Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и стиля детско-родительских отношений

Работа №42219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
514
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля детско-родительских
отношений 6
1.1 Специфика страхов в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Типы детско-родительских отношений 14
1.3 Значение детско-родительских отношений для психического развития
ребенка 20
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля детско-родительских отношений 29
2.1 Задачи, методы и организация исследования 29
2.2 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3 Выявление детско-родительских отношений у старших дошкольников с
разным уровнем страхов 46
Глава 3. Содержание коррекционно-развивающей программы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с учетом стиля
детско-родительских отношений 51
3.1 Структура коррекционно-развивающей программы 51
3.2 Описание содержания блоков программы 58
3.3 Анализ результатов исследования 69
Заключение

Актуальность исследования. Современная социокультурная среда предъявляет повышенные требования к достижениям ребенка со стороны родителей, опосредованным образовательными стандартами, задаваемыми обществом. Все это негативно влияет на психическое развитие и эмоциональное благополучие современных дошкольников.
Ребенок взаимодействует с окружающим миром на разных уровнях социального окружения (семья, школа, сверстники, СМИ, культурные обычаи, ценности страны, правовая, образовательная и политическая системы и др.). Семья влияет на ребенка на всех указанных уровнях. Она является ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяющим его потребности в принятии, защите, поддержке, таким образом, снижается влияние стрессовых факторов общества.
Современные дети могут испытывать страхи по самым разным причинам: проблемы вхождения в школьную жизнь, новые образовательные стандарты, социальное неравенство в школе, сверхтребовательность родителей к собственным детям. Проблема появления страхов часто осложняется тем, что некоторые родители не понимают, как именно реагировать на проявления эмоционального неблагополучия ребенка.
Указанные причины свидетельствуют о важности изучения детских страхов и роли детско-родительских отношений в их проявлении. В психологии развития и возрастной психологии данная тема изучена достаточно хорошо. Однако специфика страхов, причины и механизмы их возникновения исследованы не в полной мере. Основные исследования были проведены в середине прошлого века (Д. Вольпе, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Дж. Келли, В.В. Лебединский, Ч. Спилбергер, Ф. Шапиро и др.).
Объект исследования - страхи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и стиля детско-родительских отношений.
Цель исследования - анализ специфики проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику страхов в старшем дошкольном возрасте.
2. Выделить типы детско-родительских отношений.
3. Определить значение детско-родительских отношений для психического развития ребенка.
4. Выявить страхи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить детско-родительские отношения у старших дошкольников с разным уровнем страхов.
6. Описать структуру коррекционно-развивающей программы.
7. Описать содержание блоков программы.
8. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: количество и разнообразие страхов у детей старшего дошкольного возраста зависит от степени принятия детьми родителями.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- психология семейных отношений (Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и
др);
- современные концепции детско-родительских отношений (Н.Н. Авдеева, О.А. Карабанова, Е.О. Смирнова и др.);
- теоретико-экспериментальные подходы к изучению детских страхов (Е.П. Ильин, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.).
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение;
- эмпирические - психолого-педагогический эксперимент. Исследование осуществлялось с помощью методик:
1. Тест «Страхи в домиках» (автор - А.И. Захаров, модификация М.А. Панфиловой).
2. Рисуночный тест «Дом - Дерево - Человек» (Дж. Бук).
3. Опросник родительского отношения (авторы - А.Я. Варга, В.В. Столин).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Именно в старшем дошкольном возрасте страхи выражаются в
наибольшей степени, что связано с ростом понимания детьми опасностей.
Основными причинами страхов являются неблагоприятные детскородительские отношения, высокая требовательность родителей,
недостаточный учет ими потенциала ребенка. Наиболее выражены в этом
возрасте страх собственной смерти и смерти родителей, страх животных,
глубины, огня, страшных снов.
Разные психологические направления и школы по-своему
рассматривают влияние детско-родительских отношений на формирование
личности ребенка. Ребенок в семье может играть одну из ролей: любимчик,
беби, козел отпущения или примиритель. Родительские стили поведения
подразделяются на авторитетный, авторитарный, попустительский,
хаотический и опекающий. Типичные модели отношений в семье – это
семьи, уважающие детей; отзывчивые; материально-ориентированные;
враждебные; антисоциальные.
От типа детско-родительских отношений напрямую зависит
гармоничное развитие личности ребенка. Дети, не подвергающиеся насилию
(физическому или психологическому) в семье, уверенные в себе и
родительской любви, не проявляют признаков тревожности и страха. У них
более высокая самооценка, уверенность в своих силах. Именно от родителей
зависит, насколько психологически устойчивым вырастет ребенок.
Для диагностики страхов у детей старшего дошкольного возраста
использовались следующие психодиагностические методики:
1. Тест «Страхи в домиках» (автор – А.И. Захаров, модификация
М.А. Панфиловой) – для диагностики уровня страхов у детей и выявления и
уточнения преобладающих видов страха.
2. Рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек», разработанный Дж.
Буком.76
3. Для диагностики типа детско-родительских отношений
использовался опросник родительского отношения (авторы – А.Я. Варга,
В.В. Столин) – для установления родительского отношения и чувств к детям,
поведенческих стереотипов и др.
Исследование проводилось в 6 этапов. В исследовании приняли
участие 30 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 лет.
