Введение 3
1. Доходы федерального бюджета и основы их исполнения территориальными
органами Федерального казначейства 7
1.1. Доходы федерального бюджета, их классификация 7
1.2. Участники исполнения доходов федерального бюджета, их функции 18
1.3. Нормативно-правовая основа исполнения доходов федерального бюджета
территориальными органами Федерального казначейства 24
2. Порядок исполнения доходов федерального бюджета территориальными
органами Федерального казначейства 32
2.1. Организация исполнения доходов федерального бюджета территориальными
органами Федерального казначейства 32
2.2. Анализ исполнения доходов федерального бюджета территориальными
органами Федерального казначейства 40
2.3. Взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами
доходов федерального бюджета 45
3. Направления совершенствования исполнения доходов федерального бюджета
территориальными органами Федерального казначейства 55
3.1. Совершенствование администрирования невыясненных поступлений
территориальными органами Федерального казначейства 55
3.2. Совершенствование информационных технологий исполнения доходов
федерального бюджета 61
Заключение 71
Список использованной литературы 78
Приложения
Центральным элементом финансовой системы страны является федеральный бюджет, который служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Российская бюджетная система является многоуровневой, и включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, а также бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов.
Формирование и распределение средств бюджетов на всех уровнях бюджетной системы - объемный и многоэтапный процесс, включающий в себя социальную, экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства. Одной из стадий бюджетного процесса является его исполнение. На современном этапе данная функция возлагается на специализированный государственный орган - Федеральное казначейство.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства - обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
Казначейская система способствует бесперебойному и в полном, соответствии с законом, исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации. Кроме этого, применение передовых казначейских технологий обеспечивает оптимизацию процесса управления общественными финансовыми ресурсами, контроль за целевым использованием бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов, что, в свою очередь, выступает в качестве объективных предпосылок к повышению качества государственных и муниципальных услуг.
Исходя из этого, казначейская система исполнения бюджетов перманентно совершенствуется, ее функционал расширяется, принимаются меры по стандартизации и оптимизации казначейских технологий, направленные на унификацию казначейских процедур и обеспечение повышения эффективности, прозрачности и доступности информации в сфере общественных финансов.
Федеральное казначейство обладает широким кругом полномочий и методическим инструментарием для обеспечения единства технологий в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Во-первых, обладая уникальной информационно-технологической инфраструктурой, только Федеральное казначейство на сегодняшний день способно обеспечить комплексный охват операций в секторе общественных финансов. Информационные системы Федерального казначейства позволяют сделать процесс исполнения бюджета прозрачным и открытым. Во-вторых, внедрение инновационных механизмов управления общественными финансовыми ресурсами является чрезвычайно актуальным направлением в условиях их ограниченности.
Кроме того, широкое применение в платежной системе Федерального казначейства современных электронных технологий и программно-технических средств способствует формированию новых подходов к организации системы бюджетных платежей. Наряду с этим, Федеральное казначейство осуществляет учет и распределение поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
На современном этапе перед органами федерального казначейства стоит главная задача - обеспечение непрерывного процесса управления финансовыми потоками государства, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществление надлежащего контроля за поступлением бюджетных средств. Следует отметить, что проблемы, возникшие в ходе осуществления этой и других задач, не теряют своей остроты и остаются актуальными до настоящего времени.
Качество и своевременность реализации федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации зависят от организации исполнения федерального бюджета по доходам. Важность исследования системы исполнения федерального бюджета по доходам определяется его способностью оказывать влияние на реализацию политики Российской Федерации в сфере государственного регулирования социально-экономических процессов.
Цель работы - анализ действующей практики исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность доходов федерального бюджета и их классификацию;
2) изучить функции по исполнению доходов федерального бюджета территориальных органов Федерального казначейства;
3) рассмотреть законодательную базу исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства;
4) изучить порядок исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства;
5) проанализировать исполнение доходов федерального бюджета
территориальными органами Федерального казначейства;
6) рассмотреть взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов федерального бюджета;
7) определить направления совершенствования исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
Объектом исследования является территориальный орган Федерального казначейства по Республике Татарстан- Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстан.
