Введение
Глава 1. Комикс как феномен массовой культуры США 10
1.1 Комикс как синтетический жанр 10
1.2 Комиксы о «Человеке-пауке»: история возникновения, сюжетные серии 16
1.3 Человек-паук как типичный образ супергероя 25
1.4 Инаковость супергероя в комиксах 27
Глава 2. Экранизации-кинофильмы о Человеке-пауке вне фантастических вселенных 37
2.1 Человек-паук в экранизациях комиксов 37
2.2 Трилогия Сэма Рэйми 42
2.3 Взаимоотношения Человека-паука с жителями города Нью-Йорк ..45
2.4 Дилогия Марка Уэбба 46
Глава 3. Человек-паук и Веном в Кинематографических вселенных Marvel и Sony 50
3.1. История экранизации сюжета о Человеке-пауке в киновселенной Marvel и Sony
3.2 Образ Человека-паука в фильме «Первый мститель: Противостояние» 53
3.3 Трансформация сюжета о супергерое в фильме «Человек-паук:
Возвращение домой» 57
3.4 Трансформация образа супергероя в фильме «Мстители: Война
бесконечности» 62
3.5 Веном и Человек-паук 65
Заключение 72
Список используемой литературы
Комиксы - это отдельный феномен в современной культуре, достаточно глобальное явление, легшее в основу многих культурных процессов в странах Запада и в США. Появившись в начале XX века, сегодня они являются неотъемлемой составляющей портрета поколения «масскульта».
Такое явление как массовая культура вместе с изменениями в традиционной социальной структуре общества и иными новшествами в разных сферах жизнедеятельности человека привнесла в нашу жизнь эпоха становления крупного промышленного производства.
Этим термином современные культурологи обозначают специфическую разновидность духовного производства оригинального продукта, который широко тиражируется и рассчитан на среднего потребителя. В основе такого продукта лежит немедленная эмоциональная реакция его получателя, аналогичная тому, с какой непосредственностью воспринимают мир дети. Подобная реакция достигается за счет использования при создании «продукта» в массовой культуре базисных представлений и чувств людей (любовь, надежда на чудо, стремление к успеху и т.д.).
Согласно Новейшему философскому словарю, «массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата - потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс «черный» криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Именно в силу того, что комикс как «продукт массовой культуры» способен «выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи» на понятном нам языке, выбранная нами тема и заслуживает пристального изучения» [50].
Актуальность данного научного исследования заключается в том, что комикс как синтетический жанр массовой культуры очень быстро стал популярным среди читателей и значимым для исследователей. Если еще 2030 лет назад к нему относились несерьезно, то сегодня для многих специалистов в этой области становится очевидным, что феномен комикса требует серьезного научного осмысления, поскольку является неотъемлемой частью современной культуры, отражающей многие литературные и общественные явления. Образ Человека-паука из серии одноименных комиксов для изучения в данной работе выбран не случайно. На момент своего возникновения (а это 1960-е гг., нестабильные для корпорации-создателя комиксов Marvel) стал неким авторским ноу-хау, «флагманом» компании, явив миру «супергероя с повседневными проблемами». Впоследствии по мере дальнейшего развития сюжета на страницах этих комиксов получили своеобразное преломление основные изменения, маркирующие основные общественные и социальные изменения, а также стереотипы и штампы массовой культуры как таковой.
Комиксы в виде газетных врезок впервые появились в американской прессе в конце XIX века. Это были небольшие зарисовки, обычно на 1-3 стрипа (стрип - комиксная полоска, лента), рассказывавшие читателю короткую и забавную историю.
В 1933 году был издан первый полноценный комикс под названием «Веселые картинки», который раздавался вместе с товарными карточками на продукты во времена Великой депрессии. В 1934 году вышел комикс «Знаменитые забавы» - первый сборник рисованных историй, купить который можно было в ларьках с прессой. С этого момента комикс пошел в массы, став отдельным литературным явлением.
