Введение 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
1.1 Феноменологическая характеристика социальной адаптации 7
1.2 Этиопатогенетическая характеристика интеллектуального недоразвития у
дошкольников с синдромом Дауна 11
1.3 Особенности коммуникативного развития детей с синдромом Дауна.... 17
1.4 Анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушением
интеллекта в программах обучения и воспитания 31
1.5 Формирования коммуникативного развития у детей дошкольного
возраста с синдромом Дауна 33
ГЛАВА II. Практическое изучение формирования коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
2.1 Цели и организация практического исследования формирования
коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 39
2.2 Коррекционно - развивающая программа по формированию
коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 54
2.3 Анализ результатов формирования коммуникативного развития у детей
дошкольного возраста с синдромом Дауна 64
Заключение 69
Библиография 73
Приложение 1 80
Приложение 2 83
Приложение 3 88
Приложение 4 91
Приложение 5
Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости, а так же синдрома Дауна, занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставят диагноз «умственная отсталость», из которых 9% составляет синдром Дауна.
В настоящее время в большинстве стран люди с нарушением интеллекта считаются равноправными гражданами. Изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в. В США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду.
В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
В последние годы интеграция успешно осуществляется в западноевропейских странах. Имеются определенные положительные результаты и в нашей стране, хотя менее существенные, учитывая наши социально-экономические условия.
В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медикосоциального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных педагогов-специалистов, выпускается специальная литература.
Однако, методической литературы, исследований и конкретных данных по проблеме социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна практически не встречается. Поэтому, можно сформулировать цель данной работы.
Цель: изучение и формирование технологии коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс формирования коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна.
Гипотеза: коммуникативное развитие детей дошкольного возраста будет успешным, если будут учитываться показатели коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования технологии коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
2. Выявить особенности общения с взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
3. Выявить особенности самообслуживания детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
5. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна. Методы, использованные в данной работе:
- метод анализа литературы;
- метод биографический метод;
- метод наблюдения, тестовой диагностики и анкетирования;
- математико-статистические методы.
Теоретическую основу данной работы составляют труды таких психологов, педагогов и дефектологов отечественной педагогики, как - Л.С. Выговского, А.А. Катаевой, А.Н. Леонтьева, Е.М. Мастюковой, Ж. Пиаже, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина, а так же зарубежных авторов - С. Бакли, Дж. Денис, Ст. Трамбла, из которых можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем в обучении детей с синдромом Дауна является их социализация.
Практическая значимость: работа предназначена для педагогов, дефектологов и других специалистов, интересующихся проблемой коммуникативного развития у детей дошкольников с синдромом Дауна, которые могут ее использовать как теоретический материал при составлении программ, а так же как практическую основу коррекционно-развивающей программы. Материал может быть полезен при составлении монографий. Она может быть интересна для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.
Апробация исследования:
Результаты исследования обсуждались на научных конференциях:
1. Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие» (Казань, 2016);
2. ХХ Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования» (Казань, 2017);
3. XXII Международной научно-практической конференции «Психология и методика развития одаренности: menter- и genius- технологии XXI века» (Казань, 2018).
Выпускная квалификационная работа содержит 92 страницы, состоит из введения; двух глав, заключения, библиографии, приложений. Иллюстрирована таблицами.
Проблемой социально-коммуникативного развития детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Дауна, интересовались такие ученые, как Закрепина А. В. («Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье»), Коробейников И. А. («Нарушения развития и социальная адаптация»), Маллер А. Р. («Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»), Шипицина Л. М. (««Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта») и др. Но на наш взгляд эта проблема еще недостаточно изучена и требует детального рассмотрения.
Целью проведенного нами исследования являлось изучение и формирование социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социально-коммуникативного развития детей с синдромом Дауна. Он показал, что термин «социальная адаптация» для детей с синдромом Дауна означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения этих детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с синдромом Дауна из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с синдромом Дауна возможность активного участия в общественной жизни.
