ТВОРЧЕСТВО ТЕРРИ ПРАТЧЕТТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФЭНТЕЗИ
|
Введение 3
Глава I: Проблемы определения жанровой природы фэнтези. Основные черты метажанра и жанровая структура 8
Глава II: Принципы построения вторичных миров фэнтези 32
Глава III: Творчество Терри Пратчетта как объект литературоведческой рецепции 57
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение А 89
Приложение Б 90
Глава I: Проблемы определения жанровой природы фэнтези. Основные черты метажанра и жанровая структура 8
Глава II: Принципы построения вторичных миров фэнтези 32
Глава III: Творчество Терри Пратчетта как объект литературоведческой рецепции 57
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение А 89
Приложение Б 90
Интерес читательской аудитории к фантастическим произведениям порождает вполне закономерное стремление литературоведов к систематическому основательному анализу этого литературного явления. В частности, английский исследователь Том Шипп (Tom Shippey) [79, с. 7] утверждает, что фантастика является господствующим модусом (dominant literary mode) в литературе ХХ века. Причина такого господства, по мнению ученого, заключается в том, что социальные и исторические факторы обусловили обращение ведущих писателей эпохи до выражения своей авторской идеи метафорическим языком фантастики, как в сугубо фантастических произведениях, так и в реалистических романах. Вечные вопросы происхождения и природы Зла, существование человека без божественной поддержки с особой остротой встали перед человечеством, которое пережило две мировые войны, стремительное развитие техники и падение идеологических систем. Изображение миров и созданий, которые не существуют в реальности, позволяет, как отмечает Т. Шипп, выразить авторскую мысль с большей интенсивностью, так, чтобы она была услышана более широким кругом читателей. Значимость фантастики для общества способствует формированию фэнтези как самостоятельного явления литературы. Среди авторов, внесших весомый вклад в развитие фэнтези в течение последних десятилетий, Том Шипп называет имя Терри Пратчетта [79, с.7] .
Исследование художественной литературы, содержащее рассказ о необыкновенном , предполагает много направлений. Так, к вопросам происхождения и развития фантастики и фэнтези логически подходить в рамках общей теории жанров. Принципы воплощения вторичных фэнтезийных миров рассматриваются в контексте мифотворчества и мифопоэтики. Реализация традиционных мотивов и сюжетов становится предметом исследования для компаративистики. Теория постмодернизма позволяет анализировать фантастическую литературу как зону контакта между массовой и высокой культурой. К названным вопросам и аспектам изучения обращалось много исследователей.
Теоретические аспекты функционирования фантастического модуса являются предметом внимания А. Ц. Тодорова , О. М. Ковтун, Т. А. Чернышевой. Отдельный вклад в изучение поэтики фантастического сделано исследователями фэнтези: К. Менлавом (Colin Manlove), Ф. Мендлесон (Farah Mendlesohn), П. Хантом (Peter Hunt) и Т. Шипп.
Вклад Пратчетта в развитие современной английской литературы заключается не только в его мастерстве создания сюжетов, но и в идейных доминантах произведений, которые находят отклик у современного читателя, к какому бы возрастному или социальному слою он не принадлежал. Питер Хант подчеркивает постоянные ассоциации фэнтезийного мира Терри Пратчетта с нашей реальностью, опору писателя на моральные принципы. Именно это, по мнению Ханта, обеспечивает максимальную интеграцию фэнтези в современную культуру [65, с. 88-89]. Фара Мендлесон считает главным достижением Пратчетта создание четкой этической схемы, основанной на убеждении в необходимости свободного выбора и личной ответственности [71, с.239]. Актуальные проблемы современности, такие как преодоление гендерного неравенства, восстановление экологического баланса мира, которые отмечают исследователи [72; 19], также связаны с вопросом самоопределения свободной личности в меняющемся обществе, которое все больше приближается к потери нравственных приоритетов. Устойчивые этические убеждения Терри Претчетта, которые иногда даже становятся причиной обвинения его в патриархальности [91; 59], особенно важны в контексте их взаимодействия с идеями постмодернизма, которые писатель последовательно воплощает в своем творчестве. В работах Терри Пратчетта сочетаются обновленные фольклорные мировоззрения, широкие научные интересы и профессиональные приемы журналиста, фоновое состояние диалога с читателем. Его произведения неоднократно были экранизированы, по их мотивам разработаны компьютерные игры. Мир Пратчетта создается не только текстуальным пространством романов.
