Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОД¬ГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ С УНИВЕРСИТЕТСКИМ
ОБРАЗОВАНИЕМ 12
1. 1. Специфика университетского педагогического образования 15
1. 2. Проблема подготовки педагогических кадров в дореволюционной
России 21
1. 3. Основные проблемы университетской подготовки педагогических кадров высшей квалификации в советский период 37
1. 4. Университетское педагогическое образование на современном
этапе. Основные направления преобразований 48
Выводы 54
Глава 2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕР¬СИТЕТА) 57
2. 1. Цели и задачи подготовки педагогических кадров 57
2. 2. Содержание подготовки педагогических кадров 78
2. 3. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогиче¬ских кадров 98
2. 4. Факторы, влияющие на динамику изменения профессорско-
преподавательского состава 136
2. 5. Формирование студенческого контингента 162
Выводы 194
Заключение 196
Список использованных источников и литературы 201
Приложения 212
Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда придавалось большое значение. В различные периоды развития российского общества успешная деятельность университетов рассматривалась как один из важнейших показателей благополучия государства. Университеты как учебные заведения, подготавливающие преподавателей, всегда играли исключительную роль в системе народного образования и особое внимание уделялось именно качеству профессиональной подготовки университетского студенчества, из фонда которого пополнялись педагогические коллективы школ. Вместе с тем необходимо отметить, что качество психолого-педагогической подготовки студентов университета, получающих квалификацию педагога, желает оставлять лучшего. Настоящее исследование направлено на изучение подготовки педагогических кадров в образовательной системе «Университет». Рассмотрение и анализ системы подготовки педагогических кадров осуществлялись на базе Мордовского государственного университета, который отражает особенности отечественного университетского образования, имеющего давние традиции в подготовке педагогических кадров.
История высшего образования в Мордовии ведет свое начало с 1931 года, когда был образован Мордовский Агропедвуз, преобразованный впоследствии в Мордовский педагогический институт, основной целью которого была подготовка учителей средней школы.
В 1957 году педагогический институт был преобразован в Мордовский государственный университет. С изменением статуса учебного заведения коренным образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем не менее, внутри этих принципов долгое время существовали непреодолимые противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная направленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус классических, в 70-х годах ХХ века практически свелась на нет. И только с начала 90-х годов ХХ столетия Мордовский государственный университет начал постепенно возвращать себе статус классического университета: увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, получили поддержку гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции гуманитарного профиля, больше внимания уделялось педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.
Отмеченные проблемы на сегодняшний день представляют особую значимость для педагогической науки, так как позволяют проследить на историческом мате¬риале существующие зависимости образовательных процессов от политической и экономической обстановки в стране и сделать соответствующие выводы, имеющие значение для развития качественной подготовки педагогических кадров в системе университетского образования.
Актуальность работы обусловлена историческим процессом коренного изменения целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием и выходом высшего образования на качественно новый уровень в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране в целом и в Республике Мордовия в частности.
1. Актуальность среды и ситуации. Высшая школа страны в настоящее время столкнулась с большими проблемами, которые выражаются и в социальных, и в экономических изменениях. В системе подготовки кадров с высшим образованием произошел коренной ценностный переворот, который заключается в том, что за короткий период (менее чем 10 лет) образование стало утилизированным. На смену старым ценностям, выражающимся в подготовке специалиста для работы в коллективе, строительства оптимального общества и поднятия страны в целом пришли совершенно иные ценностные установки. В современном либеральном и индивидуализированном обществе возникла потребность в активной и деловой личности, деятельность которой либо незначительно связана, либо совсем не имеет никакого отношения к педагогической области. В связи с этим, теряется основной мотив по¬лучения высшего образования - стать профессионалом в своей области науки и по¬лучить педагогические навыки для «передачи» своих знаний последующим поколениям.
