РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛИЦЕЙНЫХ КЛАССАХ МЕТОДАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
|
Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы развития эмоционального интеллекта подростков с высокими учебными способностями методами социально-психологического тренинга
1.1. Эмоциональный интеллект - понятие, структура, модели 8
1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков с высокими учебными
способностями 14
1.3 Методы социально-психологического тренинга в развитии эмоциональной сферы 18
2. Исследование эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах подростков
2.1 Описание выборки 22
2.2 Организация и методы исследования 23
2.3. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) 23
2.4. Методика оценки поведения в трудной жизненной ситуации «Способы
совладающего поведения» (Р. Лазарус) 26
2.5 Опросник «Шкала тревоги» (Ч.Д. Спилбергер) 29
3. Результаты и апробация развивающей тренинговой программы по развитию эмоционального интеллекта.
3.1. Результаты изменений показателей по шкалам опросника «ЭмИн» 32
3.2. Результаты изменений показателей по методике «Способы совладающего
поведения» Р. Лазаруса 43
3.3 Результаты исследования параметров личностной и ситуативной
тревожности «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера 51
3.4. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта, копинг-стратегий
и уровня тревоги 55
3.5. Обсуждение результатов 58
Выводы 59
Заключение 60
Литература 63
Приложения 68
1. Теоретическое обоснование проблемы развития эмоционального интеллекта подростков с высокими учебными способностями методами социально-психологического тренинга
1.1. Эмоциональный интеллект - понятие, структура, модели 8
1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков с высокими учебными
способностями 14
1.3 Методы социально-психологического тренинга в развитии эмоциональной сферы 18
2. Исследование эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах подростков
2.1 Описание выборки 22
2.2 Организация и методы исследования 23
2.3. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) 23
2.4. Методика оценки поведения в трудной жизненной ситуации «Способы
совладающего поведения» (Р. Лазарус) 26
2.5 Опросник «Шкала тревоги» (Ч.Д. Спилбергер) 29
3. Результаты и апробация развивающей тренинговой программы по развитию эмоционального интеллекта.
3.1. Результаты изменений показателей по шкалам опросника «ЭмИн» 32
3.2. Результаты изменений показателей по методике «Способы совладающего
поведения» Р. Лазаруса 43
3.3 Результаты исследования параметров личностной и ситуативной
тревожности «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера 51
3.4. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта, копинг-стратегий
и уровня тревоги 55
3.5. Обсуждение результатов 58
Выводы 59
Заключение 60
Литература 63
Приложения 68
За последние годы актуальными стал предмет обсуждения, связанные с изучением эмоционального интеллекта детей и подростков. Особенно острыми остаются проблемы эмоциональной деятельности подростков, проявляющих высокий уровень интеллектуальных способностей, прежде всего культивируемый потребностью общества в неординарной успешной личности. Происходит перестройка выдвигаемых требований для создания наиболее полной реализации способностей и склонностей молодого поколения.
Особенностью работы с подростками, проявляющими высокие интеллектуальные способности является несоразмерности усилий, затрачиваемых на раннюю профессионализацию, в отличии от их социализации.
Основными проблемами возрастной психологии остаются разработка и совершенствование методов психологической коррекции эмоциональной сферы. Разрешение данного вопроса позволит повысить показатели эмоционально-волевой сферы, а также сохранить физическое и психологическое здоровье учащихся, которые находятся в условиях высоких требований и необходимости демонстрации высоких учебных результатов, на фоне развивающегося кризиса пубертатного возраста.
Проблема эмоционального интеллекта активное изучение получила в рамках зарубежной психологии, здесь следует отметить теории эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, которые рассматривают EQ, исходя из разны представлений о его структуре и функциях, что позволило расширить поле решаемых как теоретических, так и практических проблем эмоционального интеллекта.
Носенко, Ю.В. Давыдовой, О.И. Власовой, Г.В. Юсуповой, Т.П. Березовской, A.C. Петровской и других исследователей.
