Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №42581

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
750
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ позитивной Я- концепции 8
1.1. Современное состояние проблемы Я-концепции в психолого-педагогической науке 8
1.2. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции в дошкольном детстве 15
1.3. Особенности формирования основ позитивной Я-концепции ребенка в
условиях ДОО 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования основ позитивной Я-концепции 26
2.1. Организация и методы исследования. Исследование Я-концепции на
констатирующем этапе 26
2.2. Педагогическая работа по формированию основ позитивной Я- концепции 38
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 41
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Приложения

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема формирования основ позитивной самооценки становится вновь остро актуальной. Это обусловлено рядом причин: с одной стороны, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, интеллектуальных, нравственных и личностных качеств на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В них указано:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Формирование положительной «Я-концепции» непосредственно направлено на развития всех этих качеств. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, период, когда закладываются основы самовосприятия личности. Педагоги считают, что если в данном возрасте будет заложен фундамент положительной «Я-концепции», то это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом, однако, не каждый педагог осуществляет целенаправленную и систематическую работу по формированию основ позитивной Я-концепции ребенка.
С другой стороны, формирование позитивной Я-концепции во многом определяется успешностью социализации ребенка, первым институтом которой является семья. В современных семьях можно констатировать наличие двух превалирующих тенденций: 1. Воспитание ребенка в ситуации ее идеализирования и кумиризации, что благоприятствует формированию неадекватно завышенной самооценки, не зависимой от совершаемого ребенком морального выбора в той или иной ситуации; 2. Воспитание ребенка с позиции завышенных требований, в условиях постоянного недовольства и повышения условности принятия и проявлений любви, что в свою очередь, также приводит к формированию недифференцированных и искаженных и неадекватных форм самооценки, в структуре которых явственно просматривается низкая индивидуальная и социальная ценность таких детей.
Иными словами, формирование Я-концепций современных детей происходит в условиях жестких противоречий между условиями для ее развития, организуемыми в ДОО и условиями для развития таковой в условиях семьи, что заставляет вновь и вновь искать пути оптимизации процесса формирования основ позитивной Я-концепции, психолого-педагогические условия, необходимые для ее формирования. Это является актуальной проблемой для всей педагогической науки, именно она и определила выбор темы исследования.
Объект: Я-концепция как часть структуры личности.
Предмет: особенности формирования основ позитивной Я-концепции.
Цель работы: в ходе экспериментального исследования выявить особенности формирования основ позитивной Я-концепции.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Описать современное состояние проблемы Я-концепции в психолого-педагогической науке.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование Я-концепции в дошкольном детстве.
3. Изучить особенности формирования основ позитивной Я-концепции ребенка в условиях ДОО.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей формирования основ позитивной Я-концепции.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование основ позитивной Я-концепции будет эффективным, если в условиях реализации авторской программы кружковой работы по ее формированию «Счастливчики» будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:
1. Обязательное взаимодействие педагогов и родителей в формировании основ позитивной Я-концепции.
2. Внедрение в развивающую предметно-пространственную среду группы «Волшебного сундучка помощи», представляющего собой деревянный сундук, в котором лежали бы медальки с настроением, карточки- сообщения для окружающих о потребности в социальных поглаживаниях, в принятии, объятиях, похвале.
3. Внедрение в группу свода правил, строго обязательных к выполнению.
Эмпирическая база исследования: 50 детей седьмого года жизни, являющиеся воспитанниками подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад №12 «Буратино»» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ специализированной психолого-педагогической литературы, посвященной Я-концепции, формированию основ позитивной Я-концепции и факторам, влияющим на ее формирование в дошкольном возрасте.
2. Психолого-педагогическая диагностика.
3. Статистическая обработка полученных данных.
Методики исследования:
1. Изучение общей Я-концепции и самооценки (модифицированный вариант методики Дембо — Рубинштейн, разработанный Е.З. Басиной для детей 6 лет). Цель: выявить особенности Я-концепции ребенка старшего дош-кольного возраста и самооценки по различным индивидуальным характеристикам, содержательно связанным между собой.
2. Методика «Какой Я?» (И. Г. Корнилова). Цель: проанализировать
качества, которые дети выделяют, как наиболее важные для себя и отношение к ним детей. Организация: методика проводится строго
индивидуально, так как присутствие других детей смущает или, напротив, вызывает агрессию у испытуемого.
