Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые вопросы регулирования запрета дискриминации мужчин и женщин
1.1. Конституционное равенство и запрет дискриминации по признаку пола
в России: понятие, значение 8
1.2. Международные стандарты гендерного равенства 19
1.3. Конституционно-правовое закрепление равенства мужчин и женщин в
зарубежных странах 30
Глава 2. Законодательное обеспечение конституционного принципа запрета дискриминации мужчин в современной России
2.1. Законодательство о равенстве полов в сфере семейных
правоотношений и охраны здоровья 38
2.2. Проблемы правового регулирования гендерного равенства в сфере
пенсионного обеспечения 50
2.3. Правовое регулирование прав и обязанностей мужчин в сфере военной службы 54
Глава 3. Защита конституционного принципа запрета дискриминации мужчин в Российской Федерации и проблемы его реализации
3.1. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в области
защиты от дискриминации мужчин 60
3.2. Проблемы совершенствования правового регулирования запрета
дискриминации мужчин в России 71
Заключение 79
Список использованной литературы и источников
Актуальность темы. Принцип равенства закрепленных в ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации прав и свобод мужчин и женщин отражает равенство возможностей мужчин и женщин для их реализации.
Важно отметить, что права мужчин на протяжении веков считались достаточно защищенными, в связи с этим политика государства была направлена преимущественно на решение «женского вопроса», уравнивание правового положения женщин и мужчин. Многие привилегии в отношении женщин вполне оправданны, в частности, льготы, предоставляемые беременным женщинам, женщинам имеющим детей.
Вместе с тем российское законодательство не обеспечивает в полной мере реализацию принципа равенства прав и возможностей мужчин и женщин, если это касается создания условий для воспитания малолетнего ребенка отцом; качества оказания специализированной медицинской помощи мужчинам; исполнения уголовного наказания. Анализ некоторых норм семейного, уголовного, уголовно-исполнительного, пенсионного законодательства, а также законодательства в области обеспечения здоровья показал их несоответствие данному принципу.
В настоящее время определенные преимущества, предоставляемые государством, направленные на уравнивание правового положения мужчин и женщин, распространяются только на женщин, например, в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.
При этом не учитываются интересы и права мужчин, которые в результате предоставления женщинам соответствующих преимуществ могут быть нарушены, что может привести к дискриминации мужчин по признаку пола. Препятствиями для более полной реализации мужчинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли мужчины, которые создают барьеры на Конституционно-правовое закрепление равенства мужчин и женщин должно предполагать создание не только системы гарантий для женщин, но и условий, направленных на запрет дискриминации мужчин. Следовательно, обеспечение конституционного принципа равенства мужчин и женщин и создания равных возможностей для их реализации не может исчерпываться установлением льгот только для женщин, а потому проблема создания мужчинам равных с женщинами условий их жизни является важным фактором развития действительно правового и социального государства в России. Все это требует научного осмысления и анализа.
Степень научной разработанности темы исследования. Теме, затрагивающей общетеоретической концепции прав человека, их конституционных принципов, внесли такие ученые, как: С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Г.Н. Комкова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Г.Б. Романовский, Б.С. Эбзеев и др.
Общетеоретические и конституционные аспекты гендерного равенства нашли свое отражение в трудах Ю.А. Акимовой, Е.Р., Д.С. Велиевой, И.И. Выдриной, М.Е. Гимгиной, С.С. Дикмана, К.Ю. Дудко, Э.А. Иваевой, А.С. Кадема, М.А. Кашиной О.А. Кожевникова, М.Н. Козюка, А.Н. Кокотовой, Н.Е. Колобаевой, Г.Н. Комковой, И.Ю. Крылатовой, С.Э. Либановой, О.А. Макеева, А.Н. Мещерякова, С.Э. Несмеяновой, В.В. Олейникова, Б.А. Осипяна, Р.А. Торосян и т. д.
Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа правового развития и реализации конституционного запрета дискриминации мужчин в Российской Федерации, разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере обеспечения гендерного равенства мужчин и женщин.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотрение понятий и определение значения конституционного равенства и запрета дискриминации по признаку пола в России;
2) изучение международных стандартов гендерного равенства;
3) исследование конституционно-правового закрепления равенства мужчин и женщин в зарубежных странах;
4) анализ законодательства о равенстве полов в сфере семейных отношений и охраны здоровья;
5) выявление проблем правового регулирования гендерного равенства в сфере пенсионного обеспечения;
6) анализ правового регулирования прав и обязанностей мужчин в сфере военной службы;
7) анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации в области защиты мужчин от дискриминации;
8) разработка конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования запрета дискриминации мужчин в России.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации защиты мужчинами своих конституционных прав.
Предметом исследования выступают нормативные-правовые акты, регламентирующие принцип равенства мужчин и женщин, научные концепции и положения по обеспечению равенства мужчин и женщин.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области конституционного права, общей теории права, международного права, медицинского права, права социального обеспечения, трудового права, имеющие отношение к исследуемой проблематике.
Материалы исследования сформированы на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, закрепляющих принцип равенства мужчин и женщин, недопущение дискриминации по признаку пола; конституций РСФСР 1918 года, 1937 года, 1978 года; конституций зарубежных стран, нормативных правовых актов советского периода, международно-правовых документов, международных стандартов, национального законодательства зарубежных стран, предусматривающего обеспечение равенства мужчин и женщин.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена методологической и эмпирической базой. Эмпирическую основу исследования составили решения Конституционного Суда РФ, практика судов Российской Федерации, мнение практиков, специализирующихся в конкретной области знания, в частности, в сфере здравоохранения, запросы в органы власти, сведения, содержащиеся на официальных сайтах органов государственной власти, а также материалы периодической печати и информация, размещенная в сети Интернет по теме исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общефилософские, общенаучные и частно-научные (специально-юридические) методы.
В работе был использован диалектический метод, в соответствии с которым конституционный принцип гендерного равенства рассматривался во взаимосвязи с другими принципами права, а именно, принципами справедливости и гуманности.
На основе метода анализа в работе представлена характеристика принципа гендерного равенства.
Применение конкретно-исторического метода познания способствовало изучению процесса становления и развития принципа равенства мужчин и женщин в России.
Сравнительно-правовой метод применялся для сопоставления конституционного закрепления и правовой регламентации запрета дискриминации мужчин в России и зарубежных странах.
Использование формально-юридического метода способствовало выявлению пробелов в правовой регламентации защиты мужчин от дискриминации, механизмов обеспечения равенства мужчин и женщин и позволило сформулировать предложения по дополнению или изменению отдельных статей нормативных-правовых актов в области обеспечения равенства мужчин и женщин.
Статистический метод позволил выявить показатели гендерного неравенства мужчин и женщин. Использование указанных методов научного познания дало возможность исследовать объект комплексно и детально, проанализировать и обобщить правовой, теоретический и практический материал, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в области запрета дискриминации мужчин в России, а также определить проблемы и перспективы законодательного обеспечения равенства мужчин и женщин.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что она является самостоятельным научным исследованием, содержащиеся в нем выводы о защите мужчин от дискриминации имеют общетеоретическое значение для науки конституционного права.
Практическая значимость исследования состоит в его рекомендациях по совершенствованию законодательства Российской Федерации с учетом существующих проблем правовой регламентации запрета дискриминации мужчин в России, обеспечения равенства возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и библиографического списка.
Проблемы гендерного равенства в нашей стране все чаще становятся предметом научных исследований. Однако в последние десятилетия представители научного сообщества исследуют проблемы гендерной дискриминации женщин. Важно отметить, что дискриминация женщин носит, как правило, скрытый характер и проявляется в момент реализации нормы права в виде отсутствия необходимых условий для ее реализации женщиной, тогда как дискриминация мужчин закрепляется законодательно путем непредоставления права, исключения мужчины как участника тех или иных правоотношений.