В 1935 году компания National Allied Publications (позже переименованной в DC Comics) издала первую антологию «Новые забавные комиксы», ориентированную скорее на детскую аудиторию.
Популярность приключенческих историй дала толчок новой волне комиксов - в июне 1938 года в первом выпуске Action comics появляется Супермен, а через год, в мае 1939 года, в 27-ом выпуске Detective Comics в авангард борьбы с преступностью вступает Бэтмен. Так началась эра «супергероики» в комиксах.
Остальные издательства, стараясь не отстать от успешной коммерческой тенденции, начали придумывать своих супергероев. В конце концов, одному из издательств удалось потеснить DC Comics. Сначала название этого издательства носило имя Timely, затем Atlas, и в последствии, появилось знакомое нам всем название - Marvel Comics.
Рисованные истории конца 30-х прославились не одной лишь супергероикой. Читателям очень нравились так называемые «бульварные» комиксы, в которых сюжеты повторяли любимые публикой литературные стили того времени - вестерны, детективы и мистику. К концу 1941 года количество людей, покупающих комиксы, выросло до 50 миллионов. Разумеется, в основном это была мужская аудитория.
Во времена Второй мировой войны комиксы стали печатать на дешевой бумаге очень плохого качества, что, в свою очередь, положительно сказалось на продажах - из-за низкой цены комиксы хорошо продавались и стали успешно продаваться в больших количествах.
У любого нового веяния в культуре, если оно становится популярным, всегда найдутся недоброжелатели. В 1950 году началась самая грандиозная «охота на ведьм» за всю историю комиксов.
В это время американский психиатр Фредерик Вертхам издает труд «Совращение невинных»- [60] в котором обвиняет комиксы если не во всех, то в большей части смертных грехах - развращение детей, пропаганда насилия, алчность издателей (имеется ввиду реклама холодного оружия и сомнительных медицинских препаратов на страницах комиксов). Пуританская брошюра психиатра была в основном рассчитана на впечатлительных матерей, которые с ненавистью набросились на произведения, развращавшие их детишек.
Шум в обществе и религиозные организации, поднявшие вопрос «о защите детских душ от безнравственности», привели к созданию Американской ассоциации комиксов - одному из жесточайших инструментов цензуры в истории США. В 1954 году издательства были вынуждены ввести в обращение так называемый «Кодекс комиксов», который регулировал их содержание и отвечал за цензуру.
Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые комиксы, распространявшиеся без возрастных ограничений, действительно не следует читать детям — многие рисованные истории детективных и мистических жанров изобилуют картинами жестокости и насилия.
С середины 50-х годов производство комиксов в Америке переживало свои тяжелые времена. Единственный жанр, который устойчиво стоял на ногах - супергероика от DC, несмотря на то, что продукт этого издательств тоже подвергся критике доктора Вертхама - Супермен, по его мнению, был нацистом, а Бэтмен - гомосексуалистом.
Политики тоже выражали обеспокоенность за подрастающее поколение. Сенатор Джозеф Маккарти запустил серию телевизионных слушаний Сената, где каждый государственный деятель мог выразить свое мнение о том, что формирует дурные привычки у детей. Политики называли самой большой угрозой детству и юношеству именно комиксы.
После введения цензуры на комиксы произошли некоторые изменения в жанровом плане - баланс сил поменялся. Популярность детективов и ужастиков резко упала. Связано с это с тем, что авторы, которые специализировались на них, оказались в очень жестких рамках из - за упомянутого выше кодекса, поэтому в период с 1955 до 1975 годов вперед вышли более «безобидные» комиксы про супергероев.
В 1965 году DC ввели новую концепцию - «Мультивселенная», с помощью которой авторы могли возвращать к жизни уже исчезнувших с обложек комиксов супергероев.
Издательство Marvel Comics также не теряло времени и в 1961 году издало свой комикс с командой супергероев (у DC в это время уже имелась Лига Справедливости) - Фантастическая четверка. Кроме того, Marvel придумывает ряд новшеств: персонажи со страниц комиксов все больше начинают походить на реальных людей, которые имеют житейские проблемы и даже ссорятся между собой. Это дало Marvel Comics хороший толчок, и более «социально ориентированные» комиксы стали привлекать новую аудиторию более старшего возраста.
