ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МАРГИНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ОСВЕЩЕНИЯ В ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ 8
1.1 Современная молодежь как социально-демографическая категория 8
1.2 Факторы маргинализации молодежи в современном российском обществе 14
1.3 Молодежь как объект документального кино 20
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ФИЛЬМА «ПОКОЛЕНИЕ» 26
2.1 Идея фильма «Поколение» и драматургическое решение 26
2.2 Подготовительный этап: разработка темы, макет сценария, используемые
выразительные средства документалистики 29
2.3. Съемочный период 33
2.4. Пост-продакшн 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день документалистика является, на наш взгляд, наиболее полным отражением смены культурных циклов и социальных предпочтений, а также отражением серьезных изменений мышления поколения. К тому же при помощи документалистики получается полное раскрытие художественных поисков человека. Потому как она - востребованный летописец современности, который пишет историю при помощи аудиовизуальных средств. Данные средства наиболее понятны и востребованы у сегодняшнего поколения.
За последние 10 лет документалистика получила новый виток развития. На данный момент в этой сфере сосуществует множество различных направлений, успешно развиваются форматы как игрового, так и неигрового кино. К тому же стремительное увеличение количества направлений, положительно влияет на дальнейшее развитие документалистики. Стоит отметить также наличие разнообразия типов героев, тем и, главное, поднимаемых проблем. Одной из самых распространенных становится тема молодости, так как в сферу документального кино вернулся молодой зритель.
Актуальность темы данного исследования определяется, прежде всего, малой изученностью современной документалистики на наличие направлений, типов героев и тем. Нам представляется это важным, так как под воздействием смены социально-экономических реалий сформировались возможности документалистики со своим жанровым разнообразием, стилями и формами.
Степень научной разработанности проблемы. Полноценные исследования в области современной документалистики немногочисленны. Есть диссертации, которые рассматривают отдельно современную телевизионную документалистику, к примеру, Мансковой Е.А., либо же научные работы, которые рассматривают авторское документальное кино - Ильина Е.Ю. Во многих статьях ведущих отечественных практиков документального кино, например, Марины Ражбежкиной, Виталия Манского,Игоря Беляев - рассмотрены отдельные направления современной документальной сферы.
Фундаментально-обобщающий характер представляют труды по теории и истории документального кино, где особую теоретическую значимость имеют исследования C.B. Дробашенко, Г.С. Прожитко, С. А. Муратов а также классики-документалисты: Д. А. Вертов, Э. И. Шуб, Р. Л. Кармен. Их труды посвящены теории документального кино, включая проблемы использования художественных методов, жанрово-стилевых и композиционных приемов построения фильма. Но работ посвященных слиянию направлений современной документалистики не наблюдается.
Мы использовали для своего исследования западных теоретиков, где описываются практические задачи для создания собственного документального фильма, где раскрываются технологии производства документалистики: М. Рабигер, К. Данцигер.
Теоретической базой для исследовательского периода нашего фильма стали работы по социологии И.С.Кона, И.А. Громова, С.Н.Иконниковой, B. Т. Лисовского, В.А. Ручкина, П.И.Бабочкина, Г.С. Энгелиса, К. Манхейма, C. Н. Пономаренко, Э.Эриксона, М.А. Исаевой. Также рассмотреть процессы, которые происходят с молодыми людьми как с социальной группой, нам помогли исследования Н.В. Латовой, Ю.В. Латова, Р. Э. Парка и всей чикагской школы социологии.
Цель исследования - на примере отражения процесса маргинализации молодежи использовать смешение жанрового и форматного разнообразия документалистики.
Для того чтобы достичь поставленной цели перед нами стоит следующие задачи:
1. рассмотреть современную молодежь как социально-демографическая категорию;
2. изучить процесс маргинализации как объект социологического анализа;
3. рассмотреть факторы маргинализации молодежи в современном российском обществе;
4. рассмотреть современную молодежь как объект документального кино;
5. создать собственный проект по выбранной проблематике;
Методологическая база. При написании нашего исследования мы использовали наблюдение и интервью. Также мы использовали общенаучные и специально-научные методы исследования: сравнение, сопоставление, аналогия, синтез и типологизация. Они позволили нам рассмотреть современные документальные фильмы на наличие общих черт и выявить некоторые тенденции документалистики на сегодняшний день.