2. Актуальность контекста Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. В условиях изменяющихся ценностных ориентаций в высшем образовании, для МГУ имени Огарева, находящемся на своеобразном распутье в плане подготовки педагогических кадров, возможны два пути развития. С позиций первого пути, университет может стать узким, то есть увеличить отсев студентов,
5
уменьшить количество преподавателей, тем самым, достигая оптимизации и улучшения качества образования. Второй путь возможного развития университета, курс на который уже частично взят руководством вуза, заключается в одновременном выполнении университетом наряду с педагогической еще и социальной функции. В настоящий момент университет активно борется с социальными противоречиями (в частности, с противоречием между желанием обучаться и невозможностью по¬ступить в вуз из-за конкурса) путем приема на обучение практически всех желающих получить образование. В результате такого расширения университета, количество выпускаемых профессиональных кадров значительно превышает востребованность. Подавляющее большинство выпускников не связывает свою дальнейшую деятельность с полученной специальностью, особенно данная тенденция распространена среди выпускников педагогических специальностей. Поэтому, учитывая сложившиеся условия, подготовка педагогических кадров должна твердо опираться на принципы качественной профессиональной подготовки и ценностного воспитания.
3. Актуальность перспективы. Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране позволяет сделать предварительные выводы о том, что в указанных сферах жизнедеятельности наметились небольшие, но положи¬тельные сдвиги. И хотя в данный момент Россия находится в периоде относительной стабилизации, который не требует специализированной подготовки кадров, тем не менее, если страна в скором будущем возьмет курс, направленный на научный прогресс, то сразу же встанет необходимость в качественной подготовке кадров. Поэтому уже сегодня необходимо начать осуществление подготовки высоко-квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов, которые в будущем могли бы способствовать научному прорыву в условиях прогнозируемого бурного роста общества.
Кроме того, актуальность исследования определяется следующими конкретны¬ми факторами:
- социальным заказом современного общества на высококвалифицированного педагога, способного осуществлять качественную подготовку и воспитание подрастающего поколения;
- профессионально-объективными потребностями современного общества в подготовке квалифицированных кадров, имеющих высокие профессиональные качества, позволяющие ориентироваться в условиях прогресса.
6
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки педагогических кадров в университете с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассмотреть системообразующие компоненты педагогической системы «университет» в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.
Данная проблема является составной частью комплексного исследования проблемы научно-теоретических и практических аспектов подготовки педагогических кадров в условиях университета, разрабатываемого на кафедре педагогики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Степень разработанности проблемы. Особенности университетского образования в целом рассмотрены достаточно широко российскими и зарубежными учеными, так как вопрос различия и разграничения специальной и общенаучной под¬готовки кадров, представленной соответственно в специальных учебных заведениях и в университетах, стал волновать ученых еще со времен образования первых университетов.
Процесс прогрессивного развития общества зависит от большого количества факторов, среди которых важное место занимает фактор воспроизводства знаний, навыков, ценностей общества во времени, обеспечивающийся в процессе педагогической деятельности. От того, насколько эффективно она функционирует, впрямую зависят темпы роста той или иной культуры, ее способность адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам времени, гибкость и жизненная сила.
Ключевым, в системе функционирования педагогической деятельности, является фактор подготовки педагогов, функцию реализации которого с периода средневековья взяли на себя университеты, к которым присоединились педагогические вузы и некоторые другие учебные заведения. Особенностями университетской подготовки педагогических кадров с периода ее зарождения и до нашего времени является ее двойная ориентация, с одной стороны, преследующая цель воспитания универсального специалиста, имеющего широкое и современное научное мировоззрение и способного к самостоятельному креативному мышлению, с другой стороны - связанная с передачей навыков педагогической деятельности студентам, которые получают образование, непосредственно связанное с последующей педагоги¬ческой деятельностью. Таким образом, система высшей школы в нашей стране фактически готовит специалистов- преподавателей по двум основным моделям: преподаватель-универсал, способный к всесторонней творческой деятельности и имеющий широкий гуманистический кругозор (университетская модель) и преподаватель-специалист (институтская модель), обладающий более глубокими знаниями и навыками в сфере собственно педагогической деятельности.
Мы полагаем, что в зависимости от наиболее общих запросов времени более актуальной становиться подготовка специалистов того или иного из этих типов. В частности, в условиях достаточно стабильного социально-экономического и культурного развития, когда степень востребованности педагогических кадров стабильно большой и уровень престижа этой профессиональной группы на высоко уровне в большей востребован второй тип подготовки. В условиях системной не¬стабильности возрастает потребность в специалистах, обладающих навыками адаптации к различным сферам деятельности, так как социальные гарантии занятости в собственно педагогической сфере общество представляет в меньшей степени.
