Введение
1. Теоретические основы изучения особенностей психолого-педагогического консилиума как организационной формы
деятельности специалистов учебного заведения
1.1 Сущность и содержание понятий «консилиум», «психолого-педагогический консилиум
1.2 Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума учебного заведения
Выводы по 1 главе
2. Опытно-экспериментальная работа с младшими
школьниками, испытывающими трудности адаптации
2.1 Диагностика психологической адаптации первоклассников в школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками,
испытывающими трудности адаптации в школе
2.3 Динамика эффективности проведённой работы с младшими школьниками, испытывающими трудности адаптации в школе
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Очень часто наши дети, попав в трудную ситуацию, остаются наедине со своими проблемами. Мы, взрослые, порой и не замечаем этого. Но, стоит приглядеться, и каждый из нас увидит в душе ребёнка что-то, что его беспокоит и не позволяет ему раскрываться, развиваться и обучаться, а так же влияет на поведение, на эмоциональное и физическое состояние ещё несозревшей личности. С такой проблемой довольно часто сталкиваются как родители, так и школа. Поэтому важно вовремя оказать таким детям специализированную помощь, в которой они так нуждаются.
Сегодня в школах работают специалисты, которые действуют в интересах ребёнка - это педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские работники. И их работа будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Но для того, чтобы достичь положительных результатов в работе необходимо взаимодействие школы и родителей детей. Такая возможность есть. И речь не идёт о банальных родительских собраниях: существует форма взаимодействия специалистов разного профиля, которая занимается решением вопросов коррекции поведения детей и подростков. Их объединяет одна цель: создание условий для правильного развития ребёнка. Данная форма работы называется «Психолого-педагогический консилиум» (ППк).
Главными задачами деятельности психолого-педагогических консилиумов, которые необходимо предупреждать, являются учебная неуспешность и дезадаптация. Как правило, они ярче проявляются в периоды детских и подростковых кризисов: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю, переход из одной школы в другую и подростковый кризис. Так же сильными факторами часто бывают ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности. Результатом таких перемен являются: спад учебной деятельности, снижении учебной мотивации, трудности в усвоении школьной программы, дисциплинарные сложности, психосоматические заболевания.
Школьные психолого-педагогические консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения. В задачи психолого-педагогического консилиума входит психолого-педагогическое сопровождение детей с различными проблемами в обучении и развитии с учётом индивидуальных особенностей. Своевременное выявление и коррекция нарушений адаптации - залог будущего полноценного развития и существования ребенка в сложной системе социальных взаимоотношений.
Что же значит слово «сопровождение»? Стоит указать, что впервые этот термин появился в работе Г. Бардиер, Г. Ромазан, Т. Чередниковой в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение естественного развития», которое предполагало «естественное развитие детей и самостоятельность освоения среды, способствующей социокультурному развитию ребенка» [8].
Так же вопросами психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержания занимались ещё многие педагоги. Например, М.Р. Битянова, по словам которой: «сопровождение - это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном - на личности ребенка», Ф.М. Фрумин и В.И. Слободчиков, рассматривают сопровождение как «помощь учащемуся в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение» [32,с.57], А.В. Мудрик трактует сопровождение как «особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение учащегося к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития». А вот Э.М. Александровская отмечает, что «психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса», Е. И. Казакова и А.П. Тряпицина трактовали этот термин так: «Это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора», и др.
На современном этапе своего развития школа требует знания об особенностях каждого ученика, путей сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут получателя образовательных услуг таким образом, чтобы не навредить его психическим, физическим состояниям, а, наоборот, способствовать их развитию.
Реальная ситуация психолого-педагогического сопровождения, работающего в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям, показывает, что такие заседания - есть необходимость работы по данным направлениям в условиях школы, именно поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует создание психолого-педагогических консилиумов во всех образовательных учреждениях.
Несмотря на изученность данной темы исследования, актуальным остаются вопросы изучения особенностей психологической адаптации детей к школе на основе всестороннего комплексного анализа развития личности, а также планирования, организации и контроля деятельности специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения по реализации комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников в школе.
Объект исследования: психолого-педагогический консилиум как форма деятельности педагогов, психологов учебного заведения.
Предмет исследования: деятельность психолого-педагогического консилиума по сопровождению адаптации младшего школьника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности психолого-педагогического консилиума как организационной формы деятельности педагогов и психологов учебного заведения по сопровождению адаптации детей к школе.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «консилиум», «психолого-педагогический консилиум».
2. Раскрыть содержание деятельности психолого-педагогического консилиума учебного заведения.
