Введение 3
1 Теоретические основы взаимодействия предприятий с поставщиками сырья и
материалов 6
1.1 Процесс выбора поставщиков 6
1.2 Методы оценки поставщиков 13
1.3 Формы взаимодействия с поставщиками 26
2 Анализ методов оценки поставщиков и их совершенствование 45
2.1 Анализ критериев выбора поставщика 45
2.2 Сравнительный анализ методов оценки поставщиков 50
2.3 Совершенствование метода оценки поставщиков предприятия 55
3 Совершенствование методики оценки поставщиков на предприятии ООО ПК «ЛЕСКОМ» путем применения метода расчета упущенной прибыли 62
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО ПК «Леском» 62
3.2 Анализ действующих поставщиков ООО ПК «Леском» 65
3.3 Анализ рынка новых поставщиков 75
3.4 Оценка поставщиков методом расчета упущенной прибыли на
предприятии ООО ПК «Леском» 79
Заключение 87
Список использованных источников
Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций.
Во многих компаниях мира, по крайней мере, большая часть проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Для получения наилучшего результата от своей деятельности, предприятию следует выбрать таких поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить его потребности качественно и в срок поставлять сырье и материалы для производства. Поставка товаров - это такая область, в которой партнеры должны грамотно формулировать свои интересы и максимально регламентировать взаимодействие.
Таким образом, задача разработки эффективной методики оценки поставщиков как элемента обще логистической цепи является актуальной.
Поставщик - это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики оценки поставщиков как элементов общей логистической цепи и моделирование ее на основе системы закупок отдельного предприятия.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1) Определить основные критерии оценки по степени важности и влияния на основные производственные показатели предприятия.
2) Рассмотреть теоретические основы существующих методов оценки поставщиков, провести анализ, сравнить и выявить преимущества и недостатки каждого метода.
3) Разработать алгоритм определения оценки поставщика для расчета стоимостной оценки эффективности взаимодействия с предприятием.
4) Разработать методику расчета упущенной выгоды, возникающей при неэффективности взаимодействия поставщика и покупателя.
Объектом исследования являются методические аспекты оценки и выбора поставщика материальных ресурсов производственных предприятий.
Предметом исследования являются принципы, способы и инструменты, способствующие оценке поставщиков как элемента логистической цепи.
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок в области взаимодействия предприятий с поставщиками, специальные методы статистического, экономического и логистического анализа.
Научная новизна заключается в том, что предложен усовершенствованный метод оценки поставщика, который основан на расчете упущенной прибыли, отличающийся от известных тем, что результатом будет стоимостная оценка выгоды или убытка.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные положения, сделанные выводы и рекомендации могут быть непосредственно использованы производственной организацией для повышения эффективности взаимодействия предприятий с поставщиками сырья и материалов.
Основанные положения и применение усовершенствованной методики оценки поставщиков сырья и материалов нашли практическое применение на предприятии ООО ПК «Леском».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы взаимодействия предприятий с поставщиками сырья и материалов. В данной главе изложены: процесс выбора поставщиков, теоретические основы оценки новых и действующих поставщиков, формы взаимодействия предприятий с поставщиками сырья и материалов.
Во второй главе проведен сравнительный анализ существующих методов оценки поставщиков материальных ресурсов на производственных предприятиях. В данной главе изложены основные критерии оценки, выявлены основные преимущества и недостатки существующих методик и разработаны методические рекомендации по расчету упущенной выгоды возникающей в результате неэффективной работы с поставщиками, разработана подробная процедура расчета.
В третьей главе представлена апробация разработанной методики расчета упущенной прибыли для оценки взаимодействия поставщика и покупателя на предприятии ООО ПК «Леском». В данной главе представлена краткая характеристика предприятия и его поставщиков. Проведен анализ поставщиков с использованием некоторых существующих методик и применен разработанный во второй главе метод оценки поставщика путем расчета упущенной прибыли.
В процессе написания выпускной работы был изучен обширный материал научной и учебной литературы в области взаимодействия предприятий с поставщиками сырья и материалов.
Более подробно исследуемый вопрос рассмотрен в трудах следующих авторов: Аксенов, А.П., Алексейчева, Е.Ю.,Алесинская Т.В.,Баскакова, И.И., Волков, О.И.,Гаджинский, А.М.,Гарнов, А.П., Иванов, Кирпичникова О.В., Сергеев В.И., Корниенко, В.А., Лопарева, А.М.,Паламарчук, А.С., Растова, Ю.И., Романова, А.Т. В области разработки методических рекомендаций по оценке поставщиков следует отметить также работы Неруш Ю.М., Самуэльсона А., Кузнецовой, M.O., Новикова О.А., Семенеко А.И., А.У. Альбекова, СБ. Карнаухова, Фирона X. и др.
