ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖКУ ЧТЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УДМУРТИЯ
|
Введение 3
Глава I. Проблема детского чтения в современном общественном дискурсе 7
1.1. Кризис детского чтения в ХХ-ХХ! веках как социальная проблема 7
1.2. Проекты, направленные на поддержку чтения в России 15
Глава II. Мероприятия и проекты, формирующие культуру чтения в Республике Удмуртия 26
2.1. Виды мероприятий, направленных на поддержку чтения в Удмуртии.. ..26
2.2. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию культуры чтения с помощью мероприятий, направленных на поддержку интереса к книге в республике Удмуртия 34
Заключение 50
Список использованной литературы 56
Приложения
Глава I. Проблема детского чтения в современном общественном дискурсе 7
1.1. Кризис детского чтения в ХХ-ХХ! веках как социальная проблема 7
1.2. Проекты, направленные на поддержку чтения в России 15
Глава II. Мероприятия и проекты, формирующие культуру чтения в Республике Удмуртия 26
2.1. Виды мероприятий, направленных на поддержку чтения в Удмуртии.. ..26
2.2. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию культуры чтения с помощью мероприятий, направленных на поддержку интереса к книге в республике Удмуртия 34
Заключение 50
Список использованной литературы 56
Приложения
Издревле чтение являлось основным средством получения информации. Оно обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир, тем самым чтение занимает значительное место в жизни человека. Чем больше человек читает, тем больше расширяет кругозор, запас слов, эрудицию, укрепляет навыки письма и умение правильно говорить. Кроме того, у читателей развивается эстетический вкус.
С появлением радио, телевидения, интернета, всевозможных гаджетов чтение утрачивает свою значимость. Общество находит и создает всё больше легких путей для получения информации, но необходимо помнить о том, что именно чтение развивает культуру человека.
Культура России XXI века близка к критическому пределу пренебрежения чтением, за которым начинается резкое падение уровня грамотности, культурной компетентности, возможностей социокультурной адаптации. Снижение интереса к чтению - это общемировая проблема, которую необходимо срочно решать. Поэтому создаются программы, проводятся мероприятия, проекты, направленные на развитие и повышение читательского интереса у детей и подростков, в связи с этим обращение к данной проблеме сейчас очень актуально.
В России создается ряд мероприятий, направленных на повышение читательского интереса среди подростков, основой для которых выступает Национальная программа поддержки и развития чтения. Кроме того, стоит отметить, что мероприятия по поддержке чтения создаются и в регионах России, которые тоже интересны и значимы.
Степень изученности проблемы. Отечественные и зарубежные исследователи разработали методологию, инструментарий, даже целую науку о чтении. Важный вклад в формировании читательской культуры внесли М.Адлер («Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений»); А.В. Воронцов («Чтение как социальная проблематика»); Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая («Когда книга учит»); В.А. Козырев, В.Д. Черняк («Круг чтения и языковая способность российского студента»); Е.А. Орлова (« Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы») и многие другие ученые, педагогики, психологи, социологи и писатели.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые рассмотрены мероприятия и проекты по поддержке чтения в Удмуртской республике, а также изучена эффективность проведения таких мероприятий.
Целью нашей работы является изучение мероприятий, развивающих и повышающих читательский интерес у детей и подростков как в России, так и в Удмуртии и выявление их роли в формировании интереса к чтению.
Для достижения постановленной цели нужно решить следующие теоретические и практические задачи:
- изучить материал, подтверждающий кризис чтения в России;
- определить роль чтения в жизни детей и подростков;
- рассмотреть мероприятия, направленные на поддержку чтения в России и в Удмуртской республике;
- оценить влияние литературных мероприятий на детей и подростков с помощью анкетирования.
Объектом исследования являются литературные мероприятия, а предметом исследования - мероприятия и проекты, направленные на поддержку чтения в Удмуртской республике.
Гипотеза исследования: литературные мероприятия и проекты повышают читательский интерес у детей и подростков.
Характер работы определил методы исследования. Для решения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:
теоретические: метод сплошной выборки, описательный метод, метод сопоставительного анализа изучаемых мероприятий, анализ педагогической, психологической, социологической литературы.
эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при организации уроков, мероприятий, проектов, направленных на поддержку чтения в Удмуртской республике и Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе мы рассматриваем кризис чтения ХХ-ХХ1 веков как социальную проблему, отношение ученых к читательскому кризису. А также представлен анализ проводимых в России мероприятий, повышающих читательский интерес у учащихся.
Во второй главе нами представлен анализ мероприятий и проектов, направленных на поддержку чтения в Удмуртской республике. Кроме того, во второй главе представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного в школах Удмуртии.
Апробация работы. Некоторые положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в опубликованной ранее статье РИНЦ:
1. Данилова Т.В. Проблема детского чтения в современном общественном дискурсе// XLI Международная научно-практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп». - 2018. - с. 18-21.
С появлением радио, телевидения, интернета, всевозможных гаджетов чтение утрачивает свою значимость. Общество находит и создает всё больше легких путей для получения информации, но необходимо помнить о том, что именно чтение развивает культуру человека.
Культура России XXI века близка к критическому пределу пренебрежения чтением, за которым начинается резкое падение уровня грамотности, культурной компетентности, возможностей социокультурной адаптации. Снижение интереса к чтению - это общемировая проблема, которую необходимо срочно решать. Поэтому создаются программы, проводятся мероприятия, проекты, направленные на развитие и повышение читательского интереса у детей и подростков, в связи с этим обращение к данной проблеме сейчас очень актуально.
В России создается ряд мероприятий, направленных на повышение читательского интереса среди подростков, основой для которых выступает Национальная программа поддержки и развития чтения. Кроме того, стоит отметить, что мероприятия по поддержке чтения создаются и в регионах России, которые тоже интересны и значимы.
Степень изученности проблемы. Отечественные и зарубежные исследователи разработали методологию, инструментарий, даже целую науку о чтении. Важный вклад в формировании читательской культуры внесли М.Адлер («Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений»); А.В. Воронцов («Чтение как социальная проблематика»); Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая («Когда книга учит»); В.А. Козырев, В.Д. Черняк («Круг чтения и языковая способность российского студента»); Е.А. Орлова (« Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы») и многие другие ученые, педагогики, психологи, социологи и писатели.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые рассмотрены мероприятия и проекты по поддержке чтения в Удмуртской республике, а также изучена эффективность проведения таких мероприятий.
Целью нашей работы является изучение мероприятий, развивающих и повышающих читательский интерес у детей и подростков как в России, так и в Удмуртии и выявление их роли в формировании интереса к чтению.
Для достижения постановленной цели нужно решить следующие теоретические и практические задачи:
- изучить материал, подтверждающий кризис чтения в России;
- определить роль чтения в жизни детей и подростков;
- рассмотреть мероприятия, направленные на поддержку чтения в России и в Удмуртской республике;
- оценить влияние литературных мероприятий на детей и подростков с помощью анкетирования.
Объектом исследования являются литературные мероприятия, а предметом исследования - мероприятия и проекты, направленные на поддержку чтения в Удмуртской республике.
Гипотеза исследования: литературные мероприятия и проекты повышают читательский интерес у детей и подростков.
Характер работы определил методы исследования. Для решения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:
теоретические: метод сплошной выборки, описательный метод, метод сопоставительного анализа изучаемых мероприятий, анализ педагогической, психологической, социологической литературы.
эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при организации уроков, мероприятий, проектов, направленных на поддержку чтения в Удмуртской республике и Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе мы рассматриваем кризис чтения ХХ-ХХ1 веков как социальную проблему, отношение ученых к читательскому кризису. А также представлен анализ проводимых в России мероприятий, повышающих читательский интерес у учащихся.
Во второй главе нами представлен анализ мероприятий и проектов, направленных на поддержку чтения в Удмуртской республике. Кроме того, во второй главе представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного в школах Удмуртии.
Апробация работы. Некоторые положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в опубликованной ранее статье РИНЦ:
1. Данилова Т.В. Проблема детского чтения в современном общественном дискурсе// XLI Международная научно-практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп». - 2018. - с. 18-21.
