Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Работа №42577

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФГОС 8
1.1. Роль и место проектно-исследовательской деятельности в современном
образовательном процессе в основной школе 8
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как инструмент достижения
целей и задач ФГОС ООО 17
Выводы по главе 1 25
2 ГЛАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ 27
2.1. Констатирующий этап эксперимента: стартовая диагностика
сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов у учащихся 27
2.2. Формирующий этап эксперимента: организация проектно-исследовательской деятельности учащихся 35
2.3. Контрольный этап эксперимента: анализ результатов экспериментальной работы 50
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. С 2015 года официально во всех школах Российской Федерации вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО), согласно которому современная парадигма образования ориентируется на «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся...» [41, с. 3]. Этот факт обуславливает необходимость корректировки целевых установок в образовании и пересмотра используемых методов: акцент с традиционного обучения, который предполагает сообщение знаний в готовом виде, переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия и т.д.
Это свидетельствует о том, что традиционное обучение, ориентированное на формирование большого количества знаний и умений, меняется в сторону обучения, реализуемого согласно требованиям ФГОС второго поколения и учитывает важность формирования не объема знаний, а умения обучающегося самостоятельно находить источник знаний, информацию и обрабатывать ее согласно своим целям, задачам, потребностям, и как следствие проектно-исследовательская деятельность учащихся становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса.
Следовательно, проблема внедрения данной деятельности в образовательную среду школы становится все более актуальной в практике современного школьного образования в первую очередь потому, что она является действенным инструментом реализации ФГОС второго поколения.
Оценивая степень разработанности темы, надо признать, что, с одной стороны, существует достаточное количество научных трудов, посвященных особенностям внедрения проектно-исследовательской деятельности в современный образовательный процесс. Таковыми можно назвать труды С.В. Абрамовой [29], О.А. Ивашедкиной [31], Н.В. Матяш [39], С.Г. Щербакова [26], Е.С. Полат [45] и других. А с другой стороны, следует признать, что накопленный практический опыт применения этих технологий не достаточно описан в научной литературе. Так, изучив имеющуюся научную литературу, мы пришли к выводу, что достаточно полно представлена история внедрения метода проектов за рубежом и в отечественной педагогике, методика поэтапной организации проектной деятельности, типы проектных работ в школьном образовании; даны базовые методические рекомендации педагогам, курирующим исследовательскую деятельность учащихся; сделаны удачные попытки разработать подходы и методы, стратегии, приемы и средства в исследовательской лингводидактике. Ученые почти всегда отмечают, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует реализации требований и принципов обучения ФГОС ООО, однако в практико-ориентированном аспекте детально данная проблема не разработана и, по нашим наблюдениям, проектно-исследовательская деятельность учащихся как инструмент реализации ФГОС ООО в достаточной мере не изучалась.
Объект выпускной квалификационной работы - изучить проектно-исследовательскую деятельность как один из способов реализации новых требований ФГОС ООО.
Предмет - выявить пути и способы организации и реализации проектно-исследовательской деятельности в среднем звене общеобразовательной школы.
Цель исследования - изучить метод проектно-исследовательской деятельности и способы её реализации в рамках требований ФГОС ООО.
Достижению цели способствует решение следующих задач.
1) изучить и проанализировать нормативные документы и научную литературу, связанную с темой выпускной квалификационной работы;
2) определить роль и место проектно-исследовательской
деятельности в образовательном процессе в основной школе;
3) выявить особенности инструментального сопровождения
внедрения ФГОС ООО;
4) осуществить опытную работу по проверке эффективности
организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в целях реализации требований ФГОС ООО.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы, метод теоретического анализа, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ учебников по русскому языку, эмпирический метод. Метод теоретического анализа был использован при изучении роли и места проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе в основной школе. При изучении проектной и исследовательской деятельности как инструмента достижения целей и задач ФГОС ООО помимо теоретического анализа были использованы методы изучения и обобщения передового педагогического опыта. При осуществлении опытно=экспериментальной работы был применен эмпирический метод.
База исследования - 7 А, 7 Б классы МБОУ «Средняя школа №4» г. Агрыз.
Гипотеза исследования - проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует повышению эффективности освоения ими предмета «Русский язык», закладывает основы самообучения, саморефлексии, самоанализа, готовит к следующим ступеням образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обоснованы и экспериментально подтверждены способы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, обеспечивающие реализацию требований ФГОС ООО.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предложены конкретные практические и методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся 7 классов по предмету «Русский язык», которые целесообразно использовать в практике преподавания русского языка в школе при разработке методических пособий для учителей и рекомендаций для учащихся основной школы, а также применять полученные результаты при изучении вузовского предмета «Методика обучения русскому языку».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении раскрываются актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, описывается используемый теоретический материал, обосновывается научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава «Потенциал проектно-исследовательской деятельности в реализации целей и задач ФГОС» посвящена изучению ключевых терминов работы «проект», «проектная деятельность», «исследовательская деятельность», «проектно-исследовательская деятельность»; избраны в качестве рабочих точки зрения исследователей, оказавших влияние на понимание обозначенных терминов в настоящей работе; определяются роль и место проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе в основной школе.