В России до сих пор остаются нерешенными вопросы совершенствования некоторых норм семейного, уголовного, уголовно-исполнительного, пенсионного законодательства, а также законодательства в области обеспечения здоровья граждан с точки зрения равноправия мужчин и женщин.
Принцип гендерного равенства не может быть реализован с помощью одной отрасли права. Необходим комплексный подход к обеспечению реализации принципа равенства мужчин и женщин, следует устранить пробелы в действующем законодательстве, которые в настоящее время затрудняют реализацию своих прав мужчинами наравне с женщинами. В России отсутствует какой-либо национальный механизм или институт обеспечения гендерного равенства, что негативно влияет на развитие общества, социально-экономическое развитие страны. Успешная реализация гендерной политики является, на наш взгляд, одним из обязательных условий развития современного гражданского общества и государства. Государство должно обеспечить выработку государственной программы в области недопущения дискриминации не только женщин, но и мужчин, предполагающей широкое информирование граждан о целях и перспективах ее принятия; создать механизмы, обеспечивающие фактическую реализацию мужчинами своих прав наравне с женщинами.
Многие привилегии в отношении женщин в рассматриваемых нами сферах вполне оправданны, в частности, предоставление льгот беременным женщинам, женщинам, имеющим детей. Однако в ходе исследования нами были установлено наличие необоснованной гендерной асимметрии, нарушение принципов равенства, гуманизма, справедливости по отношению к правам мужчин. Считаем, что указанные недостатки требуют внесения изменений в действующее законодательство.
Конституционное закрепление принципа равноправия мужчин и женщин должно быть присуще любому правовому государству, в котором определен демократический политический режим, что, на наш взгляд, может способствовать обеспечению гендерного равенства во всех сферах.
Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства.
Ни в одной из конституций советского периода не закреплено право на государственную охрану интересов отцовства и государственную помощь одиноким и многодетным отцам, Конституция РФ в ст. 7 предоставляет государственную поддержку отцовству наравне с материнством, однако не предоставляет гарантии защиты отцовства и государственную помощь одиноким и многодетным отцам, что свидетельствует о нарушении прав мужчин (отцов).
В России до сих пор серьезной проблемой является отсутствие должного национального механизма обеспечения равенства мужчин и женщин, в частности, отсутствие Федерального закона «Об обеспечении равенства мужчин и женщин в РФ». Политика государства не должна ограничиваться установлением конституционных прав и свобод, она должна быть направлена на создание действенных механизмов их обеспечения, равных условий и возможностей реализации мужчинами и женщинами своих прав.
Вместе с тем российское законодательство по-прежнему не обеспечивает в полной мере условий для воспитания малолетнего ребенка отцом, аналогично созданных для матери ребенка. Важно отметить, что дискриминация отцов (усыновителей) по признаку пола при осуществлении ими родительских прав напрямую затрагивает права и интересы как детей, так и родителей. Для улучшения положения отцов необходима не только законодательная инициатива со стороны государства, но и еще более активная научно-исследовательская работа над таким элементом структуры российского общества, как институт отцовства.
Нельзя исключать мужчину как участника тех или иных правоотношений. Мужчины не обеспечены фактической гарантией на государственную охрану интересов отцовства и государственную помощь многодетным отцам и отцам-одиночкам, также наблюдаются нарушения прав на охрану здоровья мужчин в части реализации их репродуктивных прав.
Таким образом, в заключение необходимо сделать вывод, что, несмотря на то что в ст. 19 Конституции РФ закрепляется равенство прав мужчин и женщин, тем не менее, присутствует гендерная дискриминация, не только в отношении женщин, но и в отношении мужчин, что приводит к фактическому ограничению в возможности реализации прав мужчинами и женщинами. На наш взгляд, данная проблема вызвана недостатком информированности общественности о проблеме гендерной дискриминации, отсутствием механизма обеспечения гендерного равенства на региональном и федеральном уровнях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (ч.1). Ст. 4202.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2017. № 1 (ч.1). Ст. 2.
