ВВЕДЕНИЕ .. 4
ГЛАВА 1. Русский футуризм в системе культуры . 25
1. О природе и характере культурных трансформаций .. 25
2. Место авангарда в системе литературной изменчивости 45
3. Русский футуризм в культурном поле эпохи ... .... 50
ГЛАВА 2. Самоидентификация русского футуризма 57
1. Диалог эстетической теории и художественной практики 57
1.1. Функции футуристических автометаописаний 60
1.2. Игра на границе текста и кода 71
1.3. ОПОЯЗ как теоретическое крыло русского авангарда. 78
2. Футуризм и проблема границ культуры 86
2.1. Институализация границ литературного течения — 86
2.2. Культура и внекультурные области . . 90
ГЛАВА 3. Новый мир - Новый человек — Новый язык -
Новое искусство — ... 97
1. Координаты нового мира — 97
1.1. Диалог науки и искусства 99
1.2. «Наукообразная мифология» 106
1.3. Оккультная проблематика в искусстве авангарда <. ... 113
1.4. Новое пространственно-временное восприятие мира 117
1.5. Природоборческий утопизм — — 120
1.6. Техника как духовная и эстетическая проблема..— 124
2. Антропологическая революция.... 136
3. «Lingua Adamica» ... 148
4. Синдром тотальной новизны 162
4.1. Концепция перманентной революции в искусстве ... 163
4.2. Футуризм и теория прогресса 179
4.3. Взрыв и рождение нового... 182
ГЛАВА 4. Философия и поэтика случайности в художественной системе русского футуризма ...... 192
1. Случайность в роли генератора новизны 192
1.1. Случайность как эстетически значимая категория 194
1.2. Игра: слияние закономерного и случайного ... 198
1.3. Зоны свободы в царстве необходимости 207
2. Поэтика ошибки , 222
3. Закономерное и случайное в художественной системе В.Хлебникова.. 234 ГЛАВА 5. «Поэтика относительности» 245
1. Множественность систем отсчета. — 245
2. «Слово-хамелеон» 247
3. Тотальная неопределенность 256
3.1. Недовоплощенность. Незавершенность. Фрагментарность.. ... 257
2
3.2. Вариативность 259
3.3. Минимализм 263
ГЛАВА 6. Прагматические аспекты футуристического творчества 270
1. Функции футуристического текста 270
1.1. Коммуникативная функция 270
1.2. Эмоционально-экспрессивная функция 271
1.3. Эстетическая функция 273
1.4. Апеллятивная функция 278
2. Воздействие футуристического текста 281
2.1. Способы воздействия 281
2.1.1. Акустический образ текста 284
2.1.2. Визуальный образ текста 291
2.1.3. Акционные формы искусства. 304
2.1.4. Тексты поведения 307
2.2. Характер воздействия 312
3. Стратегии успеха 322
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 337
Примечания 344
Литература 405
3
Рубеж веков, а тем более тысячелетий, при всей условности этих вех, располагает человеческое сознание к размышлениям о концах и началах, о причинах и следствиях, о границах, переходах, переломах истории, культуры, искусства. Как известно, осмысление связано с сегментацией недискретного пространства: «То, что не имеет конца - не имеет и смысла»1. Придавая некоторую завершенность прошедшему периоду, человечество ставит вопрос о его смысле и значении. Историки, философы, социологи, политологи, искусствоведы обращаются и будут обращаться к началу XX века в поисках истоков острейших современных проблем.
Актуальность данной работы предопределена, прежде всего, самим объектом исследования. Русский футуризм позиционировал себя в культурном поле своего времени как наиболее репрезентативное проявление духа эпохи великих надежд на радикальное преобразование мира, грандиозных научных, политических, эстетических утопий. Не удивительно, что для потомков он стал концентрированным выражением «проклятых вопросов» XX века: безбожие, революционность, вера во всемогущество научно-технического прогресса, имморализм, антиэстетизм, разрушение коммуникации. Претензии на роль более значительную, чем роль очередной поэтической школы, обернулись для футуризма ответственностью, выходящей за рамки сугубо эстетической.. Литературно¬художественный авангард был обвинен в пособничестве авангарду политическому. Социалистический реализм объявили законным детищем авангардной эстетики и идеологии.
Ретроспективная трансформация всегда отсекает нереализованные возможности и придает событиям в истории страны и культуры видимость закономерных и даже неизбежных. Между тем русский футуризм возник в той эстетической «точке бифуркации», из которой открывалось
множество траекторий движения. Выбор не был фатально предопределен. Он осуществлялся под воздействием «случайных» факторов. Такими внешними для развития поэзии обстоятельствами стали политические со¬бытия, происходившие в России в эти годы. В Европе же «футуризм и кубизм как общие явления далеко не сигнализировали о приходе социальных революций...» . Деформацию художественной системы футуризма под воздействием социально-политических пристрастий отдельных представителей течения неодобрительно отмечали даже его сторонники: «Футуризм был одним из чистейших достижений человеческого гения. Он был меткой - как высоко поднялось понимание законов свободы творчества? И неужели просто не режет глаз тот шуршащий хвост из газет¬ной передовицы, который сейчас ему приделывают?»4 - сетует в 1919 году В. Шкловский. Не родство с авангардом, а «органическое перерождение тканей»5 видит в пролетарском искусстве Б. Лившиц.
«Поэтика и политика» - это лишь одно наиболее часто обсуждаемое противоречие футуристической программы, пронизанной антиномиями разного уровня: закономерное и случайное, продуманное и спонтанное, рациональное и иррациональное, сознательное и бессознательное, логическое и интуитивное, аналитическое и синтетическое, «западное» и «восточное», элитарное и демократичное, монологичное и диалогичное. Сочетание несочетаемого в художественной системе, сохраняющей при этом определенную цельность, на наш взгляд, может быть осмыслено лишь в многомерном пространстве взаимной дополнительности. Тогда неожиданное и случайное в одном измерении предстанет как фактор из другого причинного ряда, в котором оно функционирует как закономерное и необходимое: нерациональное с точки зрения прагматики текста, окажется императивным требованием идеологии течения и/или условием дальнейшего развития футуристической поэтики.
Новизна предлагаемого нами подхода заключается в стремлении рассмотреть русский футуризм как сложный социокультурный феномен,
возникший в поле напряжения между идеологией, поэтикой и прагматикой авангардного искусства. Футуризм представлен в работе как открытая эстетическая система, активно взаимодействующая с внележащими областями и за счет этого динамично развивающаяся и способная генерировать новые смыслы. Будетлянство рассматривается в широком контексте эстетических, лингвистических, философских, религиозных, научно- технических, оккультных, идеологических, социальных проблем своего времени.
Для осуществления такого подхода необходимо преодолеть ряд препятствий в виде «традиций», «мифов», «фобий» отечественного литературоведения: традиции имманентного анализа футуристического текста, мифа о безразличии авангарда к прагматическим аспектам творчества, «страха идеологии» - «группового невроза российских гуманитариев»6.
История изучения авангарда и футуризма, в частности, сложилась так, что идеология, поэтика и прагматика нового искусства, как правило, рассматривались в отрыве друг от друга. В разное время актуализировался один из названных аспектов футуристического творчества и определял main stream литературоведческих штудий..
