Формирование у старшеклассников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»)
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования проблемы формирования у старшеклассников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим на уроках ОБЖ 9
1.1. Основные направления реализации образовательной политики в области безопасности жизнедеятельности 9
1.2 Необходимость обучения учащихся старшего школьного возраста
первой помощи пострадавшим как ключевой компетенции в современном образовании 16
1.3 Обучение первой помощи пострадавшим на уроках ОБЖ в
общеобразовательных учреждениях 30
1.4 Выводы по главе 1 44
Глава 2. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования у старших школьников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим на уроках ОБЖ 46
2.1 Программа формирования компетенций у старшеклассников в
области оказания первой помощи пострадавшим на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» 46
2.2 Изучение и выявление уровня сформированности компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим у старших школьников 47
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим у старших школьников 56
2.4 Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список литературы 6 6
Приложение 1. Результаты исследования по сформированности компетенций на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 71
Приложение 2. Задания учебно-диагностического кейса 75
Приложение 3. Тестовое задание диагностического кейса 76
Приложение 4. Программа по формированию компетенций на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Жизнь человека - бесценна, она даётся ему только раз, сохранение и укрепление своего здоровья, продление долголетия на сегодняшний день, одна из важнейших задач и практических интересов всего человечества. Мы должны постараться усвоить одну простую истину: от каждого из нас во многом зависят жизнь самых близких нам людей, друзей и социума в целом. Человека всегда и везде окружали различного рода опасности. Сначала на ранних этапах становления жизни на земле это были, в основном, естественные, природные опасности и экологические катастрофы. Которые также стирали с лица земли селения, разрушали пастбища и сельскохозяйственные угодья, под воду уходили целые континенты, унося за собой тысячи человеческих жизней. Под слой пепла и вулканической лавы погружались города. В процессе эволюции, с развитием цивилизации к природным катаклизмам и катастрофам постепенно добавлялись другие опасности антропогенного, техногенного и социального характера. В рамках передового общества вопросы защищенности жизни быстро обострились и уже обрели свойственные черты трудности выживания человека, т.е. «остаться в живых, вынести все тяготы, спастись от гибели». В средствах всемирной паутины ежедневно мы читаем сообщения ещё об одной трагедии, массовой экологической аварии, природном стихийном бедствии, общественном инциденте или же преступном происшествии, всё это влечёт за собой смерть людей и колоссальный вред экономики, оцениваемый в миллионы долларов. Так, в России от общественных, техногенных, природных и других катастроф каждый год гибнут больше 500 тыс. человек, 150 тыс. человек навсегда остаются инвалидами, миллионы людей навсегда утрачивают работоспособность, сотни невинных подвергаются насилию. Государству наносится большой нравственный и финансовый вред, не поправимые последствия стихийных бедствий и техногенных катастроф до сих пор напоминают о себе. Таких по истине
страшных памятников десятками, сотнями разбросаны по нашей многострадальной земле. Взять к примеру последствия катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Техногенная катастрофа века, перешедшая в глобальную экологическую. В любой момент, каждую секунду остро встаёт вопрос: «Как вынести все тяготы и уцелеть?», ключевая цель учителей ОБЖ заключается в том, что бы предоставить ученикам возможность, особые знания, умения и способность к выживанию во всевозможных, не очень благоприятных экстремальных обстановках. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа - личности, безопасной для самого себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
В связи с этим наибольшую актуальность приобретает вопрос формирования ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности умении правильно оказывать посильную помощь, и самое главное первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим, тем самым стараясь предупредить возможные, угрожающие жизни осложнения. В настоящее время на первый план на уроках ОБЖ в общеобразовательных учреждениях возникают вопросы, связанные с обретением и применением знаний и умений, направленных на спасение жизни, сохранение здоровья [27] и продление долголетия человека, а также формированием умения и навыков в оказании первой помощи пострадавшим у учащихся старших классов в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Это связано с тем, что мышление старших школьников представляет собой завершающую ступень развития зрелости, оно становится, с одной стороны, детальным, а с другой стороны, связующим, генерализованным, способным работать алгоритмично по правилам. Ученики старших классов отличаются относительно высоким уровнем развития кругозора и интеллекта, адекватным поведением, познавательно-логическим мышлением, умением мыслить самостоятельно и анализировать, делать определенные заключения и обобщенные выводы.
