Введение 5
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия в
современных условиях 6
1.1. Понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия 6
1.2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия 16
1.3. Отечественный и зарубежный опыт оценки конкурентоспособности
предприятия 22
2. Анализ путей повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банк в
современных условиях 32
2.1. Характеристика ПАО «АК БАРС» Банк 32
2.2. Анализ деятельности конкурентов ПАО «АК БАРС» Банк 40
2.3. Анализ путей повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС»
Банк 51
3. Разработка рекомендаций повышения конкурентоспособности ПАО «АК
БАРС» Банк в современных условиях 62
3.1. Способы повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банк в
современных условиях 62
3.2. Стратегии повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банк в
современных условиях 68
3.3. Рекомендации путей повышения конкурентоспособности ПАО «АК
БАРС» Банк в современных условиях 73
Заключение 81
Список использованных источников 88
Приложения
В условиях рыночной экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизм регулирования хозяйственного процесса.
Деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах. Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов.
Конкурентная борьба наиболее характерная форма конкуренции: соперничество между фирмами, производящими аналогичную продукцию и продающими ее на одном и том же рынке. Фирмы могут конкурировать либо по какому-то одному параметру (например, ценовая конкуренция), либо по нескольким (например, обслуживание, качество продукции, условия торговли, реклама, нововведения, доступ к кредиту)
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Таким образом, перед нами стоит, прежде всего, задача — определить, что же лежит в основе конкурентоспособности как экономической категории, и представить единое, адекватное действительности ее определение. Познание теоретических основ сущности и функционирования конкурентоспособности позволит определить ее взаимодействие с практикой. И чем точнее будет это определение, тем более эффективными будут и практические рекомендации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование конкурентоспособности коммерческого акционерного банка и обоснование мероприятий по улучшению его показателей.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- дать определение конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
- определить методы и основные показатели оценки
конкурентоспособности предприятия;
- изучить отечественный и зарубежный опыт оценки
конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть характеристику деятельности ПАО «АК БАРС» Банка;
- провести анализ деятельности конкурентов ПАО «АК БАРС» Банка;
- провести анализ путей повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банка;
- рассмотреть способы повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банка в современных условиях;
- определить стратегии повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банка в современных условиях;
- определить рекомендации путей повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банка в современных условиях.
Объектом исследования является ПАО «АК БАРС» Банк.
Предметом исследования является расчет и анализ конкурентоспособности коммерческого акционерного банка на примере ПАО «АК БАРС» Банк.
В работе были использованы следующие методы исследования: аналитический, методы и приемы экономического и статистического анализа, анализ методической, научной, учебной и справочной литературы.
Информационной базой исследования являются нормативные и законодательные акты, бухгалтерская финансовая отчетность ПАО «АК БАРС» Банк, учебная литература и материалы периодической печати, а также материалы, размещенные в сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы разбирается понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия, изучаются методы оценки конкурентоспособности, показываются различные примеры оценки конкурентоспособности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дается общая характеристика ПАО «АК БАРС» Банк, проводится анализ деятельности конкурентов, анализ путей повышения конкурентоспособности.
В третьей главе работы разрабатываются рекомендации путей повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банк в современных условиях.
По результатам рассмотрения характеристики ПАО «АК БАРС» Банк было определено, что Банк является одним из лидеров республиканского рынка банковских услуг. Не только по занимаемой на рынке доле и размеру капитала, но и в сфере инновационной банковской деятельности. Банк обладает одной из лучших банковских технологических платформ, позволяющей осуществлять весь спектр банковских услуг. ПАО «АК БАРС» Банк всей своей историей убедительно показывает свою способность динамично и эффективно меняться в ответ на изменение конкурентной среды, подчас опережая рынок и формируя новые рыночные тренды.
ПАО «АК БАРС» Банк постоянно совершенствует сервис и расширяет продуктовую линейку: проведено тиражирование пакетных предложений по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всей филиальной сети «АК БАРС» Банка.