После теоретического анализ в процессе коррекционно-развивающей работы нами были выявлены особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольников с синдромом Дауна.
Несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Эмоции детей более сохранны, чем познавательная деятельность. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
В личностном плане этим детям в большей степени свойственны внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У детей с синдромом Дауна повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью, что затрудняет как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть.
Им свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.
Далее нами были выявлены особенности самообслуживания детей с синдромом Дауна. У этих детей необходимо формировать все культурно - гигиенические навыки, так как самостоятельно этого не произойдет. Необходимо последовательное ежедневное их закрепление в повседневных ситуациях, что бы они не выбивались из привычного ритма жизни.
У детей с синдромом Дауна возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.
В процессе исследования нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна. В процессе ее реализации нами проводились специальные занятия по социальному развитию и самообслуживанию, организовывались специальные игры.
Результатом апробации программы стало повышение уровня социальной адаптации у всей экспериментальной группы детей.
В процессе реализации программы нами разрабатывались методические рекомендации по формированию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, в которых раскрывались основные направления дальнейшей работы родителей, рекомендации по более продуктивных способах общения со своим ребенком. Эти рекомендации составлены с учетом уровня развития и возможностями каждого ребенка.
Проанализировав все вышеперечисленное, можно говорить о том, что все поставленные нами задачи были успешно выполнены.
Это подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу, которая заключалась в том, что формирование компонентов социальной адаптации - самообслуживание, общение со взрослыми и общение со сверстниками, характерных для дошкольного возраста, у детей с синдромом Дауна происходит только при специальном обучении на занятиях по социальному развитию, при совместной деятельности педагогического состава и родителей, а так же при специальной организации свободной деятельности детей.
Следовательно, коррекционно-педагогическая проведена успешна и цель нашего исследования достигнута.
1. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем возрасте / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - с. 47-52.
2. Барашнев Ю. И., Барашнева Ю. И., Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / Под ред. Барашнева Ю.И. - Изд-во: Триада-Х, 2007 г. - 280 с. - ISBN 5-8249-0130-9
3. Боряева, Л. Б., Гаврилушкина, О. П., Зарин, А. П., Соколова, Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Боряева и др. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. - 320 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-94033-094-0.
4. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - М., «Просвещение», 1973. - 175с. - (Б-ка директора школы). Список лит.: с. 173-174.
5. Волкова, Е. Ф. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу «Экспериментальная психология» / Е. Ф. Волкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. - 92с. - ISBN - 5-85921-473-1
6. Волкова А. Н., Безух С. М., Нестерова Г. Ф., Безух С. С. Психологосоциальная работа с инвалидами: Абилитация при синдроме Дауна / А. Н. Волкова и др. - Изд-во: РЕЧЬ, - 2006 г. - 120 с. - ISBN: 5-9268-0517-1.
7. Ворсанова, С. Г., Юров, Ю. Б., Демидова, И. А., Берешева, А. К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка: данные клинических, цитогенетических и малекулярно-цитогенетических исследований. Синдромы, связанные с аномалиями половых хромосом / С. Г. Ворсанова и др. // Дефектология. - 2000. - №2. - с. 41-51.
8. Гаврилушкина О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития [Текст] / О.П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. - 1998. - №2 - с. 67-71.
9. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика: Свыше 3000 терминов современной прикладной психологии / С. Ю. Головин. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Мн; М: Харвест; АСТ, 2001. - 976с. - (Библиотека практического психолога).
10. Грюнвальд, Бернис Б. Консультирование семьи: Практическое
руководство [Текст] / Б. Б. Грюнвальд, Г. В. Макоби. - Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 20047. - 416с. - (Мастер-класс).
11. Гудонис, В. Нарушения в раннем развитии детей: психологический и социальный аспект: Хромосомные аберрации. Синдром Дауна составляют около 13 % всех хромосомных болезней / В. Гудонис // Домашнее воспитание. - 2002. - №5. - с. 43-45.
12. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов. Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005, - 208с.: ил. - (Учебное пособие).
13. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. - М.: Аквариум, 2001. - 128с. - Библиогр.: с. 125-127. - ISBN 585684-559-5
14. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2005. - 272 с. - ISBN 5-09014492-3.
15. Забрамная, С. Д. Изучаем обучая: рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью : из опыта работы. / Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 47,[1] с., [32] л. цв. ил.: ил; 23 см. - Библиогр.: с. 47-48. - ISBN 5-88230-073-8
16. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей: учебник для дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов: рек. М-вом образования РФ / С. Д. Забрамная. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 112 с. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-09-004905-Х.
17. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 111с.
18. Закрепина, А. В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью [Текст] / А. В. Закрепина // Дефектология. - 2004. - №2. - с. 33-39. Библиогр.: 8 назв.
19. Закрепина, А. В. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье / А. В. Закрепина // Дефектология. - 2003. - №1. - с. 60-66.
20. Кетько С. М., Пакулина С. А., Поминов А. В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография- 2005 - 231 с. - ISBN: 5-87609-145-6.
21. Кисова, В. В., Конева, И. А. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова, И. А. Конева - СПб.: Речь, 2006. - 352 с. - ISBN 5-9268-0506-6.
22. Колосков, С. А. Дети с синдромом Дауна. Возможность социальной адаптации / С. А. Колосков // Мама и малыш. - 2005 - №03. - с. 12-16.
23. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация/ И. А. Коробейников. - М.: ПЕР СЭ; 2002. - 192с.
24. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Межвузовский сборник науч. трудов.- М., 1986. - 108с. - (Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина).
25. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся / Л. Г. Красковская // Дефектология. - 1986. - №2 - с. 32-35.
26. Кумин Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна = Communication Skill in children witth Dawn Syndrome / Libby Kumin: руководство для родителей / Л. Кумин; пер. с англ. Н. С. Грозная; науч. ред. И. А. Понфилова, Л. В. Лобода; фот. А. Ю. Португалова. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. - 276с.: фот. - (Серия книг о синдроме Дауна). - Словарь: с. 260-261. - Предм. Указ.: с.262-273. - ISBN 589527-084-0
27. Курчанов Н. А. Антропология и концепции биологии / Н. А. Курчанов - М.: СпецЛит - 2007 - 191 с. - ISBN: 978-5-299-00337-6.
28. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. дефект. фак-тов высш. пед. учеб. заведений. Рек. ученым советом / А. Р. Малер, Г. В. Цикото. - М.: Академия, 2003. - 208 с. - (Высшее образование). - Библиогр. В конце гл. - ISBN 57695-1350-0.
29. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Малер, - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 80 с. - Библиогр.: с. 78. - ISBN 5-7155-0744-8.
30. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Малер, - М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.: ил. - (Методическая библиотека). - Библиогр.: с. 156. - ISBN 5-89415-087-6.
31. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А. Р. Малер, - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.: ил. - (Методическая библиотека). - Библиогр.: с. 122. - ISBN 5-89415-087-6.
32. Матееску, Л. Г. Новые подходы к проблемно-целевому обучению семей, имеющих ребенка - инвалида с синдромом дауна, как одного из методов повышения качества реабилитации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.м.н.: спец. 14.00.09: спец. 14.00.33 / Матееску Лариса Гавриловна; [Сам. гос. мед. ун-т]. - ил.; 21 см. Библиогр.: с. 26 (10 назв.). Самара, 2005. - 26 с.
33. Медведева, Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия: методическое пособие / Т. П. Медведева [и др.]; М-во труда и соц. развития РФ. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. - 368 с.: ил. - (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития). - ISBN 5-89527-043-3.
34. Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития (методические рекомендации) / Г. А. Мишина // Дефектология. - 2001. - №1. - с.60-65.
35. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми потребностями в развитии / Е. М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997. - 299с.
36. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Они ждут нашей помощи / А. Г. Московкина, Е. М. Мастюкова. - М.: Педагогика, 1991. - 158, [2] с.: ил.; 20 см. - (Педагогика родителям). - ISBN 5-7155-0330-2
37. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 576с.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Библиогр.: с. 557-560. - ISBN 978-5-22-11307-3
38. Петрова, В. Г., Белякова, И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?: Рекоменд. Координ. Советом по псхол. Мин. общего и проф. образования РФ / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - 2-е изд. - М.: Флинта; Моск. псих.-соц. инт, 2000. - 104с.
39. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки: Программа ранней
педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: Кн. 1: Введение в программу (пер. с англ. Грозной Н.)- Изд. 2-е - Мойра Питерси, Дайаны Ютер, Эрики Бра, Робин Трилор, при участии Сью Кернс. - Изд.: Ассоциация Даун Синдром, Институт Общегуманитарных исследований - 2001. - 64 с. - ISBN 5-88230-072-X, 5-88230-073-8.
40. Синдром Дауна. Факты / Сост. Е. Поле. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. - 32 с., ил. - ISBN 5-89527-083-2.
41. Современные подходы к болезни Дауна : пер. / Т. Бут, Я. Заремба, К. А. Халлиди-Смит и др.- М. : Педагогика, 1991. - 335 с. : ил. - Библиогр.: с. 305332.
42. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: в 2ч.: хрестоматия: учебно-методическое пособие. Ч. 2 / сост. Л. Б. Шнейдер; РАО; Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. - 712 с. - (Библиотека психолога). - Библиогр.: с. 702-707. - ISBN 5-89502-555- 2 (ч. 2). - ISBN 5-89502-425-4 (МПСИ). - ISBN 5-89395-632-X (ч. 2). - ISBN 5-89395-472-6 (МОДЭК).
43. Стребелева, Е. А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением / Е. А. Стребелева // Дефектология. - 2002. - №5. - с.68-72.
44. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2004. - 184с.: ил. - (Коррекционная педагогика)
45. Трилор Р. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: Кн. 3: Навыки общения (пер. с англ. Грозной Н.)- Изд. 2-е - Изд.: Ассоциация Даун Синдром, Институт Общегуманитарных исследований - 2001. - 112 с. - ISBN: 5-88230-072-X, 588230-075-4.
46. Трилор Р. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: Кн. 7: Самообслуживание и социальные навыки (пер. с англ. Грозной Н.)- Изд.: Ассоциация Даун Синдром, Институт Общегуманитарных исследований. - 2001. - 80 с. - ISBN: 5-88230-046-0, 5-88230-072-X.
47. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с. - ISBN 5-7695-0698-9.
48. Умственная отсталость у детей: методическое пособие для студентов по курсу Специальная педагогика и специальная психология / Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т ; сост. О. П. Рожков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО "Модек", 2007. - 118 с. 21. - (Серия "Библиотека педагога- практика") (Психология в школе). - Библиогр.: с. 114-115. - ISBN 978-589502-933-6 МПСИ. - ISBN 978-5-89395-754-9
49. Фрейд З. Психика: структура и функционирование - М.: Академический проект - 2007 - 230 с. - ISBN: 978-5-8291-0866-3
50. Хайртдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта / Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология. - 2002. - №1. - с. 81-89.
51. Харчева В. Г. Основы социологии: Учебное пособие / В. Г. Харчева. - изд.: Логос - 2000, - 80 с.
52. Шипицина, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с. - ISBN 5-9268-0386-1.
53. Шпек Отто. Люди с умственной отсталостью = Menchen mit giestiger Behindernng und ihre Erziehyng: ein heilpadagogisches Lhrbuch: обучение и воспитание / О. Шпек; [пер. с нем. А. П. Голубева]. - М.: Академия, 2003. - 432с.: ил. - Библиогр.: с. 379-419, на нем языке. - ISBN 5-7695-1481-7. - ISBN 3-497-01484-2
54. Штрасмайр В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / Пер. с нем. А. А. Махлина, Н. М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с. - ISBN 5-7695-0968-6.
55. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ век / Х. С. Замский - М.: НПО Образование, - 1995. - 399 с.