Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы развития эмоционального интеллекта подростков с высокими учебными способностями методами социально-психологического тренинга
1.1. Эмоциональный интеллект - понятие, структура, модели 8
1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков с высокими учебными
способностями 14
1.3 Методы социально-психологического тренинга в развитии эмоциональной сферы 18
2. Исследование эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах подростков
2.1 Описание выборки 22
2.2 Организация и методы исследования 23
2.3. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) 23
2.4. Методика оценки поведения в трудной жизненной ситуации «Способы
совладающего поведения» (Р. Лазарус) 26
2.5 Опросник «Шкала тревоги» (Ч.Д. Спилбергер) 29
3. Результаты и апробация развивающей тренинговой программы по развитию эмоционального интеллекта.
3.1. Результаты изменений показателей по шкалам опросника «ЭмИн» 32
3.2. Результаты изменений показателей по методике «Способы совладающего
поведения» Р. Лазаруса 43
3.3 Результаты исследования параметров личностной и ситуативной
тревожности «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера 51
3.4. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта, копинг-стратегий
и уровня тревоги 55
3.5. Обсуждение результатов 58
Выводы 59
Заключение 60
Литература 63
Приложения 68
За последние годы актуальными стал предмет обсуждения, связанные с изучением эмоционального интеллекта детей и подростков. Особенно острыми остаются проблемы эмоциональной деятельности подростков, проявляющих высокий уровень интеллектуальных способностей, прежде всего культивируемый потребностью общества в неординарной успешной личности. Происходит перестройка выдвигаемых требований для создания наиболее полной реализации способностей и склонностей молодого поколения.
Особенностью работы с подростками, проявляющими высокие интеллектуальные способности является несоразмерности усилий, затрачиваемых на раннюю профессионализацию, в отличии от их социализации.
Основными проблемами возрастной психологии остаются разработка и совершенствование методов психологической коррекции эмоциональной сферы. Разрешение данного вопроса позволит повысить показатели эмоционально-волевой сферы, а также сохранить физическое и психологическое здоровье учащихся, которые находятся в условиях высоких требований и необходимости демонстрации высоких учебных результатов, на фоне развивающегося кризиса пубертатного возраста.
Проблема эмоционального интеллекта активное изучение получила в рамках зарубежной психологии, здесь следует отметить теории эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, которые рассматривают EQ, исходя из разны представлений о его структуре и функциях, что позволило расширить поле решаемых как теоретических, так и практических проблем эмоционального интеллекта.
Носенко, Ю.В. Давыдовой, О.И. Власовой, Г.В. Юсуповой, Т.П. Березовской, A.C. Петровской и других исследователей.
В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности. [1] Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенная перестройка и качественная трансформация всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой, тех процессов, требующих адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.
Сказанным подтверждается актуальность нашего исследования, проблема исследования сводится к недостаточной изученности структуры эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, а также роли социальных факторов, в частности предъявление повышенных требований учебной программы.
В возрастной психологии остаются недостаточно полно представлена разработка и совершенствование применяемых методов психологической коррекции. Разрешение данного вопроса позволит эффективность адаптационного потенциала личности, демонстрирующей высокие учебные знания, в условиях повышенных требований системы дифференцированного образования.
Проблема заключается в том, что недостаточно изучена роль социально-психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, обучающихся в лицейных классах общеобразовательной школы.
Целью нашей работы является изучение влияния социально - психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, с высокими учебными способностями, обучающиеся в лицейных классах.
Объект исследования - эмоциональный интеллект подростков 13- 16 лет.
Предмет исследования - эффективность методов социально-психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта подростков, с высокими учебными способностями.
Гипотеза исследования: методы социально-психологического тренинга позволяет развивать эмоциональный интеллект подростков, обучающихся в лицейных классах: способность оценивать собственное эмоциональное состояние, распознавать эмоции других людей, определять причину появления эмоции и применять знания о своем эмоциональном состоянии и окружающих, управлять им и регулировать.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме эмоционального развития (с применением методов социально психологического тренинга) подростков с высокими учебными способностями. На основе теоретического анализа особенностей эмоционального развития подростков 13-16 лет: проанализировать особенности развития подростка, с высокими показателями учебных способностей (на примере учеников лицейных классов общеобразовательной школы);
2. Исследовать особенности восприятия и выражения эмоций; эффективности мышления благодаря эмоциям, понимание и управление эмоциональными проявлениями подростков;
3. Разработать развивающую программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта подростков 13-16 лет, обучающихся в классе для детей с высокими учебными способностями и апробировать, эмпирически проверить эффективность программы с помощью диагностических методик.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике отечественной и зарубежной, обобщение, систематизация.
-эмпирические методы: тестирование и формирующий эксперимент.
