Пути обеспечения экономической безопасности региона
|
Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности региона 6
1.1. Понятие экономической безопасности государства и региона 6
1.2. Классификация угроз экономической безопасности региона 12
1.3. Показатели оценки уровня экономической безопасности региона 19
2. Анализ обеспечения экономической безопасности региона
(на примере Республики Татарстан) 30
2.1. Тенденции и современное состояние экономической
безопасности Республики Татарстан 30
2.2. Сравнительная оценка экономической безопасности Республики
Татарстан и регионов Приволжского федерального округа 40
2.3. Проблемы обеспечения экономической безопасности
в Республике Татарстан 50
3. Основные направления обеспечения экономической
безопасности Республики Татарстан 54
3.1. Возможности использования зарубежного опыта в процессе
обеспечения экономической безопасности в Республике Татарстан 54
3.2. Совершенствование государственного управления в регионе в
области обеспечения экономической безопасности 64
Заключение 69
Список используемой литературы
1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности региона 6
1.1. Понятие экономической безопасности государства и региона 6
1.2. Классификация угроз экономической безопасности региона 12
1.3. Показатели оценки уровня экономической безопасности региона 19
2. Анализ обеспечения экономической безопасности региона
(на примере Республики Татарстан) 30
2.1. Тенденции и современное состояние экономической
безопасности Республики Татарстан 30
2.2. Сравнительная оценка экономической безопасности Республики
Татарстан и регионов Приволжского федерального округа 40
2.3. Проблемы обеспечения экономической безопасности
в Республике Татарстан 50
3. Основные направления обеспечения экономической
безопасности Республики Татарстан 54
3.1. Возможности использования зарубежного опыта в процессе
обеспечения экономической безопасности в Республике Татарстан 54
3.2. Совершенствование государственного управления в регионе в
области обеспечения экономической безопасности 64
Заключение 69
Список используемой литературы
При формировании государством эффективной политики, направленной на развитие всей Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание основным принципам обеспечения национальных интересов в долгосрочной перспективе. В данном контексте вопрос создания эффективной системы экономической безопасности в регионах для создания синергетического эффекта обеспечения экономической безопасности страны от внешних и внутренних угроз в течении продолжительного количества времени несет в себе особую важность, в первую очередь, в рамках обеспечения национальной безопасности страны в целом.
Только при достаточном уровне экономического развития субъектов Российской Федерации, возможно, достичь реализации национальных интересов страны, основываясь на достижении положительной динамики показателей, характеризующих социально-экономическую сферу. Это позволит создать необходимые условия для целостного развития территории, достичь поставленных целей и задач, сформированных в рамках реализации региональной государственной политики, а также опередить место каждого субъекта в развитии России в целом.
В настоящее время существуют значительные различия регионов РФ, которые связанные с: их территориальной расположенностью; развитостью социальной сферы; наличием природных ресурсов; климатическими условиями; качеством человеческого капитала; производственной мощностью; инновационным потенциалом; инвестиционной привлекательностью и многими другими факторами.
Все выше изложенное свидетельствуют о необходимости создания и отслеживания системы экономической безопасности региона в составе всей национальной безопасности. О чем нам и говорит актуальность данной работы, а также ее значимость с научной и практической сторон.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию экономической безопасности региона и рекомендаций по формированию региональной системы экономической безопасности России на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
• рассмотреть возникновение понятия экономической безопасности в российском законодательстве, а также раскрыть его содержание;
• определить и упорядочить внутренние и внешние угрозы для ЭБ, определить степень их негативного воздействия на социально-экономическое развития экономики региона;
• проанализировать существующие методики оценки экономической безопасности регионов;
• проанализировать обеспечение экономической безопасности региона(Республика Татарстан);
• разработать предложения по совершенствованию государственного управления в области обеспечения экономической безопасности Республики Татарстан.
Объект исследования: экономическая безопасность субъектов РФ.