Из-за того, что на комиксы лег груз цензуры, ответом на запреты в начале 1960-х годов стали подпольные издания. Самиздатовские рисованные истории начинают распространяться не через книжные магазины, а по подписке и через хэдшопы - магазины торгующие приспособлениями для курения табака (и не только). Одним из основоположников протестного течения считается Фрэнк Стак, художник из Техаса, который в 1962 году нарисовал несколько юмористических комиксов «Приключения Иисуса». Иисус в его произведениях похож на хиппи, у которого длинные волосы и нет работы.
После скандала с участием доктора Вертхама и с появлением андеграундных комиксов до американского общества стало доходить, что рисованные истории бывают не только детскими. Запреты и пуританская пропаганда неизбежно породили среди молодежи позывы к сексуальной революции и развитию контркультуры, скрытой от глаз «старорежимных предков».
На сегодняшний день и супергероика, и андеграунд во всей красе представлены на полках книжных магазинов - капитализм перерабатывает любые художественные произведения в товар, который можно продать.
В США существует достаточно большое количество исследований о комиксах. Так исследователь Скотт Макклауд в своей книге «Понимание комикса» [10] рассказывает о комиксе как о настоящем и самостоятельном виде искусства. В книге дан глубокий и объективный анализ природы жанра, приёмов создания, особенностей восприятия и культурных особенностей комикса. Также заслуживают внимания работа Марка Эваньера «Джек Кирби. Король комиксов» [12]. В исследовании уделено внимание первым обложкам комиксов, первым эскизам супергероев, черновикам и зарисовкам. Книга «Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel. Биография» Боба Батчелора [1] рассказывает о биографии невероятного писателя, сценариста - Стена Ли. Автор исследует прототипов множества персонажей комиксов. Обзор обширной научной литературы о комиксах убеждает нас в том, что комикс как живой жанр развивается и сейчас, каждый год открывая публике новых авторов и героев, в том числе и контркультурных, таким образом, выбранная тема является актуальной для исследования.
Новизна дипломной работы заключается в том, что мы впервые в отечественном литературоведение обращаемся к исследованию трансформации образа Человека-паука в комиксах и их экранизации разных периодов.
Предмет исследования: комиксы и экранизации о Человеке-пауке.
Объект исследования: образ Человека-паука в комиксах и экранизациях о Человеке-пауке.
Материал исследования: комиксы: перчатка бесконечности № 5; удивительный Человек-паук №298; Amazing Spider-Man #299; Venom: Lethal protector; Amazing Spider-Man #252; Amazing Spider-Man #1; Secret Wars Vol. 1 #8; The Amazing Spider-Man #121-122; Spectacular Spider-Man #82; The Punisher: War Journal; а также следующие фильмы: «Человек-паук: Возвращение домой»; «Мстители: Война бесконечности»; «Веном»;
«Человек-Паук наносит ответный удар»; «Человек-Паук: Вызов дракону»; «Непобедимый Человек-паук».
Цель работы - изучить специфику представления и осмысления образа Человека-паука в оригинальных комиксах и их современных экранизациях.
Задачи исследования:
- изучить комиксы как феномен массовой культуры США;
- проанализировать историю возникновения сюжетных серий комиксов о «Человеке-пауке»;
- исследовать экранизации о Человеке-пауке вне фантастических вселенных;
- выявить специфику создания образа супергероя в кинематографических вселенных Marvel и Sony.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Подводя итог данной исследовательской работы необходимо сделать следующие выводы.
С развитием крупного промышленного производства в жизнь постепенно входит такое явление как массовая культура со своими характерными чертами.
В начале ХХ века в рамках этой культуры как один из ее ярких феноменов в Европе и Америке начинает развиваться комикс в привычном для современного читателя форме.
