Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семейное право 2-й половины 19 века (12.00.03)

Работа №4236

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

семейное право

Объем работы138стр.
Год сдачи1998
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. 3
« Основные положения правового регулирования семейных отношений в России второй половины 19 века . » 3
1.1. Историческо-обзорный анализ состояния брачно-семейного законодательства России второй половины 19 века. Внутренняя логика и действующая практика. Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Анализ личных имущественных и властных отношений, вопросы усыновления и узаконения в семейном праве России второй половины 19 века. 12
1.3. Вопросы опекунства, использование принципа дативности и особые коллизий, возникающих в семейном праве России второй половины 19 века. 20
1.4. Сравнительный анализ современного брачно-семейного законодательства и семейного права России второй половины 19 века. 29
2 глава. 46
« Выборочное исследование некоторых актуальных вопросов семейного законодательства Российской Империи второй половины 19 века.» 46
2.1. Исследование отношения семейного законодательства к повторному вступлению в брак в России во второй половине 19 века. Эволюция вопроса, дозволенность и законность числа последовательных браков. 46
2.2. Разрешение и важность вопроса российского семейного законодательства о видах я степенях родства и свойства и о значении их, как препятствии к браку. 46
2.3. Уклад семейной жизни русского крестьянина по законодательству второй половины 19 века. 46
2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений. 46
2.5. Процессуальные постановления о разводе. 0бщие процессуальные постановления. Отдельные виды бракоразводного процесса. 46
2.6. Русское законодательство второй половины 19 века о процессуальных формах заключения брака. 46


Основные положения правового регулирования семейных отношений в России второй половины 19 века . »

1.1. Историческо-обзорный анализ состояния брачно-семейного законодательства России второй половины 19 века. Внутренняя логика и действующая практика.

Семейное право России второй половины 19 века понималось, как совокупность норм, определяющих положение субъекта в семейном союзе. В противоположность вещному и обязательственному праву, оно ограничивалось узкой специальной областью—семьей, но само понятие семьи в семейном законодательстве России второй половины 19 века не было выяснено ), не была ясна и самая основа организации семьи (есть ли семья союз свободных личностей или подчиненных), хотя не подлежало сомнению, что законы Российской Империи связывали с семейным правом понятие власти (власть мужа, родительская власть). То семья смешивалась с понятием рода, то она в тесный круг включала только родителей, жену и детей, то она делала круг более широкий и включала боковых родственников и даже неродственных, но принятых в семью. Разумеется, с ростом правосознания—понятие семейного права, как семей¬ной власти—терпит существенные изменения: семейную власть (мужа, родителей) начинали понимать не как господство над подчиненными, а как социальное служение (помощь, покровительство жене и детям).
Характерными чертами семейного права являлись:
а) юридический элемент. Приходилось рассматривать oтнoшeния с точки зрения юридического характера их, а не этического, так как речь идет о праве;
б) семейное право — есть право гражданское, а потому не могло быть изменено договором;
с) как личное право—оно отличалось абсолютным характером, замкнутостью и неотделимостью от личности;
d) семейное право—есть особое право cocтoяния в семье и имело особые ocнoвaния своего вoзникнoвeния (брак, опека и т. д.).
Так как брак порождает oтнoшeния личные и имущественные между супругами, и тaкия же oтнoшeния между родителями и детьми, далее, так как для пoпeчeния о лице и имуществе неспособных, лишенных естественного попечения родителей—учреждалась опека—то приходилось говорить о трех основных видах или даже типах семейного права:
1) супружеском,
2) родительском и
3) опекунском.
Брачный союз и вoзникнoвeниe бpaкa.
Брак считался основой брачного союза. С точки зpeния юридической, брак есть союз мужчины и женщины, с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме. Брак признавался возникшим, когда он совершен по обрядам веры и по установленным правилам (ст. 1113), т. е. когда совершено таинство (согласно учению православной церкви (и налицо взаимное coглaшeниe брачующихся, если вообще не было препятствии, предусмотренных законами гражданскими .
Православная и католическая церковь рассматривали брак как таинство, образ союза Христа с церковью. Однако в дальнейшем понимании брачного таинства обе церкви расходились. В то время как католическая церковь видело таинство в сожитии супругов,— православная признавала таинством церковное венчание. На Западе брак приобретал юридическое венчание и без благословения церкви. И в семейном законодательстве России второй половины 19 века признавалась действительность брака, не освященного церковью, а именно в отношении нехристиан, язычников. На Западе было возможно несоответствие юридической и канонической точек зрения на условия действительности брака. В России для христианских вероисповеданий подобное несоответствие было невозможно, потому что государство согласовало свои постановления с вероисповедными правилами.