Предметом исследования является совокупность управленческих и организационных отношений, складывающиеся в процессе казначейского исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены сущность, состав доходов федерального бюджета, динамика поступлений и основы их исполнения территориальными органами Федерального казначейства.
Вторая глава посвящена анализу роли территориальных органов Федерального казначейства в исполнении доходов федерального бюджета на территории Республики Татарстан.
Третья глава посвящена направлениям совершенствования исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
В заключении подведены итоги проведенного исследования и определены направления совершенствования исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды российских ученых по вопросам теории и практики развития казначейского исполнения бюджетов, нормативно-правовые акты, в том числе, Указы Президента РФ, Бюджетный кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, письма и материалы Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, отчетные данные Управления Федерального казначейства по РТ за 2016-2018 годы, официальные статистические данные, и другие материалы по деятельности в данной сфере.
Содержание бюджетного процесса выражается через организацию непрерывного движения финансовых потоков, возникающих в ходе формирования финансовой основы исполнения расходных обязательств публично-правовых образований. Это обосновывает выделение стадии исполнения бюджета в качестве важнейшей составляющей бюджетного процесса. Бесперебойное и в полном соответствии с законом исполнение доходов федерального бюджета является ключевым элементом государственной политики.
Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в федеральный бюджет в результате распределения и перераспределения национального дохода с целью создания финансовой основы деятельности и обеспечения расходных обязательств государства.
Бюджетным Кодексом установлен перечень налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета [2, ст.41].
Участниками процесса исполнения доходов федерального бюджета являются Министерство финансов РФ, Банк России, Федеральное казначейство и его территориальные органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, а также главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета.
Наиболее значимыми правовыми документами, регулирующими процесс исполнения федерального бюджета по доходам органами Федерального казначейства, являются: Бюджетный Кодекс РФ, Закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, Приказы Федерального Казначейства «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» от 17.10.2016 № 21н, «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» от 10.10.2008 № 8н, Приказ Минфин России «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» от 18.12.2013 № 125н.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, при исполнении федерального бюджета по доходам территориальные органы Федерального казначейства осуществляют: распределение федеральных налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета , перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, формирование отчетности о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Полномочия по исполнению доходов бюджетов бюджетной системы РФ были переданы органам Федерального казначейства в 2001 году. УФК по Республике Татарстан является территориальным органом Федерального казначейства, которое относится к федеральным органам исполнительной власти и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В целях исполнения доходов бюджетов бюджетной системы Управлениям Федерального казначейства открываются единые казначейские счета 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы».
Как показал анализ, на счет 40101 УФК по РТ в 2016-2018 годах всего поступило 2 888 млрд. руб. Из них 43,3% было перечислено в федеральный бюджет.
Объем налоговых и неналоговых доходов, перечисленных Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан в федеральный бюджет, в 2018 году по сравнению с 2016 годом вырос в 2 раза (с 285,3 млрд. руб. до 568,9 млрд. руб.).
В структуре доходов федерального бюджета, мобилизованных на территории Республики Татарстан, основную долю занимают налоговые доходы - около 90%. Поступления налоговых доходов федерального бюджета, мобилизованных на территории Республики Татарстан, увеличились с 229,1 млрд. рублей в 2016 году,
328,2 млрд. рублей в 2017 году до 489,9 млрд. рублей в 2018 году. Основную долю в структуре налоговых доходов федерального бюджета, мобилизованных на территории Республики Татарстан, занимает налог на добычу полезных ископаемых: 64% в 2016 г., 69% в 2017 г. и 73% в 2018 г.
Налог на добавленную стоимость занимает второе место в структуре налоговых доходов федерального бюджета, мобилизованных на территории Республики Татарстан: 25% в 2016 г., 21% в 2017 г., 19% в 2018 г.
Доля налога на прибыль в структуре налоговых доходов федерального бюджета, мобилизованных на территории Республики Татарстан, составила 4% в 2016 г., 6% в 2017 г. и 5% в 2018 г.
