Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки (19.00.13 )

Работа №4229

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы152стр.
Год сдачи1999
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И 14
ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
§1. Состояние проблемы исследования и анализ профессиональных требований к сотруднику налоговой полиции как
субъекту эффективного межличностного общения
§2. Особенности и содержание деятельности и межличностного общения сотрудника налоговой полиции
§3. Психолого-акмеологические факторы эффективности 43
общения сотрудника налоговой полиции.
Глава 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО 62 МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ §1. Критерии и показатели развития навыков эффективного 62 межличностного общения офицеров налоговой полиции §2. Типичные трудности в межличностном общении офицера налоговой полиции
§3. Технологии развития навыков эффективного общения в 93 процессе профессиональной подготовки офицеров ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
ЛИТЕРАТУРА 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 142
2



Актуальность проблемы исследования
Развитие и эффективное использование человеческих ресурсов, повышение компетентности и профессионализма - одно из основных условий решения сложных и ответственных задач, стоящих перед офицерским составом налоговой полиции. В условиях активных социально- экономических преобразований особенно важным является формирование социально развитой, зрелой в гражданском, профессиональном и нравственном отношении личности. Необходимым средством и условием, обеспечивающим достижение этой цели, является общение между людьми.
Как отмечал Б.Ф.Ломов, общение выступает важнейшим компонентом данного процесса, как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта, ее результат - это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношение с другим человеком, с другими людьми.
Значимость общения в профессиональной деятельности офицера налоговой полиции обусловливается следующими обстоятельствами:
• в межличностном общении осуществляется всесторонний обмен опытом, результатами профессиональной деятельности;
• в общении формируется общность настроений, взглядов, достигается взаимопонимание, вырабатываются привычки и традиции;
• в непосредственном общении постигаются мотивы действий, установки, появляется возможность прогнозирования действий, отношений сторон в будущем;
• общение также дает возможность влиять в известной степени на мотивы, цели, ценности другого человека.
Тем не менее, проведенный нами опрос показал, что 56,6% работников налоговой полиции испытывают трудности в общении, 42,5% хотели

бы получить знания, как улучшить свои взаимоотношения с окружающими, в том числе и в профессиональной деятельности, а 38,2% отметили, что решать эту проблему необходимо еще в ходе профессиональной подготовки специалиста1.
В этой связи особую важность приобретает внедрение целостной системы обучения общению офицеров налоговой полиции как в процессе их профессиональной подготовки, так и в ходе непосредственной профессиональной деятельности. В этом процессе большую роль способны сыграть методы, ориентированные на личностный подход к образованию офицерских кадров, индивидуальные технологии обучения офицеров навыкам продуктивного общения.
Состояние разработанности проблемы исследования. Категория общения была и остается предметом специального анализа в философии (Л.П. Буева, И.И. Барсуков, Ф.И. Макаров, Б.Д. Парыгин, Ю.М. Смолен¬цев, Ф. М. Соковин и др.), социологии (Г.В. Булацкий, М.С. Коган, И.С. Кон, Ю.Д. Прилюк, Н.В. Теслюк и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Д. Глоточкин, А.И. Гончаров,
B. В. Девятко, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Ильин, С. JI. Кандыбович, А.Г. Кова¬лев, В.А. Кольцова, Е.С. Кузьмин. А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Ю.Панасюк, А.В. Петровский, Л.А.Петровская, И.В. Страхов, Э.П. Ут- лик, Л.М. Фридман. Н.Ф. Феденко. А.Ф. Шикун, И.М. Юсупов и др.) педа-гогике (А.В. Барабанщиков, А.Н. Капустин, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик,
C. С. Муцинов, В.Н. Мушкатов, А.И. Щербаков и др.), психолингвистике (А.П. Василевич, А.А. Леонтьев, P.M. Фрумкина и др.), психотерапии (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович), а также в биологии, медицине, этно¬графии и др.
По данным опроса 170 специалистов налоговой полиции, 1998г.

Вместе с тем, проведенный анализ указывает на отсутствие единой точки зрения на явления, определяющие сущность феномена общения, его специфики в деятельности профессионала налоговой полиции. Это относится к обоснованию критериев и показателей эффективности общения, классификации трудностей общения, изучению его особенностей для конкретной профессиональной группы - офицеры налоговой полиции -, к раз-работке конкретных технологий формирования навыков эффективного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки.
Отмеченное выше обусловило выбор темы исследования и определило его конкретное содержание.
Цель исследования состоит в выявлении психолого-акмеологических факторов эффективного межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки и разработке конкретных технологий его оптимизации.
Объект исследования - межличностное общение офицеров налоговой полиции.
Предмет исследования - пути оптимизации межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки.
Гипотезы исследования
Эффективная профессиональная деятельность офицера налоговой полиции предполагает в качестве основного условия владение навыками продуктивного межличностного общения и взаимодействия, специфика которого проявляется в непосредственно-личностном и интенсивном характере взаимодействия с людьми в процессе выполнения служебных задач, что с необходимостью должно учитываться в ходе профессиональной подготовки.

Оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности.
Эффективным средством повышения успешности межличностного общения выступает анализ типичных трудностей, возникающих в ходе реализации основных профессиональных функций налогового полицейского, требующих общения и взаимодействия с другими людьми, его социальным окружением, а также специально организованный психолого- акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на позитивные изменения дифференцированное™ межличностного восприятия, повышение адекватности в использовании средств межличностной коммуникации и степени взаимопонимания в ситуации общения.
В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:
1. Проследить генезис проблемы исследования, изучить сущность меж-личностного общения офицеров налоговой полиции.
2. Исследовать психолого-акмеологическое содержание и факторы, обеспечивающие эффективное межличностное общение офицеров налоговой полиции.
3. Обосновать пути наиболее продуктивного развития межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их подготовки к конкретной профессиональной деятельности.
4. С учетом выявленных содержательных характеристик и факторов раз-работать конкретные научно-практические рекомендации по оптимизации межличностного общения офицера в процессе его профессиональной подготовки.

Методологическую основу исследования составили научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова- Славская, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); психологические теории развития личности в процессе общения (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.); положения отечественной психологии и педагогики о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентаций в процессе общения (И.С.Кон, Д.Н.Узнадзе и др.).
Теоретическую основу составили: психолого-акмеологическая концепция: целостного развития личности, как субъекта профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина), положения о системообразующем характере общения в процессе развития личности, взаимосвязи общения и отношения (Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн). Диссертация выполнена в русле психолого- акмеологических исследований (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, П.А.Корчемный, ИВ.Кузьмина, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, А.Ю.Панасюк, Ю.В.Синягин, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова и др. ) и исследований, посвященных проблеме межличностного общения (Г.М.Андреева, А.В.Барабанщиков, А.Д.Глоточкин, А.И.Гончаров, В.В .Девятко, М.И.Дьяченко, Н.Ф.Ильин, А.Н.Капустин, А.Г.Ковалев, В.А.Кольцова, Т.Е.Конникова, Е.С.Кузьмин, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик, С.С.Муцинов, В.Н.Мушкатов, А.В.Петровский, Л.А.Петровская, И.В.Страхов, Л.М.Фридман, Н.Ф.Феденко, А.Ф.Шикун, И.М.Юсупов и ДР-)-
В исследовании был использован комплекс научных методов.

Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, включенное наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование, самоотчета и формирующая работа, реализуемая средствами психолого-акмеологического тренинга целевой направленности, психологического практикума, контент-анализ, метод экспертных оценок, качественный анализ. При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ с применением статистических пакетов «Excel», «Statistica for Windows 95».
Эмпирическая база и этапы исследования: основная работа над вышеуказанной темой охватывает пятилетний период. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. В ис-следовании приняли участие: офицеры налоговой полиции (128 чел.), студенты вузов (106 чел.), их преподаватели (36 чел.), а также сотрудники налоговой полиции и люди, с которыми работают офицеры.
Общая численность охваченных эмпирическим исследованием составила более 370 человек.
На первом этапе исследования (1995-1996гг.) была изучена философская, социально-психологическая, акмеологическая литература по проблеме исследования, разработана теоретико-методологическая основа реализации психолого-акмеологического подхода в решении поставленных задач.
На втором этапе (1996—1997) продолжалось изучение литературы; разработаны и апробированы формы и методы констатирующей стадии эксперимента, исследованы особенности межличностного взаимодействия и трудности общения в изучаемой группе. Результатом этого этапа стали конкретизация задач и гипотез исследования, разработка программы формирующего эксперимента и методики исследовательской работы.