197
Важной задачей гражданского общества и государства является поддержание разумного баланса между этими направленностями.
Типичным примером структуры работающей по первому типу является Мордовский государственный университет, где с момента его образования и по сей день, ведется целенаправленная работа по подготовке педагогических кадров. Первоначально эта задача декларировалась для единственного на тот момент вуза Мордовии как важнейшая, что было отражено в его специфике и названии. Позже, после получения университетского статуса эта задача стала одной из важнейших и сохраняет свой приоритет в условиях постоянно изменяющейся конкретно-исторической реальности. С 1957 года, когда на базе педагогического института стал функционировать Мордовский государственный университет, с изменением статуса учебного заведения коренным образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем не менее, в рамках этих принципов долгое время существовали противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная направленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус классических, в 70-х годах существенно сократилась. И только с начала 90-х годов Мордовский государственный университет стал постепенно возвращать себе классический статус: увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, руководством вуза стали поддерживаться гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции гуманитарного профиля, большое внимание стало уделяться педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.
В ходе анализа подготовки специалистов педагогического профиля с университетским образованием выявлена система из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающая в себя цель, содержание, средства подготовки и субъекты педагогического процесса - преподаватели и студенческий контингент. Каждый из этих компонентов функционирует как единство инвариантной составляющей (универсальное гуманистическое ядро содержания образования, общая направленность формирования структуры педагогического и студенческого составов и т.д.) и вариативных проявлений, отражающих реальные процессы, происходящие в обществе.
Архивные материалы
1. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ)
Ф. 2542 Мордовский государственный университет (1957-1965 г. г.) (опись 1, предисловие, д. д. 1, 5, 13, 31, 69, 70, 71, 97, 104, 171, 172, 177)
Ф. 238 Мордовский областной исполнительный комитет Совета рабоче¬крестьянских и красноармейских депутатов (опись 4, д. д.42, 63; опись 5, д. 17)
Ф. 464 Министерство просвещения МАССР (опись 1, д. д. 29, 1336, 1341, 1830, 1939, 1944, 2246, 2247)
Ф. 546 Мордовский государственный педагогический институт имени А. И. Полежаева (опись 1, предисловие, д. д. 1, 3, 8, 10, 12, 15, 16, 24, 30, 31, 33, 34, 37,
39, 42, 47, 65, 69, 76, 115, 134, 159, 170, 180, 183, 184, 187, 194, 201, 217, 229, 231, 238, 251, 259, 260, 262, 283, 284, 288, 291, 295, 296, 305, 306, 307, 310, 321, 329, 333, 345, 353, 358, 379, 384; опись 2, предисловие; опись 3, д. 7)
Ф. 1983 Институт усовершенствования учителей (опись 1, д. 1, 3, 15, 35)
2. Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ)
Ф. 269 Мордовский Областной Комитет ВКП(б) (опись 3, д. 2)
3. Объединенный архив Министерства образования Республики Мордовия (ОА МО РМ)
Ф. 2 Мордовский институт усовершенствования учителей
4. Архив Мордовского государственного университета (А МГУ)
Ф. 1 Мордовский государственный педагогический институт имени
А. И. Полежаева (опись 1, д. д. 61, 62, 69, 70, 86, 97, 109, 154, 167, 166, 178, 179, 189, 200)
Опубликованные источники
1. Закон РФ об образовании, http://www.informika.ru/koi8/goscom/normdoc/r01/01511.html
2. Бюллетень МВИССО СССР. - 1974. - № 4. - с. 2
3. Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы (1928-1941)
- М., 1985. - Т. 2, Ч. 1. - 400 с.
202
4. Культурное строительство в Мордовской АССР (1917-1941) - Саранск, 1986. - Ч. 1. - 143 с.
5. Культурное строительство в Мордовской АССР (1941-1980) - Саранск, 1986. - Ч. 2. - 121 с.
6. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1984. - 146 с.
7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. доку¬ментов и материалов. - М.: Политиздат, 1984. - 112 с.
