СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Самостоятельность как социально-значимое качество
личности 6-11
1.2. Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного
возраста 11-16
1.3. Условия формирования самостоятельности у детей дошкольного
возраста 16-18
1.4. Своеобразие детской самостоятельной игры 18-26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Выявление уровня развития самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста в условиях ДОО 27-37
2.2. Реализация работы по развитию самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 37-42
2.3. Анализ и сравнение результатов педагогического эксперимента...42-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52-67
Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого качества у человека - одна из центральных в психолого-педагогической науке.
Акцентирование внимания педагогов и родителей на процессе воспитания у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. А.Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения, а также личностных свойств. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно-образовательной работы в детских садах.
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в преддошкольном возрасте (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Г.Н. Година). Вышеперечисленными психологами и педагогами подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры (А.К. Бондаренко, С.А. Марутян), бытового труда (Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, В.И. Логинова), конструирования (А.И. Давидчук, Ф.В. Изотова, О. А. Сафонова), творческой (Н.А. Ветлугина, Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова) и учебной деятельности (А.П. Усова). Каждый вид детской деятельности оказывает влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Отечественный психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно
ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности как личностного качества у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра в развитии
самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, если педагог:
- систематически привлекает детей к участию в сюжетноролевых играх и выполнению индивидуальных поручений, включающих в себя 3-4 трудовых действия;
- постепенно усложняет и расширяет тематику сюжетноролевых игр;
- привлекает детей к анализу процесса и результата игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность
использования сюжетно-ролевых игр в процессе развития самостоятельности в младшем дошкольном возрасте.
4. Сформулировать выводы по полученным результатам.
Методологической основой исследования являются общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, В.А. Сластёнин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и другие), исследования В.Г. Нечаевой по проблеме развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, разработанные Т.И. Бабаевой, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержание проведенной на формирующем этапе исследования работы по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, может быть использовано педагогами ДОО. В данном исследовании рассмотрены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по развитию самостоятельности, социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью.
Экспериментальная база исследования: МДОУ "Детский сад № 2 "Кояшкай", п. Базарные Матаки, Алькееевского района РТ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Изучив психолого-педагогическую литературу, сравнив взгляды психологов и педагогов на развитие, сущность и значение самостоятельности у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в настоящее время. В своей работе под самостоятельностью мы понимали личностное качество, которое включает в себя желание детей быть активными, инициативными, независимыми в своих действиях. Самостоятельность как личностное качество не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), но без него личность не станет полноценной. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования основ моральных черт личности, в частности самостоятельности как социально значимого качества личности.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, нацеленная на выявление влияния трудовой деятельности детей в природе на развитие самостоятельности в младшем дошкольном возрасте. Полученные нами результаты, свидетельствуют о том, что в у детей доминирует низкий уровень развития самостоятельности. На основе анализа психологопедагогической литературы и полученных эмпирических данных, мы разработали программу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, включающую в себя организацию и проведение трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста в природе. Анализ результатов контрольного этапа, показал, что труд в природе будет являться эффективным средством развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, если педагог соблюдает следующие педагогические условия: систематичное привлечение детей к трудовой деятельности в природе; использование индивидуальных поручений, включающих в себя 3-4 трудовых действия; постепенное усложнение содержания поручений; привлечение детей к анализу, как процесса, так и результата труда. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2015. - 204 с.
2. Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства /Р. Буре// Дошкольное воспитание. -2013.- №4. - С. 17-25.
3. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 1978. - 127с.
4. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для
бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. Общ. Ред. Н.В. Микляевой.- М.: издательство Юрайт,2013. - 510 с.
5. Гуськова, П.Н. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? /П.Н. Гуськова// Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 65-72.
6. Гуськова, П.Н. Что такое самостоятельный ребенок? /П.Н. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 11. - С. 60-65.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В .И. Даль - М.: Просвещение, 2013, т. 11.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
9. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие /под.ред. Н.В. Микляевой. - М.: ФОРУМ, 2012. - 256 с.
10. Ефремов, О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010.-352 с.
11. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2016 - №4, с.51-57.
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М. : Гардакири, 2007. - 528 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. -3-е изд. испр. и доп / С.А. Козлова, Куликова Т.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
14. Кононова И., Подготовка детей к самостоятельной деятельности / И.Кононова, Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 11-14.
15. Коротковских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротковских // Дошкольная педагогика. - 2014. № 6, - С. 21 - 28.
16. Коротовских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротовских // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 21 - 28.
17. Литвинович, О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду /О.В. Литвинович // Дошкольная педагогика. -2015. - № 5.-С.28-
31.
18. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание - 2015-№4. с.23-29
19. Ожегов, С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой. /С.И. Ожегов - М.: Рус. Яз. - 1993. -С. 816.
20. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах /О.В. Пастюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 196 с.
21. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические
аспекты / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михайленко. - М., 1986-145.
22. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. - М., 1986-236.
23. Савченко, В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ / В.И. Савченко // Дошкольная педагогика. -2015. - № 2. - С. 6-11.
24. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред, проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 2-е изд., пер. - М.: Академия, 2011. - 496 с.
25. Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности
игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2014. - №4. - С. 70 - 74
26. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: учеб, пособие /
В.И. Турченко. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 256 с.
27. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1976-327.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. - 2014. № 2. С. 4 - 18.
29. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. - М.,2000.