3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ.1997. № 51. Ст. 5712; 2017. № 1 (ч. 1). Ст. 3. 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2017. № 14. Ст. 1998.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. 01.05.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; 2017. № 18. Ст. 2661.
5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; 2017. № 15 (ч. 1). Ст. 2139.
6. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.1). Ст. 19; 2017. № 1 (ч.1). Ст. 11.
7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; 2017. № 15 (ч.1). Ст. 2136.
8. Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340; 2017. № 18 (ч. 2). Ст. 2671.
9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920; 2014. № 23. Ст. 2930.
10. О страховых пенсиях (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017): Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ.
2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6965; 2016. №52. (ч. 5). Ст. 7487.
11. О страховых пенсиях (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017): Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6965; 2016. №52. (ч. 5). Ст. 7487.
12. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ.1998. № 13. Ст. 1475; 2017. № 18. Ст. 2668.
13. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2017. № 15 (ч. 1). Ст. 2139.
14. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; 2017. № 15 (ч. 1). Ст. 2139.
15. О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: Федеральный закон от 02.04.2014 № 64-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1556.
16. О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 03.06.2006 № 77- ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2384.
17. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 22. Ст. 3091
18. Вопросы прохождения военной службы (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы): Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 16.05.2017) // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534; 2017. № 2 (ч. 1). Ст. 326.
19. О Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.11.1993 № 1908 (ред. от 06.05.1996) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4524.
20. О Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин: Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 № 599 // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2520.
21. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25.10.2000 № 771-III ГД // СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4423. Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы: Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р // СЗ РФ. 2017. № 11. Ст. 1618
22. О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Постановление ГД ФС РФ от 20.11.1997 № 1929-II ГД // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5527.
23. О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению: Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н (ред. 11.06.2015) (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 № 27010) // Российская газета. Спецвыпуск. № 78/1. 11.04.2013.
24. Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Приказ Минздрава России от 30.10.2012 № 556н (зарегистрировано в Минюсте
России 21.03.2013 № 27823) // Российская газета. Спецвыпуск. № 128/1. 17.06.2013.
25. О Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации: Приказ Минздравсоцразвития РФ № 457, МИД РФ № 6701, Минобрнауки РФ № 132, МВД РФ № 407, Минсельхоза России № 153 от 05.06.2006 // Сборник приказов МВД России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации 2005 - 2007 гг. (Бюллетень текущего законодательства). М. 2007.
2. Международные акты.
1. Устав Организации Объединенных Наций 1945 года
[Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения:
21.08.2018) .
2. Вспомогательные органы ЭКОСОС. Комиссия по положению женщин. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.08.2018) .
3. Всеобщая Декларация прав человека 1948 года [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.08.2018).
4. Конвенция о политических правах женщины (принята Резолюцией 640 (VII) Генеральной Ассамблеи от 20.12.1952 г.) [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 18.09.2018).
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966 г.) [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 24.09.2018).
6. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят
Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г.) [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.09.2018) .
7. Международную хартию прав человека образуют три документа //
Сайт Европейского Омбудсмена. Журнал о деятельности национальных учреждений по правам человека. URL: http://euro-
ombudsman.org/reference/theory/mezhdunarodnuyu-hartiyu-pravcheloveka- obrazuyut-tri-dokumenta (дата обращения: 11.09.2018).
8. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (принята Резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 07.11.1967 г.) [Электронный ресурс]- URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
9. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1979 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения:
21.09.2018) .
10. Пекинская декларация (принята четвертой Всемирной
конференцией по положению женщин, Пекин, 4-15 сентября 1995 года) // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.03.2018).