Несмотря на признание значимости творчества Терри Пратчетта для современной литературы такими исследователями как Е. Батлер, Ф. Мендлесон, К. Менлав, П. Хант или Т. Шипп, творчество писателя ещё не было предметом системного и комплексного изучения именно с точки зрения принципов построения модели мира и её связи с идейными доминантами цикла о Плоском Мире. Представляется необходимым исследовать пути взаимопроникновения идей и образов, особенностей мировоззрения современности.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена целесообразностью изучения современной фэнтези литературы, механизмов проникновения идей постмодернизма к массовой литературе, и, соответственно, их интериоризации широкими читательскими кругами, а также необходимостью дальнейшей разработки теоретических вопросов, связанных с литературой фэнтези. Еще одним фактором актуальности работы является потребность в ознакомлении отечественной научной и читательской общественности с творчеством Т. Пратчетта. Детальное изучение принципов построения писателем модели текстуализованого мира позволяет проследить воздействие текста на сознание рядового человека и механизмы функционирования нарративной причинности в бытовой реальности информационного общества.
Целью работы является определение места, которое занимает творчество английского писателя Терри Пратчетта в современной литературе фэнтези, а также рассмотрение принципов построения модели текстуализованого мира фэнтези в романах Терри Пратчетта о Плоском Мире.
Для достижения заявленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть основные жанротворческие принципы фэнтези;
• Определить и проанализировать жанровую природу фэнтези как метажанра;
• Рассмотреть средства моделирования фэнтезийных миров;
• Выявить специфику модели мира в романах Терри Пратчетта;
Объектом исследования является цикл романов фэнтези Терри Пратчетта о Плоском Мире. К работе привлечено, прежде всего, основные романы "сельского" подцикла ("Вещие сестрички" (Wyrd Sisters, 1988), "Ведьмы за границей" (Witches Abroad, 1991), "Господа и дамы" (Lords and Ladies, 1992), и урбанистические романы "детективного" дискурса ("Стража! Стража !"(Guards! Guards!, 1989), "Шмяк!" (Thud, 2005)). Из цикла произведений профессионального дискурса обращаем особое внимание на романы "Бешенная почта" (Going Postal, 2004) и "Правда" (The Truth, 2000). Объектом изучения являются также романы подцикла "Конечной реальности" ("Мор, ученик Смерти" (Mort, 1987) , "Жнец" (The Reaper Man", 1991), ""Похититель времени" (Thief of the Time, 2001) и "Мелкие боги" (Small Gods, 1992)).
Предметом исследования выступают элементы мироздания Диска, примеры влияния нарративной причинности на текстуализованую реальность, а также приемы интертекстуальности, использованные для построения фэнтезийного мира.
Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составляют фундаментальные положения классической и современной гуманитарной науки в области теории и истории жанров (в частности, Н. М. Бахтина, Т. В. Бовсунивской, Г. К. Косикова, Н. Д. Тамарченка, Ц. Тодорова, Н. Фрая и др.). В ходе исследования особенностей фантастического модуса мы обращались как к выводам специалистов из мифотворчества и мифопоэтики (Я. Е. Голосовкера, В. Я. Проппа), так и непосредственно положениям исследователей фантастики, таких как А. М. Ковтун, К. Менлав, Ф. Мендлесон, Ц. Тодоров, П. Хант Т. А. Чернышова и др. Анализ принципов моделирования фэнтезийного мира осуществлен с опорой на методику О. М. Ковтун (изучение фэнтези-предположения) и М. Ф. Мисник (моделирование аномальных миров). С целью анализа функционирования архетипов в фэнтези приобщались труды К. Г. Юнга и его последовательницы, писательницы фэнтези, У. Ле Гуин. При изучении путей реинкарнации мифологических и фольклорных мотивов и образов мы опирались на работы Г. В. Бондаренко К. Бриггс, А. Я. Гуревича, Н. Элиаде С. А. Токарева, Дж. Фрезера и других исследователей. Поэтика романов Терри Претчетта исследовалась с опорой на выводы Д. Андерсен, Е. Батлера, К. Брайянта, К. Вебб, Дж. Крофт, В. Эббота, О. В. Тихомировой и других литературоведов.
Согласно поставленной цели и для решения задач в работе используются историко-литературный и культурно-исторической методы, которые помогают установить место фэнтези в контексте культуры в целом и литературы в частности, а также определить жанровые особенности произведений.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении осуществлен комплексный анализ цикла романов Терри Пратчетта о Плоском мире и проанализирована модель мира в фэнтези постмодернистского образца в перспективе художественной реализации идейно-нравственных доминант цикла.
