Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Акцентуации характера подростков с психологическими проблемами (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №42554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: обучающиеся 7-8 классов средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) № 4 города Алейска Алтайского края.
Выборка исследования: 40 подростков – учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет. 23 подростка состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, 17 подростков – на личном учете в образовательном учреждении.
В приложениях результаты исследований.
Также есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ 6
1.1 Понятие об акцентуации характера личности 6
1.2 Типы акцентуаций характера подростков 11
1.3 Психологические проблемы подросткового возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ 27
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 27
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 29
2.3 Рекомендации по формированию у подростков с разными типами акцентуаций характера навыков преодоления психологических проблем 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Жизненные кризисы, резкие перемены жизненного пути личности и нестабильные ситуации изменяют не только привычную социальную среду человека, снижают его личностный потенциал, но и нарушают пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив деятельности личности в целом. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Важнейшую роль играет диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологические состояния.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе глубоко исследованы теоретические вопросы типологии черт характера. А. Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» [38] дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, который ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А. Е. Личко разрабатывал свою теорию проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию. Типы акцентуаций детей подросткового возраста выделены в работах В. В. Константинова, Л. Ю. Копыловой, А. А. Остапенко и др. Возрастные и личностные особенности детей подросткового возраста раскрыты в исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, О. Д. Фадеевой и др. Психологические проблемы детей подросткового возраста проанализированы в исследованиях С. И. Кудинова, Л. Ю. Овчаренко, С. М. Хаммад и др.
Несмотря на исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось однозначного описания акцентуаций характера.
В контексте данного исследования будут проанализированы акцентуации характера подростков с психологическими проблемами.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Предмет исследования: акцентуации характера подростков, имеющих психологические проблемы
Цель исследования заключается в изучении акцентуаций характера подростков, имеющих психологические проблемы
Гипотеза исследования: можно предположить, что: подросткам с гипертимным, неустойчивым, конформным, смешанными типами акцентуации характерны больший круг психологических проблем, чем с другими типами акцентуаций.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «акцентуации характера».
2. Охарактеризовать типы акцентуации характера детей подросткового возраста.
3. Проанализировать психологические проблемы подросткового возраста.
4. Выявить в эмпирическом исследовании основные типы акцентуаций характера личности подростков, имеющих психологические проблемы.
5. Разработать программу по оказанию помощи подросткам в преодолении психологических проблем.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование и анкетирование, количественный и качественный анализ данных; математические – методы математической статистической обработки полученных данных в процессе исследования.
Методики исследования:
1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)» А. Е. Личко.
2. Стандартизованная анкетная методика «Психологические проблемы подростков» Л. А. Ретуш.
База исследования: обучающиеся 6-8 классов средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) № 4 города Алейска Алтайского края.
Выборка исследования: 40 подростков – учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет. 23 подростка состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, 17 подростков – на личном учете в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в работе школьного психолога в оказании помощи подросткам в преодолении психологических проблем.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – сентябрь 2018 г. – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – октябрь-ноябрь 2018 г. – выявлялись критерии, показатели и типы акцентуаций характера подростков. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – декабрь 20198 г. – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 59 страницах. В работе использован 61 литературный и научный источник. В работе имеется 26 таблиц, 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый возраст является периодом становления характера человека. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, т.к. черты характера еще не скомпенсированы жизненным опытом. Фаза подросткового периода приходится на разный возраст, и в одном классе оказываются подростки с разными функциональными возможностями, адаптационными возможностями. Каждый подросток с разной успешностью приспосабливаются к изменениям, происходящим вокруг него и с ним самим.
Акцентуация характера – чрезмерная усиленность некой черты личности, которая определяет специфику реагирования человеком на события своей жизни. Акцентуация находится на грани нормы и патологии – если происходит чрезмерное давление или воздействие на акцентированную черту, она может приобретать «раздутые» формы. Однако в психологии акцентуации не относят к патологиям личности, отличие в том, что, несмотря на сложности построения взаимоотношений с окружающими, они способны к самоконтролю.
Основные психологические проблемы подростков связаны с противоречиями в их личных потребностях: возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Подросток ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет. Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.
С целью определения особенностей акцентуаций характера подростков, имеющих психологические проблемы, было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования был сформулирован вывод о том, что подросткам с гипертимным типом акцентуации свойственны проблемы во взаимоотношениях с родителями, проблемы с учебной деятельностью; проблемы в с принятии Собственного Я, проблемы общественного характера;
- подросткам с гипертимным типом акцентуации характерны проблемы общественного характера, проблемы с принятием Собственного Я; проблемы общественного характера;
- подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера характерны проблемы со здоровьем;
- подросткам с конформным типом акцентуации свойственны проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстниками;
- подросткам со смешанным типом акцентуации характерны проблемы с организации досуга; проблемы общественного характера.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. – Москва : Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Авакумова, Л. О. Основы клинической психологии [Текст] / Л. О. Авакумова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 351 с.
3. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / Т. П. Авдулова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
4. Аверин, В. А. Психология детей и подростков : Учеб. пособие [Текст] / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
5. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс [Текст] / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2015. – 164 с.
6. Амбрумова, А. Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков [Текст] / А. Г. Амбрумова, Е. Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С. 29-36.
7. Барсукова, М. И. Эмоциональные нарушения в период возрастных кризисов [Текст] / М. И. Барсукова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 74-77.
8. Борисова, У. С. К проблеме развития мотивации к достижению успеха у подростков [Текст] / У. С. Борисова // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. Сб. научно-методических материалов Образовательного форума в СВФУ «Education, forward!». Якутск, 24 июня по 30 июня 2013 г.) – Якутск : изд. дом СВФУ, 2013. – С. 52-57.