3. Методика изучения самооценки и морального поведения (С. Г. Якобсон, Г. И. Морева) (см. Приложение 1). Цель диагностика самооценки и ее влияние на выбор ребенком поведения в ситуации морального выбора.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы таких ученых в области исследования Я-концепции, факторов,
влияющих на ее развитие, как Р. Бернс [3], К.Роджерс [34], В.Джемс,
В.И.Долгова [13] и др.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в выпускной квалификационной работе изложены особенности формирования основ позитивной Я-концепции, выделены психолого-педагогические условия, необходимые для ее успешного формирования.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы, как воспитателями подготовительных к школе групп, педагогами-психологами и специалистами центров детского развития при планировании педагогической работы по формированию основ позитивной Я-концепции.
Структура работы включает введение, основную часть из двух глав, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей формирования основ позитивной Я-концепции.
Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы позволил установить, что ни в отечественной, ни в зарубежной науке на настоящий момент нет единого подхода к интерпретации Я-концепции, однако, большинство ученых признает ее как совокупность самовосприятий, а также многокомпонентность ее структуры и многочисленность факторов, влияющих на ее формирование.
Формирование Я-концепции происходит, прежде всего, под влиянием окружающих, в целом Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительного будущего, оценку им достижения и тем самым на собственное становление.
Обобщая анализ особенностей формирования основ позитивной Я- концепции в условиях дошкольной образовательной организации необходимо отметить, что, в первую очередь, необходимо подчеркнуть, что работа в этом области должна вестись в трех направлениях - когнитивном, предполагающем формирование у ребенка представлений о себе, своем месте в мире, взаимоотношениях между людьми и восприятии людьми друг друга; конативном, в рамках которого ребенок усваивает правила и нормы социально желательного поведения, то есть такого поведения, при реализации которого он будет принимаем обществом и само общество будет воспринимать и оценивать его, как «хорошего (соответствующего нормам и требованиям»; эмоциональном, в рамках которого ребенок учится рефлексировать свои переживания, чувства, эмоции, связанные с восприятием, оцениванием и отношением к нему его самого и других людей.
Во-вторых, работа в данном направлении обязательно должна предполагать применение творческих, репрезентативных и совместных видов деятельности. В-третьих, работа по формированию основ позитивной Я- концепции в условиях ДОО должна вестись системно, целенаправленно, в ситуации взаимодействия всех участников образовательных отношений, в связи с чем для ее реализации должна быть написана программа.
В ходе проведения экспериментального исследования особенностей формирования основ позитивной Я-концепции, проходившего в три этапа были получены следующие результаты:
1. Констатирующий этап исследования. Проведенный сравнительный анализ результатов диагностики общей Я-концепции и самооценки у детей контрольной и экспериментальной группы по методике Дембо-Рубинштейна на констатирующем этапе исследования позволил установить, что уровень сформированности общей Я-концепции и самооценки является примерно одинаковым и соответствующим среднему (адекватно положительному уровню), то есть достоверных и статистически значимых отличий между выборками по исследуемым параметрам не выявлено. Также сравнительный анализ не выявил достоверных и статистически значимых отличий между выборками в уровне самооценки и развития качеств детей контрольной и экспериментальной группы, которые они считают наиболее важными у себя, и отношения к ним окружающих, как часть их Я-концепции на констатирующем этапе исследования, то есть он у них является примерно одинаковым. Помимо этого в контрольной группе Я-концепция носит более позитивный характер, для которого характерен верный моральный выбор и адекватная моральному выбора самооценка. В контрольной группе на констатирующем этапе исследования на 4% больше детей, соблюдающих моральные нормы в поведении, и на 4% меньше детей, которые данные нормы нарушают, чем в экспериментальной группе. В то же время в контрольной группе на 14% больше детей с адекватной самооценкой, на 28% меньше детей с искаженной самооценкой, чем в экспериментальной группе.
2. Формирующий этап исследования. На формирующем этапе исследования с детьми контрольной и экспериментальной группы работа по формированию основ позитивной Я-концепции велась по-разному. В контрольной группе целенаправленной работы по формированию позитивной Я-концепции которых педагогами не велось, все ограничивалось материалом, предусмотренным Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №12 «Буратино»», а в экспериментальной группе в форме кружковой работы велась целенаправленная работа по формированию позитивной Я-концепции в соответствии с выделенными психолого-педагогическими условиями и специально разработанной авторской программой «Счастливчики», в контексте реализации которой эти условия были выполнены:
1. Обязательное взаимодействие педагогов и родителей в формировании основ позитивной Я-концепции.
2. Внедрение в развивающую предметно-пространственную среду группы «Волшебного сундучка помощи», представляющего собой деревянный сундук, в котором лежали медальки с настроением, карточки- сообщения для окружающих о потребности в социальных поглаживаниях, в принятии, объятиях, похвале.