Теоретики футуризма и близкие им представители формальной школы, ОПОЯЗа, Пражского лингвистического кружка, а позднее - приверженцы структурно-семиотического подхода концентрировали внима¬ние главным образом на вопросах языка и поэтики. Работы 70-х - 80-х годов (Вяч. Иванова, В. Топорова, И. Смирнова, М. Гаспарова, М. Панова,
В. Григорьева, Т. Никольской), осуществившие настоящий прорыв в изучении теории поэтического языка, стиховедения, идиостиля отдельных представителей авангарда, эволюции поэтических систем, были в то же время способом отхода от официальной идеологии в область нейтраль¬ной поэтики.
В советском и в раннем постсоветском литературоведении преобладал идеологический подход. И хотя оценки с течением времени менялись на противоположные, сам принцип оставался неизменным. В первые месяцы революции футуризм, приветствовавший начавшиеся глобальные и пока еще неопределенные преобразования всех жизненных устоев, был провозглашен революционным искусством. К середине 20-х годов, когда очертания нового строя стали более определенными, обнаружились принципиальные разногласия между политическим и поэтическим авангардом в вопросе о свободе творчества и роли художника в жизни общества . На долгие десятилетия в официальном советском литературоведении установилось табу на серьезные исследования авангардного искусства; футуризм обличался как продукт разложения буржуазной культуры; ведущих представителей течения пытались оторвать от него, искажая логику развития индивидуальных поэтических систем В. Маяковского,
B. Хлебникова, В. Каменского. Оборотной стороной этого процесса стало не менее идеологизированное отношение к запрещенному авангарду как альтернативе официальному советскому искусству. Инерция многолетних споров привела к тому, что в конце 80-х годов реабилитированный и возвращенный в культурный обиход авангард (первые выставки, каталоги, конференции, дискуссии, «круглые столы», переиздания художественных текстов, тематические выпуски журналов) снова был прочитан по идеоалогическому «коду» . При этом маятник общественных симпатий качнулся в противоположную сторону: на авангард была возложена ответственность за деформации, которые претерпело искусство советской поры.
Очевидная необходимость деидеологизации футуризма породила всплеск интереса к эмпирике, к исторической конкретике, к забытым именам, подробностям, документальным свидетельствам эпохи.
Художественная система русского футуризма возникла в поле взаимного напряжения между авангардными идеологией, поэтикой и прагматикой. Сопоставление их базовых принципов позволяет выявить глубинное единство футуристической программы и объяснить ее очевидные противоречия.
Целостность этого весьма эклектичного эстетического образования обеспечивается общностью авангардной аксиологии. Установка на «Новое Первое Неожиданное» пронизывает идеологию, формирует поэтику и диктует прагматику будетлянства. Движимый «синдромом новизны» художник-футурист стремится по-новому увидеть мир и новыми (перманентно обновляющимися) художественными средствами передать ощущения нового человека, постигающего законы мироздания и управляющего ими. Произведение футуристического искусства призвано не описывать, а «без конца обновлять лицо мира»х и, ошеломляюще воздействуя на реципиента, изменять человеческую природу.
Футуристическая инновационная идеология - продукт весьма распространенного на рубеже XIX-XX веков утопического типа сознания, суть которого С. Франк определил как «замысел спасения мира устрояющей
•у
самочинной волей человека» . Создание нового неба и новой земли, нового человека и нового языка - такова телеология футуристической утопии. Реализуется она по преимуществу в негативных формах природоборчества, борьбы со временем, с языком, с книгой и иных видах «дерзновенного богосоперничества».
При осуществлении эстетической утопии футуризма обнаруживается неизбежное для любой утопической системы противоречие между целями и средствами - между идеологией, поэтикой и прагматикой. Начертанное на знаменах футуризма требование освобождения искусства от лежащих за его пределами внеэстетических задач парадоксально сочетается со стремлением новой школы к жизнестроительству. Прокламируемая будетлянами антикультурная позиция сопровождается активной «игрой» со всем культурным полем современности и предшествующих эпох. Элитарный по своей природе авангард, рассчитанный на эстетически и психологически подготовленного реципиента, под влиянием политической ситуации в стране и социальных пристрастий участников движения выдвигает лозунг «демократизации искусства». Поэтическая школа, пришедшая с проповедью индивидуализма, требует групповой, а позднее и классовой солидарности. Заумь, родившаяся как индивидуальный язык художника и свидетельствующая о нарушении коммуникации, о назревающей «болезни отчуждения», осмысляется как грядущий мировой язык, способный объединить человечество. Декларативное равнодушие к славе оттеняется весьма успешными и разнообразными авторскими стратегиями завоевания культурного поля. Демонстративное презрение к публике оказывается неспособным отменить «абсолютную эстетическую нужду»3 футуристического текста с его усложненной поэтикой и размытой семантикой в реципиенте, готовом к сотворчеству.
Все эти противоречия свидетельствуют о напряженной борьбе внутри футуристической программы двух типов дискурса - монологического и диалогического.
Футуризм позиционирует себя как агрессивно монологическую дискурсивную практику. Логика такого выбора продиктована стремлением избавиться от всех форм вынужденного диалогизма, навязываемого индивидууму обществом. «Преднаходимому» авторитарному слову (религиозному, политическому, моральному, эстетическому), требующему «признания и усвоения... независимо от степени его внутренней убедительности для нас»4, футуристы противопоставляют свой индивидуалистический монолог■, полагая, что сказать свое собственное слово можно лишь преодолев диалогическую ориентацию с общим словом. Архетипом футуристического монологизма служит монологичность абсолютного божественного дискурса, присваивая или пародируя который будет не реализуют свою программу богосоперничества.
1. Бальмонт К. Стозвучные песни: Сочинения. Ярославль, 1990.
2. Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. М.;Л., 1960-1963.
3. Большаков К. Бегство пленных. Стихотворения. М., 1991.
4. Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М., 1973-1975.
5. Бука русской литературы. М., 1923.
6. Бурлюк Д. От лаборатории к улице: (эволюция футуризма) // Творчество. 1920. №2.
7. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихо-творения. СПб., 1994.
8. Бурлюк Д. Энтелехизм: Теория. Критика. Стихи. Картины: (1907- 1930). N.Y., 1930.
9. Верлен. Рембо. Малларме. Стихотворения. Проза. М., 1998.
10. Второй сборник Центрифуги. М., 1916.
11. Газета футуристов. Пг., 1918.
12. Гнедов В. ПОЭМА КОНЦА // Даугава. 1990. № 10.
13. Гнедов В. Смерть искусству. М., 1996.
14. Гнедов В. Собрание сочинений. Trento, 1992.
15. Гнедов В. Эго-футурналия без смертного колпака. Стихотворения и рисунки. М., 1991.
16. Гнедов Василиск. Смерть искусству: пятнадцать (15) поэм. / Преди-словие И. Игнатьева. СПб., 1913.
17. Гоголь Н. Полное собрание сочинений: В 14 т. М., 1940. Т.1.
18. Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мура. Дневники. М., 1972.
19. Гуро Е. Жил на свете рыцарь бедный. СПб., 1999.
