ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности 8
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 8
1.2. Патриотическое воспитание в начальной школе: история
становления и современное состояние 16
1.3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста . 26
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование цикла внеурочных мероприятий (проектная работа), направленных на воспитание чувств патриотизма младших школьников 38
2.1. Методические аспекты организации внеурочной работы над
проектами с младшими школьниками 38
2.2. Исследование уровня сформированности чувств патриотизма в ЭГ
и КГ на констатирующем этапе эксперимента 45
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по
проверке рабочей гипотезы 55
Выводы по 2 главе 68
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты процесса воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности 8
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 8
1.2. Патриотическое воспитание в начальной школе: история
становления и современное состояние 16
1.3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста . 26
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование цикла внеурочных мероприятий (проектная работа), направленных на воспитание чувств патриотизма младших школьников 38
2.1. Методические аспекты организации внеурочной работы над
проектами с младшими школьниками 38
2.2. Исследование уровня сформированности чувств патриотизма в ЭГ
и КГ на констатирующем этапе эксперимента 45
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по
проверке рабочей гипотезы 55
Выводы по 2 главе 68
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы. Именно в детстве закладываются основы общечеловеческих ценностей, общегражданской культуры.
Решение этой задачи находит отражение в ФГОС НОО, где чётко изложены ориентиры на формирование личности выпускника начальной школы. «...Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.» [43, с.42].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны [44]. Действительно, ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации, искусства. Так же, в данном документе отмечается, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Однако, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Всё вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Во внеурочной проектной деятельности в условиях общеобразовательного учебного заведения патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции русского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к таким атрибутам государственности страны как: флагу, гербу, гимну.
Проблеме патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как: В.Г.Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество.
Их идеи нашли свое развитие в работах современных педагогов, таких, как Г.В. Агапова [3], А.В. Азарова [7], Л.Н. Буйлова [11], Ш.И. Исмаилов [24], З.И. Валиева [14].
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых является перенасыщение детей современными техническими средствами, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию. По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму, так как данная ситуация набирает оборот. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И под чертой проблем — нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
В то же время, несмотря на устойчивый интерес к рассматриваемой проблеме существует необходимость разработки методического обеспечения процесса воспитания чувств патриотизма младших школьников во внеурочной проектной работе.
Объект исследования: процесс воспитания чувств патриотизма младших школьников во внеурочной проектной деятельности.
Предмет: цикл мероприятий для младших школьников, направленный на формирование чувств патриотизма средствами внеурочной проектной деятельности.
Цель: обосновать и апробировать цикл мероприятий для младших школьников, направленный на формирование чувств патриотизма средствами внеурочной проектной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме патриотического воспитания младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности.
2. Провести сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования.
3. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
4. Выявить и проанализировать методические аспекты организации внеурочной работы над проектами с младшими школьниками.
5. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу, оценить ее результативность.
Гипотеза: цикл разработанных мероприятий для младших школьников будет эффективным средством для формирования чувств патриотизма младших школьников.
Методы исследования. В исследовании мы использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В их числе теоретические: анализ, систематизация, классификация, обобщение и
сравнение; эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследование состоит в разработке проекта гражданско-патриотического воспитания школьника в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школе с целью формирования представлений о родном городе у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования могут быть интересны и использованы учителями начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Во введении рассматривается актуальность темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, выдвинута гипотеза, проблема данной темы.
В первой главе «Теоретические аспекты процесса воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности» выделены система базовых понятий исследования; раскрыты и обоснованы основные принципы ориентации учителя начальных классов на воспитание патриотических чувств во внеурочной проектной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальное исследование цикла внеурочных мероприятий (проектная работа), направленных на воспитание чувств патриотизма младших школьников» даётся научно-практическое обоснование воспитания патриотических чувств; раскрываются основные методы по воспитанию патриотических чувств через внеурочную проектную деятельность; анализируются ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного цикла мероприятий по воспитанию патриотических чувств.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведённого исследования.
В приложении даётся описание диагностических методик, используемых в опытно-экспериментальной работе; представлен цикл мероприятий направленный на формирование чувств патриотизма.
Решение этой задачи находит отражение в ФГОС НОО, где чётко изложены ориентиры на формирование личности выпускника начальной школы. «...Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.» [43, с.42].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны [44]. Действительно, ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации, искусства. Так же, в данном документе отмечается, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Однако, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Всё вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Во внеурочной проектной деятельности в условиях общеобразовательного учебного заведения патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции русского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к таким атрибутам государственности страны как: флагу, гербу, гимну.
Проблеме патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как: В.Г.Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество.
Их идеи нашли свое развитие в работах современных педагогов, таких, как Г.В. Агапова [3], А.В. Азарова [7], Л.Н. Буйлова [11], Ш.И. Исмаилов [24], З.И. Валиева [14].
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых является перенасыщение детей современными техническими средствами, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию. По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму, так как данная ситуация набирает оборот. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И под чертой проблем — нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
В то же время, несмотря на устойчивый интерес к рассматриваемой проблеме существует необходимость разработки методического обеспечения процесса воспитания чувств патриотизма младших школьников во внеурочной проектной работе.
Объект исследования: процесс воспитания чувств патриотизма младших школьников во внеурочной проектной деятельности.
Предмет: цикл мероприятий для младших школьников, направленный на формирование чувств патриотизма средствами внеурочной проектной деятельности.
Цель: обосновать и апробировать цикл мероприятий для младших школьников, направленный на формирование чувств патриотизма средствами внеурочной проектной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме патриотического воспитания младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности.
2. Провести сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования.
3. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
4. Выявить и проанализировать методические аспекты организации внеурочной работы над проектами с младшими школьниками.
5. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу, оценить ее результативность.
Гипотеза: цикл разработанных мероприятий для младших школьников будет эффективным средством для формирования чувств патриотизма младших школьников.
Методы исследования. В исследовании мы использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В их числе теоретические: анализ, систематизация, классификация, обобщение и
сравнение; эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследование состоит в разработке проекта гражданско-патриотического воспитания школьника в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школе с целью формирования представлений о родном городе у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования могут быть интересны и использованы учителями начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Во введении рассматривается актуальность темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, выдвинута гипотеза, проблема данной темы.
В первой главе «Теоретические аспекты процесса воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности» выделены система базовых понятий исследования; раскрыты и обоснованы основные принципы ориентации учителя начальных классов на воспитание патриотических чувств во внеурочной проектной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальное исследование цикла внеурочных мероприятий (проектная работа), направленных на воспитание чувств патриотизма младших школьников» даётся научно-практическое обоснование воспитания патриотических чувств; раскрываются основные методы по воспитанию патриотических чувств через внеурочную проектную деятельность; анализируются ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного цикла мероприятий по воспитанию патриотических чувств.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведённого исследования.
В приложении даётся описание диагностических методик, используемых в опытно-экспериментальной работе; представлен цикл мероприятий направленный на формирование чувств патриотизма.
В результате проделанной работы мы изучили и проанализировали литературу по воспитанию патриотических чувств младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности, провели сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования. Из всей проделанной работы на данном этапе можно сделать вывод, что организацию патриотического воспитания у младших школьников во внеурочной проектной деятельности можно считать сложным управленческим и технологическим процессом. Организация патриотического воспитания в школе включена в такие виды деятельности, как учебная, методическая, воспитательная.
Так же организация патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, имеется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Можно сделать выводы, что государство Российской Федерации заинтересовано в воспитании чувств патриотизма у младшего поколения.
В ходе работы мы охарактеризовали возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Можно утверждать, что дети 1-4 классов, в виду своей несформированности и внушаемости, очень эмоциональны, поэтому в этом возрасте легко привить любовь к Родине. А вот сохранение любви и воспитанности патриотических чувств - это вопрос времени.
Результаты проведенной исследовательской работы показали, что с помощью применения четкой системы внеклассных занятий и экскурсий в проектной работе с учащимися начальных классов возможно воспитать чувства патриотизма у детей данного возраста.
Большая динамика была замечена у детей, уровень патриотизма которых был изначально невысоким. Но общий уровень патриотизма у этих детей все равно оказался ниже, чем у детей с изначально высоким уровнем. У последних динамика наблюдалась, но не такая значительная, так как формируемая в ходе нашей исследовательской работы база патриотических чувств, любви к своему городу и его культуре у них уже была. Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были реализованы.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично, так как для формирования патриотических чувств необходимо большее количество часов. Наша работа способствовала привитию гордости за свою страну и за родной город. По итогам проведенной системы занятий и экскурсий с детьми младшего школьного возраста наблюдалась положительная динамика в отношении учащихся к истории Казани, её архитектуре, традициям, ценностям, быту. Значительно повысился уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию в экспериментальной группе. Все испытуемые стали больше ценить и уважать его прошлое и настоящее, кто-то в большей степени, а кто-то, в силу разных причин, - в меньшей (в связи с индивидуальными особенностями - усидчивостью, внимательностью, наблюдательностью и умением слушать - и количеством посещенных занятий). Для идеального результата необходимо продолжать проектную деятельность с патриотической направленностью и в дальнейшем.
Так же организация патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, имеется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Можно сделать выводы, что государство Российской Федерации заинтересовано в воспитании чувств патриотизма у младшего поколения.
В ходе работы мы охарактеризовали возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Можно утверждать, что дети 1-4 классов, в виду своей несформированности и внушаемости, очень эмоциональны, поэтому в этом возрасте легко привить любовь к Родине. А вот сохранение любви и воспитанности патриотических чувств - это вопрос времени.
Результаты проведенной исследовательской работы показали, что с помощью применения четкой системы внеклассных занятий и экскурсий в проектной работе с учащимися начальных классов возможно воспитать чувства патриотизма у детей данного возраста.
Большая динамика была замечена у детей, уровень патриотизма которых был изначально невысоким. Но общий уровень патриотизма у этих детей все равно оказался ниже, чем у детей с изначально высоким уровнем. У последних динамика наблюдалась, но не такая значительная, так как формируемая в ходе нашей исследовательской работы база патриотических чувств, любви к своему городу и его культуре у них уже была. Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были реализованы.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично, так как для формирования патриотических чувств необходимо большее количество часов. Наша работа способствовала привитию гордости за свою страну и за родной город. По итогам проведенной системы занятий и экскурсий с детьми младшего школьного возраста наблюдалась положительная динамика в отношении учащихся к истории Казани, её архитектуре, традициям, ценностям, быту. Значительно повысился уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию в экспериментальной группе. Все испытуемые стали больше ценить и уважать его прошлое и настоящее, кто-то в большей степени, а кто-то, в силу разных причин, - в меньшей (в связи с индивидуальными особенностями - усидчивостью, внимательностью, наблюдательностью и умением слушать - и количеством посещенных занятий). Для идеального результата необходимо продолжать проектную деятельность с патриотической направленностью и в дальнейшем.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира (Бийский педагогический колледж)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Формирование патриотических чувств обучающихся
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - Развитие художественных умений в ходе проектной деятельности
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Нравственное воспитание обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



