Самосознание старшеклассников и их этноидентификация
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы самосознания и этноидентификации старшеклассников 9
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 9
1.2. Понятие самосознания и национального самосознания 166
1.3. Развитие этноидентичности и самосознания в подростковом возрасте. 288
Вывод по 1 главе 41
Глава II. Организация, методы и методики исследования самосознания старшеклассников и их этноидентификации 433
2.1. Организация исследования 433
2.2. Методы и методики исследования 433
Глава III. Эмпирическое исследование самосознания старшеклассников и их
этноидентификация 49
3.1. Анализ результатов исследования 49
Выводы 66
Заключение 700
Список литературы 711
Приложения
Глава 1.Теоретические основы самосознания и этноидентификации старшеклассников 9
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 9
1.2. Понятие самосознания и национального самосознания 166
1.3. Развитие этноидентичности и самосознания в подростковом возрасте. 288
Вывод по 1 главе 41
Глава II. Организация, методы и методики исследования самосознания старшеклассников и их этноидентификации 433
2.1. Организация исследования 433
2.2. Методы и методики исследования 433
Глава III. Эмпирическое исследование самосознания старшеклассников и их
этноидентификация 49
3.1. Анализ результатов исследования 49
Выводы 66
Заключение 700
Список литературы 711
Приложения
Актуальность исследования. Проблема идентичности личности, этноса, нации и ее теоретическое осмысление - порождение современного информационного общества, для которого характерны глобальные изменения в экономике, политике и культуре. Современная картина мира противоречива: с одной стороны - становление единой экономической системы, нарастание экологических, военных проблем, ощущение хрупкости мира. С другой стороны - развитие плюрализма демократических институтов и культурных форм, динамика социальных процессов, которые ставят человека в ситуацию каждодневного выбора. Эта проблема является одной из ключевых в современной отечественной и зарубежной гуманитарной мысли.
В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовно-нравственным ценностям. В последнее время важность развития идентичности не раз поднималась в государственных документах. Так, в разработанной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года говорится о необходимости воспитания гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. В рамках реализации национального проекта «Образование» и ряде государственных законов намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей.
Становление этнической идентичности у подрастающих поколений является основной задачей образования и условием сохранения целостности нашего государства. В современном российском обществе резко возросли миграционные потоки, представители разных этнокультурных групп тесно взаимодействуют в быту, на работе, в условиях городской жизни. Это затрудняет становление и сохранение этнической и этнокультурной идентичности у коренных жителей многих территорий. Особенно актуальными становятся эти проблемы для молодого человека, входящего в жизнь, строящего свою собственную идентичность.
Определяющая задача образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка.
Изучение проблемы национального самосознания обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.
Степень изученности проблемы. Определяя стратегию нашего исследования, мы опирались на положения ведущих ученых, в частности, на положения: становления этнической идентичности - работы Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова, С.Г. Азариашвили, А. А. Андрюшков, труды о самосознании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, С.Л. Рубинштейн), об этнопсихологических аспектах развития национального самосознания (Л.М. Дробижева, И.С. Кон, В.С. Кукушин, В.С. Мухина, Л.М. Ондар, Г.Д. Очиров, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, О.Н. Юденко), идеи национального и межнационального воспитания (З.В. Анайбан, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Э.Ц. Данзанова, Л.М. Дробижева, А.Э. Измайлов, А.С. Оконешникова, В.И. Хандибекова и др).
Несмотря на широкий спектр исследований, на наш взгляд, остается еще открытым для более глубокого анализа и требует специального изучения вопрос самосознания и этноидентификации подростков. Именно в подростковый период ребенок впитывает в себя способы поведения, формирует свое «Я», свою гражданскую и национальную идентичность.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выделить следующие противоречия между: потребностью общества в воспитании подрастающего поколения, уважающего и принимающего разные народы, и обострением межнациональных противоречий, приводящих к конфликтам между представителями разных этносов и национальному экстремизму.
Данное противоречие актуализируют проблему изучения самосознания и этноидентификации подростков.
Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы нашего исследования: «Самосознание старшеклассников и их
этноидентификация».