20. Гуро Е. Из записных книжек (1908-1913). СПб., 1997.
21. Г уро Е. Избранное // Русская словесность. 1993. №3.
22.. Гуро Е. Избранное // Усиенко Л. Импрессионизм в русской прозе на-чала XX в. Ростов на Дону, 1988.
23. Гуро Е. Поэт и художник 1877-1913. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. СПб., 1994.
1 I раздел - художественные произведения, манифесты, декларации, пе-риодические издания футуристов;
II - воспоминания, письма, дневники, документальные свидетельства;
III - исследования по истории и теории литературно-художественного авангарда;
IV - работы по истории и теории литературы, культурологии, философии, психологии,социологии;
V - справочная и библиографическая литература.
405
24. Дохлая луна: Сборник единственных футуристов мира!! поэтов «Ги- лея». Стихи, проза, рисунки, офорты. М., 1913.
25. Жив Крученых! М., 1925.
26. Зданевич И. О футуризме //Искусствознание. 1998. №1.
27. Зина В. и Крученых А. Поросята. СПб., 1913.
28. Игнатьев И. Эшафот. СПб., 1914.
29. Ильязд ( И.Зданевич). Собрание сочинений: В 5 т. М., 1994. Т.1.
30. Искусство коммуны. Издание Отдела Изобразительных искусств Комиссариата народного Просвещения. 1918-1919. № 1- 19.
31. Каменский В. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966.
32. Каменский В. Танго с коровами. Степан Разин. Звучаль Веснянки. Путь энтузиаста. М., 1990.
33. Каменский В. Танго с коровами: Железобетонные поэмы. М., 1991.
34. Кандинский В. Ступени. Текст художника. М., 1918.
35. Крученых А. 15 лет русского футуризма: 1912 -1927 гг. Материалы и комментарии: Продукция №151. М., 1928.
36. Крученых А. 500 новых острот и каламбуров Пушкина. М., 1924.
37. Крученых А. Апокалипсис в русской литературе. М.,1923.
38. Крученых А. Взорваль.. СПб., 1913.
39. Крученых А. Возропщем. СПб., 1913.
40. Крученых А. Война. Пг., 1916.
41. Крученых А. Говорящее кино: 1-я книга стихов о кино: Сценарии. Кадры. Либретто: Книга небывалая: Продукция №150. М.,1928.
42. Крученых А. Голодняк. М., 1922.
43. Крученых А. Жизнь и смерть ЛЕФа: Сценарий-эскиз //Искусство ки¬но. 1994. №7.
44. Крученых А. Заумный язык у: Сейфуллиной, Вс. Иванова, Леонова, Бабеля, И. Сельвинского. А. Веселого и др. М., 1925.
45. Крученых А. Зудесник: Зудутные зудеса: Книга 119-ая. М., 1922.
46. Крученых А. Ирониада: Лирика. М., 1930.
47. Крученых А. Календарь: Продукция № 133. М., 1926.
48. Крученых А. Кукиш прошлякам: Фактура слова. Сдвигология рус-ского стиха. Апокалипсис в русской литературе. М.; Таллинн, 1992.
49. Крученых А. «Мост» -Деюга (драма) //Терентьевский сборник. 1998. М., 1998.
50. Крученых А. Наш выход: К истории русского футуризма. М., 1996.
51. Крученых А. Новое в писательской технике. М., 1927.
52. Крученых А. О Велимире Хлебникове //Литературное обозрение. 1996. №5-6.
53. Крученых А. Ожирение роз: О стихах Терентьева и др. Тифлис, 1918.
54. Крученых А. Победа над солнцем// Современная драматургия. 1993. № 3-4.
55. Крученых А. Победа над солнцем: Опера / Пролог В.Хлебникова, музыка М. Матюшина. СПб., 1914.
56. Крученых А. Помада. М., 1913.
406
57. Крученых А. Против попов и отшельников. М., 1925.
58. Крученых А. Рубиниада: Лирика: Продукция №178. М., 1930.
59. Крученых А. Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный (Трахтат обижальный и поучальный) : Книга 121-я. М., 1923.
60.. Крученых А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб., 2001. (Новая библиотека поэта. Малая серия).
61. Крученых А. Утиное гнездышко...дурных слов... СПб., 1913.
62. Крученых А. Фактура слова. М., 1923.
63. Крученых А. Фонетика театра: Книга 123. М., 1923.
64. Крученых А. Чорт и речетворцы. СПб., 1913.
65. Крученых А., Клюн Н., Малевич К. Тайные пороки академиков. М., 1916.
66. Крученых А., Хлебников В. Бух лесиный. СПб., 1913.
67. Крученых А., Хлебников В. Игра в аду. М., 1912.
68. Крученых А., Хлебников В. Мирсконца. М., 1912.
69. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое. М., 1913..
70. Крученых А., Хлебников В. Старинная любовь. М., 1912.
71. Крученых, Алягров. Заумная гнига. М., 1916.
72. ЛЕФ. Журнал левого фронта искусств. М.; Л., 1923-1925.
73. Лившиц Б.. Полутораглазый стрелец: Стихотворения. Переводы. Воспоминания. Л., 1989.
74. Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа. М., 2000.
75. Литературные манифесты. От символизма до «Октября». М.,2001.
76. Малевич К. По лестнице познания: Из неопубликованных стихотво-рений. М.,1991.
77. Малевич К. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1995. Т. 1.
78. Манифесты и программы русских футуристов. /Под ред. В. Марко¬ва. Munchen, 1967.
79. Манифесты итальянского футуризма. М., 1914.
80. Маринетти Ф. Футуризм. СПб., 1914.
81. Маяковский В. Простое как мычание. Пг., 1916.
82. Маяковский В. Облако в штанах. Пг.,1915.
83. Маяковский В. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955-1961.
84. Неизданный Хлебников. М., 1928-1933.
85. Пастернак Б. Воздушные пути. М., 1983..
86. Пастернак Б. Об искусстве. М., 1990.
87. Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1989-1992.
88. Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. Тула, 1993.
89. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. М.; Л., 1965. (Большая серия).
90. Пощечина общественному вкусу: В защиту свободного искусства: Стихи, проза, статьи. М., 1913.
91. Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. (Новая библиотека поэта).
407
92. Поэтические течения в русской литературе конца XIX- начала XX века: Хрестоматия. М., 1988.
93. Пушкин А. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1949. Т 11.,
94. Пушкин А. Сочинения: В 3 т. М., 1985-1987.
95. Развороченные черепа. СПб., 1913.
96. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М.,
1999.
97. Рубинштейн JI. С начала и до конца // НЛО. 1997. №23.
98. Садок судей. СПб., 1910.
99. Садок судей II. СПб., 1913.
100. Северянин И. Ананасы в шампанском. М., 1915.
101. Северянин И. Громокипящий кубок. М., 1913.
102. Северянин И. За струнной изгородью лиры. М., 1918.
103. Северянин И. Поэзо-концерт. М., 1918.
104. Северянин И. Ручьи в лилиях. СПб., 1911.
105. Северянин И. Стихотворения и поэмы. М., 1990.
106. Северянин И. Стихотворения. М., 1988.
107. Терентьев И. Маршрут шаризны: Закон случайности в искусстве // Крученых А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.