11. Перспективные Найробийские стратегии в области улучшения
положения женщин 1985 года // Сайт ООН - URL:
http://www.un.org/esa/gopherdata/ (дата обращения: 10.06.2018).
12. О применении комплексного подхода к проблеме равенства между мужчинами и женщинами: Рекомендация № R (98) 14 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам (принята Комитетом Министров 07.10.1998 г. на 643-м заседании Представителей Министров) // Информационная система по документам по правам человека и тематическим публикациям. URL: http://www.echr-base.ru/rec98_14.jsp(дата обращения: 24.06.2018).
13. Договор о Европейском Союзе (подписан в г. Маастрихте
07.02.1992) (с изм. и доп. от 13.12.2007) // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2566557/ (дата обращения: 24.03.2018) .
14. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // Московский журнал международного права. 2003. № 2. С. 302314.
15. Конституция Соединённых Штатов Америки от 17 сентября 1787 года. [Электронный ресурс] - URL: http://amerikos.com/usa/constitution-s (дата обращения: 10.08.2018).
16. Конституция Австрийской Республики от 10 ноября 1920 года. Конституции (государств) стран мира. [Электронный ресурс] - URL: http://worldconstitutions.ru/?p=160 (дата обращения: 10.08.2018).
17. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года. Конституции
(государств) стран мира. [Электронный ресурс] - URL:
http://worldconstitutions.ru/?p=157 (дата обращения: 10.06.2018).
18. Конституция Соединенных штатов Бразилии от 18 сентября 1946 года. Конституции (государств) стран мира. [Электронный ресурс] - URL: http://worldconstitutions.ru/?p=40 (дата обращения: 10.06.2018).
19. Основной закон Федеративной Республики Германии (23 мая 1949 г.). [Электронный ресурс] - URL: http://www.booksite.ru/ (дата обращения: 10.06.2018) .
20. Конституционные Акты Канады. Прокламация о Конституционном
акте 1982 г. Конституционный Акт 1982 Г. объявляется вступившим в силу 17 апреля 1982 г. Конституции (государств) стран мира. [Электронный ресурс] - URL: http://worldconstitutions.ru/?p=47 (дата обращения:
10.06.2018) .
21. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года (Дневник Законов oт 16 июля 1997 г. № 78, шз. 483) Конституции (государств) стран мира. [Электронный ресурс] - URL: http://worldconstitutions.ru/?p=112 (дата обращения: 10.06.2018).
22. Конституция Швеции от 27 февраля 1974 года. [Электронный ресурс] - URL: http://worldconstitutions.ru/?p=161 (дата обращения: 10.06.2018) .
3. Специальная литература.
1. Акимова Ю.А. Общетеоретические проблемы обеспечения конституционного принципа равноправия мужчин и женщин в России // Современное право. 2008. № 3. С. 28.
2. Алексеева М. Отеческая война. В России неуклонно растет число отцов-одиночек // Изд. дом «Мир новостей». URL: http://www.mimov.ru/ (дата обращения: 19.07.2018).
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. С. 205.
4. Бацвин Н. Анализ судебной практики по делам, по делам, связанным с дискриминацией на работе // Трудовое право. 2013. № 4. С. 38.
5. Беляева Г.Ф. Политическая активность женщин в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1. С. 154.
6. Велиева Д.С. Защита прав человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. № 3. С. 348.
7. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 24.
8. Воронина О.А. Политика гендерного равенства в современной России: проблемы и противоречия // Женщина в российском обществе. 2013. № 3 (68). С. 14.
9. Гимгина М.Е. Проблема обеспечения конституционной судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в государствах европейского региона // Российский юридический журнал. 2013. № 4 (91). С. 138.
10. Гендерная стратегия Российской Федерации 2002. URL: http://un.by/pdf/-26771.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
11. Зайков Д.Е. Мужчины и женщины на военной службе: соратники или союзники? // право в вооруженных силах. 2007. № 5. С. 32.
