ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы функционирования рынка труда 6
1.1. Понятие, функции и типы рынка труда 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование рынка труда 16
1.3. Особенности функционирования рынка труда в российской экономике 22
2. Анализ состояния и проблем развития рынка труда Республики Татарстан 32
2.1. Анализ ситуации на рынке труда РТ 32
2.2. Механизм регулирования занятости населения на рынке труда РТ 37
2.3. Современные проблемы развития рынка труда РТ 43
3. Основные пути развития рынка труда Республики Татарстан 51
3.1. Направления совершенствования регулирования рынка труда РТ 51
3.2. Пути совершенствования стимулирования труда и качества рабочей
силы 57
Заключение 62
Список использованных источников 67
1. Теоретические основы функционирования рынка труда 6
1.1. Понятие, функции и типы рынка труда 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование рынка труда 16
1.3. Особенности функционирования рынка труда в российской экономике 22
2. Анализ состояния и проблем развития рынка труда Республики Татарстан 32
2.1. Анализ ситуации на рынке труда РТ 32
2.2. Механизм регулирования занятости населения на рынке труда РТ 37
2.3. Современные проблемы развития рынка труда РТ 43
3. Основные пути развития рынка труда Республики Татарстан 51
3.1. Направления совершенствования регулирования рынка труда РТ 51
3.2. Пути совершенствования стимулирования труда и качества рабочей
силы 57
Заключение 62
Список использованных источников 67
Развитие российского рынка труда характеризовалось необычайно высокой адаптационной эффективностью. В результате происходивших в данной сфере процессов, удалось избежать массовой безработицы и сопутствующих ей негативных социальных последствий; удалось удержать на относительно приемлемом уровне эффективность производства; при довольно значительном уменьшении реальной заработной платы уровень реального потребления сократился в существенно меньшей степени; динамика цены труда, по меньшей мере, не подталкивала развитие инфляционных процессов.
Все перечисленные позитивные и негативные характеристики относились к периоду кризисного спада в экономике. На данный момент, целесообразно проанализировать рынок труда с точки зрения эффективности его функционирования в условиях роста, для чего необходимо провести анализ структуры предложения рабочей силы и спроса на труд, анализ степени интенсивности использования работников, вовлеченных в процесс производства, оценить уровень и динамику часовой производительности труда, оценить перспективы изменения эффективности рынка рабочей силы в среднесрочном периоде и возможность активного воздействия государства на его функционирование.
Основным показателем, характеризующим уровень использования рабочей силы, в соответствии с международной практикой, является уровень занятости. Эффективность использования рабочей силы с количественной и качественной точки зрения, может быть рассмотрена в разрезе четырех базовых характеристик рабочей силы: двух демографических и двух социальных.
В настоящее время, сдерживающими факторами развитие рыночных отношений являются высокие налоги. Таким же образом, негативное влияние оказывают расширение криминальной деятельности (вымогательство, рэкет), незаконные производственно-экономические сделки, что непременно ведет к снижению темпов производства.
В связи с этим актуальность приобретает выбор условий, которые обеспечивают введение цивилизованных рыночных отношений. Проблема формирования и функционирования рынка труда в России приобретает приоритетное значение в силу значительного роста безработицы, что непременно приводит к обострению социальных отношений и усиления политической напряженности. Проблемы занятости говорят о необходимости корректировки проводимой трудовой политики, что требует ее научного обоснования.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных ученых, как Воронин И.А., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Чикмарев Е.С., Якушев В. А.
Цель работы - разработка предложений по совершенствованию функционирования рынка труда Республики Татарстан (РТ). Поставленная цель достигается решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, функции и типы рынка труда;
- изучить нормативно-правовое регулирование рынка труда;
- исследовать особенности функционирования рынка труда в российской экономике;
- проанализировать проблемы развития рынка труда РТ;
- изучить программы регулирования рынка труда РТ;
- оценить политику стимулирования качества рабочей силы на рынке труда РТ.
Объект исследования - рынок труда Республики Татарстан.
Предмет исследования - проблемы развития рынка труда.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, основной части, а также заключения и списка использованных источников.
Во введении определяется актуальность темы исследования, ее предмет, объект, цели и задачи работы. В основной части рассматриваются основные пути развития рынка труда Республики Татарстан. В заключении сформулированы основные выводы по данной теме работы.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников; комплексный подход; системный подход.