Работа по формированию у старшекласников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим на уроках ОБЖ далеко не удовлетворительна, и требует детального изучения и анализа т.к.:
- в педагогическом процессе до сих пор используются старые методики обучения;
- дефицит времени не позволяет на уроке полностью раскрыть
запланированный учебный материал;
- практическая деятельность реализуется не в полной мере;
Процесс формирования компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим у учащихся общеобразовательных школ представлены в трудах академика И. Ф. Богоявленского, д.п.н., профессора В. И Блинова, д.п.н., профессора М.Я Виленского, д.п.н. академика А. В. Хуторского и др.
Разработаны и обобщены методические рекомендации по формированию ключевых компетенций у учащихся общеобразовательных учреждений и студентов, учебные и методические пособия для подготовки преподавателей, специалистов в области ОБЖ [1, 24, 29]. Даны подробные алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и социального характера.
Вступление ключевых компетенций в нормативно-правовой и практический компонент школьного образования дают возможность наладить сложившуюся проблему, обычную, практически для всех средних учебных заведений РФ, когда ученики имеют все шансы отлично овладеть теоретическими познаниями, но чувствуют различные проблемы в практической работе, требующей от них применения данных знаний для решения определенных актуальных задач.
Изучение литературы и опыт образовательной практики по проблеме
исследования позволил выявить следующие противоречия:
- между растущими требованиями общества к безопасности во всех сферах жизни и реальным отношением человека к сохранению и укреплению здоровья;
- между новыми концепциями и характером государственных документов, регламентирующих идеи подготовки людей «безопасного» типа, и недостаточной разработанностью проблемы формирования компетенций у учащихся в теоретической и практической педагогике;
- между потребностью в формировании готовности сохранения и укрепления здоровья учащихся и недостаточной готовностью современной системы образования и организации процесса воспитания и развития детей старшего школьного возраста.
Объектом исследования является формирование компетенций у старшеклассников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет исследования педагогические условия формирования у старшеклассников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у старшеклассников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель работы - выявить педагогические условия формирования у старшеклассников компетенций в области оказания помощи пострадавшим и разработать программу для повышения эффективности обучения на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Цель данного исследования определила постановку следующих задач:
методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить педагогические условия формирования компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим у учащихся старших классов;
3. Разработать программу по формированию компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим для учащихся старших классов;
4.Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования - формирование у старшеклассников компетенций в области оказания помощи пострадавшим на уроках ОБЖ, будет эффективной при следующих педагогических условиях:
- создании на уроках ОБЖ ситуаций близких к реальной обстановке при ЧС различного характера;
- использовании на уроках ситуационных задач, направленных на формирование компетенций в оказании помощи пострадавшим у учащихся старших классов;
- применение специальной программы обучения в образовательном процессе.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
1. Научно обоснованы педагогические условия готовности к формированию компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим у учащихся старших классов на уроках «ОБЖ», что служит методологической основой для работы общеобразовательных учреждений, лежащей в основе Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
2. Определены факторы, способствующие повышению эффективности педагогических условий формирования, компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим у старшеклассников на уроках ОБЖ», что служит основой для подготовки преподавателей общеобразовательных учреждений.
3. Обоснована необходимость изменения содержания обучения, что служит основой формирования новых концепций и подходов в теории практики, методике обучения и воспитания подрастающего поколения, а также теории методологии и методов профессионального образования.
Практическая значимость видится в том, чтобы:
Разработать программу, способствующую реализации педагогических условий по формированию компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим у учащихся старших классов на уроках «ОБЖ», что в дальнейшем послужит основой для создания УМК (учебно-методического комплекса) по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в современном общеобразовательном учреждении.
Достоверность результатов исследования будет обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватного изучаемой проблеме, поставленным целям, задачам, гипотезе и подтверждающего основные выводы нашей магистерской диссертации.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, четырех приложений и составляет 88 страниц.
