Введение 3
I СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА 6
1.1. Социальные медиа: понятие, сущность и классификации 6
1.2. Виды и технологии продвижения бренда через социальные медиа 15
1.3. Критерии эффективности продвижения бренда через социальные медиа 25
II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА 33
2.1. Характеристика деятельности предприятия Брэйнстор 33
2.2. Анализ маркетинговой среды бренда Брэйнстор 43
2.3. Анализ восприятия бренда Брэйнстор 54
2.4. Анализ результатов маркетингового исследования по продвижению
бренда Брэйнстор через инструменты SMM 61
III РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЙ SMM В ПРОДВИЖЕНИИ БРЕНДА БРЭЙНСТОР 72
3.1. Рекомендации по совершенствованию использования технологий SMM
в продвижении бренда Брэйнстор 72
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 79
Заключение 88
Список использованных источников 92
Приложения
На сегодняшний день социальные сети являются одним из самых популярных инструментов продвижения, формирования имиджа, донесения уникального торгового предложения и налаживания контакта с аудиторией.
SMM стал востребованным видом маркетинга относительно быстро: за последние шесть лет маркетологи активно используют социальные сети, развивая новые технологии и создавая новые тренды.
Крупные бренды понимают, что им необходимо напрямую взаимодействовать с аудиторией, прибегая к новым методам продвижения, используя социальные медиа как канал коммуникации. В социальных сетях достаточно широко представлены страницы и сообщества различных брендов, мы можем рассматривать их коммуникацию с пользователями, анализировать их контент-стратегию и отслеживать построение имиджа.
Актуальность исследования данной работы определяется важностью рассмотрения и изучения перспектив развития и использования SMM технологий для продвижения услуг маркетинговых агентств.
В настоящее время маркетологи признаются, что успешный и узнаваемый бренд - это нечто большее, нежели только лишь нужный продукт или удачная торговая марка. Сегодня это своеобразный индикатор, отражающий уровень доверия, который складывается между компанией и потребителем, позволяющий, в первую очередь, чутко и оперативно реагировать на изменение настроения потребительской среды.
Особенно очевидным этот факт стал сейчас, в эпоху динамичного развития социальных сетей. Ведь две трети пользователей Интернета значительное время проводят в социальных сетях, при этом Россия обладает одной из самых обширных пользовательских аудиторий во всем мире. Количество регистрационных заявок в таких сетях, как Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и Instagram исчисляются тысячами ежечасно.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости изучения социальных медиа как площадки для оптимального выбора средств продвижения и их эффективного использования.
Современное развитие массовых коммуникаций характеризуется активным участием в процессе распространения информации людей, не связанных напрямую с профессиональной журналистикой. Этот процесс в настоящее время обретает такой глобальный масштаб, что все больше привлекает внимание исследователей, которые занимаются осмыслением и анализом деятельности пользователей на уровне интернет-коммуникации, где сложились устойчивые формы участия интернет-аудитории в создании медиа-продукта, использующегося в том числе и профессиональными СМИ. Такие формы участия интернет-пользователей в создании информационных потоков иначе называют гражданской журналистикой.
Методологической основой для написания данной работы послужила учебная литература, журнальные статьи и труды отечественных и зарубежных ученых. Вопросы продвижение в социальных медиа изучали: Байков В.Д., Голик
В.С., Сироткина И.В., Самойленко С., Пурим М., Леонова О.В., Золотова В.В., и др. Исследовали имиджелогию: Малеева О., Кондратьева Т.М., Джи Б., и др.
Несмотря на проработанность темы продвижения в социальных медиа, меньшее число работ уделяют внимание применению социальных медиа в рекламном бизнесе, что позволяет сформулировать объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются социальные медиа как перспективная, инновационная площадка для продвижения брэнда.
Предметом исследования выступают особенности использования социальных медиа для продвижения брэнда ООО «КА Брэйнстор».
