ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста 6
1.2 Формирования и проявления нравственно -
этических ценностей учащихся начальной школы 11
1.3 Определение понятий мотивационно-потребностных характеристик 20
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Социальные медиа на современном этапе развития общества, их позитивное и негативное воздействие на младших школьников 30
2.2 Констатирующий этап опытно-поисковой работы по становлению
нравственных ценностей младших школьников 37
2.3. Влияние культурно-образовательного виртуального пространства медиа проекта «Началка» на духовно-нравственное становление личности младших школьников 51
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность работы обусловлена тем, что одной из важнейших задач психологической науки сегодня можно обозначить задачу описания нравственно-этической сферы личности. В процессе социализации личность усваивает ту систему нравственно-этических ценностей, которую транслирует ей общество, поэтому вопрос становления одного из «ядра» личности - нравственно-этической сферы, напрямую зависит от состояния «здоровья» общества, в котором эта личность развивается. Особенно актуальной эта проблема представляется в свете серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в позиционируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
Объектом работы выступают школьники младшего возраста.
Предмет - нравственно-этические начала и их проявление у младших школьников.
Цель работы - выявить проявление нравственно-этического начала личности у младших школьников в рамках мотивационно-потребностных характеристик.
Задачи:
1. Теоретический анализ понятий заданной темы.
2. Выявление взаимосвязи между нравственно-этического начала и мотивационно-потребностных характеристик младших школьников.
3. Провести практический анализ взаимосвязи данных элементов и отобразить это на примере.
Выдвинута следующая гипотеза: "Проявление нравственно-этического начала личности младшего школьника в рамках мотивационно- потребностных характеристик оказывает позитивное влияние на развитие личности как полноценного участника социума".
При написании работы, использовали следующие методы:
1. изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
2. сравнение;
3. теоретический анализ и синтез;
4. моделирование ситуации.
Нравственно-этическая сфера личности, ее роль в жизнедеятельности человека достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, A. B. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, Е. А. Климова, Д. А. Леонтьева, В. Г. Морогина, Г. Олпорта, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, A. B. Серого, Б. А. Сосновского,
B. Франкла, М. С. Яницкого и др.
Практическое значение работы состоит в том, что изучение нравственного воспитания детей младшего возраста в контексте их потребностей является основой для дальнейшего развития личности детей.
Оформление ценностей в «психологическую систему», по мнению Л.
C. Выготского, происходит в период раннего юношеского возраста, однако начальный этап своего становления данная система претерпевает в период дошкольного детства. Если также принять во внимание идею А. Н. Леонтьева о том, что периодом «первоначального фактического склада личности» является дошкольный возраст, то очевидно, что данная возрастная ступень может быть рассмотрена как начальная и в построении личностью системы ценностей. Вместе с тем становится вполне закономерным присвоение именно младшему школьному возрасту статуса возраста оформления предпосылок и определения более четких тенденций в становлении основных компонентов ценностно-смысловой сферы. Конечно, отношение к проявлению нравственно-этических начал у младшего школьника весьма субъективно и эмоционально окрашено. Здесь нет еще тех развитых форм, которые мы можем наблюдать к концу школьного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги, можно сказать,, что в младшем школьном возрасте уже могут быть обнаружены те зачатки ценностей, идеалов и стремлений, которые возникают и развиваются согласованно с возникновением и развитием личности на данной ступени развития. Особое внимание мы придаем становлению в этом возрасте ценностных отношений к себе и окружающим людям, так как ценностное отношение к миру, а в первую очередь, к миру людей, - есть первый, ближайший результат процесса присвоению человеком ценностей.
Именно сформированность отношений к родовой человеческой сущности, прежде всего к другому человеку, по теории Б. С. Братуся, считается определяющим собственно личностное в становлении человека.
Опираясь на специфику возраста, я изучила особенности развития, возможности формирования нравственно-этических начал младших школьников к окружающим людям, затрагивая сферу отношений к сверстникам, родителям, учителю как определяющую социальную ситуацию данного возраста. Также был изучен процесс проявления нравственно- этических начал школьника в рамках его потребностей. Во второй главе работы были рекомендованы методы развития нравственных ценностей младшего школьника через его потребность в пользовании сети Интернет. Пользование сетью Интернет, по моему утверждению, является важной потребностью современного младшего школьника.
В ходе экспериментального исследования, и в связи с выявленными особенностями развития нравственных ценностей в возрасте младших школьников выделили три критерия оценки становления нравственных ценностей.