Препятствия большей частью были связаны:
1) с пороками воли брачующихся (насилие и обман, принуждение влекло недействительность брака. Не имели юридической силы и предварительное соглашение о браке т. е. сговор, так что на основании сговора нельзя было предъявить иска о заключении брака, взыскивать неустойку, выговоренную на случай, если брак не состоялся);
2) с их брачной праводееспособностью. Каждый считался способным вступить в брак. Неправоспособны были лишь те лица, которые в виде наказания, были осуждены на всегдашнее безбрачие.
Такими лицами считались:
а) вступившие в новый брак при существовании прежнего (это не касалось только магометан);
б) вступившие в четвертый брак (это постановление касалось только лиц православного вероисповедания);
с) тот из супругов, который оставил другого и более 5 лет скрывался в неизвестности;
d) тот из супругов, который оказался виновным в нарушении святости (прелюбодеяние) и второго брака (после епитимьи);
Кроме того не имели права вступать в брак монашествующие и посвященные в иерейский или диаконский сан, пока они в этом сане пребывали. Но для вступления в брак—необходимо не только право,—но и дееспособность, которой лишены:
а) мужчины, не достигшие 18 лет, а женщины, не достигших 16 лет. Этот возраст имел значение для вcеx лиц христианских исповеданий, для мегометан и иудеев. Для православных было возможно некоторое отступление: архиереям предоставлялось право в необходимых случаях разрушать браки по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте недоставало не более полугода до брачного совершеннолетия. Второе исключение было установлено для природных жителей Закавказья, в виду раннего наступления зрелости: у них норма была понижена на 3 года, 15 и 13 лет;
б) безумные, сумасшедшие и неспособные к брачному сожитию;
с) предельный брачный возраст был установлен в семейном законодательстве России второй половины 19 века для право¬славных в 80 лет—мужчин е женщин. Для других вероисповеданий предельная норма не была установлена. Законы Российской Империи не требовали определенного соотношения в возрасте брачующихся. Священнику вменялось лишь в непременную обязанность разъяснять все неудобства неравного по возрасту брака.
Ограничение дееспособности могло быть двоякое:
а) или требовалось согласие на брак родителей, опекунов, попечителей или дозволение начальства
б) или было невозможным вступление в брак с определенными лицами: родственниками, свойственниками. Кровным родством считалось отношение, которое устанавливалось между лицами, происходящими одно от другого или от одного общего родственника. Свойством считалось отношение, которое создалось между одним супругом и родственниками другого или между родственниками обоих супругов. Так, брак воспрещался в кровном родстве по линии прямой, восходящей или нисходящей, а по боковым линиям до 4-й степени включительно.
В свойстве двухродном браки воспрещались до 3 степени включительно и 4-й в двух случаях:
а) браков с сестрой невестки (жены брата) и
б) с сестрою зятя (мужа сестры), но и в этих случаях Синод мог разрешить браки, где жило смешанное население, по ходатайству архиереев. В трехродном свойстве браки воспрещались безусловно лишь в 1-й степени. 2-я степень двухродного свойства—я с родным братом моей жены, 3-я степень—я с родной племянницей моей жены; 5-я степень— мой родной брат с родной племянницей моей жены; 6-я степень—мой родной племянник с родной племянницей жены.
По аналогии с кровным родством было построено духовное родство, т. е. отношение между лицами, создающееся чрез восприятие от купели крещения. Духовное родство однако служило препятствием к браку лишь:
а) между восприемником и ма¬терью воспринятого и
б) между восприемницей и отцом вос¬принятой. (При родстве же по усыновлению не было в законах прямого указания на усыновление как на препятствие к браку. Родству кровному было равносильно родство физическое, т. е. внебрачное).
3) препятствием ко вступлению в брак служила также религия. Запрещались браки православных и лиц римско-католического исповедания с нехристианами, а лицам протестантского исповедания запрещались браки с язычниками. Требование закона, чтобы при браках право¬славных со старообрядцами—последние переходили в православие, было отменено законом 17 апреля 1905 г.
Раздельное жительство супругов.
Семейное законодательство России второй половины 19 века безусловно запрещало расторжение брака по взаимному соглашению, равным образом запрещались всякие договорные обязательства о раздельном жительстве. По Сенатским разъяснениям раздельное жительство однако было возможно с согласия мужа и помимо его согласия в следующих случаях:
а) когда муж отказывался от предоставления жене содержания и пропитания
б) или создавал условия, делающие совместную жизнь невозможной
с) или не имел постоянного местожительства.
