Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности региона 6
1.1. Понятие экономической безопасности государства и региона 6
1.2. Классификация угроз экономической безопасности региона 12
1.3. Показатели оценки уровня экономической безопасности региона 19
2. Анализ обеспечения экономической безопасности региона
(на примере Республики Татарстан) 30
2.1. Тенденции и современное состояние экономической
безопасности Республики Татарстан 30
2.2. Сравнительная оценка экономической безопасности Республики
Татарстан и регионов Приволжского федерального округа 40
2.3. Проблемы обеспечения экономической безопасности
в Республике Татарстан 50
3. Основные направления обеспечения экономической
безопасности Республики Татарстан 54
3.1. Возможности использования зарубежного опыта в процессе
обеспечения экономической безопасности в Республике Татарстан 54
3.2. Совершенствование государственного управления в регионе в
области обеспечения экономической безопасности 64
Заключение 69
Список используемой литературы
При формировании государством эффективной политики, направленной на развитие всей Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание основным принципам обеспечения национальных интересов в долгосрочной перспективе. В данном контексте вопрос создания эффективной системы экономической безопасности в регионах для создания синергетического эффекта обеспечения экономической безопасности страны от внешних и внутренних угроз в течении продолжительного количества времени несет в себе особую важность, в первую очередь, в рамках обеспечения национальной безопасности страны в целом.
Только при достаточном уровне экономического развития субъектов Российской Федерации, возможно, достичь реализации национальных интересов страны, основываясь на достижении положительной динамики показателей, характеризующих социально-экономическую сферу. Это позволит создать необходимые условия для целостного развития территории, достичь поставленных целей и задач, сформированных в рамках реализации региональной государственной политики, а также опередить место каждого субъекта в развитии России в целом.
В настоящее время существуют значительные различия регионов РФ, которые связанные с: их территориальной расположенностью; развитостью социальной сферы; наличием природных ресурсов; климатическими условиями; качеством человеческого капитала; производственной мощностью; инновационным потенциалом; инвестиционной привлекательностью и многими другими факторами.
Все выше изложенное свидетельствуют о необходимости создания и отслеживания системы экономической безопасности региона в составе всей национальной безопасности. О чем нам и говорит актуальность данной работы, а также ее значимость с научной и практической сторон.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию экономической безопасности региона и рекомендаций по формированию региональной системы экономической безопасности России на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
• рассмотреть возникновение понятия экономической безопасности в российском законодательстве, а также раскрыть его содержание;
• определить и упорядочить внутренние и внешние угрозы для ЭБ, определить степень их негативного воздействия на социально-экономическое развития экономики региона;
• проанализировать существующие методики оценки экономической безопасности регионов;
• проанализировать обеспечение экономической безопасности региона(Республика Татарстан);
• разработать предложения по совершенствованию государственного управления в области обеспечения экономической безопасности Республики Татарстан.
Объект исследования: экономическая безопасность субъектов РФ.
Предмет исследования: способы и механизмы оценки и обеспечения ЭБР.
Выпускная квалификационная работа содержит: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
В-первой главе нами рассматриваются теоретические основы формирования и оценки системы экономической безопасности на территории региона.
Во второй главе нами проводится анализ обеспечения экономической безопасности региона, а также проводится сравнительный анализ экономической безопасности Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа.
В третей главе мы попробуем использовать зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности в Республике Татарстан. Также в данной главе сформированы предложения по совершенствованию государственного управления в регионе в области обеспечения экономической безопасности.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера.
Работа включает в себя список использованной литературы и приложения.
В качестве информационно-эмпирической базы исследования выступили нормативно-правовые акты как региональных так и органов государственного управления РФ, по обеспечению ЭБ, данные, размещенные на официальных порталах Федеральной службы государственной статистики, Министерств экономического развития федерального и регионального уровней, публикации авторов в научных изданиях, а также различные материалы по исследуемой тематике, размещенные на официальных сайтах в сети Интернет.
Анализируя теоретические основы обозначенной темы, становится понятным, что не существует единого подхода по определению "экономическая безопасность" в контексте обеспечения национальной безопасности, что в свою очередь образует проблемы в построение эффективной системы экономической безопасности и ее оценки как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В рамках настоящего исследования под понятием термина "экономическая безопасность" рассматривается надежная и обеспеченная всеми необходимыми механизмами и институтами государства защищенность экономики региона Российской Федерации от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая ее устойчивый рост. Акцентируя внимание на том, что регион является элементом общей соцэкономической и, само собой, политсистемой государства, необходимое решение задач обеспечения должной ЭБР всегда будет формироваться на основании тонкостей его функционирования.
Данная цель является достижимой при условии формирования эффективной системы экономической безопасности на территории Российской Федерации. Данная мера позволит обеспечить тенденцию умеренного развития регионов, и позволит своевременно органам, осуществлять государственное управление, принимать необходимые решения для обеспечения устойчивости экономики по отношению к внутренним и внешним угрозам.