Комикс - это синтетический жанр искусства, основанный на единстве текстового повествования (литература) и визуального действия (изобразительное искусство), под которым понимается история, рассказанная в картинках.
Существует определенный набор характеристик, свойственных комиксам всего мира, но и у европейских, и у американских представителей жанра существуют специфические черты. Например, в Европе они были рассчитаны на детскую аудиторию, тогда как в США - на взрослую и др.
За практически столетнюю историю существования мир комикса постепенно разросся до некоей массовой субкультуры, он насыщен и многообразен по жанровой и тематической структуре, техникам исполнения, средствам воплощения, аудитории и т.д.
Ярким и востребованным направлением являются комиксы о супергероях. Обобщенный супергерой, известный нам по американских комиксам, обладает рядом узнаваемых и постоянно воспроизводимых атрибутов:
1. Способности. Супергерой отличается от обычных людей наличием у него сверхъестественных (магических или научно
обусловленных) или просто выдающихся умений, которые позволяют ему бороться с несправедливостью.
2. Твердая мораль. Классический супергерой - это образец для подражания, имеющий твердое понимание того, что хорошо, а что плохо, и готовый положить свою (а часто и чужую) жизнь для достижения высшей справедливости.
3. Альтер-эго. Классические супергерои отличаются так называемой «двойной личностью». Для нормальной жизни в обществе они принимают образ обычных граждан, который становится их второй (или первой) личностью.
4. Узнаваемый образ. Отличительной чертой супергероя является его красочный костюм, одновременно скрывающий «реальную» личность и являющийся визуальным символом защиты для угнетенных и возмездия для угнетателей.
По этим наиболее характерным чертам обобщенного образа супергероя можно проследить, как в соответствии с культурным и социальным контекстом конкретного временного периода менялась данная концепция.
На современном этапе развития образ супергероя в комиксах является итогом «деконструкции», происходящей в жанре. Современные персонажи в основной массе своей полностью утратили божественное начало, это обыкновенные люди, инопланетяне или мутанты с множеством присущих обычным людям черт: комплексами, страхами, желаниями.
Одним из супергероев, ставшим классикой жанра и отмечающим в этом году 55-летний юбилей, является Человек-паук. «Родители» персонажа, Стэн Ли и Стив Дитко (издатель - Marvel Comics), выпустив Питера Паркера в свет впервые в августе 1962г., явили аудитории новый образ супергероя, который стал «флагманом» компании-издателя. Это был худощавый подросток с повседневными проблемами, что вдвойне было не свойственно существующим супергероям комиксов: во-первых, у такого рода персонажей не наблюдалось повседневных проблем, а, во-вторых, до него подростки обычно были лишь помощниками супергероев. Такая подача главного действующего лица комикса сделала его практически на 100% «своим» среди читательской аудитории.
Одним из важных вкладов Человека-паука в развитие американского общества стала антинаркотическая компания, проведенная в 1971 г. на страницах трех выпусков комикса. Она была организована по просьбе администрации президента США, но в обход запрета со стороны цензуры о каком-либо упоминании наркотиков на страницах комиксов. Выпуски имели достаточно высокий успех среди читателей, и это заставило соответствующие органы пересмотреть некоторые цензурные положения.
Уже через 5 лет после появления Человек-паук вышел за рамки комикса и нашел воплощение и в других видах искусства и т.д. уже с 1967 активно развивается анимационная линия с данным персонажем. В 2010 году увидел свет соответствующая постановка мюзикла на Бродвее. Существует ряд компьютерных игр с этим персонажем и т.д.
Самым ярким «выходом за пределы жанра» стали экранизации комиксов. Это и трилогия о Человеке-пауке, созданная режиссером С. Рэйми в начале 2000-х, и перезапуск франшизы в дилогии М. Уэбба, и новые появления Питера Паркера на киноэкране в купе с другими супергероями, которые уже вышли или готовятся к выходу в ближайшее время.