Для продукции, закупаемой на конкурентном рынке, целесообразно регулярное проведение процедур выбора поставщика. Это могут быть традиционные конкурсы (тендеры) или же закупки на электронной площадке. Однако российские компании, активно применяющие эти технологии, часто сталкиваются с проблемой их низкой эффективности. Победившие поставщики не выполняют своих обязательств, осуществляют поставку некачественной продукции, срывают сроки поставок, а иногда просто не обладают достаточными производственными мощностями для выполнения заказа. Но создание цивилизованного рынка необходимо.
Одним из эффективных инструментов развития взаимоотношений предприятий с поставщиками является ведение баз данных и формирование рейтингов поставщиков при появлении профессиональных логистических операторов. Оценка поставщика осуществляется по большому числу параметров: качество продукции (услуг), управление проектом, документация, своевременность поставок, монтаж оборудования, техника безопасности, экология, компетенция и обучение, инновации. Благодаря применению этой методики снабженцы крупных промышленных предприятий получают отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволяет сократить собственные затраты на проведение маркетинговых исследований. Кроме того, если снабженец получает заявку на приобретение новой номенклатурной позиции, он также может воспользоваться базой и получить информацию о нужных поставщиках. Это позволит сократить сроки на поиск нового поставщика, а также снизить риски некачественной поставки. Но, прежде всего, наличие подобных баз данных заставляет поставщиков задуматься о качественном и своевременном выполнении условий договора, что создает предпосылки для развития цивилизованного рынка.
Проблема оценки поставщиков будет всегда актуальна в рыночной экономике, так как рыночные отношения предполагают получение выгоды и постоянное стремление к ее росту. Для этого необходимо уметь эффективно оценивать все имеющиеся возможности и перспективы развития. Снабжение производства ресурсами является особенно важным фактором в системе функционирования предприятия.
В магистерской диссертации был проведен сравнительный анализ существующих методов оценки поставщика, были выявлены преимущества и недостатки каждого метода. Исходя из результатов анализа методик оценки, напрашивается вывод, что та или иная методика должна применяться с учетом отраслевой специфики функционирования организации и объемов закупки. Результатом анализа являются сравнительные показатели эффективности взаимодействия поставщиков с покупателями.
Приведенные на практике расчеты и методы оценки поставщиков организации ООО ПК «Леском» показали примерно одинаковые результаты оценок. Различие состоит в аргументированности и подробности полученных результатов. Результаты оценок, как правило, имеют влияние на принятие управленческих решений, чем более продуманным и подробным будет результат, тем больше вероятность не совершить ошибку и принять верное управленческое решение.
На основе анализа вышеуказанных методов оценки качества поставщиков, можно сделать вывод, что большинство методов не являются достаточно точными и не позволяют в полной мере количественно оценить качество. Иными словами, такие методы как метод «Доминирующих характеристик», метод «Категорий предпочтения» и другие основаны в большей степени на логических суждениях, а не на статистических расчётах.
Взаимодействия поставщика и предприятия имеет большое влияние на эффективность производственных показателей. Для демонстрации этой связи в магистерской работе, была разработана методика расчета упущенной прибыли при неэффективном взаимодействии с поставщиком. Данная методика предлагает оценку работы поставщика в стоимостном выражении, демонстрируя показатель упущенной выгоды, которую предприятие могло бы получить при эффективной работе логистической цепочки.
Разработанная методика была успешно внедрена на предприятии ООО ПК «Леском». Показатели эффективности были рассчитаны согласно разработанному алгоритму и сведены в таблицу. По результатам было выявлено, что из-за неэффективности работы поставщика организация недополучает весомую часть прибыли.
1. Захарова К.А. Современный подход к выбору и оценке поставщика
// НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: материалы международной научно-практической
конференции (12 сентября 2017 г. ОВН-192, Москва). ЭКОНОМИКА И ПРАВО: материалы международной научно-практической конференции (14 сентября 2017 г. ЮРЗ-591, Новосибирск). Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017.
2. Кирпичникова О.В., Сергеев В.И. Управление взаимоотношениями с поставщиками (SRM) - как макро-процесс в цепи поставок // Логистика и управление цепями поставок. - 2017. - №1(18), февраль, - с. 59-73.
3. Бузукова Екатерина Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице: моногр. ; Питер - М., 2015. - 416 с.
4. Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Под ред. И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2016. - 671 с.
5. Гарнов, А.П. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная, А.В. Мыльник. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 303 с.
6. Осипова, И.В. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / И.В. Осипова, Е.Б. Герасимова. - М.: КноРус, 2013. - 280 с.
7. Кущ С.П. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках / С.П. Кущ // монография - СПб.: СПбГУ, 2016.
8. Коврижных О.Е., Большакова М.Н. Оценка и подбор поставщиков на основе метода SRM (Supplier Relationship Man-agement) // Экономическая синергетика: стратегия развития России: Сборник научных трудов / Под ред.