Однако уже почти на крайнем рубеже рассматриваемой нами эпохи Закон от 12 марта 1914 г. (ст. 103) признавал, что супруг вправе был отклонить требование другого супруга о совместной жизни, если таковая представ¬лялось для него невыносимой. Основания, по которым жизнь могла быть признана невыносимой—суть: жестокое обращение, на¬несение тяжких оскорблений, вообще нарушение супружеских обязанностей, безчестное поведение, тяжкая душевная болезнь, либо прилипчивая и отвратительная болезнь (надо полагать венерического характера, подробный список автору диссертационного исследования разведать не удалось ввиду раззорения архивов после 1917 года), в частности болезнь жены, делающая опасным для ее жизни продолжение супружеского сожития и т. д. Следует отметить явную в семейном законодательстве России второй половины 19 века недостаточность поводов к разводу. Так не приняты во внимание такие поводы, как злонамерен¬ное оставление, душевная болезнь (Германия), жестокое обращение (Франция) и такие заразительные болезни - как сифилис, проказа.
3акон давал лишь примерное перечисление оснований, предоставляя суду самому установливать случаи, когда совместную жизнь следовало считать невыно-симой, при этом следует отметить, что суд не был призван установливать раздельное жительство, а только определял взаимные отношения супругов, живущих уже отдельно т. е. когда приходилось с раздельным жительством считаться, как с совершившимся уже фактом. Между прочим, фактиче¬ское раздельное жительство замужней женщины не встречало уже препятствия в паспортной системе, так как новый закон признавал за женой право на получение отдельного вида на жительство без согласия на то мужа.
Личные отношения между супругами.
Брак порождал личные и имущественные отношения между супругами. Основ-ная догма семейного законодательства России второй половины 19 века —повиновение жены мужу, как главе семейства (ст. 107). Однако, о неограниченной власти мужа не приходилось говорить, особенно еще в виду закона 12 марта 1914 г., предоставляющего право жене прекратить совместную жизнь в случае злоупотребления мужем предоставленными ему в силу брака правами. Преимущественные права мужа по существу составляли право—обязанности, а не частные права. Главенство его выражалось:
1) в праве определения ме¬стожительства семьи
2) в обязанности содержания семьи и ее защиты;
3) в праве иметь решающий голос.
Жена должна была следовать за мужем по месту его жительства (однако по новому закону право мужа требовать совместной жизни предполагало исполнение им своих обязанностей). Но право водворения жены было трудно осуществимо.
В европейских странах к тому времени существовало несколько систем понуждения жены к совме¬стной жизни:
а) система косвенного понуждения путем имущественных штрафов (Франция);
б) система угрозы разводом за злоумышленное оставление мужа женою (Германия);
с) система привода или водворения жены в дом мужа, применяемая в Poccии; однако судебная практика и закон вследствие того, что система привода не достигала цели (жена могло уйти вслед за судебным приставом, а судебное решение испол¬нялось только один раз), унижало человеческое достоинство и судьи прибегали к своеобразной системе косвенного принуждения: лишали жену права на содержание от мужа, если она жила отдельно по своей воле. (Право водворения мужа жене не принадлежало; муж мог быть понуждаем к совместной жизни косвенно выдачей содержания жене в семейном праве России второй половины 19 века , угрозой развода в Германии и денежными штрафами во Франции).
Право жены на содержание т. е. на алименты было обусловлено по российскому праву нуждой (если она нуждалась) и отсутствием с ее стороны вины в случае раздельного жительства. Право это таким образом носило условный характер (при чем погашалось давностью). Алименты могли быть осуществляемы иском, как при жизни мужа, так и после его смерти, если смерть последовала по вине третьего лица (Алименты при совместной жизни—суть так называемые непосредственные алименты, а при paздeльнoм жительстве— суть «алименты косвенные»). Право мужа на защиту жены имело ограниченное значение (представительство в суде в слу¬чае оскорбления жены; по разъяснению Сената право подачи без полномочия жены—заявления правлению железной дороги о вознаграждении жены за причиненный ей при эксплуатации вред).
Решающий голос мужа в семейных делах, хотя был и не признан в семейном законодательстве России второй половины 19 века прямо (как в германском уложении), но это являлось последствием главенства мужа. Жена была свободна в своей деятельности только при раздельном жительстве; при совместном жительстве требовалось согласие мужа (хотя бы молчаливо выраженное), когда речь шла о личном найме жены, о поступлении ее на службу общественную, правитель¬ственную, а также в учебные заведения.
Права жены и право ее на фамилию мужа.
Жене низшего состояния муж сообщал все права и преимущества, сопряженные с его состоянием, чином и званием (жена же не сообщала своих прав состояния мужу и детям, хотя сохраняла их). Этих прав она не утрачивала даже в случае смерти мужа, лишения его всех прав состояния, развода (сенат признавал также за еврейкой, разведенной или вдовой право на повсеместное жительство, если муж обладал этим правом). Жена приобретала права состояния мужа—иностранца, но переход мужа в иностранное под¬данство не делала жену иностранной подданной. Приобретенные путем недействительного брака права высшего состояния сохранялись за женой лишь в случае ее невиновности.
