Творчество Р.Бротигана в контексте контркультуры
|
Введение 3
Глава 1: Контркультура США шестидесятых годов ХХ века 6
1.1. История развития контркультуры битников и хиппи 6
1.2. Литература «разбитого поколения» 12
Глава 2: Воплощение контркультуры в творчестве Р. Бротигана 20
2.1. Идейно-философские представления писателя в шестидесятых годах ХХ века 20
2.2. Раскрытие основных черт контркультуры в ранней поэзии писателя.. .23
2.3. Роман Р. Бротигана «В арбузном сахаре» как пример литературы «разбитого поколения» 33
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Глава 1: Контркультура США шестидесятых годов ХХ века 6
1.1. История развития контркультуры битников и хиппи 6
1.2. Литература «разбитого поколения» 12
Глава 2: Воплощение контркультуры в творчестве Р. Бротигана 20
2.1. Идейно-философские представления писателя в шестидесятых годах ХХ века 20
2.2. Раскрытие основных черт контркультуры в ранней поэзии писателя.. .23
2.3. Роман Р. Бротигана «В арбузном сахаре» как пример литературы «разбитого поколения» 33
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Данная работа рассматривает специфику американской контркультуры в шестидесятых годах двадцатого века, с точки зрения ее раскрытия на примере произведений Ричарда Бротигана (англ. Richard Brautigan, 30 января 1935 — 14 сентября 1984). Будучи довольно типичным представителем битников (сразу после школы писатель покинул семью, занялся творчеством, много путешествовал по миру, переняв философию Востока), Р. Бротиган не причислял себя к битпоколению, однако, несомненно гордится званием гуру, которым его нарекли представители битничества.
Международную славу писателю приносит автобиографичная книга под названием «Ловля форели в Америки» (Trout Fishing in America, 1967), а перенятая из Японии философия дзен-буддизма отражается в романах «Следствие сомбреро. Японский роман» (Sombrero Fallout: A Japanese Novel, 1976) и «Экспресс Токио-Монтана» (The Tokyo-Montana Express, 1980). Также Р. Бротиган пробует себя в написании различных жанров, среди которых детективный и исторический романы, готический вестерн, средневековая драма на библейскую тему.
Одно из важнейших произведений писателя, в котором ярко проявились черты контркультуры, носит название «В арбузном сахаре» (англ. In Watermelon Sugar, 1968). Писатель соединяет иррациональный и сюрреалистичный мир постапокалипсиса с атмосферой хиппи коммуны, в которой мир фактически разделен на рай и ад (Смертидея и Забытые Дела). Произведение проникнуто лиричностью и лаконичностью повествования, а также тонкой иронией.
Кроме того, мы решили рассмотреть не менее важный сборник стихотворений начинающего на тот момент писателя Р. Бродигана «Собрание Эдны Уэбстер», в котором уже виднеются основные черты только зарождающейся в стране контркультуры. Основными идеями сборника являются темы внутренних переживаний героя, сопоставление таких понятий, как любовь и смерть, определение жизни и ее значения для человека.
Стиль Р. Бротигана яркий, цепляющий, его стихи легко узнаваемы по одному ему принадлежащей манере и лаконичности. Критики отмечают, что неизменный юмор писателя, его искаженная логика и своеобразный взгляд на мир могут способствовать развитию целого направления в литературе и что когда-нибудь писатели будут создавать свои собственные «бротиганы», а не привычные современной литературе романы.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня усиливается интерес к творчеству Р. Бротигана, как представителя контркультуры 60-х годов, и особенно к повествовательной структуре его романов.
Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на существующие труды, посвященные творчеству Р. Бротигана, где рассматриваются особенности поэтики его романов, впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка целостного анализа творчества писателя (поэзии и прозы) в рамках контркультурных тенденций.
Предметом исследования стал сборник стихотворений Р. Бродигана «Собрание Эдны Уэбстер» и роман «В арбузном сахаре».
Объектом исследования является черты контркультуры в творчестве Р. Бротигана.
Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение произведений писателя Р.Бротигана в рамках контркультуры США 60-х годов.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить историю появления и распространения контркультуры в США 60-х годов;
• выявить основные черты контркультуры;
• опередить основные черты контркультуры, проявляющиеся в произведениях Р. Бротигана.
Методологическую и теоретическую основу составили работы отдельных ученых и исследователей, таких, как Г. Андреева [8], М. Бахтин [10], Д. Бойер [17], Д. Гарнер [45], Е. Дьяконова [38], Д. Кон [20], Ю. Лотман [12], О. Сакс [33],
М. Стефон [49], Э. Уильсон [50], З. Фрейд [13], Т. Хант и А. Чартер [27], И. Хи- джия-Киршнерейт [25] и другие.