8. Основные направления перестройки высшего и среднего специального об-разования в стране: Сб. документов и материалов. - М.: Высш. шк., 1987. - 77 с.
9. Постановление Верховного Совета СССР «Основные направления рефор¬мы общеобразовательной и профессиональной школы». // В кн. Ведомости Вер¬ховного Совета СССР. - № 16 от 18.04.84. - С. 298-320.
10. Отчет о выполнении программы развития Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева на 1996-2000 г. г. / отв. за выпуск Н. Д. Кули¬ков. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 2001.
Литература
1. 2001 факт из жизни Мордовского университета. / Рук. авт. кол. Н. П. Макар- кин; Сост.: Н. М. Арсентьев, Р. Н. Бусарова, Г. М. Газина и др. - Саранск: Изд- во Мордовского университета, 2001. - 224 с.
2. Broady M. The conduct of seminars. // Universities quarterly. - 1970. - V.24. - P.3.
3. Актуальные проблемы подготовки учителя в университете. - Ростов н/Д: Изд- во Ростовского ун-та, 1991. - 128 с.
4. Алексеев В. Я. К вопросу о подготовке национальных кадров интеллигенции в автономных республиках Приуралья и Среднего Поволжья. // Октябрьская революция и проблемы национальных отношений. - Уфа, 1987. - С. 59-67.
5. Анисимов В. В. Новый этап в развитии педагогического образования. // Со¬ветская педагогика. - 1992. - № 11-12. - С. 48-53.
6. Антипова В. М., Давыденко А. А., Панькова И. И. Формирование у студентов университета профессиональных качеств будущего учителя. // Актуальные проблемы подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. - 128 с. - С. 28-32.
203
7. Арет А. Я. О подготовке учителя в университетах. // Советская педагогика. - 1957. - № 3. - С. 32-34.
8. Арсеньев А. М. Педагогическая практика в дореволюционных учительских семинариях России. // Советская педагогика. - 1938. - № 9. - С. 44-46.
9. Астахова В. И. Советская высшая школа навстречу 70-летию Великого Ок¬тября. - Харьков, 1987. - 168 с.
10. Балянова С. В. Становление и развитие высшего педагогического образова¬ния в Чувашии (1917-1941 гг.). - Дисс...канд. пед. наук. - Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. - 236 с.
11. Белозерцев Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы. // Со¬ветская педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 61-65.
12. Бибин М. Т. Основные этапы развития высшего педагогического образования в Мордовии. // В братской семье: по материалам научно-практич. конф. - Са¬ранск, 1981. - С. 221-226.
13. Бойко А. Н. Профессиональная направленность деятельности педвуза. // Со¬ветская педагогика. - 1987. - № 7. - С. 75-78.
14. Бокарева Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов. // Советская педагогика. - 1987. - № 2. - С. 70-74.
15. Болотов В. А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования. // Со¬ветская педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 49-54.
16. Бреев С. И. Кафедра педагогики в системе интеграции образования. // Интеграция образования. - 1998. - № 1. - с. 35-37.
17. Бреев С. И. История педагогики. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1997. - Ч. 2.
- 48 с.
18. БСЭ в 30 т. - Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 3-е. - М.: «Сов. энц.», 1977. - Т.
18. - 622 с.
19. БСЭ в 30 т. - Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 3-е. - М.: «Сов. энц.», 1977. - Т. 27 «Ульяновск - Франкфурт». - 624 с.
20. Васильев П. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в СССР (1918-1932 г. г.). - М., 1953. - 294с.
21. Виролайнен В. Педагогическая практика студентов филологического факуль¬тета. // Советская педагогика. - 1950. - № 1. - С. 81-87.
204
22. Воробьев Н. Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя. // Советская педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 66-71.
23. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Очерк ис¬тории. - М., 1995. - 59 с.
24. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири: Сб. науч. тр. - Новосибирск: Наука, 1980. - 368 с.
25. Гарибджанян Л. П. Совершенствуется подготовка преподавателей. // Вестник высшей школы. - 1980. - № 11. - С. 50-53.
26. Гершунский Б. С., Тодоров Л. В., Шубинский В. С. Педагогическая наука: реалии и перспективы. // Советская педагогика. - 1987. - № 12. - С. 3-9.
