ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
1.1 Феноменологическая характеристика социальной адаптации 7
1.2 Этиопатогенетическая характеристика интеллектуального недоразвития у
дошкольников с синдромом Дауна 11
1.3 Особенности коммуникативного развития детей с синдромом Дауна.... 17
1.4 Анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушением
интеллекта в программах обучения и воспитания 31
1.5 Формирования коммуникативного развития у детей дошкольного
возраста с синдромом Дауна 33
ГЛАВА II. Практическое изучение формирования коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
2.1 Цели и организация практического исследования формирования
коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 39
2.2 Коррекционно - развивающая программа по формированию
коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 54
2.3 Анализ результатов формирования коммуникативного развития у детей
дошкольного возраста с синдромом Дауна 64
Заключение 69
Библиография 73
Приложение 1 80
Приложение 2 83
Приложение 3 88
Приложение 4 91
Приложение 5
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
1.1 Феноменологическая характеристика социальной адаптации 7
1.2 Этиопатогенетическая характеристика интеллектуального недоразвития у
дошкольников с синдромом Дауна 11
1.3 Особенности коммуникативного развития детей с синдромом Дауна.... 17
1.4 Анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушением
интеллекта в программах обучения и воспитания 31
1.5 Формирования коммуникативного развития у детей дошкольного
возраста с синдромом Дауна 33
ГЛАВА II. Практическое изучение формирования коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
2.1 Цели и организация практического исследования формирования
коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 39
2.2 Коррекционно - развивающая программа по формированию
коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 54
2.3 Анализ результатов формирования коммуникативного развития у детей
дошкольного возраста с синдромом Дауна 64
Заключение 69
Библиография 73
Приложение 1 80
Приложение 2 83
Приложение 3 88
Приложение 4 91
Приложение 5
Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости, а так же синдрома Дауна, занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставят диагноз «умственная отсталость», из которых 9% составляет синдром Дауна.
В настоящее время в большинстве стран люди с нарушением интеллекта считаются равноправными гражданами. Изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в. В США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду.
В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
В последние годы интеграция успешно осуществляется в западноевропейских странах. Имеются определенные положительные результаты и в нашей стране, хотя менее существенные, учитывая наши социально-экономические условия.
В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медикосоциального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных педагогов-специалистов, выпускается специальная литература.
Однако, методической литературы, исследований и конкретных данных по проблеме социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна практически не встречается. Поэтому, можно сформулировать цель данной работы.
Цель: изучение и формирование технологии коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс формирования коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна.
Гипотеза: коммуникативное развитие детей дошкольного возраста будет успешным, если будут учитываться показатели коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования технологии коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
2. Выявить особенности общения с взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
3. Выявить особенности самообслуживания детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
5. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна. Методы, использованные в данной работе:
- метод анализа литературы;
- метод биографический метод;
- метод наблюдения, тестовой диагностики и анкетирования;
- математико-статистические методы.
Теоретическую основу данной работы составляют труды таких психологов, педагогов и дефектологов отечественной педагогики, как - Л.С. Выговского, А.А. Катаевой, А.Н. Леонтьева, Е.М. Мастюковой, Ж. Пиаже, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина, а так же зарубежных авторов - С. Бакли, Дж. Денис, Ст. Трамбла, из которых можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем в обучении детей с синдромом Дауна является их социализация.
Практическая значимость: работа предназначена для педагогов, дефектологов и других специалистов, интересующихся проблемой коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна, которые могут ее использовать как теоретический материал при составлении программ, а так же как практическую основу коррекционно-развивающей программы. Материал может быть полезен при составлении монографий. Она может быть интересна для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.
Апробация исследования:
Результаты исследования обсуждались на научных конференциях:
1. Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие» (Казань, 2016);
2. ХХ Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования» (Казань, 2017);
3. XXII Международной научно-практической конференции «Психология и методика развития одаренности: menter- и genius- технологии XXI века» (Казань, 2018).
Выпускная квалификационная работа содержит 92 страницы, состоит из введения; двух глав, заключения, библиографии, приложений. Иллюстрирована таблицами.
В настоящее время в большинстве стран люди с нарушением интеллекта считаются равноправными гражданами. Изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в. В США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду.
В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
В последние годы интеграция успешно осуществляется в западноевропейских странах. Имеются определенные положительные результаты и в нашей стране, хотя менее существенные, учитывая наши социально-экономические условия.
В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медикосоциального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных педагогов-специалистов, выпускается специальная литература.
Однако, методической литературы, исследований и конкретных данных по проблеме социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна практически не встречается. Поэтому, можно сформулировать цель данной работы.
Цель: изучение и формирование технологии коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс формирования коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна.
Гипотеза: коммуникативное развитие детей дошкольного возраста будет успешным, если будут учитываться показатели коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования технологии коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
2. Выявить особенности общения с взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
3. Выявить особенности самообслуживания детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
5. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна. Методы, использованные в данной работе:
- метод анализа литературы;
- метод биографический метод;
- метод наблюдения, тестовой диагностики и анкетирования;
- математико-статистические методы.
Теоретическую основу данной работы составляют труды таких психологов, педагогов и дефектологов отечественной педагогики, как - Л.С. Выговского, А.А. Катаевой, А.Н. Леонтьева, Е.М. Мастюковой, Ж. Пиаже, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина, а так же зарубежных авторов - С. Бакли, Дж. Денис, Ст. Трамбла, из которых можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем в обучении детей с синдромом Дауна является их социализация.