Что касалось права на фамилию мужа, то взгляды законодательства по этому поводу были различны. Опять же для сравнения в германском уложении того времени сохра¬нялась за разведенной женой фамилия мужа, если она сама не желала возвратиться к прежней. Другие законодатель¬ства (французское, швейцарское, английское) восстанавливали за разве¬денной женой ее прежнюю фамилию.
По взгляду Сената в семейном законодательстве России второй половины 19 века жена приобретала фамилию мужа по закону, а потому только в силу закона она могла лишиться этого права: муж, следовательно, не мог воспретить разведенной жене носить его фамилию. Так как право на фамилию и есть вместе с тем обязанность жены, то возникает вопрос, в праве ли была жена сохранить свою прежнюю фамилию (по отцу или по прежнему браку) во время брака и по прекращению его. Из российских законов нельзя было вывести запрещения жене пользоваться прежней фамилией наряду с новой, прибавляя первую ко второй. Такое прибавление стало практиковаться в России второй половины 19 века в тех случаях, когда оно представляла серьезный интерес для жены, например для писательницы, артистки, врача и т. д.
Имущественные отношения между супругами.
Русское законодательство устанавливало полную раздельность имуществ между супругами. Браком не составлялось общение имущества супругов; каждый из них мог иметь и вновь приобретать отдельную собственность (ст. 109). Приданое жены, равно как имущество, приобретенное ею или на ее имя во время замужества через куплю, дар, наследство или иным законным способом, признавалось ее отдельной соб¬ственностью (ст. 110). Из принципа раздельности имущества вытекала возможность для каждого супруга распоряжаться своим имуществом прямо от своего имени, независимо друг от друга и не испрашивая на то взаимного дозволения.
Отсюда же следует, что как самостоятельные субъекты, супруги могли вступать между собою во всевозможные сделки дарственного и возмездного свойства (ст. 116). Один супруг не отвечал за долги другого. Такое последователь¬ное проведение системы раздельности в семейном законодательстве России второй половины 19 века естественно выдвигал вопрос о причинах ее возникновения и также целесообразности.
По поводу причин возникновения высказано было много догадок; которые однако вопроса не выяснили:
а) догадка Мейэра о возникновении раздельности имуществ в эпоху царствования императриц, ставящих себе задачей—создание имущественной самостоятельности женщины— была несостоятельна потому, что XVIII век—век создания раздельности—не есть только век царствования императриц;
б) Еще более несостоятельны были догадки тех (Оршанский), которые приписывали возникновение этого института делу случая;
с) Более вероятна была догадка Синайского, который полагал, что система раздельности обязана институту родовых имуществ (родичи жены были заинтересованы в сохранении ее имущества), но здесь возникает все же вопрос, почему же аналогичные явления не создали системы раздельности на Западе;
е) Существовала, наконец, попытка объяснить возникновение системы раздель-ности случайной причиной—рецепцией из греко-римского канонического права, но опять таки было не совсем понятно, почему именно рецепция оказалась соответствующей русской жизни, а не детальная система, смягчающая резкости системы раздельности. Система раздельности находила различную оценку. Но все же нельзя было не обратить внимания на то, что эта система слишком расходилась с идеей брака и понятием семьи (супруг ,например, в семейном законодательстве России второй половины 19 века вправе был про¬сить об объявлении другого супруга несостоятельным, а далее супруг был не обязан нести издержек "по похоронам" имеющего средства супруга, муж не обязан был отвечать за долги жены, сделанные во время совместной жизни и т. д.) и нуждалось во всяком случае в смягчающих ее постановлениях (право например супругов, хотя бы по договору, вы¬делять имущества, доходы с которых должны были идти исклю¬чительно на нужды семьи и т. п.)
Российское семейное право второй половины 19 века знало и другие системы имущественных отношений супругов:
а) дотальная система (римская): приданое жены и соответствующая часть имущества мужа образовывали семейный фонд, который существовал наряду с отдельным имуществом каждого супруга ( дотальная система существовала в Черниговской и Полтавской губ.)
б) система общности (французская); имущество жены и мужа образовывали одну общую массу с широким правом управления мужа. По смерти одного из супругов, общая масса делилось пополам;
с) система управления (германская): сохранялась раздельность имуществ, но муж управлял как своим имуществом так и внесенным женой.

1.2. Анализ личных имущественных и властных отношений, вопросы усыновления и узаконения в семейном праве России второй половины 19 века.