Анализируя работы С. Рэйми и М. Уэбба, можно отметить, что все экранизации близки к оригиналу (комиксам), незначительные разночтения, на наш взгляд, встречаются лишь в деталях (например, место гибели возлюбленной Человека-Паука Гвен Стейси). Кроме того, сюжетные линии кинофильмов соединили в себе несколько тематических серий комиксов о Человеке-пауке.
В комиксах Marvel Человек-паук благодаря своей огромной популярности стал своеобразным «флагманом» кампании и часто используется как ее талисман.
Идея создания «супергероя с повседневными проблемами» (как называет его редактор и критик комиксов Пол Куппреберг), которую с. Ли и С. Дитко воплотили в образе Человека-паука, произвела революцию в мире комиксов, хотя вышеупомянутый критик не увидел ничего оригинального в его способностях. Худой подросток отличается от типичных супергероев тем, что в обыденной жизни он был обычным ничем не примечательным студентом, который не пользовался особой популярностью среди своих товарищей по учебе. Некоторые черты в личности Питера Паркера безусловно приближали этого супергероя с обычными людьми в реальном мире.
За всю экранизацию в киновселенной Marvel, можно сделать вывод: образ Человека-паука многогранен и с каждым выпуском нового фильма, зрители наблюдают, как герой развивается, растет и становится интереснее для фанатов. Также и зрители растут, развиваются вместе с героем киновселенной, так как Человек-паук подросток, простой обыватель города Нью-Йорка у которого жизнь резко изменилась после появления суперспособностей.
1. Батчелор. Б. Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel. Биография / Б. Батчелор. - Бомбора, 2017. - 416 с.
2. Ли С. Удивительный Человек-Паук: выпуск 001. / С. Ли. - Marvel Comics, 1963. - 24 c.
3. Ли С., С. Дитко Удивительный Человек-Паук №13. / С. Ли.,
Дитко С. - Marvel, 1963. - 22 с.
4. Ли С., Дитко С. Amazing Spider-Man. / С. Ли.,С. Дитко. - 1963. - 23 с.
5. Ли С., Дитко С. Удивительный Человек-Паук. Ежегодник №1. / С. Ли., С. Дитко - Marvel Comics, 1964. - 41 c.
6. Ли С. Удивительный Человек-паук № 15. / С. Ли. - Marvel, 1964. - 22 с.
7. Ли С. Удивительный Человек-паук № 3. / С. Ли. - Marvel,1963. - 21 с.
8. Ли С. Невероятный Человек-паук Том 1. / С. Ли. - Marvel Comics, 1994. - 24 c.
9. Ли С. Невероятный Человек-паук Том 2. / С. Ли. - Marvel Comics, 1994. - 24 c.
10. Макклауд. С. Понимание комикса / С. Макклауд. - Белое яблоко, 1993. - 215 с.
11. Слотт Д., Гейдж Х., Хайн. Д., Сапольски Ф. Паучий мир. / Д. Слотт., Х. Гейдж., Д. Хайн., Ф. Сапольски. - Marvel Comics, 2015. - 33 c.
12. Старлин Дж. Перчатка бесконечности №5. / Дж. Старлин. - Marvel Comics, 1991. - 40 c.
13. Эваньер. М. Джек Кирби. Король комиксов / М. Эваньер. - Бомбора,
2018. - 240 с.
14. Эннис Г., Брейтуэйт. Д. Каратель: В начале. Том 1/ Г. Эннис., Д. Брейтуэйт. - ALDEN Comics, 2016. - 144 с.
15. Эннис Г., Брейтуэйт. Д. Каратель: Ирландская кухня Том 2 / Г. Эннис., Д. Брейтуэйт. - Marvel, 2016. - 144 с.
16. Эннис Г., Брейтуэйт. Д. Каратель Россия-матушка. Том 3 / Г. Эннис., Д. Брейтуэйт. - Marvel, 2017. - 144 с.
17. Эннис Г., Брейтуэйт. Д. Каратель Верх - это низ, а чёрное - это белое. Том 4 / Г. Эннис., Д. Брейтуэйт. - Marvel, 2018. - 144 с.
