ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
|
Введение
1. Теоретические основы изучения особенностей психолого-педагогического консилиума как организационной формы
деятельности специалистов учебного заведения
1.1 Сущность и содержание понятий «консилиум», «психолого-педагогический консилиум
1.2 Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума учебного заведения
Выводы по 1 главе
2. Опытно-экспериментальная работа с младшими
школьниками, испытывающими трудности адаптации
2.1 Диагностика психологической адаптации первоклассников в школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками,
испытывающими трудности адаптации в школе
2.3 Динамика эффективности проведённой работы с младшими школьниками, испытывающими трудности адаптации в школе
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
1. Теоретические основы изучения особенностей психолого-педагогического консилиума как организационной формы
деятельности специалистов учебного заведения
1.1 Сущность и содержание понятий «консилиум», «психолого-педагогический консилиум
1.2 Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума учебного заведения
Выводы по 1 главе
2. Опытно-экспериментальная работа с младшими
школьниками, испытывающими трудности адаптации
2.1 Диагностика психологической адаптации первоклассников в школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками,
испытывающими трудности адаптации в школе
2.3 Динамика эффективности проведённой работы с младшими школьниками, испытывающими трудности адаптации в школе
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Очень часто наши дети, попав в трудную ситуацию, остаются наедине со своими проблемами. Мы, взрослые, порой и не замечаем этого. Но, стоит приглядеться, и каждый из нас увидит в душе ребёнка что-то, что его беспокоит и не позволяет ему раскрываться, развиваться и обучаться, а так же влияет на поведение, на эмоциональное и физическое состояние ещё несозревшей личности. С такой проблемой довольно часто сталкиваются как родители, так и школа. Поэтому важно вовремя оказать таким детям специализированную помощь, в которой они так нуждаются.
Сегодня в школах работают специалисты, которые действуют в интересах ребёнка - это педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские работники. И их работа будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Но для того, чтобы достичь положительных результатов в работе необходимо взаимодействие школы и родителей детей. Такая возможность есть. И речь не идёт о банальных родительских собраниях: существует форма взаимодействия специалистов разного профиля, которая занимается решением вопросов коррекции поведения детей и подростков. Их объединяет одна цель: создание условий для правильного развития ребёнка. Данная форма работы называется «Психолого-педагогический консилиум» (ППк).
Главными задачами деятельности психолого-педагогических консилиумов, которые необходимо предупреждать, являются учебная неуспешность и дезадаптация. Как правило, они ярче проявляются в периоды детских и подростковых кризисов: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю, переход из одной школы в другую и подростковый кризис. Так же сильными факторами часто бывают ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности. Результатом таких перемен являются: спад учебной деятельности, снижении учебной мотивации, трудности в усвоении школьной программы, дисциплинарные сложности, психосоматические заболевания.
Школьные психолого-педагогические консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения. В задачи психолого-педагогического консилиума входит психолого-педагогическое сопровождение детей с различными проблемами в обучении и развитии с учётом индивидуальных особенностей. Своевременное выявление и коррекция нарушений адаптации - залог будущего полноценного развития и существования ребенка в сложной системе социальных взаимоотношений.
Что же значит слово «сопровождение»? Стоит указать, что впервые этот термин появился в работе Г. Бардиер, Г. Ромазан, Т. Чередниковой в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение естественного развития», которое предполагало «естественное развитие детей и самостоятельность освоения среды, способствующей социокультурному развитию ребенка» [8].
Так же вопросами психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержания занимались ещё многие педагоги. Например, М.Р. Битянова, по словам которой: «сопровождение - это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном - на личности ребенка», Ф.М. Фрумин и В.И. Слободчиков, рассматривают сопровождение как «помощь учащемуся в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение» [32,с.57], А.В. Мудрик трактует сопровождение как «особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение учащегося к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития». А вот Э.М. Александровская отмечает, что «психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса», Е. И. Казакова и А.П. Тряпицина трактовали этот термин так: «Это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора», и др.
На современном этапе своего развития школа требует знания об особенностях каждого ученика, путей сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут получателя образовательных услуг таким образом, чтобы не навредить его психическим, физическим состояниям, а, наоборот, способствовать их развитию.
Реальная ситуация психолого-педагогического сопровождения, работающего в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям, показывает, что такие заседания - есть необходимость работы по данным направлениям в условиях школы, именно поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует создание психолого-педагогических консилиумов во всех образовательных учреждениях.
Несмотря на изученность данной темы исследования, актуальным остаются вопросы изучения особенностей психологической адаптации детей к школе на основе всестороннего комплексного анализа развития личности, а также планирования, организации и контроля деятельности специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения по реализации комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников в школе.
Объект исследования: психолого-педагогический консилиум как форма деятельности педагогов, психологов учебного заведения.