Все перечисленные позитивные и негативные характеристики относились к периоду кризисного спада в экономике. На данный момент, целесообразно проанализировать рынок труда с точки зрения эффективности его функционирования в условиях роста, для чего необходимо провести анализ структуры предложения рабочей силы и спроса на труд, анализ степени интенсивности использования работников, вовлеченных в процесс производства, оценить уровень и динамику часовой производительности труда, оценить перспективы изменения эффективности рынка рабочей силы в среднесрочном периоде и возможность активного воздействия государства на его функционирование.
Основным показателем, характеризующим уровень использования рабочей силы, в соответствии с международной практикой, является уровень занятости. Эффективность использования рабочей силы с количественной и качественной точки зрения, может быть рассмотрена в разрезе четырех базовых характеристик рабочей силы: двух демографических и двух социальных.
В настоящее время, сдерживающими факторами развитие рыночных отношений являются высокие налоги. Таким же образом, негативное влияние оказывают расширение криминальной деятельности (вымогательство, рэкет), незаконные производственно-экономические сделки, что непременно ведет к снижению темпов производства.
В связи с этим актуальность приобретает выбор условий, которые обеспечивают введение цивилизованных рыночных отношений. Проблема формирования и функционирования рынка труда в России приобретает приоритетное значение в силу значительного роста безработицы, что непременно приводит к обострению социальных отношений и усиления политической напряженности. Проблемы занятости говорят о необходимости корректировки проводимой трудовой политики, что требует ее научного обоснования.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных ученых, как Воронин И.А., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Чикмарев Е.С., Якушев В. А.
Цель работы - разработка предложений по совершенствованию функционирования рынка труда Республики Татарстан (РТ). Поставленная цель достигается решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, функции и типы рынка труда;
- изучить нормативно-правовое регулирование рынка труда;
- исследовать особенности функционирования рынка труда в российской экономике;
- проанализировать проблемы развития рынка труда РТ;
- изучить программы регулирования рынка труда РТ;
- оценить политику стимулирования качества рабочей силы на рынке труда РТ.
Объект исследования - рынок труда Республики Татарстан.
Предмет исследования - проблемы развития рынка труда.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, основной части, а также заключения и списка использованных источников.
Во введении определяется актуальность темы исследования, ее предмет, объект, цели и задачи работы. В основной части рассматриваются основные пути развития рынка труда Республики Татарстан. В заключении сформулированы основные выводы по данной теме работы.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников; комплексный подход; системный подход.
В соответствие с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены понятия, функции и типы рынка труда; изучено нормативно-правовое регулирование рынка труда; исследованы особенности функционирования рынка труда в российской экономике; проанализированы проблемы развития рынка труда РТ; изучены программы регулирования рынка труда РТ; оценена политика стимулирования качества рабочей силы на рынке труда РТ, что позволило сделать следующие выводы.
Рынок является формой связи субъектов экономической деятельности, на основе которой реализуются товары, рабочая сила, а также капиталы в конкретных точках экономического пространства.
Вопросы улучшения условий труда решаются на основе реструктуризации и диверсификации вредных производств в общем контексте обеспечения конкурентоспособности предприятий. Данные процессы сопровождаются сокращением неэффективных рабочих мест, переквалификацией работников, а также расширением сферы услуг и развитием инновационных направлений деятельности.
Целью модернизации механизмов регулирования трудовых отношений выступает наиболее точное обеспечение прав граждан на достойный труд. Для их успешного решения имеются все необходимые условия: благоприятный инвестиционный климат, устойчивый рост экономики, система эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций.
По данным МТЗиСЗ РТ, наблюдается тенденция снижения доли молодежи в возрасте от 18 до 29 лет в составе безработных. Тем не менее, уровень безработицы молодежи г. Казани остается высоким - пятая часть от общего количества признанных безработными (на 01.01.2019г. - 20,1% или 3065 чел.). Наиболее востребованными профессиями и специальностями на сегодняшний день являются: водитель автомобиля (31,9 тыс. руб.), электрогазосварщик (37,8 тыс. руб.), монтажник (68,2 тыс. руб.); кондуктор (24,3 тыс. руб.), арматурщик (41,3 тыс. руб.), бетонщик (42,3 тыс. руб.), повар (18,7 тыс. руб.), штукатур (29,9 тыс. руб.), каменщик (34 тыс. руб.), стрелок (22,5 тыс. руб.), охранник (13,4 тыс. руб.), риелтор (34,2 тыс. руб.), полицейский (24,3 тыс. руб.), менеджер (23,4 тыс. руб.), медицинская сестра (18,1 тыс. руб.), агент страховой (16 тыс. руб.), механик (21,8 тыс. руб.), инженер (25,6тыс. руб.), младший воспитатель (12,4 тыс. руб.), бухгалтер (18,6 тыс. руб.), кассир (19,2 тыс. руб.). Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 апреля 2019 года составил 0,32 человека на вакансию.