1) когнитивный (младший школьник имеет знания о нравственных ценностях, учитывает широту и устойчивость этого знания);
2) эмоциональный (эмоциональное принятие моральных ценностей, наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью; стабильность существующих положительных эмоциональных переживаний);
3) поведенческие (проявление моральных ценностей учеником в поведении).
В соответствии с критериями, указанными для развития моральных ценностей младших учеников, определили набор диагностических инструментов, который предполагает педагогическое наблюдение, интервью с детьми и их родителями, тесты, посредством которых были исследованы этапы формирования нравственных ценностей учеников. В рамках этапа исследования мы получили данные, свидетельствующие о том, что подавляющее большинство находятся в стадии формирования нравственных ценностей. Школьники развивают в основном эмоциональное восприятие нравственных ценностей, отношение к ценностям, тем не менее, сознательное восприятие ценностей не проявляют себя в поведении.
Стадия трансформации экспериментальной поисковой работы была выполнена в форме рефлексивно-семантической оценки. Для реализации модели сетевой поддержки для развития нравственных ценностей учащихся средних школ была изучена Интернет-среда http:www.nachalka.com, которая обладает возможностями интерактивного взаимодействия.
В стадии контрольного этапа проекта были выявлены результаты формирования моральных ценностей ученика. Они показали позитивный рост становления ценностей школьника.
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2015.- №11.- С. 68-71.
2. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. / Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конфер. // Светлана Дивногорцева. Волгоград, 2014.- 165с.
3. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 2011.97с.
4. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2012.- № 4.- С. 78-80.
5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль. - 2016. - С. 15-45
6. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М.: Просвещение, 2016.- 574 с.
7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2012 - №2 - С. 67-68
8. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание,
2014. -162 с.
9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М. :Просвещение, 2015.- 254с.
10. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.:ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,2016.- 1268 с.
11. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2016- 361с.
12. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии, 2011.- № 2 - С. 4-5.
13. Власова Е.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у подростков: Дисс. . канд. пед. наук.-М., 2014.-162 с.
14. Воронкова Ю.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования: Автореф. канд пед. наук.- М., 2012.-18 с.
15. Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Дис. . док. пед. наук. - М., 2012. -353с. Х
16. Гладкий Л. П. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 .-М.: РГБ, 2016-219 с..
17. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2014. -№ 9.- С. 63-88.
18. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева.- М.: Издательство ПСТГУ, 2012.- 240 с.
19. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственности // Начальная школа. 2014. - №4. - С. 8 - 10.
20. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий. - М.: Просвещение,2015.- 376с.
21. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2013.- №3.- С. 9-12.
22. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.- М.: Просвещение, 2016.- 187 с.
23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: «Академия», 2015. - 176 с.
24. Колесникова И.А., Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен. И.А.Колесникова / / Педагогика. 2012. -№9. - С.25-33.
25. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы.- М., Изд-во «Планента», 2013. - 137c.
26. Леднев B.C. Содержание образования: проблемы структуры.- М., 2014.- 167 с.
27. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012.- №6.- С. 3-6.
28. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. Т.5. -М.: Просвещение, 2014.- 231 c
29. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -СПб, 2015 -265 с.
30. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. - М.,2014.-218с.
31. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 2016.125с.
32. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2012.106с.
33. Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. - М., 2011.153с.
34. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И.- Калуга, 2012.= 126 с
35. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Педагогика, 2016.- 461 с.
36. Новая философская энциклопедия: В 4 т. — М.: Мысль. 2015.-829с.
37. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М: Просвещение, 2015.- 478с.
38.Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи: Сб. науч. тр.- М., 2016. - 117 с.
39. Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б.- М.: Дрофа, 2014.- 53 с.
40. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И.П. Подласый.- М, 2016.- 320 с.
41. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 2011.-285с.
42. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 - 256 с.
43. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. Мн.: «Современное слово», 2016. - 928 с.
44. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические
сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,2013. -258 с.
45. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовнонравственных ценностях народа. - М.: МГОПУ, 2014. - 198 с.
46. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 2012, т.5.- 528с.
46. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные педагогические произведения. М., 2015. - 345с.
47. Хамматова С. А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен. Часть 1. Т. - Уфа,
2015. - 124 с.
49. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М.: Пед. общество России, 2013.128 с.
50. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 2016.371с.