Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности 8
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 8
1.2. Патриотическое воспитание в начальной школе: история
становления и современное состояние 16
1.3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста . 26
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование цикла внеурочных мероприятий (проектная работа), направленных на воспитание чувств патриотизма младших школьников 38
2.1. Методические аспекты организации внеурочной работы над
проектами с младшими школьниками 38
2.2. Исследование уровня сформированности чувств патриотизма в ЭГ
и КГ на констатирующем этапе эксперимента 45
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по
проверке рабочей гипотезы 55
Выводы по 2 главе 68
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы. Именно в детстве закладываются основы общечеловеческих ценностей, общегражданской культуры.
Решение этой задачи находит отражение в ФГОС НОО, где чётко изложены ориентиры на формирование личности выпускника начальной школы. «...Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.» [43, с.42].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны [44]. Действительно, ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации, искусства. Так же, в данном документе отмечается, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Однако, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Всё вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Во внеурочной проектной деятельности в условиях общеобразовательного учебного заведения патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции русского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к таким атрибутам государственности страны как: флагу, гербу, гимну.
Проблеме патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как: В.Г.Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество.
Их идеи нашли свое развитие в работах современных педагогов, таких, как Г.В. Агапова [3], А.В. Азарова [7], Л.Н. Буйлова [11], Ш.И. Исмаилов [24], З.И. Валиева [14].
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых является перенасыщение детей современными техническими средствами, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию. По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму, так как данная ситуация набирает оборот. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И под чертой проблем — нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
В то же время, несмотря на устойчивый интерес к рассматриваемой проблеме существует необходимость разработки методического обеспечения процесса воспитания чувств патриотизма младших школьников во внеурочной проектной работе.
Объект исследования: процесс воспитания чувств патриотизма младших школьников во внеурочной проектной деятельности.
Предмет: цикл мероприятий для младших школьников, направленный на формирование чувств патриотизма средствами внеурочной проектной деятельности.
Цель: обосновать и апробировать цикл мероприятий для младших школьников, направленный на формирование чувств патриотизма средствами внеурочной проектной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме патриотического воспитания младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности.
2. Провести сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования.
3. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
4. Выявить и проанализировать методические аспекты организации внеурочной работы над проектами с младшими школьниками.
5. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу, оценить ее результативность.
Гипотеза: цикл разработанных мероприятий для младших школьников будет эффективным средством для формирования чувств патриотизма младших школьников.
Методы исследования. В исследовании мы использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В их числе теоретические: анализ, систематизация, классификация, обобщение и
сравнение; эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследование состоит в разработке проекта гражданско-патриотического воспитания школьника в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школе с целью формирования представлений о родном городе у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования могут быть интересны и использованы учителями начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Во введении рассматривается актуальность темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, выдвинута гипотеза, проблема данной темы.
В первой главе «Теоретические аспекты процесса воспитания чувств патриотизма у младших школьников во внеурочной проектной деятельности» выделены система базовых понятий исследования; раскрыты и обоснованы основные принципы ориентации учителя начальных классов на воспитание патриотических чувств во внеурочной проектной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальное исследование цикла внеурочных мероприятий (проектная работа), направленных на воспитание чувств патриотизма младших школьников» даётся научно-практическое обоснование воспитания патриотических чувств; раскрываются основные методы по воспитанию патриотических чувств через внеурочную проектную деятельность; анализируются ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного цикла мероприятий по воспитанию патриотических чувств.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведённого исследования.
В приложении даётся описание диагностических методик, используемых в опытно-экспериментальной работе; представлен цикл мероприятий направленный на формирование чувств патриотизма.
В результате проделанной работы мы изучили и проанализировали литературу по воспитанию патриотических чувств младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности, провели сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования. Из всей проделанной работы на данном этапе можно сделать вывод, что организацию патриотического воспитания у младших школьников во внеурочной проектной деятельности можно считать сложным управленческим и технологическим процессом. Организация патриотического воспитания в школе включена в такие виды деятельности, как учебная, методическая, воспитательная.
Так же организация патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, имеется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Можно сделать выводы, что государство Российской Федерации заинтересовано в воспитании чувств патриотизма у младшего поколения.
В ходе работы мы охарактеризовали возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Можно утверждать, что дети 1-4 классов, в виду своей несформированности и внушаемости, очень эмоциональны, поэтому в этом возрасте легко привить любовь к Родине. А вот сохранение любви и воспитанности патриотических чувств - это вопрос времени.
Результаты проведенной исследовательской работы показали, что с помощью применения четкой системы внеклассных занятий и экскурсий в проектной работе с учащимися начальных классов возможно воспитать чувства патриотизма у детей данного возраста.