Средняя продолжительность безработицы по итогам 2018 года составила
5,6 месяца (на 01.01.2018г. - 5,29 месяца). Как и в прошлом году, дольше всех (7,05 мес.) находились в поиске работы граждане, относящиеся к категории инвалидов, меньше (3,78 мес.) - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
В целях содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость, а также обеспечение кадрами экономики Республики Татарстан реализуется государственная программа «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы». Данная программа включает в себя 3 подпрограммы:
- реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции на 2014-2020 годы;
- улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан;
- популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014-2020 годы [41].
Основными задачами программы являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения;
- повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу;
- содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;
- наиболее полное удовлетворение потребности работодателей в комплектации кадрами;
- реализация мер социальной поддержки безработных граждан.
По нашему мнению, становление рынка, а также усиление конкуренции на базе высоких технологий, и необходимость развития человеческого потенциала должно привести к усилению роли правительства в экономике Республики Татарстан. Необходимо регулировать экономическую функцию - создавать необходимые условия для функционирования и прогресса экономики, обеспечение деятельности экономическими регуляторами.
Особо следует подчеркнуть, что регулирование рынка труда должно отвечать интересам как наемных работников, так и предпринимателей. В системе данных мер регулирования рынка труда мы полагаем, что можно выделить следующие:
- меры по регулированию спроса на труд;
- меры по регулированию предложения труда;
- меры по предоставлению социальных гарантий занятости.
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели,
регулирование рынка труда должно быть направлено на создание правовых, экономических условий для повышения эффективности занятости населения РТ. К основным задачам политики в области регулирования рынка труда должны относиться:
- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Действиями, направленными на регулирование рынка труда Республики Татарстан, должны являться:
- совершенствование законодательства в области содействия занятости населения в сочетании с современными тенденциями социально-трудовой сферы в связи с созданием высокотехнологических производств и объектов инфраструктуры;
- совершенствование системы мониторинга в определении профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе, а также реализации приоритетных национальных проектов. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу осуществляется путем обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест за счет разработки целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также за счет информационнопропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
- развитие кадрового потенциала: в условиях ускоряющегося научного и технического прогресса работнику необходимо предоставить возможность широкого доступа к постоянному обновлению знаний и умений, качественной информации и консультациям относительно возможностей получения образования на протяжении всей жизни;
- повышение качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.
Совершенствование регулирования рынка труда РТ в области занятости
должно охватить:
- регулирование заработной платы;
- стимулирование создания новых рабочих мест и развитие предпринимательства;
- оказание помощи безработным в организации собственного дела;
- создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов;
- организацию переподготовки работников;
- организацию общественных работ;
- выплату пособий по безработице.
По нашему мнению, направлениями стимулирования занятости в Республике Татарстан путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы, требующие создания соответствующих экономических механизмов, являются следующие:
1. Стимулирование спроса на рабочую силу.
2. Создание рабочих мест на основе развития предпринимательства
3. Организация оплачиваемых общественных работ
4. Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала
Необходимо также усилить роль бизнеса в решении социальных проблем и, в частности, проблем занятости. Частный сектор должен идти на более активное участие в совместном регулировании социальных проблем, не ограничиваясь выделением средств на социальные нужды.
Рынок является формой связи субъектов экономической деятельности, на основе которой реализуются товары, рабочая сила, а также капиталы в конкретных точках экономического пространства.
Вопросы улучшения условий труда решаются на основе реструктуризации и диверсификации вредных производств в общем контексте обеспечения конкурентоспособности предприятий. Данные процессы сопровождаются сокращением неэффективных рабочих мест, переквалификацией работников, а также расширением сферы услуг и развитием инновационных направлений деятельности.
Целью модернизации механизмов регулирования трудовых отношений выступает наиболее точное обеспечение прав граждан на достойный труд. Для их успешного решения имеются все необходимые условия: благоприятный инвестиционный климат, устойчивый рост экономики, система эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций.