18. Bendis. M. B. Spectacular Spider-Man #82. /
B. M. Bendis. - Marvel. - P. 23.
19. Hickman. J. Secret Wars Vol. 1 #8. / J. Hickman/ - Marvel, 2015. - 23c.
20. Kirby J., Lee. S. The avengers number one. / J. Kirby., S. Lee. - Marvel, 1963. - P. 33.
21. Millar. M. Civil War #2. / M. Millar. - Marvel, 2006. - P. 23.
22. Michelinie. D. Venom: Lethal protector. / D. Michelinie. - Marvel, 1993. - P. 23.
23. Michelinie. D. Amazing Spider-Man #298. / D. Michelinie. - Marvel,
1962. - P. 23.
24. Michelinie. D. Amazing Spider-Man #252. / D. Michelinie. - Marvel,
1963. - P. 23.
25. Robert. The Official Overstreet Comic Book Price Guide #38. / Robert. - New York : Random House, 2008. - P. 30.
26. Rucka. G. The Punisher: War Journal. / G. Rucka. - 2012. - P. 23.
27. Sanderson, P. The Marvel Comics Guide to New York City. / P. Sanderson. - New York City : Pocket Books, 2007. - P. 30.
28. «Непобедимый Человек-паук» («Spider-Man Unlimited», реж. П. Арчибальд, 1999) // [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
https://multiks.tv/1208-nepobedimyy-chelovek-pauk (дата обращения:
15. 05.2019).
29. «Человек-паук: Возвращение домой» («Spider-Man: Homecoming», реж. Д. Уоттс. 2017).
30. «Мстители: Война бесконечности» («Avengers: Infinity War»,
реж. Э. Руссо, Д. Руссо. 2019).
31. «Веном» («Venom», реж Р. Флейшер. 2018).
Научно-критическая и теоретическая литература:
32. Абрамович Н. А., Евдокимов П. В. История создания DC и Marvel/
Н. А. Абрамович, П. В. Евдокимов. - Marvel Comics,
2016. - С. 59-61.
33. Алиев Р. Т. Комикс как отражение социокультурной динамики в американской массовой культуре// Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - №1. - С.320-326.
34. Алиев Р. Т. Культурообразующая роль американского комиксного героя/ Р. Т. Алиев // Культура и искусство. - 2017. - №10. - С. 1-12.
35. Будилева А. В. Образ супергероя как инструмент передачи ценностных ориентиров / А. В. Будилева // Молодежь и государство. - 2015. - №2. - С. 4-9.
36. Борщ К. О. Образ супергероя в американской культуре
20-21 века / К. О. Борщ // Австрийская социальная
наука. - 2014. - №5. - С. 63-65.
37. Готлиб А. С., Лехциер В. Л., Малаканова О. А. Социальные коммуникации: оффлайн и онлайн контексты. / Готлиб А. С., Лехциер В. Л., Малаканова О. А. - Самара, 2013. - 426 с.
38. Ганьжа Д. Очередной год «Марвела»/ Д. Ганьжа // Журнал сетевых решений. - 2013. - №3. - С. 4-15.
39. Гедерим Д. В. Возникновение и трансформация образа супергероя в американской культуре / Д. В. Гедерим // Вестник санкт-петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2015. - №1. - С. 69-73.
40. Гуков П. С. Описание языка комиксов и его
специфики / П. С. Гуков // Скиф. Вопросы
студенческой науки. - 2017. - №16. - С. 91- 97.
41. Зиновьева Т. А. Никулина Н. Ю. Человек-паук и спайдермен - о культурных архетипов России и Америки/ Т. А. Зиновьева Н. Ю. Никулина // Система ценностей современного общества. - 2013. - №30. - С. 95-98.
42. Захарова М. В., Тимченко Е. М. Комикс как способ передачи
смыслового контента в историко-культурном аспекте [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II
Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С.1-3.