9. Василенко, Е. А. Особенности социально-психологической адаптации старшеклассников в условиях психологического неблагополучия : на примере Челябинской области [Текст] : дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Василенко Елена Анатольевна. – Санкт-Петербург, 2009. – 230 с.
10. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 458 с.
11. Вяткин, И. М. Подростковый кризис [Текст] / И. М. Вяткин // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 52-55.
12. Гордон, Л. А. Социальная адаптация в современных условиях [Текст] / Л. А. Гордон // Социологические исследования. – 2014. – № 8, 9 – С. 3–15.
13. Грановская, М. В. Психология [Текст] / М. В. Грановская. – Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.
14. Григорьева, М. В. Понятийный аппарат психологии личности подростка [Текст] / М. В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 43. – С. 259-263.
15. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология : учебное пособие [Текст] / О. Б. Дарвиш. – 3-е изд.,перераб. и доп. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 185 с.
16. Долгова, В. Адаптационный потенциал и эмоциональная устойчивость подростков [Текст] / В. Долгова, Ю. Рокицкая. – Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2010. – 208 с.
17. Дубовик, Е. А. Социально-психологическая адаптация современных подростков [Текст] / Е. А. Дубовик, И. В. Бакунова // Современная наука : теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа : ООО «Аэтерна», 2015. – С. 175-177.
18. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
19. Зарубина, О. В. Особенности формирования самосознания у подростков [Текст] / О. В. Зарубина // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
20. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
21. Игошин, Ю. Т. Эмоциональные проявления подростков с девиантным поведением [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
22. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
23. Константинов, В. В. Адаптация личности : теория и диагностика : Учебно-методическое пособие [Текст] / В. В. Константинов. – Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2015. – 78 с.
24. Константинов, В. В. Специфика психологического сопровождения процесса развития личности подростка [Текст] / В. В. Константинов, Л. Ю. Копылова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – №1. – С. 18-22.
25. Костецкая, Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы [Текст] / Г. А. Костецкая // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 49-51.
26. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс [Текст] / Е. Е. Кравцова. – Москва : Проспект, 2016. – 320 c.
27. Красильников, И. А. Личность подростка и стратегии разрешения внутренних конфликтов [Текст] / И. А. Красильников, В. В. Константинов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (4), 2009. – С. 932 – 937.
28. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – Санкт-Петербург : Алетей, 20155. – 560 с.
29. Крюкова, Т. Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / Т. Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №4. – С. 58-68.
30. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения [Текст] // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 474 с.
31. Кудинов, С. И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта [Текст] / С. И. Кудинов, С. М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
32. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : ТЦ: «Сфера», 2014. – 464 с.
33. Кулумбегова, Л. А. К вопросу об адаптационном потенциале личности [Текст] / Л. А. Кулумбегова // Наука, образование, общество : тенденции и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 165–168.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
35. Леонтьев, Д. А. Личностное измерение человеческого развития : теоретический аспект [Текст] / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67–80.
36. Липский, И. А. Социальная педагогика : Учебник для бакалавров [Текст] / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская. – Москва : Дашков и К, 2014. – 280 c.
37. Лисин, А. В. Психодиагностика ранних признаков нарушения школьной адаптации учащихся младших и средних классов : дисс. … канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Лисин Анатолий Владимирович. – Нижневартовск, 2010. – 131 с.
38. Личко, А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / А. Личко. – Москва : Апрель Пресс-Москва, 1999. – 320 с.
39. Ломов, Б. Ф. Общая психология [Текст] / Б. Ф. Ломов. – Москва : Академия, 2011. – 459 с.
40. Люблинская, А. А. Возрастная психология [Текст] / А. А. Люблинская. – Санкт-Петербург : Питер. 2014. – 522 с.
41. Маклаков, А. Г. Общая психология : Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 583 с.
42. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии : учеб. пособие [Текст] / Н. Ю. Максимова. – Ростов-на-Дону .: Феникс, 2014. – 288 с.
43. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 412 с.
44. Мясищев, В. Н. Общая психология [Текст] / В. Н. Мясищев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 652 с.
45. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 547 с.
46. Овчаренко, Л. Ю. Акцентуации характера подростков [Текст] / Л. Ю. Овчаренко // Системная психология и социология. – Москва : МГПУ, 2009. – 58 с.
47. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление [Текст] / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
48. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика : Учебное пособие [Текст] / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. – Москва : КноРус, 2012. – 496 c.
49. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – М.: АСТ, 2016. – 487 с.
50. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : Учебник для студентов вузов [Текст] / А. М. Столяренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 543 c.
51. Худик, В. А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника [Текст] / В. А. Худик. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 365 с.
52. Шаграева, О. А. Детская психология : Теоретический и практический курс : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О. А. Шаграева. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 368 с.
53. Шакуров, Р. Х. Психология преодоления : контуры новой научной теории [Текст] / Р. Х. Шахуров. – Москва : АСТ, 2012. – 470 с.
54. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика : Учебное пособие [Текст] / Л. И. Чернышова. – Москва : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 c.
55. Фадеева, О. Д. Самосознание как личностное свойство подростка [Текст] / О. Д. Фадеева // Народное образование. – 2010. – №4. – С. 56-63.
56. Федоров, А. П. Когнитивная психотерапия [Текст] / А. П. Федоров. – Москва : АСТ, 2015. – 415 с.
57. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 31-41.
58. Фетискин, Н. П. Психология аддиктивного поведения : научно- методическое издание [Текст] / Н. П. Фетискин. – Кострома : КГУ, 2015. – 272 с.
59. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений [Текст] / Б. Д. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 569 с.
60. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – Москва : Инфра-М, 2011. – 412 с.
61. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов. – Москва : Академия, 2014. – 284 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