12. Защита личности от дискриминации: в 3 т. / Варламова Н.В., и др.,
Т. 1. М.: Новая юстиция, 2009. С. 9.
13. Имангулов И. Отца-одиночку из Башкирии лишили материнского
капитала // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2010/11/15/reg-
bashkortostan/kapital-anons.html (дата обращения: 10.09.2018).
14. Кадем А.С. Механизмы обеспечения конституционного положения о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин в Российской Федерации // Закон и право. 2013. № 3. С. 44.
15. Кашина М.А. Гражданское общество, социальное государство и гендерное равенство в России // Управленческое консультирование. 2005. № 2. С. 209.
16. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. С.26.
17. Красулин И.А. Запрет дискриминации как принцип права // Сборник материалов по итогам Международного конвента «Гуманитарная дипломатия: личность, социум, мир, права человека». Екатеринбург: Изд-во Гум. ун-та. 2015. С. 192 - 193.
18. Крылатова И.Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в Российской Федерации: понятие, сущность, структура, формы // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. № 3. С. 2.
19. Магомедова П.Р. Равенство перед законом как конституционный принцип правового государства // Юрист вуза. 2013. № 12. С. 55.
20. Макарова Н.Г. Половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 2. С. 40.
21. Максимов А.А. Конституционно-правовые основы обеспечения равенства прав и свобод мужчин и женщин: дис. ... канд. юрид. наук: 12.0. 02. Москва, 2013.
22. Мальцев Г.В. Право, как нормативно-деятельная система // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 25.
23. Новоселов В.М. Проблемы института отцовства в России. URL: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2013/7/sоciоlоgiyа/novoselov.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование: Оникс, 2011. С. 390.
25. Павлова Ю.В. Современный правовой режим реализации репродуктивного права человека на применение вспомогательных репродуктивных технологий // Медицинское право. 2013. № 6. Ноябрь- декабрь. С. 28.
26. Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. М.: Формула права, 2009. С. 14.
27. Романовский Г.Б. Демография и вспомогательные репродуктивные технологии: перспективы правового регулирования // Юридическая наука и практика. 2010. Т. 6. № 2. С. 150.
28. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова. М.: КАНОН-пресс. Кучково поле. 1998. С. 56.
29. Тартаковская И.Н. Гендерная политика в Европейском Союзе // Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов / под ред. О.А. Воронина. М.: МАКС Пресс. 2013. С. 78.
30. Торосян Р.А. Международные стандарты гендерного равенства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Выпуск 3. Т. 15. С. 348.
31. Триген В. Отпуск по уходу за ребенком для военнослужащих-
мужчин: реализация принципа гендерного равенства в российском
законодательстве // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/ia/opimon/author/trigmn/551059/#sdfootnote 1 sym (дата обращения: 28.08.2018).
32. Шкаликова И.В. Морфофизиологические отличия мужского и
женского организма, анализ различий в поведении мужчин и женщин по социально-психологическим параметрам. URL:
https://docviewer.vandex.ru/7urUhttp%3A%2F%2Fplaneta. (дата обращения: 10.07.2018.)
Судебная практика.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 745. По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 № 187-О-О. Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей // Консультант.ру.
Информационно-правовой портал. URL:
http://base.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req= (дата обращения: 29.09.2018).
3. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 377-О-О. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Булгакова Николая Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью седьмой статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
4. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (ред. от 08.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. сентябрь. 2010.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 № 25-П // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7333. По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 № 28-П // СЗ РФ. 2011. № 52. Ст. 7639. По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева.
7 Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 № 1518-О. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукьяницы Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав и конституционных прав его несовершеннолетних детей Лукьяницы Владимира Александровича и Лукьяницы Николая Александровича положениями статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 6-П // СЗ РФ. 2016. № 10. Ст. 1476. По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.С. Лымарь.