Предмет исследования: способы и механизмы оценки и обеспечения ЭБР.
Выпускная квалификационная работа содержит: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
В-первой главе нами рассматриваются теоретические основы формирования и оценки системы экономической безопасности на территории региона.
Во второй главе нами проводится анализ обеспечения экономической безопасности региона, а также проводится сравнительный анализ экономической безопасности Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа.
В третей главе мы попробуем использовать зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности в Республике Татарстан. Также в данной главе сформированы предложения по совершенствованию государственного управления в регионе в области обеспечения экономической безопасности.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера.
Работа включает в себя список использованной литературы и приложения.
В качестве информационно-эмпирической базы исследования выступили нормативно-правовые акты как региональных так и органов государственного управления РФ, по обеспечению ЭБ, данные, размещенные на официальных порталах Федеральной службы государственной статистики, Министерств экономического развития федерального и регионального уровней, публикации авторов в научных изданиях, а также различные материалы по исследуемой тематике, размещенные на официальных сайтах в сети Интернет.
Только при достаточном уровне экономического развития субъектов Российской Федерации, возможно, достичь реализации национальных интересов страны, основываясь на достижении положительной динамики показателей, характеризующих социально-экономическую сферу. Это позволит создать необходимые условия для целостного развития территории, достичь поставленных целей и задач, сформированных в рамках реализации региональной государственной политики, а также опередить место каждого субъекта в развитии России в целом.
В настоящее время существуют значительные различия регионов РФ, которые связанные с: их территориальной расположенностью; развитостью социальной сферы; наличием природных ресурсов; климатическими условиями; качеством человеческого капитала; производственной мощностью; инновационным потенциалом; инвестиционной привлекательностью и многими другими факторами.
Все выше изложенное свидетельствуют о необходимости создания и отслеживания системы экономической безопасности региона в составе всей национальной безопасности. О чем нам и говорит актуальность данной работы, а также ее значимость с научной и практической сторон.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию экономической безопасности региона и рекомендаций по формированию региональной системы экономической безопасности России на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
• рассмотреть возникновение понятия экономической безопасности в российском законодательстве, а также раскрыть его содержание;
• определить и упорядочить внутренние и внешние угрозы для ЭБ, определить степень их негативного воздействия на социально-экономическое развития экономики региона;
• проанализировать существующие методики оценки экономической безопасности регионов;
• проанализировать обеспечение экономической безопасности региона(Республика Татарстан);
• разработать предложения по совершенствованию государственного управления в области обеспечения экономической безопасности Республики Татарстан.
Объект исследования: экономическая безопасность субъектов РФ.
Предмет исследования: способы и механизмы оценки и обеспечения ЭБР.
Выпускная квалификационная работа содержит: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
В-первой главе нами рассматриваются теоретические основы формирования и оценки системы экономической безопасности на территории региона.
Во второй главе нами проводится анализ обеспечения экономической безопасности региона, а также проводится сравнительный анализ экономической безопасности Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа.
В третей главе мы попробуем использовать зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности в Республике Татарстан. Также в данной главе сформированы предложения по совершенствованию государственного управления в регионе в области обеспечения экономической безопасности.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера.
Работа включает в себя список использованной литературы и приложения.
В качестве информационно-эмпирической базы исследования выступили нормативно-правовые акты как региональных так и органов государственного управления РФ, по обеспечению ЭБ, данные, размещенные на официальных порталах Федеральной службы государственной статистики, Министерств экономического развития федерального и регионального уровней, публикации авторов в научных изданиях, а также различные материалы по исследуемой тематике, размещенные на официальных сайтах в сети Интернет.