3. Проанализировать работу педагогов, психологов психолого-педагогического консилиума в системе социально-педагогической поддержки детства в образовании на примере ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» в соответствии с имеющимися положениями и документами.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование адаптации первоклассников в школе, подобрать и экспериментально проверить программу коррекционно-развивающих занятий для первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе.
Гипотеза исследования: процесс адаптации будет проходить более успешно, если:
- принятие ребенком школьных правил;
- присутствие мотивации учения;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в школе;
- формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем.
Теоретико-методологической базой исследования являются: теоретические исследования, посвящённые психолого-педагогическому сопровождению детей (М.Р. Битянова, Ф.М. Фрумин, В.И. Слободчиков, А.В. Мудрик и др.), анализу сущности понятия «сопровождение» (Г. Бардиер, Г.Ромазан, Т.Чередникова и др.), понятию о психологическом обеспечении педагогического процесса в школе (А.К. Колеченко, д.п.н), актуальным вопросам формирования интереса в обучении (Г.И.Щукина), исследования занимающиеся вопросам детской психологии (Л.С.Выготский).
Методы исследования:
1) теоретический метод (анализ психолого-педагогических и научнометодических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для НОО, беседы со специалистами ППк и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) наблюдение за процессом деятельности ППк как организационной формы деятельности педагогов и психологов учебного заведения
4) опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» в Сабинском муниципальном районе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в вoзмoжнocти пpимeнeния мaтepиaлoв дaннoй paбoты, так ее тeopeтичecкoй, тaк и пpaктичecкoй чacти, ^и плaниpoвaнии и пpoвeдeнии paзличных зaнятий c младшими школьниками, испытывающими трудности адаптации в школе в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Работа содержит 15 таблиц, 2 социограммы, 8 рисунков.
Объём работы: 60 страниц.
Понятие психолого-педагогического консилиума недостаточно изучено в научно-педагогической литературе. Тем не менее, мы сумели провести тщательный анализ источников, связанных с проблемой исследования и сделать соответствующие выводы.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы по теме исследования. На основе полученных знаний о психолого-педагогическом сопровождении была подобрана, доработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для учеников, испытывающих трудности адаптации к школе.
Для определения эффективности проделанной работы была проведена заключительная диагностика. Анализ результатов диагностического исследования показал, что уровень адаптированности у учащихся значительно повысился.
Наше исследование оказалось актуальным, так как на сегодняшний день, в связи со многими факторами, проблема адаптации первоклассников стала довольно частой.
Мы уже говорили, что «Психолого-педагогический консилиум является «скорой помощью» ребёнку в стенах учреждения, в котором он находится». В заключении хочется перефразировать это утверждение:
Психолого-педагогический консилиум - это не «инструмент хирурга», который может избавить от той или иной проблемы. Это «лупа», которая не призвана избавится от проблемы, но которая помогает рассмотреть данную проблему, познакомиться с её причинами и даёт возможность РЕШИТЬ эту самую проблему, без «хирургического вмешательства», т.е. без нанесения вреда здоровью маленького человека, попавшего в большой мир знаний.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М., 1995.
2. Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990.
3. Актуальные вопросы формирования интереса к обучению / под редакцией Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1988. - 234 с.
4. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская. - М., 2002.
5. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение дошкольников: учебное пособие / Э. М. Александровская / под ред. Э.М. Кокуриной, Н.К. Куренковой. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
6. Андреева, Д. А. О понятии адаптации. - М., 1983.
7. Алферов, А. Д. Психология развития школьников / А.Д. Алферов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384 с.
8. Бардиер Г. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - Кишинёв: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ,1993. - 96 с.
9. Бейсова, В. Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В. Е. Бейсова. - М.: Феникс, 2008. - 288 с.
10. Беличева, С. А. Типология детско-подростковой дезадаптации и стратегия
диагностико-коррекционной работы / С. А. Беличева // Проблемы социальной психологии и психодиагностики отклоняющегося поведения: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». - М., 1998.
11. Березин, Ф. Б. Писхическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л, 1998.
12. Битянова, М. Р. Оганизация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 11997. - 298 с.
13. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - Воронеж, 1997.
14. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. - М.: Феникс, 2012. - 288 с.
15. Варга, А. Я. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / А. Я. Варга, В. В. Столин. - М., 1988.
16. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер. - М., 1989.
17. Венгер, Л.А . Психология / Л. А. Венгер. - М.: Просвещенипе, 1998. - 221 с.
18. Венгер, Л. А., Марциновская, Т. ., Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе / Л. А. Венгер, Т. Ю. Марциновская, А. Л. Венгер; под ред. О.Г. Свердловой. - М.: Знание, 1994 - 192 с.