На третьем этапе исследования (1997-1998) осуществлялась раз¬работка и экспериментальная апробация программы формирующего эксперимента и методик исследовательской работы, проводился анализ и обобщение полученного научного материала.
На четвертом этапе (1998- 1999) проведено обобщение полученных данных и результатов, определение перспектив дальнейшего исследования проблемы, разработка практических рекомендаций. Результатом этой работы стала публикация статей по изучаемой проблеме.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
В результате анализа генезиса проблемы, теоретико¬методологических основ и современных подходов уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции. С позиций специфики профессиональной деятельности определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности, что позволило классифицировать их для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.
В ходе проведенного анализа выявлены две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющие на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающиеся по их причинной обусловленности. Первичные трудности в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. К ним относятся - робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мни-тельность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность. Вторичные трудности в большей степени носят психогенный и социогенный характер.
Показано, что ко вторичным трудностям относятся неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении (коммуникативные, смысловые, лингвистические). Причинами этих трудностей выступают просчеты воспитания (грубость, невоспитанность), социальные ситуации общения (сверхинтенсивность профессионального общения, социальная изоляция), неудачный опыт эмоциональных и социальных контактов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило получить новые данные об оптимизации общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки. Так, в результате анализа генезиса проблемы уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции, определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности и осуществлена их классификация для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.
Исследование позволило выявить две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющих на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающихся по причинной обусловленности. Первичные трудности (робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность) в большей степени определяются биологическими и пси-хофизиологическими свойствами человека. Вторичные трудности (неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении - коммуникативные, смысловые, лингвистические) в большей степени носят психогенный и социогенный характер.
Проведенное исследование позволило доказать, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение), жестикуляция.
Показано, что оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности, таких как психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.
Показано, что эффективным средством развития навыков межличностного общения может выступать методика тренинга, основанная на моделировании процесса разрешения трудностей в межличностном общении офицера налоговой полиции, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы через развитие у личности компетентности в общении.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.-311 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. - М.: Наука, 1977.-224 с.
4. Аминов Н. А. Модель управления образованием и стили преподавания. //Вопросы психологии. - 1994. - № 2 - С. 37-49.
5. Аналитическая записка "О состояниях и перспективах развития кадро¬вой ситуации в федеральных органах государственной власти" (стати-стический анализ). - М.: РАГС, 1995.- С.3-34.
6. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диаг-ностика. //Вопросы психологии, 1968. -№ 6 - С. 21-33.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун¬та, 1968.-339 с.
9. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах. - М.: Педа-гогика, 1982. - 279 с.
10. Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования соци¬альной перцепции. //Вопросы психологии.- 1977.- №2.
11 .Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцеп-тивных процессов и особенности его содержания. //Межличностное восприятие в группе. - М.-1981.- С.34-67.
12. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном вос-приятии. //Вопросы психологии. -1979. -№6.
13. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения //Общение и деятельность. - Прага, 1981.-С.З-89.

14. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:МГУ, 1980.- 144с.
15. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1985.- 267с.
16. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. - М.: Экономика, 1991. - 310 с.
17. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеоло- гии. - М.: РАГС, 1995. - 272 с.
18. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях //Психологический журнал.- 1994.- № 3.- С.99-105.
19. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977.-263 с.
20. Арутюнян М.Ю. , Петровская Л.А. Обратная связь в системе воспри¬ятия человека человеком //Психология межличностного познания. - М., 1981.
21. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономер¬ные основы и основные методы. - М.: Высшая школа, 1988. - 150 с.
22. Асеев В. Г- Мотивация поведения личности. - М.: Мысль, 1976. - 162с.
23. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
24. Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1984.
25. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977.-386 с.
26. Балаховский А.Л. Военно-педагогическое творчество как объект фило¬софского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис... докт. философ, наук.: ВПА, 1989. - 379 с.
27. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно¬педагогического процесса. - М.: ВПА, 1967. - 209 с.

28. Барабанщиков А.В., Конюхов Н.И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. - М.: ВПА, 1982.-72 с.
ф 29.Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотноше¬
ний. //Учен, записки Ленингр. ун-та. - Вып. 7. - Л., 1980.
30. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М.: РАО, 1993. - 40 с.
31. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995.
32. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978. - 297 с.
33. Бобров В.А. Психологические исследования проблемы профессионали¬зации личности. - М., 1991. - 162 с.
34. Богомолова Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора * //Проблемы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -
#
Краснодар, 1978.
35. Богомолова Н.Н. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации. //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.
36. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань: Ряз. высш. школа МВД, 1994. - 90 с.
37. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993.-31 с.
38. Бодалев АЛ. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
39. Бодалев А.А. Изучение зрелого человека - важная задача ак- меологической науки. //Труды НИИВО. - М.- 1993, С.5-11.
40. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983.
41. Бодалев А.А. О предмете акмеологии //Психологический журнал.-
1993. -№5.- С. 34-42.
122

42. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям. //Общение как предмет теоре¬тических и прикладных исследований. -Тезисы Всесоюзного симпозиу¬ма. - Л.:ЛГУ, 1973.
43. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: Служба доверия, 1994. - 316 с.
44. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формирова¬нии личности. //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука, 1981, С. 159-177.
45. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала //Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1975, С. 142-161.
46. Братусь Б.С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте. //Вестник МГУ, Серия 14: Психология, 1989.- № 2.
47. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: Знание, 1985.- 64с.
48. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.:Наука, 1994.
49. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994.- 109 с.
50. Брушлинский А. В. Проблемы психологии развития. - М.- 1994.
51. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Наука, 1978.
52. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологиче¬ской диагностике. - Санкт-Петербург, 1999.
53. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная амери¬канская психология развития. - М.: МГУ, 1986. - 127 с.
54. Введение в профессию: Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. - М., 1992. - 76 с.
55. Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их фор¬мирования. - М.: ВПА, 1971.-271 с.

56. Витцлак Г. Основы психодиагностики. //Психодиагностика: теория и практика. Сборник статей. - М.: Прогресс, 1986, С. 4-10.
57. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - Л.: Лениздат,
1980.
58. Волков А. Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками: Учебное пособие. - М.: МО СССР, 1975. - 189 с.
59. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность и пути формирования. - Ростов-на-Дону, 1995. - 189 с.
60. Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовер¬шенствования офицеров. - М., 1994. - 53 с.
61. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1957. - 517 с.
62. Гаврилова Т. П. К вопросу об эмоциональной социальной децентрации. //Личность в системе коллективных отношений. - М., 1980.
63. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ, 1984.-175с.
64. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
65. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и отноше¬ния к другим. //Вестник Моск. ун-та . - Сер. 14: Психология. - 1985. - №4.
66. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Тренинги по психологической саморегуля¬ции и формированию профессионально важных качеств. - М.: ГКТР, 1988. - 61 с.
67. Государственная служба в России (опыт организации и кадрового обес¬печения). - Нижний Новгород, 1994. - 212 с.
68. Государственная служба: организация, кадры, управление. Вып. вто¬рой. - М.: РАГС, 1995. - 232 с.
69. Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело, 1993. - 208 с.

70. Грибанов В.П. Отношения личности как психологическая проблема. //Психологические аспекты социальных отношений личности. - Рязань,
1981.
71. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. - М., 1994. - 152 с.
72. Гусева А.С. Гуманитарные технологии в системе развития профессио¬нализма госслужащих //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: РАГС, 1996.- С. 86-118.
73. Гусева А.С., Козлов В.В. Прикладные психотехнологии в профессио¬нальной деятельности. - М.:РАГС, 1993. - 201 с.
74. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:РАО, 1986. - 214с.
75. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. //Вопросы философии.-1981,- №12.
76. Давыдов Г.А. Социально-психологические условия повышения эффек¬тивности обучения в военном вузе. - М.: ВПА, 1977. - 162 с.
77. Данилин К.Е. Аутосоциометрическая методика. //Социально - психоло¬гический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психоло¬гии. - М., 1981.
78. Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в группе: Ав- тореф. дисс...канд. психол. наук. - М., 1984.
79. Деркач А.А. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отноше¬ний личности. - М.: РАУ, 1993. - 137 с.
80. Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: дисс.... докт. психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1981. - 386 с.
81. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.:РАУ, 1993. - 31 с.

82. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психо¬логически и профессионально зрелости личности. - М., 1995. - 187 с.
83. Деркач А.А., Старовойтенко Е.В., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности (акмеологи- Зеский аспект). - М., 1993. -2)А с.
84. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективной профессиональной деятельности кадров госслужбы. //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: РАГС, 1996. - С. 20-39.
85. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессиональ¬ного мастерства руководящих кадров: социально-психологический тре¬нинг и прикладные психотехнологии. - М.: Луч, 1993. - 71 с.
86. Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности. //Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
87. Дробижева Л.М. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности. //Социологические исследования.- 1982.- №4.
88. Дударев В. В. Психологические условия эффективного овладения офи¬церами управленческой деятельностью: Дис.... канд. психол. наук. - М.: ГАВС, 1992. - 204 с.
89. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Осо¬бенности деятельности студентов и преподавателей вуза. - Минск: Изд- во БГУ, 1978. - 159 с.
90. Емельянов Ю. М. Активные методы социально-психологического обу¬чения. - Л. .-Наука, 1987. - 144 с.
91. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. - Л.: ЛГУ, 1985.
92. Железняк Л. Ф. Психология личности курсанта (слушателя).- В кн. "Психология и педагогика высшей военной школы". //Под ред. А. В. Ба¬рабанщикова. - М.: Воениздат, 1989. - С. 117 - 153.