Практическая значимость: работа предназначена для педагогов, дефектологов и других специалистов, интересующихся проблемой коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна, которые могут ее использовать как теоретический материал при составлении программ, а так же как практическую основу коррекционно-развивающей программы. Материал может быть полезен при составлении монографий. Она может быть интересна для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.
Апробация исследования:
Результаты исследования обсуждались на научных конференциях:
1. Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие» (Казань, 2016);
2. ХХ Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования» (Казань, 2017);
3. XXII Международной научно-практической конференции «Психология и методика развития одаренности: menter- и genius- технологии XXI века» (Казань, 2018).
Выпускная квалификационная работа содержит 92 страницы, состоит из введения; двух глав, заключения, библиографии, приложений. Иллюстрирована таблицами.
Проблемой социально-коммуникативного развития детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Дауна, интересовались такие ученые, как Закрепина А. В. («Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье»), Коробейников И. А. («Нарушения развития и социальная адаптация»), Маллер А. Р. («Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»), Шипицина Л. М. (««Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта») и др. Но на наш взгляд эта проблема еще недостаточно изучена и требует детального рассмотрения.
Целью проведенного нами исследования являлось изучение и формирование социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социально-коммуникативного развития детей с синдромом Дауна. Он показал, что термин «социальная адаптация» для детей с синдромом Дауна означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения этих детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с синдромом Дауна из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с синдромом Дауна возможность активного участия в общественной жизни.
После теоретического анализ в процессе коррекционно-развивающей работы нами были выявлены особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольников с синдромом Дауна.
Несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Эмоции детей более сохранны, чем познавательная деятельность. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
В личностном плане этим детям в большей степени свойственны внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У детей с синдромом Дауна повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью, что затрудняет как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть.
Им свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.
Далее нами были выявлены особенности самообслуживания детей с синдромом Дауна. У этих детей необходимо формировать все культурно - гигиенические навыки, так как самостоятельно этого не произойдет. Необходимо последовательное ежедневное их закрепление в повседневных ситуациях, что бы они не выбивались из привычного ритма жизни.
У детей с синдромом Дауна возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.
В процессе исследования нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна. В процессе ее реализации нами проводились специальные занятия по социальному развитию и самообслуживанию, организовывались специальные игры.
Результатом апробации программы стало повышение уровня социальной адаптации у всей экспериментальной группы детей.
В процессе реализации программы нами разрабатывались методические рекомендации по формированию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, в которых раскрывались основные направления дальнейшей работы родителей, рекомендации по более продуктивных способах общения со своим ребенком. Эти рекомендации составлены с учетом уровня развития и возможностями каждого ребенка.
Проанализировав все вышеперечисленное, можно говорить о том, что все поставленные нами задачи были успешно выполнены.
Это подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу, которая заключалась в том, что формирование компонентов социальной адаптации - самообслуживание, общение со взрослыми и общение со сверстниками, характерных для дошкольного возраста, у детей с синдромом Дауна происходит только при специальном обучении на занятиях по социальному развитию, при совместной деятельности педагогического состава и родителей, а так же при специальной организации свободной деятельности детей.
Следовательно, коррекционно-педагогическая проведена успешна и цель нашего исследования достигнута.
Целью проведенного нами исследования являлось изучение и формирование социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социально-коммуникативного развития детей с синдромом Дауна. Он показал, что термин «социальная адаптация» для детей с синдромом Дауна означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения этих детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с синдромом Дауна из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с синдромом Дауна возможность активного участия в общественной жизни.
После теоретического анализ в процессе коррекционно-развивающей работы нами были выявлены особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольников с синдромом Дауна.
Несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Эмоции детей более сохранны, чем познавательная деятельность. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
В личностном плане этим детям в большей степени свойственны внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У детей с синдромом Дауна повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью, что затрудняет как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть.
Им свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.
Далее нами были выявлены особенности самообслуживания детей с синдромом Дауна. У этих детей необходимо формировать все культурно - гигиенические навыки, так как самостоятельно этого не произойдет. Необходимо последовательное ежедневное их закрепление в повседневных ситуациях, что бы они не выбивались из привычного ритма жизни.
У детей с синдромом Дауна возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.
В процессе исследования нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна. В процессе ее реализации нами проводились специальные занятия по социальному развитию и самообслуживанию, организовывались специальные игры.
Результатом апробации программы стало повышение уровня социальной адаптации у всей экспериментальной группы детей.
В процессе реализации программы нами разрабатывались методические рекомендации по формированию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, в которых раскрывались основные направления дальнейшей работы родителей, рекомендации по более продуктивных способах общения со своим ребенком. Эти рекомендации составлены с учетом уровня развития и возможностями каждого ребенка.
Проанализировав все вышеперечисленное, можно говорить о том, что все поставленные нами задачи были успешно выполнены.
Это подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу, которая заключалась в том, что формирование компонентов социальной адаптации - самообслуживание, общение со взрослыми и общение со сверстниками, характерных для дошкольного возраста, у детей с синдромом Дауна происходит только при специальном обучении на занятиях по социальному развитию, при совместной деятельности педагогического состава и родителей, а так же при специальной организации свободной деятельности детей.
Следовательно, коррекционно-педагогическая проведена успешна и цель нашего исследования достигнута.
Подобные работы
- АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами PECS
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ДЕТЕЙ С ОВЗ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023