В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности. [1] Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенная перестройка и качественная трансформация всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой, тех процессов, требующих адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.
Сказанным подтверждается актуальность нашего исследования, проблема исследования сводится к недостаточной изученности структуры эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, а также роли социальных факторов, в частности предъявление повышенных требований учебной программы.
В возрастной психологии остаются недостаточно полно представлена разработка и совершенствование применяемых методов психологической коррекции. Разрешение данного вопроса позволит эффективность адаптационного потенциала личности, демонстрирующей высокие учебные знания, в условиях повышенных требований системы дифференцированного образования.
Проблема заключается в том, что недостаточно изучена роль социально-психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, обучающихся в лицейных классах общеобразовательной школы.
Целью нашей работы является изучение влияния социально - психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, с высокими учебными способностями, обучающиеся в лицейных классах.
Объект исследования - эмоциональный интеллект подростков 13- 16 лет.
Предмет исследования - эффективность методов социально-психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, с высокими учебными способностями.
Гипотеза исследования: методы социально-психологического тренинга позволяет развивать эмоциональный интеллект подростков, обучающихся в лицейных классах: способность оценивать собственное эмоциональное состояние, распознавать эмоции других людей, определять причину появления эмоции и применять знания о своем эмоциональном состоянии и окружающих, управлять им и регулировать.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме эмоционального развития (с применением методов социально психологического тренинга) подростков с высокими учебными способностями. На основе теоретического анализа особенностей эмоционального развития подростков 13-16 лет: проанализировать особенности развития подростка, с высокими показателями учебных способностей (на примере учеников лицейных классов общеобразовательной школы);
2. Исследовать особенности восприятия и выражения эмоций; эффективности мышления благодаря эмоциям, понимание и управление эмоциональными проявлениями подростков;
3. Разработать развивающую программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта подростков 13-16 лет, обучающихся в классе для детей с высокими учебными способностями и апробировать, эмпирически проверить эффективность программы с помощью диагностических методик.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике отечественной и зарубежной, обобщение, систематизация.
-эмпирические методы: тестирование и формирующий эксперимент.
-методы обработки данных (описательная статистика и t-критерий Стьюдента для зависимых и не зависимых выборок), выявление взаимосвязей между компонентами эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и уровня тревоги проводилось с помощью метода линейной корреляции Пирсона.
Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики: Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика оценки поведения в трудной жизненной ситуации «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, опросник «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани.
Возраст испытуемых: от 13 до 16 лет. Контрольная и экспериментальная группы были набраны в одной общеобразовательной школе среди учащихся лицейных классов, по 32 человека, сходные по возрастным и гендерным характеристикам.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В исследовании был разработана и апробирована тренинговая программа по развитию эмоционального интеллекта и саморегуляции на основе методов социально-психологического тренинга для подростков 13-16 лет, обучающихся в классе для детей с высокими учебными способностями;
2. Выявлены и раскрыты особенности изменения определенных параметров эмоциональной сферы школьников подросткового возраста, обучающихся в лицейных классах, при прохождении программы по развитию эмоциональной сферы и саморегуляции на основе методов социально-психологического тренинга.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении использования методов социально-психологического тренинга в работе с учениками, демонстрирующие высокие ученые способности.
Практическая значимость исследования заключается в апробации программы развития эмоционального интеллекта с использованием методов социально-психологического тренинга. Предложенную программу можно использовать в работе психологов для развития и коррекции психоэмоциональных затруднений среди детей и подростков, обучающихся по программам дифференцированного обучения, школах для одаренных детей, а также стать основой других исследований.
Особенностью работы с подростками, проявляющими высокие интеллектуальные способности является несоразмерности усилий, затрачиваемых на раннюю профессионализацию, в отличии от их социализации.