На данный момент существуют многочисленные факторы, способные оказать негативное воздействие на успешное функционирование конкретного субъекта, потому-что все они зависят от различных взаимосвязей, возникающих в политических, социально-экономических и других условиях. Получается, что любой экономсубъект обязан проводить анализ всех возможных угроз для дальнейшего отбора самых значимых, это дает возможность разработать и реализовать определенную систему мер, направленную на четкое, своевременное выявление и предотвращение на самых ранних этапах их развития.
Так как на данный момент проблема обеспечения экономической безопасности набирает актуальность, необходимо взять во внимание определения системы индикаторов, посредствам которых возможно оценить эффективность обеспечения экономической безопасности, при этом необходимо акцентировать внимание на том, что каждый субъект обладает своими специфическими чертами. На сегодняшний день существует огромный пробел изучении данного вопроса на региональном уровне, в основном ученые рассматривают федеральный уровень, однако мы считаем, изучение именно экономической безопасности субъектов Российской Федерации является основой защиты национальных интересов. В рамках выпускной квалификационной работы были проанализированны различные методики оценки экономической безопасности, все они имеют как свои преимущества, так и недостатки, связанные с недостаточной проработкой показателей экономической безопасности.
В ходе работы нами был проведен сравнительный анализ экономической безопасности Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа по таким экономическим показателям как:
- ВРП на душу населения;
- годовые темпы инфляции;
- доля инвестиций в основной капитал, в % к ВРП;
- степени износа основных фондов промышленных предприятий;
- отношения среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму;
- отношения средней пенсии к средней заработной плате;
- уровень безработицы по методологии МОТ;
- размера жилья на одного жителя, м2;
- доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности;
- числа лиц, занятых научными исследованиями на 10тыс. занятого населения;
- внутренних затрат на научные исследования и разработки, в % к ВРП
Согласно данных мы видим, что Республика Татарстан по многим показателя находится в зоне "стабильности", однако в сфере инновационного развития Татарстан относится к зоне "значительного риска".
В настоящее время правительство Республики Татарстан применяет некоторый опыт зарубежных стран в процессе экономической безопасности региона.
Один из таких методов является японский метод - "бережливое производство", который был внедрен на ОАО "КамАЗ" и тем самым привел к высвобождению свободных площадей более 300 тыс. м и экономический эффект составил 16 млр. рублей [9]. Так же этот метод был внедрен в учебно-методическом центре «Организация производства», функционирующем на базе кафедры экономики предприятий при КНИТУ-КАИ по реализации различных программ опережающего развития и обучения на заводах городов Казани и Зеленодольска, что привело к значительным результатам по существенному снижению различных потерь и повышению уровня эффективности всех своих систем менеджмента качества.
Для укрепления экономической безопасности региона во всех отраслях экономики способствует постоянное совершенствование государственного регулирования экономического роста с помощью разработки программных и концептуальных документов территориального планирования, создания системы контроля над рисками в комплексе, включающее проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, ориентированной на импорт-замещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.03.1994 № 311-р «О правительственных координационных и консультативных органах»
2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля
2011 г. № 165-р «О стратегии социально-экономического развития
Приволжского федерального округа на период до 2020 года»
3. Законом ТР №40-ЗРТ от 17.06.2015г. «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
4. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
Книги, монографии
5. Гончаренко Л.П. Куценко Е.С Управление безопасностью / Л.П. Гончаренко Е.С. Куценко. - М.: КНОРУС, 2005.
6. Коршунов Л.А. Экономическая безопасность и выбор вариантов объединения регионов Российской Федерации. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. 344 с.
7. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс// В.К. Сенчагов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 815 с.
8. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России
9. Клочков Ю.П. Применение концепции Leаn для повышения производительности труда на примере ОАО «КАМАЗ» // Доклад на Международном Лин-форуме «Эффективные процессы - высокая производительность», 22 ноября 2011. г. Казань, Гостиница «Корстон», http://mpt.tаtаrstаn.ru/ms/info.php?id=392034.
10. Беловицкий, К.Б.Экономическая безопасность : учебное пособие / К.Б. Беловицкий, В.Г. Николаев. - Москва : Научный консультант, 2017. - 286 с. - Режим доступа: http://znаnшm.com^аtаlog/product/1024097
11. Черешнев В.А., Татаркин А.И., Глазьев С.Ю. Прогнозирование социально - экономического развития региона - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2011. - 1104 с.
12. Татаркин А.И., А.А. Куклин, А.Л. Мызин Мониторинг экономической безопасности регионов как условие стабильного развития - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. - 98 с.
13. Татаркин А.И., А.А. Куклин Комплексная методика диагностики качества жизни в регионе - 2-е изд., испр., доп. Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2010. 136 с.
14. Экономическая безопасность : учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Новикова ; [отв. за вып. В. Е. Кучинская] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 177 с.