108. Терентьев И. Фонология //Крученых А. Фонетика театра. М.,1923.
109. Терентьев И. 17 ерундовых орудий. Тифлис, 1919.
110- Терентьев И. Мои похороны: Стихи. Письма. Следственные показа¬ния. Документы. М., 1993.
111. Терентьев И. Собрание сочинений. Bologna, 1988.
112. Терентьев И. Крученых грандиозарь. Тифлис, 1919.
113. Требник троих: Сборник стихов и рисунков. М., 1913.
114. Третьяков С. Откуда и куда? (Перспективы футуризма) //ЛЕФ. 1923. №1.
115. Третьяков С. Страна-перекресток. М.,1991.
116. Трое. СПб, 1913.
117. Туфанов А. Ушкуйники. Berkeley, 199L
118. Футуристы. Первый журнал русских футуристов. 1914. №1-2.
119. Хлебников В. Доски судьбы. М, 2000.
120. Хлебников В. Записная книжка. М., 1925.
121., Хлебников В. Избранные стихотворения. М, 1936.
122. Хлебников В. Неизданные произведения. М., 1940.
123. Хлебников В. Поэзия. Драматургические произведения. Проза. Пуб-лицистика. М., 2001.
124. Хлебников В. Проза. М. 1990.
125. Хлебников В. Слово о числе и наоборот // Вопросы литературы. 1985. №10.
126. Хлебников В. Собрание произведений: В 5 т. Л, 1928-1933.
127. Хлебников В. Собрание сочинений: В 3 т. СПб, 2001.
128. Хлебников В. Творения. М, 1986.
129. Ходасевич В. Колеблемый треножник. М, 1991.
408
130. Цветаева М. Собрание сочинений : В 7 т. М., 1994-1995.
131. Чехов А. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1970. Т.7.
132. Чуковский К. Образцы футуристических произведений: Опыт хре-стоматии// Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». СПб., 1914. Кн.22.
133. Шершеневич В. Зеленая улица. Статьи и заметки об искусстве. М., 1916.
134. Шершеневич В. Футуризм без маски: Компилятивная интродукция., М., 1913.
135. Я. Футур-альманах Вселенской ЭГО-Самости. Саратов, 1914.
II
136. Алексей Крученых в свидетельствах современников. Mtinchen, 1994.
137. Анненков Ю. Дневник моих встреч. М., 1991.
138. Блок А. Дневники // Блок А. Сочинения: В 2 т. М., 1955. Т.2.
139. Блок А. Записные книжки. М.,1965.
140. Брюсов В. Дневники. 1891-1910. М., 1927.
141. Бурлюк Д. Воспоминания отца русского футуризма // Минувшее: Исторический альманах. М., 1991. Вып. 5.
142. Вечерка Т. Воспоминания о Хлебникове // Записная книжка Вели¬мира Хлебникова. М., 1925.
143. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.
144. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.
145. Горький М. Заметки из дневника // Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1951. Т. 15.
146. Каменский В. «Двадцать пять лет труда»: Автобиография В.В. Каменского // Встречи с прошлым. М., 1983. Вып.1.
147. Каменский В. Его-моя биография великого футуриста. М., 1918.
148. Каменский В. Моя карьера // Каменский В. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966.
149. Каменский В. Путь энтузиаста. М., 1931.
150. Каменский В. Путь энтузиаста: Автобиографическая книга. Пермь,
1968.
151. Книга и читатель (1900-1917): Воспоминания и дневники современ-ников. М., 1999.
152. Крученых А. Об опере «Победа над солнцем» // Встречи с про¬шлым. М., 1990. Вып. 7.
153. Крученых А. Первые в мире спектакли футуристов // Современная драматургия. 1993. № 3-4.
154. Крученых А. Письма к М.В. Матюшину// Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 год. Л., 1976.
155. Лившиц Б. Письма к Давиду Бурлюку // НЛО. 1998. №31.
156. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л.,1933.
409
157. Локс К. Повесть об одном десятилетии (1907-1917) // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.
158. Малевич К. Письма к М.В. Матюшину //Ежегодник Рукописного от-дела Пушкинского Дома на 1974 год. Л, 1976.
159. Марков В. Письма «последних из могикан» русского футуризма //Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1994 год. СПб., 1998.
160. Матюшин М. Воспоминания футуриста // Волга. 1994. №9-10.
161. Матюшин М. Наши первые диспуты // Ежегодник Рукописного отде¬ла Пушкинского Дома на 1974 год. Л., 1976.
162. Митурич П. Записки сурового реалиста эпохи авангарда: Дневники, письма, воспоминания, статьи. М., 1997.
163. Пунин Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. М., 2000.
164. Пушкин А. «Мирсконца» ( Из архива А.Е.Крученых: стихи, воспо-минания, письма Б.Л.Пастернака) II Встречи с прошлым. М., 1990. Вып.7.
165. ПястВ. Встречи. М., 1997.
166. Синякова М. Воспоминания о футуристах // Вопросы литературы.
1990. №4.
167. Спасский С. Маяковский и его спутники: Воспоминания. Л., 1940.
168. «Сродни совести»: Из писем К. Чуковского //Литературное обозре¬ние. 1982. №4. Вып 3.
169. Толстая Т. Воспоминания о Хлебникове //Арион. 1996. №2.
170. Харджиев Н.. Турне кубо-футуристов 1913-1914 г.г.// Маяковский: Материалы и исследования. М., 1940.
III
171. Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм: проблемы терминологии. Круглый стол // Вопросы искусствознания. 1995. №1-2.
172. Авангард, остановленный на бегу. Л., 1989.
173. Авангардное поведение: Сборник материалов / А.Крученых. СПб.,
1998.
174. Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования. М., 1971.
175. Адаменко В. Игорь Стравинский и Велимир Хлебников: мир перво-элементов художественного языка // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992.
176. Адаскина Н. Флоренский и Хлебников //Техническая эстетика. 1982. №3-4.
177. Адаскина Н. Художественная теория русского авангарда: К пробле¬ме языка искусства // Вопросы искусствознания. 1993 .№ 1.
178. Азизян И. Диалог искусств серебряного века. М., 2001.
179. Азизян И. Итальянский футуризм и русский авангард // Искусство¬
410
знание. 1999. №1.
180. Айги Г. Русский поэтический авангард //В мире книг. 1989.№1.
181. Айги Г, Бирюков С. Реализм авангарда //Вопросы литературы. 1991. №6.
182. Александров А. Октябрьский хронограф Велимира // Звезда. 1985. №12.
183. Алексеева Л. Ларионов, Гончарова, Маяковский //Литературная уче¬ба. 1990. №3..
184. Альфонсов В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.; Л, 1966.
185. Альфонсов В. «Чтобы слово смело пошло за живописью»: Хлебни¬ков и живопись // Литература и живопись. Л., 1982..
186. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л, 1983.
187. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л, 1990.
188. Альфонсов В. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футу-ризма СПб., 1999. (Новая библиотека поэта).
189. Анна-Ры Никонова-Таршис. Массаж тишины // НЛО. 1997. №23.
190. Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть XX столетия (Поэзия) /Сост. Очеретянский А, Янечек Дж. Нью-Йорк; СПб, 1995.