Научная новизна нашего исследования заключается в следующем. Так как границы между различными форматами размыты и данные изменения несут собой культурную и технологическую мотивацию, наша попытка рассмотрения смешения жанрового и стилевого разнообразия современной документалистики является важной. На примере освещения процесса маргинализации мы не только попытаемся описать некоторые тенденции документального кино, но и используем некоторые имеющиеся направления для того, чтобы создать готовый проект.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении новых возможностей для синтеза разных форматов современного документального кино. А также с точки зрения рассмотрения проблемы смешения игрового и неигрового форматов документального кино. Так как это серьезно влияет на дальнейшее развитие данной сферы.
Работа имеет значение не только для теории журналистики, но и для социологии, поскольку мы затрагиваем проблемы маргинализации российской молодежи, рассматриваем современную российскую молодежь.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования подходов и выводов при создании собственного проекта, для дальнейшей практики при форматировании и программировании документальных проектов. Полученные результаты позволяют использовать методы исследования, выведенные в данной работе для дальнейшего теоретического исследования.
Объектом нашего исследования является жанровое и форматное разнообразие современной документалистики.
А предмет исследования - отражение проблемы маргинализации молодежи средствами документалистики.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении, что в современном документальном кино возможно смешение жанрового и форматного разнообразия при использовании классических и современных подходов.
Эмпирическая база представляет собой два документальных фильма разной направленности, а также формата - полнометражный и короткометражный фильмы. Первый материал - это документальный фильм канадского производства телеканала ВВС под названием «Мир перед ней». Его автором и режиссером является Ниша Пахуджа. Фильм был снят летом 2011 года, перевод фильма на русский язык осуществили в августе 2018 года. Второй материал - это фильм молодых начинающих режиссеров Анны Верещагиной и Ильи Каллиона из города Москвы. Данный фильм «На память» был снят для фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия^ос» 2018 г. и вошел в число победителей этого конкурса. А также документальный фильм «Поколение», снятый автором дипломной работы.
Структура работы состоит из двух глав: теоретической и практической. Теоретическая глава посвящена исследованию проблемы маргинализации, а также исследованию молодежи, как социальной группы и объекта документальной сферы. Каждый отдельный параграф рассматривает один из поднятых вопросов: от определения процесса маргинализации, до объектов современного документального кино.
Вторая глава полностью посвящена созданию собственного документального фильма. Каждый параграф рассматривает важные этапы работы. Первый параграф - это идея фильма, ее проработка. Второй параграф - это работа над сценарием и выразительными средствами документалистики. Третий параграф - это съемочный процесс и вытекающие из него обстоятельства. Четвертый параграф посвящен заключительного этапу - монтажному, а также работе над трейлером данного фильма. Помимо основной части в работе присутствует введение в исследование, заключение для подведения итогов. Для полноты раскрытия исследования присутствуют приложение и список использованной литературы. Приложения включают в себя сценарий, черновой вариант вопросов и тем для героев, а также расшифровку интервью.
Документалистика за последние годы снова становится популярным видом искусства, если 10 лет назад молодые люди предпочитали занимать свой досуг более развлекательными форматами, то сейчас тенденция меняется. Также как и стремительно меняются требования и предпочтения к документальным фильмам. На передний план выходят содержательные требования, затмевая собой требования к съемке и формату. Также в один ряд с традиционным документальным фильмом встает новое течение - «реальное», «действительное», «горизонтальное» кино. Новое течение представляет собой отображение именно бытовой жизни, с прозаической и реальной точки зрения. Такое отображение достигается за счет героев и мелких деталей повседневной жизни, которые зачастую остаются без внимания. Направление стремится к большему проникновению во внутренний мир человека, поэтому мы решили, что наиболее полно раскрыть процесс маргинализации молодежи у нас получится только при использовании некоторых элементов данного направления. Так как значимой проблемой в ходе маргинализации молодежи является утрата социальной идентичности индивидами в молодежной среде. Дело в том, что молодые люди под процессом поиска себя подразумевают отрицание социума, в котором они существуют. Но при этом этап отрицания общественных устоев и правил важен для молодого поколения, так как при помощи него они разрабатывают собственную этику.