Несмотря на сокращение удельного веса трех основных видов налоговых доходов, в целом объем налоговых доходов федерального бюджета, мобилизованных на территории Республики Татарстан, постоянно увеличивался (на 30% в 2017 году и на 33% в 2018 году) за счет существенного роста налога на добычу полезных ископаемых (с 64% в 2016 году до 73% в 2018 году).
Территориальными органами Федерального казначейства УФК по РТ было возвращено плательщикам за 2016 год 74,6 млрд. руб., за 2017 год 84,3 млрд. руб., за 2018 год 89,8 млрд. руб. Основными причинами возврата являются:
- переплата денежных средств;
- внесение не по КБК.
В процессе исполнения доходов федерального бюджета одной из существенных задач УФК по РТ является работа по установлению принадлежности невыясненных поступлений, проводимая совместно отделами доходов территориальных органов казначейства с администраторами доходов.
Основными причинами невыясненных поступлений являются:
- ИНН и КПП, либо наименование получателя не указаны, либо указаны неверно;
- КБК не указан, либо указан неверно;
- отсутствует норматив распределения;
- отсутствуют полномочия администрирования;
- код ОКТМО не указан, либо указан неверно.
Так в 2016 году на счета УФК по РТ по учету невыясненных поступлений было отнесено 508,5 тыс. документов на сумму 3,3 млрд. руб., в 2017 году 332 тыс. документов на сумму 4,3 млрд. руб., в 2018 году 399 тыс. документов на сумму 4,8 млрд. руб.
Всего в 2016 году УФК по РТ было исполнено 516,7 тыс. уведомлений на сумму 3,4 млрд. руб., в 2017 году 341,8 тыс. уведомлений на сумму 4,5 млрд. руб., в 2018 году 423,6 тыс. уведомлений на сумму 5,1 млрд. руб. Доля невыясненных поступлений к общему объему доходов, мобилизованных в УФК, в 2016 году составила 1,2%, в 2017 году 1,1%, в 2018 году 0,9%.
Таким образом, в течение трех лет с 2016 года по 2018 год в УФК по Республике Татарстан существенно снизилось количество документальных причин зачисления средств на счета по учету невыясненных поступлений (с 508,5 тыс. шт. до 399 тыс. шт. или на 22 %), при этом объемы невыясненных поступлений в денежном выражении выросли с 3,3 млрд. руб. до 4,8 млрд. руб. или на 44%). Рост объемов невыясненных поступлений в денежном выражении при одновременном сокращении числа документов, зачисленных счета по учету невыясненных поступлений, объясняется большими суммами платежей в федеральный бюджет по каждому из таких документов.
Количество исполненных уведомлений по уточнению вида и принадлежности платежей за рассматриваемый период сократилось на 18%.
Полученные результаты позволяют говорить о сокращении документооборота и нагрузки по работе с невыясненными поступлениями на сотрудников отдела доходов УФК по Республике Татарстан, что является положительным фактом. С другой стороны, рост суммы невыясненных поступлений является фактом негативным.
Поэтому, с целью совершенствования администрирования невыясненных поступлений территориальными органами Федерального казначейства, нами предложены следующие мероприятия:
1. Разместить на сайте УФК по Республике Татарстан в разделе «Информация для клиентов/Администраторам доходов» таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований, населенных пунктов и межселенных территорий; постоянно обновляемый перечень кодов классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ; ежемесячный анализ работы с администраторами доходов бюджетов по вопросу невыясненных поступлений.
2. Рассмотреть вопрос организации контроля правильности заполнения платежных реквизитов в кредитных организациях (помимо существующей проверки ИНН и КПП также проверять правильность КБК).
3. Законодательно установить за участниками бюджетного процесса ответственность по качественному формированию и своевременному предоставлению территориальным органам Федерального казначейства информации, необходимой для проведения процедур уточнения невыясненных поступлений.
4. Использовать единые справочники в учетной системе территориальных органов Федерального казначейства, в коммерческих программных продуктах ведения бухгалтерского учета и формирования платежных документов на уплату обязательных платежей у плательщиков, а также в кредитных организациях с целью осуществления дополнительной проверки предоставляемых плательщиками платежных документов на корректность оформления.