Теоретическое значение дипломной работы обусловлено ее вкладом в дальнейшее развитие научной проблематики, связанной с теоретическим осмыслением метажанра фэнтези, с изучением механизмов проникновения идей постмодернизма к массовой культуре, с средствами реинкарнации мифологических и фольклорных мотивов и образов в контексте теории интертекстуальности.
Практическое значение работы определено тем, что ее фактический материал и теоретические наблюдения могут быть применены для дальнейшего изучения фантастической литературы, в частности, метажанра фэнтези, а также для преподавания курса истории зарубежной литературы, разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам развития современной литературы.
Структура дипломной работы обусловлена общей концепцией и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (насчитывает 104 наименования) и двух приложений. Общий объем димпломной работы - 90 страниц, из них - 72 страницы основного текста.
Исследование художественной литературы, содержащее рассказ о необыкновенном , предполагает много направлений. Так, к вопросам происхождения и развития фантастики и фэнтези логически подходить в рамках общей теории жанров. Принципы воплощения вторичных фэнтезийных миров рассматриваются в контексте мифотворчества и мифопоэтики. Реализация традиционных мотивов и сюжетов становится предметом исследования для компаративистики. Теория постмодернизма позволяет анализировать фантастическую литературу как зону контакта между массовой и высокой культурой. К названным вопросам и аспектам изучения обращалось много исследователей.
Теоретические аспекты функционирования фантастического модуса являются предметом внимания А. Ц. Тодорова , О. М. Ковтун, Т. А. Чернышевой. Отдельный вклад в изучение поэтики фантастического сделано исследователями фэнтези: К. Менлавом (Colin Manlove), Ф. Мендлесон (Farah Mendlesohn), П. Хантом (Peter Hunt) и Т. Шипп.
Вклад Пратчетта в развитие современной английской литературы заключается не только в его мастерстве создания сюжетов, но и в идейных доминантах произведений, которые находят отклик у современного читателя, к какому бы возрастному или социальному слою он не принадлежал. Питер Хант подчеркивает постоянные ассоциации фэнтезийного мира Терри Пратчетта с нашей реальностью, опору писателя на моральные принципы. Именно это, по мнению Ханта, обеспечивает максимальную интеграцию фэнтези в современную культуру [65, с. 88-89]. Фара Мендлесон считает главным достижением Пратчетта создание четкой этической схемы, основанной на убеждении в необходимости свободного выбора и личной ответственности [71, с.239]. Актуальные проблемы современности, такие как преодоление гендерного неравенства, восстановление экологического баланса мира, которые отмечают исследователи [72; 19], также связаны с вопросом самоопределения свободной личности в меняющемся обществе, которое все больше приближается к потери нравственных приоритетов. Устойчивые этические убеждения Терри Претчетта, которые иногда даже становятся причиной обвинения его в патриархальности [91; 59], особенно важны в контексте их взаимодействия с идеями постмодернизма, которые писатель последовательно воплощает в своем творчестве. В работах Терри Пратчетта сочетаются обновленные фольклорные мировоззрения, широкие научные интересы и профессиональные приемы журналиста, фоновое состояние диалога с читателем. Его произведения неоднократно были экранизированы, по их мотивам разработаны компьютерные игры. Мир Пратчетта создается не только текстуальным пространством романов.
Несмотря на признание значимости творчества Терри Пратчетта для современной литературы такими исследователями как Е. Батлер, Ф. Мендлесон, К. Менлав, П. Хант или Т. Шипп, творчество писателя ещё не было предметом системного и комплексного изучения именно с точки зрения принципов построения модели мира и её связи с идейными доминантами цикла о Плоском Мире. Представляется необходимым исследовать пути взаимопроникновения идей и образов, особенностей мировоззрения современности.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена целесообразностью изучения современной фэнтези литературы, механизмов проникновения идей постмодернизма к массовой литературе, и, соответственно, их интериоризации широкими читательскими кругами, а также необходимостью дальнейшей разработки теоретических вопросов, связанных с литературой фэнтези. Еще одним фактором актуальности работы является потребность в ознакомлении отечественной научной и читательской общественности с творчеством Т. Пратчетта. Детальное изучение принципов построения писателем модели текстуализованого мира позволяет проследить воздействие текста на сознание рядового человека и механизмы функционирования нарративной причинности в бытовой реальности информационного общества.