27. Гончаренко К. П. высшая, средняя специальная школа в годы первой после¬военной пятилетки (на материалах Среднего Поволжья): Дис. ... канд. ист. на¬ук. - Куйбышев, 1972. - 225 с.
28. Горение щедрой души: Очерки, воспоминания, письма. (Г. Я. Меркушкин: личность и наследие) / сост.: В. Ф. Кирдяшов, Л. Г. Меркушкина, О. Е. Поля¬ков. - Саранск: Мордов кн. изд-во, 1998. - 264 с.
29. Григорьев В. В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования. - СПб., 1970. - 152 с.
30. Гришенко Н. М. Пути повышения педагогической подготовки студентов университета. // Советская педагогика. - 1965. - № 3. - С. 101-105.
31. Дрыночкин В. В. Великая Отечественная война и функционирование совет¬ской системы народного образования: Дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1992. - 397 с.
32. Дударева Л. Н. Подготовка учителя и развитие педагогической науки в Пе-тербургском университете с 1819 по 1917 годы. - Автореф. дисс.канд. пед. на¬ук. - Л.: ЛГУ, 1969. - 21 с.
33. Елютин В. П. О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию среднего и высшего образования. // О состоянии и мерах по дальнейшему со¬вершенствованию народного образования в СССР.: Материалы VI сессии Вер¬ховного Совета СССР восьмого созыва 17-19 июля 1973 г. - М.: Политиздат, 1973.
34. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.: ЛГУ, 1974. - 112 с.
205
35. Жильцов П. А. Каким быть учителю сельской школы? // Советская педагоги¬ка. - 1992. - № 7-8. - С. 62-66.
36.Злоцкий Г. В. Подготовка учителей на математических факультетах универ¬ситетов. // Советская педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 59-61.
37. Ивашкин В. С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии. - Са¬ранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. - 160 с.
38. Игошев И. Школа-вуз: тесные контакты. // Народное образование. - 1994. - № 8. - С. 107-110.
39. Историческая справка МИУУ. / Сост. зав. ОА МО РМ Винокурова Н. А. -
1994. - 8 с.
40. История Ленинградского университета (очерки 1819-1969 г.г.) - Л.: ЛГУ, 1969. - 282 с.
41. История Мордовии в лицах. Т. 1. - Саранск, 1994. - 420 с.
42. История Мордовии в лицах. Т. 2. - Саранск, 1997. - 592 с.
43. История Московского университета. / Ответственный редактор М. Н. Тихо¬миров. - В 2-х т. - Т. 1. - М.: МГУ, 1955. - 563 с.
44. Итоги Всероссийского совещания ректоров университетов и директоров пе-дагогических и учительских институтов. // Советская педагогика. - 1941. - № 5.
- С. 47-49.
45. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
46. Каргиева З. К. Формирование профессиональной устойчивости студентов университета - будущих учителей: Дисс...канд.пед.наук. - Л.:ЛГУ, 1983. - 186 с.
47. Киселева А. К. Профориентация в подготовке будущего учителя. // Советская педагогика. - 1987. - № 10. - С. 77-80.
48. Кисельгоф С. И., Полуяктова З. Педагогическая практика в университете. // Народное образование. - 1969. - № 6. - С. 40-42.
49. Коломиец Б. К. Комплексная оценка и аттестация преподавателей учебных заведений. - М., 1991. - 41 с.
50. Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров. // Совет¬ская педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 55-58.
51. Крисанова Н. А. Высшая школа Мордовии 1931-1956 г. г. (формирование на¬учно-педагогических кадров). - Дисс. канд. ист. наук. - Саранск, 2000. - 236 с.
206
52. Крисанова Н. А. Высшая школа Мордовии 1931-1956 г. г. (формирование на¬учно-педагогических кадров). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 220 с.
53. Кузьмина М. Г. Кафедра педагогики и психологии МГУ им. Н. П. Огарева (1973-83 гг.). // Подготовка педагога в системе университетского образования: Сб. науч. работ. - Саранск, Изд-во Морд. ун-та, 2001. - 128 с.
