Реализация технологий здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении (Педагогика и психология начального образования, Омский государственный педагогический университет)
Выпускная квалификационная работа.
Также есть доклад, аннотация и презентация.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал (требование заказчика). Так что объем работы достаточно большой.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении 6
1.1 Факторы здоровьесберегающей педагогической среды в дошкольном образовании 6
1.2 Понятие и сущность здоровьесберегающих технологий, использующихся в дошкольных образовательных учреждениях 15
1.3 Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях в процессе физического воспитания дошкольников 26
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Основные подходы к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении 40
2.1 Диагностика здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения 40
2.2 Создание и реализация здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения 42
2.3 Опыт комплексного использования здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении 50
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Дошкольный возраст не зря считают наиболее значимым этапом в ходе становления личности человека. В этот период начинают активно развиваться разнообразные способности, появляются моральные качества, формируются особенности характера. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование и укрепление основы здоровья и развития физических качеств, которые необходимы для эффективного участия детей в разнообразных видах двигательной активности. Это, в свою очередь, становится причиной создания условий для интенсивного и направленного формирования и развития функций психики и интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время тема сбережения здоровья детей дошкольного возраста при осуществлении образовательного процесса становится особенно актуальной. В течение последних лет состояние здоровья дошкольников сильно ухудшилось, что вызывает определенные опасения. Большинство детей, которые поступают в первый класс, имеют дефицит массы тела или различные хронические заболевания. Самыми распространенными детскими хроническими заболеваниями в возрасте 4-7 лет являются болезни костно-мышечной системы; увеличение числа детей невысокого роста с несоответствием степени физического развития биологическому возрасту, а в результате увеличение количества функциональных отклонений, появляющихся с возрастом [26, с.12].
Кроме этого, актуальность проблемы здоровьесбережения детей дошкольного возраста напрямую связана и с увеличением интенсификации учебного процесса, так как в системе образования предусматривается дошкольная подготовка будущих школьников. Именно по этой причине необходимо сохранить здоровье детей в условиях активного предметного обучения, нормирования учебной нагрузки и других видов деятельности в согласовании с отличительными чертами детского организма, характерными для того или иного возраста. И именно поэтому стали более востребованными педагогами дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие образовательные технологии.
Объектом исследования является здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Предметом исследования являются технологии здоровьесбережения в работе с воспитанниками в дошкольном образовательном учреждении.
Целью данной работы является комплексное исследование технологий здоровьесбережения детей дошкольного возраста и форм их реализации в дошкольном образовательном учреждении.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
̵ проанализировать факторы здоровьесберегающей среды в дошкольном образовании;
̵ рассмотреть понятие и сущность здоровьесберегающих технологий, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях;
̵ изучить использование здоровьесберегающих технологий в ходе физического воспитания детей дошкольного возраста;
̵ провести диагностику здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения;
̵ организовать и реализовать здоровьесберегающую среду дошкольного образовательного учреждения;
̵ описать опыт применения здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении.
Методы исследования:
̵ теоретические: сравнительный, диалектический, формально-логический, анализ, синтез, системный и комплексный подходы;
̵ практико-ориентированные: наблюдение, беседа, анализ документации.
Теоретической базой исследования послужила научная литература, посвященная вопросам здоровья и его сбережения у детей в дошкольных учреждениях. Были использованы концепции О.В. Желтухиной, которая выделила основные принципы здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении, С.С. Ивановой и А.А. Кирпиченкова, описавшими компоненты в системе здоровьесберегающей среды, Е.А. Омельченко, которая выделила основные виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации для воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий могут быть использованы в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №157» города Барнаула.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения является одной из главных задач развития страны. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Здоровьесбережение детей является первостепенной проблемой при осуществлении образовательного процесса в дошкольном учреждении. Здоровьесберегающая среда состоит из мероприятий по укреплению здоровья, питания, температурного режима, социальных условий, работы с родителями и воспитателями и т.д. В мероприятиях по сбережению и укреплению здоровья должны принимать активное участие не только дети, но и педагогический персонал, родители.
Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой системно организованный комплекс программ, приемов, способов организации процесса образования, который ориентирован на укрепление и сохранение здоровья дошкольников. Во многих дошкольных образовательных учреждениях чаще всего используют здоровьесберегающие технологии трех основных направлений: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.
