РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 11
1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления 5
1.1 Психолого-педагогические основания развития мышления 5
1.2 Отличительные черты развития мыслительных процессов подростков .. 11
1.3 Игровая деятельность на уроках географии - способ развития
творческого мышления школьников 13
2. Использование геоинформационных технологий в школе 20
2.1 Основные понятия геоинформационных технологий 20
2.2 Практика внедрения ГИС-технологий в преподавание географии 23
3. ГИС как средство реализации информационной педагогической технологии 37
3.1 Применение ГИС программ при изучении курса географии 37
3.2 Конспект урока по географии на тему «Население мира. Построение
картограммы мирового естественного прироста за 2004 год с использованием ГИС «Живая география»(10 класс) 40
3.3 Анкетирование 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления 5
1.1 Психолого-педагогические основания развития мышления 5
1.2 Отличительные черты развития мыслительных процессов подростков .. 11
1.3 Игровая деятельность на уроках географии - способ развития
творческого мышления школьников 13
2. Использование геоинформационных технологий в школе 20
2.1 Основные понятия геоинформационных технологий 20
2.2 Практика внедрения ГИС-технологий в преподавание географии 23
3. ГИС как средство реализации информационной педагогической технологии 37
3.1 Применение ГИС программ при изучении курса географии 37
3.2 Конспект урока по географии на тему «Население мира. Построение
картограммы мирового естественного прироста за 2004 год с использованием ГИС «Живая география»(10 класс) 40
3.3 Анкетирование 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современном мире все динамично и требует рассмотрение вопроса с разных сторон. Поэтому такая наука, как педагогика, с каждым годом находит все новые методики и способы организации образования, для которых главной целью является оптимизировать и повысить эффективность педагогического процесса. В первую очередь это требует обращения к креативным технологиям. Тенденция развития и исследования такого явления как творческое мышление установила актуальность внедрения и модернизации его в образовательную систему.
Наряду с изучением педагогических аспектов образования необходимо понимание психологических механизмов формирования интеллектуальных структур и креативного мышления. Педагогическая психология позволяет глубже изучить влияние тех или иных методик на формирование личности обучающихся и сопоставить их по возрастным особенностям. Именно педагогическая психология подтолкнула ученых к необходимости изучения креативного мышления. На протяжении длительного времени к проблеме креативности обращались ведущие психологи как западной научной школы (Ж.Пиаже, Дж.Г.Мид, А.Н.Перре-Клермон, Д.Смедслунд, Х.Синклер и др.), так и отечественной (А.В. Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Л.С.Рубинштейн, В.В.Рубцов, О.К.Тихомиров, Д.Б.Эльконин). В настоящее время границы между понятиями креативное мышление и творческое мышление размыты, оба термина понимаются как способность к созданию множества гибких и оригинальных идей.
В следствие возникает вопрос, пока что не имеющий однозначного ответа, что способствует формированию творческого мышления в образовательном процессе, как увеличить творческую составляющую непосредственно уроков географии. Этот вопрос и составляет проблему данного исследования
Объект исследования: процесс развития творческого мышления школьников на уроках географии с помощью ГИС технологий.
Предмет исследования: Роль ГИС технологий в развитии творческого мышления школьников на уроках.
Цель исследования: проанализировать эффективность использования геоинформационных технологий в учебном процессе с целью повышения творческого мышления школьников на уроках географии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе ставились и последовательно решались следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты формирования творческого мышления
2) Проанализировать использование геоинформационных технологий в школе
3) Рассмотреть на практике использование геоинформационных технологий на уроках географии
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, а также практический подход к применению ГИС программ при изучении курса географии.
Результаты данной работы могут быть полезны педагогам для формирования творческого мышления школьников на уроках географии.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Наряду с изучением педагогических аспектов образования необходимо понимание психологических механизмов формирования интеллектуальных структур и креативного мышления. Педагогическая психология позволяет глубже изучить влияние тех или иных методик на формирование личности обучающихся и сопоставить их по возрастным особенностям. Именно педагогическая психология подтолкнула ученых к необходимости изучения креативного мышления. На протяжении длительного времени к проблеме креативности обращались ведущие психологи как западной научной школы (Ж.Пиаже, Дж.Г.Мид, А.Н.Перре-Клермон, Д.Смедслунд, Х.Синклер и др.), так и отечественной (А.В. Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Л.С.Рубинштейн, В.В.Рубцов, О.К.Тихомиров, Д.Б.Эльконин). В настоящее время границы между понятиями креативное мышление и творческое мышление размыты, оба термина понимаются как способность к созданию множества гибких и оригинальных идей.