43. Катыра Д. С. Американские комиксы - зеркало социальной
действительности// Молодежь 21 века: образование, наука,
инновации. - 2017. - №2. - С. 134-135.
44. Кузнецова Е. В. Бабаева А. В. Образ супергероя как механизм культурной рефлексии // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №5. - C. 134-146.
45. Пушкин А. А., Пушкин С. А. Социальные функции современных
американских комиксов // Коммуникативный подход
к обучению. - 2016. - №2. - С. 187-189.
46. Терентьева О. С. Зарождение американского комикса// Материалы научной сессии. - 2017 г. - №2. - C. 75-78.
47. Цыркун Н. А. Американский кинокомикс. Эволюция жанра // Вестник всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова. - 2014 г. - №2. - C. 250.
48. Энгель Е. А. Концептуальная интеграция в ментальном пространстве «Spider-man» (на материале комиксов о человеке-пауке» // Вестник вятского государственного университета. - 2016 г. - №12. - C.132-137.
49. Carnegie D. How to win friends and influence people. / D. Carnegie. - Philadelphia, P. 1936 - 352.
Справочная литература:
50. Грицанов А. А. Новейший философский словарь
[Текст] / А. А. Грицанов. - Минск - Научное издание, 1999. - С. 757.
Интернет источники:
51. Денисова А. Американский комикс: факторы развития и феномен популярности // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht.tp://cyber1eninka.ru/a.rticle/n/amerikanskiy-komiks-faktory-razvitiya-i- fenomen-populyarnosti (дата обращения: 10.04.2019).
52. Дмитриева Д. Анатомия образа супергероя [Электрон. ресурс]:
http://polit.ru/article/2015/02/14/ps comics/ (дата обращения:
11.04.2019) .
53. Жанры комиксов: список и правила жанров [Текст], 15.02.2015 //
[Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://disima.ru/sozdanie-
komiksa/zhanry-komiksov (дата обращения: 10.05.2019).
54. История человека-паука // [Электрон.ресурс]. - Режим доступа:
https://stoneforest.ru/look/culture/comics/chelovek-pauk/- (дата
обращения: 25.03. 2019).
55. Комикс культура США // [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://disima.ru/vse-o-komiksax/komiks-kultura-komiksv-raznyx-stran/ (дата обращения: 22.03.2019).
56. Костюмы человека-паука // [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: https://giknutye.ru/kostyumy-cheloveka-pauka/ (дата обращения:
25.03.2019) .
57. Костюмы Человека-паука жанров [Текст],
2012 // [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http://gigatun.ru/vse-stati- komiksy/item/730-kostyumy-cheloveka-pauka.html (дата обращения:
10.02.2019) .
58. Крылов Я. 50 лет с Человеком-пауком [Текст], 05.07.2012 // [Электрон. ресурс]: https://www.kinopoisk.ru/article/1915512/ (дата обращения: 22.04.2019).
59. Комиксы Марвел о человеке-пауке [Электрон.ресурс]. -
Режим доступа:
http ://newnovoe. at.ua/load/marvel_komiksy/chelovek_pauk/5-13 (дата обращения: 08.04.2019).
60. Комиксы про человека-паука [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http://comicsgeek.ru/publ/82-1-0-1546 (дата обращения: 25.03.2019).
61. Лютикова Г. В. / Девятое искусство: комиксы // [Электрон.ресурс]. -
Режим доступа: http://magspace.ru/blog/intresting/164960.html (дата
обращения 22.04.2019).
62. Легендарные комиксы про человека-паука [Электрон.ресурс]. -
Режим доступа: https://kanobu.ru/articles/legendarnyie-komiksyi-pro-
cheloveka-pauka-kotoryie-stoit-prochest-12-370613/ (дата обращения: 25.03.2019) .
63. Научный поиск по теме «комиксы» [каталог по комиксам на
КиберЛенинке - научной электронной библиотеке открытого доступа] // [Электрон. ресурс]:
ИЬр://суЬег1ептка.щ^еагс1^=комиксы&раие=1 (дата обращения:
19.04.2019) .