По данным МТЗиСЗ РТ, наблюдается тенденция снижения доли молодежи в возрасте от 18 до 29 лет в составе безработных. Тем не менее, уровень безработицы молодежи г. Казани остается высоким - пятая часть от общего количества признанных безработными (на 01.01.2019г. - 20,1% или 3065 чел.). Наиболее востребованными профессиями и специальностями на сегодняшний день являются: водитель автомобиля (31,9 тыс. руб.), электрогазосварщик (37,8 тыс. руб.), монтажник (68,2 тыс. руб.); кондуктор (24,3 тыс. руб.), арматурщик (41,3 тыс. руб.), бетонщик (42,3 тыс. руб.), повар (18,7 тыс. руб.), штукатур (29,9 тыс. руб.), каменщик (34 тыс. руб.), стрелок (22,5 тыс. руб.), охранник (13,4 тыс. руб.), риелтор (34,2 тыс. руб.), полицейский (24,3 тыс. руб.), менеджер (23,4 тыс. руб.), медицинская сестра (18,1 тыс. руб.), агент страховой (16 тыс. руб.), механик (21,8 тыс. руб.), инженер (25,6тыс. руб.), младший воспитатель (12,4 тыс. руб.), бухгалтер (18,6 тыс. руб.), кассир (19,2 тыс. руб.). Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 апреля 2019 года составил 0,32 человека на вакансию.
Средняя продолжительность безработицы по итогам 2018 года составила
5,6 месяца (на 01.01.2018г. - 5,29 месяца). Как и в прошлом году, дольше всех (7,05 мес.) находились в поиске работы граждане, относящиеся к категории инвалидов, меньше (3,78 мес.) - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
В целях содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость, а также обеспечение кадрами экономики Республики Татарстан реализуется государственная программа «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы». Данная программа включает в себя 3 подпрограммы:
- реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции на 2014-2020 годы;
- улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан;
- популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014-2020 годы [41].
Основными задачами программы являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения;
- повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу;
- содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;
- наиболее полное удовлетворение потребности работодателей в комплектации кадрами;
- реализация мер социальной поддержки безработных граждан.
По нашему мнению, становление рынка, а также усиление конкуренции на базе высоких технологий, и необходимость развития человеческого потенциала должно привести к усилению роли правительства в экономике Республики Татарстан. Необходимо регулировать экономическую функцию - создавать необходимые условия для функционирования и прогресса экономики, обеспечение деятельности экономическими регуляторами.
Особо следует подчеркнуть, что регулирование рынка труда должно отвечать интересам как наемных работников, так и предпринимателей. В системе данных мер регулирования рынка труда мы полагаем, что можно выделить следующие:
- меры по регулированию спроса на труд;
- меры по регулированию предложения труда;
- меры по предоставлению социальных гарантий занятости.
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели,
регулирование рынка труда должно быть направлено на создание правовых, экономических условий для повышения эффективности занятости населения РТ. К основным задачам политики в области регулирования рынка труда должны относиться:
- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Действиями, направленными на регулирование рынка труда Республики Татарстан, должны являться:
- совершенствование законодательства в области содействия занятости населения в сочетании с современными тенденциями социально-трудовой сферы в связи с созданием высокотехнологических производств и объектов инфраструктуры;
- совершенствование системы мониторинга в определении профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе, а также реализации приоритетных национальных проектов. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу осуществляется путем обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест за счет разработки целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также за счет информационнопропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
- развитие кадрового потенциала: в условиях ускоряющегося научного и технического прогресса работнику необходимо предоставить возможность широкого доступа к постоянному обновлению знаний и умений, качественной информации и консультациям относительно возможностей получения образования на протяжении всей жизни;
- повышение качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.
Совершенствование регулирования рынка труда РТ в области занятости
должно охватить:
- регулирование заработной платы;
- стимулирование создания новых рабочих мест и развитие предпринимательства;
- оказание помощи безработным в организации собственного дела;
- создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов;
- организацию переподготовки работников;
- организацию общественных работ;
- выплату пособий по безработице.
По нашему мнению, направлениями стимулирования занятости в Республике Татарстан путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы, требующие создания соответствующих экономических механизмов, являются следующие:
1. Стимулирование спроса на рабочую силу.
2. Создание рабочих мест на основе развития предпринимательства
3. Организация оплачиваемых общественных работ
4. Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала
Необходимо также усилить роль бизнеса в решении социальных проблем и, в частности, проблем занятости. Частный сектор должен идти на более активное участие в совместном регулировании социальных проблем, не ограничиваясь выделением средств на социальные нужды.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОГО АСПЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОГО АСПЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОГО АСПЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Региональный рынок недвижимости на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Анализ рынка труда в Республике Татарстан
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Формирование и функционирование регионального рынка труда в российской экономике
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА КРУПНОГО ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



