Структура базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с разным уровнем интернетзависимости
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬЮ
1.1. Проблема изучения базисных убеждений личности в отечественной и
зарубежной психологии 5
1.2. Понятие, функции и структура базисных убеждений личности 15
1.3. Подходы к определению, компоненты психологического благополучия и
их взаимосвязь с различными характеристиками личности 19
1.4. Понятие, виды, влияние на личность и профилактика интернетзависимости 28
Выводы по первой главе 40
Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация промежуточных результатов исследования 48
2.3. Взаимосвязь базисных убеждений и психологического благополучия у
лиц с интернет зависимостью 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬЮ
1.1. Проблема изучения базисных убеждений личности в отечественной и
зарубежной психологии 5
1.2. Понятие, функции и структура базисных убеждений личности 15
1.3. Подходы к определению, компоненты психологического благополучия и
их взаимосвязь с различными характеристиками личности 19
1.4. Понятие, виды, влияние на личность и профилактика интернетзависимости 28
Выводы по первой главе 40
Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация промежуточных результатов исследования 48
2.3. Взаимосвязь базисных убеждений и психологического благополучия у
лиц с интернет зависимостью 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
В условиях, когда социально - политическая и экономическая ситуация развития общества является достаточно подвижной и изменчивой, а информационный поток из интернета все больше охватывает вовлеченность человека во всемирную сеть и своевременно предоставляет сведения обо всех позитивных и чаще - негативных тенденциях в мире, психологическая наука все больше обращает свое внимание на благополучие каждого отдельного человека и раскрытие его факторов.
Данное внимание вызвано необходимостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Проблема психологического благополучия, таким образом, становится непосредственно связана с базисными убеждениями, на основе которых строится понимание, отношение к окружающему миру и собственному «Я». Для построения целостной модели благополучия необходимо рассматривать личность в контексте ее социально - психологических характеристик и доминирующих отношений - к себе, другим людям и окружающей среде. Соответственно, не столь значимым в настоящее время становится определение, собственно, компонентов благополучия, сколь создание целостной системы понимания их взаимодействия со структурой личности, рассматриваемой в контексте ее взаимосвязей с миром и отношениями с другими людьми. Таким образом, без учета понимания базисных убеждений личности становится невозможным процесс оптимизации психологического благополучия, а так как на сегодняшний день интернет среда стала частью жизни человека и является фактором влияния на нее, то необходимо учесть и такое явление как «интернет - зависимость» при проведении исследования.
Степень научной разработанности проблемы заключается в многочисленных исследования, в которых ученые ставят своей целью не только определить, что есть психологическое благополучие и как оно проявляется, но и от чего оно зависит, каким образом влияет на различные характеристики личности, в каком соотношении находится с другими категориями, такими как субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, ощущение счастья - все это находится в настоящий момент в детальной разработке различных исследований.
Разработкой психологического благополучия, определения факторов влияния, границ этого понятия и степени его субъективности-объективности рассматривались:
- в концепции позитивного функционирования человека, теории гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл);
- экзистенциальное направление (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Р. Мэй);
- гедонистический подход (Н. Брэдбёрн и Э. Динер);
- эвдемонистический подход (А. Вотермен и А. А. Кроник), понятие психологического благополучия через эвдемонистические установки (гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные);
- психологическое благополучие личности через параметры психофизиологической сохранности функций, представлен в отечественной и зарубежной психологии (Р. М. Райан, Э. Л. Диси, А. В. Воронина);
- изучение структуры психологического благополучия (Л.В. Жуковская, Л.В. Куликов, К. Рифф);
- адаптация опросника К. Рифф, определяющий общий уровень психологического благополучия личности (Л.В. Жуковская и Е.Г. Трошихина);
- установление значимости взаимосвязи психологического благополучия с родительскими установками женщин (Л.В. Жуковская), самоактуализацией (С.П. Пучкова), осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), социальной активностью (Р.М. Шамионов);
- особенности психологического благополучия в условиях экстремальной жизнедеятельности (О.С. Ширяева);
- возрастные различия в переживании психологического благополучия (А.В. Воронина).