93. Жуков Ю.М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в группе. // Межличностное восприятие в группе.-М.,1984.
94. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблема диагностики социально¬перцептивной компетентности в педагогическом общении. //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.- М.,1983.
95. Журавлев A. JI. Социально-психологические проблемы управления.- В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983. - С.46-
57.
96.3абродин Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике. - М.: Наука,
1994. - 116 с.
97.3азыкин В.Г. Психолого-акмеологические исследования: основные по-нятия и категории.-Основы общей и прикладной акмеологии.// Под ред. А.А.Деркача. - М.: РАГС и Воен.акад. им.Дзержинского, 1995. - С.69-
85.
98.3азыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессио-нализма. - М.: НИИВО, 1993. - 47 с.
99.3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М.: МГУ,
1982.
100. Зимняя И.А. Психологические аспекты организации устного пропа-гандистского общения и формирование социалистической личности. //Прикладные проблемы социальной психологии.-М.,1983.
101. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психоло¬гии . -М., 1983.
102. Капустин В.Б. Профессиональная компетентность советских офи-церских кадров. - М., 1992. - 59 с.
103. Кидрон А. Умение общаться как фактор взаимодейст- вия.//Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом вос- питании.-Таллинн., 1979.

104. Кирчанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1990.
105. КлимовЕ.А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996.
- 400 с.
106. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань: Изд-во Казан, ун-та,
1969. - 278 с.
107. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное посо¬бие. - М.: МГУ, 1995. - 224 с.
108. Ковалев А. Г. Психология личности. - М.: Мысль, 1973. - 198 с.
109. Кокурина И.Г. Социально-психологические аспекты мотивации тру-довой деятельности: Автореф. дис. ...канд.психол.наук.-М.,1985.
110. Кокурина И.Г. Социометрический тест. //Социально¬психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии.-М., 1981.
111. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности).-Минск,1976.
112. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М., 1974.
113. Кон И.С. Социология личности.-М., 1967.
114. Конюхов Н. И. Психологические проблемы биографического иссле-дования курсантов: дис.... канд. психол. наук. - М.:ВПА, 1982. - 244 с.
115. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. - М., 1996. - 378 с.
116. Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском. // Вопросы психологии. - 1976.-№5.
117. Костинская А.Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений. //Вопр.психологии.-1984.-№1.
118. Краткий психологический словарь. //Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985.

119. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах.- Ки¬ев. ,1982
120. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических осо-бенностей личности на динамику профессионального самоопределения. // Вопросы психологии. - 1985. - N 1. - С. 86-93.
121. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: ЛГУ, 1980.- 149 с.
122. Кузьмина Н. В. Проблема отбора и профессиональной подготовки специалистов в Вузах. - Л., 1970. - 143 с.
123. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. - М.: АПН, 1990.-149 с.
124. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической дея-тельности. - СПб.: НИЦРТМ, 1993. - 52 с.
125. Кукосян О.Г. Профессиональные особенности познания людьми друг друга. //Научные сообщения советских психологов к XXI Между-народному психологическому конгрессу. -М., 1980.
126. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя.- Л.,1972.
127. Кучинский Г.М. Психология внутреннего общения. - Минск, 1988.
128. Кэмпбелл Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность.//Психологические механизмы регуляции социально¬го поведения .-М., 1979.
129. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально - перцептивный подход).- Ростов-на-Дону ,1986.
130. Лаптев Л. Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. - М.: РВСН, 1994. - 242 с.
131. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
132. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту., 1973.

133. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1977. - 303 с.
134. Ломов Б. Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода. //Психологический журнал. - 1987. - № 1. -С. 12-19.
135. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло¬гии. - М.: Наука, 1984. - 448 с.
136. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопросы психоло-гии, 1975.-№2. -С. 31-45.
137. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.
138. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. //Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
139. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях об-щения. //Психологический журнал.-1980.-Т. 1 .-№5.
140. Лутошкин А.Н. Методика исследования эмоциональных коммуника-ций в группе. //Сборник научных трудов.Вып.39.-Ярославль,1975.
141. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и уча-щихся.-М., 1980.
142. Максимов С.В. Методика Т.Лири в исследовании представлений че-ловека о себе и о других.// Методы исследования межличностного вос- питания.-М.1984.
143. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
144. Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности). - М., 1982. - 291с.
145. Межличностное восприятие в группе. /Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова.-М., 1981.

146. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. -М.: Просвещение, 1985.-319 с.
147. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - Москва-Воронеж, 1996. - 445 с.
148. Мерлин В. С. Очерк интеллектуального исследования индивидуаль-ности. - М., 1986. - 182 с.
149. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии. //Под ред. Андреевой,В.С.Агеева.-М.,1984.
150. Мика С. Социальная психология. Варшава, 1985.
151. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров (Монография). - М.: РАГС, В А им. Ф.
Э. Дзержинского, 1995. - 260 с.
152. Михайловский В. Г. Организационно-педагогические основы про-фессионального становления офицерских кадров: дис.... докт. пед. наук. -М.: РАГС, 1995.-360 с.
153. Михайловский В. Г. Основы управленческой подготовки курсантов высших военных командно-инженерных училищ. //Научно- методические материалы Серпуховского ВВКИУ. - Серпухов: РВСН,
1995. -С. 62-68.
154. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. - Новосибирск, 1989. - 213 с.
155. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Москва-Воронеж, 1995. - 312 с.
156. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к дейст-виям. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 257 с.
157. Немов Р.С. Методика комплексной многофакторной оценки соци-ально-психологического климата коллектива.//Актуальные проблемы формирования и воспитания активности.-Рига,1979.

158. Немов Р.С. Стратометрическая концепция и проблемы групповой эффективности. //Психологическая теория коллектива.-М.,1979.
159. Немов Р.С. Психология образования. - М., 1994.
160. Никонов В.А. и др. Государственная служба Российской Федерации: становление, кадровое обеспечение. -М.: РАУ, 1994. - 34 с.
161. Новиков М.А., Лосев А.А., Макаров Ю.А., Быстрицкая А.Ф. Психо-физические корреляты совместимости и сплоченности малой группы. //XV совещание постоянно действующей рабочей группы по космиче¬ской биологии и медицине по программе "Интеркосмос": Тезисы,- Бухарест,1982.
162. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супру- гами.//Семья и формирование личности.-М.,1981.
163. Нойман Р. Особенности межличностного восприятия в международ-ных трудовых коллективах: Автореф. Дис. ...канд.психол.наук.-М.,1985
164. Ньюком Т. Исследование согласия. //Социология сегодня: Проблемы м перспективы.-М.1965.
165. Обозов Н.Н. Общение в малых группах. //Социальная психология.- Л.-1979.
166. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.-Л., 1979.
167. Общая психодиагностика.//Под ред. Бодалева А.А. и Столина В.В. - М.: МГУ, 1987.-347 с.
168. Общение и деятельность. //Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека.- Прага,1981.
169. Оконешникова А.П. Стереотипы представления о людях другой эт-нической группы. //Личность в системе общественных отношений: Со-циально-психологические проблемы в условиях развитого социалисти-ческого общества.-М.1983.
170. Ори Ю.А. О социометрических тестах выбора и перцепции. //Советская педагогика и школа. -Вып.2.-Тарту.-1970.

171. Основы социально-психологической теории. //Под ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. - М.: МПА, 1995. - 420 с.
172. Основы общей и прикладной акмеологии. //Под ред. А.А.Деркача. - М.: РАГС и ВА им.Дзержинского, 1995. - 387 с.
173. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.-112с.
174. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей. //Вопросы психологии .-1974.-№2.
175. Панферов В.Н.,Чугунова Э.С. Групповая оценка личности. //Методы социальной психологии.-Л.1977.
176. Папкин А.И. Психологические исследования проявлений эмоцио-нальной идентификации личности в коллективе: Автореф.дис. ... канд. психол. наук.-М.,1975.
177. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.
178. Пашукова Т.И. Экспериментальная методика исследования способ-ности к децентрации. //Методы исследования межличностного воспита- ния.-М.,1984.
179. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Ис-следование форм репрезентации в обыденном сознании.- М., 1983.
180. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
181. Петровская Л.А. Обратная связь как феномен социально - перцеп-тивных процессов в группе. //Межличностное восприятие в группе.- М.,1981.
182. Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации социально - перцептивных процессов в груп- пе.//Межличностное восприятие в группе.-М.,1981.
183. Петровская Л.А., Соловьева О.В., Обратная связь в межличностном общении. // Вести.Моск.ун-та.-Сер.14.-Психология.-1982.-№3.