Целью работы является определение места, которое занимает творчество английского писателя Терри Пратчетта в современной литературе фэнтези, а также рассмотрение принципов построения модели текстуализованого мира фэнтези в романах Терри Пратчетта о Плоском Мире.
Для достижения заявленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть основные жанротворческие принципы фэнтези;
• Определить и проанализировать жанровую природу фэнтези как метажанра;
• Рассмотреть средства моделирования фэнтезийных миров;
• Выявить специфику модели мира в романах Терри Пратчетта;
Объектом исследования является цикл романов фэнтези Терри Пратчетта о Плоском Мире. К работе привлечено, прежде всего, основные романы "сельского" подцикла ("Вещие сестрички" (Wyrd Sisters, 1988), "Ведьмы за границей" (Witches Abroad, 1991), "Господа и дамы" (Lords and Ladies, 1992), и урбанистические романы "детективного" дискурса ("Стража! Стража !"(Guards! Guards!, 1989), "Шмяк!" (Thud, 2005)). Из цикла произведений профессионального дискурса обращаем особое внимание на романы "Бешенная почта" (Going Postal, 2004) и "Правда" (The Truth, 2000). Объектом изучения являются также романы подцикла "Конечной реальности" ("Мор, ученик Смерти" (Mort, 1987) , "Жнец" (The Reaper Man", 1991), ""Похититель времени" (Thief of the Time, 2001) и "Мелкие боги" (Small Gods, 1992)).
Предметом исследования выступают элементы мироздания Диска, примеры влияния нарративной причинности на текстуализованую реальность, а также приемы интертекстуальности, использованные для построения фэнтезийного мира.
Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составляют фундаментальные положения классической и современной гуманитарной науки в области теории и истории жанров (в частности, Н. М. Бахтина, Т. В. Бовсунивской, Г. К. Косикова, Н. Д. Тамарченка, Ц. Тодорова, Н. Фрая и др.). В ходе исследования особенностей фантастического модуса мы обращались как к выводам специалистов из мифотворчества и мифопоэтики (Я. Е. Голосовкера, В. Я. Проппа), так и непосредственно положениям исследователей фантастики, таких как А. М. Ковтун, К. Менлав, Ф. Мендлесон, Ц. Тодоров, П. Хант Т. А. Чернышова и др. Анализ принципов моделирования фэнтезийного мира осуществлен с опорой на методику О. М. Ковтун (изучение фэнтези-предположения) и М. Ф. Мисник (моделирование аномальных миров). С целью анализа функционирования архетипов в фэнтези приобщались труды К. Г. Юнга и его последовательницы, писательницы фэнтези, У. Ле Гуин. При изучении путей реинкарнации мифологических и фольклорных мотивов и образов мы опирались на работы Г. В. Бондаренко К. Бриггс, А. Я. Гуревича, Н. Элиаде С. А. Токарева, Дж. Фрезера и других исследователей. Поэтика романов Терри Претчетта исследовалась с опорой на выводы Д. Андерсен, Е. Батлера, К. Брайянта, К. Вебб, Дж. Крофт, В. Эббота, О. В. Тихомировой и других литературоведов.
Согласно поставленной цели и для решения задач в работе используются историко-литературный и культурно-исторической методы, которые помогают установить место фэнтези в контексте культуры в целом и литературы в частности, а также определить жанровые особенности произведений.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении осуществлен комплексный анализ цикла романов Терри Пратчетта о Плоском мире и проанализирована модель мира в фэнтези постмодернистского образца в перспективе художественной реализации идейно-нравственных доминант цикла.
Теоретическое значение дипломной работы обусловлено ее вкладом в дальнейшее развитие научной проблематики, связанной с теоретическим осмыслением метажанра фэнтези, с изучением механизмов проникновения идей постмодернизма к массовой культуре, с средствами реинкарнации мифологических и фольклорных мотивов и образов в контексте теории интертекстуальности.
Практическое значение работы определено тем, что ее фактический материал и теоретические наблюдения могут быть применены для дальнейшего изучения фантастической литературы, в частности, метажанра фэнтези, а также для преподавания курса истории зарубежной литературы, разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам развития современной литературы.
Структура дипломной работы обусловлена общей концепцией и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (насчитывает 104 наименования) и двух приложений. Общий объем димпломной работы - 90 страниц, из них - 72 страницы основного текста.