19. Вильшанская, А.Д., Прилуцкая, М.И., Протченко, Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребёнка / А. Д. Вильшанская, М. И. Прилуцкая, Е. М. Протченко. - М.: Генезис, 2012. - 256 с.
20. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / под ред. Г. В. Бурменской, Е. И. Захарова, О. А. Карабановой и др. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
21. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2011. - 224 с.
22. Голованова, Н. Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2012. - 317 с.
23. Гудкина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гудкина. - СПб., 2004.
24. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. Т. 2. - М.: Рипол классик, 2006. - 785 с.
25. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А. Ю. Дейкина. - М. : Просвещение, 2009. - 346 с.
26. Детская практическая психология / под ред. Т. Марцинсковской. - М., 2001.
27. Елагина, М. Г. Кризис семи лети подход к его изучению / М. Г. Елагина // Новые исследования в психологии. - 1989. - N 1. - С.33-34.
28. Запорожец, А. В. Детская психология / А. В. Запорожец; под ред. Д.Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 2010. - 278 с.
29. Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. - М.: Народная школа, 1876. - 372 с.
30. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О. А. Карабанова. - М., 1997.
31. Ковалева, Л. М. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко // Начальная школа. - 1996 - N 7. - С.52.
32. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М., 2005. С. 176 с.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая практика в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова.и др. - М. : Академия, 2000. - 272 с.
34. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
35. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. В. Костяк. - М. : Академия, 2008. - 176 с.
36. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольника. С детьми 4-7 лет / Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 309 с.
37. Красновский, Э. А. Активизация учебного познания / Э .А. Красновский // Педагогика. 2013. - N 5. - С.10-14.
38. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин- М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
39. Лусканова, Н. Г. Диагностика школьной дезадаптации / Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина. - М., 1995.
40. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.
41. Министерство образования Российской Федерации. Письмо от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
42. Монгвуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, 2015 г., июнь). - М.: Буки-Веди, 2015. С. 59-62.
43. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г Морозова. - М.: Знанние, 1976. - 46 с.
44. Нечаев, М. П. Классный руководитель. Психолого-педагогический мониторинг взаимодействия участников образовательного процесса / М. П. Нечаев, Е. И. Фадеева. - М. : Перспектива, 2013. - 152 с.
45. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М. : Академия, 2009. - 324 с.
46. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014. - 1376 с.
47. Пичавская, Я.Л. Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности / Я.Л. Пичаевская, Е.Н. Удина // Молодой учёный. 2016. - N 8. - С. 1011-1016.
48. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействия, конфликт / А. Н. Поддьяков. - М.: Российское психологическое общество, 2014. - 266 с.
49. Подымова, Л.С., Духова, Л.И., Ларина, Е.А., Шиян, О.А. Психологопедагогический практикум / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, Е. А. Ларина, О. А. Шиян. - СПб., 2009. - 224 с.
50. Политический словарь политической литературы. / под ред. Г. Александрова, В. Гальянова, Н. Рубинштейна. - М., 2010. - 672 с.
51. Положение о школьном Психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк).
52. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону, 2005.
53. Практическая психология образования. - СПб., 2004.
54. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990. - 467 с.
55. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребёнка / под ред. С.В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2012. - 122 с.
56. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 366 с.
57. Семейный кодекс Российской Федерации.
58. Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. - Владикавказ, СОГУ им. К.Л.Хетагурова, 2009. - 151 с.
59. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития, 2011. - 227 с.
60. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
61. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-Ф3 (последняя редакция)
62. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
63. Черникова, Т. В. Деловое совещание в школе / Т. В. Черникова. - М.: Учитель, 2005. - 76 с.
64. Чудинов, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / А. Н. Чудинов. - СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского, типография С. Издание книгопродавца В.И. Губинского, типография С.Н. Худекова, 1894. - 1004 с.
65. Шашенкова, Е.А. Психолого-педагогический практикум / Е. А. Шашенкова, Т. Н. Щербакова. - М.: Перспектива, 2010. - 176 с.
66. Шимшек, О. П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников / О. П. Шимшек, И. С. Казаков // Молодой учёный. - 2016. - N 9-3 (113). - С. 37-39.
67. Шинкарёва, Н.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры / Н.А. Шинкарёва, О.А. Евдокимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, 2014 г., март). - Пермь: Меркурий, 2014. С. 102104.
68. Шипицина, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / Л. М. Шипицина, В. П. Казакова, М. А. Жданова. - М.: Владос, 2003. - 211 с.
69. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.