184. Петровский А.В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности. //Вопр.психологии.-1975.-№2.
185. Петровский А.В. К проблеме диагностики уровня развития межлич-ностных отношений. //Экспериментальные методы исследования лич¬ности в коллективе.-Даугавпилс,1985.
186. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической кон-цепции групповой активности. //Вопр.психологии.-1973.-№8.
187. Петровский В.А. Личность в психологии.-М.- Ростов-на-Дону: изд- во Феникс.-1996.-512с.
188. Платонов И. К. Структура и развитие личности. - М., 1986. - 167 с.
189. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. - М.: Медицина, 1979. - 218 с.
190. Платонов К.К. Метод обобщения независимых характеристик в со-циальной психологии. //Методология и методы социальной психоло¬гии.-М., 1977.
191. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. //Проблема общения в психологии.- М.1981.
192. Похилько В.И., Федотов Е.О. Техника репертуарных решеток в экс-периментальной психологии личности. //Вопр.психологии.-1984.-№3.
193. Прикладные проблемы социальной психологии. //Под ред. Е.В.Шороховой. - М.: Наука, 1983. - 296 с.
194. Проблема общения в психологии . Под ред.Б.Ф.Ломова.-М., 1981.
195. Проблема речевого воздействия на аудиторию в зарубежной соци-ально-психологической литературе. //Под ред. Б.М.Фирсова, Ю. А. Асеева.-Л.-1973.
196. Психологические механизмы регуляции социального поведения. //Отв. ред. БобневаМ.И., Е.В.Шорохова. -М.: Наука, 1979. -335 с.
134

197. Психология формирования и развития личности. //Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука, 1981. - 263 с.
198. Психология и педагогика управленческой деятельности командира ф- (военного инженера). Часть 1: Психологические проблемы управленче¬ской деятельности. //Под ред. В.В. Кирилина, Л. Н. Уварова. - М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. - 230с.
199. Родыгина Л.Н. Методика выявления эмоционального состояния как фактора принятия роли в ролевой игре. //Методы исследования меж-личностного воспитания.-М.,1984.
200. Рубинштейн С. Л. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969. - 179 с.
201. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 3-е изд. - М.: Педаго-гика, 1989. - 432 с.
202. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: АН СССР, 1959.- 194 с.
%
203. Рубцов В.В., Гузман Р.Я. психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения за¬дач. //Вопр.психологии.-1983.-№5.
204. Руус В. Значение престижности коммуникатора для эффективности речевого воздействия. //Смысловое воспитание речевого сообщения.- М.,1976.
205. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения, ориентации на самооценку и оценку другими людьми.-М.,1972.
206. Саркисян Ш.В. особенности познания людьми друг друга в условиях совместной деятельности (на материале производственных коллективов промышленного предприятия): Автореф. Дис. ... канд.психол.наук.-
* М.,1980.
135

207. Семенова З.Ф. Влияние роли и статуса на процессы социальной пер-цепции и восприятия информации. //Экспериментальная и прикладная психологая.Вып.4.-Л., 1971.
208. Синягин Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. - М.: РАГС, 1995.- 111 с.
209. Соковник В.М. О природе человеческого общения: (Опыт философ-ского анализа).-Фрунзе.,1974.
210. Соловьева О.В. Методика изучения межличностной обратной связи. //Методы исследования межличностного восприятия.-М.,1984.
211. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.
212. Соловьева О.В. Специфика обратной связи в межличностном обще¬нии (в процессе становления временных юношеских коллективов): Ав- тореф.дис. ...канд.психол.наук.-М., 1985.
213. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексив¬ной компетентности кадров управления. - М.: РАГС, 1996. - 81 с.
214. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-иновационный процесс: модель и метод изучения. //Психология творчества: общая, диференци- альная, прикладная. - С. 54-91.
215. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отноше-ния. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
216. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психоло-гов. - Л.: ЛГУ,1972.-429с.
217. Указ Президента Российской Федерации от 3.06.1993 г. "О перво-очередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации".
218. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. "О госу-дарственных должностях Российской Федерации".

219. Указ Президента российской Федерации от 20.10.1993 г. "Об основ-ных началах организации государственной власти в субъектах Рос¬сийской Федерации".
220. Федеральный Закон "Об основах государственной службы Россий¬ской Федерации". Принят Государственной Думой 5.07.1995 г.
221. Федоренко С. А., Петров В. А. Использование новых ин-формационных технологий в системе профессионального отбора абиту-риентов. //Материалы научно-методической конференции ВИПС "Вне-дрение педагогических технологий в образовательный процесс ВИПС : проблемы и пути решения" 22 - 24 апреля 1997 г. - Орел: ВИПС, 1997. - С.54-61.
222. Федотова Н.Ф. Познание людьми друг друга в совместной деятель-ности. //Теоретические и прикладные проблемы психологаи познания людьми друг друга.-М.Д979.
223. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Москва- Воронеж, 1996. - 512 с.
224. Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных ус-ловиях.// Мир психологии и психология в мире. - 1995. -N 2. - С.5-11.
225. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: (Со-циологические наблюдения).-Л.: ЛГУ,1977.
226. Фромм Э. Человек для себя. -Минск: Коллегиум, 1992.-253 с.
227. Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. //Психология межличностного познания.-М.,1981.
228. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию иннтер- субъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. //Психолого-педагогические проблемы общения.-М.,1979.
229. Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникатив-ного воздействия: Автореф.дис. ...канд.психол.наук.-М.,1983.