Анализ развития территориальной сети Банка показал, что за период
2016- 2018 гг. наблюдается сокращение территориальной сети ПАО «АК БАРС» Банк, что вызвано вынужденной оптимизацией расходов ПАО «АК БАРС» Банка и сокращением потребности в дополнительных офисах и операционных офисах в связи с активизацией работы банка в онлайн и переходу части клиентов на дистанционное обслуживание.
Ключевые показатели развития Банка имеют благоприятную тенденцию к росту. Так, за период 2017-2018 гг. общая стоимость активов Банка увеличилась на 61 943 млн. руб., рост чистой ссудной задолженности при этом составил 91 210 млн. руб. Средства клиентов в Банке за период 2017-2018 гг. возросли на 56 919 млн. руб. Чистая прибыль ПАО «АК БАРС» Банка увеличилась за период 2016-2017 гг. на 146 млн. руб., за 2017-2018 гг. рост составил еще 1 913 млн. руб. до 2 710 млн. руб. в 2018 году.
В структуре доходных активов Банка преобладают кредитование юридических лиц, вложения в ценные бумаги, межбанковские кредиты и кредитование физических лиц. Структура кредитного портфеля ПАО «АК БАРС» Банк достаточно равномерна. Однако все же следует отметить преобладание кредитов юридическим лицам - доля данного вида кредитования в общей структуре кредитного портфеля составила в 2018 году 34,43%.
Анализ показателей ликвидности и достаточности капитала позволил сделать вывод, что ПАО «АК БАРС» Банк за исследуемый период соблюдает все установленные ЦБ РФ нормативы.
Анализ макроокружения Банка показал, что основное влияние на деятельности ПАО «АК БАРС» Банк в отрасли оказывают потенциальные конкуренты и потребители. В результате выведения с рынка нежизнеспособных банков и реализации политики Центрального банка по оздоровлению банковской системы повысилась концентрация банковского сектора. Так, на момент создания ПАО «АК БАРС» Банк в 1993г. в России функционировало 1 713 банков, из них 37 - в Республике Татарстан. По состоянию на 01.05.2019г. количество действующих кредитных организаций в РФ составило 469 ед., из них 16 являются татарстанскими банками.
Анализ деятельности конкурентов ПАО «АК БАРС» Банк позволил сделать следующие выводы. Коммерческие банки конкурируют в четырех основных рыночных сегментах: кредитование физических и юридических лиц, привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (на счета). Во всех случаях лидирующую позицию занимает ПАО «Сбербанк» с высокой долей рынка и преимущественно значительным отрывом от следующего по размеру участника рынка - ПАО «ВТБ».
Основными конкурентами Банка на рынке банковских услуг в Республике Татарстан среди региональных банков являются банки «Аверс», «Татсоцбанк», «Энергобанк», «Девон-Кредит».
В 2018 году ПАО «АК БАРС» Банк был лидером регионального рынка по показателям чистой прибыли, активов-нетто и объему кредитного портфеля. По показателю чистой прибыли наиболее близкие к ПАО «АК БАРС» Банку позиции занимают банки ООО «Аверс» АО «Татсоцбанк». По показателю активов-нетто к ПАО «АК БАРС» Банку наиболее близки ООО «Аверс» и ПАО «Тимер Банк». Ближайшими конкурентами ПАО «АК БАРС» Банку по объему кредитного портфеля являются ПАО «Тимер Банк» и АКБ «Энергобанк» (ПАО).
Оценка конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банк и его конкурентов была проведена по следующим показателям:
- прибыль;
- активы-нетто;
- кредитный портфель;
- территориальная сеть;
- качество обслуживания;
- ориентация на розничных клиентов.
По результатам оценки конкурентоспособности определено, что ПАО «АК БАРС» Банк является лидером рынка в Республике Татарстан среди местных банков. Ближайшими конкурентами являются банки «Аверс» и «Тимер Банк».