191. Анфимов В. К вопросу о психопатологии творчества: В Хлебников в 1919 г. // Труды 3-й Краснодарской клинической городской больни¬цы. Краснодар, 1935. Вып 1.
192.. Арватов Б. Утопия или наука? //ЛЕФ.1924.№ 4..
193. Арензон Е. К пониманию Хлебникова: Наука и поэзия // Вопросы литературы. 1985. №10.
194. Бабков В. Контексты Досок судьбы // Хлебников В. Доски судьбы. М, 2000.
195.. Бабков В. Между наукой и поэзией: «Метабиоз» Велимира Хлебни¬кова // Вопросы истории естествознания и техники. 1987.№2.
196. Байдин В. «Космический бунт» русского авангарда // Российский ежегодник. М,1990.
197. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX в. М, 1993.
198. Баснер Е. «Мы и Запад»: идея миссионерства в русском авангарде // Вопросы искусствознания. 1997. №2.
199. Батракова С. Образ мира в живописи XX в. // На грани тысячелетий. Мир и человек в искусстве XX в. М, 1994.
200. Бахтин М. Лекция о Маяковском. Наброски статьи о Маяковском // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1995.№2.
201. Бахтин М. Язык Маяковского // День поэзии. 1983. М, 1983.
202. Белая Г. Авангард как богоборчество //Вопросы литературы. 1992. №3.
203. Вельская Л. Мотив одиночества в русской поэзии: от Лермонтова до Маяковского //Русская речь. 2001. №6.
204. Бердяев Н. Кризис искусства. М, 1990.
411
205. Берковский Н. Велимир Хлебников // Берковский Н. О русской лите-ратуре. Л., 1985.
206. Бессонова М. Мифы русского авангарда в полемике поколений (от Малевича до Кабакова) // Вопросы искусствознания. 1993. №1.
207. Бессонова М. Можно ли обойтись без термина «авангард» // Искус-ствознание. 1998.№2.
208. Бирюков С. Авангард. Сумма технологий // Вопросы литературы.
1996. №5.
209. Бирюков С. Жизнь как слово//Октябрь. 1992. №8.
210. Бирюков С. Заумь: . краткий курс истории и теории // Хлебников¬ские чтения. Л., 1991.
211. Бирюков С. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодер¬низма. М., 1994.
212. Бирюков С. Нетрадиционная традиция // НЛО. 1993. №3.
213. Бирюков С. Окно в авангардную эпоху //НЛО. 1996. № 19.
214. Бирюков С. Поэзия русского авангарда. М., 2001.
215. Бирюков С. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов, 1998.
216. Бирюков С. Фонема и уровень звука в поэтических системах XX ве¬ка. Путь к мировому заумному языку (два взгляда) //Вестник Обще¬ства Велимира Хлебникова. М., 1996. Вып.1.
217. Бобринская Е. «Естественное» в эстетике русского авангарда // Ис-кусствознание. 1999. №1.
218. Бобринская Е. «Предметное умозрение»: К вопросу о визуальном образе текста в кубофутуристической эстетике // Вопросы искусст-вознания. 1993. №1.
219. Бобринская Е. «Скифство» в русской культуре начала XX в. и скиф-ская тема у русских футуристов // Искусствознание. 1998. №1.
220. Бобринская Е. Взаимодействие поэзии и живописи в русском кубо-
футуризме: Автореф. дис кандидата филологических наук. М.,
1993.
221. Бобринская Е. Концепция человека в эстетике футуризма //Вопросы искусствознания. 1995. №1-2.
222. Бобринская Е. Механизм «работы сновидения» в футуристическом взаимодействии поэзии и живописи // Сон - семиотическое окно. М.,
1993.
223. Бобринская Е. Натурфилософские мотивы в творчестве Е. Гуро // Вопросы искусствознания. 1997. №2.
224. Бобринская Е. Футуризм. М., 2000.
225. Богомолов Н. Заумная заумь // Вопросы литературы. 1993. № 1.
226. Богомолов Н. Русская литература начала XX в. и оккультизм. М.,
2000.
227. Богомолов Н. Там и здесь (Рец.на: Русский литературный авангард. Материалы и исследования.Тренто,1990) // Литературное обозрение.
1992. №2.
412
228. Борский (Т.Б). Р.Якобсон. Новейшая русская поэзия. Набросок пер¬вый. Подступы к Хлебникову. М., 1921. Рец. // Книга и революция.
1921. №12.
229. Боулт Дж. Футурист — «парнасец» // Литературное обозрение. 1993. №1-2.
230. Брик О. О Хлебникове // День поэзии. 1978. М.,1978.
231. Брюсов В. Г од русской поэзии // Брюсов В. Избранные сочинения: В
2 т. М., 1955. Т.2.
232. Брюсов В. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии.. М., 1990.
233. Буа И.-А. Плач по живописи //Декоративное искусство.1992. №7-8.
234. Буачидзе Г. Через 41°// Литературная Грузия. 1989. №7.
235. Бухарин Н. Валерий Брюсов и Владимир Маяковский: (Скорбные мысли) // Бухарин Н. Революция и культура: Статьи и выступления 1923-1936 годов. М., 1993.
236. Быков Л. Русская поэзия начала XX в.: стиль творческого поведения // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской ли-тературы XX века ( 1900-1930). Екатеринбург, 1994. Вып. 1.
237. Быков Л. Русская поэзия 1900-1930-гг: Проблема творческого пове-дения., Екатеринбург, 1995.
238. Вайль П., Генис А. Поэзия банальности и поэтика непонятного // Звезда. 1994. №4.
239. Вайскопф М. Во весь логос. Религия Маяковского. М.; Иерусалим,.
1997.
240. Ванслов В. Модернизм - кризис буржуазного искусства // Модер¬низм: Анализ и критика основных направлений. М., 1989.
241. Васильев И. Поздний русский футуризм (группа «41 градус»: поиск поэтического языка) // XX век. Литература. Стиль. Стилевые законо-мерности русской литературы XX века ( 1900-1930). Екатеринбург,
1994. Вып. 1.
242. Васильев И. Поэтика пьесы-оперы А.Крученых «Победа над солн¬цем» в контексте авангардного движения 1910-х годов // XX век. Ли-тература. Стиль. Екатеринбург, 1998. Вып.4.
243. Васильев И. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 1999.
244. Вейдле В. Пастернак и модернизм //Литературная учеба. 1990. №1-
245. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. Bern, М., 1993.
246. Винокур Г. Маяковский - новатор языка // Винокур Г. О языке худо-жественной литературы. М., 1991.
247. Винокур Г. Речевая практика футуристов // Винокур П Культура языка: Очерки лингвистической технологии. М., 1925.
248. Винокур Г. Футуристы - строители языка //ЛЕФ. 1923 .№ 1.
249. Вислова А. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности рубежа ХЗХ-ХХ веков. М., 2000.
413
250. Владимирский Б, «Числа» в творчестве Хлебникова: Проблема авто-колебательных циклов в социальных системах // Мир Велимира Хлебникова. М,2000.
251. Вроон Р. О семантике гласных в поэтике В. Хлебникова // Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70-летию Вяч. Вс. Иванова. М, 1999.
