времени. Первый параграф второй главы дает обзор мировоззрения Р. Бротигана в шестидесятых годах, второй параграф содержит анализ и исследование ранней поэзии писателя, третий параграф посвящен вопросу раскрытия черт контркультуры в романах писателя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феноменом американской контркультуры становится бит-поколение, отрицающее общепринятые моральные стандарты, выступающее против общества потребления и за отказ от материализма. Молодые люди провозглашают свободу творчества и самовыражения, борются против загрязнения окружающей среды, путешествуют по миру в поисках новых смыслов и жизненных ценностей (особенно увлекаясь философией Востока), ведут во многом праздный образ жизни. Продолжателями бунтарей-битников являются пацифисты-хиппи, выступающие против военной агрессии и войны во Вьетнаме. Приближенные к природе и вдохновленные свободой, хиппи создают коммуны людей, связанные общими духовными такими ценностями, как призыв к отказу от материализма, признание свободы и красоты человеческой души, обилие чувственности, жизнь в моменте. Также можно выделить, что представители контркультуры в поисках вдохновения часто обращались к алкоголю и наркотическим веществам. Так, затяжной алкоголизм приводит писателя и поэта Р. Бротигана к суициду.
Проанализировав прозаическое и поэтическое наследие писателя, мы обнаружили черты, присущие литературе «разбитого поколения», на которую в свою очередь оказала влияние контркультура, царившая в США в шестидесятых годах двадцатого века. Литературу «разбитого поколения» характеризуют такие черты как поиск новых форм и жанров, так как разочарованные в социальных и духовных сферах писатели и поэты ищут новые значения и смыслы жизни, пытаясь отойти от шаблонных представлений. В произведениях становится популярным использование японского жанра хайку, что характерно поэзии Бротигана, и эгоромана, основная цель которых передать моменты жизни в их непостоянстве и мимолетности, а также с помощью автобиографичности повествования раскрыть светлые и темные стороны человеческой души. Подобная концепция приводит к синтезу восточных и западных культур и открытию новых форм и жанров в американской литературе.
Кроме того, откровенность повествования эго-романа подталкивает писателей контркультуры полностью растворяться в произведении, благодаря чему мы наблюдаем слияние творца-поэта с лирическим героем, свободную прозу, прием «потока сознания», при котором не стоит никакой преграды к мыслям героя, и мы получаем огромное количество разрозненных, нелогичных идей, чувств и воспоминаний. С помощью «метода нарезки» достигается фрагментарность, хаотичность, сбивчивость и интертекстуальность повествования. Помимо этого, можно выделить такие черты как абсурд и сюрреализм в произведениях писателей, иронию, черный юмор, сленг и ненормативную лексику, характерную графичность, минимализм и лаконичность.
Жизнь и творческий путь Р. Бротигана полностью отражают литературу «разбитого поколения» и контркультуру шестидесятых. Использование аналогичных приемов литературы Востока, которые перенял автор, приблизило писателя к созданию интернациональных, открытых к новым формам и жанрам произведениям. Р. Бротиган распахивает границы создания, с помощью традиционного для Японии жанра хайку, а также применяет исповедальный жанра эго-романа, которые помогают запечатлеть мгновение чувств, с помощью чего создается эффект спонтанной прозы, отсутствие логичности мыслей, свободный стиль повествования и фрагментарность. Подобный синтез культур будет применен японским писателем Харуки Мураками, который вдохновлялся Р. Бротиганом.
На творчество Ричарда Бротигана большое влияние оказал поэтический опыт, благодаря которому в прозаических произведениях присутствует тонкий лиризм, обращенность к духовному миру героя, чувственное описание переживаний и эмоций, также характерные для литературы «разбитого поколения». Кроме того, Р. Бротиган перенял некоторые черты и тематики писателей «потерянного поколения», например, его крайне вдохновлял лаконизм Эрнеста Хемингуэя, а также его искания ответов на экзистенциальные вопросы на фоне общей разобщенности и одиночества; важность деталей и подтекста.
Художественный прием интертекстуальности обогатил произведения отсылками к реальной жизни и возможностью осуществления межтекстовых отношений. Творчество Р. Бротигана характеризуется живым языком, наполненным сленгом и нецензурной лексикой, которые использовали битники и хиппи, а также метафоричностью и сюрреализмом, легкой иронией, детскостью повествования, психологизмом и философией дзен-буддизма.