В семейном законодательстве России рассматриваемого нами периода принцип властвования в отношенияя между родителями и детьми все более уступал место принципу блага детей, так что родители не имели автономной власти ( как осуществление надзора за родитель¬ской властью опекунскими установлениями по германскому и швейцарскому уложению). В семейном законодательстве России второй половины 19 века, родительская власть, которая хотя и начинала ограничиваться еще со времени Петра Великого, однако оставалась автономна (право ,например, родителей по семейным законам подвергать детей тюремному заключению). Правда, принцип блага детей начи¬нал проникать и в Россию. Таким принципом были проникнуты законы о детях: внебрачных и от недействитель¬ных браков (закон 3 июня 1902 г.) и от супругов, укло¬нившихся от жительства (закон 12 марта 1914 г.), по этим только создался курьез: эти категории детей были по¬ставлены в более благоприятное положение, чем законные дети при совместной жизни супругов, правовое положение которых покоилось на принципе власти, а не блага детей.
В силу этой своей власти родители имели право:
1) на труд и личность детей и
2) на содержание и почтение от детей;
Нигде закон прямо не говорил о праве на труд т.е. о праве на эксплуатацию детского труда, более того дети могли быть отданы родителями в наем без их на то согласия, но при зависимости детей от родителей и бесконтрольной родительской власти такое согласие детей родителям полу¬чить было не трудно, тем более, что закон дозволял отдавать детей в учение, а, следовательно, под этим видом и в услужение. (Однако дети моложе 12 лет на фабрики и за¬воды наниматься не могли). Что касалось права на личность детей, то здесь власть родителей была выражена наиболее автономно. Им принадлежало право надзора (определение местожительства детей; право на выдачу детей от третьих лиц, хотя бы благо детей и требовало оставить их у последних), право на исправление (вплоть до заключения в тюрьму детей, не состоящих на государственной должности—однако путем обращения к су¬дебной власти (в Черниговской и Полтавской губерниях родителям было предостав¬лено право отречься от детей вместо того, чтобы их исправлять), право выбора воспитания (закон только в общих выражениях требовал, чтобы воспитание было доброе, честное и соответствующее видам правительства, но не требовал ничего положительного, например, не требовал даже, чтобы родители отдавали детей в школы);
2) Право на алименты признавалось семейным законодательством России второй половины 19 века (в отличие от зап. европейского) только за родителями, а не за другими восхо¬дящими родственниками. Дети обязаны были доставлять пропитание и содержание родителям по самую их смерть, если они на¬ходились в бедности, дряхлости или немощах (ст. 194.). Закон очень подробно говорил о праве родителей на почтение, и между прочим постановлял, что не принима¬лось никакого иска по поводу оскорбления родителями детей ,и кроме того требовалось согласие родителей на вступление детей в брак. Хотя брак сохранял силу и без согласия родителей, но последние могли требовать судом заключения провинившихся детей в тюрьму на время от 4 до 8 месяцев; также дети могли быть лишены наследования по закону в имении оскорбленного родителя. В Чернигов¬ской и Полтавской губерниях совершеннолетняя дочь могла с разрешения суда вступить в брак. Общегерманское уложение, к примеру, предоставляло опекунскому суду право выдать разрешение на вступление в брак и несовершеннолетним детям, но по уважительным причинам.
В свою очередь дети пользовались известными правами в отношении родителей, в частности:
1) на содержание (алимен¬ты) и
2) права состояния своих родителей;
Обязанность родителей содержать детей не прекращалась с достижением последними совершеннолетия, если они еще нуждались в попечении, но с другой стороны эта обязанность могла пре¬кратиться и до наступления совершеннолетия (в особенности, в отношении дочери, по выходе ее замуж эта обязанность переходила тогда на мужа). Положительно решался вопрос, в праве ли родители производить расходы из средств сво¬их детей, когда этого требовали интересы последних.
2) законные дети, разумелось, имели права состояния отца, его отчество и фамилию.
Права внебрачного ребенка.
Обязанность отца содержать внебрачного ребенка была:
а) субсидиарна (т. е. принимались во внимание сперва средства матери;
б) временна (могла прекра¬титься раньше достижения ребенком совершеннолетия, если ребенок был в состоянии сам себя содержать;
с) и вообще огра¬ничена.
Содержание могло быть уменьшаемо вследствие из¬менившихся обстоятельств и не переходило на наследников; за прошедшее время содержание не могло быть возмещено более чем за год до предъявления иска о содержании, иск к отцу о возвращении выданного третьим лицом содержания ребенку был невозможен . Мать ребенка имела право на необходимые расходы, связан¬ные с родами и на насущное содержание до ее выздоровлении, также ей полагалось содержание, если уход за ребенком препятствовал ей сни¬скивать средства к жизни. Право же на содержание в период беремен¬ности Сенат отвергал и не ратифицировал соответствующий проект закона.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В России регистрация браков (как и рождений и смертей), в противоположность западно-европейским законодательствам, отдающим ее в руки особенных чиновников гражданского состояния, была возложена на приходское духовенство.