Большая динамика была замечена у детей, уровень патриотизма которых был изначально невысоким. Но общий уровень патриотизма у этих детей все равно оказался ниже, чем у детей с изначально высоким уровнем. У последних динамика наблюдалась, но не такая значительная, так как формируемая в ходе нашей исследовательской работы база патриотических чувств, любви к своему городу и его культуре у них уже была. Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были реализованы.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично, так как для формирования патриотических чувств необходимо большее количество часов. Наша работа способствовала привитию гордости за свою страну и за родной город. По итогам проведенной системы занятий и экскурсий с детьми младшего школьного возраста наблюдалась положительная динамика в отношении учащихся к истории Казани, её архитектуре, традициям, ценностям, быту. Значительно повысился уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию в экспериментальной группе. Все испытуемые стали больше ценить и уважать его прошлое и настоящее, кто-то в большей степени, а кто-то, в силу разных причин, - в меньшей (в связи с индивидуальными особенностями - усидчивостью, внимательностью, наблюдательностью и умением слушать - и количеством посещенных занятий). Для идеального результата необходимо продолжать проектную деятельность с патриотической направленностью и в дальнейшем.
1. Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 МОСКВА О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2011. N 11. С. 68-71.
3. Агапова Г.В. Исторические аспекты патриотического воспитания и особенности развития патриотизма // Вестник ТГУ. 2017. N 1/57. C. 24-26.
4. Агапова И.Л., Давыдова М.М. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис Пресс, 2012.
5. Азарова А.В. Советская школа // Вестник военного университета. 2016. N 3/23. С. 21-25.
6. Акименко В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. М.: Феникс, 2017.
7. Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. 2016. N 4. С. 15-17.
8. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013.
9. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов на Дону.: Феникс, 2012.
10. Богданов А.П. Патриотизм и гражданственность как факторы укрепления государства // История и современность. 2012. N 4. С.35-36.
11. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. 2013. N 6. С. 39.
12. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. 2009. N 7. С.21-24.
13. Быкова Т.П. Педагогика. Исследовательский проект // Начальная школа. 2013. N 11. С. 35-39.
14. Валиева З.И. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях // Вектор науки. 2015. N 2/9. С. 34-35.
15. Волков Б. С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества: в 2 ч. / под ред. Б.С. Волкова, Н.В. Волковой: М.: Владос, 2012. Ч. 2.
16. Г амезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: ПО России, 2009.
17. Давыдова В. В. Педагогическая психология. Классические труды. М.: Педагогика Пресс, 2013.
18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. науч. ред. В.В.Знаков. Иваново: Славянский Дом Книги, 2012. Т. 4.
19. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016.
20. Документы советского патриотизма [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru (дата обращения 22.02.18).
21. Дубова М.В. Начальная школа: анализ современного состояния и проблемы // Начальная школа. 2013. N 8. С. 72-78.
22. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М.: Просвещение, 2017.
23. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2014. N 9. С. 32-38.
24. Исмаилов Ш.И. Патриотическое воспитание гражданина РФ // Педагогика. 2004. N 4. С.99-103.
25. Карпенко Л. А.. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь: в 6 т. М.: ПЕР СЭ, 2016. Т. 3.
26. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: сб. ст. / сост.
и общ.ред. Л.Ф.Обуховой. М.: Академия, 2011.
27. Коменский Я. А. Педагогическое наследие. сб. ст. / сост. и общ.ред. А.О. Петренко. М.: Педагогика, 2014.
28. Костяк Т.В. Как помочь ребенку адаптироваться в школе. М.: Академия, 2008.
29. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Форум, 2013.
30. Кутъев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. М.: 2016.
31. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016.
32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.:Академия, 2016.
33. Лопатин В.В. Словарь современной педагогики. М.: Эксмо,2013.
34. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009.
35. Маслова Т.М. Методическая литература по патриотическому воспитанию школьников для учителей начальной школы. М.: Просвещение, 2007.
36. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru (дата обращения 11.01.18).
37. Особенности патриотического воспитания детей в истории
[Электронный ресурс].URL: https://nsportal.ru (дата обращения 13.01.18) .
38. Подласый И. П. Теоретическая педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.
39. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2017.
40. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия,2012.
41. Соловьёва А.Е. Проектная деятельность: размышления, мнения, опыт // Начальная школа. 2016. N 7. С. 59-62.
42. Старикова К.Л. Чувства младших школьников. Екатеринбург: Отделение пед. общества, 2015.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Мин-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Мин-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
45. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2014.
46. Хилько М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2013.
47. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. М.: Юрайт, 2015.
48. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.
49. Шлинке Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. 2016. N 9. С. 15.
50. Эльконин Д.Б. Психология развития: сб. ст. / сост. и общ.ред. А.Ж.Кочилина. М.: Эксмо, 2013.
51. Яровова Т.В. Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. N 2/38. 2015.