Основными проблемами возрастной психологии остаются разработка и совершенствование методов психологической коррекции эмоциональной сферы. Разрешение данного вопроса позволит повысить показатели эмоционально-волевой сферы, а также сохранить физическое и психологическое здоровье учащихся, которые находятся в условиях высоких требований и необходимости демонстрации высоких учебных результатов, на фоне развивающегося кризиса пубертатного возраста.
Проблема эмоционального интеллекта активное изучение получила в рамках зарубежной психологии, здесь следует отметить теории эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, которые рассматривают EQ, исходя из разны представлений о его структуре и функциях, что позволило расширить поле решаемых как теоретических, так и практических проблем эмоционального интеллекта.
Носенко, Ю.В. Давыдовой, О.И. Власовой, Г.В. Юсуповой, Т.П. Березовской, A.C. Петровской и других исследователей.
В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности. [1] Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенная перестройка и качественная трансформация всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой, тех процессов, требующих адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.
Сказанным подтверждается актуальность нашего исследования, проблема исследования сводится к недостаточной изученности структуры эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, а также роли социальных факторов, в частности предъявление повышенных требований учебной программы.
В возрастной психологии остаются недостаточно полно представлена разработка и совершенствование применяемых методов психологической коррекции. Разрешение данного вопроса позволит эффективность адаптационного потенциала личности, демонстрирующей высокие учебные знания, в условиях повышенных требований системы дифференцированного образования.
Проблема заключается в том, что недостаточно изучена роль социально-психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, обучающихся в лицейных классах общеобразовательной школы.
Целью нашей работы является изучение влияния социально - психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, с высокими учебными способностями, обучающиеся в лицейных классах.
Объект исследования - эмоциональный интеллект подростков 13- 16 лет.
Предмет исследования - эффективность методов социально-психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, с высокими учебными способностями.
Гипотеза исследования: методы социально-психологического тренинга позволяет развивать эмоциональный интеллект подростков, обучающихся в лицейных классах: способность оценивать собственное эмоциональное состояние, распознавать эмоции других людей, определять причину появления эмоции и применять знания о своем эмоциональном состоянии и окружающих, управлять им и регулировать.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме эмоционального развития (с применением методов социально психологического тренинга) подростков с высокими учебными способностями. На основе теоретического анализа особенностей эмоционального развития подростков 13-16 лет: проанализировать особенности развития подростка, с высокими показателями учебных способностей (на примере учеников лицейных классов общеобразовательной школы);
2. Исследовать особенности восприятия и выражения эмоций; эффективности мышления благодаря эмоциям, понимание и управление эмоциональными проявлениями подростков;
3. Разработать развивающую программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта подростков 13-16 лет, обучающихся в классе для детей с высокими учебными способностями и апробировать, эмпирически проверить эффективность программы с помощью диагностических методик.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике отечественной и зарубежной, обобщение, систематизация.
-эмпирические методы: тестирование и формирующий эксперимент.
-методы обработки данных (описательная статистика и t-критерий Стьюдента для зависимых и не зависимых выборок), выявление взаимосвязей между компонентами эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и уровня тревоги проводилось с помощью метода линейной корреляции Пирсона.
Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики: Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика оценки поведения в трудной жизненной ситуации «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, опросник «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани.
Возраст испытуемых: от 13 до 16 лет. Контрольная и экспериментальная группы были набраны в одной общеобразовательной школе среди учащихся лицейных классов, по 32 человека, сходные по возрастным и гендерным характеристикам.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В исследовании был разработана и апробирована тренинговая программа по развитию эмоционального интеллекта и саморегуляции на основе методов социально-психологического тренинга для подростков 13-16 лет, обучающихся в классе для детей с высокими учебными способностями;
2. Выявлены и раскрыты особенности изменения определенных параметров эмоциональной сферы школьников подросткового возраста, обучающихся в лицейных классах, при прохождении программы по развитию эмоциональной сферы и саморегуляции на основе методов социально-психологического тренинга.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении использования методов социально-психологического тренинга в работе с учениками, демонстрирующие высокие ученые способности.