Предмет исследования: деятельность психолого-педагогического консилиума по сопровождению адаптации младшего школьника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности психолого-педагогического консилиума как организационной формы деятельности педагогов и психологов учебного заведения по сопровождению адаптации детей к школе.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «консилиум», «психолого-педагогический консилиум».
2. Раскрыть содержание деятельности психолого-педагогического консилиума учебного заведения.
3. Проанализировать работу педагогов, психологов психолого-педагогического консилиума в системе социально-педагогической поддержки детства в образовании на примере ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» в соответствии с имеющимися положениями и документами.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование адаптации первоклассников в школе, подобрать и экспериментально проверить программу коррекционно-развивающих занятий для первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе.
Гипотеза исследования: процесс адаптации будет проходить более успешно, если:
- принятие ребенком школьных правил;
- присутствие мотивации учения;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в школе;
- формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем.
Теоретико-методологической базой исследования являются: теоретические исследования, посвящённые психолого-педагогическому сопровождению детей (М.Р. Битянова, Ф.М. Фрумин, В.И. Слободчиков, А.В. Мудрик и др.), анализу сущности понятия «сопровождение» (Г. Бардиер, Г.Ромазан, Т.Чередникова и др.), понятию о психологическом обеспечении педагогического процесса в школе (А.К. Колеченко, д.п.н), актуальным вопросам формирования интереса в обучении (Г.И.Щукина), исследования занимающиеся вопросам детской психологии (Л.С.Выготский).
Методы исследования:
1) теоретический метод (анализ психолого-педагогических и научнометодических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для НОО, беседы со специалистами ППк и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) наблюдение за процессом деятельности ППк как организационной формы деятельности педагогов и психологов учебного заведения
4) опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» в Сабинском муниципальном районе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в вoзмoжнocти пpимeнeния мaтepиaлoв дaннoй paбoты, так ее тeopeтичecкoй, тaк и пpaктичecкoй чacти, ^и плaниpoвaнии и пpoвeдeнии paзличных зaнятий c младшими школьниками, испытывающими трудности адаптации в школе в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Работа содержит 15 таблиц, 2 социограммы, 8 рисунков.
Объём работы: 60 страниц.
Сегодня в школах работают специалисты, которые действуют в интересах ребёнка - это педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские работники. И их работа будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Но для того, чтобы достичь положительных результатов в работе необходимо взаимодействие школы и родителей детей. Такая возможность есть. И речь не идёт о банальных родительских собраниях: существует форма взаимодействия специалистов разного профиля, которая занимается решением вопросов коррекции поведения детей и подростков. Их объединяет одна цель: создание условий для правильного развития ребёнка. Данная форма работы называется «Психолого-педагогический консилиум» (ППк).
Главными задачами деятельности психолого-педагогических консилиумов, которые необходимо предупреждать, являются учебная неуспешность и дезадаптация. Как правило, они ярче проявляются в периоды детских и подростковых кризисов: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю, переход из одной школы в другую и подростковый кризис. Так же сильными факторами часто бывают ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности. Результатом таких перемен являются: спад учебной деятельности, снижении учебной мотивации, трудности в усвоении школьной программы, дисциплинарные сложности, психосоматические заболевания.
Школьные психолого-педагогические консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения. В задачи психолого-педагогического консилиума входит психолого-педагогическое сопровождение детей с различными проблемами в обучении и развитии с учётом индивидуальных особенностей. Своевременное выявление и коррекция нарушений адаптации - залог будущего полноценного развития и существования ребенка в сложной системе социальных взаимоотношений.
Что же значит слово «сопровождение»? Стоит указать, что впервые этот термин появился в работе Г. Бардиер, Г. Ромазан, Т. Чередниковой в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение естественного развития», которое предполагало «естественное развитие детей и самостоятельность освоения среды, способствующей социокультурному развитию ребенка» [8].
Так же вопросами психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержания занимались ещё многие педагоги. Например, М.Р. Битянова, по словам которой: «сопровождение - это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном - на личности ребенка», Ф.М. Фрумин и В.И. Слободчиков, рассматривают сопровождение как «помощь учащемуся в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение» [32,с.57], А.В. Мудрик трактует сопровождение как «особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение учащегося к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития». А вот Э.М. Александровская отмечает, что «психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса», Е. И. Казакова и А.П. Тряпицина трактовали этот термин так: «Это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора», и др.
На современном этапе своего развития школа требует знания об особенностях каждого ученика, путей сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут получателя образовательных услуг таким образом, чтобы не навредить его психическим, физическим состояниям, а, наоборот, способствовать их развитию.
Реальная ситуация психолого-педагогического сопровождения, работающего в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям, показывает, что такие заседания - есть необходимость работы по данным направлениям в условиях школы, именно поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует создание психолого-педагогических консилиумов во всех образовательных учреждениях.