15. Илюхина Р.В., Беловицкий К.Б., Купрещенко Н.П. Обеспечение экономической безопасности регионов Российской Федерации / Р.В. Илюхина [и др.]. - Москва : Научный консультант, 2017. - 120 с.
16. Васильева Е.С. Экономическая теория. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2011 г. 192 стр.
17. Вечканов Г.С. Экономическая теория. Стандарт третьего поколения. Спб.: Питер, 2011 г. 512 стр.
18. Ефимова Е.Е. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. М.: Флинта, МПСИ, 2011 г. 156 стр.
19. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2. М.: Дашков и Ко, 2011 г. 936 стр.
20. Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс. М.: КноРус, 2011 г. 384 стр.
21. Криворотое В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2017. - 351 с.
22. Экономическая безопасность : учеб. пособие / под ред. Н.В. Манохиной. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
23. Экономическая безопасность России. Общий курс / Сенчагов В.К., - 5е изд., (эл.) - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 818 с.
Авторефераты диссертаций
24. Ахмадеева Г.Ч. Система снижения производственных потерь на предприятиях машиностроения // Автореферат дисс. ... канд. экон. наук. - Казань, 2011.
25. Кузнецов С.В. Банковская система Китайской Народной Республики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2003. С. 64-69.
Печатная периодика
26. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике / Лисин В.// Вопросы экономики. - 2004. - № 6.
27. Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Показатели комплексной сравнительной оценки потенциала региона в рамках мониторинга экономической безопасности / С.Н. Яшин, Е.Н. Пузов // Финансы и кредит. - 2006. - № 5.
28. Василенок В.Л., Быков В.Н. О некоторых угрозах экономической безопасности России / Научный журнал НИУ ИТМО, Серия «Экономика и экологический менеджмент» выпуск 1(10) март 2012г.
29. Илларионов А.Н. Критерий экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. №10. С. 35-58.
30. Митяков С.Н., Сенчагов В.К. Индикаторы устойчивого развития регионов Российской Федерации: материалы XVII международной научнопрактической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Проблемы устойчивости функционирования стран и регионов в условиях кризисов и катастроф современной цивилизации». М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. С. 83-99
31. Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 2010. №5
32. Авдийский В.И., Бауэр В.П. Экономическая безопасность в системе трансформации мировой финансовой архитектуры // СРРМ. 2010. №1.
33. Арский Ю.М., Яшукова С.П. Методические аспекты информационно - аналитического обеспечения прогнозов научно-технологического развития// НТИ. Сер.1.2010. №8
34. Александрович Е.Р. Повышение функциональной роли сектора государственных услуг в социально-экономическом развитии // Управление экономическими системами. 2010. №4 (24)
35. Российская газета №7268 от 15.05.2017г.
Электронные ресурсы
36. Гордиенко Д.В. «Экономическая безопасность России: понятие, структура, сравнительная и перспективная оценка» - Режим доступа - http://www.fondiv.ru/аrtides/3/245
37. Министерство Финансов Республики Татарстан. - Режим доступа: штйп^аМап.ги
38. Федеральная служба статистики по Республике Татарстан. - Режим доступа: https://tаtstаt.ru
39. Федеральная служба статистики по Республике Марий Эл. - Режим доступа: http://mаristаt.gks.ru/
40. Федеральная служба статистики по Республике Башкортостан. - Режим доступа: http://bаshstаtgks.ru/
41. Федеральная служба статистики по Республике Мордовия. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru/
42. Федеральная служба статистики по Чувашской Республике. - Режим доступа: http: //www.chuvаsh.gks .ru/
43. Федеральная служба статистики по Удмуртской Республике. - Режим доступа: http://udmstаt.gks.m/
44. Федеральная служба статистики по Пермскому краю. - Режим доступа: http://permstаt.gks.ru/
45. Федеральная служба статистики по Кировской области. - Режим доступа: http://kirovstаt.gks.m/
46. Федеральная служба статистики по Нижегородской области. - Режим доступа: http://mzhstаt.gks.ru/
47. Федеральная служба статистики по Оренбургской области. - Режим доступа: http://orenstаt.gks.m/
48. Федеральная служба статистики по Пензенской области. - Режим доступа: http://pnz.gks.ru/
49. Федеральная служба статистики по Самарской области. - Режим доступа: http://sаmаrаstаt.gks.ru/
50. Федеральная служба статистики по Саратовской области. - Режим доступа: http://srtv.gks.ru/
51. Федеральная служба статистики по Ульяновской области. - Режим доступа: http://uln.gks.ru/
52. Бочаров С.М. Инвестиционный климат Австрии [Электронный ресурс] // http:// russmediа.net/modules/tinycontent0/index.php?id=9
53. https: //kfpp ■ru/аnаlvtics/mаteriаl/innovаtion■php
54. https:// ru.wikipediа.org/wiki/Экономическая_безопасность