Введение 3
1. Теоретический анализ понятий эмоциональный интеллект и копинг- стратегий в юношеском возрасте
1.1. Особенности юношеского возраста 7
1.2. Основные понятия эмоционального интеллекта 16
1.3. Исследование понятия копинг-стратегии 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 34
2. Методы и организация исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте
2.1. Описание выборки исследования 35
2.2. Методы исследования 35
2.3. Процедура исследования 44
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 47
3. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг- стратегий в юношеском возрасте
3.1. Результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и
копинг-стратегий в юношеском возрасте и их обсуждение 51
3.2. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском
возрасте 61
Заключение 66
Литература 71
Приложение 76
Юношеский возраст - это стадия онтогенетического развития между подростковым периодом и взрослостью. В это время происходят качественные изменения, возникают взрослые роли, которые способствуют формированию самостоятельности, решительности, самоотчету. Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная, происходит формирование личностного самосознания и стабилизация образа “Я” По Л.С.Выготскому, самосознание является ключевым понятием в юношеском возрасте, так как происходит овладение внутренним миром, формирование единого поведения, а также целевая регуляция поведения, которые внешне проявляются в возникновении жизненного плана. В социальном плане данному возрасту присуще расширение контактов, оттачивание коммуникативных навыков, стилей общения. Это объясняется тем, что именно в этот период происходит непрерывное физическое и умственное развитие и в связи с этим расширение интересов. В юности развивается и усиливается эмпатийность, способность переживать чужие эмоциональные состояния как свои. В области межличностного общения юношескому возрасту присуще наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны расширение его сферы, с другой - наличие индивидуализации, обособления.
Ввиду того, что общение является результатом потребности в деятельности в юношеском возрасте, способствующей его развитию, расширению самосознания, эмоциональный интеллект играет важную роль в данном периоде. Согласно определению, эмоциональный интеллект - это общность эмоциональных и когнитивных, мыслительных способностей, проявляемых в социально-психологической адаптации личности. Элементами эмоционального интеллекта ученые Дж. Мейер, П. Сэловей, Д.Гоулман,
Д.Люсин определяют как когнитивные, так и личностные характеристики, которые взаимосвязаны между собой, и их совокупное действие влечет за собой эффективное межличностное взаимодействие.
Поскольку эмоциональный интеллект воздействует на умение качественно справляться с требованиями и прессингом окружающего мира, то видится важным также изучение копинг-стратегий. Под копинг-стратегиями понимается индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией, который зависит от личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки.
Степень научной разработанности проблемы исследования: в последнее время достаточно большое число ученых обращаются к таким психологическим конструктам, как эмоциональный интеллект и копинг- стратегии. Так, проблема эмоционального интеллекта получила развитие в рамках зарубежной психологии в деятельности таких ученых, как Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Р. Бар-Он и другие. В отечественной психологии изучением данной проблемы занимаются такие ученые, как, Т.П. Березовская, Д.В. Люсин, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.Г. Гарскова, Г.В. Юсупова, Э.Л. Носенко, М.А. Манойлова, И.Н. Андреева, А.П.Лобанов, A.C. Петровская и другие исследователи.
Исследованием копинг-стратегий занимались такие ученые, как Ф.Б.Бассин, Э.А.Костанадов, А.А.Налчаджян, Н.Миллер, Л.Берковиц, Р.А.Грановская, В.Н.Куликов, Дж.Ч.Вайллент.
Однако проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг- стратегий в юношеском возрасте на примере студентов-музыкантов и студентов-психологов не рассматривалась, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в психологической и педагогической практике: консультировании, психологическом сопровождении юношеского возраста, организации обучения и воспитательной работы студентов.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что полученные данные могут способствовать гармоничному пребыванию в социуме, тем самым будет сохраняться положительное развитие общества.
Объект исследования: эмоциональный интеллект в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях эмоционального интеллекта и копинг- стратегий в юношеском возрасте у студентов музыкантов и психологов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических данных по проблеме эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Методы и методики исследования: метод субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Тест “Уровень эмоционального интеллекта” (LEI - Level of Emotional Intelligence) (Беляев С.А., Янович А.И., Мазуров М.И.)
2. “Тест на определение эмоционального интеллекта” Н. Холла
3. Тест “Способы совладающего поведения” Р. Лазаруса.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t - критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: составила 100 человек, из них 50 студентов Музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева и 50 студентов ИПиО, КФУ в возрасте 18-21 годов.
1. Установлено, что у студентов психологов и музыкантов отмечаются достаточно схожие значения в уровнях эмоционального интеллекта. Так, у студентов юношеского возраста наиболее ярко выражена шкала “эмоциональная осведомленность”, студентам характерно осознание и понимание своих эмоций. Наиболее низкие показатели у обеих групп студентов по показателю “управление своими эмоциями”. Психологам более характерно “распознавание эмоций других людей”, а музыкантам - “эмпатия”. У обеих групп студентов выражен “коммуникативный эмоциональный интеллект”, то есть высоко развиты навыки эмпатии, умения устанавливать теплые отношения.
2. Установлено, что копинг-стратегии у студентов психологов и студентов музыкантов имеют различия. Студенты психологи обладают высоким уровнем самообладания, негативные переживания преодолеваются за счет целенаправленного сдерживания эмоций, так как выражена стратегия «самоконтроль”. Для студентов психологов и музыкантов в юношеском возрасте характерно избегание ответственности за свои поступки. По сравнению с психологами музыкантам более присущи способы совладающего поведения “конфронтационный копинг” и “дистанцирование”.
