Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая коррекция ценностных ориентаций подростков склонных к правонарушениям (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №42544

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
В эмпирическом исследовании приняли участие 70 подростков. Из которых 30 подростков. Склонных к правонарушениям (Э1), и 30 подростков, не склонных к правонарушениям (Э2). Возраст подростков составил от 13 лет 4 месяцев до 14 лет 8 месяцев.
Есть приложение.
В данной работе можно подставить нужную базу исследования и она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций в современной психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 13
1.3 Содержание и методы социально-педагогической коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Эксперимент работы по коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 28
2.1. Выявление ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 28
2.2. Разработка и реализация программы коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 33
2.3. Анализ эффективности программы 42
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Актуальность исследования. Сложные условия неустойчивости, неопределенности состояния общества, такие как экономические трудности, массовая миграция и маргинализация населения, нравственный кризис и социальная аномия, повлекли за собой разрушительные тенденции в менталитете общества, в котором распространяются и даже возвеличиваются ценности криминальной субкультуры. Неблагоприятные криминогенные факторы продолжают проявлять себя усилением социальной напряженности и опасности, увеличением количества правонарушений со стороны подростков.
Как правило, подростки, склонные к правонарушениям, характеризуются отсутствием внутренних нравственных критериев, отвержением моральных ценностей, дефицитом высших нравственных чувств, обусловливающие искаженное отношение к социальной действительности. Такой подросток представляет опасность для окружающих. В связи с этим имеется объективная потребность в поиске наиболее эффективных направлений, форм, способов и средств социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций у подростков, склонных к правонарушениям.
Степень изученности. Проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций достаточно широко изучена в психологии. Так, в научных трудах Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Э. Толмена и других раскрыта проблема формирования ценностных ориентаций в разные периоды жизни человека, учеными представлена классификация ценностных ориентаций. В работах А.Б. Орлова, Г.Н. Тигунцевой и др. раскрыты такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации» и т.д. В исследованиях Н.А. Лиман, А.И. Палей, А.И. Петровской и др. представлены результаты эмпирических исследований, проведенных учеными по изучению особенностей ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Ю.Т. Игошиным, Т.Ю. Салават и др. проанализировали причины нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям. Однако, в связи с масштабностью проблемы она не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Объектом исследования является система ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Предметом исследования является социально-педагогическая коррекция нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Целью исследования является изучение содержания социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям.
Задачи исследования:
1. Определить содержание и значение сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации».
2. Выделить особенности ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
3. Охарактеризовать методы социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям.
4. Выявить характерные особенности ценностных ориентаций подрсотков, склонных к правонарушениям.
5. Определить эффективность применения методов социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям в эмпирическом исследовании.
Гипотеза исследования: подросткам, склонным к правонарушениям, в отличии от подростков с нормативным поведением, характерно стремление к получению материальных благ, выгоды, удовлетворению личных потребностей.
Методы исследования:
- теоретические – анализ специальной и методической литературы по теме исследования;
- практические – применение и использование методик в ходе эмпирического исследования, таких как: методика «Обзор нормативных ценностей» Шварц Ш. (В.Н. Карандышев), методика «Мотивация «Труд-Деньги» (О.Ф. Потемкина), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, и метод рассмотрения основных ценностных ориентаций до воздействия (просмотр мотивационного фильма) и после воздействия на подростков, склонных к правонарушениям; качественно-количественный анализ и статистическая обработка полученных данных и результатов.
Теоретической и методологической основой исследования выступили:
- подходы к ценностям и ценностным ориентациям личности – Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Э. Толмена;
- теория стремления к смыслу В. Франкла;
- представление о взаимосвязи личностных ценностей, атрибуции достижений и успешности учебной и педагогической деятельности (А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями в организации социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключения, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как в современном обществе существуют проблемы в формировании ценностных ориентаций у детей подросткового возраста.
В ходе исследования определено, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром в различных видах деятельности. Они способствуют личностному росту, созданию комфортной жизни, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются человеком благодаря выстроенной им иерархии ценностей, которая определяет, что из приоритетов стоит на первом месте. Это мерила человеческого счастья.