Объект исследования- национальное самосознание и этноидетификация старшеклассников общеобразовательных учреждений среди представителей разных национальных групп
Предмет исследования -психологические особенности национального самосознания и этнической идентичности учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений среди представителей разных национальных групп
Цель исследования: изучение особенностей национального самосознания среди старшеклассников имеющих разную национальность и их этническую идентичность.
Гипотеза исследования: 1) национальное самосознание как составляющая основу развития общего самосознания в подростковом возрасте проявляется недостаточно четко;
2) этническая идентичность как основа этнического самосознания в подростковом возрасте, среди представителей разных национальных групп имеет схожесть в своем проявление.
В соответствии с поставленной целью, предметом нами определены следующие задачи исследования:
- изучить особенности подросткового возраста;
- осуществить теоретико-методологический анализ проблемы самосознания и национального самосознания;
- уточнить особенности развития самосознания и этнической идентичности в подростковом возрасте;
- провести исследование самосознания и этнической идентификации в подростковом возрасте.
Методологической и теоретической основой исследования являются следующие идеи и подходы: воспитания личности в определенных условиях жизни и среды (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Г.А. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, В.С. Мухина, М.В. Осорина, Л.Б. Переверзев, М. Черноушек), культурологический подход в педагогике детства (М.В. Осорина, В.В. Аброменкова), приобщения детей к национальной культуре своего народа (Л.Д. Вавилова, Е.Н. Кергилова, О.И. Михалева, В.А. Неволина, А.С. Оконешникова и др.); теории: философские теории и концепция этноса (С.А. Арутюнов Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, Г.В. Старовойтова); концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева и др.), а так же научные труды по этнопсихологии Казанского Приволжского Федерального университета, кафедры психологии и педагогики (Д.В. Вилькеев,Э.Г. Волчков, А.В. Нехорошков, И.М. Юсупов,)
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирическое исследование методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщение теоретического и эмпирического материала в рамках проблемы развития и становления национального самосознания старшеклассников и их этнидентификация среди представителей разных национальных групп в условиях общеобразовательных школ. Разработанные теоретические положения и полученные результаты эмпирического исследования дополняют данные , существующие в педагогической и этнической психологии относительно особенностей развития национального самосознания старшеклассников и их этноидентификации.
Практическая значимость работы заключается:
1. в разработке методического инструментария для определения уровня становления национального самосознания и этнической идентичности в подростковом возрасте среди представителей разных национальных групп;
2. ее результаты могут быть использованы:
• на занятиях по таким дисциплинам как этнология, этнопсихология и этносоциология;
• в практической деятельности психологов, педагогов, воспитателей.
• результаты могут быть положены в основу разработки модели работы школы по созданию условий для формирования общероссийской идентичности и межэтнической толерантности.
Основные положения выносимые на защиту: 1) национальное самосознание подростков из разных национальных групп носит неоднозначный характер, которое связано с процессом развитием личности, воспитанием, окружающей средой;
2) этническая идентичность как основа этнического самосознания в подростковом возрасте, среди представителей разных национальных групп имеет схожесть в своем проявление.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период 2018 учебного года на базе школы МБОУ " Образовательная школа № 22 с углубленным изучение отдельных предметов- Центр образования", среди учащихся 9 классов, представителей народов Северного Кавказа (азербайджанцы, узбеки), русских, татар. Выборка составила 60 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап: анализ отечественных и зарубежных научных работ по изучаемому вопросу, так же осуществлялось постановка проблемы, определялись цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвигалась гипотеза и основные положения выносимые на защиту. Обозначались теоретические и методологические основы исследования. Определялся возрастной период исследуемых.
На втором этапе осуществлялись:
• подготовка методик для проведения экспериментальной работы на выявления особенностей национального самосознания старшеклассников и их этноидентификация среди представителей разных национальных групп в учебных учреждениях;
• выбор учебных учреждение и согласование о проведение данных методик с руководством школ.