64. Новый Человек-паук [Текст] // [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:
https://www.marvel.com/characters/bio/1009610/spider-man (дата
обращения: 10.05.2019).
65. Новый Человек-паук. Высокое напряжение [Текст] // [Электрон.
ресурс]. - Режим доступа:
http://imagetext.english.ufl.edu/archives/v2 2/reviews/fleming.shtml (дата обращения: 10.04.2019).
66. Нуриахметова А. А. Образ супергероя в американских СМК //
[Электрон.ресурс]. - Режим доступа:
http://psuiourn.narod.ru/vestnik/vvp 3/nu sman.html (дата обращения:
11.04.2019) .
67. Отзывы о фильме «Человек-паук» [Текст] // [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/fi1m/838/ (дата обращения:
21.04.2019) .
68. Пауки [Текст] // [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/ (дата обращения 13.04.2019).
69. Первый мститель: Противостояние [Текст] // [Электрон. ресурс]. -
Режим доступа:
https://www.comichron.com/titlespotlights/amazingspiderman.html (дата обращения: 17. 05.2019).
70. Сухорутченко Н. История Marvel Comics. Часть первая [Текст],
12.09.2013 [Электрон. ресурс] / Сухорутченко Н. // История Marvel. -
URL: http://geekcity.ru/istoriya-marvel-comics-chast-pervaya (дата
обращения: 15.04.2019).
71. С чего начать читать комиксы про Человека-Паука [Текст] //
[Электрон. ресурс]. - Режим доступа:
https://comicbooks.world/marvel-master-reading-order/ (дата
обращения: 22.04.2019).
72. Сухорутченко Н. История Marvel Comics. Часть вторая [Текст],
19.09.2013 [Электрон. ресурс] / Сухорутченко Н. // История Marvel. -
URL: http: //geekcity.ru/istoriya-marvel-comics-chast-vtoraya (дата
обращения: 15.01.2019).
73. Социально-психологические функции комиксов // [Электрон.
ресурс]. - Режим доступа: http://catalog.multiwork.org/ref-
socialnopsixologicheskie-funkcii-komiksov-2039/ (дата обращения:
18.04.2019) .
74. Удивительный человек-паук // [Электрон.ресурс]: URL:
http://unicomics.ru/comics/series/amazing-spider-man (дата обращения:
12.04.2019) .
75. Вертам Ф. Совращение малолетних // [ Электрон. ресурс]. - Режим доступа:
https://life■ru/t/кvльтvра/400270/sovrashchieniie nievinnvkh tsienzory p rotiv antighieroiev (дата обращение: 14. 04.2019).
76. Характеристика Человека-паука [Текст] // [Электрон. ресурс]. -
Режим доступа: https://dc-marvel.ru/heroes/spider-man/ (дата
обращения: 15.03.2019).
77. Человек-паук: герои и злодеи [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http://www.vse-dlya-detey.ru/literatura/detskie-komiksy/komiksy-na- russkom/81-chelovek-pauk-geroi-i-zlodei.html (дата обращения:
10.04.2019) .
78. Эволюция образа супергероя в американских комиксах XX-XXI веков [Текст], 23.10.2016 // [Электрон. ресурс] . - Режим доступа: https://disima.ru/vse-o-komiksax/evolyuciya-obraza-supergeroya-v- amerikanskix-komiksax/ (дата обращения: 11.05.2019).
79. Andrew A. Magazine Time // [ Электрон.ресурс]. - Режим доступа: https://time.com ( 10.04.2019).
80. Chronicle’s Josh Trank in Talks to Direct Spider-Man Spin-Off, VENOM Collider, 06. 03. 2012 // [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.loc.gov/item/prn-08-089/ (дата обращения: 12.04.2019).
81. Library of Congress Receives Original Drawings for the First Spider-Man Story, "Amazing Fantasy #15" // [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.loc.gov/item/prn-08-089/ (дата обращения: 20.04 2019).