Основные методы изучаемой проблемы: сравнительно-сопоставительный анализ для выявления специфики повествования в поэзии и прозе писателя. Кроме того, был использован структурно-семантический анализ, позволяющий детально исследовать компоненты текста и выявить его семантическое своеобразие.
Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и аналитической), заключения, списка источников и используемой литературы. Введение раскрывает актуальность и научную новизну работы, содержит объект, цель и задачи научного исследования. Первый параграф первой главы содержит информацию о развитии общественного сознания в США шестидесятых годов двадцатого века, второй параграф рассматривает влияние контркультуры, царящей в эту эпоху на литературу и писателей того времени. Первый параграф второй главы дает обзор мировоззрения Р. Бротигана в шестидесятых годах, второй параграф содержит анализ и исследование ранней поэзии писателя, третий параграф посвящен вопросу раскрытия черт контркультуры в романах писателя.
Международную славу писателю приносит автобиографичная книга под названием «Ловля форели в Америки» (Trout Fishing in America, 1967), а перенятая из Японии философия дзен-буддизма отражается в романах «Следствие сомбреро. Японский роман» (Sombrero Fallout: A Japanese Novel, 1976) и «Экспресс Токио-Монтана» (The Tokyo-Montana Express, 1980). Также Р. Бротиган пробует себя в написании различных жанров, среди которых детективный и исторический романы, готический вестерн, средневековая драма на библейскую тему.
Одно из важнейших произведений писателя, в котором ярко проявились черты контркультуры, носит название «В арбузном сахаре» (англ. In Watermelon Sugar, 1968). Писатель соединяет иррациональный и сюрреалистичный мир постапокалипсиса с атмосферой хиппи коммуны, в которой мир фактически разделен на рай и ад (Смертидея и Забытые Дела). Произведение проникнуто лиричностью и лаконичностью повествования, а также тонкой иронией.
Кроме того, мы решили рассмотреть не менее важный сборник стихотворений начинающего на тот момент писателя Р. Бродигана «Собрание Эдны Уэбстер», в котором уже виднеются основные черты только зарождающейся в стране контркультуры. Основными идеями сборника являются темы внутренних переживаний героя, сопоставление таких понятий, как любовь и смерть, определение жизни и ее значения для человека.
Стиль Р. Бротигана яркий, цепляющий, его стихи легко узнаваемы по одному ему принадлежащей манере и лаконичности. Критики отмечают, что неизменный юмор писателя, его искаженная логика и своеобразный взгляд на мир могут способствовать развитию целого направления в литературе и что когда-нибудь писатели будут создавать свои собственные «бротиганы», а не привычные современной литературе романы.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня усиливается интерес к творчеству Р. Бротигана, как представителя контркультуры 60-х годов, и особенно к повествовательной структуре его романов.
Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на существующие труды, посвященные творчеству Р. Бротигана, где рассматриваются особенности поэтики его романов, впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка целостного анализа творчества писателя (поэзии и прозы) в рамках контркультурных тенденций.
Предметом исследования стал сборник стихотворений Р. Бродигана «Собрание Эдны Уэбстер» и роман «В арбузном сахаре».
Объектом исследования является черты контркультуры в творчестве Р. Бротигана.
Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение произведений писателя Р.Бротигана в рамках контркультуры США 60-х годов.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить историю появления и распространения контркультуры в США 60-х годов;
• выявить основные черты контркультуры;
• опередить основные черты контркультуры, проявляющиеся в произведениях Р. Бротигана.
Методологическую и теоретическую основу составили работы отдельных ученых и исследователей, таких, как Г. Андреева [8], М. Бахтин [10], Д. Бойер [17], Д. Гарнер [45], Е. Дьяконова [38], Д. Кон [20], Ю. Лотман [12], О. Сакс [33],
М. Стефон [49], Э. Уильсон [50], З. Фрейд [13], Т. Хант и А. Чартер [27], И. Хи- джия-Киршнерейт [25] и другие.
Основные методы изучаемой проблемы: сравнительно-сопоставительный анализ для выявления специфики повествования в поэзии и прозе писателя. Кроме того, был использован структурно-семантический анализ, позволяющий детально исследовать компоненты текста и выявить его семантическое своеобразие.
Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и аналитической), заключения, списка источников и используемой литературы. Введение раскрывает актуальность и научную новизну работы, содержит объект, цель и задачи научного исследования. Первый параграф первой главы содержит информацию о развитии общественного сознания в США шестидесятых годов двадцатого века, второй параграф рассматривает влияние контркультуры, царящей в эту эпоху на литературу и писателей того времени. Первый параграф второй главы дает обзор мировоззрения Р. Бротигана в шестидесятых годах, второй параграф содержит анализ и исследование ранней поэзии писателя, третий параграф посвящен вопросу раскрытия черт контркультуры в романах писателя.
Феноменом американской контркультуры становится бит-поколение, отрицающее общепринятые моральные стандарты, выступающее против общества потребления и за отказ от материализма. Молодые люди провозглашают свободу творчества и самовыражения, борются против загрязнения окружающей среды, путешествуют по миру в поисках новых смыслов и жизненных ценностей (особенно увлекаясь философией Востока), ведут во многом праздный образ жизни. Продолжателями бунтарей-битников являются пацифисты-хиппи, выступающие против военной агрессии и войны во Вьетнаме. Приближенные к природе и вдохновленные свободой, хиппи создают коммуны людей, связанные общими духовными такими ценностями, как призыв к отказу от материализма, признание свободы и красоты человеческой души, обилие чувственности, жизнь в моменте. Также можно выделить, что представители контркультуры в поисках вдохновения часто обращались к алкоголю и наркотическим веществам. Так, затяжной алкоголизм приводит писателя и поэта Р. Бротигана к суициду.
Проанализировав прозаическое и поэтическое наследие писателя, мы обнаружили черты, присущие литературе «разбитого поколения», на которую в свою очередь оказала влияние контркультура, царившая в США в шестидесятых годах двадцатого века. Литературу «разбитого поколения» характеризуют такие черты как поиск новых форм и жанров, так как разочарованные в социальных и духовных сферах писатели и поэты ищут новые значения и смыслы жизни, пытаясь отойти от шаблонных представлений. В произведениях становится популярным использование японского жанра хайку, что характерно поэзии Бротигана, и эгоромана, основная цель которых передать моменты жизни в их непостоянстве и мимолетности, а также с помощью автобиографичности повествования раскрыть светлые и темные стороны человеческой души. Подобная концепция приводит к синтезу восточных и западных культур и открытию новых форм и жанров в американской литературе.
Кроме того, откровенность повествования эго-романа подталкивает писателей контркультуры полностью растворяться в произведении, благодаря чему мы наблюдаем слияние творца-поэта с лирическим героем, свободную прозу, прием «потока сознания», при котором не стоит никакой преграды к мыслям героя, и мы получаем огромное количество разрозненных, нелогичных идей, чувств и воспоминаний. С помощью «метода нарезки» достигается фрагментарность, хаотичность, сбивчивость и интертекстуальность повествования. Помимо этого, можно выделить такие черты как абсурд и сюрреализм в произведениях писателей, иронию, черный юмор, сленг и ненормативную лексику, характерную графичность, минимализм и лаконичность.
Жизнь и творческий путь Р. Бротигана полностью отражают литературу «разбитого поколения» и контркультуру шестидесятых. Использование аналогичных приемов литературы Востока, которые перенял автор, приблизило писателя к созданию интернациональных, открытых к новым формам и жанрам произведениям. Р. Бротиган распахивает границы создания, с помощью традиционного для Японии жанра хайку, а также применяет исповедальный жанра эго-романа, которые помогают запечатлеть мгновение чувств, с помощью чего создается эффект спонтанной прозы, отсутствие логичности мыслей, свободный стиль повествования и фрагментарность. Подобный синтез культур будет применен японским писателем Харуки Мураками, который вдохновлялся Р. Бротиганом.
На творчество Ричарда Бротигана большое влияние оказал поэтический опыт, благодаря которому в прозаических произведениях присутствует тонкий лиризм, обращенность к духовному миру героя, чувственное описание переживаний и эмоций, также характерные для литературы «разбитого поколения». Кроме того, Р. Бротиган перенял некоторые черты и тематики писателей «потерянного поколения», например, его крайне вдохновлял лаконизм Эрнеста Хемингуэя, а также его искания ответов на экзистенциальные вопросы на фоне общей разобщенности и одиночества; важность деталей и подтекста.
Художественный прием интертекстуальности обогатил произведения отсылками к реальной жизни и возможностью осуществления межтекстовых отношений. Творчество Р. Бротигана характеризуется живым языком, наполненным сленгом и нецензурной лексикой, которые использовали битники и хиппи, а также метафоричностью и сюрреализмом, легкой иронией, детскостью повествования, психологизмом и философией дзен-буддизма.
