Социально-педагогическая коррекция ценностных ориентаций подростков склонных к правонарушениям (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
В эмпирическом исследовании приняли участие 70 подростков. Из которых 30 подростков. Склонных к правонарушениям (Э1), и 30 подростков, не склонных к правонарушениям (Э2). Возраст подростков составил от 13 лет 4 месяцев до 14 лет 8 месяцев.
Есть приложение.
В данной работе можно подставить нужную базу исследования и она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций в современной психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 13
1.3 Содержание и методы социально-педагогической коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Эксперимент работы по коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 28
2.1. Выявление ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 28
2.2. Разработка и реализация программы коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 33
2.3. Анализ эффективности программы 42
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
В эмпирическом исследовании приняли участие 70 подростков. Из которых 30 подростков. Склонных к правонарушениям (Э1), и 30 подростков, не склонных к правонарушениям (Э2). Возраст подростков составил от 13 лет 4 месяцев до 14 лет 8 месяцев.
Есть приложение.
В данной работе можно подставить нужную базу исследования и она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций в современной психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 13
1.3 Содержание и методы социально-педагогической коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Эксперимент работы по коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 28
2.1. Выявление ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 28
2.2. Разработка и реализация программы коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям 33
2.3. Анализ эффективности программы 42
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Актуальность исследования. Сложные условия неустойчивости, неопределенности состояния общества, такие как экономические трудности, массовая миграция и маргинализация населения, нравственный кризис и социальная аномия, повлекли за собой разрушительные тенденции в менталитете общества, в котором распространяются и даже возвеличиваются ценности криминальной субкультуры. Неблагоприятные криминогенные факторы продолжают проявлять себя усилением социальной напряженности и опасности, увеличением количества правонарушений со стороны подростков.
Как правило, подростки, склонные к правонарушениям, характеризуются отсутствием внутренних нравственных критериев, отвержением моральных ценностей, дефицитом высших нравственных чувств, обусловливающие искаженное отношение к социальной действительности. Такой подросток представляет опасность для окружающих. В связи с этим имеется объективная потребность в поиске наиболее эффективных направлений, форм, способов и средств социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций у подростков, склонных к правонарушениям.
Степень изученности. Проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций достаточно широко изучена в психологии. Так, в научных трудах Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Э. Толмена и других раскрыта проблема формирования ценностных ориентаций в разные периоды жизни человека, учеными представлена классификация ценностных ориентаций. В работах А.Б. Орлова, Г.Н. Тигунцевой и др. раскрыты такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации» и т.д. В исследованиях Н.А. Лиман, А.И. Палей, А.И. Петровской и др. представлены результаты эмпирических исследований, проведенных учеными по изучению особенностей ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Ю.Т. Игошиным, Т.Ю. Салават и др. проанализировали причины нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям. Однако, в связи с масштабностью проблемы она не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Объектом исследования является система ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Предметом исследования является социально-педагогическая коррекция нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Целью исследования является изучение содержания социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям.
Задачи исследования:
1. Определить содержание и значение сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации».
2. Выделить особенности ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
3. Охарактеризовать методы социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям.
4. Выявить характерные особенности ценностных ориентаций подрсотков, склонных к правонарушениям.
5. Определить эффективность применения методов социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям в эмпирическом исследовании.
Гипотеза исследования: подросткам, склонным к правонарушениям, в отличии от подростков с нормативным поведением, характерно стремление к получению материальных благ, выгоды, удовлетворению личных потребностей.
Методы исследования:
- теоретические – анализ специальной и методической литературы по теме исследования;
- практические – применение и использование методик в ходе эмпирического исследования, таких как: методика «Обзор нормативных ценностей» Шварц Ш. (В.Н. Карандышев), методика «Мотивация «Труд-Деньги» (О.Ф. Потемкина), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, и метод рассмотрения основных ценностных ориентаций до воздействия (просмотр мотивационного фильма) и после воздействия на подростков, склонных к правонарушениям; качественно-количественный анализ и статистическая обработка полученных данных и результатов.