-методы обработки данных (описательная статистика и t-критерий Стьюдента для зависимых и не зависимых выборок), выявление взаимосвязей между компонентами эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и уровня тревоги проводилось с помощью метода линейной корреляции Пирсона.
Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики: Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика оценки поведения в трудной жизненной ситуации «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, опросник «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани.
Возраст испытуемых: от 13 до 16 лет. Контрольная и экспериментальная группы были набраны в одной общеобразовательной школе среди учащихся лицейных классов, по 32 человека, сходные по возрастным и гендерным характеристикам.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В исследовании был разработана и апробирована тренинговая программа по развитию эмоционального интеллекта и саморегуляции на основе методов социально-психологического тренинга для подростков 13-16 лет, обучающихся в классе для детей с высокими учебными способностями;
2. Выявлены и раскрыты особенности изменения определенных параметров эмоциональной сферы школьников подросткового возраста, обучающихся в лицейных классах, при прохождении программы по развитию эмоциональной сферы и саморегуляции на основе методов социально-психологического тренинга.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении использования методов социально-психологического тренинга в работе с учениками, демонстрирующие высокие ученые способности.
Практическая значимость исследования заключается в апробации программы развития эмоционального интеллекта с использованием методов социально-психологического тренинга. Предложенную программу можно использовать в работе психологов для развития и коррекции психоэмоциональных затруднений среди детей и подростков, обучающихся по программам дифференцированного обучения, школах для одаренных детей, а также стать основой других исследований.
В изучение эмоционального интеллекта актуальными остаются проблемы эмоциональной деятельности подростков, проявляющих высокий уровень интеллектуальных способностей, прежде всего культивируемый потребностью общества в неординарной успешной личности. Происходит перестройка выдвигаемых требований для создания наиболее полной реализации способностей и склонностей молодого поколения.
Пробелом работы с подростками, проявляющими высокие интеллектуальные способности является непропорциональность усилий, затрачиваемых на раннюю профессионализацию, в отличии от социализации подростков в частности развития эмоциональной сферы, особенно в условиях требования демонстрации высоких учебных успехов. Развитие способности индивида оценить свое состояние, идентифицировать эмоции окружающих, применить знания о своем и чужом эмоциональном состоянии, в этом отношении имеет важное значение в процессах развития гармоничной и успешной личности.
Целью нашего исследования являлось изучение эффективности использования разработанной треннинговой программы в развитии эмоционального интеллекта подростков, обучающихся в лицейных классах общеобразовательной школы.
В рабочей гипотезе мы предполагали, что методы социально-психологического тренинга могут оказывать развивающее воздействие на эмоциональную сферу детей, отличающихся высокими интеллектуальными способностями:
В результате корреляционного и сравнительного анализа выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Осуществлен теоретический анализ подходов к пониманию эмоционального интеллекта и особенностей его развития у подростков 13-16 лет.
• Описаны особенности развития подростка, с высокими показателями интеллектуальной деятельности (на примере учеников лицейных классов общеобразовательной школы);
• раскрыты методы социально-психологического тренинга как способа развития эмоционального интеллекта;
Эмпирическим путем были исследованы особенности эмоциональных проявлений подростков:
Разработана развивающая тренинговая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта подростков 13-16 лет, обучающихся в классе по усложненной программе;
Апробированы и эмпирическим путем проверена с помощью статистических методов эффективность программы социально-психологического тренинга.
В результате нашего исследования мы приходим к следующим выводам:
Определены достоверные взаимосвязи между показателями компонентов эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и уровня тревоги у подростков, обучающихся в лицейных классах.
Установлено, что у подростков экспериментальной группы снизился уровень тревоги реактивной (ситуационной) и личностной в экспериментальной группе. Учащиеся лицейных классов экспериментальной группы стали реже воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, в том числе, связанных с критикой и оценки их способностей, компетенции и статуса. Участники тренинга проявляют навыки самоконтроля и самовоспитания по сравнению с контрольной группой. способность школьников в тревожной ситуации, преодолевать негативных переживания, не обращаясь к реагированию по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Другими словами, ученики, после проведения программы тренинговых занятий по развитию эмоционального интеллекта, стали реже применять неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях, а напротив стали более осознано подходить к выбору решения проблемы принятие ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, активность и сдержанность.
• В экспериментальной группе повысился уровень понимания чужих эмоций, лучшая идентификация своего эмоционального состояния, осознания причин появления собственных эмоций и способности к управлению и контролированию внешних проявления своих эмоций, снизился уровень пиковых проявлений эмоций, экспрессия стала контролируемой самими подростками. Способность идентифицировать состояние окружающих после эксперимента повысилась, но способность применять полученную информацию находится на стадии усвоения. Другими словами, школьникам информация о эмоциональном состоянии позволяет понять, следует ли ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ожидать внимания, совета, сочувствия, в данном контексте, школьники научились выявлять в каких ситуациях неуместно данное обращение.
