Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культуроохранные технологии в деятельности учреждений культуры (Социально-культурная деятельность, Омский государственный университет)

Работа №42345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
809
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Любинский историко-краеведческий музей И. С. Коровкина (Омская область, р.п. Любинский)
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Цель, задачи, функции культуроохранных технологий 7
1.2. Культуроохранная деятельность учреждений культуры и типы культуроохранных технологий 15
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБИНСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО
МУЗЕЯ 25
2.1. Специфика культуроохранной деятельности музея 25
2.2. Анализ культуроохранных технологий и рекомендации по их развитию 31
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Актуальность темы исследования. Происходящие изменения в обществе, трансформация ценностных ориентаций в отношении объектов культурного наследия, стремительный рост угрозы уничтожения культурных ценностей обуславливают необходимость изучения и рассмотрения культуроохранных технологий в деятельности учреждений культуры. Объектом изучения в данном случае выступают уникальные памятники культуры и искусства, которые с каждым годом утрачивают свое значение. К причинам сложившейся ситуации можно отнести: возникновение разных форм нелегального бизнеса; изменение предназначения культурных ценностей (удачное вложение денежных средств), а также рост преступной деятельности в сфере продажи ценных предметов культуры. Подобные сложившиеся ценностные приоритеты и мотивы поведения в данном случае выступают важнейшим фактором разрушения и утраты духовной и материальной культуры. Это обостряет проблему сохранения культурного наследия учреждений культуры, которые вносят существенный вклад в развитие как любого государства в целом, так и молодого поколения в частности. Особенно ощутима роль культурного наследия в развитии науки, образования, культуры и международного сотрудничества.
В связи с этим особую актуальность представляют культуроохранные технологии в деятельности учреждений культуры, к которым относятся музеи, библиотеки, архивы, а также другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры. Изменение предпочтений граждан, актуализация направлений социально-культурной политики в области регулирования и сохранения культурного наследия, реставрация архитектурных сооружений, возвращение к первоначальному виду памятников культуры и искусства будет способствовать решению данной проблемы как на федеральном, так и региональном уровнях. С одной стороны – это охрана памятников истории и культуры, с другой - наследие прошлого, специфическая форма социальной защиты от негативных процессов, а также способствование определению национальной самоидентификации.
К сожалению, работа по восстановлению объектов культурного наследия в учреждениях культуры требует не только применения профессиональных знаний и навыков специалистов, работающих в данной области, но и программных средств и методов, бережливого отношения со стороны населения, а также действенной организационной и финансовой поддержки со стороны государства. Только совокупность этих факторов в виде усилий общества и государства будет способствовать эффективному внедрению и реализации культуроохранных технологий, нейтрализации культурной деградации и восстановлению целостности социокультурного пространства.
Степень научной разработанности определяется накопленными знаниями и достижениями в области изучения таких наук, как педагогика, культурология, социология, философия, история, психология. Анализ существующих проблем в области культуроохранных технологий в деятельности учреждений подразумевает теоретическое исследование аспектов данной проблематики, а также применение выдвинутых гипотез в практической деятельности.
Изучение основных аспектов социально-культурной политики, ориентированную на культуохранную деятельность, широко освещено в трудах таких ученых, как Э. Орлова, В. Розина, Е. Соколова. В исследованиях С.Б. Брижатовой, И.И. Горловой, О.Н. Прокопец, Н.Н. Ярошенко рассмотрены аспекты социально-культурной деятельности. Анализ культуроохранных технологий, их применение в социально-культурной деятельности и значение при сохранении культурного наследия представлены в трудах И.И. Алпацкого, Т.И. Баклановой, Н.О. Березняк, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, А.М. Кулемзина, Н.Ю. Максимовой и др.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению культуроохранных технологий, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми. Например, методы и приемы культуроохранных технологий. В настоящее время существует проблема включения культуроохранных технологий в практику учреждений культуры в регионах Российской Федерации. Имеющиеся теоретические разработки в данной области не получили должного развития в практической деятельности.
Объект исследования: культуроохранные технологии.
Предмет исследования: культуроохранные технологии в деятельности учреждений культуры на примере Любинского историко-краеведческого музея И. С. Коровкина.
Цель исследования: анализ культуроохранных технологий в деятельности учреждений культуры на примере Любинского историко-краеведческого музея И. С. Коровкина.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цель, задачи и функции культуроохранных технологий;
2. Проанализировать культуроохранную деятельность учреждений культуры и типы культуроохранных технологий;
3. Изучить специфику культуроохранной деятельности музея;
4. Проанализировать культуроохранные технологии и разработать рекомендации по их совершенствованию и развитию.