Анализируя теоретические основы обозначенной темы, становится понятным, что не существует единого подхода по определению "экономическая безопасность" в контексте обеспечения национальной безопасности, что в свою очередь образует проблемы в построение эффективной системы экономической безопасности и ее оценки как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В рамках настоящего исследования под понятием термина "экономическая безопасность" рассматривается надежная и обеспеченная всеми необходимыми механизмами и институтами государства защищенность экономики региона Российской Федерации от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая ее устойчивый рост. Акцентируя внимание на том, что регион является элементом общей соцэкономической и, само собой, политсистемой государства, необходимое решение задач обеспечения должной ЭБР всегда будет формироваться на основании тонкостей его функционирования.
Данная цель является достижимой при условии формирования эффективной системы экономической безопасности на территории Российской Федерации. Данная мера позволит обеспечить тенденцию умеренного развития регионов, и позволит своевременно органам, осуществлять государственное управление, принимать необходимые решения для обеспечения устойчивости экономики по отношению к внутренним и внешним угрозам.
На данный момент существуют многочисленные факторы, способные оказать негативное воздействие на успешное функционирование конкретного субъекта, потому-что все они зависят от различных взаимосвязей, возникающих в политических, социально-экономических и других условиях. Получается, что любой экономсубъект обязан проводить анализ всех возможных угроз для дальнейшего отбора самых значимых, это дает возможность разработать и реализовать определенную систему мер, направленную на четкое, своевременное выявление и предотвращение на самых ранних этапах их развития.
Так как на данный момент проблема обеспечения экономической безопасности набирает актуальность, необходимо взять во внимание определения системы индикаторов, посредствам которых возможно оценить эффективность обеспечения экономической безопасности, при этом необходимо акцентировать внимание на том, что каждый субъект обладает своими специфическими чертами. На сегодняшний день существует огромный пробел изучении данного вопроса на региональном уровне, в основном ученые рассматривают федеральный уровень, однако мы считаем, изучение именно экономической безопасности субъектов Российской Федерации является основой защиты национальных интересов. В рамках выпускной квалификационной работы были проанализированны различные методики оценки экономической безопасности, все они имеют как свои преимущества, так и недостатки, связанные с недостаточной проработкой показателей экономической безопасности.
В ходе работы нами был проведен сравнительный анализ экономической безопасности Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа по таким экономическим показателям как:
- ВРП на душу населения;
- годовые темпы инфляции;
- доля инвестиций в основной капитал, в % к ВРП;
- степени износа основных фондов промышленных предприятий;
- отношения среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму;
- отношения средней пенсии к средней заработной плате;
- уровень безработицы по методологии МОТ;
- размера жилья на одного жителя, м2;
- доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности;
- числа лиц, занятых научными исследованиями на 10тыс. занятого населения;
- внутренних затрат на научные исследования и разработки, в % к ВРП
Согласно данных мы видим, что Республика Татарстан по многим показателя находится в зоне "стабильности", однако в сфере инновационного развития Татарстан относится к зоне "значительного риска".
В настоящее время правительство Республики Татарстан применяет некоторый опыт зарубежных стран в процессе экономической безопасности региона.
Один из таких методов является японский метод - "бережливое производство", который был внедрен на ОАО "КамАЗ" и тем самым привел к высвобождению свободных площадей более 300 тыс. м и экономический эффект составил 16 млр. рублей [9]. Так же этот метод был внедрен в учебно-методическом центре «Организация производства», функционирующем на базе кафедры экономики предприятий при КНИТУ-КАИ по реализации различных программ опережающего развития и обучения на заводах городов Казани и Зеленодольска, что привело к значительным результатам по существенному снижению различных потерь и повышению уровня эффективности всех своих систем менеджмента качества.
Для укрепления экономической безопасности региона во всех отраслях экономики способствует постоянное совершенствование государственного регулирования экономического роста с помощью разработки программных и концептуальных документов территориального планирования, создания системы контроля над рисками в комплексе, включающее проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, ориентированной на импорт-замещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
В рамках настоящего исследования под понятием термина "экономическая безопасность" рассматривается надежная и обеспеченная всеми необходимыми механизмами и институтами государства защищенность экономики региона Российской Федерации от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая ее устойчивый рост. Акцентируя внимание на том, что регион является элементом общей соцэкономической и, само собой, политсистемой государства, необходимое решение задач обеспечения должной ЭБР всегда будет формироваться на основании тонкостей его функционирования.