Доказательствами брака служат метрические книги, которые ведутся приходскими священниками, настоятелями церквей, проповедниками и вообще духовными лицами, совершающими браки для раскольников полицией (ст. 1093 и сл.), а для сектантов, не признающих духовных лиц, городскими управами и волостными правлениями . Метрические свидетельства выдаются только из консистории, выданные причтом свидетельства не могли заменить консисторского свидетельства, а служили только предохранительным документом .
При отсутствии же записи о браке в метрической книге или при сомнении в подлинности записи, принимаются в доказательство брака:
1) обыскные книги,
2) исповедные росписи,
3) гражданские документы, из которых явствует брачное состояние данных лиц, и
4) следствие, т. е. показание венчавшего брак причта, свидетелей, бывших при браке, и вообще лиц, имеющих сведения о заключенном браке .

Обращаясь к уяснению юридической природы брака, надо сказать, что хотя он в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и расторжение его не зависит от произвола супругов. Поэтому брачный институт следует причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода.
Что касается русского законодательства, то оно, в противоположность западно-европейскому праву, причисляющему брак к институтам гражданского права, смотрело на брак как на акт религиозный по преимуществу, оттого и нормирование его в важнейших вопросах (в вопросах заключения и прекращения) отдавало в руки того вероисповедания, к которому принадлежали супруги. Воззрение это, облегчая законодателя при нормировании столь важного и столь трудно регулируемого правом института, как брак, в то же время создавало и не мало затруднений: не говоря о том, что оно вносило в брачное право разнородность начал по самым основным вопросам этого права (например, относительно условий заключения и расторжения брака), оно стесняло свободу совести супругов при браках смешанных (заставляя одного супруга в известной мере подчиняться правилам вepoиcпoведaния другого) и в особенности при браках лиц, принадлежащих к сектам, не признанным государством. Само собою разумеется, что при этом условии и реформа брачного права была затруднительна, вследствиe совершенно понятной неподатливости религиозных правил на изменения.
Учение об установлении брака включало в себя два вопроса: учение об условиях для вступления в брак и учение о совершении брака (форме).
Условия для вступления в брак.
Условия эти вытекали из различных причин—юридических, физических, этических и религиозных. В положительном законодательстве тем или другим причинам дается перевес, смотря по основной мысли брачного права данного законодательства.
0тсутствие условий составляло препятствие для вступления в брак. Брачные препятствия являлись абсолютными, исключающими возможность брака вообще, и относительными, исключающими возможность брака только между известными лицами. По влиянию на судьбу брака различались препятствия, делающие брак недействительным и препятствия, при наличности которых заключенный брак оставался в силе, но лица, заключившие или совершившие брак вопреки этим препятствиям, подвергались наказанию. Абсолютные препятствия, в свою очередь, различались, смотря по тому, истекают ли они из естественных, физиологических условий брака или из требований этических и чисто юридических.
а) Абсолютные условия.
1) Одна из целей брака—удовлетворение физиологической потребности общения полов. Отсюда требование правом физической, половой годности от брачующихся. Такая годность, как все в праве, определялась по среднему человеку. Определяя это среднее число возраста, законодатель руководствуется климатическими условиями местности и расовыми особенностями населения.
Эта физическая годность встречает препятствие или в недозрелости или в перезрелости (старчество) желающего вступить в брак.
Вообще брачное совершеннолетие наступает ранее совершеннолетия гражданского. По прусскому земскому уложению мужчины могли вступать в брак по достижении 18 лет, женщины по достижении 14 лет (11, 1, § 37). По саксонскому уложению для мужчин требуется гражданское совершеннолетиe (21 г.), для женщин—16 л. Такой же возраст назначает и общеимперский закон и общегерманское улож. (§ 1303).
По российскому законодательству брачная зрелость наступает в 18 лет для мужчины и в 16 лет для женщины и притом для лиц всех вероисповеданий.
Но в необходимых случаях епархиальный архиерей мог разрешить брак, если жениху или невесте не доставало не более полугода до совершеннолетия. Но эта льгота касалась только лиц православного исповедания.
Общий срок брачного совершеннолетия был уменьшен для природных жителей Закавказья, которым дозволялось вступать в брак, по достижении женихом 15, а невестою 13 лет. Для виртембергских поселенцев в Закавказском крае, принадлежащих к секте сепаратистов, брак был дозволен по достижении мужчинами 17, а женщинами 15 лет , для кочевых инородцев Восточной Сибири: 16 лет для мужчин и 14 лет для женщин
Для Финляндии возраст был увеличен, впрочем, только для мужчин—21 год, для женщин же совершеннолетие наступает в 15 лет. Но с «соизволения» Государя Императора брак мог быть допущен и прежде достижения этого возраста .



1. Устав о воинской повинности (Воин. пов.), т. IV, ст. 25. Свод военных постановлений (С. в. п.), кн. VIII, ст. 519 (изд. 1869 г.).