• У подростков, участвующих в программе тренинга возросла вариативность копинг-стратегий, информированность о разных способах совладания. Снизилась импульсивность и нецеленаправленная поведенческая активность, повысилось самообладание.
• Подростки экспериментальной группы стали в большей степени осознавать собственную роль в возникновении проблем и трудностей, ответственность за ее решение, рассмотрение ситуаций как стимула для личностного роста.
1. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194-196.
2. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «Эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. — 2008. — №5 — С.83.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена // Вопросы психологии. -2006. —№3 — С.78-86.
4. Белова А.П., Малых С.Б., Сабирова Е.З., Лобаскова М.М. Оценка депрессивности в подростковом возрасте // Вестник ЮУрГУ, 2008. - №32. - с. 10-18.
5. Бондарева М. Ю., Ткач Е.Н. особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте. // Вестник ПСТГУ, 2014.- №4.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
7. Вачков И. В. Методы психологического тренинга в школе // «Школьный психолог», 2004.- №43.
8. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2002. - 350 с.
9. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2006.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.
13. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т. 2, 3. Проблемы общей психологии / А.М. Матюшкина. - М., 1983.
63
14. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. — 4-е изд. -М.: Манн, Иванов Фербер, 2017. - 272 с.
15. Г оулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ . — 5-е изд. - М.: Манн, Иванов Фербер, 2017. - 544с.
16. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. —2007. — №2. - С. 92-100.
17. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 132 с.2000.
18. Жулина, Г. Н., Жолудева, С. В. Взаимосвязь профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков // Вестник ЧГПУ. 2017. №8.
19. Закаблук, А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации Текст. / А. Г. Закаблук Л., 1985. - 248 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: «Питер», 2001.
21. Князева Т.Н. современные аспекты проблемы интеллектуального развития подростков в период возрастного кризиса // современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6
22. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 476 с.
23. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - 2007. - №3. С. 93- 112.
24. Куницына В. Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками // Экспериментальная и прикладная психология. -Л., 1973. С. 106 -115.
25. Куткова Н.А., Стефаненко Т.Г. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33.С. 7.
26. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.,2004.
27. Леонтьев А.Н. Общая психология. - М.: Смысл, 2015. - 582 с.
28. Леонтьева Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии // Леонтьева Т. В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии // Вестник КазГУКИ. 2014. №2. - C. 65-69.
29. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками М.: Издательский центр «Академия», 2001
30. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн: Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 - 22
31. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
32. Мальгина, Л. Ф. Эмоциональная устойчивость как средство формирования интеллектуальных способностей личности: на материале исследования подростков: дис. .. канд. психол. наук : (19.00.01)
33. Мельник С.Н. Теоретические и методические основы социально - психологического тренинга. - Владивосток: Дальневосточный университет, 2004. - 76 с
34. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 639 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: уч.для студентов вузов. - М. «Академия», 1999.
36. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2006. - 284 с.
37. Петренко В.Ф., Митина О.В. Автопортрет как форма рефлексии и самопознания // Петербургский психологический журнал. 2016. №17. С.16-47.
38. Петрова Е.А., Хазова С.А. Основные проблемы в исследовании ресурсов совладающего поведения // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред. К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2012. - С. 102-120.
39. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Воронеж, 2000.
40. Психодиагностика детей / ред.составитель Д.Я. Райгородский. Самара. Бахрам, 2014. - 692 с.
41. Психология развития и возрастная психология / под общ.ред. Л.А. Головей. - М.: Юрайт, 2016. - 413 с.
42. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17).
43. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социальнопсихологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 190 с.
44. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2010.
45. Семеновских, Т. В., Дуплянкин В. В. Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 5 (30). - С. 228.
46. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. С 32 Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.
47. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2
48. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961.
49. Тихомиров, О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 110 с.
50. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности»: Институт психологии РАН; Москва; 2011
51. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2002.
52. Фостик, Н.М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения: автореф. дис. ... канд. псх. наук / Н.М. Фостик. - М., 2005.
53. Хазова С. А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова,2013 - № 5.
54. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2002. - 172 с.
55. Шепелева Л. Программы социально-психологических тренингов». -СПб: Питер, 2011.
56. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды. М. - Воронеж. НПО "МОДЭК", 2001. - 417 с.
57. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
58. Юркевич В.С. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения. Методические рекомендации. - М. , 2011. - 76 с.
59. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность книга для учителей и родителей - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
60. Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. - №2. - C.31-45.