Данная цель является достижимой при условии формирования эффективной системы экономической безопасности на территории Российской Федерации. Данная мера позволит обеспечить тенденцию умеренного развития регионов, и позволит своевременно органам, осуществлять государственное управление, принимать необходимые решения для обеспечения устойчивости экономики по отношению к внутренним и внешним угрозам.
На данный момент существуют многочисленные факторы, способные оказать негативное воздействие на успешное функционирование конкретного субъекта, потому-что все они зависят от различных взаимосвязей, возникающих в политических, социально-экономических и других условиях. Получается, что любой экономсубъект обязан проводить анализ всех возможных угроз для дальнейшего отбора самых значимых, это дает возможность разработать и реализовать определенную систему мер, направленную на четкое, своевременное выявление и предотвращение на самых ранних этапах их развития.
Так как на данный момент проблема обеспечения экономической безопасности набирает актуальность, необходимо взять во внимание определения системы индикаторов, посредствам которых возможно оценить эффективность обеспечения экономической безопасности, при этом необходимо акцентировать внимание на том, что каждый субъект обладает своими специфическими чертами. На сегодняшний день существует огромный пробел изучении данного вопроса на региональном уровне, в основном ученые рассматривают федеральный уровень, однако мы считаем, изучение именно экономической безопасности субъектов Российской Федерации является основой защиты национальных интересов. В рамках выпускной квалификационной работы были проанализированны различные методики оценки экономической безопасности, все они имеют как свои преимущества, так и недостатки, связанные с недостаточной проработкой показателей экономической безопасности.
В ходе работы нами был проведен сравнительный анализ экономической безопасности Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа по таким экономическим показателям как:
- ВРП на душу населения;
- годовые темпы инфляции;
- доля инвестиций в основной капитал, в % к ВРП;
- степени износа основных фондов промышленных предприятий;
- отношения среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму;
- отношения средней пенсии к средней заработной плате;
- уровень безработицы по методологии МОТ;
- размера жилья на одного жителя, м2;
- доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности;
- числа лиц, занятых научными исследованиями на 10тыс. занятого населения;
- внутренних затрат на научные исследования и разработки, в % к ВРП
Согласно данных мы видим, что Республика Татарстан по многим показателя находится в зоне "стабильности", однако в сфере инновационного развития Татарстан относится к зоне "значительного риска".
В настоящее время правительство Республики Татарстан применяет некоторый опыт зарубежных стран в процессе экономической безопасности региона.
Один из таких методов является японский метод - "бережливое производство", который был внедрен на ОАО "КамАЗ" и тем самым привел к высвобождению свободных площадей более 300 тыс. м и экономический эффект составил 16 млр. рублей [9]. Так же этот метод был внедрен в учебно-методическом центре «Организация производства», функционирующем на базе кафедры экономики предприятий при КНИТУ-КАИ по реализации различных программ опережающего развития и обучения на заводах городов Казани и Зеленодольска, что привело к значительным результатам по существенному снижению различных потерь и повышению уровня эффективности всех своих систем менеджмента качества.
Для укрепления экономической безопасности региона во всех отраслях экономики способствует постоянное совершенствование государственного регулирования экономического роста с помощью разработки программных и концептуальных документов территориального планирования, создания системы контроля над рисками в комплексе, включающее проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, ориентированной на импорт-замещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности региона (Костромской государственный университет)
Курсовые работы, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Финансово-кредитное обеспечение экономической безопасности региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Направления укрепления экономической безопасности региона: экономико-правовой аспект исследования
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2023 - Методы оценки уровня экономической безопасности региона и разработка направлений его обеспечения
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



