Влияние проблемного обучения на познавательную активность обучающихся на уроках безопасности жизнедеятельности (Омский государственный педагогический университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Новоуральская средняя школа», Павлоградского муниципального района Омской области.
Выборка. 14 учащихся 8-го класса (8 девочек и 6 мальчиков).
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название бакзы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Технология проблемного обучения как способ формирования познавательной активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1 Сущность понятия «технология проблемного обучения», методы ее реализации 6
1.2 Развитие познавательной активности обучающихся как педагогическая проблема 14
1.3 Роль технологии проблемного обучения в развитии познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 20
Глава 2 Исследование влияния технологии проблемного обучения на формирование познавательной активности 29
2.1 Этапы проведения педагогического эксперимента 29
2.2 Особенности разработанных уроков основ безопасности жизнедеятельности с использованием проблемной технологии 36
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента 48
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 57
Приложения 65
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Новоуральская средняя школа», Павлоградского муниципального района Омской области.
Выборка. 14 учащихся 8-го класса (8 девочек и 6 мальчиков).
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название бакзы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Технология проблемного обучения как способ формирования познавательной активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1 Сущность понятия «технология проблемного обучения», методы ее реализации 6
1.2 Развитие познавательной активности обучающихся как педагогическая проблема 14
1.3 Роль технологии проблемного обучения в развитии познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 20
Глава 2 Исследование влияния технологии проблемного обучения на формирование познавательной активности 29
2.1 Этапы проведения педагогического эксперимента 29
2.2 Особенности разработанных уроков основ безопасности жизнедеятельности с использованием проблемной технологии 36
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента 48
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 57
Приложения 65
Согласно содержанию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в настоящее время существует проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали бы не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи [70, с. 23]. Такой технологией является проблемное обучение.
Технология проблемного обучения раскрывается через постановку (преподавателем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации, выступающих центральными категориями этой технологии. Цель технологии проблемного обучения – не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его познавательной активности. Средством развития познавательной активности обучающихся, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Использование на уроках основ безопасности жизнедеятельности технологии проблемного обучения обеспечивает творческое усвоение знаний.
Основы технологии проблемного обучения раскрыты в научных трудах Е.Л. Мельниковой [45], С.Н. Мореловой [50], Е.Н. Радуловой [55] и др. Подходы к понятию «познавательная активность» определены в работах Л.И. Божович [8], А.В. Запорожца [19], А.Н. Леонтьева [38], С.В. Лучниковой [39], Д.А. Маловичко [40], С.А. Шацкого [67] и др. Проблема применения технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся в учебном процессе нашла свое отражение в исследованиях прикладного характера – О.Л. Князева [30], В.С. Кузнецов [34], Г.А. Колодницкий [34], Г.Дж. Лекерова [37] и др.
Несмотря на значительное количество работ, которые описывают возможности применения технологии проблемного обучения для развития познавательной активности учащихся, в настоящее время отсутствуют прикладные исследования, определяющие условия развития познавательной активности учащихся в процессе применения технологии проблемного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, что в свою очередь определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – применение технологии проблемного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучить влияние проблемного обучения на познавательную активность обучающихся на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках основ безопасности жизнедеятельности применять технологию проблемного обучения, то у учащихся повысится уровень познавательной активности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу влияния технологии проблемного обучения на развитие познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
2. Раскрыть роль проблемного обучения в развитии познавательной активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать и апробировать на практике уроки по основам безопасности жизнедеятельности с применением технологии проблемного обучения для обучающихся 8 класса.
4. Выявить влияние уроков ОБЖ с применением технологии проблемного обучения на развитие познавательной активности и когнитивные показатели обучающихся.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
3. Тестирование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Новоуральская средняя школа», Павлоградского муниципального района Омской области.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, выводов, списка использованной литературы и источников, приложений.
Технология проблемного обучения раскрывается через постановку (преподавателем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации, выступающих центральными категориями этой технологии. Цель технологии проблемного обучения – не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его познавательной активности. Средством развития познавательной активности обучающихся, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Использование на уроках основ безопасности жизнедеятельности технологии проблемного обучения обеспечивает творческое усвоение знаний.