Гипотеза исследования: культуроохранные технологии в деятельности учреждений культуры позволяют сохранять и совершенствовать объекты культурного наследия.
Методы исследования: контент-анализ документов, включенное наблюдение, опрос (анкетирование), интервьюирование.
Базой исследования является Любинкий историко-краеведческий музей И.С. Коровкина.
Теоретическая значимость: исследование по изучению культуроохранных технологий вносит вклад в развитие и сохранение культурного наследия. Теоретические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют приращению знаний в культурологии и социально-культурной деятельности.
Практическая значимость: с результатами дипломной работы ознакомлены сотрудники Любинского историко-краеведческого музея И.С. Коровкина. Рекомендации по совершенствованию и развитию культуроохранных технологий, приняты к внедрению и могут быть использованы в различных социальных учреждениях при надомном социальном обслуживании с данной категорией населения.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение, список литературы и приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав культуроохранные технологии в деятельности учреждений культуры на примере Любинского историко-краеведческого музея И. С. Коровкина можно сказать, что охрана памятников истории и культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики любого государства, способствующей государственной охране, сохранению, распоряжению объектов культурного наследия. Основываясь на системном подходе культуроохранные технологии представляют собой открытую самоорганизующуюся систему, способную к рефлексии, количественному и качественному обогащению, а также преобразованию и изменению. Основная специфика данного методологического направления заключается в совокупности взаимосвязанных компонентов системы, среди которых ключевыми являются цель, задачи и функции.
В данном случае цель культуроохранных технологий выступает в качестве возрождения, реставрации и сохранения культурно-исторической среды, которая представлена предметами и объектами материальной и духовной культуры. Реализация основного направления деятельности культуроохранных технологий обеспечивается посредством таких функций, как документирующая, научно-исследовательская, организационная, образовательно-воспитательная, информационно-просветительская и следующих задач: создание системы сохранения памятников истории и культуры, которая обеспечивает бережливое отношение к культурному наследию; ведение постоянной, целенаправленной и эффективной работы по восстановлению культурного наследия; формирование гражданской инициативы и социальной ответственности граждан в отношении сохранения культурного наследия; организация историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы; реализация и разработка программ и схем развития историко-культурных заповедников и музеев – заповедников и т.д.
Проанализировав культуроохранную деятельность учреждений культуры и культуроохранных технологий можно сказать, что к учреждениям культуры относятся организации, осуществляющую деятельность по созданию, сохранению и распространению культурных ценностей. При этом, основной функцией организаций культуры является распространение различных знаний, умений и навыков, а также обеспечение содержательного досуга и охрана объектов и предметов материальной и духовной культуры, отражающие культуроохранную деятельность учреждений культуры и заключающиеся в таких типах культуроохранных технологий, как учет и изучение памятников культуры и истории, историко-культурных заповедников и ландшафтных зон; отбор и использование культурного наследия в формировании оптимального социально-культурного уклада любого населенного пункта; использование по назначению объектов культурного наследия.
Изучая специфику культуроохранной деятельности Любинского историко-краеведческого музея было проведено эмпирического исследование, состоящее из следующих методов: контент-анализ документов, включенное наблюдение, опрос (анкетирование), интервьюирование. В исследовании приняли участие школьники 7-х классов МБОУ «Любинская СОШ №1», а также граждане, посещающие данное учреждение культуры в количестве 20 человек.
В ходе исследования было выявлено, что основной деятельностью данного учреждения выступает организация выставочных мероприятий, формирование экспозиций, состоящих из объектов материальной и духовной культуры настоящего и прошлого, а также культуроохранная деятельность памятников культуры и искусства, которая представлена системой мероприятий, обеспечивающих сохранение и защиту музейных экспонатов, а также изучение памятников культуры и искусства. При этом сохранившиеся на территории Любинского района объекты культурного наследия требуют повышенного внимания со стороны не только работников музея – исполнителей культуроохранной функции социально-культурной политики в части изучения данных объектов культурного наследия, а также их популяризации среди граждан, но и со стороны органов государственной власти в части документального закрепления основных направлений деятельности по сохранению и реставрации данных объектов культурного наследия, а также выделения денежных средств на исполнение данных мероприятий. Кроме того, немаловажным является отношение к памятникам культуры и искусства граждан, проживающих на территории Любинского района. В данном случае речь идет об формировании у молодого поколения культурных ценностей, их важность и необходимость в повседневной жизни, что является одной из основных задач музея. Это непосредственно влияет на сохранение объектов как материальной, так и духовной культуры.