3. Внедрение в группу свода правил, строго обязательных к выполнению:
1. Обращайтесь друг к другу вежливо, и только по имени.
2. Никто не имеет права искажать имя другого.
3. Каждый ребенок и взрослый, работающий в группе, имеет право на отдых.
4. Никто не имеет права высмеивать или грубо критиковать действия другого.
3. Контрольный этап исследования. Между результатами диагностики развития общей Я-концепции и самооценки у детей контрольной и экспериментальной группы обнаружены достоверные и статистически значимые отличия по следующим показателям: «хорошесть» (р>0,05) - данное отличие показывает, что дети экспериментальной группы более положительно оценивают себя в этой области, чем дети контрольной группы; «ум» (р>0,01) - оценка данного параметра у детей экспериментальной группы является более адекватной, чем у детей контрольной группы, в которой она завышена; «смелость» (р>0,05) - данный показатель также более адекватно оценивается в экспериментальной группе, а дети контрольной группы склонны к его завышению; «старательность» (р>0,01) - дети экспериментальной группы адекватнее оценивают себя по этому параметру, чем дети контрольной группы, которые склонны к ее занижению.
Проведенный сравнительный анализ подтвердил достоверность и статистическую значимость выявленных отличий между результатами диагностики качеств детей контрольной и экспериментальной группы, которые они считают наиболее важными у себя, и отношения к ним окружающих, как часть их Я-концепции, на контрольном этапе исследования (р>0,01), что указывает на то, что на контрольном этапе исследования самооценка детей экспериментальной группы является более адекватной и социально желательной, чем у детей контрольной группы, а следовательно, и формирование основ позитивной Я-концепции у них проходит более эффективно, чем в контрольной группе, что также является подтверждением гипотезы исследования.
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе выявлено 80% детей, соблюдающих норму в ситуации морального выбора, что на 60% детей больше, чем в контрольной группе; также в экспериментальной группе выявлено 20% детей с неустойчивым поведением в ситуации морального выбора, что на 36% меньше, чем в контрольной группе; помимо этого в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования не выявлены дети, нарушающие норму в ситуации морального выбора, а в контрольной группе таких детей - 24%.
В отношении самооценки получены следующие результаты: в экспериментальной группе 76% детей с адекватной самооценкой, что на 44% больше, чем в контрольной группе; детей с недифференцированной самооценкой в экспериментальной группе 20% на контрольном этапе исследования, что на 16% меньше, чем в контрольной группе; в экспериментальной группе диагностировано 4% детей с искаженной самооценкой, что на 28% меньше, чем в контрольной группе. Данные результаты полностью подтверждают гипотезу исследования и указывают на то, что в экспериментальной группе формирование основ позитивной Я- концепции организовано эффективно.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза получила свое полное подтверждение. Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы, как воспитателями подготовительных к школе групп, педагогами-психологами и специалистами центров детского развития при планировании педагогической работы по формированию основ позитивной Я-концепции.



1. Безменова, Е. И. Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта /Е.И.Безменова.// Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 51-53
2. Белобрыкина, О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте./О.А.Белобрыкина. - СПб: Речь, 2006. - 320 с.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р.Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4. Божович, Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2011. - 620 с.
6. Бутенко, Н. В. Проблема формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста/ Н.В.Бутенко// Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 3638.
7. Вершинина, Л.В. Исследование психологической готовности воспитателей ДОУ к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми / Л.В. Вершинина// Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 10 (112). - С. 94-97;
8. Виноградова, В.Е. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей/ В.Е. Виноградова. // Воспитатель дошк. образовательного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 55-61.;
9. Волкова Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности /Т.Г.Волкова // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 1-4.
10. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. — М.: Союз, 2006. — 224 с.
11. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: дис. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Герасимова. - СПб., 2002. - 339 с.
12. Гуревич, П.С. Психология личности: уч. пос. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 559 с.
13. Долгова, В.И. Феномен «Я-концепция» подростка./ В.И.Долгова, А.А.Кошелева .// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - №7. - 2016. - с. 139-143.
14. Драндров, Г.Л., Богослова Е.Г. Формирование позитивной Я-
концепции подростков средствами художественной
литературы/Г.Л.Драндров, ЕГ.Богослова.// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-8. - С. 1761-1767.
15. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми:./И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
16. Душкина, М.Р. Взаимосвязь структуры Я-концепции ребенка и
специфики внутрисемейных отношений. / М.Р.Душкина.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-struktury-ya-
kontseptsii-rebenka-i-spetsifiki-vnutrisemeinykh-otnoshenii#ixzz5HM54bMEn.
17. Зайцев, С.В. Личностно ориентированный подготовительный к школе класс: программа работы с детьми и их семьями / С.В. Зайцев. - М. : Сентябрь, 2013. - 159 с.;
18. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А.
Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Издательский
центр «Академия», 2012. — 208 с.;
19. Караваева, Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) / Д.О. Караваева // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; Ф.В. Дериш (отв. ред). - Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2015. -
С. 56-58.
20. Ковтун Т. Ю. Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения/Т.Ю. Ковтун // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 686-687
21. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание./И.С.Кон - М.: Политиздат, 1984. - 336 с.
22. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной Я-концепции
дошкольников/Н.Г.Косолапова.// Известия РГПУ им. А.И. Герцена.- 2008. - №75. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-pozitivnoy-ya-kontseptsii- doshkolnikov .
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 2015. - 175 с.;
24. Лисина, М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников./М.И.Лисина, А.И.Сильвестру. — Кишинёв, 1983. — 111 с.
25. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. — Воронеж: НПО «Модек», 1997. — 125 с.
26. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении./М.И.Лисина. - СПб: Питер, 2009. - 320 с.
27. Малютина, Е. В. Обзор программ позволяющих сформировать Образ Я ребенка дошкольного возраста в социуме/ Е.В.Малютина. // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 167-170.
28. Мид Дж. Интернализированные другие и самость/ Дж.Мид// Американская социологическая мысль - М., 1996. - С. 222-224.
29. Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста : [сборник] / [под ред. А.А. Аксенова]. - Коломна: [б. и.], 2010. - 189 с.
30. Палачева, Т. И., Жиляев, А. Г. Формирование «Я - концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах/Т.И.Плачева, А.Г.Жиляев // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 208-215.
31. Петрова, Е. В. Культура профессионального общения педагога /Е.В.Петрова, Н.О.Стегачева, Л.С.Зверева, Е.В.Завольска, Н.В.Курдюмова. // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 68-70.
32. Попова, Т. А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка: дис. ... канд. психол. наук./Т.А.Попова. - М., 2009. - 219 с.
33. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для
студентов, обуч. по спец. 1-86 01 01-02 «Социальная работа» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. О. В. Конькова. - Минск : БГУ, 2012. - 56 с.
34. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/К.Роджерс — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
35. Романова, И.О. Особенности формирования образа Я у детей
дошкольного возраста/И.О.Романова. // Успехи современного
естествознания. - 2013. - № 10. - С. 162-164.
36. Слабко, Л. С. Проблема реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы /Л.С.Слабко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 40-42.
37. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности./Е.Т.Соколова. - М., Изд-во Московский университет, 1989. - 362 с.
38. Сулейманов, М. С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность» / М. С. Сулейманов // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 314-318.;
39. Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду/А.А.Токарева.// Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 71-72.
40. Токарев, А. А. Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста/А.А.Токарев// Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 16-33.
41. Толерантность и дошкольное образование: проблемы
взаимодействия ДОУ, семьи, общества. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции 25-26 февраля 2016 года, Санкт-Петербург. Под редакцией И.А. Писаренко. - СПб.: Издательство «Политехника-сервис» -2016.- 156 с.
42. Управление качеством вариативной системы дошкольного
образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы
выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. -- Ростов-на-Дону, 2011 - 144 с.;
43. Фадина, Г.В., Андреева, И.Г., Лобанова, Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие./ Г.В. Фадина, И.Г. Андреева, Е.А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2010. — 64 с.;
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - Москва: Проспект, 2013. - 160с.
46. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого - педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуация его развития / Д.И. Фельдштейн. - М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК, 2010. - 16 с.
47. Фесюкова, Л.Б. Учусь управлять собой. Комплексные занятия и игры для детей 4-5 лет. /Л.Б.Фесюкова.- Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010 - 208 с.
48. Хакунова, Ф. П., Аутлева А. Н. Педагогические условия формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО/ Ф.П.Хакунова, А.Н.Аутлева.// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 306-310.
49. Человек в условиях социальных изменений. Том 1: сб. науч. ст. очной молодежной Международной научно-практической конференции «Образование и человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 19 апреля 2017). - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2017. - 344 с.
50. Эрдынеева, К.Г. Развитие позитивной я-концепции студента/К.Г.Эрдынеева, А.Ю.Кон // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 98-101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