Практическая значимость исследования заключается в апробации программы развития эмоционального интеллекта с использованием методов социально-психологического тренинга. Предложенную программу можно использовать в работе психологов для развития и коррекции психоэмоциональных затруднений среди детей и подростков, обучающихся по программам дифференцированного обучения, школах для одаренных детей, а также стать основой других исследований.
В изучение эмоционального интеллекта актуальными остаются проблемы эмоциональной деятельности подростков, проявляющих высокий уровень интеллектуальных способностей, прежде всего культивируемый потребностью общества в неординарной успешной личности. Происходит перестройка выдвигаемых требований для создания наиболее полной реализации способностей и склонностей молодого поколения.
Пробелом работы с подростками, проявляющими высокие интеллектуальные способности является непропорциональность усилий, затрачиваемых на раннюю профессионализацию, в отличии от социализации подростков в частности развития эмоциональной сферы, особенно в условиях требования демонстрации высоких учебных успехов. Развитие способности индивида оценить свое состояние, идентифицировать эмоции окружающих, применить знания о своем и чужом эмоциональном состоянии, в этом отношении имеет важное значение в процессах развития гармоничной и успешной личности.
Целью нашего исследования являлось изучение эффективности использования разработанной треннинговой программы в развитии эмоционального интеллекта подростков, обучающихся в лицейных классах общеобразовательной школы.
В рабочей гипотезе мы предполагали, что методы социально-психологического тренинга могут оказывать развивающее воздействие на эмоциональную сферу детей, отличающихся высокими интеллектуальными способностями:
В результате корреляционного и сравнительного анализа выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Осуществлен теоретический анализ подходов к пониманию эмоционального интеллекта и особенностей его развития у подростков 13-16 лет.
• Описаны особенности развития подростка, с высокими показателями интеллектуальной деятельности (на примере учеников лицейных классов общеобразовательной школы);
• раскрыты методы социально-психологического тренинга как способа развития эмоционального интеллекта;
Эмпирическим путем были исследованы особенности эмоциональных проявлений подростков:
Разработана развивающая тренинговая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта подростков 13-16 лет, обучающихся в классе по усложненной программе;
Апробированы и эмпирическим путем проверена с помощью статистических методов эффективность программы социально-психологического тренинга.
В результате нашего исследования мы приходим к следующим выводам:
Определены достоверные взаимосвязи между показателями компонентов эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и уровня тревоги у подростков, обучающихся в лицейных классах.
Установлено, что у подростков экспериментальной группы снизился уровень тревоги реактивной (ситуационной) и личностной в экспериментальной группе. Учащиеся лицейных классов экспериментальной группы стали реже воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, в том числе, связанных с критикой и оценки их способностей, компетенции и статуса. Участники тренинга проявляют навыки самоконтроля и самовоспитания по сравнению с контрольной группой. способность школьников в тревожной ситуации, преодолевать негативных переживания, не обращаясь к реагированию по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Другими словами, ученики, после проведения программы тренинговых занятий по развитию эмоционального интеллекта, стали реже применять неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях, а напротив стали более осознано подходить к выбору решения проблемы принятие ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, активность и сдержанность.
• В экспериментальной группе повысился уровень понимания чужих эмоций, лучшая идентификация своего эмоционального состояния, осознания причин появления собственных эмоций и способности к управлению и контролированию внешних проявления своих эмоций, снизился уровень пиковых проявлений эмоций, экспрессия стала контролируемой самими подростками. Способность идентифицировать состояние окружающих после эксперимента повысилась, но способность применять полученную информацию находится на стадии усвоения. Другими словами, школьникам информация о эмоциональном состоянии позволяет понять, следует ли ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ожидать внимания, совета, сочувствия, в данном контексте, школьники научились выявлять в каких ситуациях неуместно данное обращение.