Жизнь человека - это бесценный дар, который нужно уметь сохранить и приумножить. Мы обязаны освоить одно несложное правило: от каждого из нас во многом зависит жизнь самых близких нам людей, друзей, коллег по работе и общества в целом. Терроризм, преступные деяния, стихийные бедствия, техногенные и экологические катастрофы уносят жизни миллионов ни в чем не повинных людей, поэтому сегодня, сейчас, любой человек обязан обладать умениями и навыками оказания неотложной помощи пострадавшим, ведь судьба пострадавших часто оказывается в руках человека, первым пришедшим на помощь.
По мнению экспертов в области образования и медицины, одной из причин создавшейся не лучшим образом ситуации является, низкий уровень знаний и школьного образования в области безопасности жизнедеятельности. Практика показывает, к сожалению приходится утверждать, что между большими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не придуманная, а настоящая, часто трагическая связь. Ведь люди поступают так, как их обучали когда-то в школе, техникуме, или Вузе. Не для кого не секрет, что в последнее время экологическая, экономическая, политическая ситуация в мире только ухудшается, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, аварий, техногенных катастроф, признав это, мы должны всеми силами улучшить эффективность и качество образования в области безопасности жизнедеятельности. Если не акцентировать на этом внимание, из школы будут продолжать выходить во взрослую жизнь молодые люди, неспособные и не умеющие выживать в условиях современного мира, который за частую несет в себе сотни опасностей. Учиться на чужих, а не на собственных горьких ошибках, грамотно везти себя в любой экстремальной или чрезвычайной ситуации, уметь оказать медицинскую и психологическую помощь нуждающемуся в ней человеку, быть компетентным в вопросах безопасности - вот основные правила поведения которым мы, как учителя ОБЖ, должны научить подрастающее поколение, будущее нашей страны.
Таким образом, на уроках ОБЖ необходимо прививать учащимся навыки оказания первой неотложной помощи, начиная со среднего школьного возраста, применяя в образовательном процессе альтернативные формы и методы проведения занятий. Недостаточно на уроках давать только теоретические знания. Необходимо делать основной акцент на практикоориентированность в проведении занятий. Чтобы будущий выпускник школы не растерялся в сложной жизненной ситуации и сумел оказать первую помощь. Поэтому необходимо на уроках ОБЖ отрабатывать навыки - доводя их до автоматизма, и поддерживать данный сформированный опыт на протяжении всей жизни. В случае «крайней необходимости» уметь применить на практике полученные навыки, без вреда для пострадавшего и самого себя.
Уроки по здоровому образу жизни должны быть построены с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учеников общеобразовательных учреждений. Они обязаны быть незабываемыми, увлекательными и информативными. Для этого нужно применять новаторские педагогические технологии с использованием (ИКТ), такие как игровая работа, модульное изучение предмета, проектная работа, семинар, тренинг. Такие уроки способны обеспечить явный интерес учащихся к предмету, повысить общую и моторную плотность урока, заставить быстро думать и принимать правильные решения, что благотворно влияет на освоение ими курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
По результатам проведенного нами научного исследования было определено, что формирование компетенций у старшеклассников в области оказания первой помощи является важной частью учебно-воспитательной работы в школах на уроках ОБЖ.
На основании теоретического и практического анализа была разработана и в дальнейшем апробирована программа по формированию ключевых компетенций у старших школьников.
Эффективность вышеупомянутой программы подтверждена экспериментально. Данная программа была успешно апробирована в общеобразовательном учреждении г. Казани.
1. Байбородов Л. В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Бубнов В. Очевидец происшествия становится
спасателем//Гражданская защита. - 2005. - № 9. - С. 47-48.
3. Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2006. - № 12. - С. 61-64.
4. Вангородский С. Основы безопасности жизнедеятельности.- М.: No Name, 2002.
5. Девисилов В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2005. - № 5. - С. 39-49.6.
6. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных
способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология // Вопросы психологии. - 2004, №3.7.
7. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология:
Учебное пособие - М.: Академия, 2002.8.
8. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4.
9. Завьялов В. Н. Медико-санитарная подготовка учащихся. - М.: Просвещение, 1998.
10. Каргин А. Эффективные методы обучения ПМП// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2006. - № 5. - С. 60-62.
11. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 36-39.12.
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в
обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.13.
13. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - №2. - С.3-10.
14. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. - М.: АСТ. 2003.
15. Просандеев А., Попков А. Педагогические условия
эффективного обучения ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2005. - № 2. - С. 34-38.
16. Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2003. - № 10. - С. 13-130-345.
17. Смагин В. Средства оказания медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 1999. - № 12. - С. 25-30.
18. Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2006. - № 12. - С. 13-15.
19. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 26-27.
20. Хромов Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. М.: Айрис-пресс, 2008.
21. Чурсин А. Новые подходы к обучению школьников оказанию ПМП// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2005. - № 10. - С. 42-44.
22. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006.574 с.
23. Петров В.В. Основы безопасности в городе для детей и родителей/В.В. Петров. Минск: Харвест, 2007. 208 с.
24. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков.М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.
25. Поглазова О.Т. Программы «Окружающий мир» для 1-4 классов/
О.Т. Поглазова. Смоленкс: Ассоциация XXI век, 2005. 48 с.
26. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 288с.
27. Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности
жизнедеятельности: Учебное пособие /Н. В. Сократов. Оренбург:
Издательство ОГПУ, 2006. 364 с.
28. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник./Н.Г.
Милорадова. М.: Гардарики, 2005. 335с.
29. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 кл/ И.К. Топоров. М.: «Просвещение», 1996. 80 с.
30. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. 48 с.
31. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007. 224 с.
32. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 мая 2012 года.
34. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
35. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004.140-148с.
36. С. 138-142. Итоговый отчет о выполнении работ по техническому заданию. Мониторинг ключевых компетентностей выпускников учреждений начального профессионального образования.
37. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентноориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 23-27.
38. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
39. Красикова Е. Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 24 с.
40. Ситуационная методика обучения: теория и практика / состав. А. И. Сидоренко, В. И. Чуба. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 256 с.
41. Качалина Е. Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. 2009. № 1. С. 110-116.
42. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. - 2005. - Ст. 1212.
43. Jayaraman S, et al., First things first: Effectiveness and scalability of a basic prehospital trauma care program for lay firstresponders in Kampala, Uganda, PLoS One, Vol. 4 No. 9 (2009), e6955-e6955.
44. Sun J & Wallis L., The emergency first aid responder system model: Using community members to assist lifethreatening emergencies in violent, developing areas of need, Emerg Med J., Vol. 29, No. 8 (2012), 673-678.
45. Obeng C., Injuries in preschool classrooms, Health Educ., Vol. 109, No. 5 (2009), 414-423, available at http://dx.doi. org/10.1108/09654280910984825; Newman L., & Crawford P., Dental injuries: “First aid” knowledge of Southampton teachers of physical education, Endod Dent Traumatol., Vol. 7, No. (1991), 255-258; Collard D., et al., Economic burden of physical activity-related injuries in Dutch children aged 10-12, Br J Sports Med., Vol. 45 No. 13 (2011), 1058-1063.
46. Zanner R., et al., Evaluation of M-AID, a first aid application for mobile
phones, Resuscitation, Vol. 74, No. 3 (2007), 487-494,available at
http://dx.doi.org/10.1016/j.resuscitation.2007.02.004.
47. World Bank, Population ages 0-14 (% of total), available at
http://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.0014.TO.ZS/ countries/1W-XN- XD?display=graph (accessed 27 August, 2015).
48. Mathers C., et al., “The burden of disease and mortality by condition: Data, methods, and results for 2001,” in Lopez A, et al., eds., Global burden of disease and risk factors (World Bank, 2006), Chap. 3, available at http://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/ NBK11808/.
49. URL: http: //www.eidos.ru/i ournal/2002/0423 .htm
50. URL: http: //mega. educat.samara.ru