Развитие произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«произвольное внимание» 7
1.2. Особенности развития произвольного внимания в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Игра как способ развития произвольного внимания у младших
школьников 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания у младших школьников посредством игровой деятельности 38
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 38
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
2.3. Рекомендации учителям начальных классов по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста при помощи дидактических игр 54
Заключение 60
Литература 63
Глава 1. Теоретические аспекты развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«произвольное внимание» 7
1.2. Особенности развития произвольного внимания в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Игра как способ развития произвольного внимания у младших
школьников 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания у младших школьников посредством игровой деятельности 38
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 38
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
2.3. Рекомендации учителям начальных классов по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста при помощи дидактических игр 54
Заключение 60
Литература 63
Умение учиться у детей развивается с первых лет обучения в школе. Оно состоит из нескольких компонентов, главным из которых является внимание.
Внимание, как полагают многие исследователи, сосредоточенное сознание человека, который направляет свою деятельность на конкретный предмет и явление действительности, в тоже время абстрагируюсь от других объектов.
Проблема развития внимания младшего школьника находит свое отражение во многих работах известных и авторитетных исследователей. Об этом писали Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и многие другие.
Обращение психологов к проблеме внимания обусловлено тесной его связью со многими проблемами, возникающими у младших школьников в процессе овладения новой ведущей деятельностью. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, активной. Несформированное произвольное внимание у младших школьников может препятствовать освоению учебной деятельности.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на данный момент проблема развития произвольного внимания затрагивает абсолютно всех учителей и преподавателей начальных классов. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного ребёнка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности школьников.
Проблема исследования: каковы содержание, методы и формы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: содержание, методы и формы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игры.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность содержания, методов и форм развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «произвольное внимание».
2. Выделить особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
3. Представить особенности игрового метода при работе с детьми младшего школьного возраста как одного из способов развития произвольного внимания.
4. На основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
5. Разработать рекомендации учителям начальных классов по развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста при помощи дидактических игр.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие произвольного внимания младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• опираться на ключевые характеристики произвольного внимания, его виды и свойства;
• учитывать возрастные особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте;
• на основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепция о развитии внимания в деятельности (Н.Ф. Добрынин, В.Я. Дормашев, Ю.Б. Романов); положения системной методологии и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретической и методической литературы, метод аналогий;
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент.
- статистические: статистический анализ и содержательная
интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования: ГАОУ «Школа Иннополис» г.Иннополис. В эксперименте приняли участие 24 испытуемых младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике образовательной работы НОО по развитию непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы и приложений.
Внимание, как полагают многие исследователи, сосредоточенное сознание человека, который направляет свою деятельность на конкретный предмет и явление действительности, в тоже время абстрагируюсь от других объектов.
Проблема развития внимания младшего школьника находит свое отражение во многих работах известных и авторитетных исследователей. Об этом писали Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и многие другие.
Обращение психологов к проблеме внимания обусловлено тесной его связью со многими проблемами, возникающими у младших школьников в процессе овладения новой ведущей деятельностью. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, активной. Несформированное произвольное внимание у младших школьников может препятствовать освоению учебной деятельности.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на данный момент проблема развития произвольного внимания затрагивает абсолютно всех учителей и преподавателей начальных классов. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного ребёнка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности школьников.
Проблема исследования: каковы содержание, методы и формы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: содержание, методы и формы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игры.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность содержания, методов и форм развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «произвольное внимание».
2. Выделить особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
3. Представить особенности игрового метода при работе с детьми младшего школьного возраста как одного из способов развития произвольного внимания.
4. На основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
5. Разработать рекомендации учителям начальных классов по развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста при помощи дидактических игр.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие произвольного внимания младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• опираться на ключевые характеристики произвольного внимания, его виды и свойства;
• учитывать возрастные особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте;
• на основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепция о развитии внимания в деятельности (Н.Ф. Добрынин, В.Я. Дормашев, Ю.Б. Романов); положения системной методологии и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретической и методической литературы, метод аналогий;
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент.
- статистические: статистический анализ и содержательная
интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования: ГАОУ «Школа Иннополис» г.Иннополис. В эксперименте приняли участие 24 испытуемых младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике образовательной работы НОО по развитию непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы и приложений.
Как показал анализ психологической литературы, одни из главных условий развития психики является внимание. Были выделены виды, критерии, признаки присутствия внимания. Развитие произвольного внимание обусловлено социальными факторами, а не биологическими. Произвольное внимание необходимое условие формирования учебной деятельности, а младший школьный возраст благоприятный период по его развитию. Младший школьник учится выполнять то что ему не интересно под влиянием волевых усилий. Но непроизвольное внимание в данном возрасте развито гораздо лучше. Внимание учеников само по себе привлекает все новое, яркое и интересное. Следовательно дети допускают упущения важных деталей в учебном процессе и обращают на несущественные. При неинтересной и однообразной работе у детей возникает рассеянность.