• У подростков, участвующих в программе тренинга возросла вариативность копинг-стратегий, информированность о разных способах совладания. Снизилась импульсивность и нецеленаправленная поведенческая активность, повысилось самообладание.
• Подростки экспериментальной группы стали в большей степени осознавать собственную роль в возникновении проблем и трудностей, ответственность за ее решение, рассмотрение ситуаций как стимула для личностного роста.
Пробелом работы с подростками, проявляющими высокие интеллектуальные способности является непропорциональность усилий, затрачиваемых на раннюю профессионализацию, в отличии от социализации подростков в частности развития эмоциональной сферы, особенно в условиях требования демонстрации высоких учебных успехов. Развитие способности индивида оценить свое состояние, идентифицировать эмоции окружающих, применить знания о своем и чужом эмоциональном состоянии, в этом отношении имеет важное значение в процессах развития гармоничной и успешной личности.
Целью нашего исследования являлось изучение эффективности использования разработанной треннинговой программы в развитии эмоционального интеллекта подростков, обучающихся в лицейных классах общеобразовательной школы.
В рабочей гипотезе мы предполагали, что методы социально-психологического тренинга могут оказывать развивающее воздействие на эмоциональную сферу детей, отличающихся высокими интеллектуальными способностями:
В результате корреляционного и сравнительного анализа выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Осуществлен теоретический анализ подходов к пониманию эмоционального интеллекта и особенностей его развития у подростков 13-16 лет.
• Описаны особенности развития подростка, с высокими показателями интеллектуальной деятельности (на примере учеников лицейных классов общеобразовательной школы);
• раскрыты методы социально-психологического тренинга как способа развития эмоционального интеллекта;
Эмпирическим путем были исследованы особенности эмоциональных проявлений подростков:
Разработана развивающая тренинговая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта подростков 13-16 лет, обучающихся в классе по усложненной программе;
Апробированы и эмпирическим путем проверена с помощью статистических методов эффективность программы социально-психологического тренинга.
В результате нашего исследования мы приходим к следующим выводам:
Определены достоверные взаимосвязи между показателями компонентов эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и уровня тревоги у подростков, обучающихся в лицейных классах.
Установлено, что у подростков экспериментальной группы снизился уровень тревоги реактивной (ситуационной) и личностной в экспериментальной группе. Учащиеся лицейных классов экспериментальной группы стали реже воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, в том числе, связанных с критикой и оценки их способностей, компетенции и статуса. Участники тренинга проявляют навыки самоконтроля и самовоспитания по сравнению с контрольной группой. способность школьников в тревожной ситуации, преодолевать негативных переживания, не обращаясь к реагированию по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Другими словами, ученики, после проведения программы тренинговых занятий по развитию эмоционального интеллекта, стали реже применять неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях, а напротив стали более осознано подходить к выбору решения проблемы принятие ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, активность и сдержанность.
• В экспериментальной группе повысился уровень понимания чужих эмоций, лучшая идентификация своего эмоционального состояния, осознания причин появления собственных эмоций и способности к управлению и контролированию внешних проявления своих эмоций, снизился уровень пиковых проявлений эмоций, экспрессия стала контролируемой самими подростками. Способность идентифицировать состояние окружающих после эксперимента повысилась, но способность применять полученную информацию находится на стадии усвоения. Другими словами, школьникам информация о эмоциональном состоянии позволяет понять, следует ли ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ожидать внимания, совета, сочувствия, в данном контексте, школьники научились выявлять в каких ситуациях неуместно данное обращение.
• У подростков, участвующих в программе тренинга возросла вариативность копинг-стратегий, информированность о разных способах совладания. Снизилась импульсивность и нецеленаправленная поведенческая активность, повысилось самообладание.
• Подростки экспериментальной группы стали в большей степени осознавать собственную роль в возникновении проблем и трудностей, ответственность за ее решение, рассмотрение ситуаций как стимула для личностного роста.