2. Устав духовных консисторий. М. 1895 г.
3. Вагабов М. В. Ислам и семья. М., 1980.
4. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. — М., 1958.
5. Оридорога М.Т. Брачное правоотношение. — Киев, 1971.
6. Синюкова Т. В. Юридические гарантии реализации прав и обязанностей советских граждан. Автореф. дис.канд. юрид, наук. Свердловск, 1986.
7. Шершеневич Г.Ф. Русское гражданское право. Казань, 1894.
8. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград, 1917.
9. Гамбаров Ю.С. Русское гражданское право: курс лекций. Ч. 1. М., 1895.
10. Дювернуа И.П. Курс лекций по гражданскому праву. СПб., 1889.
11. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875.
12. Петражицкий Л.И. Теория нрава и государства и связи с теорией нравственности. Т.2. СПб., 1910.
13. Кавелин К Что есть гражданское право? И где его пределы? СПб., 1864.
14. Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времен Кодекса Наполеона. М., 1919.
15. Агарков М.М. Ценность частного права. - Правоведение, 1992, № 1, с. 27.
16. Победоносцев К. Курс гражданского права. С. 1. СПб., 1914.
17. Новая Россия: Информационно-статистический альманах. М., 1994.
18. Антонов А. И. Депопуляция и кризис семьи в постсоветской России: кто виноват и что делать?//Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1995. № 2. С. 80.
19. Российская Федерация в цифрах в 1993 г.
20. Козлов В. И, Вымирание русских: историко-демографический кризис или катастрофа? //Вестник РАН. 1995. № 9. С. 776—777.
21. Население России: Ежегодный демографический доклад /Под ред. А. Г. Вишневского и С. В. Захарова. М.: Центр демографии и экологии человека. 1993.
22. "Положение детей в Российской Федерации. М„ 1994. С. 20—23.
23. Антонов А. И. Семья в процессе развития. М.,1993.
24. Акты, относящиеся до юридического быта древней России СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. II; 1884. Т. III.
25. Акты русского государства. М., 1975.
26. Лебедев Д. И. Собрание историко-юридических актов И. Д. Беляева. М., 1881.
27. Лихачев Н. П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. СПб., 1895. Вып. 1.
28. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868—1914. Тт. 1—12, 14—16, 18—23, 26, 28, 29, 31, 32, 34, 39, 50.
29. Памятники русского права. М., 1952—1963. Вып. 1—Х.
30. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православнаго исповедания Российской империи. СПб., 1869— 1911.Тт.1—X.
31. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою Комиссиею. СПб., 1875. Т. П; 1898. Т. XVII.
32. Русская Правда // Российское законодательство X—XX веков. М., 1984-1985гг. Т. 1,2.
33. Хрестоматия по истории русского Права/Под ред. М. Ф. Владимирского-Буданова. СПб.; Киев, 1889—1903. Вып. 1—3.
34. Азаревич Д. Русский брак //Журнал Гражданского и Уголовного права. СПб., 1880. № 5. С. 74—126; № 6. С. 91—145.
35. Белокуров С. А. Материалы для русской истории. М., 1888.
36. Бенеманский М. И. Закон Гражданский. Значение его в русском праве. М., 1917.
37. Богословский М. М. История России 19 века: Курс, читанный на Московских высших женских курсах в 1910/11 учебном году. М., 1911.
38. Владимирский-Буданов М. ф. Обзор истории русского права. СПб.; Киев, 1900. Вып. 1, 2.
39. Голубинский Е. Е. История русской церкви М 1901—1904. Тт. 1—2.
40. Горчаков М. И. О тайне супружества. СПб., 1880.
41. Григоровский С. О родстве и свойстве. Виды и степени родства и свойства, исчисление степеней и о значении родства и свойства, как препятствия к браку по действующим узаконениям.Спб.1894.
42. Громогласов И. М. О вторых и третьих браках в православной церкви // Богословский Вестник. 1902 г. № 9. С. 23—41-№ 10. С. 149—168; № II. С. 291—304.
43. Громогласов И. М. Определения брака в Кормчей и значение их при изследовании вопроса о форме христианского бракозаключения. Сергиев Посад, 1908.
44. Завьялов А. А. К вопросу о браке и брачном разводе// Странник. СПб., 1892. № 3. С. 442—461; № 4. С. 640—651.
45. Загоровский А. И. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884.
46. Калачов Н. В. О значении кормчей в системе древнего русского права. М., 1850.
47. Акты, относящиеся до юридического быта древней России. - СПб.: Типография Академии наук, 1887-1884. - Т. 1-12.
48. Акты русского государства. - М.: Наука, 1970.
49. Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. - СПб.: Типография Б.Балашева и К., 1895.