В следствие возникает вопрос, пока что не имеющий однозначного ответа, что способствует формированию творческого мышления в образовательном процессе, как увеличить творческую составляющую непосредственно уроков географии. Этот вопрос и составляет проблему данного исследования
Объект исследования: процесс развития творческого мышления школьников на уроках географии с помощью ГИС технологий.
Предмет исследования: Роль ГИС технологий в развитии творческого мышления школьников на уроках.
Цель исследования: проанализировать эффективность использования геоинформационных технологий в учебном процессе с целью повышения творческого мышления школьников на уроках географии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе ставились и последовательно решались следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты формирования творческого мышления
2) Проанализировать использование геоинформационных технологий в школе
3) Рассмотреть на практике использование геоинформационных технологий на уроках географии
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, а также практический подход к применению ГИС программ при изучении курса географии.
Результаты данной работы могут быть полезны педагогам для формирования творческого мышления школьников на уроках географии.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Важной составляющей психического развития человека является его мышление. Без него невозможна социализация человека. На протяжении всей жизни существуют возможности для улучшения работы мышления. Основная задача мыслительной деятельности - помочь выявить связи между объектами, чтобы принять правильное решение по выбору действия. Это позволяет ориентироваться в пространстве и окружающей среде. Данный процесс всегда подразумевает активность. География - это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности у обучающихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Использование на уроках географии приемов непрерывного формирования творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся позволяет учителю создавать для школьников интересные задания. Урок применения технологии развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:
- связь с современностью;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
Для осуществления более эффективного и творческого процесса изучения географии необходимо использование геоинформационных технологий. Географические информационные системы отличаются от других информационных систем тем, что все их данные обязательно пространственно - координированы, т. е. привязаны к территории, к географическому пространству. ГИС используют при решении всевозможных научных и практических задач. ГИС помогают анализировать и моделировать любые географические ситуации, составлять прогнозы и управлять процессами, происходящими в окружающей среде. ГИС применяются для исследования всех тех природных, общественных и природно-общественных объектов и явлений, которые изучают науки о Земле и смежные с ними социально - экономические науки, а также картография, дистанционное зондирование. Задачи исследования были выполнены и составлены следующие выводы:
- с помощью использования на уроках ГИС- технологий повышается уровень познавательной, организационной и творческой деятельности
- Геоинформационные технологии совершенствуют картографические знания, делая их более понятными и удобными в использовании
- интерактивные карты применяются , как инструмент, стимулирующий обучающегося к самостоятельному творческому подходу решения поставленных задач
- данное исследование подтверждает, что использование цифровых карт на уроках географии может быть применено не только в режиме демонстрации каких - либо объектов и явлений в процессе изучения нового материала или повторении и подведение итогов пройденных тем, но и при проведении практических и самостоятельных работ
- ГИС программы способствуют информатизации географического образования
Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы. Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного географического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных приёмов и методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности.
- связь с современностью;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
Для осуществления более эффективного и творческого процесса изучения географии необходимо использование геоинформационных технологий. Географические информационные системы отличаются от других информационных систем тем, что все их данные обязательно пространственно - координированы, т. е. привязаны к территории, к географическому пространству. ГИС используют при решении всевозможных научных и практических задач. ГИС помогают анализировать и моделировать любые географические ситуации, составлять прогнозы и управлять процессами, происходящими в окружающей среде. ГИС применяются для исследования всех тех природных, общественных и природно-общественных объектов и явлений, которые изучают науки о Земле и смежные с ними социально - экономические науки, а также картография, дистанционное зондирование. Задачи исследования были выполнены и составлены следующие выводы:
- с помощью использования на уроках ГИС- технологий повышается уровень познавательной, организационной и творческой деятельности
- Геоинформационные технологии совершенствуют картографические знания, делая их более понятными и удобными в использовании
- интерактивные карты применяются , как инструмент, стимулирующий обучающегося к самостоятельному творческому подходу решения поставленных задач
- данное исследование подтверждает, что использование цифровых карт на уроках географии может быть применено не только в режиме демонстрации каких - либо объектов и явлений в процессе изучения нового материала или повторении и подведение итогов пройденных тем, но и при проведении практических и самостоятельных работ
- ГИС программы способствуют информатизации географического образования
Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы. Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного географического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных приёмов и методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ» (5КЛАСС)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Проектная деятельность учителя при изучении Всемирного культурного и природного наследия в школьном курсе географии (Проектная деятельность учителя географии в общеобразовательном пространстве, Пензенский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В 9-10 КЛАССАХ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Информационно-образовательные технологии в школьной
географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование космических снимков в изучении климатических процессов на уроках географии (Методика обучения географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