Исследование конкурентных стратегий банков показало следующее:
1. ПАО «АК БАРС» Банк стремится к изменению своей рыночной ниши, входя в группу лидеров. Долю на рынке занимает за счет расширения путем внутреннего роста и приобретений. Стратегическое положение - сочетание оборонительного и наступательного поведения. Конкурентной стратегией ПАО «АК БАРС» Банк является рост и развитие.
2. Банк «Аверс» занимает прочное конкурентное положение, в движении, стремится поднять свой рейтинг в отрасли. Долю рынка удерживает путем оптимизации рисков и предоставления качественного обслуживания. Стратегическое положение в отрасли - консервативное. Конкурентная стратегия - стремление к индивидуализации банковских услуг.
3. «Тимер Банк» стремится к изменению своей рыночной ниши, войдя в группу лидеров. Долю на рынке расширяет путем слияния и совместного роста.
Стратегическое положение - наступательное. Применяемая стратегия - стремление к индивидуализации ассортимента банковских услуг.
4. «Энергобанк» занимает среднее положение на рынке. Долю рынка удерживает путем оптимизации затрат. Стратегическое положение консервативное. Банк применяет стратегию стремления к лидерству в издержках.
5. «Татсоцбанк» также занимает среднее положение на региональном рынке банковских услуг. Долю рынка удерживает путем ориентации на розничный и зарплатный сегмент. Положение банка на рынке консервативное, а применяемая конкурентная стратегия - фокусирование на сегменте.
В целом, можно говорить о достаточно устойчивой позиции ПАО «АК БАРС» Банк на российском рынке банковских услуг. Основными ключевыми конкурентными преимуществами ПАО «АК БАРС» Банк являются: индивидуальный подход к каждому клиенту, высокий уровень оказания банковских услуг, мобильность и широкий спектр оказываемых услуг, имидж надежного Банка и высокая квалификация персонала.
Проведенный SWOT-анализ деятельности ПАО «АК БАРС» Банк позволил выявить следующие сильные стороны банка:
1. Обширная клиентская база.
2. Узнаваемость банка.
3. Высокопрофессиональный менеджмент, хорошо развита корпоративная культура.
4. Дифференцированный подход при продаже банковских продуктов.
Среди слабых сторон определены:
1. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии банка.
2. Консерватизм системы и управления.
3. Высокие ставки по кредитным программам для широких слоев населения.
4. Низкая эффективность маркетинговой деятельности.
Основными возможностями внешней среды, которые может использовать в своем стратегическом развитии ПАО «АК БАРС» Банк, являются:
1. Разработка и внедрение новых банковских продуктов и методов их продвижения.
2. Развитие региональных банков.
3. Повышение финансовой и экономической грамотности и культуры населения.
4. Развитие системы страхования банковских вкладов.
При этом ПАО «АК БАРС» Банк следует обратить внимание на существующие угрозы внешней среды:
1. Низкий уровень экономической и финансовой грамотности населения.
2. Снижение спроса на продукты в связи с экономическим кризисом: снижение уровня жизни населения.
3. Экономический кризис, негативное влияние на экономику страны.
4. Усиление позиций крупных федеральных банков и банков с иностранным участием на региональном рынке.
Для повышения конкурентоспособности ПАО «АК БАРС» Банк предлагается стратегия дифференциации. Основной постулат стратегии - ориентация на клиента и большее внимание рынку. При этом в рамках банковского обслуживания Банку необходимо придерживаться рыночной стратегии укрепления позиции, в рамках расширения деятельности и видов услуг - стратегии развития товара.
Для усиления своих позиций на рынке ПАО «АК БАРС» Банку рекомендуется использовать концепцию «4Р», включающую в себя следующие мероприятия:
- регламентация бизнес-процессов, модернизация банковских технологий, непрерывное улучшение качества услуг;
- предложение выгодных условий кредитования для благонадежных заемщиков;
- сотрудничество с известными участниками рынка на принципах взаимовыгодного сотрудничества;
- управление ходом выполнения инновационных проектов, разработок и их продвижения на рынок; планирование и контроль исполнения бюджета продвижения.