Фэнтези принадлежит к массовой литературе, однако в контексте постмодернистского снятия границ между массовой и элитарной культурой, может быть рассмотрен как элемент писательства главного потока, ответвления литературы о необычайном, на уровне с научной фантастикой.
Опираясь на подход к определению понятия "жанр" как модус видения и понимания действительности и на тенденцию к преодолению рациональной классификации жанров в соответствии литературными родами, целесообразно употреблять к фэнтези термин "метажанр".
Поэтика фэнтези основана на использовании символов и архетипов коллективного бессознательного. Символы выступают не только как средства воплощения абстрактных идей, но и как сюжетные и композиционные элементы, составные части вторичного мира.
Модель мира фэнтези имеет исключительно лингвистическую природу, что обусловлено отсутствием явлений вторичного мира в мире реальном (так называемый "аномальный художественный мир"). Аномальность является как денотативной (наличие мифознаков в реальности фэнтези), так и дискурсивной (образование вторичного речевого фона, разработка языков и текстов народов вторичного мира).
Вторичный мир, созданный Терри Пратчеттом, - Плоский Мир - построен на фэнтези-предположении "мир как текст". Творческая эволюция писателя позволяет сделать выводы о смещении акцентов от сатирического компонента к моделированию ситуации общества текстуализованого сознания. В работе выдвигается гипотеза о целесообразности определения творчества Терри Пратчетта как разновидности фэнтези эпохи постмодернизма.
Дискуссионные вопросы, возникающие вокруг жанровой природы фэнтези, связаны как с относительной новизной этого литературного явления, так и с многообразием присущих ему жанровых форм. Развитие фэнтези обусловлен особенностями историко-литературного процесса современности, в частности постмодернистским стремлением к нивелированию границ между высокими и низкими, массовыми и элитарными культурными формами, между вымыслом и реальностью. С учетом подхода М. М. Бахтина к жанру как к трехмерного конструктивного целого (мировоззрение, тематика, специфика грани между эстетической реальностью и действительностью), а также тенденции современного литературоведения к пересмотру классификации подчиненности жанров литературным родам, в работе сделан вывод о целесообразности использования термина "метажанр" по определению фэнтези как литературной категории.
Соответственно, для целей этого исследования признаками метажанра фэнтези считаются следующие:
1. Специфика фэнтези-предположения как выносимого за пределы текста и не требующего непосредственной сюжетной мотивации. Фэнтези - предположение опирается на фоновые знания современного человека, которые происходят из врожденного подсознательного опыта и из культурного контекста эпохи. То есть, основой предположения в фэнтези есть фон интертекста.
2. Наличие фэнтезийного мира, в котором чрезвычайность является естественным фактором (магия как движущая сила природы и тому подобное);
3. Переосмысление вопросов Добра и Зла в метафизическом измерении, как в масштабе созданного мира, так и в рамках отдельной личности;
4. Особенность функционирования символов в фэнтези заключается в том, что они являются не только знаками абстрактных идей, но и материализуются как составные элементы вторичного мира.
Модель мира фэнтези строится по следующим принципам:
• принцип аналогии (сопоставление тех или иных фактов реальности с явлениями, которые также существуют в реальности, однако в данном контексте или сочетании не являются возможными);
• принцип ассоциативности (основанной на общем культурном фоне, что является общим для авторов и читателей);
• принцип игры (и автор, и читатель понимают, что мир произведения не существует в реальности, однако, на время погружения в текст они придерживаются игровой договоренности о вере в существование этого мира);
• принцип первичного отстранения вторичного мира от бытовой реальности;
• логической непротиворечивости вторичного мира (внутренней непротиворечивости реальности), которая основана на простоте и целостности созданного мира, формальной логичности модели, интертекстуальному пространству фэнтези;
В связи с полученными результатами исследования, отметим, что теоретические аспекты метажанра (в частности, метажанра фэнтези) требуют дальнейшего рассмотрения, особенно в контексте интертекстуальности и связи с современным историко-литературным процессом. Творчество Терри Пратчетта следует изучать не только в контексте диалога массовой культуры и реинкарнации фольклорных мотивов, но и с точки зрения функционирования образов и сюжетов классической английской литературы. Перспективным направлением исследования является также дальнейшее изучение постмодернистского направления фэнтези, обобщения его особенностей и установление его роли в современной литературе.
Опираясь на подход к определению понятия "жанр" как модус видения и понимания действительности и на тенденцию к преодолению рациональной классификации жанров в соответствии литературными родами, целесообразно употреблять к фэнтези термин "метажанр".
