Введение
Глава 1. Теоретические основы проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля детско-родительских
отношений 6
1.1 Специфика страхов в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Типы детско-родительских отношений 14
1.3 Значение детско-родительских отношений для психического развития
ребенка 20
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля детско-родительских отношений 29
2.1 Задачи, методы и организация исследования 29
2.2 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3 Выявление детско-родительских отношений у старших дошкольников с
разным уровнем страхов 46
Глава 3. Содержание коррекционно-развивающей программы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с учетом стиля
детско-родительских отношений 51
3.1 Структура коррекционно-развивающей программы 51
3.2 Описание содержания блоков программы 58
3.3 Анализ результатов исследования 69
Заключение
Актуальность исследования. Современная социокультурная среда предъявляет повышенные требования к достижениям ребенка со стороны родителей, опосредованным образовательными стандартами, задаваемыми обществом. Все это негативно влияет на психическое развитие и эмоциональное благополучие современных дошкольников.
Ребенок взаимодействует с окружающим миром на разных уровнях социального окружения (семья, школа, сверстники, СМИ, культурные обычаи, ценности страны, правовая, образовательная и политическая системы и др.). Семья влияет на ребенка на всех указанных уровнях. Она является ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяющим его потребности в принятии, защите, поддержке, таким образом, снижается влияние стрессовых факторов общества.
Современные дети могут испытывать страхи по самым разным причинам: проблемы вхождения в школьную жизнь, новые образовательные стандарты, социальное неравенство в школе, сверхтребовательность родителей к собственным детям. Проблема появления страхов часто осложняется тем, что некоторые родители не понимают, как именно реагировать на проявления эмоционального неблагополучия ребенка.
Указанные причины свидетельствуют о важности изучения детских страхов и роли детско-родительских отношений в их проявлении. В психологии развития и возрастной психологии данная тема изучена достаточно хорошо. Однако специфика страхов, причины и механизмы их возникновения исследованы не в полной мере. Основные исследования были проведены в середине прошлого века (Д. Вольпе, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Дж. Келли, В.В. Лебединский, Ч. Спилбергер, Ф. Шапиро и др.).
Объект исследования - страхи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и стиля детско-родительских отношений.
Цель исследования - анализ специфики проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику страхов в старшем дошкольном возрасте.
2. Выделить типы детско-родительских отношений.
3. Определить значение детско-родительских отношений для психического развития ребенка.
4. Выявить страхи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить детско-родительские отношения у старших дошкольников с разным уровнем страхов.
6. Описать структуру коррекционно-развивающей программы.
7. Описать содержание блоков программы.
8. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: количество и разнообразие страхов у детей старшего дошкольного возраста зависит от степени принятия детьми родителями.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- психология семейных отношений (Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и
др);
- современные концепции детско-родительских отношений (Н.Н. Авдеева, О.А. Карабанова, Е.О. Смирнова и др.);
- теоретико-экспериментальные подходы к изучению детских страхов (Е.П. Ильин, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.).
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение;
- эмпирические - психолого-педагогический эксперимент. Исследование осуществлялось с помощью методик:
1. Тест «Страхи в домиках» (автор - А.И. Захаров, модификация М.А. Панфиловой).
2. Рисуночный тест «Дом - Дерево - Человек» (Дж. Бук).
3. Опросник родительского отношения (авторы - А.Я. Варга, В.В. Столин).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Именно в старшем дошкольном возрасте страхи выражаются в
наибольшей степени, что связано с ростом понимания детьми опасностей.
Основными причинами страхов являются неблагоприятные детскородительские отношения, высокая требовательность родителей,
недостаточный учет ими потенциала ребенка. Наиболее выражены в этом
возрасте страх собственной смерти и смерти родителей, страх животных,
глубины, огня, страшных снов.
Разные психологические направления и школы по-своему
рассматривают влияние детско-родительских отношений на формирование
личности ребенка. Ребенок в семье может играть одну из ролей: любимчик,
беби, козел отпущения или примиритель. Родительские стили поведения
подразделяются на авторитетный, авторитарный, попустительский,
хаотический и опекающий. Типичные модели отношений в семье – это
семьи, уважающие детей; отзывчивые; материально-ориентированные;
враждебные; антисоциальные.
От типа детско-родительских отношений напрямую зависит
гармоничное развитие личности ребенка. Дети, не подвергающиеся насилию
(физическому или психологическому) в семье, уверенные в себе и
родительской любви, не проявляют признаков тревожности и страха. У них
более высокая самооценка, уверенность в своих силах. Именно от родителей
зависит, насколько психологически устойчивым вырастет ребенок.
Для диагностики страхов у детей старшего дошкольного возраста
использовались следующие психодиагностические методики:
1. Тест «Страхи в домиках» (автор – А.И. Захаров, модификация
М.А. Панфиловой) – для диагностики уровня страхов у детей и выявления и
уточнения преобладающих видов страха.
2. Рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек», разработанный Дж.
Буком.76
3. Для диагностики типа детско-родительских отношений
использовался опросник родительского отношения (авторы – А.Я. Варга,
В.В. Столин) – для установления родительского отношения и чувств к детям,
поведенческих стереотипов и др.
Исследование проводилось в 6 этапов. В исследовании приняли
участие 30 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 лет.