Продолжаются теоретические разработки по классификации подходов к определению психологического благополучия личности (А.Е. Созонтов, Р.М. Шамионов), предложена модель исследования и формирования психологического благополучия (О.А. Идобаева).
Еще один подход к анализу параметров психологического благополучия отражен в трудах П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленковой, разбирающих его как сугубо субъективное явление, представленное целостным переживанием счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью.
В настоящее время активно изучается связь психологического благо - получия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется влияние объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, А.Е. Созонтов, П. П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева, и др.).
Таким образом, проблему исследования составляет поиск путей разрешения противоречий, заключающихся в том, что среди многочисленных теоретических и эмпирических исследований психологического и субъективного благополучия, которое характеризуется как позитивное функционирование личности (в зарубежной психологии) и степень ее гармоничной самореализации (в отечественных исследованиях), пока недостаточно данных, раскрывающих благополучие в контексте всей совокупности и во всем разнообразии многочисленных взаимосвязей человека с миром и другими людьми.
Проблема исследования - каковы особенности базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с разным уровнем интернет - зависимости?
Цель исследования выявить различия в структуре базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с разным уровнем интернет зависимости.
Объект исследования - базисные убеждения и психологическое благополучие.
Предмет исследования - особенности и структура базисных убеждений и психологического благополучия.
Гипотеза исследования: особенности структуры базисных убеждений и психологического благополучия обусловлены разным уровнем интернет - зависимости.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) определить понятие, функции и структуру базовых убеждений личности;
2) проанализировать подходы к определению и компоненты психологического благополучия, а также, их взаимосвязь с различными характеристиками личности;
3) рассмотреть понятие, виды, диагностику, профилактику интернет - зависимости и ее влияние на личность.
Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы и данные исследования могут использоваться для составления программ по сопровождению, профилактике и коррекционно - формирующей деятельности психологического благополучия.
Методы исследования для решения поставленных задач были использованы методы: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, тестирование, опросник, методы первичной и вторичной обработки результатов исследования. Статистическая обработка данных по критерию t-Стьюдента для независимых выборок.
Методики эмпирического исследования:
1. Тест «Шкала интернет-зависимости» С. Чен (в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова).
2. Методика «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янов - Бульман (в адаптации и рестандартизации М. А. Падун, А. В. Котельникова).
3. Опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (адаптированный Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
База проведения исследования
Основной базой исследования стало Высшие учебное заведение города Елабуга - Елабужский институт КФУ.
Краткое описание выборки
В исследовании приняло участие 74 человека в возрасте 18 - 25 лет.
Основная выборка состояла из студентов Елабужского института КФУ, 1 - 4 курса.
Структура представленной работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Данное внимание вызвано необходимостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Проблема психологического благополучия, таким образом, становится непосредственно связана с базисными убеждениями, на основе которых строится понимание, отношение к окружающему миру и собственному «Я». Для построения целостной модели благополучия необходимо рассматривать личность в контексте ее социально - психологических характеристик и доминирующих отношений - к себе, другим людям и окружающей среде. Соответственно, не столь значимым в настоящее время становится определение, собственно, компонентов благополучия, сколь создание целостной системы понимания их взаимодействия со структурой личности, рассматриваемой в контексте ее взаимосвязей с миром и отношениями с другими людьми. Таким образом, без учета понимания базисных убеждений личности становится невозможным процесс оптимизации психологического благополучия, а так как на сегодняшний день интернет среда стала частью жизни человека и является фактором влияния на нее, то необходимо учесть и такое явление как «интернет - зависимость» при проведении исследования.
