СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Самостоятельность как социально-значимое качество
личности 6-11
1.2. Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного
возраста 11-16
1.3. Условия формирования самостоятельности у детей дошкольного
возраста 16-18
1.4. Своеобразие детской самостоятельной игры 18-26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Выявление уровня развития самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста в условиях ДОО 27-37
2.2. Реализация работы по развитию самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 37-42
2.3. Анализ и сравнение результатов педагогического эксперимента...42-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52-67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Самостоятельность как социально-значимое качество
личности 6-11
1.2. Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного
возраста 11-16
1.3. Условия формирования самостоятельности у детей дошкольного
возраста 16-18
1.4. Своеобразие детской самостоятельной игры 18-26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Выявление уровня развития самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста в условиях ДОО 27-37
2.2. Реализация работы по развитию самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 37-42
2.3. Анализ и сравнение результатов педагогического эксперимента...42-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52-67
Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого качества у человека - одна из центральных в психолого-педагогической науке.
Акцентирование внимания педагогов и родителей на процессе воспитания у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. А.Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения, а также личностных свойств. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно-образовательной работы в детских садах.
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в преддошкольном возрасте (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Г.Н. Година). Вышеперечисленными психологами и педагогами подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры (А.К. Бондаренко, С.А. Марутян), бытового труда (Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, В.И. Логинова), конструирования (А.И. Давидчук, Ф.В. Изотова, О. А. Сафонова), творческой (Н.А. Ветлугина, Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова) и учебной деятельности (А.П. Усова). Каждый вид детской деятельности оказывает влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Отечественный психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно
ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности как личностного качества у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра в развитии
самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, если педагог:
- систематически привлекает детей к участию в сюжетноролевых играх и выполнению индивидуальных поручений, включающих в себя 3-4 трудовых действия;
- постепенно усложняет и расширяет тематику сюжетноролевых игр;
- привлекает детей к анализу процесса и результата игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность
использования сюжетно-ролевых игр в процессе развития самостоятельности в младшем дошкольном возрасте.
4. Сформулировать выводы по полученным результатам.
Методологической основой исследования являются общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, В.А. Сластёнин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и другие), исследования В.Г. Нечаевой по проблеме развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, разработанные Т.И. Бабаевой, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержание проведенной на формирующем этапе исследования работы по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, может быть использовано педагогами ДОО. В данном исследовании рассмотрены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по развитию самостоятельности, социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью.
Экспериментальная база исследования: МДОУ "Детский сад № 2 "Кояшкай", п. Базарные Матаки, Алькееевского района РТ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Акцентирование внимания педагогов и родителей на процессе воспитания у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. А.Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения, а также личностных свойств. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно-образовательной работы в детских садах.
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в преддошкольном возрасте (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Г.Н. Година). Вышеперечисленными психологами и педагогами подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры (А.К. Бондаренко, С.А. Марутян), бытового труда (Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, В.И. Логинова), конструирования (А.И. Давидчук, Ф.В. Изотова, О. А. Сафонова), творческой (Н.А. Ветлугина, Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова) и учебной деятельности (А.П. Усова). Каждый вид детской деятельности оказывает влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Отечественный психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно
ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности как личностного качества у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра в развитии
самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, если педагог:
- систематически привлекает детей к участию в сюжетноролевых играх и выполнению индивидуальных поручений, включающих в себя 3-4 трудовых действия;
- постепенно усложняет и расширяет тематику сюжетноролевых игр;
- привлекает детей к анализу процесса и результата игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность
использования сюжетно-ролевых игр в процессе развития самостоятельности в младшем дошкольном возрасте.
4. Сформулировать выводы по полученным результатам.
Методологической основой исследования являются общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, В.А. Сластёнин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и другие), исследования В.Г. Нечаевой по проблеме развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, разработанные Т.И. Бабаевой, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержание проведенной на формирующем этапе исследования работы по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, может быть использовано педагогами ДОО. В данном исследовании рассмотрены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по развитию самостоятельности, социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью.
Экспериментальная база исследования: МДОУ "Детский сад № 2 "Кояшкай", п. Базарные Матаки, Алькееевского района РТ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Изучив психолого-педагогическую литературу, сравнив взгляды психологов и педагогов на развитие, сущность и значение самостоятельности у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в настоящее время. В своей работе под самостоятельностью мы понимали личностное качество, которое включает в себя желание детей быть активными, инициативными, независимыми в своих действиях. Самостоятельность как личностное качество не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), но без него личность не станет полноценной. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования основ моральных черт личности, в частности самостоятельности как социально значимого качества личности.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, нацеленная на выявление влияния трудовой деятельности детей в природе на развитие самостоятельности в младшем дошкольном возрасте. Полученные нами результаты, свидетельствуют о том, что в у детей доминирует низкий уровень развития самостоятельности. На основе анализа психологопедагогической литературы и полученных эмпирических данных, мы разработали программу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, включающую в себя организацию и проведение трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста в природе. Анализ результатов контрольного этапа, показал, что труд в природе будет являться эффективным средством развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, если педагог соблюдает следующие педагогические условия: систематичное привлечение детей к трудовой деятельности в природе; использование индивидуальных поручений, включающих в себя 3-4 трудовых действия; постепенное усложнение содержания поручений; привлечение детей к анализу, как процесса, так и результата труда. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, нацеленная на выявление влияния трудовой деятельности детей в природе на развитие самостоятельности в младшем дошкольном возрасте. Полученные нами результаты, свидетельствуют о том, что в у детей доминирует низкий уровень развития самостоятельности. На основе анализа психологопедагогической литературы и полученных эмпирических данных, мы разработали программу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, включающую в себя организацию и проведение трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста в природе. Анализ результатов контрольного этапа, показал, что труд в природе будет являться эффективным средством развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, если педагог соблюдает следующие педагогические условия: систематичное привлечение детей к трудовой деятельности в природе; использование индивидуальных поручений, включающих в себя 3-4 трудовых действия; постепенное усложнение содержания поручений; привлечение детей к анализу, как процесса, так и результата труда. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.