252. Вчера и сегодня отечественного авангарда. Литературно-художественная выставка: Каталог. Херсон, 1993.
253. Гарбуз А. «Групповой портрет» будетлян в свете фольклорно-мифологической традиции // Хлебниковские чтения. СПб, 1991.
254. Гарбуз А. В. Хлебников: Мифопоэтическая основа творчества. Свердловск, 1989.
255. Гарбуз А. В.Хлебников и А.Н.Афанасьев // Фольклор народов СССР. Уфа, 1984.
256. Гарбуз А. Карнавальная природа поэмы Хлебникова и Крученых «Игра в аду» //Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1988.
257. Гаспаров Б. Мой до дыр // НЛО. 1992. № 1.
258. Гаспаров М. Академический авангардизм: Природа и культура в по-эзии позднего Брюсова. М,1995.
259. Гаспаров М. Бенедикт Лившиц: Между стихией и культурой // Лив¬шиц Б. Полутораглазый стрелец: Воспоминания. М.,1991..
260. Гаспаров М. Владимир Маяковский // Очерки истории языка рус¬ской поэзии XX в. Опыты описания идиостилей. М, 1995. Вып.5.
261. Гаспаров М. Петербургский цикл Бенедикта Лившица: поэтика за¬гадки //Уч. зап. тартуского гос. университета. Тарту, 1984. Вып. 664.
262. Гаспаров М. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяков-ского // Проблемы структурной лингвистики. М, 1981.
263. Гаспаров М. Считалка богов. О пьесе В.Хлебникова «Боги» //Гаспа¬ров М. Избранные статьи. М,1995.
264. Генис А. Треугольник: Авангард, соцреализм, постмодернизм // Иностранная литература. 1994. №10.
265. Гиндин С. Программа поэтики нового века: О теоретических поис¬ках В.Я. Брюсова в 1890-е годы // Серебряный век в России. М,
1993.
266. Гинц С. Василий Каменский. Пермь, 1984.
267. Гирин Ю. Авангардизм как пучок смыслов // Вопросы искусствозна-ния. 1997. №2.
268. Гончаров Б. Поэзия революции и «самовитое слово» //Вопросы ли-тературы. 1983. №7.
269. Горб Б. Шут у трона Революции. Внутренний сюжет творчества и жизни поэта и актера Серебряного века Вл. Маяковского. М, 2001.
270. Горлов Н. О футуристах и футуризме // ЛЕФ. 1923. №4.
271. Горлов Н. Футуризм и революция: Поэзия футуристов. М, 1924.
272. Горнунг Б. Черты русской поэзии 1910-х годов: К постановке вопро¬са о реакции против поэтического канона символистов // Поэтика и
414
стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В .Виноградова. JL, 1971.
273. Горнфельд А. Новые словечки и старые слова. Пг., 1922..
274. Горький М. О футуризме //Журнал журналов. 1915. №1.
275. Горячева Т. «Царство Духа» и «Царство Кесаря»: Судьба футуристи-ческой утопии в 1920-1930-х годах //Искусствознание. М., 1999. №L
276. Горячева Т. К понятию экономии творчества //Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000.
277. Гофман В. Языковое новаторство Хлебникова //Гофман В. Язык ли-тературы: Очерки и этюды. Л., 1936.
278. Гоффеншефер В. Маяковский, футуризм, революция //Литературный критик. 1940. №5-6.
279. Григорьев А., Муратова К. Русский футуризм // История русской ли-тературы : В 4 т. Л., 1983. Т.4.
280. Григорьев В. «Впереди не провал, а промер....» (Два идиостиля : Хлебников и Мандельштам) // Русистика сегодня. 1994. №1..
281. Григорьев В. «Лети, созвездье человечье...» (Хлебников - интерлин-гвист) // Уч. зап. тартуского ун-та. Тарту, 1982. Вып.613.
282. Григорьев В. Будетлянин. М., 2000.
283. Григорьев В. В. Хлебников: От театра размеров к театру невозмож¬ного // НЛО. 1999. №39.
284. Григорьев В. Велимир Хлебников //НЛО. 1998. №34.
285. Григорьев В. Воображаемая филология В.Хлебникова // Стилистика художественной речи. Калинин, 1981.,
286. Григорьев В. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М., 1983.
287. Григорьев В. Заумец и Главздравсмысел // Заумный футуризм и да-даизм в русской культуре. Bern, 1991.
288. Григорьев В. Лобачевский слова //Русская речь. 1985. №5.
289. Григорьев В. Опыты описания идиостилей. Велимир Хлебников // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста. М., 1990. Вып. 1.
290. Григорьев В. Свобода и необходимость поэта // Литературная учеба. 1985. №4.
291. Григорьев В. Скорнение // Актуальные проблемы русского словооб-разования. Ташкент, 1982.
292. Григорьев В. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М., 1986.
293. Гриц Т. Проза Велимира Хлебникова // Литературное обозрение. 1996. №5-6.
294. Гришин А. Футуризм и его заумь в оценке русской философской мысли: за и против //Вестник Челябинского ун-та. Сер.2. Филология. Челябинск, 1999. №2.
295. Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда //Вопросы литературы. 1992. №1.
415
296. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» // Во-просы философии. 1990. №11.
297. Гройс Б. Соцреализм - авангард по-сталински // Декоративное искус-ство СССР. 1990. №5.
298. Гроссман- Рощин. Социальный замысел футуризма //ЛЕФ. 1923. №4.
299. Груздев И. Русская поэзия в 1918-1923 годах // Книга и революция. 1923. №3.
300. Губанова Г. Групповой портрет на фоне апокалипсиса: К проблеме толкования «Победы над Солнцем» //Литературное обозрение. 1989. №4.
301. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990.
302. Гунн Г. Родное и вселенское. Рерих и Хлебников // Гунн Г. Очаро-ванная Русь. М., 1990.
303. Гурьянова Н. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда // Вопросы искусствознания. 1996. №2.
304. Гюнтер X. Художественный авангард и социалистический реализм// Вопросы литературы. 1992. №3.
305. Деринг-Смирнова И., Смирнов И. «Исторический авангард» с точки зрения эволюции художественных систем //Russian Literature. 1998. XLIII-
306. Долгополов Л. Владимир Маяковский: путь к самоуничтожению или порыв в бессмертие? // Вестник русского христианского движения.
1992. №111; 1993. №1.
307. Дроздков В. Статья В.Г. Шершеневича «Пунктир футуризма» и пре-дыстория возникновения имажинизма // Ежегодник отдела Пушкин-ского Дома на 1994 год. СПб., 1998.
308. Дуганов Р. «Звук судьбы»: Хлебников и Маяковский // Огонек. 1985. №46.
309. Дуганов Р. «Мир погибнет, а нам нет конца!», или Театр наизнанку // Современная драматургия. 1993. № 3-4.
310. Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. М.,1990.
311. Дуганов Р. Два метода поэтики Хлебникова //Проблемы русской критики и поэзии XX в. Ереван, 1973.
312. Дуганов Р. Жажда множественности бытия. О драматургии В. Хлебникова // Театр. 1985. №10.