Степень научной разработанности проблемы заключается в многочисленных исследования, в которых ученые ставят своей целью не только определить, что есть психологическое благополучие и как оно проявляется, но и от чего оно зависит, каким образом влияет на различные характеристики личности, в каком соотношении находится с другими категориями, такими как субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, ощущение счастья - все это находится в настоящий момент в детальной разработке различных исследований.
Разработкой психологического благополучия, определения факторов влияния, границ этого понятия и степени его субъективности-объективности рассматривались:
- в концепции позитивного функционирования человека, теории гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл);
- экзистенциальное направление (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Р. Мэй);
- гедонистический подход (Н. Брэдбёрн и Э. Динер);
- эвдемонистический подход (А. Вотермен и А. А. Кроник), понятие психологического благополучия через эвдемонистические установки (гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные);
- психологическое благополучие личности через параметры психофизиологической сохранности функций, представлен в отечественной и зарубежной психологии (Р. М. Райан, Э. Л. Диси, А. В. Воронина);
- изучение структуры психологического благополучия (Л.В. Жуковская, Л.В. Куликов, К. Рифф);
- адаптация опросника К. Рифф, определяющий общий уровень психологического благополучия личности (Л.В. Жуковская и Е.Г. Трошихина);
- установление значимости взаимосвязи психологического благополучия с родительскими установками женщин (Л.В. Жуковская), самоактуализацией (С.П. Пучкова), осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), социальной активностью (Р.М. Шамионов);
- особенности психологического благополучия в условиях экстремальной жизнедеятельности (О.С. Ширяева);
- возрастные различия в переживании психологического благополучия (А.В. Воронина).
Продолжаются теоретические разработки по классификации подходов к определению психологического благополучия личности (А.Е. Созонтов, Р.М. Шамионов), предложена модель исследования и формирования психологического благополучия (О.А. Идобаева).
Еще один подход к анализу параметров психологического благополучия отражен в трудах П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленковой, разбирающих его как сугубо субъективное явление, представленное целостным переживанием счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью.
В настоящее время активно изучается связь психологического благо - получия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется влияние объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, А.Е. Созонтов, П. П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева, и др.).
Таким образом, проблему исследования составляет поиск путей разрешения противоречий, заключающихся в том, что среди многочисленных теоретических и эмпирических исследований психологического и субъективного благополучия, которое характеризуется как позитивное функционирование личности (в зарубежной психологии) и степень ее гармоничной самореализации (в отечественных исследованиях), пока недостаточно данных, раскрывающих благополучие в контексте всей совокупности и во всем разнообразии многочисленных взаимосвязей человека с миром и другими людьми.
Проблема исследования - каковы особенности базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с разным уровнем интернет - зависимости?
Цель исследования выявить различия в структуре базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с разным уровнем интернет зависимости.
Объект исследования - базисные убеждения и психологическое благополучие.
Предмет исследования - особенности и структура базисных убеждений и психологического благополучия.
Гипотеза исследования: особенности структуры базисных убеждений и психологического благополучия обусловлены разным уровнем интернет - зависимости.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) определить понятие, функции и структуру базовых убеждений личности;
2) проанализировать подходы к определению и компоненты психологического благополучия, а также, их взаимосвязь с различными характеристиками личности;
3) рассмотреть понятие, виды, диагностику, профилактику интернет - зависимости и ее влияние на личность.
Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы и данные исследования могут использоваться для составления программ по сопровождению, профилактике и коррекционно - формирующей деятельности психологического благополучия.
Методы исследования для решения поставленных задач были использованы методы: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, тестирование, опросник, методы первичной и вторичной обработки результатов исследования. Статистическая обработка данных по критерию t-Стьюдента для независимых выборок.
Методики эмпирического исследования:
1. Тест «Шкала интернет-зависимости» С. Чен (в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова).
2. Методика «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янов - Бульман (в адаптации и рестандартизации М. А. Падун, А. В. Котельникова).
3. Опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (адаптированный Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
База проведения исследования
Основной базой исследования стало Высшие учебное заведение города Елабуга - Елабужский институт КФУ.