Результаты теста «Страхи в домиках» показали, что у 40% старших
дошкольников количество страхов превышает возрастные нормы. Ведущими
страхами у детей старшего дошкольного возраста являются: страх своей
смерти или смерти родителей, страх перед родителями, страх высоты, крови
и наказания. У девочек в большей степени, чем у мальчиков, выражен страх
собственной смерти и смерти родителей, высоты, врачей, крови, темноты,
страшных снов. У мальчиков же более выражен страх чудовищ и наказания.
Одинаковыми сильными для мальчиков и девочек 6 лет являются страх
перед родителями и страх огня.
Как показал анализ рисунков, дети, у которых были выявлены
тревожные симптомы, касающиеся наличия чувства незащищенности,
тревожности, трудностей общения, враждебности, недоверия к себе, имеют
низкий уровень доверия. Это проявляется в виде закрытости, нежелании
общаться с людьми, сложности вступления в контакт с незнакомыми
людьми, восприятии окружающей среды как враждебной. Данные
наблюдения подтвердились и беседой как с самими детьми в
пострисуночном опросе, так и с родителями. При этом важно отметить, что
делать окончательные выводы по результатам проведенной одной
диагностической методики недостаточно.
Семья является важнейшей средой, в которой происходит
формирование базового доверия к миру. Уровень взаимопонимания и
доверия в семье зависит, в первую очередь, от взрослых, и в случае его
нарушения важно, в том числе, направить внимание на выявление
особенностей взаимоотношений ребенка с семьей, его восприятие членов77
семьи. Для этого можно применить рисуночный тест «Моя семья», который
направлен на диагностику внутрисемейных отношений в восприятии
ребенка. Кроме того, для выявления личностных особенностей ребенка
дополнительно можно провести проективную методику «Рисунок
несуществующего животного».
Управляя тематикой рисунков и направляя ее, можно добиться
переключения внимания, чтобы сконцентрировать на конкретных значимых
проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции
страхов методом рисуночной терапии.
Так, рисование на заданную тему, где предметом изображения
выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими
людьми, является наиболее распространенным проективным рисунком.
Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Дом –
Дерево – Человек», «Я в школе», «Я дома», «Какой я сейчас», «Я в
будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший
поступок», «Мой мир» и т.д.
Детско-родительские отношения выявлялись с помощью опросника
родительского отношения. Согласно полученным данным, все родители были
разделены на 5 групп, в зависимости от их отношения к ребенку. 30%
родителей принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают его
личность. 30% родителей стремятся к симбиотическим отношениям с
ребенком. У 20% родителей отмечается авторитаризм по отношению к
ребенку. Они требуют от него безоговорочного послушания и дисциплины.
10% родителей воспринимают своего ребенка неудачливым, плохим и
неприспособленным. 10% родителей воспринимают своего ребенка
«маленьким неудачником». Они не принимают всерьез его увлечения,
интересы и чувства.
Количество страхов выше у тех детей, в семьях которых детскородительские отношения характеризуются авторитаризмом, отвержением
или авторитарной гиперсоциализацией. Общими страхами для этих групп78
детей являются: страх собственной смерти, страх смерти родителей, страх
наказания, страх перед родителями. Это свидетельствует о том, что на
детские страхи напрямую влияет отношение родителя к ребенку, в первую
очередь, неучет его потребностей и интересов, невнимание к ребенку,
проявление злости и раздражения, наказания.
Полученные данные обусловили необходимость проведения работы с
такими родителями и детьми по коррекции типа детско-родительских
отношений.
Коррекционно-развивающая программа предназначена для родителей с
неадекватными стилями семейного воспитания, при коммуникативных
нарушениях в семье: разобщенность, перверсия ролей и т.д. Программа
также актуальна при поведенческих проблемах детей: негативизм, лживость,
воровство и т.д., связанных с проблемами в семье.
Цель программы – сформировать у родителей и детей ценностные
представления о семье, семейных обязанностях и традициях, сплотить детей
и родителей, гармонизировать детско-родительские отношения.
Срок реализации программы – 3 месяца.
Повторная диагностика страхов по тесту «Страхи в домиках»
позволила сделать следующие выводы. У 27% старших дошкольников
количество страхов превышает возрастные нормы, что на 13% меньше, чем
на констатирующем этапе исследования.
Согласно данным повторной диагностики, у старших дошкольников
снизился уровень следующих страхов: страх чудовищ, страх перед
родителями, страх темноты, страх наказания. Это свидетельствует об
эффективности коррекционно-развивающей программы по стабилизации
детско-родительских отношений. В процессе прохождения программы дети и
родители учились чувствовать и понимать потребности друг друга, работать
в паре, помогать друг другу. Поэтому у детей закономерно снизился страх
перед родителями и страх наказания. Дети стали понимать, что родитель – не
соперник и не враг, а друг, который в трудную минуту всегда придет на79
помощь.
Неизменно высокими остались страхи детей перед собственной
смертью и смертью родителей, но это связано с когнитивным развитием
детей, которые в этом возрасте более реально осознают возможные
опасности. Кроме того, согласно научным данным, у детей 6-7 лет страх
смерти является самым распространенным.
В результате проведенной программы повысилось доверие и
сотрудничество между родителями и детьми, у родителей развилось активное
слушание. Программа позволила выявить тревожные состояния у детей,
уровень их самостоятельности и волевых регуляций, актуализировать
семейные ценности, изучить психологическую дистанцию в семейных
отношениях, выявить внутрисемейную волевую структуру. Родители
научились правильно использовать систему поощрений и наказаний в
отношении своих детей.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