Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Работа №42216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы развития речи старших дошкольников.. ..8
1.1 .Особенности развития речи старших дошкольников 8
1.2. Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста 19
1.2.1. Особенности понимания малых форм фольклорастаршими
дошкольниками 25
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора 30
2.1. Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии
ребенка 30
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с
использованием малых форм фольклора 54
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения


В этапах истории в самосознании народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования . Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком.. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается Современном дошкольном образовании процесс речевого развития рассматривается, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Все стороны его развития ,каждый этап жизни ребенка- народ заботливо сопровождал поэтическим словом. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Устное народное слово остается стержнем этой системы, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. За компьютером ребенок больше времени проводит,чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится ещё актуальнее.
В дошкольном образовании можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Пословиц, потешек, загадок их просто заучивают. На занятиях по развитию речи с детьми педагоги редко используют эти формы. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В дошкольном образовательном учреждений этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни . Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
В трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского раскрыты общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова,
М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.
В воспитательно-образовательном процессе настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.
Остро чувствуя недостатки действующей государственной "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г), особенно отсутствие раздела "Нравственное воспитание", ведущие педагоги- дошкольники города Барнаула также предприняли попытки восполнить этот пробел своими творческими работами (детские сады №167, №249, №217, №84 и другие). Очень жаль, что все их наработки остаются достоянием их собственных коллективов. Ведь тем, кто только начинает работу в этом направлении, очень важно опираться на опыт своих единомышленников.
Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малыхформ фольклора.
Объект исследования - процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования-процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малыхформ фольклора.
Цель и задачи исследования- определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
3.Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.
Г ипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
- специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора будет использовано не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи(К.Д.Ушинский,Е.И. Тихеева, А.П.Усова,М.М.Алексеева,В.И. Яшина,Ф.А. Сохин, А.М. Бородичидр.);психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)
На практике при рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого
развития,эксперимент наблюдения, анкеты для родителей,количественный и качественный анализ полученных данных.
Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с использованием малых форм фольклора" исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность её реализации.
В "Заключении" подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В "Приложении" представлены диагностический материал, конспекты занятий, сценарии развлечений,дидактические игры и наглядный материал.Педагогический эксперимент был проведён на базе МБДОУ «Детский сад№7 общеразвивающего вида №7 «Чебурашка»ЗМР РТ»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе нашего исследования в связи поставленной
целью рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора,
которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом
произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики
развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития
старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший
материал словесного творчества народа.
Во второй главе рассмотрены известные методики работы по
использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые
предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич,
С.С.Бухвостовой,О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич,
В.В. Шевченко и др.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил
представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на
базе дошкольного учрежденияМБДОУ « Детский сад№7 общеразвивающего
вида№7 «Чебурашка»ЗМР РТ» по использованию малых формфольклора в
процессе развития детской речи.В процессе экспериментальной работы
проследили динамику изменения уровня речевого развития. При равных
условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития
детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно
одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после
формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности64
разработанного нами комплекса методов и приемов.Экспериментальная группа
улучшиласвои результаты.. На десять процентов детей уменьшился с низким
уровнем развития. Количество детей увеличилось на двадцать процентов со
средним и высоким уровнем развития.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- к устному народному творчеству повысился интерес у детей ,в своей речи они
используют поговорки ,пословицы, в сюжетно-ролевыхиграх–потешки,
самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома
увидели большой заинтересованность у родителей.С удовольствием
разучивают с детьмии подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их
смысл.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное,так
как вопрос все ещё остается актуальным. Однако в плане развития методики
работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические
аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в
конкретных условиях дошкольного учреждения Детский сад№7
общеразвивающего вида №7 «Чебурашка»ЗМР РТ». В воспитательно-образовательной работе с детьми малые формы фольклора использовались в
интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной
деятельности (досуг, прогулка,игра, отдельные режимные моменты). Свою
работу мы строили на следующих основных принципах:
1)на тщательном отборе материала обусловленном возрастными
возможностями детей ;
2)интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и
видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой,
различные игры);
3) активного включения детей;65
4) использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании
речевой среды максимально.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к
выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей
старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными
руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с
использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по
развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для
обучения и развития речи, подтвердилась.
Если систематическая организовано работа старшим дошкольникам,
малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию.Использование
малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью
разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом,
использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне
оправдывает себя.


Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников.–М.: Академия, 2000. –400с.
2. АлексееваМ.М.,ЯшинаВ.И. Речевое развитие дошкольников.–М.: Академия,
1999. –159с.
3. АникинВ.П. Русские народные пословицы,поговорки,загадки, детский
фольклор.–М.: Учпедгиз, 1999. –240с.
4. АполлоноваН.А.Приобщениедошкольников к русской национальной культуре//
Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказываниев
детскомсаду.–М.:Просвещение, 1985. –148с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
7. БухвостоваС.С.Формирование выразительной речи у детей старшего
дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
8. ВенгерЛ.А., Мухина В.С. Психология.–М.:Просвещение,1988. –328с.
9. Воспитание детейв старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.Лямина.–М.:
Просвещение, 1984. –370с.
10.Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей //Дошк.
воспитание.-1996.-№11.-С.21-24.
11.ДавыдоваО.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический
защитный механизм этноса//Психолого-педагогические проблемы
современного образования //Сборник научных статей.–Барнаул:БГПУ, 2011. –
С.128-133.
12.Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих
специалистов дошкольногообразования:Дис…канд.пед. наук. –Барнаул: БГПУ,
2000. –183с.67
13.ДальВ.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русскоенародноепоэтическое
творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:Ю.Г. Круглов. –М.:Высшая
школа,1986. –С.185-193.
14.Детская психология/Подред.Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько.–Мн.:
Университетское, 1988. – 399с.
15.Детство:Программа развития и воспитания детей в детском саду/Под ред. Т.И.
Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.:Акцидент, 1996. –205с.
16.Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Подред.О.М.
Дьяченко,Т.В. Лаврентьевой.–М.: ГНОМ и Д, 2011. –144с.
17.ЗагрутдиноваМ.,ГавришН. Использование малых фольклорных форм//Дошк.
воспитание.-1999.-№9.-С.16-22.
18.Занятияпо развитию речи вдетском саду. Программа и конспект/Под ред. О.С.
Ушаковой. –М.:Совершенство, 2001. –368с.
19.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадыватьзагадки.–М.: Просвещение, 1986. –
127с.
20.КарпинскаяН.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и
дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1996. –143с.
21.КлименкоГ. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
(подготовительнаякшколе группа) // Дошк. воспитание.-1987.-№5.-С.34-35.
22.Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образованиев
России.//Сборник действующих нормативно-правовыхдокументов и научнометодических материалов.–М.: АСТ, 1997. –С.8-34.
23.КриницынаН. Дети любят потешки//Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
24.КудрявцеваЕ. Использование загадок в дидактической игре (старший
дошкольный возраст) //Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
25. Мацкевич А.Я.Малыеформы фольклора – дошкольникам //Работаскнигой в
детскомсаду/Сост.:В.А.Богуславская,В.Д.Разова. –М.: Просвещение,1967. –
С.46-60.
26.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.68
27.Мухина В.С. Детскаяпсихология.–М.: ООО "Апрель-Пресс",ЗАО
"ЭКСМО-Пресс",1999. –315с.
28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.:ШироковаЕ.Ф., Филиппова
Ж.Т., ЛейкоМ.М., Шувалова М.Н. Барнаул:БГПУ,1996. –49с.
29.Народное искусство в воспитании детей /Подред.Т.С.Комаровой.–М.:
ПедагогическоеобществоРоссии, 2000. –256с.
30.Орлова Н.Использование пословиц и поговорок в работе с детьми//Дошк.
воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
31.Подготовительная к школе группа в детском саду /Подред. М.В. Залужской.–
М.:Просвещение, 1975. –368с.
32.Программа воспитания и обучения вдетском саду. –М.:Просвещение,1987. –
191с.
33.Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-льЛ.А.
Венгер. –М.: Новаяшкола,1995. –145с.
34. Программа "Развитие"(Основные положения). Науч.рук-льЛ.А.Венгер. –М.:
Новаяшкола,1994. –158с.
35.Путешествиепо Стране Загадок /Сост.:ШайдуроваН.В.Барнаул: БГПУ, 2000. -
67с.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста/Подред. Ф.А. Сохина–М.:
Просвещение,1984. –223с.
37. Романенко Л. Устное народное творчество вразвитии речевой активности детей
// Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. –М.:
Высшаяшкола,1986. –135с.
39. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред.
А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.
40. Рыбникова М.А. Загадка,еёжизньи природа //Русское народное поэтическое
творчество. Хрестоматия по фольклористике/Сост.:Ю.Г.Круглов.–М.:Высшая
школа, 1986. –С.176-185.69

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