На третьем этапе осуществлялось обобщение, систематизация и обработка полученных данных, соотнесение результатов экспериментальной работы с целью, задачами, и гипотезой проведенного исследования. Оформление выпускной квалификационной работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов по 1,3 главам, 8 таблиц, 3 графиков, 1 диаграммы, корреляционного анализа, заключения и списка литературы, приложения
В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовно-нравственным ценностям. В последнее время важность развития идентичности не раз поднималась в государственных документах. Так, в разработанной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года говорится о необходимости воспитания гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. В рамках реализации национального проекта «Образование» и ряде государственных законов намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей.
Становление этнической идентичности у подрастающих поколений является основной задачей образования и условием сохранения целостности нашего государства. В современном российском обществе резко возросли миграционные потоки, представители разных этнокультурных групп тесно взаимодействуют в быту, на работе, в условиях городской жизни. Это затрудняет становление и сохранение этнической и этнокультурной идентичности у коренных жителей многих территорий. Особенно актуальными становятся эти проблемы для молодого человека, входящего в жизнь, строящего свою собственную идентичность.
Определяющая задача образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка.
Изучение проблемы национального самосознания обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.
Степень изученности проблемы. Определяя стратегию нашего исследования, мы опирались на положения ведущих ученых, в частности, на положения: становления этнической идентичности - работы Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова, С.Г. Азариашвили, А. А. Андрюшков, труды о самосознании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, С.Л. Рубинштейн), об этнопсихологических аспектах развития национального самосознания (Л.М. Дробижева, И.С. Кон, В.С. Кукушин, В.С. Мухина, Л.М. Ондар, Г.Д. Очиров, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, О.Н. Юденко), идеи национального и межнационального воспитания (З.В. Анайбан, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Э.Ц. Данзанова, Л.М. Дробижева, А.Э. Измайлов, А.С. Оконешникова, В.И. Хандибекова и др).
Несмотря на широкий спектр исследований, на наш взгляд, остается еще открытым для более глубокого анализа и требует специального изучения вопрос самосознания и этноидентификации подростков. Именно в подростковый период ребенок впитывает в себя способы поведения, формирует свое «Я», свою гражданскую и национальную идентичность.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выделить следующие противоречия между: потребностью общества в воспитании подрастающего поколения, уважающего и принимающего разные народы, и обострением межнациональных противоречий, приводящих к конфликтам между представителями разных этносов и национальному экстремизму.
Данное противоречие актуализируют проблему изучения самосознания и этноидентификации подростков.
Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы нашего исследования: «Самосознание старшеклассников и их
этноидентификация».
Объект исследования- национальное самосознание и этноидетификация старшеклассников общеобразовательных учреждений среди представителей разных национальных групп
Предмет исследования -психологические особенности национального самосознания и этнической идентичности учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений среди представителей разных национальных групп
Цель исследования: изучение особенностей национального самосознания среди старшеклассников имеющих разную национальность и их этническую идентичность.
Гипотеза исследования: 1) национальное самосознание как составляющая основу развития общего самосознания в подростковом возрасте проявляется недостаточно четко;
2) этническая идентичность как основа этнического самосознания в подростковом возрасте, среди представителей разных национальных групп имеет схожесть в своем проявление.
В соответствии с поставленной целью, предметом нами определены следующие задачи исследования:
- изучить особенности подросткового возраста;
- осуществить теоретико-методологический анализ проблемы самосознания и национального самосознания;
- уточнить особенности развития самосознания и этнической идентичности в подростковом возрасте;
- провести исследование самосознания и этнической идентификации в подростковом возрасте.
Методологической и теоретической основой исследования являются следующие идеи и подходы: воспитания личности в определенных условиях жизни и среды (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Г.А. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, В.С. Мухина, М.В. Осорина, Л.Б. Переверзев, М. Черноушек), культурологический подход в педагогике детства (М.В. Осорина, В.В. Аброменкова), приобщения детей к национальной культуре своего народа (Л.Д. Вавилова, Е.Н. Кергилова, О.И. Михалева, В.А. Неволина, А.С. Оконешникова и др.); теории: философские теории и концепция этноса (С.А. Арутюнов Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, Г.В. Старовойтова); концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева и др.), а так же научные труды по этнопсихологии Казанского Приволжского Федерального университета, кафедры психологии и педагогики (Д.В. Вилькеев,Э.Г. Волчков, А.В. Нехорошков, И.М. Юсупов,)
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирическое исследование методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщение теоретического и эмпирического материала в рамках проблемы развития и становления национального самосознания старшеклассников и их этнидентификация среди представителей разных национальных групп в условиях общеобразовательных школ. Разработанные теоретические положения и полученные результаты эмпирического исследования дополняют данные , существующие в педагогической и этнической психологии относительно особенностей развития национального самосознания старшеклассников и их этноидентификации.