Теоретической и методологической основой исследования выступили:
- подходы к ценностям и ценностным ориентациям личности – Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Э. Толмена;
- теория стремления к смыслу В. Франкла;
- представление о взаимосвязи личностных ценностей, атрибуции достижений и успешности учебной и педагогической деятельности (А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями в организации социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключения, библиографический список, приложения.
Как правило, подростки, склонные к правонарушениям, характеризуются отсутствием внутренних нравственных критериев, отвержением моральных ценностей, дефицитом высших нравственных чувств, обусловливающие искаженное отношение к социальной действительности. Такой подросток представляет опасность для окружающих. В связи с этим имеется объективная потребность в поиске наиболее эффективных направлений, форм, способов и средств социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций у подростков, склонных к правонарушениям.
Степень изученности. Проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций достаточно широко изучена в психологии. Так, в научных трудах Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Э. Толмена и других раскрыта проблема формирования ценностных ориентаций в разные периоды жизни человека, учеными представлена классификация ценностных ориентаций. В работах А.Б. Орлова, Г.Н. Тигунцевой и др. раскрыты такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации» и т.д. В исследованиях Н.А. Лиман, А.И. Палей, А.И. Петровской и др. представлены результаты эмпирических исследований, проведенных учеными по изучению особенностей ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Ю.Т. Игошиным, Т.Ю. Салават и др. проанализировали причины нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям. Однако, в связи с масштабностью проблемы она не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Объектом исследования является система ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Предметом исследования является социально-педагогическая коррекция нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Целью исследования является изучение содержания социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям.
Задачи исследования:
1. Определить содержание и значение сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации».
2. Выделить особенности ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
3. Охарактеризовать методы социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям.
4. Выявить характерные особенности ценностных ориентаций подрсотков, склонных к правонарушениям.
5. Определить эффективность применения методов социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций, установок, внутренних правил подростков, склонных к правонарушениям в эмпирическом исследовании.
Гипотеза исследования: подросткам, склонным к правонарушениям, в отличии от подростков с нормативным поведением, характерно стремление к получению материальных благ, выгоды, удовлетворению личных потребностей.
Методы исследования:
- теоретические – анализ специальной и методической литературы по теме исследования;
- практические – применение и использование методик в ходе эмпирического исследования, таких как: методика «Обзор нормативных ценностей» Шварц Ш. (В.Н. Карандышев), методика «Мотивация «Труд-Деньги» (О.Ф. Потемкина), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, и метод рассмотрения основных ценностных ориентаций до воздействия (просмотр мотивационного фильма) и после воздействия на подростков, склонных к правонарушениям; качественно-количественный анализ и статистическая обработка полученных данных и результатов.
Теоретической и методологической основой исследования выступили:
- подходы к ценностям и ценностным ориентациям личности – Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Э. Толмена;
- теория стремления к смыслу В. Франкла;
- представление о взаимосвязи личностных ценностей, атрибуции достижений и успешности учебной и педагогической деятельности (А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями в организации социально-педагогической коррекции нарушений в системе ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключения, библиографический список, приложения.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как в современном обществе существуют проблемы в формировании ценностных ориентаций у детей подросткового возраста.
В ходе исследования определено, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром в различных видах деятельности. Они способствуют личностному росту, созданию комфортной жизни, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются человеком благодаря выстроенной им иерархии ценностей, которая определяет, что из приоритетов стоит на первом месте. Это мерила человеческого счастья.
Отмечено, что ценностные ориентации для подрсотков имеют немаловажное значение. Они помогают личному росту, созданию комфортной жизненной атмосферы, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются личностью с помощью сформированной иерархии ценностей, где все выстроено по порядку значимости для подростка. У одних на первом месте семья, другие стремятся к успешности в учебе, третьи предпочитают личную жизнь ставить на первое место в своей жизни. У некоторых подростков преобладает интерес в духовном совершенствовании, а не в материальном обеспеченности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был организован эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы.