С уверенностью можно сказать, что часть американской культуры и истории навсегда запечалилась в творчестве Ричарда Бротигана, например, в таких произведениях как сюрреалистичный роман «В Арбузном сахаре», где описывается хиппи коммуна в период пост апокалипсиса; или ранняя поэзия Р. Бротигана в которой писатель сравнивает жизнь с непрерывным потоком действий, напоминающий «чертово колесо» сансары. Сам писатель считал, что не только история влияет на человека, но и каждый человек оказывает влияние на ход истории и оставляет в ней свой след. Себе Ричард Бротиган отводил роль «облака», воплощение которого мы можем наблюдать благодаря необыкновенной фантазии писателя, уникальному творческий стилю и восхитительной лаконичности речи, которая действительно с легкостью облака переносят нас в волшебный мир удивительных историй.



1. Бротиган Р. В арбузном сахаре / Р. Бротиган. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 176 с.
2. Бротиган Р. Ловля Форели в Америке; Месть лужайки: Сборник / Р. Бротиган - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2002. - 376 с.
3. Бротиган Р. / Р. Бротиган. - М.: «Азбука классика», 2006. - 208 с.
4. Бротиган Р. Собрание Эдны Уэбстер / Р. Бротиган. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 208 с.
5. Бротиган Р. Экспесс Токио - Монтана / Р. Бротиган. - СПб.: Азбука- классика, 2005. - 272 с.
6. Brautigan R. A Confederate General from Big Sur / R. Brautigan. - Grove Press, 1968. - P. 159.
7. Brautigan R. The Pill vs. the Springhill Mine Disaster / R. Brautigan. - Delta, 1970. - P. 108.
Научно-критическая литература
8. Андреева Г. Антология поэзии битников / Г. Андреева. - М.: Ульт- ра.Культура, 2004. - 784 с.
9. Арнольд И. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И. Арнольд. - СПб.: Либроком, 1997. - 444 с.
10. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
11. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе / М. Бахтин. - М.: Художественная лит.,1986. - 121 с.
12. Лотман Ю. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. Лотман. - М.: Просвещение, 1988. - 292 с.
13. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Азбука, 2009. - 416 с.
14. Фрейд З. Основные принципы психоанализа / З. Фрейд - М.: «Рефл- бук»; К.: "Ваклер", 1998. - 288 с.
15. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк. - М.: Изд-во Московского университета, 1987. - 213 с.
16. Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 716 с.
17. Boyer J. Richard Brautigan / J. Boyer. - Boise State University, 1987. - P.
52.
18. Brautigan, R. The Edna Webster collection of undiscovered writing. / R. Brautigan. - Boston: Houghton Mifflin, 1999. - P. 124.
19. Burroughs W. The Western Lands / W. Burroughs. - Penguin Books, 1988. - P. 272.
20. Cohn, D. Transparent Minds: Narrative Modes for Presenting Consciousness in Fiction / D. Cohn. - Princeton University Press, 1978. - P. 344.
21. Doggett P. The Art And Music Of John Lennon / P. Doggett. - Omnibus Press, 2009. - P. 539.
22. Frank J. The Widening Gyre: Crisis and Mastery in Modern Literature / J. Frank. - Rutgers University Press, 1963. - P. 12.
23. Gorski H. Booby, Mama!: Surreal Cut-Up Spoken Word / H. Gorski. - Create Space Independent Publishing Platform, 2015. - P. 56.
24. Grunenberg C., Harris J., Harris J.P., Summer of Love: Psychedelic Art, Social Crisis and Counterculture in the 1960s / C. Grunenberg, J. Harris, J.P. Harris. - Liverpool University Press, 2005. - P. 383.
25. Hijiya-Kirschnereit I. Rituals of Self-Revelation: Shishosetsu as Literary Genre and Socio-Cultural Phenomenon / I. Hijiya-Kirschnereit. - Harvard University Press, 1996. - P. 373.
26. Hill T. The Beatles - Then There Was Music / T. Hill. - Hertfordshire: Transatlantic Press, 2010. - P. 448.
27. Hunt, T.; Charters, A. Kerouac's Crooked Road: The Development of a Fiction. / T. Hunt, A. Charters. - SIU Press, 2010. - P. 308.
28. Kammen M. American Culture, American Tastes: Social Change and the 20th Century / M. Kammen - Basic Books, 2000. - P. 352.