Поэтика фэнтези основана на использовании символов и архетипов коллективного бессознательного. Символы выступают не только как средства воплощения абстрактных идей, но и как сюжетные и композиционные элементы, составные части вторичного мира.
Модель мира фэнтези имеет исключительно лингвистическую природу, что обусловлено отсутствием явлений вторичного мира в мире реальном (так называемый "аномальный художественный мир"). Аномальность является как денотативной (наличие мифознаков в реальности фэнтези), так и дискурсивной (образование вторичного речевого фона, разработка языков и текстов народов вторичного мира).
Вторичный мир, созданный Терри Пратчеттом, - Плоский Мир - построен на фэнтези-предположении "мир как текст". Творческая эволюция писателя позволяет сделать выводы о смещении акцентов от сатирического компонента к моделированию ситуации общества текстуализованого сознания. В работе выдвигается гипотеза о целесообразности определения творчества Терри Пратчетта как разновидности фэнтези эпохи постмодернизма.
Дискуссионные вопросы, возникающие вокруг жанровой природы фэнтези, связаны как с относительной новизной этого литературного явления, так и с многообразием присущих ему жанровых форм. Развитие фэнтези обусловлен особенностями историко-литературного процесса современности, в частности постмодернистским стремлением к нивелированию границ между высокими и низкими, массовыми и элитарными культурными формами, между вымыслом и реальностью. С учетом подхода М. М. Бахтина к жанру как к трехмерного конструктивного целого (мировоззрение, тематика, специфика грани между эстетической реальностью и действительностью), а также тенденции современного литературоведения к пересмотру классификации подчиненности жанров литературным родам, в работе сделан вывод о целесообразности использования термина "метажанр" по определению фэнтези как литературной категории.
Соответственно, для целей этого исследования признаками метажанра фэнтези считаются следующие:
1. Специфика фэнтези-предположения как выносимого за пределы текста и не требующего непосредственной сюжетной мотивации. Фэнтези - предположение опирается на фоновые знания современного человека, которые происходят из врожденного подсознательного опыта и из культурного контекста эпохи. То есть, основой предположения в фэнтези есть фон интертекста.
2. Наличие фэнтезийного мира, в котором чрезвычайность является естественным фактором (магия как движущая сила природы и тому подобное);
3. Переосмысление вопросов Добра и Зла в метафизическом измерении, как в масштабе созданного мира, так и в рамках отдельной личности;
4. Особенность функционирования символов в фэнтези заключается в том, что они являются не только знаками абстрактных идей, но и материализуются как составные элементы вторичного мира.
Модель мира фэнтези строится по следующим принципам:
• принцип аналогии (сопоставление тех или иных фактов реальности с явлениями, которые также существуют в реальности, однако в данном контексте или сочетании не являются возможными);
• принцип ассоциативности (основанной на общем культурном фоне, что является общим для авторов и читателей);
• принцип игры (и автор, и читатель понимают, что мир произведения не существует в реальности, однако, на время погружения в текст они придерживаются игровой договоренности о вере в существование этого мира);
• принцип первичного отстранения вторичного мира от бытовой реальности;
• логической непротиворечивости вторичного мира (внутренней непротиворечивости реальности), которая основана на простоте и целостности созданного мира, формальной логичности модели, интертекстуальному пространству фэнтези;
В связи с полученными результатами исследования, отметим, что теоретические аспекты метажанра (в частности, метажанра фэнтези) требуют дальнейшего рассмотрения, особенно в контексте интертекстуальности и связи с современным историко-литературным процессом. Творчество Терри Пратчетта следует изучать не только в контексте диалога массовой культуры и реинкарнации фольклорных мотивов, но и с точки зрения функционирования образов и сюжетов классической английской литературы. Перспективным направлением исследования является также дальнейшее изучение постмодернистского направления фэнтези, обобщения его особенностей и установление его роли в современной литературе.
Подобные работы
- ОБРАЗ МЕГАПОЛИСА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДСКОМ ФЭНТЕЗИ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Авторитарная риторика речи художественных персонажей на материале англоязычных произведений в жанре фэнтези
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - «Мифологизация» и «Циклизация» времени в мультиверсумах К.С. Льюиса и Ф. Пулмана
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021 - Авторитарная риторика речи художественных персонажей на материале англоязычных произведений в жанре фэнтези
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - ПОЭТИКА РОМАНА ФЭНТЕЗИ Н.ПЕРУМОВА «КОГДА МИР ИЗМЕНИЛСЯ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023



