Акцентуации характера подростков с психологическими проблемами (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: обучающиеся 7-8 классов средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) № 4 города Алейска Алтайского края.
Выборка исследования: 40 подростков – учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет. 23 подростка состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, 17 подростков – на личном учете в образовательном учреждении.
В приложениях результаты исследований.
Также есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ 6
1.1 Понятие об акцентуации характера личности 6
1.2 Типы акцентуаций характера подростков 11
1.3 Психологические проблемы подросткового возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ 27
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 27
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 29
2.3 Рекомендации по формированию у подростков с разными типами акцентуаций характера навыков преодоления психологических проблем 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
База исследования: обучающиеся 7-8 классов средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) № 4 города Алейска Алтайского края.
Выборка исследования: 40 подростков – учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет. 23 подростка состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, 17 подростков – на личном учете в образовательном учреждении.
В приложениях результаты исследований.
Также есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ 6
1.1 Понятие об акцентуации характера личности 6
1.2 Типы акцентуаций характера подростков 11
1.3 Психологические проблемы подросткового возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ 27
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 27
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 29
2.3 Рекомендации по формированию у подростков с разными типами акцентуаций характера навыков преодоления психологических проблем 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Жизненные кризисы, резкие перемены жизненного пути личности и нестабильные ситуации изменяют не только привычную социальную среду человека, снижают его личностный потенциал, но и нарушают пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив деятельности личности в целом. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Важнейшую роль играет диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологические состояния.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе глубоко исследованы теоретические вопросы типологии черт характера. А. Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» [38] дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, который ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А. Е. Личко разрабатывал свою теорию проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию. Типы акцентуаций детей подросткового возраста выделены в работах В. В. Константинова, Л. Ю. Копыловой, А. А. Остапенко и др. Возрастные и личностные особенности детей подросткового возраста раскрыты в исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, О. Д. Фадеевой и др. Психологические проблемы детей подросткового возраста проанализированы в исследованиях С. И. Кудинова, Л. Ю. Овчаренко, С. М. Хаммад и др.
Несмотря на исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось однозначного описания акцентуаций характера.
В контексте данного исследования будут проанализированы акцентуации характера подростков с психологическими проблемами.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Предмет исследования: акцентуации характера подростков, имеющих психологические проблемы
Цель исследования заключается в изучении акцентуаций характера подростков, имеющих психологические проблемы
Гипотеза исследования: можно предположить, что: подросткам с гипертимным, неустойчивым, конформным, смешанными типами акцентуации характерны больший круг психологических проблем, чем с другими типами акцентуаций.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «акцентуации характера».
2. Охарактеризовать типы акцентуации характера детей подросткового возраста.
3. Проанализировать психологические проблемы подросткового возраста.
4. Выявить в эмпирическом исследовании основные типы акцентуаций характера личности подростков, имеющих психологические проблемы.
5. Разработать программу по оказанию помощи подросткам в преодолении психологических проблем.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование и анкетирование, количественный и качественный анализ данных; математические – методы математической статистической обработки полученных данных в процессе исследования.
Методики исследования:
1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)» А. Е. Личко.
2. Стандартизованная анкетная методика «Психологические проблемы подростков» Л. А. Ретуш.
База исследования: обучающиеся 6-8 классов средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) № 4 города Алейска Алтайского края.
Выборка исследования: 40 подростков – учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет. 23 подростка состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, 17 подростков – на личном учете в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в работе школьного психолога в оказании помощи подросткам в преодолении психологических проблем.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – сентябрь 2018 г. – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – октябрь-ноябрь 2018 г. – выявлялись критерии, показатели и типы акцентуаций характера подростков. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – декабрь 20198 г. – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 59 страницах. В работе использован 61 литературный и научный источник. В работе имеется 26 таблиц, 2 приложения.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе глубоко исследованы теоретические вопросы типологии черт характера. А. Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» [38] дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, который ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А. Е. Личко разрабатывал свою теорию проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию. Типы акцентуаций детей подросткового возраста выделены в работах В. В. Константинова, Л. Ю. Копыловой, А. А. Остапенко и др. Возрастные и личностные особенности детей подросткового возраста раскрыты в исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, О. Д. Фадеевой и др. Психологические проблемы детей подросткового возраста проанализированы в исследованиях С. И. Кудинова, Л. Ю. Овчаренко, С. М. Хаммад и др.
Несмотря на исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось однозначного описания акцентуаций характера.