50. Российское законодательство Х-ХХ веков. - М.: Юридическая литература, 1984-1987. - Т.6.7.
51. Алексеев К. Об отношениях супругов по имуществу в России и Польше. - Университетская типография.,1911.
52. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. -: Типография С.А. Петровского и Л.Л. Панина, 1889.
53. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Б.А. Эволюция феодализма в России. - М, Мысль, 1980. - 342 с.
54. Загоровский А.И. Курс семейного права. - Одесса.: Законоведческая типография, 1909, - Х, бб4 с.
55. Загоровский А. И. 0 разводе по русскому праву. - Харьков.: Типография Зильберберга, 1894. 490 с.
56. Котлярой Г.М. К вопросу о времени появления на Руси свадебных актов. // Русская историческая жизнь. - 1920. - Кн. 6. - С. 123-163.
57. Оршанский Л.Г. Исследование по русскому праву, обычному и брачному. - СПб.: Типография. . Ландау, 1879. 455 с.
58. Павлов А.С. Курс церковнаго права. - Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1902.
59. Попов А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. - Казань.: Типолитография Петербургского университета, 1904. 516, 111 с.
60. Рейнгардт Н.В. 0 личных и имущественных правах женщин по русскому закону. - Казань: публичное чтение в Казанском юридическом обществе, 1880. - 43 с.
61. Розанов З.Б. Семейный вопрос в России. - Спб.:1903, т. 1. - 4. 312 с.; т. 11. - 8, 516 с.
62. Розанов Н.П. 0 мере наказаний по Московскому епархиальному ведомству в прежнее время . - Университетская типография / Катков и К /, 1869. - 21 с.
63. Руднев М.Н. Церковное судопроизводство по делам о расторжении брака по причине супружеской неверности. // Христианские чтения. - 1901. С. 529; С. 658-68б; 1902. С. 97-125.
64. Савельев А.Л. Очерк личных и имущественных отношений в супружестве по русским законам и обычному праву. // Юридический вестник. - 1878. № 12. - С. 767-787.
65. Титов В.П. Абсолютизм в России. // Советское государство и право. - 1973. -- С. 107-111.
66. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. - М.,1858. 389 с.
67. Асфандияров A. 3. Башкирская семья в XVIII—XIX в.// История СССР. 1984. № 4.
68. ЦГА БАССР. Ф. 295. On. 3. Д. 4951. Л. 3, 13, 19, 24.
69. ЦГА БАССР. Ф. 295. Оп. 3. Д. 23. Л. 2, 52. 2.
70. Научный архив БНЦ УО АН СССР. Ф. 3. Оп. 12. Д. 215-а. Л. 1—50.
71. Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М., 1978, С. 15.
72. Шайдуллина Л. И. Брак и развод у мусульман //Арабские страны. История. М., 1963.
73. Шайдуллина Л. И. Коран и шариат о положении женщин в семье и обществе. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1963.
74. Хиди Я. Комментарии мусульманского права / Пер. с англ. под ред. Н. И. Городекова. Ташкент, 1893. Т. 1.
75. Брошюра Ольги Лебедевой: „Об эмансипации мусульманской женщины" (С.-Петербург, 1900).
76. Брошюра Ахмед-Бека Агаева: „Женщина по исламу и в исламе" (Тифлис, 1901).
77. Наливкины: „Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы" (Казань, 1886).
78. Проф. Н. Ф. Катанов: „Взгляд ученых мусульман на женщину" (Казань, 1906).
79. Проф. М. А. Машанов: „Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь мусульман" (Казань, 1876).
80. Коран—рус. пер. Г. Саблукова: (Казань, 1877).
81. Указатель к корану, его же. (Казань, 1879).
82. Хидая. Комментарии мусульманского права. Рус. пер. под редак. Н. И. Гродекова. (Ташкент, 1893).
83. А. К. Казембек: Русское предисловие к сокращенному курсу мусульманского законоведения. (Казань, 1845).
84. Торнау: Изложение начал мусульманского закономведения. (С.-ПБ.).
85. Его же: Особенности мусульманского права. (Дрезден).
86. Фан-дер-Берг: Основные начала мусульманского права. (С.-Петербург, 1882).
87. Саввас-Паша: Теория мусульманского права. Рус. перевод А. Выгорницкого. (Ташкент, 1910).
88. Снук-Хургронье: Источники мусульманского права. Перев. П. Жузе. (Казань. 1904).
89. Остроумов Н. П.: Мусульманское законоведение. (Ташкент, 1909 г.).
90. Остроумов Н. П.: Коран и прогресс. (Ташкент. 1901).
91. Жизнь и ученье Мухаммеда или дух ислама, Т. 1. (Берлин. Изд. Г. Штейница 1902.
92. Сборник статей шариата, составл. казиями гор. Ташкента в 1909 г. для ревизии гр. Палена.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