Краткое описание выборки
В исследовании приняло участие 74 человека в возрасте 18 - 25 лет.
Основная выборка состояла из студентов Елабужского института КФУ, 1 - 4 курса.
Структура представленной работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В нашей работе «Взаимосвязь базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с интернет-зависимостью» мы выдвинули гипотезу о том, что особенности структуры базисных убеждений и психологического благополучия обусловлены разным уровнем интернет-зависимости.
В рамках теоретического исследования нами были проанализированы основные подходы к проблеме изучения базисных убеждений, психологического благополучия и интернет-зависимости. Мы рассмотрели их основные понятия, виды, компоненты, структуру и взаимосвязь с различными характеристиками личности.
Эмпирическое исследования позволило установить значимые взаимосвязи базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с разным уровнем интернет-зависимости. Были выявлены факторы способствующие изменению уровня убеждений, благополучия и описаны характеристики различных типов.
Таким образом, результаты проведенного нами теоретического и эмпирического исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и сформулировать выводы:
1. Базисные убеждения своего рода иерархически организованные когнитивно - эмоциональные представления индивида, сквозь призму которых воспринимаются события окружающего мира и в соответствии с которыми формируется поведение, ценности и отношение к людям и миру в целом.
2. В понимании психологического благополучия выделяется два основных подхода.
Первый, характеризует психологическое благополучие через переживания и проявления субъективного ощущения счастья, удовлетворенности собственной жизнью и сформированность целостной личности. Второй подход рассматривает благополучие как ресурсное состояние личности, которое включает в себя совокупность различных компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования. В данных компонентах выделяются: внутренняя гармония, позитивное отношение с другими людьми, независимость личности, контроль над обстоятельствами, наличие цели в жизни и личностный рост.
3. Интернет-зависимость характеризуясь как навязчивое желание подключиться к сети и неспособности вовремя отключиться от нее, является своего рода питательной средой для поддержания других зависимостей. Это может говорить нам о наличии ряда серьёзных психологических проблем у личности и неумении преодолевать их. Данная аддикция заставляет человека погружаться в виртуальную реальность, которая, сливаясь с обычной жизнью, заменяет её. Со временем появляются трудности в контролировании времени нахождения в сети; изменяется настроение при его использовании; формируется пренебрежение к деятельности, не связанной с сетью. Происходит ряд изменений в различных сферах: личностной, эмоционально - волевой и поведенческой.
4. В ходе исследования были выявлены ключевые взаимосвязи по компонентам психологического благополучия и базисных убеждений у лиц с высоким и низким уровнем интернет-зависимости, также были описаны факторные различия низкого, среднего и высокого уровня психологического благополучия, базисных убеждений и интернет-зависимости.
Для большинства респондентов обеих групп характерен средний уровень как базисных убеждений, так и психологического благополучия. Доминирует положительное отношение к миру и людям. Преобладают положительные черты характера, в совокупности с адекватной оценкой собственного «Я». Преобладают позитивные тенденций к себе, миру и людям в целом. Однако в реальности проблемы саморазвития и постановки целей на будущее не является для них первоочередной задачей. При построении контактов зачастую испытываю неуверенность в себе, а мнение со стороны для них может являться немаловажным факторов при реализации определенных задач.
На низком уровне базисных убеждений преобладание было в экспериментальной группе, 15% против 5% у контрольной группы. На таком уровне доминирует недоверие к людям, проблемы в межличностных взаимоотношения, неадекватное самоотношение.
А при рассмотрении каждой шкалы по отдельности у обеих групп выделяются «справедливость мира», «контролируемость мира», «степень удачи» и «ценность собственного Я» у контрольной группы.
Доминирующие шкалы по методике психологического благополучия составили «компетентность», «жизненные цели» и «самопринятие».