В дошкольных образовательных учреждениях ежедневно в каждой возрастной группе должны применяться здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания детей. Это может быть закаливание, прогулки, подвижные игры, различные виды гимнастики, физкультурные занятия. Самое главное, чтобы дети получали радость и удовольствие от активного участия в разнообразных формах занятий физической культурой. Только в этом случае будет достигнута цель сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Проведенное диагностическое исследование состояния здоровья детей и системы используемых физкультурных занятий одного из дошкольных учреждений города Барнаула показало, что необходимо принятие эффективных мер по улучшению здоровья воспитанников детского сада, поскольку много дошкольников нуждалось в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Возникла необходимость подбора специальных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. С этой целью были подобраны и успешно внедрены такие формы здоровьесберегающих технологий как физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия, закаливание, реабилитационные и коррекционные мероприятия, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, правильная организация питания.
Спустя пять месяцев была проведена повторная диагностика состояния здоровья детей, которая показала положительную динамику, что дает основания сделать вывод о том, что внедрение комплекса здоровьесберегающих технологий в деятельность дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья его воспитанников: у детей появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, снизился уровень заболеваемости, а некоторые дети перешли из одной группы здоровья в другую.
Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того, насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
1. Абрамова, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Педагогическая мастерская. – 2012. – №9. – С. 13-16.
2. Аманова, О.Н. Система здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – №10. – С. 16-20.
3. Боева, В.И. Здоровьесбережение и здоровый образ жизни – основной принцип воспитания // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – №3. – С.18-22.
4. Верхорубова, О.В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2012. – № 7. - С. 81-84.
5. Вершанская, В.Н. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей // Дошкольное воспитание. - 2012. – №4. – С. 53-55.
6. Виноградова, Н.А. Физическое развитие дошкольников. Часть1. Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.
7. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 160 с.
8. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2014. - 143 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. - 2-е изд. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.: под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
10. Егорова, О.Н. Здоровье – главное чудо // Ребенок в детском саду. – 2014. – №1. – С. 37-39.
11. Желтухина, О.В. Создание здоровьесберегающей среды на территории ДОУ // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2012. – №5. – С. 22-24.
12. Здоровьесберегающая деятельность. Планирование, рекомендации, мероприятия / Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова: под ред. Н.В. Лободиной. – 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2015. – 205с.
13. Иванова, С.С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО / С.С. Иванова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) / под общ. ред. Ахметовой Г.Д. - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 14-16.
14. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2014. – 170с.
15. Кирпиченков, А.А. Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №1. - С. 51-54.
16. Коляда, Д.А. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников / Д.А.Коляда, Т.Н.Коровина, С.В. Савинова. - Волгоград: Учитель, 2014. – 324 с.
17. Литосова, Ю.В. Формирование здорового образа жизни в детском саду и дома //Детский сад. Все для воспитателя. – 2012. – №2. – С. 2-4.
18. Медико-профилактические основы работы общеобразовательных учреждений / В.Р. Кучма, М.И. Степанова: под ред. В.Р. Кучмы. – М.: Просвещение, 2013. – 110 с.
19. Науменко, Ю.В. Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога // Вестник Московского ун-та. Педагогическое образование. – 2014. – № 1. – С. 52-56.
20. Обухова, Л.А. 135 уроков здоровья, или школа докторов природы / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 288с.
21. Омельченко, Е.А. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие / Е.А. Омельченко, А.Ю. Зверкова, Г.С. Чеснокова. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 136 с.
22. Оськина, Т.В. Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в ДОУ / Т.В. Оськина // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.) / под общ. ред. Кайновой Г.А. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 47-49.
23. Перевезенцева, М.Н. Законы страны здоровья //Детский сад. Все для воспитателя. – 2013. – №10. – С. 24-26.
24. Плюснина, Е.С. Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности // Методист. – 2014. – №5. – С.16-18.
25. Пономарева, Л.И. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования // Вестник Шадринского педагогического института. – 2013. – № 3. – С. 10-15.
26. Проблемы модернизации российского образования на компетентностно-ориентированной основе в рамках реализации ФГОС второго поколения: материалы первой областной заочной научно-практической конференции. (Самара, октябрь 2014 г. – июнь 2015 г.) / под общ. ред. Т.И. Куропаткиной. – Самара : ПГСГА, 2015. – 406 с.
27. Радионова, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. - 124 с.
28. Серпкова, С.Е., Ильина Г.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1 - С. 34-38.
29. Сулим, Е.В. Занятия по физической культуре в детском саду: игровой стретчинг. М.: ТЦ Сфера, 2012. - 324 с.
30. Султанмуратова, Ф.Р. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Обучение и воспитание. - 2012. – №1. - С. 286-290.