54. Курдюмова Т. Ф. Профессиональная подготовка учителя литературы. // Со¬ветская педагогика. - 1989. - № 4. - С. 95-99.
55. Курилова Т. Н. Педагогическая подготовка учителя в России: историографи¬ческий анализ. // Советская педагогика. - 1991. - № 11. - С. 81-86.
56. Кушков Н. Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образо¬вания. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955, - 215 с.
57. Лаптева Г. С. Проблемное обучение в системе подготовки учителя в универ¬ситете. // Актуальные проблемы подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. - 128 с. - С. 10-12.
58. Левицкий М. Л., Горюнова Т. А., Шурвинова И. И. Подготовка и распределе¬ние учительских кадров. // Советская педагогика. - 1989. - № 4. - С. 84-90.
59. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т. 42. - М.: Политиздат, 1981. - 606 с.
60. Литвинов Б. Д. Мобильность педагога по трудовому и профессиональному обучению. // Советская педагогика. - 1989. - № 4. - С. 91-94.
61. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.
62. Макаркин Н. П. Мордовский государственный университет на пороге XXI века. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1997. - 152 с.
63. Макаркин Н. П. Попадем в десятку! // Поиск. - 1999. - 22 янв.
64. Менделеев Д. И. Сочинения. - Т.ХХ111. - Л.-М.: Изд-во АНСССР, 1952. - 385с.
65. Меркушкин Г. Я. Развитие науки в Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. - 372 с.
66. Мешков Н. И. Концепция многоуровневой подготовки преподавательских кадров в университетах. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - 56 с.
67. Мешков Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов. - Саранск: Изд- во Мордов. ун-та, 1995. - 120 с.
207
68. Мешков Н. И. Социально-демографический портрет студента - будущего пе¬дагога. // Регионология. - 1994. - № 4. - С. 128-135.
69. Мешков Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете. - Автореф. дисс... докт. психол. наук. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 24 с.
70. Мискарян М. Г. Теоретическая и практическая подготовка будущего учителя в педагогических вузах. // Советская педагогика. - 1984. - № 4. - С. 94-97.
71. Московский университет в воспоминаниях современников: Сб. / Сост. Ю. Н. Емельянов. - М.: Современник, 1989. - 735 с.
72. Мурсков В. В. Подготовка педагогических кадров на Средней Волге во вто¬рой пятилетке (1933-1938 г. г.). // Ученые записки Куйбышев. пед. ин-та. - 1966.
- Вып. № 51. - С. 19-43.
73. Нардеев Ш. Система педагогического образования в СССР. Автореф. дисс.канд. пед. наук. - М., 1970. - 20 с.
74. Никандров Г. Д., Кан-Калик В. А. Подготовка будущего учителя к педагоги¬ческому творчеству. // Советская педагогика. - 1987. - № 6. - С. 105-108.
75. Никитенко В. Н. Становление учителя: синтез практического опыта и теоре¬тических знаний. // Советская педагогика. - 1987. - № 10. - С. 81-84.
76. Овсянников А.. Шувалова В., Шиняева О. Жизненные планы старшеклассни¬ков России. // Народное образование. - 1995. - № 5. - С. 68-76.
77.Оптимизация университетского педагогического образования на современ¬ном этапе: Межвуз. сб. науч. тр. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1993. - 144 с.
78. Основные направления перестройки высшего и среднего специального обра-зования в стране. Проект ЦК КПСС. // Правда. - 1986. - 14 июня.
79. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древ¬нейших времен до конца XVII века. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1989. - 722 с.
80. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России (историко¬педагогические очерки). - М.: Педагогика, 1979. - 215 с.
81. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. / Под ред. Каирова И. А., Петрова Ф. Н. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 876 с.
208
82. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. / Под ред. Каирова И. А., Петрова Ф.
Н. - Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 880 с.
83. Пенчко Н. А. Основание Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1953. - 192 с.
84. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.
- 496 с.
85. Повышать методологический уровень преподавания. // Вестник высшей шко¬лы. - 1980. - № 11. - С. 3-7.
86. Порываева Н. С. Развитие высшего образования в Среднем Поволжье (1951 - 1958 г. г.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1977. - 19 с.
87. Потемкин В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 186 с.
