Профилактика семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть много приложений (в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Структура чтения и предпосылки его формирования 6
1.2 Характеристика общего недоразвития речи 12
1.3 Особенности проявления семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
1.4 Метод наглядного моделирования в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛИКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1 Методики организации эксперимента по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.2 Исследование состояния функционального базиса чтения 24
2.3 Система коррекционно-педагогической работа по профилактике семантической дислексии у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядных моделей 29
2.4. Анализ результатов исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность исследования. Проблема чтения находится в области сосредоточенного внимания российского сообщества. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Далее – ФГОС ДО), перед дошкольной организацией стоит задача обеспечения условий для создания базы для формирования активной, творчески развитой личности [37]. В решении данного вопроса значительное место занимает чтение, база которого формируется в дошкольном возрасте. Формирование навыков чтения представляет собой неотъемлемую часть общего образования личности дошкольника, фиксирует степень развития его познавательных способностей. Формировать навыки чтения необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются основные умения и навыки работы с детской книгой. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны.
Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования навыков у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. В процессе обучения дошкольников чтению, чаще всего, педагоги сталкиваются с таким речевым нарушением, как семантическая дислексия. Особенную сложность представляет проблема профилактики семантической дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Семантическая дислексия оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а главное – затрудняют процесс обучения старших дошкольников чтению, снижают его эффективность.
Степень изученности проблемы. Проблеме обучения старших дошкольников чтению посвящены научные труды Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др. Психобиологические механизмы формирования навыков чтения изучены М.П. Воюшиной, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. Симптоматика общего недоразвития речи раскрыта в трудах Г.А. Каше, Т.В. Тумановой др. Особенности профилактики семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР в работах Л.А. Гусаровой, А.М. Горчаковой, Р.Е. Левиной и др.
Цель исследования – изучить особенности профилактики у детей старшего дошкольного возраста семантической дислексии посредством использования метода наглядного моделирования.
Объект исследования – процесс обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – условия профилактики у детей старшего дошкольного возраста семантической дислексии посредством использования метода наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения.
2. Охарактеризовать общее недоразвитие речи.
3. Определить особенности проявления семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе комплекс занятий с использованием наглядного моделирования по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
5. Выявить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения занятий с использованием наглядного моделирования в профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР процесс обучения чтению затруднен семантической дислексией, при этом она поддается коррекции при условии, что в профилактической работе будут использованы средства наглядного моделирования.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы; анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к формированию навыков чтения у старших дошкольников –Т.П. Рудыка, Е.В. Язовицкого и др.;
- подходы к использованию методов наглядного моделирования в работе по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР – О.А. Козыревой, Е.В. Лавровой, Р.Е. Левиной, Е.П. Фуреевой и др.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по профилактике семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР методами наглядного моделирования.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по теме курсовой работы; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей семантической дислексии у старших дошкольников с ОНР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь первое ставит перед школой определенный ряд задач, которые необходимо решить, используя всевозможные методы, приемы и упражнения, но главное – эффективные.
В ходе профилактики семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки, оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, может придумать короткий рассказ.
С целью подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы система профилактики семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР включала следующие направления: обучение детей навыкам составления связного описания предметов; формирование навыков составления сюжетного рассказа; закрепление и развитие навыков рассказывания; формирование навыков творческого пересказа.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР основных компонентов готовности к чтению. Старшие дошкольники стали более раскрепощенные, научились составлять правильно ответы на поставленные вопросы по прослушанным произведениям, у них значительно повысился уровень сформированности фонематического анализа и звукового анализа слов.
1. Актуальные проблемы и перспективы становления ребенка-читателя в современном информационном обществе [Текст] // Материалы междунар. науч.-практ. конф. Чита, 18–19 октября 2010 г. / ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. – Чита : ЗабГГПУ, 2017. – С. 323-326.
2. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Алтухова // Практическая психология и логопедия. – 2016. – № 1. – С. 32 - 43.