XXI век - это век всемирной глобализации общества. Ежедневно появляются новые многофункциональные гаджеты, облегчающие человеку жизнь. Кроме этого, выпускаются новые теле-, радио-, интернет-каналы, позволяющие быстро и без усилий получить любую информацию. Еще три- четыре десятилетия назад никто и не сомневался в том, что библиотеки выполняют главную роль в оснащении читателей «нужными» книгами, в 70-80х годах двадцатого столетия Россия считалась «самой читающей страной». Сегодня отношение к чтению кардинально изменилось, чему способствовали перемены в социальной, экономической и культурной жизни страны.
Так, Россия превратилась в государство, где, по данным соцопросов, более 40% населения, не стесняясь, признаются в том, что вообще не берут в руки книгу.
Современный подросток стал новым типом читателя: изменились предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации. Одной из основных тенденций детского чтения сегодня стало доминирование «делового» чтения над чтением «для души» (досуговым). Обучающиеся не стремятся охватить тему целиком, рассмотреть ее с разных сторон, прочитать что-то дополнительно. Ученик не перестает читать - просто его чтение становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным.
Мы живем в век глобализации, стремительно развивающихся информационных технологий, которые формируют новое информационное общество, клиповое мышление.
Чтение как источник получения информации переместилось с 1 (1978г.) на 6 позицию. Как в России, так и во всем мире возникнет проблема чтения. Что грозит низким уровнем грамотности населения.
Для того чтобы повышать читательский интерес, государственные власти, библиотеки, школы и другие культурные и образовательные учреждения создают различные мероприятия и проекты, которые мы анализировали в своей работе.
Стоит отметить, что на федеральном и международном уровнях организуются интересные мероприятия, которые действительно направлены на поддержку чтения: «Неделя детской книги», акция «Всемирный день чтения вслух», всероссийская акция «Библионочь», всероссийский проект «Классики в российской провинции», чемпион в России по чтению вслух «Открой рот», акция «Всемирная ночь Гарри Поттера», международная акция «Читаем детям о войне», курс Great books (Великие книги, Академическое чтение) или «Введение в критическое мышление».
Работа по повышению читательского интереса ведется и на региональном уровне - проводятся мероприятия, характерные только для этой местности - интернет-викторина «Классики удмуртской литературы - Кузебай Герд и Ашальчи Оки», республиканский конкурс «Провинциальные семейные чтения. Добрый мир любимых книг», республиканский проект «Дни литературы Можгинского района», республиканский конкурс чтецов «Журчащие строки Можги», межрайонный конкурс буктрейлеров «Время читать можгинское». С помощью этих мероприятий ведется популяризация произведений удмуртских авторов, развивается читательский интерес к книге, формируется читательский вкус и национальный характер.
Однако, анализируя литературные мероприятия, проводимые в Удмуртской республике, мы можем сделать вывод о том, что регионы участвуют не во всех всероссийских и международных конкурсах, проектах, акциях. Возможно, это происходит из-за плохого информирования, либо всеобщей загруженности библиотекарей, учителей.
В рамках нескольких экспериментов нами было проведено анкетирование и мероприятие по повышению читательского интереса.
В первом эксперименте участвовало 116 обучающихся МБОУ «Большеучинская СОШ» и МБОУ «СОШ №5» города Можги Удмуртской республики. В анкетировании приняли участие ребята 15-18 лет. Кроме того, было опрошено 10 учителей русского языка и литературы этих же школ.
Целью эксперимента являлось выявление проблем, связанных с понижением интереса к чтению у подрастающего поколения.
Результаты подтвердили, что около 60% (72 человека) читают только произведения, входящие в школьную программу, то есть по настоянию учителя. 9% (6 человек) не помнят, какое произведение читали недавно, а 2,7 % (Эчеловека) учащихся честно признались, что не читают вообще. Это говорит о том, что интерес к чтению среди подростков снижен, а у учителей нет достаточного времени для знакомства с новой литературой, которую они могли бы предложить обучающимся.