Целью данной работы является исследование возможностей использования социальных медиа для продвижения брэнда ООО «КА Брэйнстор» и повышения его узнаваемости.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить социальные медиа, их понятие, сущность и классификации;
- разобраться в видах и технологиях продвижения бренда через социальные медиа;
- определить оценку эффективности продвижения бренда через социальные медиа;
- дать характеристику деятельности предприятия Брэйнстор;
- проанализировать маркетинговую среду бренда Брэйнстор;
- проанализировать восприятие бренда Брэйнстор;
- проанализировать эффективность продвижения бренда Брэйнстор через инструменты SMM;
- разработать рекомендации по совершенствованию;
- оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Работа, изложенная на 92 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Теоретическая значимость: данная работа представляет интерес для тех, кто изучает тему продвижения в социальных медиа, и в значительной мере призвана восполнить недостаточность теоретической проработанности проблемы. В процессе написания работы, были использованы оригинальные непереводные публикации зарубежных авторов. Результаты, полученные с помощью маркетингового исследования, в качестве вторичных данных, могут быть использованы в дальнейшем для изучения вопроса об эффективности социальных медиа в продвижении предприятий общественного питания.
Практическая значимость:
Разработан календарный план для продвижения в социальных медиа, с актуальной информацией и проведением акций, с учетом современных требований и проведенных автором исследований.
Основные положения, выносимые на защиту: социальные медиа, располагают удобным инструментарием для продвижения креативного агентства «Брэйнстор» в таких социальных медиа, как Вконтакте, Instagram и YouTube, которые активизируют коммуникацию с клиентами и поддерживают конкурентоспособность агентства.
Деятельность креативных агентств, на сегодняшний день, характеризуется контрастностью предпочтений и привилегий потребителя. Динамика в развитии данной отрасли, в том числе технологий её продвижения способствуют формированию острой конкуренции, что влияет на экономическую сторону каждого креативного агентства. Важным преимуществом приобретения товара или услуги для современного потребителя являются оригинальность и эстетичность качества продвигаемого продукта, что характерно привлечением внимания пользователей социальных сетей на рынке. Концепция позиционирования в современном бизнесе занимает одну из важнейших ролей, согласно которой деятельность креативных агентств должна занимать сильную позицию, с функцией отличия от конкурентов и способностью регулярным продажам.
По причине высоких требований, диапазон критерий выбора креативных и оригинальных товаров у современного потребителя становится шире, не основываясь только на цене и качестве. Такая динамика на рынке г. Казань актуализирует проблематику маркетингового продвижения компаний и выстраивание стратегии позиционирования.
Сегодня потребителю недостаточно просто донести информацию о наличии продукта, учитывая динамику современного информационного потока. Позиционирование располагает к наиболее эффективному применению комбинаций маркетинговых инструментов, задача которых реализовать принятую компанией стратегию. Полноценное позиционирование подразумевает реализацию главных её ценностей и преимуществ перед конкурентами.
На современном этапе развития, в условиях высокой конкурентной среды, креативные компании акцентируют внимание на продвижении в социальных медиа. По результатам социологического исследования положительным контекстом рекламы в социальных сетях является наглядное предоставление продукта. Учитывая физиологическую особенность человека, визуальная информация воспринимается потребителем на 40% быстрее текстовой, что говорит о преимуществах Social Media Marketing в применении к креативному агентству. Основная мобильная, активная аудитория социальных сетей потребители от 20 до 35 лет. Основная часть опрошенных пользователей, при успешном взаимодействии с брендом в социальных сетях воспользуется услугами, что говорит об эффективности продвижения через социальные медиа. Таким образом, социальные сети - это эффективные каналы, которые предоставляют возможность для развития бизнеса, за счет рекламы бренда, а также формирования устойчивой лояльной потребительской аудитории.
Роль в формировании потребительских предпочтений на рынке креативных услуг методами Social Media Marketing заключается в интерактивном взаимодействии с потребителем, регулярном поддержании контента бренда, работа с репутацией бренда, учитывая различные преимущества данного канала продвижения, темпа жизни современного потребителя, а также специфика наглядного представления продуктов и услуг потребителю.