Отмечено, что ценностные ориентации для подрсотков имеют немаловажное значение. Они помогают личному росту, созданию комфортной жизненной атмосферы, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются личностью с помощью сформированной иерархии ценностей, где все выстроено по порядку значимости для подростка. У одних на первом месте семья, другие стремятся к успешности в учебе, третьи предпочитают личную жизнь ставить на первое место в своей жизни. У некоторых подростков преобладает интерес в духовном совершенствовании, а не в материальном обеспеченности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был организован эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы.
Полученные результаты по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют о том, что подросткам, склонных к правонарушениям, свойственно испытывать духовное удовлетворение в активных социальных контактах, образовании и обучении, семейных и общественных отношений. Для подростков Э2 (подростки, не склонные к правонарушениям) является характерным находить душевное удовлетворение в развитии себя, в семейной и общественной жизни.
Результаты контент-анализа позволили установить, что на контрольном этапе эксперимента подростки Э1 (подростки, склонные к правонарушениям) указывают следующие причины совершения противоправным поступков: материальное положение (7 подрсотков – 24%), одиночество – 6 подрсотков (20%), любопытство (9 подрсотков – 30%), безконтрольность – 8 подрсотков (26%). Для подростков группы Э2 (подростки, не склонные к правонарушениям) основными причинами совершения правонарушения являются, по-прежнему, являются плохая компания (так считает 5 подростков – 15%), 9 (32%) подрсотков указали на то, что основной причиной правонарушений является любопытство; 8 подрсотков – 29% считает, что причиной совершения противоправного поступка является отсутствие контроля со стороны взрослых.
Проведенный анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что существуют значимые различия между системой ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям, и системой ценностных ориентаций подрсотков, не склонных к правонарушениям. По результатам контрольного этапа было выявлено, что компоненты системы ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям, следующие: собственный престиж, обучение и образование, активные социальные контакты, семейные и общественные отношения. Для подростков, не склонных к правонарушениям, характерны ценностные ориентации социального и общественного характера. Наблюдаются значимые различия и в определении причин совершения подростками правонарушений, противоправных поступков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена



1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) / И.А. Абакумова. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 458 с.
2. Адлер, А. Психология смысла / А. Адлер. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 745 с.
3. Александрова, Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Известия Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. 2016. Т. 51. – № 7. – С. 83–84. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения : 10.04.2018 г.)
4. Антонова, К.Л. Личностные ресурсы несовершеннолетних правонарушителей / К.Л. Антонова // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 52-55.
5. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2014. Т. 15. – №1. – С. 3-16.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. для студ. вузов/ А.Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Смысл: AcademiA, 2012. – 526 с.
7. Бакеев, В.А. О тревожно-внушаемом типе личности / В. А. Бакеев // Новые исследования в психологии. – 2015. – № 1. – С. 19-21.
8. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 301 с.
9. Бреслав, Г М. Психология эмоций: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.М. Бреслав. – Москва: Смысл: AcademiA, 2014. – 541 с.
10. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологически журнал. – 2014. Т. 20. – №1. – С. 36-44.
11. Вилкова, А.В. Формированиe у несовершеннолетних осужденных духовно-нравственных ценностей на основе шефской работы / А.В. Вилкова // Российский следователь. – 2013. – № 23. – С. 26-27.
12. Грачева, Н.М. Смысложизненные стратегии как составляющие реализации картины мира / Н.М. Грачева, О.С. Васильева // Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014г.). – Москва: КРЕДО, 2014. – 541 с.
13. Знаков, В.В. Ценностное осмысление человеческого бытия: тезаурусное и нарративное понимание событий / В.В. Знаков // Сибирский психологический журнал. – 2011. – №40. – С. 118–128. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 10.04.2018 г.).
14. Игошин, Ю.Т. Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением / Ю.Т. Игошин // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
15. Кайдаш, С.Н. Психокоррекция нарушений в структуре ценностных ориентаций подростков сотклоняющимся поведением / С.Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
16. Капезина, Т.Т. Исследование ценностных ориентаций у девиантных подростков / Т.Т. Капезина // Электронный научный журнал. Общество. Государство. Наука. Пензенский государственный университет. –2013. – Том 2 (2). – С. 181-188.
17. Кирьякова, А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография / А. В. Кирьянова. – Оренбург, 2016. – 198 с.
18. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
19. Краева Е.Л. Типология ценностно-нормативных ориентаций / А.Л. Краева, Г.П. Воронин // Социологический журнал. – 2015. – № 3. – С. 21-25.