Так же в ходе эксперимента мы выяснили, какие книги произвели яркие впечатления на читателей, убедились в том, что это произведения, имеющие экранизацию, что подтверждает клиповость мышления: детям и подросткам нужно визуальное сопровождение для лучшего восприятия прочитанного. Популярными жанрами среди респондентов стали: фэнтези, ужасы, триллеры, это связано с тем, что принципиальной традицией жанров является игра с образом-стандартом, что соответствует вкусам современного поколения.
Анализируя ответы учителей и учеников, мы видим, что в школах, библиотеках Удмуртии проводятся литературные мероприятия различной формы и уровня, их не так мало, но в современной школе качество мероприятий страдает из-за их количества, поэтому 46% обучающихся даже не слышали о тех мероприятиях, которые проводятся в школе. Больше половины учащихся любят посещать литературные мероприятия (53,3%). И примерно половина обучающихся не любит или равнодушна к литературным мероприятиям (46,7%). То есть, можно сделать вывод о том, что ребятам не интересны книги и чтение.
В рамках второго эксперимента, в котором участвовали 45 обучающихся Большеучинской школы в возрасте 15-17 лет, мы провели творческий вечер, посвященный 200-летию И.С. Тургенева «Я прикован к земле». Мы выяснили, что до этого мероприятия большинство школьников знали только одно произведение Тургенева - всем известный роман «Отцы и дети», что в очередной раз подтверждает отсутствие у ребят читательского опыта.
После проведения внеклассного мероприятия «Я прикован к земле...» нами было осуществлено анкетирование и получены интересные результаты: 91%(41) ребят заинтересовались творчеством писателя, то есть мероприятие оказалось эффективным, что и подтверждает нашу гипотезу. Они ответили, что хотели бы прочитать «Стихотворения в прозе», «Рудина», «Накануне» - это те произведения, которые озвучивались и частично рассматривались во время мероприятия.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы: в Удмуртской республике, как и во всем мире, существует проблема чтения, ее необходимо решать. Школы и библиотеки пытаются привлекать детей к чтению, но не всегда эффективно, поскольку качество чаще всего страдает из-за количества навязанных, порой, мероприятий. Нельзя недооценивать и новые стандарты. ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ после 11 класса усложняют школьный курс, который всё больше приближается к вузовскому: от учащегося требуются познания историко-литературных, теоретических основ и умение анализировать, что сделать при современном обучении крайне сложно, поэтому разрушается диалогичность образования. Пренебрежение принципом доступности чревато падением интереса к литературе, без которого не может сформироваться читательская культура. Поэтому бывшие школьники не обращаются к великой литературе, потому что не знают, зачем она им нужна. Школа формирует не потребность в ней, а отвращение.
Вовлечь в мир литературы, даже «заразить» им возможно, если изменить всю установку школьной литературы: попытка изучать литературу непостижимо ведёт методику в тупик, необходимо подготовить к встречам с ней, сформировать потребность в серьёзном чтении. Для решения данной проблемы можно предложить взаимодействие школы и вуза. Учащиеся могут посещать курс занятий по истории и теории литературы, подготовленных преподавателями специально для определённой возрастной категории. Нельзя также забывать о необходимости преемственности, ведь если одно и то же произведение будет изучаться как на уроке литературы, так и при освоении иностранных языков появится существенная экономия времени.
Итак, состояние чтения школьников - это результат целого комплекса факторов, поэтому вызвано многими причинами: снижение мотивации, учебная перегрузка, отсутствие интереса к чтению, пассивность библиотек, неправильная работа средств массовой информации (нет книжной пропаганды), занятость учителей и родителей, отсутствие осведомлённости о проводимых литературных мероприятиях.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что кризисные явления в читательской сфере носят «интернациональный характер». Происходящие качественные изменения в чтении в одинаковой степени касаются представителей самых разных стран. Поэтому сегодня необходимо осуществление программных мероприятий, направленных на повышение роли чтения среди молодежи всех стран с целью сохранения и развития традиций детского и семейного чтения с привлечением библиотек, музеев, а также различных общественных организаций. На наш взгляд, самыми интересными из изученных нами, являются проекты: «Неделя детской книги», акция «Всемирный день чтения вслух», всероссийская акция «Библионочь», всероссийский проект «Классики в российской провинции», чемпионат в России по чтению вслух «Открой рот», курс Great books.