Еще одной важной задачей исполнения федерального бюджета является дальнейшее совершенствования информационных технологий исполнения доходов федерального бюджета.
Ежедневно УФК по Республике Татарстан формируется несколько сотен выписок из лицевых счетов администраторов доходов, которые затем проходят визуальную проверку сотрудниками отдела доходов. Проверка достоверности данных сплошным методом занимает 3-3,5 часа у каждого из уполномоченных сотрудников отдела доходов, плюс еще час времени одного сотрудника на проверку отчетов по счету 40101 и контроль полноты и достоверности информации, импортированной из ППО АСФК в портал ППО АСФК СУФД. С одной стороны, уполномоченные сотрудники отдела доходов не имеют права отдавать клиентам непроверенную отчетность, а с другой стороны, загружая сотрудников длительной рутинной работой, происходит снижение качества ее выполнения. Поэтому необходимо автоматизировать все возможные виды работы сотрудников УФК.
В целях организации удобной сверки учетных данных можно предложить формирование следующих отчетов на основе базы данных ППО АСФК:
- Отчет об исполнении бюджета главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) в разрезе администраторов доходов федерального уровня.
- Акт сверки отчетных данных территориального органа Федерального казначейства, который направляется для согласования заинтересованным администраторам доходов и финансовым органам.
Возможности ППО АСФК позволяют разработать информационно-сигнальную систему оповещения и координации действий, выполняемых сотрудниками различных структурных подразделений Управления, реализация которой позволит:
- качественно решать организационные задачи взаимодействия отделов;
- сократить документооборот между отделами, в том числе документооборот с использованием ППО LanDocs;
- повысить оперативность выполнения операций и усилить контроль над соблюдением сроков выполнения технологических процедур;
- исключить ошибки, связанные с так называемым «человеческим фактором»;
- снизить риски нарушения бюджетного законодательства.
С целью совершенствования информационных технологий исполнения доходов федерального бюджета с применением ППО АСФК, нами предлагается осуществление следующих мероприятий:
1. Автоматизация внутридокументального и межформенного контроля показателей формируемых отчетных форм.
2. Создание электронного хранилища данных.
3. Улучшение сервиса для клиентов Управления.
Представляется, что предложенные мероприятия по совершенствованию администрирования невыясненных поступлений и информационных технологий исполнения доходов федерального бюджета с применением ППО АСФК могут быть использованы на практике и значительно повысят качество исполнения доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление 19.02.2019г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление.
3. О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru - Последнее обновление. 19.02.2019г.
4. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление. 19.02.2019г.
5. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление. 19.02.2019г.
6. О Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 703. // СПС «Консультант Плюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
7. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов [Электронный ресурс]: приказ ФК РФ от 10 октября 2008г., № 8н. // СПС
«КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
8. Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета [Электронный ресурс]: Приказ Федерального казначейства от 14.09.2009г., №210 // СПС «КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
9. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфин РФ от 1 июля 2013г., № 65н. // СПС «Консультант Плюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
10. Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфин России от 18 декабря 2013г., № 125н. // СПС «КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
11. О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства [Электронный ресурс]: приказ Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н // СПС «КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
12. О концепции функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 23.01.2000г., №107-р. // СПС «КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
Книги, монографии
13. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 687 с.
14. Белоножко, М. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М. Л. Белоножко, А. Л. Скифская. — СПб.: Интермедия, 2014. - 278 с.
15. Белугина Н.Л. Роль территориальных органов федерального казначейства в повышении эффективности бюджетного процесса региона. Финансы. 2018. № 7. С. 24-26.
16. Бордюг О.А., Петракова Н.Г. Место внутреннего контроля и аудита в современной модели финансового менеджмента, осуществляемого федеральным казначейством и его территориальными органами. Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 3 (20). С. 17-23.
17. Борзилова Ю.С. Разработка информационной системы "территориальные органы федерального казначейства" с использованием открытых данных. Интеллектуальные информационные системы Труды Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 156-158.