3. При проверке гипотез о достоверности различий между средними
значениями показателей были получены следующие результаты. В группе студентов психологов и студентов музыкантов были выявлены различия по показателям: “эмоциональная осведомленность”, “эмпатия”, а также
“коммуникативный эмоциональный интеллект” и “личностный эмоциональный интеллект”. По показателям копинг-стратегий выявлены различия в “конфронтационном копинге”, “самоконтроле”, “планировании решения проблемы”, “положительной переоценке” на выборке студентов психологов и музыкантов юношеского возраста.
4. Анализ корреляции показал, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и копинг-стратегиями у студентов психологов и студентов музыкантов.
Так, у студентов-психологов установлена прямая связь между показателями “положительная переоценка” и “эмоциональная осведомленность”, а последний показатель коррелирует с показателем “планирование решения проблем”, что говорит нам о том, что ясное представление о собственном эмоциональном мире, предполагает наличие положительного переосмысления ситуации или его анализа с последующим разрешением. При управлении своими эмоциями несвойственно стремление к избеганию ситуации, а также при развитом коммуникативном эмоциональном интеллекте понижается стремление к поиску социальной поддержки в трудной ситуации.
Для студентов музыкантов характерно, что при высоко развитом коммуникативном эмоциональном интеллекте типично стремление к планированию решения проблемы, а при высоко развитом личностном эмоциональном интеллекте наблюдается стремление к самомотивации в случае разрешения проблемных ситуаций и нетипично стремление к бегству- избеганию проблемы.
Гипотеза о взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг стратегий в юношеском возрасте подтвердилась; гипотеза о существовании различий в особенностях эмоционального интеллекта и копинг-стратегий также подтвердилась.
1. Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимова Д.Ф. Копинг и механизмы его реализации (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. - 2002. - №4. - С.59-63
2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - N 1. - С. 111-131.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита// Психологический журнал. - Т. 15. - №1. - 1994. - С.3-17.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ В.А.Бодров. М.: Пер Сэ, 2006. - 528с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2 - е изд. М., 1979.
7. Волкова О.Н., Коссова Е.Г., Чехлатый Е.И. Исследование качества жизни и стратегий совладания в гендерном аспекте // Вестник психотерапии. - 2005. - №13(18). - С.65-75.
8. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии. - 1968.- № 2. - С.157-159.
9. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылова. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. - С. 25 - 26.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
11. Голованевская В.И. Взаимосвязь особенностей «Я - концепции» и совладающего поведения/ В.И. Голованевская. М.: МГУ, 2001
12. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта // Пер. с англ. Отдел кадров. - 2012. - №8. - С. 98-100.
13. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш; М : Владос Пресс, 2005.
14. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг - поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. -№3. - С. 20-25.
15. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы
категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.
16. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2003. - 368 с.
17. Изард. К. Психология эмоций / К.Изард.; пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
18. Исаева Е. Р. Возрастные и гендерные особенности стресс - преодолевающего поведения (копинга) на примере российской популяции// Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 6 (84).
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста : проблемы
формирования личности / И.С. Кон; учеб пособие для студ пед инст. М : Просвещение, 1979.- 179 с.
20. Корнев К. И. Специфика копинга в условиях неопределенности// Сборник материалов Всероссийской конференции «Человек в условиях неопределенности».- Новосибирск, 2006.
21. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения// Психологический журнал.- 2005.- №2.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования . М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
23. Люсин Д. В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект. От процессов к измерениям / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. М.: изд-во РАН, 2009.
24. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29
36.
25. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М.А.Манойлова. Псков: ПГПИ, 2004. -60 с.
26. Москвитина О.А. Гендерные различия в способах совладающего поведения. // Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых. Тезисы. М - лы научно-практической конференции. МГПУ М., 2002.
27. Мухина В.С.Возрастная психология. / В.С. Мухина. М., 2000.-С. 418-421.
28. Нартова - Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности// Психологический журнал.-1997. - т.18.- №5.
29. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кондратьевой. - М. МПСУ 2012. - 212 с.
30. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика/ Н.С.Пряжников. М.: «Академия», 2007 . - 550 с.
31. Психология развития/ Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001.-349 с.
32. Психология подростка. Полное руководство./ Под ред. А.А. Реана, СПб: Прайм-Еврознак, - 2013. - 428 с.
33. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т2.
35. Русина Н.А. Копинг - ресурсы личности как основа ее здоровья // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы/ Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М., 2008.
36. Формирование личности старшеклассника / Под. ред. И.В.Дубровиной. М., 1989.- С. 9-12.
37. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «юношеские копинг - шкалы»)// Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С.143-156.
38. Чернобровкина, Н. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности: монография. М. Научные технологии, 2012.
39. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. И.В. Шаповаленко; М.: Гардарики, 2004.
40. Шепелева С.А. Г ендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг - стратегиях у современных российских подростков/ Гордеева Т.О., Шепелева С.А. М.: Вестник МГУ, серия 14. Психология. №3. 2006. С.78-85.
41. Шиманская О.В. Способы психологической защиты и совладания в
напряженных жизненных ситуациях// Мат.международ. научно-практической конференции: Профессионально-личностный потенциал успешности
психолога в условиях модернизации образования, Барнаул, 2009.
42. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта. // Практическая психология образования, 2012 -№ 3 (4).- С. 4-10.
43. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. М., 1988.-С. 145-170.
44. Bar-On, R (2006). "The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI)".Psicothema. 18: 13-25.
45. Goleman, D. (1998). Working With Emotional Intelligence. New York, NY. Bantum Books.
46. Landy, F.J. (2005). "Some historical and scientific issues related to research on emotional intelligence"
47. Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer
48. Salovey, Peter; Mayer, John; Caruso, David (2004), "Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications", Psychological Inquiry, pp. 197215.
49. Salovey, P.; Mayer, J.D. (1989)."Emotional intelligence" Imagination, Cognition, and Personality. 9 (3): 185-211.
50. Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.