Практическая значимость работы заключается:
1. в разработке методического инструментария для определения уровня становления национального самосознания и этнической идентичности в подростковом возрасте среди представителей разных национальных групп;
2. ее результаты могут быть использованы:
• на занятиях по таким дисциплинам как этнология, этнопсихология и этносоциология;
• в практической деятельности психологов, педагогов, воспитателей.
• результаты могут быть положены в основу разработки модели работы школы по созданию условий для формирования общероссийской идентичности и межэтнической толерантности.
Основные положения выносимые на защиту: 1) национальное самосознание подростков из разных национальных групп носит неоднозначный характер, которое связано с процессом развитием личности, воспитанием, окружающей средой;
2) этническая идентичность как основа этнического самосознания в подростковом возрасте, среди представителей разных национальных групп имеет схожесть в своем проявление.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период 2018 учебного года на базе школы МБОУ " Образовательная школа № 22 с углубленным изучение отдельных предметов- Центр образования", среди учащихся 9 классов, представителей народов Северного Кавказа (азербайджанцы, узбеки), русских, татар. Выборка составила 60 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап: анализ отечественных и зарубежных научных работ по изучаемому вопросу, так же осуществлялось постановка проблемы, определялись цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвигалась гипотеза и основные положения выносимые на защиту. Обозначались теоретические и методологические основы исследования. Определялся возрастной период исследуемых.
На втором этапе осуществлялись:
• подготовка методик для проведения экспериментальной работы на выявления особенностей национального самосознания старшеклассников и их этноидентификация среди представителей разных национальных групп в учебных учреждениях;
• выбор учебных учреждение и согласование о проведение данных методик с руководством школ.
На третьем этапе осуществлялось обобщение, систематизация и обработка полученных данных, соотнесение результатов экспериментальной работы с целью, задачами, и гипотезой проведенного исследования. Оформление выпускной квалификационной работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов по 1,3 главам, 8 таблиц, 3 графиков, 1 диаграммы, корреляционного анализа, заключения и списка литературы, приложения
Проблема самосознания и национального самосознания и этноидентификация для периода ранней юности остается чрезвычайно актуальной. Известно, что юность - возрастной этап от отрочества до взрослости, т.е. период бурного взросления и активного становления личности. Для юности характерны проявления амбивалентных состояний. Это, с одной стороны, потребность в обособлении, в самовыражении, самоопределении и поиска себя, в более глубоком осознании самого себя, с другой стороны - потребность в принадлежности к определенной группе и стремлении быть как все.
Этническая идентичность является центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации.
Система образования, обеспечивая национальное воспитание, формирует этническую идентичность ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. Очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
Система образования должна обеспечить, прежде всего, сохранение целостности нации, этнического самосознания, культурного генофонда, языковых отличий, но вместе с тем интолерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам.
Задача школ, прежде всего, обеспечить приобретение и присвоение тех социально-значимых культурных, духовных и государственных качеств, которые отражают принадлежность к определенному этносу.
Этническая идентичность является центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации.
Система образования, обеспечивая национальное воспитание, формирует этническую идентичность ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. Очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
Система образования должна обеспечить, прежде всего, сохранение целостности нации, этнического самосознания, культурного генофонда, языковых отличий, но вместе с тем интолерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам.
Задача школ, прежде всего, обеспечить приобретение и присвоение тех социально-значимых культурных, духовных и государственных качеств, которые отражают принадлежность к определенному этносу.