Основными мероприятиями по реализации выбранной стратегии дифференциации для ПАО «АК БАРС» Банк являются:
1. Внедрение системы мониторинга клиентов розничного рынка - методики анкетирования SERVQUAL.
2. Разработка и внедрение инструментов персонального планирования для клиентов.
2. Периодическое (1раз в месяц) написание материалов по финансовой грамотности и размещение их на сайте Банка и в приложении для клиентов.
3. Создание социальной сети клиентов Банка, доступной из Интернетбанка и мобильного банка.
4. Информирование клиентов путем прямого маркетинга (рассылка каталогов).
5. Закупка компьютеров и составление обучающих программ для организации деятельности «киосков финансовой грамотности».
6. Увеличение срока обучения, стажировки сотрудников Банка.
7. Создание новой системы материального стимулирования персонала.
8. Организация размещения информации о вакансиях на внутреннем
сайте.
Затраты на реализацию разработанных мероприятий составляют 15 400 тыс. руб. Экономический эффект от мероприятий составит 109 260 тыс. руб., что подтверждает эффективность реализации разработанных рекомендаций.
Проведенный во второй главе анализ ресурсов и способностей ПАО «АК БАРС» Банк показал, что Банк обладает всеми необходимыми ресурсами и способностями для реализации выбранной стратегии. Реализация выбранной стратегии позволит Банку усилить свою конкурентную позицию за счет более полного удовлетворения широкой категории клиентов, переориентации на индивидуальный сервис, а также повышение финансовой грамотности клиентов и предоставление им удобных инструментов личного финансового планирования.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 01.06.2018 г.: офиц. Текст // Информационно-правовая система Консультант Плюс.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ. с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017. // Информационно-правовая система Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ // Информационно-правовая система Консультант Плюс.
Книги и монографии
4. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - пер. с англ. - М.: Экономика, 2015. - 525 с.
5. Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 298 с.
6. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 2015. - 563 с.
7. Бекирова О.Н., Агафонова М.С., Кузнецова К.С. Повышение конкурентоспособности предприятия // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 4-2. - С. 12-19.
8. Бун Л. Современный маркетинг: учебное пособие для вузов / Л. Бун, Д. Куртц. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 1039 с.
9. Винокуров, В.А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия: учебное пособие / В.А.Винокуров. - М.: Проспект, 2016. - 243 с.
10. Владиславлев Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле / Д.Н. Владиславлев. - М.: Ось-89, 2014. - 208 с.
11. Газизуллина Н.Р. Управление конкурентоспособностью и процессом обслуживания покупателей предприятия розничной торговли: учебное пособие/ Н.Р.Газизуллина. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2016.- 144 с.
12. Герчикова И.Н. МЕНЕДЖМЕНТ: учебник для вузов / И.Н. Герчникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 499 с.
13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2016. - 496 с.
14. Дэй Д. Стратегический маркетинг / Д. Дэй.- пер. с англ. - М.: Эксмо, 2015. - 640 с.
15. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. - М.: Изд-во стандартов, 2017. - 17 с.
16. Захаров А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия / А.Н. Захаров. - М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2018 - 56 с.
17. Киреева, Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Н.В.Киреева. - М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2016. - 512 с.
18. Кревенс Д. Стратегический менеджмент: пер. с англ. М., 2016. - 597 с.
19. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: Инфра- М, 2016. - 388 с.
20. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А, Лазаренко // Молодой ученый. - 2018. - №1. - С. 374-377
21. Леви М. Основы розничной торговли / М. Леви, Б.А. Вейтц. - пер. с англ. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
22. Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
23. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И.М. Лифиц. - М. : Юрайт-Издат., 2014. - 335 с.
24. Лифиц. И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-Издат., 2016. - 464 с.