Особенности внимания у детей развиты хуже, чем у взрослых. Преодолеть эти недостатки можно, если соблюдать некоторые условия - использование мыслительных приемов при работе с материалами, развитие учебной мотивации, рационально организованная деятельность учащихся на уроках, менять виды деятельности. Успеваемости по разным предметам зависит от уровня развития внимания взрослому важно понимать это. Оценить уровень проблемы с развития произвольного внимания младшего школьника учитель может с помощью существующих методик по его диагностики. После определения уровня развития внимания, для его дальнейшего развития учителем могут применяться игры и упражнения, создание из них развивающие программы. Игры для развития произвольного внимания могут также применятся на уроках.
Наша исследовательская работа показала, что у младших школьников, возможно, выявить определители обуславливающие в процессе раннего развития , на основе теоретического анализа научных методов изучения внимания. Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания младших школьников в большей мере определено своеобразностью их формирования как субъектов учебной деятельности данные полученные нами показывают это.
Критерии, которые помогли нам выделить теоретический анализ научных источников: устойчивость внимании; переключение внимания; распределение внимания; объем внимания; продуктивность внимания.
Для достижения цели констатирующего этапа эксперимента нами был подобраны и апробированы психодиагностические методики: «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марцинковская), «Корректурная проба» (тест Бурдона). «Проставь значки» (В. Богомолов), «Запомни и расставь точки» (Е.В. Доценко).
Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что произвольное внимание у младших школьников развито недостаточно. Этому служит подтверждением большая доля испытуемых контрольной и экспериментальной группы с низким и средним уровнем развития произвольного внимания.
Чтобы повысить уровень произвольного внимания нами была разработана и применена программа, формирующая и реализовывающая психолго- пдагогические условия на уроках:
- Целенаправленное проведение диагностики развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста;
- Учет индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания у детей в процессе обучения;
- Использование в процессе учебной деятельности специальных приемов активизации внимания, направленных на развитие свойств произвольного внимания и навыков его эффективного использования.
Во время реализации программы применялись: технические средства, игровые методы, фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, активные методы обучения.
После проведения формирующей программы был проведен контрольный эксперимент, чтобы оценить ее эффективность, по его итогам были получены такие данные:
- низкий уровень развития произвольного внимания имеют 41,4% детей контрольной группы.
- средний уровень развития произвольного внимания имеют 58,6%испытуемых контрольной группы и 83,4%% испытуемых экспериментальной группы.
- 16,6% испытуемых экспериментальной группы имеют высокий уровень развития произвольного внимания .
Следовательно, данные результаты говорят об эффективности реализованной нами программы, которая учитывает психологопедагогические условия развития произвольного внимания в процессе игровой деятельности у младших школьников.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Особенности внимания у детей развиты хуже, чем у взрослых. Преодолеть эти недостатки можно, если соблюдать некоторые условия - использование мыслительных приемов при работе с материалами, развитие учебной мотивации, рационально организованная деятельность учащихся на уроках, менять виды деятельности. Успеваемости по разным предметам зависит от уровня развития внимания взрослому важно понимать это. Оценить уровень проблемы с развития произвольного внимания младшего школьника учитель может с помощью существующих методик по его диагностики. После определения уровня развития внимания, для его дальнейшего развития учителем могут применяться игры и упражнения, создание из них развивающие программы. Игры для развития произвольного внимания могут также применятся на уроках.
Наша исследовательская работа показала, что у младших школьников, возможно, выявить определители обуславливающие в процессе раннего развития , на основе теоретического анализа научных методов изучения внимания. Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания младших школьников в большей мере определено своеобразностью их формирования как субъектов учебной деятельности данные полученные нами показывают это.
Критерии, которые помогли нам выделить теоретический анализ научных источников: устойчивость внимании; переключение внимания; распределение внимания; объем внимания; продуктивность внимания.
Для достижения цели констатирующего этапа эксперимента нами был подобраны и апробированы психодиагностические методики: «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марцинковская), «Корректурная проба» (тест Бурдона). «Проставь значки» (В. Богомолов), «Запомни и расставь точки» (Е.В. Доценко).
Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что произвольное внимание у младших школьников развито недостаточно. Этому служит подтверждением большая доля испытуемых контрольной и экспериментальной группы с низким и средним уровнем развития произвольного внимания.
Чтобы повысить уровень произвольного внимания нами была разработана и применена программа, формирующая и реализовывающая психолго- пдагогические условия на уроках:
- Целенаправленное проведение диагностики развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста;
- Учет индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания у детей в процессе обучения;
- Использование в процессе учебной деятельности специальных приемов активизации внимания, направленных на развитие свойств произвольного внимания и навыков его эффективного использования.
Во время реализации программы применялись: технические средства, игровые методы, фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, активные методы обучения.
После проведения формирующей программы был проведен контрольный эксперимент, чтобы оценить ее эффективность, по его итогам были получены такие данные:
- низкий уровень развития произвольного внимания имеют 41,4% детей контрольной группы.
- средний уровень развития произвольного внимания имеют 58,6%испытуемых контрольной группы и 83,4%% испытуемых экспериментальной группы.
- 16,6% испытуемых экспериментальной группы имеют высокий уровень развития произвольного внимания .
Следовательно, данные результаты говорят об эффективности реализованной нами программы, которая учитывает психологопедагогические условия развития произвольного внимания в процессе игровой деятельности у младших школьников.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Изучение и коррекция произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Развитие произвольного внимания младших школьников как условие формирования регулятивных УУД
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - «ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Мнемотехника как средство развития произвольной памяти во внеурочной деятельности у младших школьников
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