Так, Россия превратилась в государство, где, по данным соцопросов, более 40% населения, не стесняясь, признаются в том, что вообще не берут в руки книгу.
Современный подросток стал новым типом читателя: изменились предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации. Одной из основных тенденций детского чтения сегодня стало доминирование «делового» чтения над чтением «для души» (досуговым). Обучающиеся не стремятся охватить тему целиком, рассмотреть ее с разных сторон, прочитать что-то дополнительно. Ученик не перестает читать - просто его чтение становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным.
Мы живем в век глобализации, стремительно развивающихся информационных технологий, которые формируют новое информационное общество, клиповое мышление.
Чтение как источник получения информации переместилось с 1 (1978г.) на 6 позицию. Как в России, так и во всем мире возникнет проблема чтения. Что грозит низким уровнем грамотности населения.
Для того чтобы повышать читательский интерес, государственные власти, библиотеки, школы и другие культурные и образовательные учреждения создают различные мероприятия и проекты, которые мы анализировали в своей работе.
Стоит отметить, что на федеральном и международном уровнях организуются интересные мероприятия, которые действительно направлены на поддержку чтения: «Неделя детской книги», акция «Всемирный день чтения вслух», всероссийская акция «Библионочь», всероссийский проект «Классики в российской провинции», чемпион в России по чтению вслух «Открой рот», акция «Всемирная ночь Гарри Поттера», международная акция «Читаем детям о войне», курс Great books (Великие книги, Академическое чтение) или «Введение в критическое мышление».
Работа по повышению читательского интереса ведется и на региональном уровне - проводятся мероприятия, характерные только для этой местности - интернет-викторина «Классики удмуртской литературы - Кузебай Герд и Ашальчи Оки», республиканский конкурс «Провинциальные семейные чтения. Добрый мир любимых книг», республиканский проект «Дни литературы Можгинского района», республиканский конкурс чтецов «Журчащие строки Можги», межрайонный конкурс буктрейлеров «Время читать можгинское». С помощью этих мероприятий ведется популяризация произведений удмуртских авторов, развивается читательский интерес к книге, формируется читательский вкус и национальный характер.
Однако, анализируя литературные мероприятия, проводимые в Удмуртской республике, мы можем сделать вывод о том, что регионы участвуют не во всех всероссийских и международных конкурсах, проектах, акциях. Возможно, это происходит из-за плохого информирования, либо всеобщей загруженности библиотекарей, учителей.
В рамках нескольких экспериментов нами было проведено анкетирование и мероприятие по повышению читательского интереса.
В первом эксперименте участвовало 116 обучающихся МБОУ «Большеучинская СОШ» и МБОУ «СОШ №5» города Можги Удмуртской республики. В анкетировании приняли участие ребята 15-18 лет. Кроме того, было опрошено 10 учителей русского языка и литературы этих же школ.
Целью эксперимента являлось выявление проблем, связанных с понижением интереса к чтению у подрастающего поколения.
Результаты подтвердили, что около 60% (72 человека) читают только произведения, входящие в школьную программу, то есть по настоянию учителя. 9% (6 человек) не помнят, какое произведение читали недавно, а 2,7 % (Эчеловека) учащихся честно признались, что не читают вообще. Это говорит о том, что интерес к чтению среди подростков снижен, а у учителей нет достаточного времени для знакомства с новой литературой, которую они могли бы предложить обучающимся.
Так же в ходе эксперимента мы выяснили, какие книги произвели яркие впечатления на читателей, убедились в том, что это произведения, имеющие экранизацию, что подтверждает клиповость мышления: детям и подросткам нужно визуальное сопровождение для лучшего восприятия прочитанного. Популярными жанрами среди респондентов стали: фэнтези, ужасы, триллеры, это связано с тем, что принципиальной традицией жанров является игра с образом-стандартом, что соответствует вкусам современного поколения.