В рамках проведенного исследования были также проанализированы культуроохранные технологии, реализуемые Любинским истоико-краеведческим музеем. К таковым относятся следующие:
- учет и изучение памятников культуры и истории;
- отбор и использование культурного наследия в формировании оптимального социально-культурного уклада;
- технологии организации краеведческой работы;
- технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций;
- технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности;
- технологии создания территориальных краеведческих справочников и энциклопедий, технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов, к которым относится экологический, паломнический, внутренний и промышленный туризм.
В качестве рекомендаций по развитию культуроохранных технологий было предложено отражающие увеличение количества направлений работы музея, способствующие сохранению культурного наследия.



1. Алпацкий И.И., Чухнов И.А. Основные подходы к использованию культуроохранных технологий в России / И.И. Алпацкий, И.А. Чухнов //Аналитика культурологии. 2006. № 2 (6). С. 170-176.
2. Березняк Н.О. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности: теория и практика / Н.О. Березняк // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 28. С. 63-67.
3. Всемирное культурное наследие : учебник : [16+] / под ред. Н.М. Боголюбовой, В.И. Фокина ; Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015. – 368 с.
4. Галинская И.Л. Сохранение культурно-исторического наследия / И.Л. Галинская // Культурология. 2009. № 2 (49). С. 118-119.
5. Григорьева Е.И. Об особенностях российской народной традиционной культуры и её использовании в культуроохранных технологиях социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева //Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2017. № 1 (1). С. 102-106.
6. Гулиев, Н.А. Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг : учебное пособие / Н.А. Гулиев, Б.К. Смагулов. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Флинта, 2017. – 240 с.
7. Жукова О.А. Культурная идентичность, культурное наследие и культурная политика России / О.А. Жукова // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 25-30.
8. Калита С.П. Культурное наследие: трансляция и интерпретация / С.П. Калита // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2007. № 4. С. 14-20.
9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников : Учебник.- М.:МГУКИ,2004.- 539 с.
10. Ковальчук, А.С. Социально-культурная деятельность : монография / А.С. Ковальчук, Э.М. Лисс ; Ростовский международный институт экономики и управления. – Ростов-на-Дону : , 2016. – 408 с.
11. Кулемзин, А.М. Методика сохранения и использования памятников истории и культуры : учебное пособие / А.М. Кулемзин. – Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2009. – 107 с.
12. Любинский историко-краеведческий музей им. И.С. Коровкина [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Электрон. дан. – [Барнаул], 2020. – Режим доступа: http://cki-lubino.omsk.muzkult.ru/muzei – Загл. с экрана.
13. Матаев В.В. Сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию / В.В. Матаев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6 (30). С. 20-23.
14. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-I (ред от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №31. – Ст.4115 ; 2007. - № 9. – Ст. 1031. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.02.2019).
15. Сазонникова Е.В. Культурное наследие: понятие и основы правового регулирования государственной охраны / Е.В. Сазонникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2006. № 1. С. 76-82.
16. Соловьева Е.Е., Белослудцева М.А. Вопросы охраны культурного наследия: проблемы и перспективы / Е.Е. Соловьева, М.А. Белослудцева // Архитектура и строительство Москвы. 2009. Т. 545. № 3. С. 24-33.
17. Тарасова Н.В. Правовое регулирование объектов культурного наследия / Н.В. Тарасова // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2 (11). С. 131-137.
18. Тулобердиев К.К. Использование культуротворческих и культуроохранных технологий в активизации социально-культурной и трудовой деятельности / К.К. Тулобердиев //Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. № 1. С. 180-183.
19. Никитич, Л.А. Культурология: теория, философия, история культуры / Л.А. Никитич. – Москва : Юнити, 2015. – 560 с.
20. Руев В.Л. Объекты культурного наследия на природно-заповедных территориях в ракурсе комплексной охраны биоразнообразия и культурного наследия / В.Л. Руев // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Исторические науки. 2013. Т. 26 (65). № 1. С. 119-124.
21. Фетисов, А.В. Теоретические и практические основы социально-культурной политики : учебное пособие для профессионалов / А.В. Фетисов ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Дело (РАНХиГС), 2011. – 151 с.
22. Шарапов Д. Роль познавательной экскурсии с использованием объектов культурно-исторического наследия в образовательной деятельности // Вопросы культурологии. 2008. № 5. С. 38-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