Продвижение в социальных сетях обладает преимуществами перед традиционными каналами продвижения: простое восприятие и быстрое распространение информации, тагетированность, доверие со стороны потребителя. Особенно важным фактором в рыночных отношениях является формирование обратной связи между потребителем и компанией. Данное взаимодействие отражается на экономическом результате деятельности компании, что говорит о его эффективности. Присутствие данного фактора Social Media Marketing, акцентирует внимание на том, что продвижение в социальных сетях «КА Брэйнстор» эффективно, по причине дальнейшего успешного развития продвижения организации.
Разработанный проект SMM стратегии продвижения бренда «КА Брэйнстор» позволит компании обладать грамотным и эффективным маркетинговым сообщением (контентом) для потенциального потребителя, тем самым улучшить экономическое положение бренда. Исследование особенностей построения SММ стратегии позволило установить, что стратегия бренда должна осуществляться c учетом результатов мониторинга информационного поля организации, рыночных тенденций, бюджета, особенностей поведения целевой аудитории. Реализация рекомендуемой стратегии SMM продвижения позволит компании сформировать положительный образ компании, осуществлять информационную оснащенность потребителя об услугах/товарах компании, стимулировать повторные продажи, при этом расширить охват целевой аудитории и обеспечить высокую вовлеченность коммуникационного воздействия.
На основании всего вышеизложенного целесообразно выбрать для предприятия стратегию стимулирование и повышение сбыта. Исследованиями последних лет установлено, что социальные медиа один из наиболее эффективных онлайн инструментов, который был интегрирован в социальную и экономическую сферу жизни.
Основными маркетинговыми стратегиями при продвижении организации в социальных сетях являются стратегии: Web-сайта как коммуникационного канала для маркетинга; стимулирование повышение сбыта; выход на дополнительные сегменты рынка; улучшение имиджа компании; рекламных услуг; маркетинговой поддержки мероприятий; анализа контактной аудитории её анкетирования; поиска спонсорской поддержки; решения задач "точечного" маркетинга.
Для «КА Брэйнстор». наиболее целесообразно выбрать стратегию стимулирование и повышение сбыта. При этом ее реализация будет включать следующие этапы: постановка цели, тематики, администрирование, определение сроков, поиск автора публикаций, наблюдение и контроль.
Основываясь на результатах проведенных исследований, целесообразно выбрать для продвижения такие социальные сети как: «ВКонтаке», «Instagram» и «YouTube», которые имеют свои особенности и инструменты продвижения. Для продвижения предприятия будут использоваться такие методы продвижения как: развитие сообществ, использование таргетинговой рекламы и качественный контент, различные акции, конкурсы.
Главными целями, определяющими требования информационной системе предприятия, являются: увеличение объема предоставляемых услуг, снижение расходов, возможность расширения, проведение рекламной компании и поиск новых клиентов.
В «КА Брэйнстор»., при анализе коммуникационной политики предприятия, была выявлена ее низкая эффективность. Причиной такого явления стала отсутствие комплексного подхода к разработке и планированию продвижения предприятия выбраны каналы продвижения, не учитывающие специфику деятельности предприятия и его целевую аудиторию.
Для исправления сложившейся ситуации нами предлагается разработать стратегию продвижения в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram» и «YouTube».
Для оценки эффективности SMM-маркетинга существуют три способа: отслеживание трафика из социальных сетей, конверсия продаж или оказания услуг и подсчет фактического количества активных пользователей в группе.
Показатели ROI и СВА являются очень позитивными. Значит, у SMM- маркетинга в данной отрасли есть перспективы. Согласно календарному графику мероприятий видно, что со временем темп прироста новых подписчиков в социальных сетях падает, и скоро компании понадобится новый способ привлечения потенциальных клиентов, а, следовательно, это должен быть другой масштаб действий и размах рекламной кампании. Но на данный момент, как видно из проведенных расчетов, реклама в социальных сетях является эффективной и целесообразной.
1) Акулич, М.В. Интернет-маркетинг в социальных сетях. / М.В. Акулич. - Издательские решения, 2017. - 94 с.
2) Акулич, М.В. Интернет-маркетинг в социальных сетях и на YouTube / М.В. Акулич. - Издательские решения, 2017. - 88 с.