В контексте данного исследования будут проанализированы акцентуации характера подростков с психологическими проблемами.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Предмет исследования: акцентуации характера подростков, имеющих психологические проблемы
Цель исследования заключается в изучении акцентуаций характера подростков, имеющих психологические проблемы
Гипотеза исследования: можно предположить, что: подросткам с гипертимным, неустойчивым, конформным, смешанными типами акцентуации характерны больший круг психологических проблем, чем с другими типами акцентуаций.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «акцентуации характера».
2. Охарактеризовать типы акцентуации характера детей подросткового возраста.
3. Проанализировать психологические проблемы подросткового возраста.
4. Выявить в эмпирическом исследовании основные типы акцентуаций характера личности подростков, имеющих психологические проблемы.
5. Разработать программу по оказанию помощи подросткам в преодолении психологических проблем.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование и анкетирование, количественный и качественный анализ данных; математические – методы математической статистической обработки полученных данных в процессе исследования.
Методики исследования:
1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)» А. Е. Личко.
2. Стандартизованная анкетная методика «Психологические проблемы подростков» Л. А. Ретуш.
База исследования: обучающиеся 6-8 классов средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) № 4 города Алейска Алтайского края.
Выборка исследования: 40 подростков – учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет. 23 подростка состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, 17 подростков – на личном учете в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в работе школьного психолога в оказании помощи подросткам в преодолении психологических проблем.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – сентябрь 2018 г. – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – октябрь-ноябрь 2018 г. – выявлялись критерии, показатели и типы акцентуаций характера подростков. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – декабрь 20198 г. – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 59 страницах. В работе использован 61 литературный и научный источник. В работе имеется 26 таблиц, 2 приложения.
Подростковый возраст является периодом становления характера человека. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, т.к. черты характера еще не скомпенсированы жизненным опытом. Фаза подросткового периода приходится на разный возраст, и в одном классе оказываются подростки с разными функциональными возможностями, адаптационными возможностями. Каждый подросток с разной успешностью приспосабливаются к изменениям, происходящим вокруг него и с ним самим.
Акцентуация характера – чрезмерная усиленность некой черты личности, которая определяет специфику реагирования человеком на события своей жизни. Акцентуация находится на грани нормы и патологии – если происходит чрезмерное давление или воздействие на акцентированную черту, она может приобретать «раздутые» формы. Однако в психологии акцентуации не относят к патологиям личности, отличие в том, что, несмотря на сложности построения взаимоотношений с окружающими, они способны к самоконтролю.
Основные психологические проблемы подростков связаны с противоречиями в их личных потребностях: возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Подросток ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет. Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.
С целью определения особенностей акцентуаций характера подростков, имеющих психологические проблемы, было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования был сформулирован вывод о том, что подросткам с гипертимным типом акцентуации свойственны проблемы во взаимоотношениях с родителями, проблемы с учебной деятельностью; проблемы в с принятии Собственного Я, проблемы общественного характера;
- подросткам с гипертимным типом акцентуации характерны проблемы общественного характера, проблемы с принятием Собственного Я; проблемы общественного характера;
- подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера характерны проблемы со здоровьем;
- подросткам с конформным типом акцентуации свойственны проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстниками;
- подросткам со смешанным типом акцентуации характерны проблемы с организации досуга; проблемы общественного характера.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Акцентуация характера – чрезмерная усиленность некой черты личности, которая определяет специфику реагирования человеком на события своей жизни. Акцентуация находится на грани нормы и патологии – если происходит чрезмерное давление или воздействие на акцентированную черту, она может приобретать «раздутые» формы. Однако в психологии акцентуации не относят к патологиям личности, отличие в том, что, несмотря на сложности построения взаимоотношений с окружающими, они способны к самоконтролю.
Основные психологические проблемы подростков связаны с противоречиями в их личных потребностях: возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Подросток ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет. Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.
С целью определения особенностей акцентуаций характера подростков, имеющих психологические проблемы, было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования был сформулирован вывод о том, что подросткам с гипертимным типом акцентуации свойственны проблемы во взаимоотношениях с родителями, проблемы с учебной деятельностью; проблемы в с принятии Собственного Я, проблемы общественного характера;
- подросткам с гипертимным типом акцентуации характерны проблемы общественного характера, проблемы с принятием Собственного Я; проблемы общественного характера;
- подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера характерны проблемы со здоровьем;
- подросткам с конформным типом акцентуации свойственны проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстниками;
- подросткам со смешанным типом акцентуации характерны проблемы с организации досуга; проблемы общественного характера.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских взаимоотношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Реализация антинаркотической политики в Алтайском крае:
особенности межведомственного взаимодействия
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Антивитальное поведение молодежи в ситуации пандемии Covid-19: готовность к риску в контексте нарушений регуляции эмоций
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Особенности психологического времени подростков с девиантным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019