Полученные результаты по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют о том, что подросткам, склонных к правонарушениям, свойственно испытывать духовное удовлетворение в активных социальных контактах, образовании и обучении, семейных и общественных отношений. Для подростков Э2 (подростки, не склонные к правонарушениям) является характерным находить душевное удовлетворение в развитии себя, в семейной и общественной жизни.
Результаты контент-анализа позволили установить, что на контрольном этапе эксперимента подростки Э1 (подростки, склонные к правонарушениям) указывают следующие причины совершения противоправным поступков: материальное положение (7 подрсотков – 24%), одиночество – 6 подрсотков (20%), любопытство (9 подрсотков – 30%), безконтрольность – 8 подрсотков (26%). Для подростков группы Э2 (подростки, не склонные к правонарушениям) основными причинами совершения правонарушения являются, по-прежнему, являются плохая компания (так считает 5 подростков – 15%), 9 (32%) подрсотков указали на то, что основной причиной правонарушений является любопытство; 8 подрсотков – 29% считает, что причиной совершения противоправного поступка является отсутствие контроля со стороны взрослых.
Проведенный анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что существуют значимые различия между системой ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям, и системой ценностных ориентаций подрсотков, не склонных к правонарушениям. По результатам контрольного этапа было выявлено, что компоненты системы ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям, следующие: собственный престиж, обучение и образование, активные социальные контакты, семейные и общественные отношения. Для подростков, не склонных к правонарушениям, характерны ценностные ориентации социального и общественного характера. Наблюдаются значимые различия и в определении причин совершения подростками правонарушений, противоправных поступков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена
В ходе исследования определено, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром в различных видах деятельности. Они способствуют личностному росту, созданию комфортной жизни, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются человеком благодаря выстроенной им иерархии ценностей, которая определяет, что из приоритетов стоит на первом месте. Это мерила человеческого счастья.
Отмечено, что ценностные ориентации для подрсотков имеют немаловажное значение. Они помогают личному росту, созданию комфортной жизненной атмосферы, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются личностью с помощью сформированной иерархии ценностей, где все выстроено по порядку значимости для подростка. У одних на первом месте семья, другие стремятся к успешности в учебе, третьи предпочитают личную жизнь ставить на первое место в своей жизни. У некоторых подростков преобладает интерес в духовном совершенствовании, а не в материальном обеспеченности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был организован эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы.
Полученные результаты по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют о том, что подросткам, склонных к правонарушениям, свойственно испытывать духовное удовлетворение в активных социальных контактах, образовании и обучении, семейных и общественных отношений. Для подростков Э2 (подростки, не склонные к правонарушениям) является характерным находить душевное удовлетворение в развитии себя, в семейной и общественной жизни.
Результаты контент-анализа позволили установить, что на контрольном этапе эксперимента подростки Э1 (подростки, склонные к правонарушениям) указывают следующие причины совершения противоправным поступков: материальное положение (7 подрсотков – 24%), одиночество – 6 подрсотков (20%), любопытство (9 подрсотков – 30%), безконтрольность – 8 подрсотков (26%). Для подростков группы Э2 (подростки, не склонные к правонарушениям) основными причинами совершения правонарушения являются, по-прежнему, являются плохая компания (так считает 5 подростков – 15%), 9 (32%) подрсотков указали на то, что основной причиной правонарушений является любопытство; 8 подрсотков – 29% считает, что причиной совершения противоправного поступка является отсутствие контроля со стороны взрослых.
Проведенный анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что существуют значимые различия между системой ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям, и системой ценностных ориентаций подрсотков, не склонных к правонарушениям. По результатам контрольного этапа было выявлено, что компоненты системы ценностных ориентаций подростков, склонных к правонарушениям, следующие: собственный престиж, обучение и образование, активные социальные контакты, семейные и общественные отношения. Для подростков, не склонных к правонарушениям, характерны ценностные ориентации социального и общественного характера. Наблюдаются значимые различия и в определении причин совершения подростками правонарушений, противоправных поступков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена
Подобные работы
- Профилактика правонарушений среди обучающихся в общеобразовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Специфика группового психологического консультирования подростков с девиантным поведением
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ
СИЛАХ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ-КАДЕТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017