При слиянии классического и нового подходов документального кино, можно увидеть, как появляется возможность рассмотреть проблему под новым углом. К примеру, в нашем случае это следующие результаты:
1. Мы взяли не только актуальную проблематику, но сделали попытку показать, как изменился на сегодняшний день герой: он не боится камеры, ведет себя более раскрепощено, сам помогает в выстраивании контакта с автором. Для раскрытия проблемы маргинализации мы выбрали трех героев, которые выросли в разных социумах, единственное, что их связывает - это возраст (21 год) и место жительства на данный момент.
2. Автор проекта уходит на второй план, в нашем фильме он становятся более нейтральным и незаметным. Он не появляется в кадре, он предстает в роли модератора, который лишь предлагает тему для рассуждения.
3. Мы стараемся раскрыть свою тему без драматургической канвы. Только при помощи композиционной структуры и темпоритмической организации материала.
4. Если действительное кино позволяет при съемочном процессе не использовать штативы, дополнительную музыку, а также синхронны, то мы в этом плане стараемся придерживаться традиционного телевизионного формата: использовать различные планы и изменять ракурс съемки. А не просто снимать и наблюдать за тем физическим временем и пространством, в котором находимся.
5. В современной документалистике очень популярен жанр интервью, в нашем случае он выступает в качестве метода наблюдения за героями. Мы стремимся показать своих героев как можно реалистичнее, улавливая каждую паузу в ответе или же жестикуляцию.
6. У нас стоит установка на упрощение экранного языка и ускорение темпоритма, что связано с изменением потребностей зрителя. То есть драматургия, которая у нас отсутствует, компенсируется динамикой и драматичностью самой жизненной истории, при этом раскрывая конфликт внутренний. Визуальный ряд уходит в полное подчинение слову.
7. Серьезную коррекцию в формат документального фильма вносят также интернет и цифровое вещание. Например, платформы для вещания, у них есть свои требования к формату фильмов, под которые нам, как авторам, приходится подстраиваться.
При этом мы отчетливо осознаем, что в документальном кино мы все- таки имеем дело с пониманием реальности автора, которая влияет на объективность раскрытия процесса маргинализации молодежи. Независимо от того, из чего состоит картина - из постановки, из документальной фиксации, - автор в любом случае отбирает материал, что-то вырезает, а что- то наоборот добавляет, составляет свои вопросы для интервью. Поэтому наша попытка раскрытия процесса маргинализации - это малая часть происходящего в действительности.
Подводя некий итог, хочется сказать, что сосуществование разных направлений оказывается достаточно плодотворным, так как сегодня на документальном экране России заметно присутствие самых разнообразных проблематик, а также типов героев. Например, с одной стороны - активно общественных людей, социальных, духовно наполненных, ищущих и находящихся в движении, с другой - явных маргиналов, не вписывающихся в новые жизненные реалии. Они достаточно отличаются от предшествовавшего поколения, которое воспитано по советским канонам. При помощи смещения различных течений документального кино можно добиться раскрытия социальных процессов под новым, еще неизведанным углом. Например, оставить способ раскрытия реальности через героев, но при этом взглянуть на них под новым углом, так как каждому времени присущи свои герои. Через их призму передается дух и атмо-сфера времени, эпохи.
Набирающее популярность документальное кино предстает перед аудиторией некой альтернативой телевизионному контенту. На данный момент в телевизионных программах зрители видят явную пропагандистскую функцию. В документальном же кино наоборот - достоверность и знания об окружающем мире. При помощи использования элементов присущих, как новому формату, так и более классическому, удается поддерживать живой интерес аудитории к документальному кино. Жанровое и стилевое разнообразие современного документального кино открывает для нас новые грани окружающей реальности.
1. Беляев И.К. Спектакль документов: Откровения телевидения. - М.; 2005. - 352 с.
2. Борецкий, Р. А. Осторожно, телевидение! Текст. / Р. А. Борецкий -М.: Из- во ИКАР, 2002. - 260 с.
3. Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы. Текст. М.: Искусство, 1966.- 320 с.
4. Джулай, Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный
кинодокументализм опыты социального творчества Текст. / Л. Н. Джулай, НИИ киноискусства. - 2-е изд., доп и перераб. - М.: Материк, 2005. - 240 с.