Коррелирующие значения по шкалам в методике базисных убеждений составили «доброта людей» и «ценность собственного Я» при р<0,05. Положительная взаимосвязь в шкалах по методике психологического благополучия были выявлены в «личностном росте», «позитивных отношениях», «психологического благополучия в целом» при р<0,05 и «самопринятия» при р<0,01.
В рамках теоретического исследования нами были проанализированы основные подходы к проблеме изучения базисных убеждений, психологического благополучия и интернет-зависимости. Мы рассмотрели их основные понятия, виды, компоненты, структуру и взаимосвязь с различными характеристиками личности.
Эмпирическое исследования позволило установить значимые взаимосвязи базисных убеждений и психологического благополучия у лиц с разным уровнем интернет-зависимости. Были выявлены факторы способствующие изменению уровня убеждений, благополучия и описаны характеристики различных типов.
Таким образом, результаты проведенного нами теоретического и эмпирического исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и сформулировать выводы:
1. Базисные убеждения своего рода иерархически организованные когнитивно - эмоциональные представления индивида, сквозь призму которых воспринимаются события окружающего мира и в соответствии с которыми формируется поведение, ценности и отношение к людям и миру в целом.
2. В понимании психологического благополучия выделяется два основных подхода.
Первый, характеризует психологическое благополучие через переживания и проявления субъективного ощущения счастья, удовлетворенности собственной жизнью и сформированность целостной личности. Второй подход рассматривает благополучие как ресурсное состояние личности, которое включает в себя совокупность различных компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования. В данных компонентах выделяются: внутренняя гармония, позитивное отношение с другими людьми, независимость личности, контроль над обстоятельствами, наличие цели в жизни и личностный рост.
3. Интернет-зависимость характеризуясь как навязчивое желание подключиться к сети и неспособности вовремя отключиться от нее, является своего рода питательной средой для поддержания других зависимостей. Это может говорить нам о наличии ряда серьёзных психологических проблем у личности и неумении преодолевать их. Данная аддикция заставляет человека погружаться в виртуальную реальность, которая, сливаясь с обычной жизнью, заменяет её. Со временем появляются трудности в контролировании времени нахождения в сети; изменяется настроение при его использовании; формируется пренебрежение к деятельности, не связанной с сетью. Происходит ряд изменений в различных сферах: личностной, эмоционально - волевой и поведенческой.
4. В ходе исследования были выявлены ключевые взаимосвязи по компонентам психологического благополучия и базисных убеждений у лиц с высоким и низким уровнем интернет-зависимости, также были описаны факторные различия низкого, среднего и высокого уровня психологического благополучия, базисных убеждений и интернет-зависимости.
Для большинства респондентов обеих групп характерен средний уровень как базисных убеждений, так и психологического благополучия. Доминирует положительное отношение к миру и людям. Преобладают положительные черты характера, в совокупности с адекватной оценкой собственного «Я». Преобладают позитивные тенденций к себе, миру и людям в целом. Однако в реальности проблемы саморазвития и постановки целей на будущее не является для них первоочередной задачей. При построении контактов зачастую испытываю неуверенность в себе, а мнение со стороны для них может являться немаловажным факторов при реализации определенных задач.
На низком уровне базисных убеждений преобладание было в экспериментальной группе, 15% против 5% у контрольной группы. На таком уровне доминирует недоверие к людям, проблемы в межличностных взаимоотношения, неадекватное самоотношение.
А при рассмотрении каждой шкалы по отдельности у обеих групп выделяются «справедливость мира», «контролируемость мира», «степень удачи» и «ценность собственного Я» у контрольной группы.
Доминирующие шкалы по методике психологического благополучия составили «компетентность», «жизненные цели» и «самопринятие».
Коррелирующие значения по шкалам в методике базисных убеждений составили «доброта людей» и «ценность собственного Я» при р<0,05. Положительная взаимосвязь в шкалах по методике психологического благополучия были выявлены в «личностном росте», «позитивных отношениях», «психологического благополучия в целом» при р<0,05 и «самопринятия» при р<0,01.