Анализируя ответы учителей и учеников, мы видим, что в школах, библиотеках Удмуртии проводятся литературные мероприятия различной формы и уровня, их не так мало, но в современной школе качество мероприятий страдает из-за их количества, поэтому 46% обучающихся даже не слышали о тех мероприятиях, которые проводятся в школе. Больше половины учащихся любят посещать литературные мероприятия (53,3%). И примерно половина обучающихся не любит или равнодушна к литературным мероприятиям (46,7%). То есть, можно сделать вывод о том, что ребятам не интересны книги и чтение.
В рамках второго эксперимента, в котором участвовали 45 обучающихся Большеучинской школы в возрасте 15-17 лет, мы провели творческий вечер, посвященный 200-летию И.С. Тургенева «Я прикован к земле». Мы выяснили, что до этого мероприятия большинство школьников знали только одно произведение Тургенева - всем известный роман «Отцы и дети», что в очередной раз подтверждает отсутствие у ребят читательского опыта.
После проведения внеклассного мероприятия «Я прикован к земле...» нами было осуществлено анкетирование и получены интересные результаты: 91%(41) ребят заинтересовались творчеством писателя, то есть мероприятие оказалось эффективным, что и подтверждает нашу гипотезу. Они ответили, что хотели бы прочитать «Стихотворения в прозе», «Рудина», «Накануне» - это те произведения, которые озвучивались и частично рассматривались во время мероприятия.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы: в Удмуртской республике, как и во всем мире, существует проблема чтения, ее необходимо решать. Школы и библиотеки пытаются привлекать детей к чтению, но не всегда эффективно, поскольку качество чаще всего страдает из-за количества навязанных, порой, мероприятий. Нельзя недооценивать и новые стандарты. ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ после 11 класса усложняют школьный курс, который всё больше приближается к вузовскому: от учащегося требуются познания историко-литературных, теоретических основ и умение анализировать, что сделать при современном обучении крайне сложно, поэтому разрушается диалогичность образования. Пренебрежение принципом доступности чревато падением интереса к литературе, без которого не может сформироваться читательская культура. Поэтому бывшие школьники не обращаются к великой литературе, потому что не знают, зачем она им нужна. Школа формирует не потребность в ней, а отвращение.
Вовлечь в мир литературы, даже «заразить» им возможно, если изменить всю установку школьной литературы: попытка изучать литературу непостижимо ведёт методику в тупик, необходимо подготовить к встречам с ней, сформировать потребность в серьёзном чтении. Для решения данной проблемы можно предложить взаимодействие школы и вуза. Учащиеся могут посещать курс занятий по истории и теории литературы, подготовленных преподавателями специально для определённой возрастной категории. Нельзя также забывать о необходимости преемственности, ведь если одно и то же произведение будет изучаться как на уроке литературы, так и при освоении иностранных языков появится существенная экономия времени.
Итак, состояние чтения школьников - это результат целого комплекса факторов, поэтому вызвано многими причинами: снижение мотивации, учебная перегрузка, отсутствие интереса к чтению, пассивность библиотек, неправильная работа средств массовой информации (нет книжной пропаганды), занятость учителей и родителей, отсутствие осведомлённости о проводимых литературных мероприятиях.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что кризисные явления в читательской сфере носят «интернациональный характер». Происходящие качественные изменения в чтении в одинаковой степени касаются представителей самых разных стран. Поэтому сегодня необходимо осуществление программных мероприятий, направленных на повышение роли чтения среди молодежи всех стран с целью сохранения и развития традиций детского и семейного чтения с привлечением библиотек, музеев, а также различных общественных организаций. На наш взгляд, самыми интересными из изученных нами, являются проекты: «Неделя детской книги», акция «Всемирный день чтения вслух», всероссийская акция «Библионочь», всероссийский проект «Классики в российской провинции», чемпионат в России по чтению вслух «Открой рот», курс Great books.
Подобные работы
- Роль национально-культурных объединений в интеграции местного
сообщества (на примере земляческих и диаспорных групп)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