29. Kenny F. The Making of John Lennon / F. Kenny. - Bloomington, IN.: Red Lightning Books, 2018 - P. 328.
30. Kerouac J. On the Road / J. Kerouac. - Penguin Group, 2011. - P. 288.
31. Lawlor W. Beat culture: lifestyles, icons, and impact. / W. Lawlor. - ABC- CLIO, 2005. - P. 392.
32. Moretta J. The Hippies: A 1960s History / J. Moretta. - McFarland & Company, Inc., Publishers, 2017. - P. 420.
33. Sacks O. The River of Consciousness / O. Sacks. - Knopf Publishing Group, 2017. - P. 256.
34. Tayama K. Futon / K. Tayama. - Dept. of Japanese, University of Queensland, 1978. - P. 79.
35. Walter G. The Living Brain / G. Walter. - W. W. Norton Company, Inc., 1963. - P. 328.
Интернет-ресурсы
36. Боборыкин А. Минуты до отбытия машины грёз / А. Боборыкин // -
2010. 22 Июля. - URL:
http://www.chaskor.ru/article/minuty do otbytiya mashiny grez 18688 (дата обращения: 12.05.2019)
37. Гуревич Ф. Ричард Бротиган / Ф. Гуревич // Контркультура: Ричард Бро-
тиган - человек, который в этом мире не дома. - URL: http://rulibs.eom/ru_zar/prose_counter/brotigan/2/j 1 .html (дата обращения:
14.03.2019)
38. Дьяконова Е. Вещь в поэзии трехстиший (хайку) / Е. Дьяконова // - 2003. - URL: http://www.philology.ru/literature4/dyakonova-03.htm (дата обращения:
05.05.2019)
39. Павлов А. Принцип удовольствия, Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я) и Ид (Оно) - четыре основных понятия, на которых базируется психоанализ / А. Павлов // - 2012. - URL: http://www.psychoanalyst.ru/freud/pleasure-1.php (дата обращения: 07.05.2019)
40. Янь Ш. Сансара и нирвана / Ш. Янь // - 1983. 24 Июля. - URL: https://zen-do.ru/texts/136-samsara-nirvana (Дата обращения: 17.05.2019)
41. Barber J. Brautigan: Biography / J. Barber // American Dust Richard Brauti- gan's life and writing. - URL: http://brautigan.net/biography.html (дата обращения:
09.03.2019)
42. Barber J. Richard Brautigan's life and writing / J. Barber // Lay the Marble Tea. - URL: http://brautigan.net/marble.html (дата обращения: 31.05.2019)
43. Britt R. Genre in the Mainstream: Richard Brautigan’s In Watermelon Sugar /
R. Britt // Tor. - 2011. - 14 June. - URL: http://www.tor.com/2011/06/14/genre-in-the- mainstream-richard-brautigans-in-watermelon-sugar/ (дата обращения: 8.05.2019)
44. Doyle B. Urban Liberalism and the ‘lost generation’: politics and middle class
culture in Norwich / B. Doyle. // - 2009. 11 February. - URL:
https://www. cambridge. org/core/j ournals/historical-j ournal/article/urban-liberalism- and-the-lost-generation-politics-and-middle-class-culture-in-norwich-
19001935/842B89B2567D17041F13A44AC7FB5A51 (дата обращения 08.04.2019)
45. Garner D. In Pursuit of Pleasure and Trout / D. Garner // The New York Times. - 2012. - 22 May. - URL: http://www.nytimes.com/2012/05/23/books/richard- brautigan-biography-jubilee-hitchhiker.html (дата обращения: 11.04.2019)
46. Hartman G. In the Spring of 1967 San Francisco / G. Hartman // - 2012. - URL: http://www.scottmckenzie.info/ (Дата обращения: 23.05.2019)
47. Kusch M. Psychologism / M. Kusch // Stanford Encyclopedia of Philosophy. - 2015. 1 December. - URL: https://plato.stanford.edu/entries/psychologism/ (дата обращения: 10.05.2019)
48. Mcguane T. An optimist vis- a- vis the present / T. Mcguane // The New
York Times. - 1970. - 15 February. - URL:
http://www.nytimes.com/1970/02/15/archives/an-optimist-visavis-the-present-trout- fishing-in-america-the-pill.html?_r=1 (дата обращения: 11.04.2019)
49. Stefon M. Richard Brautigan / M. Stefon // Encyclopedia Britannica. - 2016.
- 12 May. - URL: https://www.britannica.com/biography/Richard-
Brautigan#ref1103586 (дата обращения: 17.03.2019)
50. Wilson E. Political and Social Impact of the Beat Generation / E. Wilson //
[Электронный ресурс]. - 2015. 27 August. - URL: http://ahr-
ashford.com/awesomeness/ (дата обращения: 16.04.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