Во второй главе «Практическая реализация методики организации проектно-исследовательской деятельности в основной школе как инструмент достижения целей и задач ФГОС» показан ход экспериментальной работы, посвященной проверке выдвигаемой гипотезы, в ходе которой доказана эффективность проектной, исследовательской и проектно-исследовательской деятельности учащихся в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов обучения опытным путем.
В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, словари, справочники, художественная литература. В целом библиография насчитывает 60 источников.
В приложении приведён диагностический материал и индивидуальная проектная работа учащегося.
Апробация результатов исследования.
Основные положения выпускной квалификационной работы были изложены в сборнике «Вестник современных исследований» («Организация проектной деятельности учащихся как инструмент реализации ФГОС ООО в основной школе» - Омск: Орка, 2018. - С. 87-92). (РИНЦ)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы достигли, на наш взгляд, поставленной цели и пришли к следующим значимым выводам.
1. Учебно-воспитательный процесс всегда находился в тесной взаимосвязи с эпохой. В настоящее время основная образовательная цель обучения заключается в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал учащихся, воспитать у них интерес к учебе и знаниям, подготовить их к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Также успешность человека в современном мире определяется его умением обозначить ближнюю и дальнюю перспективы, найти возможность для поиска и привлечения необходимых ресурсов, наметить план действий учащихся и практически реализовав его в жизни, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС и подразумевающий построение уроков, системы уроков в логике проекта, способствует достижению данных задач, включенных в состав предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, обозначенных в ФГОС ООО.
2. В настоящее время обучение русскому языку, как и обучение другим обязательным предметам в общеобразовательной школе ведется на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода. Осуществление проектной, исследовательской и проектно-исследовательской деятельности при таком подходе является обязательным. Если еще несколько лет назад учителям сложно было ориентироваться в новых терминах, методах, сегодня особенности проектной, исследовательской и проектно-исследовательской деятельности изучены весьма детально, существует огромное количество учебно-методических и дидактических пособий, разработок, которые способствуют осуществлению данной деятельности. В настоящей работе мы исходили из того, что проектная деятельность представляет собой последовательную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией результатов. Исследовательская деятельность понимается нами как творческое самопознание окружающего мира, в процессе которого осуществляется приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Наконец, наиболее сложным уровнем является умение осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, в ходе выполнения которой учащиеся демонстрируют сформированность навыков выполнения как проектной работы, так и исследовательской и которая включает в себя как этап выполнения исследовательской работы, так и проектной.
3. Нами были проанализированы учебники по русскому языку с точки зрения представления в них проектно-исследовательских работ. Результаты наблюдения свидетельствуют: авторы учебников уделяют достаточное внимание разработке проектных и исследовательских заданий. Однако чаще всего они носят информативный характер, который под руководством учителя можно будет довести до уровня исследовательского проекта, предлагаются в несколько меньшем количестве творческие проекты, не остаются в стороне и практико-ориентированные проекты.
4. Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена описанию экспериментальной работы, целью которой является подтверждение гипотезы о том, что актуализация проектно-исследовательской деятельности при работе с учащимися 7-х классов будет способствовать достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
5. Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Стартовая диагностика показала, что предметные, метапредметные и личностные результаты у более, чем у половины учащихся находятся на среднем уровне. На формирующем этапе представлен ход выполнения и анализ проектных, исследовательских и проектно-исследовательских работ участников эксперимента. Контрольный этап показал, что проектная, исследовательская и проектно-исследовательская деятельность являются действенными инструментами достижения цели ФГОС.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что актуализация проектной, исследовательской и проектно-исследовательской деятельности способствует повышению предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.
Таким образом, в процессе работы нами были реализованы поставленные задачи и была достигнута цель исследования. Однако разработка данной темы является перспективной и имеет весьма широкие возможности для дальнейшего исследования.



1. Адельбаева Н.А. Инновационные технологии в обучении: учебно-методическое пособие. - Уральск, 2005. - 63 с.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: 7 класс. - М.: Просвещение, 2017. - 223 с.
3. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.1. - М.: ООО «Русское слово», 2014. - 249 с.
4. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о целеполагании в педагогике // Теория и практика образования в современном мире: Материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.:СатисЪ, 2014. - С. 24-29.
5. Влодавская Е.А. Диктанты по русскому языку: 7 класс. К учебнику М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. - М.: Изд- во «Экзамен», 2014. - 206 с.
6. Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 46-49.
7. Горыч О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 68 с.
8. Гребенюк О.С. Теория обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. - 319 с.
9. Гузева Н.Ю. Ценностно-ориентированное обучение русскому языку: методология и практика. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 98 с.
10. Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика. - Хабаровск, 2003. - 118 с
11. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
12. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и
практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2015. - 248 с.
13. Малыхина Е.В. Русский язык. 7 класс. - М.: Г енеза, 2007. - 224 с.
14. Новиков А.Н. Методические основы использования программных средств в проектной деятельности // // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. - 2017. - №1. - С. 115-123.
15. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию. - М.: Пять за знание, 2011. - 216 с
16. Панов М.В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе. - М.: «Фонд «Развитие фундаментальных лингвистических исследований», 2014. - 272 с.
17. Подругина И.А. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одаренности: монография. - М.: МПГУ, 2017. - 299 с.
18. Птицына И.В., Птицын Е.В. О некоторых проблемах исследовательской деятельности школьников при выполнении межпредметных исследований // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. - 2018. - №4. - С. 39-48
19. Саяпин В.Н., Саяпина Н.Н. Педагогические технологии: учеб. пособие. - Саратов: Наука, 2009. - 49 с.
20. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е.Н. Ашаниной, О.В. Васиной, С.П. Ежовой. - М.: Юрайт, 2018. - 165 с.
21. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.
22. Текучева И.В. Русский язык: 7 класс. Контрольные и диагностические работы. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 159 с.
23. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 253 с.
24. Шмелев А.Д. Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 288 с.
25. Шмелев А.Д. Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 400 с.
26. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном процессе. - Волгоград: Корифей, 2007. - 96 с.
27. Эпштейн М. Есть ли будущее у причастий будущего времени? // Русский язык. - М.: изд-во «Первое сентября», 2014. - №3. - С. 8-13.
28. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие. - М.: Владос, 2015. - 106 с.
Научная литература
29. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы на внеклассных занятиях по русскому языку в старших класса: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 21с.
30. Аджижджималь Г.Д. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся как научно-педагогическая основа развития интеллектуальных способностей (на материалах школ нового типа Республики Таджикистан): дис. ... канд. пед. наук. - Душанбе, 2015. - 155 с.
31. Ивашедкина О.А. Технология организации проектной деятельности // Современные педагогические технологии. Основная школа. - С-Пб.: КАРО, 2015. - 176 с.
32. Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации: монография / Т.М. Балыхина, М.С. Нетесина, С.А. Юрманова, А.А. Аббасова, А.Д. Федоренков. - М.: РУДН, 2016. - 598 с.
33. Казанцева Г.Н. Изучение общей самооценки // Практические материалы для педагогов-психологов. - Ковров, 2011. - С. 55-56.
34. Казарина Л.А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2016. - 193 с.
35. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
36. Кудрявцев В.Т. Как рождается субъект деятельности // Начальная школа: плюс-минус, 2001. - № 1. - С. 13-22.
37. Ларионова Л.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2017. - 117 с.
38. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.
39. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии.
Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш.
образования. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 160 с.
40. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.
41. Основное общее образование. ФГОС. Сб. нормативно-правовых материалов. ФГОС / отв. ред. М.В. Киселева. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 152 с.
42. Петрова Н.Е. Нестандартные формы причастий как проявление динамизма языковой системы // Русский язык в школе. - М.: Просвещение, 2008. - №4. - С.77-82.
43. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
44. Плаксина Н.Ю. Организация исследовательской работы школьников (на примере русского языка): методические рекомендации. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. - 35 с.
45. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и сист. повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
46. Радаев В.В. Как организовать исследовательский проект. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 120 с.
47. Сафонова О.В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества А.С. Пушкина в 9 классе): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 207 с.
48. Сиденко А.С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №2. - С. 68-77.
49. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». - 2004. - № 12. - 110 с.
50. Туманова О.А. Методика организации сотрудничества, учащихся на уроках информатики на основе интернет-сервисов: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2016. - 195 с.
Словари и справочная литература
51. Николаев П.А. Публицистика // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под. ред. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. - 1142 с.
52. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
53. Хусаинов Н.Н. Словарь тюркских основ русского языка. - Уфа: Полиграфдизайн, 2012. - 636 с.
Интернет-ресурсы
54. Артемов М.Ю. Историко-критический анализ метода проектов в
системе языкового образования. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/istoriko-kriticheskiy-analiz-metoda-proektov-v- sisteme-yazykovogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.07.2018).
55. Гришковец Е. Почему я не уезжаю. - URL: http: //www. aif. by/social/pochemu_ya_ne_uezzhayu_evgeniy_grishkovec_- _ob_unizheniyah_strahe_i_lyubvi (дата обращения: 18.09.2018).
56. Диагностика личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. - URL:.http://school I.edusite.ru/DswMedia/glavnvivdiagnostikalichnostnvixlicev.pd f (дата обращения 08.09.2018)
57. Митин Д.Н. Интеллектуальная миграция: сущность, последствия и пути решения. - URL:file:///D:/Downloads/8853-8317-1-PB.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
58. Новикова А.К., Куриленко В.Б. Функциональность
исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. - URL:
http://human.snauka.ru/2015/10/12853 (дата обращения: 19.07.2018)
59. Полякова Т.Н. Личностные результаты школьников: проблемы оценки и диагностики. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnostnye- rezultaty-shkolnikov-problema-otsenki-i-diagnostiki (дата обращения
08.09.2018) .
60. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http: //ds15ladushki. edu22. info/data/documents/PROF STANDART - PEDAGOGA_1.pdf (дата обращения: 18.07.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