18. Борзилова Ю.С., Прозоров О.В. Карта территориальных органов федерального казначейства. Информационные технологии. Проблемы и решения. 2018. № 1. С. 321-326.
19. Бусалова С.Г., Филичкина Ю.Ю. Оценка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета территориальными органами федерального казначейства. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 7-1 (19). С. 60-63.
20. Бюджет и бюджетная система: учебник / под ред. М. II. Афанасьева. — М.: Издательство Юрай г, 2014. - 402 с.
21. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / И.А.Василенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. Юрайт, 2015. - 495с.
22. Гаджиев И. А. Государственные и муниципальные финансы (учебник) / И. А. Гаджиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3-2. - С. 238-239.
23. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 с.
24. Епифанов, В. А. Государственное управление финансами и кредитом в современных условиях хозяйствования. Учебное пособие / В.А. Епифанов, А.А. Паньковский. - Москва: Наука, 2017. - 462 с.
25. Иванова И.В., Красноселова Т.А., Ушмарин Е.А. Совершенствование внутреннего контроля и аудита территориальных органов федерального казначейства в борьбе с коррупцией. Экономика и социум. 2016. № 6 -1 (25).
С. 937-942.
26. Иванова, О. Б. Государственные и муниципальные финансы / О.Б. Иванова,
С.Н. Рукина, И.П. Денисова. - М.: Феникс, 2015. - 320 с.
27. Король Е.А. Изменения в порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами федерального казначейства. Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2015. № 3 (147). С. 9-11.
28. Косогов Д.О. Практика взаимодействия территориального органа федерального казначейства с организациями - заявителями по вопросам обеспечения безопасности информации при осуществлении обмена электронными документами. Политика, экономика и инновации. 2017. № 1(11) . С. 20.
29. Лукашов А.И. Развитие функциональной деятельности территориальных органов федерального казначейства. Финансы. 2019. № 2. С. 10-13.
30. Малиновская, О. В. Государственные и муниципальные финансы / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 с.
31. Масгрейв, Р. А. Государственные финансы: теория и практика : пер. с англ. / Р. А. Масгрейв, П. Б. Масгрейв. — М. : Бизнес Атлас, 2015. - 277 с.
32. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 393 с.
33. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2016. - 265 с.
34. Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Л.И. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 559 с.
35. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина.
- Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 с.
36. Романовский, М. В. Финансы: учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский, Н. Г Иванова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. - 477 с.
37. Скосарева А.В. Модификация задач подразделения внутреннего контроля и аудита на примере территориального органа федерального казначейства. Финансы. 2018. № 12. С. 27-31.
38. Слепова, В. А. Г осударственные и муниципальные финансы / Под редакцией
С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2016. - 763 с.
39. Соловьев, И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.
40. Финансы: учеб. / Н. И. Берзон - Москва: Юрайт, 2016. -602 с.
41. Финансы: учебник / под ред. Е. В. Маркиной. — 3-е изд., стер. — М.: КноРус,
2015. - 570 с.
42. Фролов А.Л., Петракова Н.Г. Деятельность территориальных органов в процессе осуществления внутреннего контроля финансового менеджмента, осуществляемого федеральным казначейством. Образование - путь к успеху Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Плужника, Т.В. Яблоновской. 2018. С. 142-145.
43. Якушев, А. В. Государственные и муниципальные финансы / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2016. - 174 с.
44. Ермасова Н.Б. Бюджетная система. - М.: Высшее образование, 2015. - 720с.
45. Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования / Комягин Д.Л. // Финансовое право. - 2016. - № 9. - С. 17-18.
46. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 344 с.
Электронные ресурсы
47. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за
2016 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]: одобрен решением Коллегии Федерального казначейства . URL: http://www.roskazna.ru/
48. Официальный сайт Федерального казначейства. URL: http: //www. ro skazna. ru/
49. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан. URL: http://tatarstan.roskazna.ru/
50. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http: //www.ach. gov .ru/
51. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https: //www. minfin.ru/ru/
52. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан. URL: http://minfin.tatarstan.ru/