313. Дуганов Р. Краткое «искусство поэзии» Хлебникова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1974. №5.
314. Дуганов Р. Поэт, история, природа//Вопросы литературы. 1985.№ 10.
315. Дуганов Р. Рисунки русских писателей. М., 1988.
316. Дуганов Р. Самовитое слово // Искусство авангарда: язык мирового общения. Уфа., 1993.
317. Дуганов Р. Футуризм // Литературный энциклопедический словарь. М, 1987.
318. Дуганов Р. Эстетика русского футуризма // Проблемы культуры пер¬вых десятилетий XX в. Россия. Франция. М., 1998.
416
319. Дунаев М. Православие и русская литература. Т.5. Русская литерату¬ра конца XIX- начала XX веков. М, 1999.
320. Дьякова Т. Поэзия, презревшая поэзию. О языке поэтического авангарда// Подъем. 1991. №3.
321. Енукидзе Н. Футуристическая опера «Победа над солнцем»: О лите-ратурности музыки и музыкальности слова //Музыка и незвучащее. М., 2000.
322. Есаулов И. Генеалогия авангарда // Вопросы литературы. 1992. Вып.З.
323. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб,
1995.
324. Жаккар Ж.-Ф. «Оптический обман» в русском авангарде. О «расши-ренном смотрении // Russian Literature. 1998. XLIII.
325. Жолковский А. «Блуждающие сны» и другие работы. М.,1994
326. Жолковский А. Поэтика произвола и произвольность поэтики // Знамя. 1993. №11.
327. Забытый авангард: Россия: первая треть XX столетия/ Сборник спра-вочных и теоретических материалов. Сост. Кузьминский К, Очере-тянский А, Янечек Дж. Wien, 1989.
328. Забытый авангард: Россия: первая треть XX столетия/ Новый сбор¬ник справочных и теоретических материалов. Сост. Крейд В. Очере¬тянский А, Янечек Дж. Нью-Йорк; СПб, 1993.
329. Закржевский А. Рыцари безумия (футуристы). Киев, 1914.
330. Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. Bern; Berlin; Fr./M, Paris; Wien, 1991 .
331. Злыднева H. Рукописное в поэтике авангарда // Русский авангард в кругу европейской культуры. М, 1994.
332. Иванов В. Классика глазами авангарда // Иностранная литература.,
1989. №11.
333. Иванов В. О воздействии «эстетического эксперимента» Андрея Бе¬лого (В. Хлебников, В. Маяковский, М. Цветаева, Б. Пастернак) // Андрей Белый. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Пуб¬ликации. М, 1988.
334. Иванов В. Пастернак и ОПОЯЗ // Тыняновский сборник. Третьи ты-няновские чтения. Рига, 1988.
335. Иванов В. Русская поэтическая традиция и футуризм (из опыта ран¬него Б. Пастернака) //Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX- начала XX в. М, 1992.
336. Иванов В. Славянская пора в поэтическом языке и поэзии Хлебни-кова//Советское славяноведение. 1986. №3.
337. Иванов В. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновьих...» //Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. Вып. 3.
338. Иванов В. Хлебников и наука // Пути в незнаемое: Писатели расска-зывают о науке. М, 1986. Вып.20.
339. Иванов В. Хлебников и типология авангарда XX века // Russian Lit¬
417
erature. 1990. XXVII -I.
340. Иванюшина И. Альманах саратовских футуристов// Филология. Вып. 1 .Саратов, 1996.
341. Иванюшина И. Заумный текст как взрыв // Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: XXI век. Саратов,2000.
342. Иванюшина И. «Идет число на смену верам» // Пространство и время в литературном произведении.. Тезисы и материалы. 4.2. Самара,
2001.
343. Иванюшина И. История и теория русского авангарда 10-х годов// Спецкурсы по русской литературе XX в. Саратов, 2000.
344. Иванюшина И. «Медный Всадник» Владимира Маяковского // Во-просы литературы, 2000,№4.
345. Иванюшина И. Методические рекомендации к спецкурсу «История и теория русского авангарда 10-х гг.»//Актуальные проблемы филоло¬гии и ее преподавания. Саратов, 1996.
346. Иванюшина И. «Наслаждение быть освистанными»// Литературове-дение и журналистика. Саратов, 2000.
347. Иванюшина И. О взаимодействии научного и художественного соз-нания в эстетике русского авангарда// Постигая прошлое и настоя¬щее. Вып.6.Саратов,1997.
348. Иванюшина И. Об особенностях диалогизма В.Хлебникова// Вели¬мир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тыся-челетий. Астрахань,2000.
349. Иванюшина И. От карнавалу к субботнику (Об изменении характера праздничности в творчестве В.В. Маяковского) // «Человек играю¬щий» в творчестве В.В. Маяковского. Саратов, 1991.
350. Иванюшина И. Парадоксы диалогизма// Проблемы литературного диалога. Саратов, 2002.
351. Иванюшина И. Рациональное и эмоциональное в теории заумного зыка // Рациональное и эмоциональное в русской литературе и фольклоре. Волгоград, 2002.
352. Иванюшина И. Релятивизм как философский исток русского футу-ризма // Проблемы истории культуры, литературы, социально- экономической мысли. Саратов, 1993.
353. Иванюшина И. Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика. Саратов, 2003.
354. Иванюшина И. Русский футуризм как феномен утопического созна¬ния. //Поэзия русского и украинского авангарда: история, этика, тра¬диции (1910-1990). Херсон, 1990.
355. Иванюшина И. Русский футуризм: между варварством и цивилиза¬цией // Филология. Вып.З. Саратов, 1998.
356. Иванюшина И. Творчество В.В. Маяковского как феномен утопиче-ского сознания. Автореферат дис.... кандидата филологических наук. Н. Новогород, 1992.
418
357. Иванюшина И. Утопии искусства коммуны//.Поэзия русского и ук-раинского авангарда: история, поэтика, традиции. Херсон, 1991.
358. Иванюшина И. Утопические корни художественного мышления В.Маяковского// Проблемы вечных ценностей в русской культуре XX века. Г розный, 1991...
359. Иванюшина И. Утопическое сознание в русской литературе начала XX века.// Постигая прошлое и настоящее. Вып.5.Саратов,1997.
360. Иванюшина И. Утопическое сознание в русской литературе первой трети XX века. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1996.
361. Иванюшина И. Утопическое сознание в русской литературе первой трети XX века// Спецкурсы по русской литературе XX в. Саратов, 2000.
362. Иванюшина И. Утопия покоренного времени // Очерки по истории культуры. Саратов, 1994.
363. Иванюшина И. Философия и поэтика случайного в художественной системе русского футуризма. // Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: XXI век. Саратов,2000..
364. Иванюшина И. Футур-альманах вселенской эго-самости» // «Звездо-лики Гилеи». Херсон, 1995.
365. Изотов В. Хлебников и проблема исчислимости способов словообра-зования // Пятые Хлебниковские чтения. Астрахань, 1995.
366. Ильин О. Героическая сатира Маяковского. Саратов, 1962.
367. Импости Г. Роль звукоподражания в поэтике итальянского и русско¬го футуризма: Маринетти, Крученых, Хлебников // Поэзия и живо¬пись. М., 2000.