3. Алтухова, Т. А. Анализ состояния обучения чтению детей с ФФН [Текст] / Т. А. Алтухова // Дефектология. – 2016. – №5. – С. 43-55.
4. Антипова, Ж. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Учебно-методическое пособие [Текст] / Ж. В. Антипова. – Москва : Секачев В.Ю., 2018. – 224 с.
5. Антонова, Е. С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания дошкольников с ОНР [Текст] / Е. С. Антонова // Дефектология. – 2006. – № 12. – С. 27-28.
6. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению дошкольников [Текст] / А. П. Беркутова // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 33-36.
7. Введенская, Л. А. Культура и техника речи : учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, В. П. Чихачев. – Ростов-на-Дону : изд-во «Феникс» , 2015. – 451 с.
8. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург: Сударыня, 2017. – 320 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Литера, 2017. –396 с.
10. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать [Текст] / Л. А. Гусарова // Педагогика. – 2017. – № 7. – С. 30-33.
11. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : [учеб. пособие для вузов по специальности «Социал. работа] [Текст] / С. А. Игнатьева. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 299 с.
12. Горчакова, А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников [Текст] / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2018. – №5. – С. 5 – 12.
13. Григорович, Л. А. Педагогическая психология : [учеб. пособие для вузов по специальности 031000 «Педагогика и психология»] [Текст] / Л. А. Григорович. – Москва : Гардарики, 2017. – 314 с.
14. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного [Текст] / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2016. – № 19 (78). – С. 531-533.
15. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности [Текст] / О. В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2017. – С. 112-115.
16. Карачевцева, И. Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности старших дошкольников с ОНР [Текст] / И. Н. Карачевцева // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 38-47.
17. Карташова, Т. А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения [Текст] / Т. А. Карташова // Дефектология. – 2017. – № 12. – С. 26- 28.
18. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Каше. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 412 с.
19. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь : учеб. пособие для детей ст. дошк. возраста [Текст] / О. А. Козырева. – Москва : ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
20. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности дошкольников с ОНР [Текст] / Н. Е. Колганова // Вестник ТГУ. – 2018. – № 3 (119). – С. 106-111.
21. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков : [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
22. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнеев. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 380 с.
23. Кубасова, О. В. Выразительное чтение : пособие для студентов средних пед. учеб. заведений [Текст] / О. В. Кубасова. – Москва : Дело, 2016. – 206 с.
24. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2017. – 463 с.
25. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 241 с.
26. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса дошкольников с ОНР средствами наглядного моделирования [Текст] / В. В. Максимова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 96-99.
27. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 141 с.
28. Рейс, Г. А. Формирование читательских навыков старших дошкольников [Текст] / Г. А. Рейс, Т. А. Лихачева // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 11. – С. 32-38.
29. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи [Текст] / П. Д. Рогова. – Нижний Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
30. Рудыка, Т. П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Рудыка // Детский сад От А до Я. – 2017. – № 11. – С. 47-53.
31. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Педагогические исследования. – 2016. – №1. – С-11-18.
32. Симакова, Т. А. Учимся, играя : логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2015. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
33. Спирова, Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления [Текст] / Л. Ф. Спирова. – Москва : Логопед. – 2015. – 523 с.
34. Соболевская, Н. И. Произносительная сторона речи у детей с ОНР [Текст] / Н. И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
35. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2018. – № 1. – С. 69-70.
36. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 7. – С. 76-79.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
38. Фуреева, Е. П. Особенности формирования понимания логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Е. П. Фуреева // Школьный логопед. – 2017. – № 5. – С. 30 – 44.
39. Язовицкий, Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания старших дошкольников с ОНР [Текст] / Е. В. Язовицкий. – Москва : Академия, 2013. – 399 с.
40. Якимова, Н. Г. Воспитание у детей с ОНР правильного произношения [Текст] / Н. Г. Якимова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 28-34.