д.т.н., проф. Б.Л. Кузнецова; Мин-во образ. и науки; ГОУ ВПО "Камская государственная инженерно-экономическая академия". - Выпуск 11.- Наб. Челны: Изд-во Камской гос. и инж.-экономич. академии, 2009. - 227-234 с.
9. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно - методический комплекс / А.М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
10. Козлов В. К., Рудковский И. Ф. Логистическая стратегия посредника в структуре цепи поставок //Коммерция и логистика: Сборник научных трудов. Выпуск 6 / Под ред. В. В. Щербакова, А. В. Парфенова и Е. А. Смирновой. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. - с. 120-124.
11. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общей и научной редакцией доктора экономических наук, профессора
В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 976 с.
12. Штефан М. Вагнер. «Управление поставщиками» (Б-ка логистики) / Пер. с нем. под ред. А. Г. Ахметзянова:- М. 2012.
13. Корниенко, В. Организация оптовых закупок в условиях рынка /
В.Корниенко // Современная торговля. - 2018. - № 10. - С. 9-15
14. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - М.: Дашков и К, 2013. - 292 с.
15. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник /
О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко.. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.
16. Управление закупками и поставками: учебник для высших учебных заведений / Майкл Линдерс [и др.]. - Москва: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 723 с.
17. Иванов Д. Д., Кэшель И. Advanced Planning Systems (APS): Системы интегрированного планирования цепей поставок. Логистика и управление цепями поставок (1): 22-32, 2016.
18. Денисова А.М., Уляхин Т.М. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества / Под науч. ред. д-ра экон. наук проф. А.Л. Денисовой. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2016. - 120 с
19. Маклакова К.А. Совершенствование взаимодействия предприятий с поставщиками сырья и материалов // е-Журнал «Экономика и социум» №12 (55), 2018.
20. Толоконникова, Т.А. Выбирая партнера... / Т.А. Толоконникова // Российское предпринимательство. - 2016. - №11. - С.3-5.
21. Иванов, Ю.Н. Теоретическая экономика: Теория оптимального предприятия: Монография / Ю.Н. Иванов, Р.А. Сотникова. - М.: ЛЕНАНД, 2013. - 224 с.
22. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений:- М. 2014.
23. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог. 2013.
24. Кардашин Л.И. Основы технологии товародвижения и организации торговли: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2013.
25. Сергеев, В. И. Логистика снабжения : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич ; под общ. ред. В. И. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 384 с.
26. Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 с.
27. Бакланская В.В. Совершенствование взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками путем применения новых форм расчета. Научный поиск молодежи XXI века: Материалы X Международной научной конференции студентов и магистрантов в 7-ми частях. Часть 6, (секция 8), Горки, 2017 год.
28. Радько, Т.Н. Экономика предприятия / Т.Н. Радько. - М.: КноРус, 2013. - 352 с.
29. Романова, А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2016. - 176 с.
30. Новашина, Т.С. Экономика и финансы предприятия: Учебник / Т.С. Новашина, В.И. Карпунин, В.А. Леднев. - М.: МФПУ Синергия, 2014. - 352 с.
31. Аксенов, А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова . - М.: КноРус, 2013. - 350 с.
32. Корниенко, В. Организация оптовых закупок в условиях рынка / В.Корниенко // Современная торговля. - 2018. - № 10. - С. 9-15
33. Крум, Э.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / Э.В. Крум.. - Мн.: ТетраСистемс, 2013. - 192 с.
34. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С.
Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 458 с.
35. Официальный сайт ООО ПК «ЛЕСКОМ» [Электронный ресурс]. URL: http://leskom.ulcraft.com/ (дата обращения: 18.06.2018).
36. Маклакова К.А. Оценка основных поставщиков ООО ПК «ЛЕСКОМ» // е-Журнал «Экономика и социум» №12 (55), 2018.
37. Устав предприятия ООО ПК «ЛЕСКОМ»
38. Должностная инструкция директора ООО ПК «ЛЕСКОМ»
39. Должностная инструкция заместителя директора ООО ПК «ЛЕСКОМ»
40. Должностная инструкция бухгалтера ООО ПК «ЛЕСКОМ»
41. Должностная инструкция мастера-бригадира ООО ПК «ЛЕСКОМ»
42. Годовой финансовый отчет ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2015 г.
43. Годовой финансовый отчет ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2016 г.
44. Годовой финансовый отчет ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2017 г.
45. Бухгалтерский баланс ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2015 г.
46. Бухгалтерский баланс ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2016 г.
47. Бухгалтерский баланс ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2017 г.
48. Штатное расписание ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2015 г.
49. Штатное расписание ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2016 г.
50. Штатное расписание ООО ПК «ЛЕСКОМ» за 2017 г.