88. Рождественский С. В. Санкт-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. - СПб., 1998. - 268 с.
89. Розов В. К. Педагогическое образование на современном этапе. // Вестник высшей школы. - 1980. - № 11. - С. 13-18.
90. Ромеников Б. Н. Университеты и школа. // Советская педагогика. - 1965. - №
8. - С. 81-82.
91. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. - М.-Л., 1927. - 224 с.
92. Руднева Т. И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. - Дисс. докт. пед. наук. - М., 1996. - 421 с.
93. Рыжаков М. Стандарты образования и современная российская школа. // На¬родное образование. - 1995. - № 8-9. - С. 8-12.
94. Сайт МГУ им. Огарева. - http://www.mrsu.ru/univ/main/main/chairs/ipkpk/default.html.
95. Сергеева Л. А. Формирование профессионального образа педагога у студен¬тов университета. - Дисс.канд. пед. наук. - Л.: ЛГУ, 1984. - 198 с.
96. Синецкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы в СССР. - М.: Советская наука, 1950. - 236 с.
97. Сластенин В. А. Антропологический подход в педагогическом образовании. // Народное образование. - 1994. - № 9-10. - С. 124-126.
209
98. Сластенин В. А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. // Психология труда и личности учителя. - Л.: ЛГУ, 1976. - 254 с.
99. Слово о ректорах. // Голос Мордовского университета. - № 12. - 01.10.2001.
100. Смерть языковым извращенцам! // Столица С. - № 41 (520). - 09.10.2002.
101. Совершенствование качества университетской подготовки преподавателя: Межвуз. сб. науч. тр. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1985. - 152 с.
102. Совершенствование подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1991. - 148 с.
103. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. / Под. ред. Г. Б. Комала. - М., 1980. - 231 с.
104. Стародубцева Л. В. Динамика социального статуса педагогов (на примере Республики Мордовия): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2003. - 24с.
105. Стуканов А.. Какой же учитель нужен школе? // Народное образование. -
1995. - № 8-9. - С. 96-99.
106. Сухарев А. И. Возрождение классического университетского образования и педагогическая концепция его перестройки. // Совершенствование подготов¬ки учителя в университете. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1991. - 148 с.
107. Сухарев А. И., Глебочкин В. П., Гришанов В. И., Мешков Н. И. Программа деятельности Мордовского университета по подготовке и повышению квали¬фикации учителя. // Совершенствование подготовки учителя в университете. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1991. - 148 с.
108. Талызина Н. Ф. О психолого-педагогической подготовке преподавателей в университете. // Вестник высшей школы. - 1985. - № 5. - С. 32-36.
109. Тарантей В. П. Непрерывная педагогическая практика студентов. // Совет¬ская педагогика. - 1987. - № 3. - С. 80-83.
110. Терехова Н. Г. Совершенствование системы профессионального отбора молодежи на педагогические специальности университетов. - Бишкек: БГУ, 1992. - 176 с.
111. Томилова Г. А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. - Томск: ТГУ, 1978.
- 128 с.
210
112. Университеты и их роль в высшем образовании. - Казань: Изд-во Совета Министров ТАССР, 1975. - 23 с.
113. Учебные планы и программы специалистов государственных университе¬тов. / Под ред. М. Н. Орлова. - М.: Учпедгиз, 1934. - 32 с.
114. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. - Педагогиче¬ские сочинения в 6 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - 566 с.
115. Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской системы (1917-1938 г. г.): Дис. ... д-ра ист. наук. - Уфа, 1973. - 547 с.
116. Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской системы. - М.: Высшая школа, 1988. - 256 с.
117. Чуткерашвили Е. В. Кадры для науки (специалисты высшей квалификации в СССР и капиталистических странах). - М.: Высш. шк., 1968. - 196 с.
118. Шумилин Е. А. Самостоятельная работа будущих учителей. // Советская педагогика. - 1987. - № 4. - С. 79-83.
119. Щербина А. Ф. О педагогической практике студентов биологического фа-культета. // Советская педагогика. - 1949. - № 2. - С. 58-62.
120. Элькин Д. Г. Психология в университете. // Вестник высшей школы. - 1969. - № 6. - С. 14-16.