3) Ашманов, И., Иванов, А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах / И. Ашманов, А. Иванов. - Спб.: Питер, 2008. - 156 с.
4) Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г.П. Бакулев. - М: Аспект-пресс, 2005. - 358 с.
5) Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз / С. Блэк. - Ростов н/Д., 1998. -274 с.
6) Вирин, Ф.Ю. Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов / Ф.Ю. Вирин. - М.: Эксмо, 2010. - 126 с.
7) Гундарин, М.В. Книга руководителя отдела PR: практические рекомендации. 2-е изд., дополненное / М.В. Гундарин. - СПб. Питер, 2009. - 336 с.
8. Гуров, Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет все о PR и рекламе в сети / Ф.Н. Гуров, - М.: Вершина, 2008. - 136 с. 101
8) Кабани, Ш. SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых медиа! / Шама Кабани. - СПБ. Питер, 2012. - 240 с.
9) Макконелл, Б., Хуба Д. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере / Б. Макконелл. - Вершина, 2008. - 192 с Максимюк, К. Новый Интернет для бизнеса / К.С. Максимюк. - М. Эксмо, 2010. - 192с.
10) Одден Л. Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему / Л.Одден. - SeoPult, 2014. - 384 с.
11) Парабеллум, А. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса / Андрей Парабеллум, Николай Мрочковский, Владимир Калаев. - СПБ. Питер, 2013. - 176 с.
12) Сенаторов А.А. Контент-маркетинг: Стратегии продвижения в
социальных сетях / А.А.Сенаторов. - Альпина Диджитал, 2018. - 153 с.
13) Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях. / Д. Халилов. - Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 240 с.
14) Ших, К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса / Клара Ших. - М. Манн, Иванов и Фербер, 2011.
- 304 с.
15) Щебаков, С. Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера. / С. Щебаков. - Питер, 2019. - 320 с.
16) Neti, S., Aichner, T., Jacob, F. Social media and its role in marketing «Measuring the Degree of Corporate Social Media Use». International Journal of Market Research / S. Neti. - 2015. С. 257-275.
Депонированные научные работы
17) Бондарёв Н.С. Социальные медиа в современных политических процессах технологии и ресурсы влияния. - Москва, 2014. - 198 с.
18) Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учеб. пособие / Б.Л.Борисов.
- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 624 с.
19) Васильев, Г.А. Основы рекламы: учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006. - 719 с.
20) Евсюков, В.В. SMM - драйвер повышения эффективности маркетинга в современных условиях / В.В. Евсюков, А.К. Райман. - М., 2018. 97 с.
21) Кремнёв, Д. Продвижение в социальных сетях / Дмитрий Кремнёв. - СПБ. Питер, 2011. - 140 с.
22) Кудинов, В.А. SMO, SMM, PR и брендинг в социальных сетях / В.А. Кудинов, М.О. Иванов. - М., 2012. 144 с.
23) Максимюк, К. Новый Интернет для бизнеса. Коммуникация в социальных медиа / К.С. Максимюк. - 2- е изд., перераб и доп. - М. Эксмо, 2011. - 224 с.
24) Олешевский, Д. SMM-продвижение как эффективный инструмент интернет-маркетинга / Д. Олешевский. - М., 2017. 121 с.
Диссертации
25) Филимоненко И.В. Исследование эффективности использования технологий SMM на рынках B2B услуг: дис.... д.э.н.: 38.04.02 / Филимоненко Ирина Владимировна. - М., 2018. - 107 с.
Авторефераты диссертаций
26) Пименов Ю.С. Использование интернета в системе маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №1. - с.36-45
27) Розенберг Н.В. SMM как инструмент продвижения услуги и товара в сети Интернет: дис.... д.ф.н.: 42.04.01 / Розенберг Николай Владимирович. - М., 2018. - 81 с.
28) Danah M. Boyd, Nicole B. Ellison. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007-10
1. - Vol. 13, iss. 1. - С. 210-230.