5. Дробашенко, С. В. Пространство экранного документа Текст. / С. В. Дробашенко. М.: Искусство, 1986. - 320 с.
6. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения Текст. / М. Н. Ким. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 320 с.
7. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. - 165 с.
8. Манхейм К. Идеология и утопия//Диагноз нашего времени. М.:Юрист,1994. - 693 с.
9. Муратов, С. А. Пристрастная камера: учебное пособие для студентов вузов Текст. / С. А. Муратов. — 2-е изд., испр и доп. М.: Аспект Пресс, 2004.-187 с.
10. Прожико, Г. С. Концепция реальности в экранном документе Текст. / ВГИК им. С.А.Герасимова. М.: ВГИК, 2004. - 454 с.
11. Саппак, В. С. Телевидение и мы: Четыре беседы Текст. / В. С. Саппак. М.: Аспект Пресс, 2007. - 168 с.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 267 с.
13. Dancyger, К. The Technique of Film and Video Editing. History, Theory, Practice: Fourth Edition Text. / Elsevier Inc. Burlington, Oxford: Focal Press, Elsevier, 2007. - 460 с.
14. Rabiger Michael Directing the documentary. - Focal Press, 1987. - 316 с.
15. Williams, R. Television. Technology and Cultural Form Text. / R. Williams. Edeted by E. Williams, preface by R. Silverstone. - London, New-York: Taylor & Francis e-Library, 2004. - 173 с.
Статьи из журналов и сборников:
1. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества // Методологические проблемы исследования молодежи / сост. П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин. М., 1998. - 91с.
2. Громов, И. А., Иконникова, С. Н., Лисовский, В. Т. Молодежь в обществе // Человек и общество: Социальные проблемы молодежи. - Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. - 88 с.
3. Ентелис Г.С. Возраст и возрастные пределы категории «молодежь» // Методологические проблемы исследования молодежи: Материалы к дискуссии / НИЦ при Ин-те молодежи. М., 1998. - 46 с.
4. Исаева М.А. Предпосылки и источники молодёжного экстремизма // Власть. 2007. № 12. - 43 с.
5. Кривенко, Б. В. О знаковой природе документального кино Текст. / Б.В. Кривенко // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1995. - №5. - 22 с.
6. Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социологические исследования. 2007. №11. - 79 с.
7. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // CREDO NEW: Теоретический журнал. 2002. № 1. - 257 с.
8. Пономаренко С.Н. Прогнозы возрастной структуры населения и численности молодежи в России / Вестник Вятского государственного ун-та. - Изд-во Вятск. ун-та, 2012. - 40 с.
9. Ручкин В.А. Что такое «российская молодежь»? // Методологические проблемы, исследования молодежи: Материалы к дискуссии / НИЦ при Инте молодежи. - М., 1998. - 27 с.
1. Ильина Е.Ю. Тема провинции в современной кино- и теледокументалистике : автореф. дис. . . .канд.филол. наук : 10.01.10 / Е.Ю.Ильина ; СПБГУ. - Санкт-Петербург, 2015. - 45 с.
2. Манскова Е. А. Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Е. А. Манскова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : [б. и.], 2011. - 23 с.
Электронные ресурсы
1. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]/ Большой Энциклопедический словарь URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/49430 (дата обращения: 10.04.2019);
2. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи
[Электронный ресурс] / Исследование Сбребанка URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml (дата обращения: 23.04.2019) ;
3. В. Манский «Будем говорить то, что думаем» [Электронный ресурс]/ Манский URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/11/23/78684-vitaliy- manskiy (дата обращения: 23.03.2019)
4. Портал фестиваля действительного кино «КинотеатрЛос.» [Электронный ресурс]/ Портал фестиваля URL: http://www.kinoteatrdoc.ru (дата обращения: 04.02.2019)
5. Разбежкина М. «Всепобеждающая жажда жизни» [Электронный ресурс]/Разбежкина М. URL: http://magazines.russ.ru/october/2008/2/ra11.html (дата обращения: 28.10.2018);
6. Словарь терминов URL: https://www.rsu.edu.ru [Электронный ресурс] / Словарь терминов (дата обращения: 22.03.2019);
7. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь URL: http://med.niv.ru (дата обращения:
20.04.2019)