Результаты теста «Страхи в домиках» показали, что у 40% старших
дошкольников количество страхов превышает возрастные нормы. Ведущими
страхами у детей старшего дошкольного возраста являются: страх своей
смерти или смерти родителей, страх перед родителями, страх высоты, крови
и наказания. У девочек в большей степени, чем у мальчиков, выражен страх
собственной смерти и смерти родителей, высоты, врачей, крови, темноты,
страшных снов. У мальчиков же более выражен страх чудовищ и наказания.
Одинаковыми сильными для мальчиков и девочек 6 лет являются страх
перед родителями и страх огня.
Как показал анализ рисунков, дети, у которых были выявлены
тревожные симптомы, касающиеся наличия чувства незащищенности,
тревожности, трудностей общения, враждебности, недоверия к себе, имеют
низкий уровень доверия. Это проявляется в виде закрытости, нежелании
общаться с людьми, сложности вступления в контакт с незнакомыми
людьми, восприятии окружающей среды как враждебной. Данные
наблюдения подтвердились и беседой как с самими детьми в
пострисуночном опросе, так и с родителями. При этом важно отметить, что
делать окончательные выводы по результатам проведенной одной
диагностической методики недостаточно.
Семья является важнейшей средой, в которой происходит
формирование базового доверия к миру. Уровень взаимопонимания и
доверия в семье зависит, в первую очередь, от взрослых, и в случае его
нарушения важно, в том числе, направить внимание на выявление
особенностей взаимоотношений ребенка с семьей, его восприятие членов77
семьи. Для этого можно применить рисуночный тест «Моя семья», который
направлен на диагностику внутрисемейных отношений в восприятии
ребенка. Кроме того, для выявления личностных особенностей ребенка
дополнительно можно провести проективную методику «Рисунок
несуществующего животного».
Управляя тематикой рисунков и направляя ее, можно добиться
переключения внимания, чтобы сконцентрировать на конкретных значимых
проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции
страхов методом рисуночной терапии.
Так, рисование на заданную тему, где предметом изображения
выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими
людьми, является наиболее распространенным проективным рисунком.
Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Дом –
Дерево – Человек», «Я в школе», «Я дома», «Какой я сейчас», «Я в
будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший
поступок», «Мой мир» и т.д.
Детско-родительские отношения выявлялись с помощью опросника
родительского отношения. Согласно полученным данным, все родители были
разделены на 5 групп, в зависимости от их отношения к ребенку. 30%
родителей принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают его
личность. 30% родителей стремятся к симбиотическим отношениям с
ребенком. У 20% родителей отмечается авторитаризм по отношению к
ребенку. Они требуют от него безоговорочного послушания и дисциплины.
10% родителей воспринимают своего ребенка неудачливым, плохим и
неприспособленным. 10% родителей воспринимают своего ребенка
«маленьким неудачником». Они не принимают всерьез его увлечения,
интересы и чувства.
Количество страхов выше у тех детей, в семьях которых детскородительские отношения характеризуются авторитаризмом, отвержением
или авторитарной гиперсоциализацией. Общими страхами для этих групп78
детей являются: страх собственной смерти, страх смерти родителей, страх
наказания, страх перед родителями. Это свидетельствует о том, что на
детские страхи напрямую влияет отношение родителя к ребенку, в первую
очередь, неучет его потребностей и интересов, невнимание к ребенку,
проявление злости и раздражения, наказания.
Полученные данные обусловили необходимость проведения работы с
такими родителями и детьми по коррекции типа детско-родительских
отношений.
Коррекционно-развивающая программа предназначена для родителей с
неадекватными стилями семейного воспитания, при коммуникативных
нарушениях в семье: разобщенность, перверсия ролей и т.д. Программа
также актуальна при поведенческих проблемах детей: негативизм, лживость,
воровство и т.д., связанных с проблемами в семье.
Цель программы – сформировать у родителей и детей ценностные
представления о семье, семейных обязанностях и традициях, сплотить детей
и родителей, гармонизировать детско-родительские отношения.
Срок реализации программы – 3 месяца.
Повторная диагностика страхов по тесту «Страхи в домиках»
позволила сделать следующие выводы. У 27% старших дошкольников
количество страхов превышает возрастные нормы, что на 13% меньше, чем
на констатирующем этапе исследования.
Согласно данным повторной диагностики, у старших дошкольников
снизился уровень следующих страхов: страх чудовищ, страх перед
родителями, страх темноты, страх наказания. Это свидетельствует об
эффективности коррекционно-развивающей программы по стабилизации
детско-родительских отношений. В процессе прохождения программы дети и
родители учились чувствовать и понимать потребности друг друга, работать
в паре, помогать друг другу. Поэтому у детей закономерно снизился страх
перед родителями и страх наказания. Дети стали понимать, что родитель – не
соперник и не враг, а друг, который в трудную минуту всегда придет на79
помощь.
Неизменно высокими остались страхи детей перед собственной
смертью и смертью родителей, но это связано с когнитивным развитием
детей, которые в этом возрасте более реально осознают возможные
опасности. Кроме того, согласно научным данным, у детей 6-7 лет страх
смерти является самым распространенным.
В результате проведенной программы повысилось доверие и
сотрудничество между родителями и детьми, у родителей развилось активное
слушание. Программа позволила выявить тревожные состояния у детей,
уровень их самостоятельности и волевых регуляций, актуализировать
семейные ценности, изучить психологическую дистанцию в семейных
отношениях, выявить внутрисемейную волевую структуру. Родители
научились правильно использовать систему поощрений и наказаний в
отношении своих детей.