230. Хломов Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодейст-вий больными шизофренией. //Журнал невропатологии и психиатрии им С.С.Корсакова.-1984.-Т.84.-Вып.12.
231. Хьелл Л.Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследо-вание и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997.
232. Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс об-щения в условиях совместной деятельности. //Проблема общения в пси- хологии.-М.,1981.
233. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея-тельности. - М.: Наука, 1982. - 189 с.
234. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
235. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профес-сионально важных качеств в процессе профессионализации. /Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль: ЯрГУ, 1979. - С.3-18.
236. Шерковин Ю.А. Психологические аспекты массовых информацион-ных процессов.-М.,1973.
237. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межлич-ностных отношений. //Психологическая теория коллектива.-М.,1979.
238. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. -М., 1969.
239. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тезисы всесоюзной научно-методической конференции. //Под ред. А.В.Петровского, В.А.Петровского .- Даугавпилс,1985.
240. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука,
1978.-212с.
241. Юнг К. Психологические типы. - М., 1924.
242. Юревич А.В. Причинная интерпретация в процессе социального воспитания: автореф. дис. ...канд.психол.наук.-М.,1984.

243. Яблокова Е.А., Боровикова Н.В. Инновационные технологии соци- ально-ориентирующего и профессионально-развивающего обучения. Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. - М.:
ф Российское психологическое общество, 1998. - Часть 1. - 288 с.
244. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии.- М.,1975.
245. Ядов В.А. Стереотип социальный. //Философский энциклопедиче¬ский словарь.-М., 1983.
246. Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности. //Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы вос- питания.-М., 1976.
247. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельно¬сти. //Проблема общения в психологии.-М.,1981.
248. Яноушек Я. Проблема общения в условиях совместной деятельно-
*
^ сти.// Вопр.психологии.-1982.-№6.
249. Ярошевский М.Г. О категориальном аппарате развития психологиче-ского знания. //Вопросы психологии. - 1973. - N 3. - С. 11-23.
250. Amir Y. Contact hypothesis in ethnic relations. // Psychol. Bull. - 1969. - V. 76.
251. Arrow K. J. Social choice and individual values. - N. Y., 1963.
252. Atkinson S.W. An introduction to motivation. - Prinston. - N.3., 1964.
- 360 p.
253. Bales R. F. Interaction process analyses. - Chicago, 1950,1976.
254. Brown R. Social psychology. - N.Y., 1965. - 303 p.
255. Diab L. N. A study of intergroup and intragroup relations among
*
experimental ly produced small groups. // Genetic psychology monographs,
1970, N82.
139

256. Erickson P. Talking - down: Some cultural sources of miscommunication in interraccial interview. //Nonverbal behavior: Applications and cultural implications. - N.Y., 1979.
257. Ewen R.B. Introduction to theories of personality. N.Y., 1980.
258. Fisher B.A. Small group decision making: Communication and group process. - N. Y., 1979.
259. Guilford 3.P. Personality. - N.Y.: Me.Crow-Hill, 1959.
260. Hackman J. R., Morris C. G. Group tasks, group interaction process and group performance effectiveness: A review and proposed integration. //Advances in experimental social psychology, v.8. - N.Y., 1976.
261. Hartshotn М., May M.A., Mailer S.B. Studies in the Nature of character:
Il.Stadies in service and self-contral. N.Y.: Wiley, 1929.
262. Hill G. W. Groups versus individual performance: Are N + 1 heads better then one. //Psychol. Bull. - 1982. - V.91.
263. Inhelder B. Developmental Psychology. //Annual Review of Psychology.
- 1957.-V.8.
264. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet E. The peoples choice. - N.Y., 1948.
265. Levine J. М., Stein H. Groupcom: A computer program for investigating social processes in small groups. //Behav. Res. Meth. Instrum. - 1978. - V.10.
266. Nisbett R., Ross L. Human Inferenc: Strategies and shortcoming of social judgement. - New Jersey, 1980.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