368. Искржицкая И. Библейские мотивы в раннем творчестве В. Маяков-ского // Поэзия русского и украинского авангарда: история, поэтика, традиции. Херсон, 1991.
369. Искусство авангарда: Язык мирового общения. Уфа., 1993.
370. История «Декларации слова как такового» по материалам переписки
А. Крученых //Второй Терентьевский сборник. М., 1998.
371. Казакова С. Творческая история объединения «Центрифуга» // Russian Literature. 1990. XXVII.
372. Казинцев А. Закономерности историко-литературного развития (Эволюция одного художественного направления)// Филологические науки. 1981. №1.
373. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.
374. Кацис JI. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2000.
375. Кацис JI. «...Но слово мчится, подтянув подпруги...»(Полемические заметки о Владимире Маяковском и его исследователях) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1992. №3.
376. Кацис JI. Поэт-ассенизатор у Маяковского и вокруг //Даугава. 1990. №10.
377. Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. М., 2000.
419
378. Кацис JI, Одесский М. Идея «славянской взаимности» в творчестве В.Хлебникова и литераторов его круга // Известия РАН. Серия лите-ратуры и языка. 2001. №1.
379. Кедров К. «Грезофарс» И. Северянина //В мире книг. 1987.№5.
380. Кедров К. «Звездная азбука» Велимира Хлебникова //Литературная учеба. 1982. №3.
381. Клеберг Л. К проблеме социологии авангарда //Вопросы литературы.
1992. №3.
382. Клинг О. Борис Пастернак и символизм // Вопросы литературы.
2002. №2.
383. Клинг О. В. Хлебников и символизм // Вопросы литературы. 1988.. №5.
384. Клинг О. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в Рос¬сии 1910-х годов (проблемы поэтики): Автореф. дис.... доктора фи-лологических наук. М, 1996.
385. Клинг О. Футуризм и «старый символистский хмель»: Влияние сим-волизма на поэтику раннего русского футуризма //Вопросы литера-туры. 1996. №5.
386. Клюге Р. О русском авангарде, философии Ницше и социалистиче¬ском реализме // Вопросы литературы. 1990. №9.
387. Клюге Р. Символизм и авангард в русской литературе - перелом или преемственность? // Русский авангард в кругу европейской культу¬ры. М, 1994.
388. Кобринский А. «Без грамматической ошибки...»? : Орфографиче¬ский «сдвиг» в текстах Даниила Хармса //НЛО. 1998. №33.
389. Кобринский А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литератур-ного авангарда: В 2 т. М, 2000.
390. Ковтун Е. Елена Гуро: Поэт и художник //Памятники культуры. Но¬вые открытия. 1976. М, 1977.
391. Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л, 1981.
392. Ковтун Е. Русская футуристическая книга. М, 1989.
393. Ковтун Е. Русский авангард 1920-1930-х годов: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство: Из собрания Госу-дарственного Русского музея, Санкт-Петербург. СПб, 1996.
394. Ковтун Е. Филонов и Хлебников //Волга. 1989.№8.
395. Кондаков И. «Эстетический нигилизм» Писарева и истоки русского авангарда // Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования. Дм. Писарев. М, 1992. Вып.VIII.
396. Костецкий А. Лингвистическая теория В. Хлебникова // Структурная и математическая лингвистика. Киев, 1975. Вып.З.
397. Красицкий С. О Крученых // Крученых А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб, 2001. (Новая библиотека поэта. Малая серия).
398. Критика о творчестве Игоря Северянина. М, 1916.
399. Крусанов А. Дороги и тропы русского литературного авангарда :
420
эгофутуризм (1911-1912) // Русский разъезд. 1993.№1.
400. Крусанов А. На пути к Ничего //Родник. 1992. №4.
401. Крусанов А. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор): В
3 т. СПб., 1996. Т.1. Боевое десятилетие.
402. Крыжицкий Г. Футуризм // Жизнь искусства. 1923. №27.
403. Крючкова В. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. М., 1985.
404. Кузьменко В. «Основной закон времени» Хлебникова в свете совре-менных теорий коэволюции природы и общества // Мир Велимира Хлебникова. М., 2000.
405. Курицын В. О некоторых, попытках противостояния «авангардной парадигме» //HJI0.1996. №20.
406. Кусков С. Проблематика универсального языка в контексте П. Филонова и В.Хлебникова //Культура средних веков и нового времени. М., 1987.
407. Ланн Ж. Русский футуризм // История русской литературы: XX век. Серебряный век. /Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В.Страды, Е.Эткинда. М., 1995.
408. Ланцова С. Мифологизм В.Хлебникова: некоторые аспекты пробле¬мы. М., 1991.
409. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контек¬сте эпохи. М., 1991.
410. Левидов М. О футуризме необходимая статья //ЛЕФ.1923. №2.
411. Лейдерман Н. Космос и Хаос как модели мира: ( К отношению клас-сического и модернистского типов культуры) // Русская литература XX в.: Направления и течения. Екатеринбург, 1996. Вып.З.
412. Лекманов О. Человек и природа в стихотворении В.Хлебникова «Слоны бились бивнями так...» // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1998. №4.
413. Лённквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. СПб., 1999.
414. Литературное наследство: Новое о Маяковском. М., 1958. Т.65.
415. Лотман Ю. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. Тар¬ту, 1969. Вып.1У.
416. Мавлина Т. «Homo ludens» в ранней лирике В.Маяковского // «Че¬ловек играющий» в творчестве В.В. Маяковского: Эстетика праздни¬ка. Саратов, 1991..
417. Магаротто Л. «Типографская революция» итальянского футуризма и художественная деятельность В. Каменского и И. Зданевича // По¬эзия и живопись. М., 2000.
418. Максимов В. Критика и авангард //HJI0.1999. №35.
419. Малахов С. Заумники // На литературном посту. 1926. №7-8.
420. Малахов С. Русский футуризм после революции //Молодая гвардия. 1926. №10.
421
421. Малевич К. Хлебников //Творчество. 1991. №7„
422. Малевич: Художник и теоретик. М., 1990.
423. Маркаде Ж. Взаимоотношение поэзии и живописи в «Полуторагла¬зом стрельце» Б. Лившица // Культура русского модернизма. М.,
1993.
424. Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.
425. Марков В. О Хлебникове: (попытка апологии и сопротивления) // Марков В. О свободе в поэзии: Статьи. Эссе. Разное. СПб., 1994.
426. Матхаузерова С. «Словоизвитие» и «самовитое слово» // Исследо-вания по древней и новой литературе. Л., 1987.
427. Маяковский: Материалы и исследования. М., 1940.
428. Медведева К. Концепция «нового человека» и идея «артистизма» в творчестве А. Белого и В. Маяковского. Владивосток., 1984.
429. Мережковский Д. Еще шаг грядущего Хама//Русское слово. 1914. 29 июня.
430. Минц 3. Футуризм и «неоромантизм» (к проблеме генезиса и струк-туры «Истории бедного рыцаря» Е. Гуро) // Функционирование рус-ской литературы в разные исторические периоды. Тарту, 1988.
431.. . Мир Велимира Хлебникова. М.,2000.
432.. Мириманов В. Русский авангард и эс