Несмотря на изученность данной темы исследования, актуальным остаются вопросы изучения особенностей психологической адаптации детей к школе на основе всестороннего комплексного анализа развития личности, а также планирования, организации и контроля деятельности специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения по реализации комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников в школе.
Объект исследования: психолого-педагогический консилиум как форма деятельности педагогов, психологов учебного заведения.
Предмет исследования: деятельность психолого-педагогического консилиума по сопровождению адаптации младшего школьника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности психолого-педагогического консилиума как организационной формы деятельности педагогов и психологов учебного заведения по сопровождению адаптации детей к школе.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «консилиум», «психолого-педагогический консилиум».
2. Раскрыть содержание деятельности психолого-педагогического консилиума учебного заведения.
3. Проанализировать работу педагогов, психологов психолого-педагогического консилиума в системе социально-педагогической поддержки детства в образовании на примере ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» в соответствии с имеющимися положениями и документами.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование адаптации первоклассников в школе, подобрать и экспериментально проверить программу коррекционно-развивающих занятий для первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе.
Гипотеза исследования: процесс адаптации будет проходить более успешно, если:
- принятие ребенком школьных правил;
- присутствие мотивации учения;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в школе;
- формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем.
Теоретико-методологической базой исследования являются: теоретические исследования, посвящённые психолого-педагогическому сопровождению детей (М.Р. Битянова, Ф.М. Фрумин, В.И. Слободчиков, А.В. Мудрик и др.), анализу сущности понятия «сопровождение» (Г. Бардиер, Г.Ромазан, Т.Чередникова и др.), понятию о психологическом обеспечении педагогического процесса в школе (А.К. Колеченко, д.п.н), актуальным вопросам формирования интереса в обучении (Г.И.Щукина), исследования занимающиеся вопросам детской психологии (Л.С.Выготский).
Методы исследования:
1) теоретический метод (анализ психолого-педагогических и научнометодических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для НОО, беседы со специалистами ППк и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) наблюдение за процессом деятельности ППк как организационной формы деятельности педагогов и психологов учебного заведения
4) опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» в Сабинском муниципальном районе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в вoзмoжнocти пpимeнeния мaтepиaлoв дaннoй paбoты, так ее тeopeтичecкoй, тaк и пpaктичecкoй чacти, ^и плaниpoвaнии и пpoвeдeнии paзличных зaнятий c младшими школьниками, испытывающими трудности адаптации в школе в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Работа содержит 15 таблиц, 2 социограммы, 8 рисунков.
Объём работы: 60 страниц.
Понятие психолого-педагогического консилиума недостаточно изучено в научно-педагогической литературе. Тем не менее, мы сумели провести тщательный анализ источников, связанных с проблемой исследования и сделать соответствующие выводы.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы по теме исследования. На основе полученных знаний о психолого-педагогическом сопровождении была подобрана, доработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для учеников, испытывающих трудности адаптации к школе.
Для определения эффективности проделанной работы была проведена заключительная диагностика. Анализ результатов диагностического исследования показал, что уровень адаптированности у учащихся значительно повысился.
Наше исследование оказалось актуальным, так как на сегодняшний день, в связи со многими факторами, проблема адаптации первоклассников стала довольно частой.
Мы уже говорили, что «Психолого-педагогический консилиум является «скорой помощью» ребёнку в стенах учреждения, в котором он находится». В заключении хочется перефразировать это утверждение:
Психолого-педагогический консилиум - это не «инструмент хирурга», который может избавить от той или иной проблемы. Это «лупа», которая не призвана избавится от проблемы, но которая помогает рассмотреть данную проблему, познакомиться с её причинами и даёт возможность РЕШИТЬ эту самую проблему, без «хирургического вмешательства», т.е. без нанесения вреда здоровью маленького человека, попавшего в большой мир знаний.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы по теме исследования. На основе полученных знаний о психолого-педагогическом сопровождении была подобрана, доработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для учеников, испытывающих трудности адаптации к школе.
Для определения эффективности проделанной работы была проведена заключительная диагностика. Анализ результатов диагностического исследования показал, что уровень адаптированности у учащихся значительно повысился.
Наше исследование оказалось актуальным, так как на сегодняшний день, в связи со многими факторами, проблема адаптации первоклассников стала довольно частой.
Мы уже говорили, что «Психолого-педагогический консилиум является «скорой помощью» ребёнку в стенах учреждения, в котором он находится». В заключении хочется перефразировать это утверждение:
Психолого-педагогический консилиум - это не «инструмент хирурга», который может избавить от той или иной проблемы. Это «лупа», которая не призвана избавится от проблемы, но которая помогает рассмотреть данную проблему, познакомиться с её причинами и даёт возможность РЕШИТЬ эту самую проблему, без «хирургического вмешательства», т.е. без нанесения вреда здоровью маленького человека, попавшего в большой мир знаний.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Межведомственное взаимодействие в процессе внедрения профессионального стандарта педагога
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