25. Москальчук С. С. Управление конкурентоспособностью предприятия в современных экономических условиях: монография / С.С. Москальчук. - Саратов: КУБиК, 2015. - 238 с.
26. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга / А.Н. Матанцев. - М.: Юристъ, 2017. - 378 с.
27. Магометов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учебное
пособие / Ш.Ш. Магометов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 294 с.
28. Макдоналд М. Сегментирование рынка: практическое руководство / М. Макдоналд, Я. Данбар. - М.: Изд-во "Дело и сервис", 2015. - 288 с.
29. Мау В.Р. Уроки стабилизации и перспективы роста: экономическая политика России в 2018 году // Вопросы экономики. 2018, №2, с.46-50.
30. Николаева Т.Н. Конкурентоспособность предприятий торговли: учебное пособие для вузов / Т.Н. Николаева. - М.: Деловая литература, 2016. - 448 с.
31. Поляков В. В., Пироев А. В. Повышение конкурентоспособности малого предпринимательства как объективная основа развития внешнеэкономического потенциала региона / РГЭУ (РИНХ). - Ростов-н/Д,
2016. - 137 с.
32. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. - 608 с.
33. Семенова Е. И. Конкурентоспособность как фактор маркетинговой среды / Е.И.Семенова. - Москва: Деловая литература, 2017. - 36с.
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Г.В. Савицкая. - М.: Экоперспектива, 2016. - 607 с.
35. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности России: учебное пособие / И.А.Спиридонов. - М.: Графа, 2015. - 309 с.
36. Синяева И.М. Управление маркетингом: учебное пособие для вузов / И.М. Синяева. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 224 с.
37. Томпсон А.А. - мл., А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. М., 2016. - 651 с.
38. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2017. №12. С.23-34.
39. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А Фатхутдинов. - М: Изд-во Эксмо, 2015, 544 с.
40. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А Быков. - Москва: Юнити-Дана,
2013. - 296 с.
41. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий / В.В. Царев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 799 с.
42. Черногорцева С.Н. Развитие торговой марки как фактор повышения конкурентоспособности / С.Н Черногорцева. - Владимир: Деловая литература,
2017. - 165 с.
43. Чернов В.А. Экономический анализ: учебное пособие / В.А. Чернов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 686 с.
44. Чупрунова О.О. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.О. Чупрунова, Е.В. Ерохина // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 223-226.
45. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. - пер. с нем. - М.: Прогресс, 2015. - 455 с.
46. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. - 2е изд. - М.: Гном-Пресс, 2017. - 384 с.
Электронные ресурсы
47. Борисенко Мария Юрьевна Бенчмаркинг как современный
инструмент управления предприятием [Электронный ресурс] // Kant. 2018. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarking-kak-
sovremennyyinstrument-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 10.01.2019).
48. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности
предприятия [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 85-87. — URL
https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8220/ (дата обращения: 10.01.2019).
49. Оковкина Ольга Николаевна, Чупайда Александр Михайлович Пути
повышения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // Экономический журнал. 2018. №19. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/putipovysheniya-konkurentosposobnosti- predpriyatiya (дата обращения: 10.01.2019).
50. ПАО «АК БАРС» Банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akbars.ru/ (дата обращения: 05.06.2019).
51. ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru (дата обращения: 05.06.2019).
52. Рейтинги банков. Портал «Банки.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 05.06.2019).
53. Рейтинг кредитоспособности ПАО «АК БАРС» Банк от
аккредитованных рейтинговых агентств (по состоянию на 15 марта 2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analizbankov.ru/?BankId=ak-
bars-2590&BankMenu=nadezhnost (дата обращения: 05.06.2019).
54. Титов Е. В., Рахимова Г. С. Содержание и условия реализации конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. 2018. №1. URL: bttps://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie- iusloviya-realizatsii-konkurentosposobnosti (дата обращения: 10.01.2019) (дата обращения: 05.06.2019).
55. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 05.06.2019).