20. Кубарев, В.С. Феноменология как метод осознания жизненных смыслов. Часть 2 / В.С. Кубарев // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – № 4. – C. 10-31.
21. Левин, К. Личность с позиции психологического исследования [Текст] / К. Левин // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 58-61.
22. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – Москва: Смысл, 2016. – 458 с.
23. Лиман, Н.А. Ценность жизни / Н.А. Лиман // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 56-59.
24. Латышева, Л.А. Социальная работа в исправительном учреждении как основа ресоциализации осужденных / Л.А. Латышева // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2014. – № 3. – С. 30–33.
25. Мадди, С. Теория личности и сравнительный анализ / С. Мадди. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 463 с.
26. Массарик, Ф. Социальная психология / Ф. Массарик. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2017. – 523 с.
27. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 425 с.
28. Мельникова, О.Т. Качественные методы как инструмент изучения ценностных ориентаций осужденных подростков / О.Т. Мельникова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2015. – №1 – С. 19-28.
29. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» [Текст] / А. Б. Орлов. – Москва: AcademiA, 2012. – 271 с..
30. Палей, А.И. Ценностные ориентации и когнитивный стиль поведения подростков, совершивших правонарушения / А.И. Палей // Вопросы психологии. – 2012. – № 1. – С. 118-126.
31. Петровская, А.И, Анализ ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей / А.И. Петровская // Психологические исследования. – 2013. – №4. – С. 27-33.
32. Польская, Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – №5. – С. 33-35.
33. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А.А. Реан // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 88-89.
34. Рогачевский, Л.А. Ценности и преступления на примере подросткового возраста / Л.А. Рогачевский. – М.: Владос, 2013. – 352 с.
35. Рокич, М. Ценностные ориентации / М. Рокич. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 704 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 502 с.
37. Руденский, Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е.В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
38. Салават, Т.Ю. Жизнь как ценность в подростковом возрасте / Т. Ю. Салават // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 26-29
39. Соколова, Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / Е.К. Соколова // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 113-116.
40. Терентьева, Ю.В. Психология противоправного поведения / Ю.В. Терентьева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
41. Тигунцева, Г.Н. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты / Г.Н. Тигунцева. – Иркутск, 2016. – 288 с.
42. Тиллих, П. Мужество быть. Избранное / П. Тиллих. – Москва : АСТ, 2011. – 741 с.
43. Толмен, Э. Ценностные ориентации / Э. Толмен. – Санкт-Петерубрг : Питер. 2015. – 254 с.
44. Шадриков, В. Д. Мир внутренней жизни человека о предмете психологии / В. Д. Щадриков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. I. – № 1. – 2013. – С. 150-155.
45. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: методический материал / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академ. Проект, 2015. – 334 с.
46. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход / А. В. Шувалов // Вестник практ. психол. образ. – 2014. – № 4 (17). – С. 18–24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 10.04.2018 г.)
47. Фадеева, О.Д. Самосознание как личностное свойство подростка / О. Д. Фадеева // Народное образование. –2016. – №4. – С. 56-63.
48. Фетискин, Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно- методическое издание / Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ, 2015. – 272 с.
49. Фомина, О.И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме / О.И. Фомина // Мир психологии. – 2015. – №1. – С. 87-89.
50. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 487 с.
51. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 458 с.
52. Холмс, Д. Анормальная психология / Д. Холмс. – СПб.: Питер, 2014. – 522 с.
53. Хазова, С. А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Монография / С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. – 230 с.
54. Хорунжий, И.И. Смысложизненные ориентации молодежи / И. И. Хорунжий // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 85-89.
55. Хьелл, Л. А. Теории личности : Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. Психологии / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 606 с.
56. Худик, В.А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника / В.А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.
57. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. – Москва : Эксмо. 2013. – 359 с.
58. Юсупова, Г.Ф. К проблеме формирования жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей / Г.Ф. Юсупова, Г.М. Сибаева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 16.04.2018)
59. Wells A., Papageorgiou, C. Brief cognitive therapy for social phobia: a case series // Behaviour Research and Therapy 39 (2001) 713–720.
60. Wells, A., Clark, D.M., Salkovskis, P.M., Ludgate, J., Hackmann, A., & Gelder, M. (1995).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