Основы технологии проблемного обучения раскрыты в научных трудах Е.Л. Мельниковой [45], С.Н. Мореловой [50], Е.Н. Радуловой [55] и др. Подходы к понятию «познавательная активность» определены в работах Л.И. Божович [8], А.В. Запорожца [19], А.Н. Леонтьева [38], С.В. Лучниковой [39], Д.А. Маловичко [40], С.А. Шацкого [67] и др. Проблема применения технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся в учебном процессе нашла свое отражение в исследованиях прикладного характера – О.Л. Князева [30], В.С. Кузнецов [34], Г.А. Колодницкий [34], Г.Дж. Лекерова [37] и др.
Несмотря на значительное количество работ, которые описывают возможности применения технологии проблемного обучения для развития познавательной активности учащихся, в настоящее время отсутствуют прикладные исследования, определяющие условия развития познавательной активности учащихся в процессе применения технологии проблемного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, что в свою очередь определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – применение технологии проблемного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучить влияние проблемного обучения на познавательную активность обучающихся на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках основ безопасности жизнедеятельности применять технологию проблемного обучения, то у учащихся повысится уровень познавательной активности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу влияния технологии проблемного обучения на развитие познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
2. Раскрыть роль проблемного обучения в развитии познавательной активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать и апробировать на практике уроки по основам безопасности жизнедеятельности с применением технологии проблемного обучения для обучающихся 8 класса.
4. Выявить влияние уроков ОБЖ с применением технологии проблемного обучения на развитие познавательной активности и когнитивные показатели обучающихся.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
3. Тестирование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Новоуральская средняя школа», Павлоградского муниципального района Омской области.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, выводов, списка использованной литературы и источников, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное исследование дают возможность сделать вывод, что эффективность процесса формирования познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности зависит от создания соответствующих педагогических условий. Так как эти условия содержат в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к учению, чувство удовлетворения от выполненного задания, преодоление отставания. Основным методом развития познавательной активности обучающихся является использование на уроках основ безопасности жизнедеятельности технологии проблемного обучения.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, чтобы в необходимых случаях при объяснении содержания наиболее сложных понятий систематически создавать проблемные ситуации, сообщать учащимся факторы и организовывать их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развиваются внимание, воля, творческое воображение.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был организован и проведен педагогический эксперимент. Анализ результатов констатирующего этапа опытной работы выявил проблемы в развитии познавательной активности у обучающихся 8-го класса применительно к урокам основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента послужили основанием для разработки и проведения цикла уроков ОБЖ для обучающихся 8-го класса с использованием технологии проблемного обучения. Были проведены уроки ОБЖ по следующим темам «Причины дорожно-транспортных происшествий», «Оказание первой помощи утопающим», «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия», «Пищевые отравления», «Наводнения», «Лесные пожары» и т.д.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у обучающихся 8-го класса значительно повысился уровень развития познавательной активности. Восьмиклассники, по сравнению с констатирующем этапом, активны, инициативны, ищут варианты решения познавательной задачи самостоятельно, не обращаясь за помощью к учителю.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, чтобы в необходимых случаях при объяснении содержания наиболее сложных понятий систематически создавать проблемные ситуации, сообщать учащимся факторы и организовывать их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развиваются внимание, воля, творческое воображение.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был организован и проведен педагогический эксперимент. Анализ результатов констатирующего этапа опытной работы выявил проблемы в развитии познавательной активности у обучающихся 8-го класса применительно к урокам основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента послужили основанием для разработки и проведения цикла уроков ОБЖ для обучающихся 8-го класса с использованием технологии проблемного обучения. Были проведены уроки ОБЖ по следующим темам «Причины дорожно-транспортных происшествий», «Оказание первой помощи утопающим», «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия», «Пищевые отравления», «Наводнения», «Лесные пожары» и т.д.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у обучающихся 8-го класса значительно повысился уровень развития познавательной активности. Восьмиклассники, по сравнению с констатирующем этапом, активны, инициативны, ищут варианты решения познавательной задачи самостоятельно, не обращаясь за помощью к учителю.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