29) Kaplan, Andreas M.; Michael Haenlein Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons, 53 - 2010, С. 59-68.
Печатная периодика
30) Герасимюк, Т., Соломович, Т. Интернет как среда и инструмент реализации паблик рилейшнз / Т. Г ерасимюк, Т. Соломович // Маркетинг в России и за рубежом. — 2015. — № 5.
31) Фоллс, Д., Маркетинг в социальных медиа. Просто о главном / Д. Фоллс // Москва: Манн, Иванов и Фербер. - 2012.
32) Jonathan Obar, Steven Wildman. Social Media Definition and the Governance Challenge - An Introduction to the Special Issue. — Rochester, NY: Social Science Research Network, 2015-07-22.
Электронные ресурсы
33) Анализ рекламного рынка Казани [Электронный ресурс] // - 2018/ - Режим доступа: https://www.kazan.kp.ru/daily/.
34) Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // - 2018/ - Режим доступа: http://wciom.ru.
35) Карта Казани 2ГИС [Электронный ресурс] // - 2019/ - Режим доступа: https://2gis.ru/kazan.
36) Продвижение группы в социальных сетях [Электронный ресурс] // Социальная сеть. - 2015. - Режим доступа: http://prosocialblog.ru.
37) Продвижение в социальных сетях задачи SMM [Электронный ресурс]// Кофеин успеха. - 2015. - Режим доступа: http//coeinuspeha.ru/prodvizhenie-v- socialnyxsetyax-zadachi-smm/.
38) Ракитянский, М. Настройка и оптимизация рекламных кампаний во
ВКонтакте [Электронный ресурс]/ Максим Ракитянский // Лайкни.- 2015.- Режим доступа: http: //www.likeni .ru/analytics/Nastroyka- ioptimizatsiyareklamnykh-
kampaniy-vo-VKontakte/.
39) Родина, Т. SMM-этикет что публиковать в соцсетях, чтобы не
облажаться [Электронный ресурс]/ Татьяна Родина// Лайкни. - 2015.- Режим доступа: http://www.likeni.ru/cases/smm-etiket-chto-publikovat-vsotssetvakhchtobv-
ne-oblazhatsya/.
40) Сазанов, В.М. Социальные сети как новая общественная сфера [Электронный ресурс]/ В.М. Сазанов // - 2014. - Режим доступа: v- school.narod.ru/PAPERS/cct-public.doc.
41) Сайт ООО «КА Брэйнстор» [Электронный ресурс] - Режим доступа: brianstore. agency/.
42) Сервисы, расширяющих возможности Instagram [Электронный
ресурс]// Нетология. - 2015. - Режим доступа:
http://netologv■ru/blog/semservisovrasshirvavushchikh-vozmoinosti-instagram■
43) Силаев, Р. Аудитория вас ждет PR в социальных сетях [Электронный ресурс]/ Роман Силаев //PRportal.- 2009.- Режим доступа: www.prportal.ru.
44) Сосновский С. Эффективное продвижение в социальных сетях [Электронный ресурс]/ Сергей Сосновский //Сосновский.ру. -2015. - Режим доступа: http: //so snovskij .ru.
45) Global social media ranking 2017 | Statistic [Электронный ресурс] / -2017. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks- ranked-by-number-of-users/.
46) Reports and Insights. The Social Media Report 2018. [Электронный ресурс] / Nielsen // -2018. - Режим доступа: www. nielsen. com.
47) Safranak, R. "The Emerging Role of Social Media in Regime Change" 2014
Cambridge Conference Business & Economics. [Электронный ресурс] / -2014. - Режим доступа:
http://www. gcbe.us/2014 CBEC/data/Anas%20Al%20Bakri.%20Nazzal%20Kisswani. pdf.
48) Scobleizer: Spatial Computing Catalyst [Электронный ресурс] -2016. - Режим доступа: https://scobleizer.blog/2007/02/16/what-is-social-media.html./.
49) Wildman, S., Obar J. A. Social Media Definition and the Governance Challenge: An Introduction to the Special Issue [Электронный ресурс] / S Wildman // -
2015. - Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract id=2647377.