Профилактика семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть много приложений (в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Структура чтения и предпосылки его формирования 6
1.2 Характеристика общего недоразвития речи 12
1.3 Особенности проявления семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
1.4 Метод наглядного моделирования в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛИКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1 Методики организации эксперимента по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.2 Исследование состояния функционального базиса чтения 24
2.3 Система коррекционно-педагогической работа по профилактике семантической дислексии у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядных моделей 29
2.4. Анализ результатов исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Есть много приложений (в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Структура чтения и предпосылки его формирования 6
1.2 Характеристика общего недоразвития речи 12
1.3 Особенности проявления семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
1.4 Метод наглядного моделирования в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛИКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1 Методики организации эксперимента по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.2 Исследование состояния функционального базиса чтения 24
2.3 Система коррекционно-педагогической работа по профилактике семантической дислексии у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядных моделей 29
2.4. Анализ результатов исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность исследования. Проблема чтения находится в области сосредоточенного внимания российского сообщества. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Далее – ФГОС ДО), перед дошкольной организацией стоит задача обеспечения условий для создания базы для формирования активной, творчески развитой личности [37]. В решении данного вопроса значительное место занимает чтение, база которого формируется в дошкольном возрасте. Формирование навыков чтения представляет собой неотъемлемую часть общего образования личности дошкольника, фиксирует степень развития его познавательных способностей. Формировать навыки чтения необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются основные умения и навыки работы с детской книгой. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны.
Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования навыков у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. В процессе обучения дошкольников чтению, чаще всего, педагоги сталкиваются с таким речевым нарушением, как семантическая дислексия. Особенную сложность представляет проблема профилактики семантической дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Семантическая дислексия оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а главное – затрудняют процесс обучения старших дошкольников чтению, снижают его эффективность.
Степень изученности проблемы. Проблеме обучения старших дошкольников чтению посвящены научные труды Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др. Психобиологические механизмы формирования навыков чтения изучены М.П. Воюшиной, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. Симптоматика общего недоразвития речи раскрыта в трудах Г.А. Каше, Т.В. Тумановой др. Особенности профилактики семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР в работах Л.А. Гусаровой, А.М. Горчаковой, Р.Е. Левиной и др.
Цель исследования – изучить особенности профилактики у детей старшего дошкольного возраста семантической дислексии посредством использования метода наглядного моделирования.
Объект исследования – процесс обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – условия профилактики у детей старшего дошкольного возраста семантической дислексии посредством использования метода наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения.
2. Охарактеризовать общее недоразвитие речи.
3. Определить особенности проявления семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе комплекс занятий с использованием наглядного моделирования по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
5. Выявить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения занятий с использованием наглядного моделирования в профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР процесс обучения чтению затруднен семантической дислексией, при этом она поддается коррекции при условии, что в профилактической работе будут использованы средства наглядного моделирования.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы; анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к формированию навыков чтения у старших дошкольников –Т.П. Рудыка, Е.В. Язовицкого и др.;
- подходы к использованию методов наглядного моделирования в работе по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР – О.А. Козыревой, Е.В. Лавровой, Р.Е. Левиной, Е.П. Фуреевой и др.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР методами наглядного моделирования.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по теме курсовой работы; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования навыков у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. В процессе обучения дошкольников чтению, чаще всего, педагоги сталкиваются с таким речевым нарушением, как семантическая дислексия. Особенную сложность представляет проблема профилактики семантической дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Семантическая дислексия оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а главное – затрудняют процесс обучения старших дошкольников чтению, снижают его эффективность.
Степень изученности проблемы. Проблеме обучения старших дошкольников чтению посвящены научные труды Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др. Психобиологические механизмы формирования навыков чтения изучены М.П. Воюшиной, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. Симптоматика общего недоразвития речи раскрыта в трудах Г.А. Каше, Т.В. Тумановой др. Особенности профилактики семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР в работах Л.А. Гусаровой, А.М. Горчаковой, Р.Е. Левиной и др.
Цель исследования – изучить особенности профилактики у детей старшего дошкольного возраста семантической дислексии посредством использования метода наглядного моделирования.
Объект исследования – процесс обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – условия профилактики у детей старшего дошкольного возраста семантической дислексии посредством использования метода наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения.
2. Охарактеризовать общее недоразвитие речи.
3. Определить особенности проявления семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе комплекс занятий с использованием наглядного моделирования по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
5. Выявить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения занятий с использованием наглядного моделирования в профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР процесс обучения чтению затруднен семантической дислексией, при этом она поддается коррекции при условии, что в профилактической работе будут использованы средства наглядного моделирования.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы; анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к формированию навыков чтения у старших дошкольников –Т.П. Рудыка, Е.В. Язовицкого и др.;
- подходы к использованию методов наглядного моделирования в работе по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР – О.А. Козыревой, Е.В. Лавровой, Р.Е. Левиной, Е.П. Фуреевой и др.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР методами наглядного моделирования.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по теме курсовой работы; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь первое ставит перед школой определенный ряд задач, которые необходимо решить, используя всевозможные методы, приемы и упражнения, но главное – эффективные.
В ходе профилактики семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки, оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, может придумать короткий рассказ.
С целью подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы система профилактики семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР включала следующие направления: обучение детей навыкам составления связного описания предметов; формирование навыков составления сюжетного рассказа; закрепление и развитие навыков рассказывания; формирование навыков творческого пересказа.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР основных компонентов готовности к чтению. Старшие дошкольники стали более раскрепощенные, научились составлять правильно ответы на поставленные вопросы по прослушанным произведениям, у них значительно повысился уровень сформированности фонематического анализа и звукового анализа слов.
В ходе профилактики семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки, оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, может придумать короткий рассказ.
С целью подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы система профилактики семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР включала следующие направления: обучение детей навыкам составления связного описания предметов; формирование навыков составления сюжетного рассказа; закрепление и развитие навыков рассказывания; формирование навыков творческого пересказа.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР основных компонентов готовности к чтению. Старшие дошкольники стали более раскрепощенные, научились составлять правильно ответы на поставленные вопросы по прослушанным произведениям, у них значительно повысился уровень сформированности фонематического анализа и звукового анализа слов.