С уверенностью можно сказать, что часть американской культуры и истории навсегда запечалилась в творчестве Ричарда Бротигана, например, в таких произведениях как сюрреалистичный роман «В Арбузном сахаре», где описывается хиппи коммуна в период пост апокалипсиса; или ранняя поэзия Р. Бротигана в которой писатель сравнивает жизнь с непрерывным потоком действий, напоминающий «чертово колесо» сансары. Сам писатель считал, что не только история влияет на человека, но и каждый человек оказывает влияние на ход истории и оставляет в ней свой след. Себе Ричард Бротиган отводил роль «облака», воплощение которого мы можем наблюдать благодаря необыкновенной фантазии писателя, уникальному творческий стилю и восхитительной лаконичности речи, которая действительно с легкостью облака переносят нас в волшебный мир удивительных историй.
Проанализировав прозаическое и поэтическое наследие писателя, мы обнаружили черты, присущие литературе «разбитого поколения», на которую в свою очередь оказала влияние контркультура, царившая в США в шестидесятых годах двадцатого века. Литературу «разбитого поколения» характеризуют такие черты как поиск новых форм и жанров, так как разочарованные в социальных и духовных сферах писатели и поэты ищут новые значения и смыслы жизни, пытаясь отойти от шаблонных представлений. В произведениях становится популярным использование японского жанра хайку, что характерно поэзии Бротигана, и эгоромана, основная цель которых передать моменты жизни в их непостоянстве и мимолетности, а также с помощью автобиографичности повествования раскрыть светлые и темные стороны человеческой души. Подобная концепция приводит к синтезу восточных и западных культур и открытию новых форм и жанров в американской литературе.
Кроме того, откровенность повествования эго-романа подталкивает писателей контркультуры полностью растворяться в произведении, благодаря чему мы наблюдаем слияние творца-поэта с лирическим героем, свободную прозу, прием «потока сознания», при котором не стоит никакой преграды к мыслям героя, и мы получаем огромное количество разрозненных, нелогичных идей, чувств и воспоминаний. С помощью «метода нарезки» достигается фрагментарность, хаотичность, сбивчивость и интертекстуальность повествования. Помимо этого, можно выделить такие черты как абсурд и сюрреализм в произведениях писателей, иронию, черный юмор, сленг и ненормативную лексику, характерную графичность, минимализм и лаконичность.
Жизнь и творческий путь Р. Бротигана полностью отражают литературу «разбитого поколения» и контркультуру шестидесятых. Использование аналогичных приемов литературы Востока, которые перенял автор, приблизило писателя к созданию интернациональных, открытых к новым формам и жанрам произведениям. Р. Бротиган распахивает границы создания, с помощью традиционного для Японии жанра хайку, а также применяет исповедальный жанра эго-романа, которые помогают запечатлеть мгновение чувств, с помощью чего создается эффект спонтанной прозы, отсутствие логичности мыслей, свободный стиль повествования и фрагментарность. Подобный синтез культур будет применен японским писателем Харуки Мураками, который вдохновлялся Р. Бротиганом.
На творчество Ричарда Бротигана большое влияние оказал поэтический опыт, благодаря которому в прозаических произведениях присутствует тонкий лиризм, обращенность к духовному миру героя, чувственное описание переживаний и эмоций, также характерные для литературы «разбитого поколения». Кроме того, Р. Бротиган перенял некоторые черты и тематики писателей «потерянного поколения», например, его крайне вдохновлял лаконизм Эрнеста Хемингуэя, а также его искания ответов на экзистенциальные вопросы на фоне общей разобщенности и одиночества; важность деталей и подтекста.
Художественный прием интертекстуальности обогатил произведения отсылками к реальной жизни и возможностью осуществления межтекстовых отношений. Творчество Р. Бротигана характеризуется живым языком, наполненным сленгом и нецензурной лексикой, которые использовали битники и хиппи, а также метафоричностью и сюрреализмом, легкой иронией, детскостью повествования, психологизмом и философией дзен-буддизма.
С уверенностью можно сказать, что часть американской культуры и истории навсегда запечалилась в творчестве Ричарда Бротигана, например, в таких произведениях как сюрреалистичный роман «В Арбузном сахаре», где описывается хиппи коммуна в период пост апокалипсиса; или ранняя поэзия Р. Бротигана в которой писатель сравнивает жизнь с непрерывным потоком действий, напоминающий «чертово колесо» сансары. Сам писатель считал, что не только история влияет на человека, но и каждый человек оказывает влияние на ход истории и оставляет в ней свой след. Себе Ричард Бротиган отводил роль «облака», воплощение которого мы можем наблюдать благодаря необыкновенной фантазии писателя, уникальному творческий стилю и восхитительной лаконичности речи, которая действительно с легкостью облака переносят нас в волшебный мир удивительных историй.



